Экономика и управление
УДК 332.122
Е.С. Рычкова, А.Е. Белкина
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлены результаты оценки инвестиционного климата региона, рассмотрены подходы к оценке инвестиционного синергизма территорий опережающего развития (ТОР) как организованных инноваций, находящихся в территориальном кластере. Определены основные составляющие синергетического эффекта.
Ключевые слова: кластеры, синергия, инвестиционный синергизм, территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), инвестиции, экономический рост.
ON THE QUESTION OF ASSESSMENT OF THE SYNERGETIC EFFECT OF THE TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENTIN THE AMUR REGION
The article presents the results of an assessment of the investment climate in the region, examined approaches to assessing investment synergism in the territory of advanced development (TAD), as organizational innovations located in a territorial cluster. The main components were identified of the synergetic effect.
Key words: clusters, synergy, investment synergism, territories of advanced development (TAD), investments, economic growth.
В современной экономике всё большую актуальность приобретает создание эффективных форм повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, одной из которых является кластеризация.
В научной работе Л.А. Комиссаровой [1] кластеры представлены как «концентрация углубленной специализации предприятий, а также синергетический эффект от кооперации участников кластера». Идея кластера является новым подходом к видению национальной экономики, экономики города, а также указывает на новые роли компаний, правительств и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности.
Основной принцип кластерной политики - превышение ценности кластера как единого целого над простой суммой составных единиц кластера. Л.Р. Абзалилова и Ю.Е. Янгирова [2] рассматривают кластер как «аккумулирование отдельных элементов региональной инновационной системы -таких как бизнес, государство и наука, в единую производственную цепочку определенной экономической специализации в целях повышения конкурентоспособности продукции кластера».
Создание кластеров в развитых рыночных странах происходило естественным путем, они стихийно самоорганизовывались на основе совпадения экономических интересов предприятий с од-
нородным видом производств на товарных рынках в целях повышения их конкурентоспособности. Синергия таких кластеров не формировалась целенаправленно, а обнаруживалась эмпирическим путем, иногда же принималась участниками кластеров неосознанно.
На сегодняшний день использование кластерного подхода занимает одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда регионов и муниципальных образований Российской Федерации. Данный подход начал формироваться с принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной 17 ноября 2008 г. [3]. Основными «точками роста» экономики должны стать пилотные инновационные кластеры, которые были отобраны Министерством экономического развития РФ в рамках первой национальной программы поддержки кластеров в 2012 г.
Повышение конкурентоспособности региональной экономики на основе преимуществ, создаваемых в результате функционирования кластеров, предопределило широкое распространение инструментов кластерной политики в контексте мер по активизации инновационных процессов. В перечень из 25 инновационных территориальных кластеров вошли субъекты, для которых характерна ведущая роль крупного промышленного производства. Всего в РФ создано 105 инновационных территориальных кластеров.
Развитие кластеров происходит уже в существующих промышленных компаниях, что делает необходимым искать решение для предотвращения недиверсифицированной экономики региона.
Один из инструментов социально-экономического развития регионов - создание территорий опережающего развития. Он используется с целью вывода из кризиса моногородов, предусматривает некоторые льготы по налогообложению и преференции по инфраструктурным проектам. ТОР - территориальные кластеры, поскольку соответствуют критериальным чертам: четко выражена специализация; крупный якорный инвестор, образующий ядро ТОР; предприятия-резиденты в географической близости друг от друга; деятельность резидентов ТОР, направленная на инновационный вектор развития; стабильность взаимовыгодных производственных и социальных связей хозяйствующих субъектов-резидентов ТОР, имеющая результатом достижение синергетического эффекта взаимодействия; развитая инфраструктура и меры государственной поддержки по развитию данной территории [4].
В работе М.А. Бушуевой [5] выявлено, что «возникновение синергетического эффекта зависит
от:
1) количества резидентов;
2) технологического прогресса и инноваций;
3) уровня квалификации трудовых ресурсов;
4) близости к потребителям;
5) наличия конкурентов;
6) потоков информации и капитала внутри территориального кластера и вне его;
7) поставщиков».
Показателем синергии территориального кластера и его конкурентоспособности считаются не столько индивидуальные характеристики предприятий, входящих ТОР, сколько комплексная динамика их развития.
Определение экономического базиса синергизма как возможности того, что результат совместных усилий нескольких бизнес-единиц превысит итоговый показатель их самостоятельной деятельности, представлено в работе И. Ансоффа. Уравнение синергизма учитывает управленческую синергию и основано на экономических выгодах от эффекта масштаба [5].
Согласно классификации И. Ансоффа, одним из видов синергизма является инвестиционный синергизм, который в свою очередь является следствием совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса расходов на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы с одного продукта на другой, использования одного и того же оборудования и т.д.
На наш взгляд, данный вид синергизма можно оценить применительно к территориям опережающего социально-экономического развития. При этом в целом оценивается влияние на инвестиционный климат для инвесторов.
По данным рейтинга BDO International Business Compass Гамбургского института мировой экономики, в 2016 г. Россия среди 174 стран занимала сотую строчку рейтинга по наиболее благоприятному инвестиционному климату для инвесторов - это ниже развивающихся стран [6].
Такое положение России связано с действием санкций, а также с заметным ростом административной нагрузки. Кроме того, ухудшились составляющие рейтинга - уровень развития транспортной инфраструктуры и промышленного производства.
Факт существования территориального кластера как цельной экономической системы определяет синергетический эффект привлечения инвестиций. Такой кластер привлекает внимание финансовых структур и, как следствие, дополнительные ресурсы в регион.
В 2016 г. на Дальний Восток привлечено инвестиций на общую сумму 1313 млрд. руб., из которых 25% составляют зарубежные инвестиции [7]. Привлечение инвестиции на территорию ДФО отражено в таблице.
Привлечение инвестиций на территорию ДФО
Субъекты РФ Показатель Значение отчетного периода, млн. долл. США Отклонение
по состоянию на 1.01.2016 по состоянию на 1.01.2017 абсолютное, млн. долл. США относи-тельное, %
ДФО Прямые иностранные инвестиции в экономику из-за рубежа: остатки, накопленные по состоянию на отчетную дату, всего 40558 39556 -1002 97,53
Сахалинская область 34940 35244 304 100,87
Республика Саха (Якутия) 1428 1210 -218 84,73
Приморский край 1243 1175 -68 94,53
Амурская область 1003 880 -123 87,74
Хабаровский край 634 555 -79 87,54
Чукотский автономный округ 438 349 -89 79,68
Еврейская автономная область 57 83 26 145,61
Камчатский край 41 39 -2 95,12
Магаданская область 775 21 -754 2,71
ДФО Прямые иностранные инвестиции в экономику из-за рубежа: остатки, накопленные по состоянию на отчетную дату в уставном капитале предприятий прямого инвестирования 36434 36403 -31 99,91
Сахалинская область 34347 34657 310 100,90
Республика Саха (Якутия) 780 100 -680 12,82
Приморский край 608 553 -55 90,95
Амурская область 236 691 455 292,80
Хабаровский край 176 168 -8 95,45
Чукотский автономный округ 45 144 99 320,00
Еврейская автономная область 27 64 37 237,04
Камчатский край 6 25 19 416,67
Магаданская область 208 1 -207 0,48
ДФО Прямые иностранные инвестиции в экономику из-за рубежа: остатки, накопленные по состоянию на отчетную дату в долговых инструментах 4124 3153 -971 76,45
Сахалинская область 1220 587 -633 48,11
Республика Саха (Якутия) 768 1110 342 144,53
Приморский край 635 622 -13 97,95
Амурская область 593 190 -403 32,04
Хабаровский край 223 387 164 173,54
Чукотский автономный округ 202 205 3 101,49
Еврейская автономная область 14 19 5 135,71
Камчатский край 12 13 1 108,33
Магаданская область 458 21 -437 4,59
При анализе динамики привлечения инвестиций выявлено, что к 2016 г. приток иностранных инвестиций по остаткам, накопленным по состоянию на отчетную дату, на территорию ДФО сократился на 2,47%. Отрицательная динамика притока инвестиций наблюдается по всем регионам, за исключением Сахалинской области и Еврейской автономной области, где приток инвестиций увеличился на 0,87% и 45,61% соответственно. Привлечение инвестиций в Магаданскую область в 2016 г. сократилось в 36,9 раза и составило 21 млн. долл. США.
В результате анализа поступления иностранных инвестиций по остаткам, накопленным в уставном капитале предприятий прямого инвестирования по отдельным регионам в 2016 г., можно выделить: Камчатский край, Чукотский автономный округ и Амурскую область, где приток инвестиций увеличился в 4,1, в 3,2, в 2,9 раза соответственно (к 2015 г.).
Поступление прямых иностранных инвестиций в долговых инструментах на территорию ДФО к 2016 г. сократилось в 1,3 раза и составило 3153 млн. долл. США. Наибольшее сокращение поступления инвестиций выявлено в Сахалинской, Амурской и Магаданской областях, где приток инвестиций уменьшился на 51,89%, на 67,96% и на 95,41% соответственно.
На сегодняшний день в Амурской области создано три территории опережающего социально-экономического развития: ТОР «Белогорск», ТОР «Приамурская» и ТОР «Свободный», сумма бюджетных вложений по которым составляет 2,37% против 97,63% частных вложений.
В соответствии с подписанными соглашениями резиденты ТОР «Белогорск» реализуют 5 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 5217,1 млн. руб., при этом планируется создать новые рабочие места (791). Структура инвестиций в ТОР Амурской области по источникам финансирования представлена на рис. 1.
ТОР«Белогорск» ТОР «Приамурская» ТОР «Свободный» ■ Бюджетные пнвестшцш Частные инвестиции Рис. 1. Структура инвестиций в ТОР Амурской области.
Выявлено, что сумма бюджетных вложений по всем ТОР Амурской области составляет 32,9 млрд. руб. (2,37%) против 1357,9 млрд. руб. (97,63%) частных инвестиций.
Для эффективного функционирования предприятий, входящих в ТОР, необходимы благоприятные условия: строительство объектов инфраструктуры (при этом речь идет об объектах транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры). Объединение предприятий ТОР в целях привлечь инвестиции для создания необходимой инфраструктуры позволит снизить индивидуальные затраты на ее формирование для каждого отдельного участника территориального кластера. Эффект синергии использования инфраструктуры заключается в сокращении издержек по дальнейшему обслуживанию и использованию объектов инфраструктуры.
Оценивая объем привлеченных инвестиций, следует отметить, что прогнозно-плановые показатели значительно варьируют. Объем инвестиций в объекты инфраструктуры ТОР представлен на рис. 2.
5
4,5 4
3,5 3 2.5 2 1,5 1
0,5 0
4,61
4.02
3.23
1.33
2,35
т
1.84
1.39
ли
1,2
и
2016 201" 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 202^ 2028
□ Частные средства, млрд.руб. ■ Бюджетные средства, млрд.руб.
Рис. 2. Объем инвестиций в объекты инфраструктуры ТОР.
Отсутствие финансирования за счет средств бюджета в 2016-2019 гг. обусловлено тем, что период финансового обеспечения мероприятий по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры ТОР «Белогорск» ограничивался 2015-2017 гг.
На сегодняшний день в ТОР «Белогорск» осуществляется деятельность по продвижению территории в соответствии с постановлением администрации г. Белогорска «Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в г. Белогорске на 2015-2020 годы», подпрограммой которого с 2015 г. является «Создание условий для развития территории опережающего социально-экономического развития «Белогорск». Вследствие продления срока финансирования с 2017 г. прослеживается положительная динамика привлечения объема инвестиций (увеличение в 2019 г. в 3 раза по сравнению с 2016 г.).
Объем бюджетных инвестиций для строительства инфраструктуры за 2016-2028 гг. составит 3,4 млрд. руб. Бюджетные ассигнования по видам инфраструктуры ТОР «Белогорск» отражены на рис. 3.
Инженерная инфраструктура
Битнес инфраструктур и
Тр а нсп ортня я и н фр я структур я
0.00 10,00 20,00 30.00 40,00 50.00 60.00 Рис. 3. Бюджетные ассигнования по видам инфраструктуры ТОР «Белогорск».
Объем частных инвестиций для строительства инфраструктуры за 2016-2028 гг. составит 23,1 млрд. руб. Объем частных ассигнований ТОР «Белогорск» представлен на рис. 4.
□ существующие резиденты
□ нрочнер^нденты
Рис. 4. Объем частных ассигнований ТОР «Белогорск».
Выявлено, что при общем объеме инвестиций в строительство инфраструктуры 25,5 млрд. руб. 8,8% частных инвестиций осуществляют имеющиеся резиденты; бюджетные средства составляют 12,3%, из них 99,3% - федеральные.
В целом, на наш взгляд, помимо определения инвестиционного климата региона, в оценку инвестиционного синергизма функционирования ТОР должны быть включены следующие этапы:
1) разделение показателей эффективности деятельности резидентов ТОР по уровням управления и разработка соответствующих индикаторов;
2) осуществление выбора показателей в разрезе использованных производственных ресурсов, с акцентированием внимания на специализацию как проектов резидентов, входящих в ТОР, так и ТОР в целом;
3) определение комплексных показателей с учетом синергетического эффекта.
Реализация данных этапов, на наш взгляд, позволит не только провести оценку эффективности инвестиционных проектов ТОР, но и определить функционирование резидентов ТОР с учетом синергетической составляющей.
1. Комиссарова, Л.А. Кластерный подход к развитию сферы жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне // Вестник НГИЭИ. - 2014. - №3 (34). - С. 77.
2. Абзалилова, Л.Р., Янгирова, Ю.Е. Кластерная политика - драйвер развития моногородов // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики. -М., 2017. - С. 3-9.
3. Зайнуллин, С.Б. Возможности и пределы кластерного подхода в обеспечении устойчивости экономического развития в современных условиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 5(99). - С. 1-11.
4. Борщевская, О.С. Управление интеграцией резидентов территорий опережающего развития в региональные социально-экономические процессы: теоретико-методологические аспекты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7, № 7А. - С. 152-164. - Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2017-7/13-borshchevskaya.pdf. - 28.02.2018.
5. Бушуева, М.А. Синергия в кластере // Интернет-журнал «Науковедение». - 2012. - № 4. - С. 1-6. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/122evn412.pdf. - 01.03.2018.
6. BDO International Business Compass: офиц. сайт. - Режим доступа: https://www.bdo-ibc.com/index/global-comparison/overall-index/. - 02.03.2018.
7. Красникова, Е.И., Белкина, А.Е., Оганесян, В.М. Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 43. -С. 2592-2606.