Научная статья на тему 'Новый этап эволюции пространственной организации экономики Амурской области'

Новый этап эволюции пространственной организации экономики Амурской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
278
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / AMUR REGION / TERRITORIAL STRUCTURE OF THE ECONOMY / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юсупов Владимир Рашитович

В статье рассмотрены возможные направления изменений в территориальной структуре экономики Амурской области в случае реализации крупных инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Юсупов Владимир Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Stage in the Evolution of Spatial Organization of the Amur Region’s Economy

Possible directions of changes in the territorial structure of the Amur region’s economy in the conditions of implementation of major investment projects are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Новый этап эволюции пространственной организации экономики Амурской области»



ff

DOI: 10.14530/reg.2017.1

-

ЮСУПОВ Владим ир Раш итович

Кандидат географических наук, директор

«АРТА» (Амурская региональная туристическая ассоциация), ул. Зейская, 31, Благовещенск, Россия, 675002

YUSUPOV

Vladimir

Rashitovich

Ph.D. in geography, director

«ARTA» (Amur Regional Tourist Association), 31, Zeyskaya Street, Blagoveshchensk, Russia, 675002

Ifn V\ Л г ■

\>Л\У//......

SS' iSsiJP .

Ж»

,4'

УДК 332.1

НОВЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрены возможные направления изменений в территориальной структуре экономики Амурской области в случае реализации крупных инвестиционных проектов.

Амурская область, территориальная структура экономики, инвестиционные проекты

NEW STAGE IN THE EVOLUTION OF SPATIAL ORGANIZATION OF THE AMUR REGION'S ECONOMY

Possible directions of changes in the territorial structure of the Amur region's economy in the conditions of implementation of major investment projects are considered in the article.

Amur region, territorial structure of the economy, investment projects

[email protected]

© Юсупов В.Р., 2017

¡ГиОНалиСТииа 001: 10.14530/гед.2017.1

Введение

В Амурской области происходят динамичные изменения территориальной хозяйственной структуры под воздействием новых направлений государственной политики по развитию Дальнего Востока. Реализация программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», предполагающей формирование территорий опережающего развития (ТОР), может послужить импульсом для роста как отдельных предприятий и промышленных узлов, так и в целом территориальной организации экономики региона.

Пики экономической активности локализуются в местах расположения официально открытых ТОР - «Приамурская» и «Белогорск». В составе первой ТОР предполагается создание комплекса нефтеперерабатывающих производств, а также транспортно-логистического комплекса у мостового перехода через реку Амур. В пределах ТОР «Белогорск» предполагается создание производств по глубокой переработке сельхозпродукции и других сопутствующих производств. Следующей точкой роста станет готовящаяся к открытию ТОР «Свободный», рассчитанная под масштабный проект создания газохимического комплекса. В настоящее время указанные производственные проекты проходят фазу становления, и они выступают как формирующиеся полюса роста. Вместе с тем уже наблюдается определённая концентрация социально-экономической активности вокруг будущих промышленных центров. Тем самым можно прогнозировать не только смену текущего направления развития экономики, но и изменение стратегических основ территориальной организации территории.

Именно рассмотрение возможных направлений трансформации территориальной организации экономики Амурской области в ходе реализации заявленных к настоящему времени крупных инвестиционных проектов и составляет цель данной статьи.

Для начала отметим, что инструментарий анализа территориальных экономических структур - дробное районирование и функциональное зонирование, анализ ЭГП районов и населённых пунктов, равно как и традиционные экономико-статистические методы и приёмы экономического картографирования - давно и хорошо известен [2; 8; 9; 10]. Более того, в недавнем прошлом этот инструментарий был использован при исследовании территориальной организации хозяйства в Амурской области. В частности, используя методологию экономического зонирования, Е.Е. Лейзерович выделил в пределах области три экономические зоны, отличающиеся друг от друга характером хозяйственного освоения - южную (сельскохозяйственную с развитием промышленности), центральную (с дисперсным типом освоения) и северную (основанную на пионерном и дисперсном типе освоения). Им же была предложена система дробного районирования для Амурской области и выделено 6 экономических микрорайонов.

Что касается факторов, которые способствовали притяжению новых инвестиционных проектов и, следовательно, новых производств (о которых речь пойдёт ниже), то среди них следует прежде всего выделить особенности географического положения районов южной зоны Амурской области. Территории, на которых происходит размещение новых производств, расположены в пределах Зейско-Буреинской равнины и имеют благоприятные физико-географические характеристики. Это и довольно ровный и спокойный рельеф, и стабильная относительно тёплая (по дальневосточным меркам) температура, что способствует снижению инфраструктурных затрат на функционирование производственных комплексов. В сочетании с имеющимися развитым транспортным и энергетическим каркасом и опорным каркасом расселения в целом всё вышеуказанное позволяет отнести данный район к очень перспективным для последующего размещения других новых производств в дополнение к обозначенным проектам ТОР.

у Ш''

р-е

гмоналмстика

С- -' Ж/.,

Р0!: 10.14530/гед.2017.1

% \\ // 1 ЛШ1

ш

Важнейшие инвестиционные проекты, реализуемые на территории Амурской области

Перспективы развития экономики области в настоящее время связывают с целым рядом проектов. Кратко охарактеризуем их.

ТОР «Белогорск»

Проект имеет преобладающую сельскохозяйственную направленность. Опирается на комплекс производств, связанных с обработкой и переработкой сои. Площадь ТОР составляет более 702 га (из которых более 678 га - резервная площадка). Якорным проектом является завод по глубокой переработке сои мощностью 240 тыс. т, который ведёт ООО «Амурагро-центр». Впервые в стране будет создана линия по выпуску изолята (очищенного растительного белка) с содержанием белка свыше 90% [15]. Общая стоимость проекта составляет 5,8 млрд рублей. Проект реализуется как из собственных средств компании, так и заёмных средств (в частности, кредита ВТБ в размере 800 млн рублей). Также летом 2016 г. Фондом развития Дальнего Востока был предоставлен кредит в размере 2,14 млрд рублей сроком на 10 лет по ставке 5% годовых, что явилось своего рода революцией в долгосрочном кредитовании в ДФО. Кроме производств «Амурагроцентра» в составе ТОР будут созданы другие предприятия сельскохозяйственной направленности, металлообработки и пищевой промышленности.

ТОР «Приамурская»

Основу ТОР формируют мостовой переход через реку Амур и логистический комплекс предмостовой зоны. Проект выполняется в соответствии с межправительственным соглашением между РФ и КНР. Цель сооружения моста - ликвидировать дефицит транспортной инфраструктуры на границе двух стран. Мост будет находиться в совместной собственности Амурской области и провинции Хэйлунцзян.

Грузооборот в 2025 г. планируется нарастить до 2,7 млн т с нынешних 300 тыс. т (то есть в 9 раз). При сооружении второй (железнодорожной) очереди моста к 2045 г. планируется выйти на грузооборот в 6,5 млн т груза и 3 млн человек [17]. Планируется пропуск до 8 700 автомашин в сутки1, из которых 90% составят грузовые. Введение моста в строй позволит сократить трансграничные транспортные затраты примерно на 25-30%.

Ввести в эксплуатацию объект планируется уже в 2019 г. По проекту его длина составит 19,9 км (из них 6,5 км будет проходить по территории Китая, оставшиеся 13,4 км - по российской территории), а ширина - 14,5 м [3]. Это обусловило формирование затратной части проекта. Российская сторона инвестирует в строительство комплекса 13,6 млрд рублей, китайская - 5,2 млрд рублей. Общая сумма составит 18,8 млрд рублей [14]. Финансирование с китайской стороны будет осуществляться за счёт собственных источников, с российской -за счёт кредита банка провинции Хэйлунцзян - «Лунцзян»2.

Крупные инвестиции позволят создать дополнительно 1 400 рабочих мест в ходе строительства. Налоговые платежи после пуска моста в эксплуатацию составят 600 млн рублей. Дополнительный экономический эффект от строительства моста будет получен благо-

1 Для сравнения, в 2012 г. общее количество автомашин составило 13,2 тыс.

2 Кредит предполагается в валюте (китайские юани) под 6% годовых сроком на 15 лет с отсрочкой платежа на

3 года (срок строительства).

ЩЩ^тТ^ЖШшШШх^

^ да

ПП1- 1П ЧЛЧ^П/гоп ОП17 1

й0!: 10.14530/гед.2017.1

//

даря формированию предмостовой экономической зоны, под которую предполагается выделение около 400 га. Зона будет располагаться в 19 км от Благовещенска и в 16 км от моста. В состав зоны предполагается ввести комплексы транспортной инфраструктуры и предприятий ряда обрабатывающих отраслей. Планируется создание до 2 400 новых рабочих мест. Инвестиции прогнозируются на уровне 25-30 млрд рублей. Налоговые платежи составят 1,6 млрд рублей в год [17].

ид

■л V Ш

ТОР «Свободный»

Газохимический комплекс будет состоять из двух комбинатов, собственниками которых являются Газпром (газопереработывающий завод) и СИБУР (Амурский газохимический комбинат). Комплекс будет расположен в районе г. Свободный. Площадь производства составит 853 га [16].

На Амурском ГХК после завершения второй очереди в 2025 г. будет производиться 2,5 млн т полиэтилена. Проект имеет федеральное значение, поскольку в ходе его реализации будет полностью удовлетворён спрос на полиэтилен в стране, а объёмы его выпуска на комплексе превысят в 1,5 раза его текущий объём в стране.

Стоимость проекта по оценке СаратовНИНИНефтегаз на конец 2016 г. составляет 790 млрд рублей. Финансирование комплекса переработки СИБУРа, судя по происходящим интенсивным контактам, будет происходить совместно с китайской компанией Sinopec, которая станет полноценным участником проекта. В целом по предварительным оценкам (а инвестиционное решение СИБУРа по проекту создания ГХК должно быть принято в 2017 г.) возможный объём инвестиций в строительство ГХК может составить 11,5 млрд долларов США. К строительству ГХК будет привлечено около 10 тыс. рабочих; На самом ГХК будет создано 1,5 тыс. рабочих мест. Нналоговые отчисления составят около 10 млрд рублей. Вклад газохимического комплекса в ВРП региона составит около 100 млрд рублей ежегодно. При этом налоговые платежи во все уровни за 20 лет работы составят около 350 млрд рублей. Будет организовано инфраструктурное обеспечение с подводом мощной ЛЭП на 360 МВт [1].

Вторая очередь космодрома «Восточный» и создание пускового комплекса для ракет «Ангара»

На «Восточном» предполагается построить ещё два стартовых стола под ракеты тяжёлого класса «Ангара-5» и сверхтяжёлой ракеты нового поколения «Феникс», а всего - ещё 21 масштабный объект космической инфраструктуры.

При выходе на проектную мощность планируется проведение ежегодно от 5-7 до 10 запусков. Первоначально глава Роскосмоса И. Комаров оценил вложения во 2-ю очередь в сумму свыше 350 млрд рублей до 2023 г. [4]. Позднее Роскосмос дал более скромные оценки затрат - 238 млрд рублей [13]. Вместе с тем с учётом опыта строительства первой очереди космодрома можно предположить, что оценка И. Комарова окажется ближе к реальной величине.

Кроме того, должно развернуться масштабное строительство г. Циолковский, численность населения которого составит около 40 тыс. человек [4]. Затраты на создание полноценного города потребуют около 20-25 млрд рублей. Таким образом, общий масштаб инвестиций в комплекс космодрома «Восточный» оценивается не менее чем в 400 млрд рублей.

ж

ШЩШ;:^

й а

кегианалмстика

11

¡З^ТЕ

ПП1- 1П ЧЛЧ^П/гоп 9П17 1

й0!: 10.14530/гед.2017.1

% \\ // ; ЛШ1

ж®

Ж

Развитие АПК региона

Сельское хозяйство является традиционной отраслью специализации для области. В южной зоне региона сельское хозяйство развито интенсивно и равномерно. При этом с учётом постоянного роста вовлечения новых объёмов пахотных земель в оборот происходит интенсификация их использования. Это происходит за счёт внедрения новой техники, массовой модернизации технического парка.

В последние годы для АПК области характерна позитивная динамика. Объём производства продукции АПК вырос с 21,2 млрд рублей в 2010 г. до 53,2 млрд рублей в 2016 г. (в 2,5 раза). Основной вклад внесло растениеводство: произошёл рост с 13,0 млрд рублей до 38,5 млрд рублей (или в 3 раза). При этом прибыль от производства сои составила 8,45 млрд рублей, а рентабельность - 62%. Животноводство выросло с 8,2 до 13,4 млрд рублей, или в 1,8 раза1.

Фундаментальную основу роста производства сельхозпродукции составило увеличение площади посевных с 790 тыс. га в 2010 г. до 1 213 тыс. га в 2016 г. [7]. Министерством сельского хозяйства области намечено увеличение посевных площадей до 1 500 тыс. га к 2020 г. (на 24%).

Также в регионе была реализована программа коренной технической модернизации агропредприятий. Существенный толчок модернизации был дан в 2008-2012 гг. Инвестиции по программе поддержки бюджета составили 7,8 млрд рублей. И в настоящее время сельхозпредприятия либо самостоятельно осуществляют покупку техники, либо - через «Росагроли-зинг». С учётом закупки из других источников (КНР, европейские и российские производители) ежегодные инвестиции в новую технику в АПК региона оцениваются в 2,5-3 млрд рублей.

АПК стал экономически эффективен. В пользу этого довода говорят цифры общей суммы дотаций в 2010 и 2016 гг. (которая даже уменьшилась в 2016 г. до 1,47 млрд рублей) при значительном росте объёмов производства и эффективности. Весьма эффектно выглядит динамика соотношения объёма произведённой продукции на 1 рубль господдержки: в 2012 г. этот показатель был 12,4, а в 2016 г. - 36,21, то есть произошёл рост в 3 раза2.

.у,.

Развитие города Благовещенска

В определении перспектив развития экономики региона нельзя обойти развитие областного центра, который стоит несколько особняком от происходящих инвестиционных процессов.

В общем объёме экономической деятельности области областной центр занимает приоритетное положение в торговле (62% областного товарооборота розничной торговли), оказании платных услуг населению (26,1%) и строительстве жилья (57,9%). И хотя по всем трём упомянутым выше позициям имеет место сокращение удельного веса областной столицы, Благовещенск, тем не менее, всё ещё рассматривается населением как «полюс комфортности и привлекательности» в регионе.

Доля региональной столицы в строительном комплексе упала с 31% до 19,6% в 2015 г., а в общеобластном объёме инвестиций - соответственно с 22,3% до 16,4%. И это неудивительно: в настоящее время в областном центре не реализуется ни одного крупного инвести-

1 http://www.agroamur.rU/3/3_4/3_4.html

2 http://www.agroamur.rU/2/2.html

ж

р-е

гмоналмстика

11

;,■ -ж/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж- //¥\шЗшшшё^

й0!: 10.14530/гед.2017.1

__Л

^ \\ //

Ж

ШР

ционного проекта .

Приведённые данные говорят о том, что динамичность развития новых инвестиционных проектов резко контрастирует с инерционностью Благовещенска. В связи с этим областному центру объективно необходим новый крупный экономический проект. Возможно, он будет реализован в ходе развития проекта мостового перехода. Возможно, будет дан новый импульс международному туристическому проекту «Золотая Миля» по созданию в Благовещенске масштабного гостиничного и туристического центра для китайских туристов.

Возможные направления пространственного развития экономики области

Анализ сложившейся территориальной структуры экономики и приведённый выше перечень инвестиционных проектов дают основание предположить, что в центральной части южной зоны Амурской области формируется крупный по территории и значению экономический район. Общий объём вновь производимого регионального продукта по представленным проектам составит к 2025 г. около 250 млрд рублей, прирост объёма инвестиций -1 100 млрд рублей, прирост численности занятых в производственном комплексе - около 9 тыс. человек.

Анализ отраслевой динамики говорит о важнейшем изменении отраслевой специализации Амурской области: она становится промышленной, при этом сохраняются значимые результаты в аграрной сфере. Можно с уверенностью утверждать, что в области происходит этап современной индустриализации.

Также налицо эффект пространственной концентрации производства. На территории 5 административных районов и 3 городов областного подчинения на 1 января 2016 г. проживало 457 тыс. человек, что составляло 56% населения области. Доля выделенных районов области в региональном ВРП, по нашим оценкам, составит около 65%2. Таким образом, на юге области сформируется и ещё больше укрепится экономическое ядро региона. Именно оно образует полюс роста для всей Амурской области.

Формирующийся район лежит в треугольнике «Благовещенск - Белогорск - Свободный». То есть можно говорить о существенном изменении схемы районирования, предложенной в своё время Е.Е. Лейзеровичем [9]. Есть основания предполагать, что формируется «поляризированная» структура из трёх мощных экономических центров, объединяемых в один ареал интенсивного экономического развития и связанных магистральной сетью транспортных коммуникаций.

Здесь можно увидеть черты сходства с формированием пространственной модели развития других регионов Дальнего Востока. Так, А.Н. Демьяненко с соавторами выделил ареал интенсивного развития южной зоны Хабаровского края [5]. В этом регионе также образуются три полюса «пропульсивного» развития: Большой Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре -Ванино - Советская Гавань. Они также связываются магистральными коммуникациями, образующими перспективные «коридоры развития». Ранее поляризованный подход был обозначен П.А. Минакиром с соавторами как варианта эффективного пространственного развития экономики ЕАО [12].

Считаем важным отметить определённую общность ситуации совершенствования мо-

1 Благовещенску - 160 лет: Справочник. Амурстат. Благовещенск, 2016. 96 с.

2 Рассчитано без учёта показателей Свободненского отделения Забайкальской железной дороги, административно привязанной к г. Свободный.

^ Рр

ПП1- 1П ЧЛЧ^П/гол on 17 1

DOI: 10.14530/reg.2017.1

^ АМ/ШмнШШш

делей пространственных структур для регионов ДФО. На наш взгляд, особенности современного развития пространственной экономики обусловлены внедрением ТОР. Формирование в регионах такого перспективного нового «опорного каркаса территории» может в определённой степени служить критерием эффективности и соответствия новым задачам развития всего макрорегиона.

Каждый промышленный узел в отмеченном ареале Амурской области выполняет в настоящее время роль «специализированного центра» (по Г.М. Лаппо [8]). Но вместе с тем в выделенном нами районе можно наблюдать очень важные изменения в территориальной структуре городов и на микроуровне: происходит смещение фокусов экономической активности в границах территориальных образований. Так, в газохимическом комплексе центр производственной активности смещается в район с. Дмитриевка (около 15 км от г. Свободный) на место будущего химического комплекса. Вокруг него неизбежно будут возникать соответствующие спутники производственной активности (смежные и последующие производства). Комфортная среда обитания вокруг комплекса (чистые лесные массивы) в лимитах санитарных зон подтолкнут к формированию пояса селитебной среды в северо-западном направлении. Произойдёт расширение территориальных границ нового социально-экономического образования. И центр масштабного производства и социального обслуживания сдвинется в указанном северо-западном направлении.

В Белогорске развитие специализированного центра, связанного с пуском соевого завода, осуществляется в юго-западном направлении. Там строится микрорайон, возникает логистический комплекс, и туда смещается новый полюс роста Белогорска.

Пуск в эксплуатацию международного мостового перехода приведёт к динамичному развитию ТОР «Приамурская». Уже сейчас ясно, что в этом месте будет крупный логистический комплекс международного и регионального масштаба. Произойдёт развитие комплекса сборочных и сервисных производств, очень перспективным выглядит создание здесь такой современной формы развития, как индустриальный парк. Неизбежно возникнет расширение селитебной зоны вокруг этого центра со стороны сёл Ровное и Волково, расположенных вокруг ТОР. Всё это даёт нам основание спрогнозировать, что развивающийся здесь комплекс станет важным территориальным образованием и спутником (по характеристикам, отмеченным Г.М. Лаппо [8]) г. Благовещенск.

Приведённые рассуждения позволяют говорить о поэтапном развитии выделенного нами территориального комплекса «Свободный - Белогорск - Благовещенск» от стадии «центровой» к стадии «агломерирование», если воспользоваться терминологией Г.М. Лаппо [8]. Таким образом, усиливается степень насыщенности пространственной экономики, постепенно подводя её к стадии более сложного территориально-хозяйственного образования.

Отметим проявление и других эффектов, свойственных процессам агломерации. Из них наиболее известными являются так называемые MAR- и Джейкобс-эффекты. MAR-эффекты (Marshall, Arrow, Romer) - это, по сути, эффекты локализации-кластеризации, возникающие за счёт объединения в одной сфере деятельности. Они ярко проявляются в развитии Свобод-ненского газохимического комплекса, когда вслед за заводом «Газпрома» по переработке газа в объеме 49 млрд м3 возникает комплекс СИБУРа по производству 2,5 млн т полиэтилена. Далее в соответствии с экономической целесообразностью и практикой СИБУРа (как это было в случае его комбинатов в Тобольске и Кстове) возникнет индустриальный парк с комплексом производств малотоннажной химии с высокой добавленной стоимостью, нацеленный на широкую гамму потребителей. Кроме того, свободненские полиэтилены будут внедряться в сельскохозяйственный комплекс области.

Соевый комплекс в Белогорске продолжает локализационную цепочку выращивания

!гианапнстика 00!: 10.14530/гед.2017.1

ж........иШМШШШ®'1

сои в области. Белок, имеющий высокую степень очистки, подтолкнёт к созданию последующей цепочки переработки и формированию фармацевтических производств. Расширение списка резидентов ТОР «Белогорск» идёт в настоящее время в направлении поиска внутрирегиональной кооперации - там работает пищевой комбинат, комплекс по металлообработке, новые резиденты подбираются исходя из эффективности внутрирегиональных поставок.

Проходящие в настоящее время консультации с китайскими компаниями свидетельствуют об их заинтересованности в переносе определённых типов производств на территорию ТОР «Приамурская» для организации производства исходя из внутрирегиональных нужд. Это говорит о начале работы МЛЯ-эффектов.

Проявление Джэйкобс-эффектов [18] (или урбанистических эффектов) можно уже проследить на примере принятия комплексного плана развития г. Свободный, предполагающего развитие крупного микрорайона химиков и модернизацию структуры социально-хозяйственного комплекса города.

В Белогорске происходит строительство большого микрорайона для занятых в соевом комплексе. Также постепенно начинается модернизация городского хозяйства, правда, в ощутимо меньших масштабах по сравнению с г. Свободный.

Территории вокруг ТОР «Приамурская» в связи с начальным этапом её становления не получили развития, но начало строительства мостового перехода вызовет развитие селитебной активности вокруг указанных мест уже в 2017 г.

Размещение работников для новых производств предполагается в основном в компактных микрорайонах вокруг промузлов. Вместе с тем можно спрогнозировать большую маятниковую миграцию, связанную с новыми промышленными центрами. В этой связи стоит отметить возрастание маятниковых эффектов, ориентированных на города Свободный1 и Бело-горск (в отличие от господствовавших ранее направлений на Благовещенск). Для Благовещенска же изменение маятниковых процессов может происходить в направлении прежде всего ТОР «Приамурская» и её логистической и индустриальной зон. Кроме того, определённым центром маятниковых процессов может стать Берёзовский нефтехимический комплекс или другой подобный проект.

Следует отметить формирование вследствие реализации проектов ТОР образовательного и исследовательского комплекса, базирующегося в г. Благовещенск. Можно ожидать даже формирование в областной столице образовательного химического центра масштаба ДФО.

Заключение

Мы рассмотрели целый ряд процессов из различных сфер жизни региона, которые свидетельствуют об усложнении территориальной организации хозяйства и появлении нового качества их взаимосвязи. В регионе формируются сразу несколько экономических центров, которые будут иметь определённое федеральное значение. Уже возросло значение формирующегося территориального образования «Свободный - Белогорск - Благовещенск». Причём каждое из указанных звеньев формирует свою экономически мощную зону влияния. Определённую схожесть, связанную с наличием таких центров, можно увидеть в некоторых других регионах РФ.

В настоящее время ещё рано говорить о формировании агломерации в рассматриваемом районе. Вместе с тем следует отметить, что соответствующие процессы уже начались, и, на наш взгляд, можно говорить о начальном проявлении агломерационных эффектов на тер-

1 Ранее г. Свободный вообще не рассматривался как центр маятниковых процессов.

ИШшгчЖ - Ж^жвЯШю

!ГИ0НаЛИСТ1Ша Р01: 10.14530/гвд.2017.1

ритории Амурской области. Динамичность их развития будет зависеть от степени успешности становления новых проектов. Но у региона налицо возможность сформировать впоследствии качественно новый территориальный центр, имеющий признаки развитой агломерации.

Отметим сложности развития новых территориально-хозяйственных структур. Прежде всего, развитие идёт в соответствии с циклом каждого проекта и поэтому имеет ярко выраженную неравномерность. Также процессы старта проектов идут очень долго (впрочем, как и в других местах Дальнего Востока). В связи с этим в настоящее время трудно увидеть системный эффект для рассматриваемого региона. Кроме этого, в регионе слабо проявляется стремление к формированию эффектов комплексообразования на стадии развёртывания проектов. Для региона необходим мультипликативный эффект от появления новых проектов. Так, при развёртывании подрядных организаций на строительстве новых комплексов целесообразно рассмотреть возможность формирования индустриальных парков строительного, сервисного и логистического направлений. Индустриальные парки могут предоставить местным муниципальным образованиям возможности для получения дополнительных доходов от предоставления качественных услуг при строительстве производственных проектов. Вокруг индустриальных парков может начать формироваться региональная система обслуживания сложной строительной техники, что даст региону дополнительный мультипликатор роста. Это в целом соответствует сложившемуся в настоящее время подходу к освоению территорий Дальнего Востока и Сибири [6]. Впоследствии площадки индустриальных парков могли бы переориентироваться на обслуживание дополнительных цепочек переработки после запуска проектов в производство. Тем самым формировался бы современный базис для последующего индустриального развития.

Конечно, сейчас, на старте проектов, нельзя чётко планировать развитие кооперации. Но формировать цепочки производственной кооперации и развивать мультипликативный эффект необходимо уже сейчас. На наш взгляд, необходимо обозначить формирование сети индустриальных парков в местах будущих проектов. Под это в настоящее время надо планировать земельные участки и инфраструктурные мощности. Надеемся, что эти процессы получат поддержку в Амурской области и на её «пропульсивной» территории. Решение подобной задачи в рамках совершенствования и оптимизации новой пространственной экономики уже было чётко сформулировано в работе П.А. Минакира [11] при обсуждении стратегии Хабаровского края. Отметим, однако, что данная задача становится актуальной для всех регионов ДФО в целом (и расположенных в них ТОР) и для Амурской области в частности.

Таким образом, мы видим, что с появлением и запуском в эксплуатацию новых проектов амурских ТОР объективно будут происходить процессы динамичного развития и изменения пространственной организации экономики, в чём видится следующий этап анализа оптимизации структуры пространственной экономики. При этом увеличится количественный состав участников территориальных промышленных центров, и усложнятся качественные взаимосвязи между ними. Они приведут к образованию новых территориально-хозяйственных структур.

AV

Список литературы

1. Амурский газохимический комплекс СИБУРа сможет поставлять свою продукцию в Китай и страны АТР. URL: http://neftegaz.ru/news/view/141595-Amurskiy-gazohimicheskiy-kompleks-SIBURa-smozhet-postavlyat-svoyu-produktsiyu-v-Kitay-i-strany-ATR (дата обращения: 18.09.2016).

2. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1956. 366 с.

3. В Благовещенске началось строительство моста через Амур в китайский Хэйхэ. URL:

ИШшгчЖ - Ж^жвЯШю

irMDHanUCTUKa DOI: 10.14530/reg.2017.1

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/585e3f4a9a7947fD9acdie5d (дата обращения: 27.12.2016).

4. Глава Роскосмоса: вторая очередь «Восточного» превзойдет все, что уже построено. URL: http://www.interfax.ru/interview/518037 (дата обращения: 12.11.2016).

5. Демьяненко А.Н., Дятлова Л.А., Украинский В.Н. Хабаровский край: общие контуры пространственного развития // Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. С. 51-57.

6. Дец И.А. Освоение Восточной России: история изучения и современные тенденции // География и природные ресурсы. 2015. № 1. C. 17-21.

7. К 2020 году посевные площади в Приамурье вырастут до полутора миллионов гектаров. URL: http://www.furazh.ru/n/E2D7 (дата обращения: 12.02.2017).

8. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. 480 с.

9. Лейзерович Е.Е. Типология местностей России (экономические микрорайоны России: сетка и типология) // Социальная реальность. 2007. № 7. С. 84-125.

10. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 304 с.

11. Минакир П.А. Концептуальные положения развития Хабаровского края // Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. С. 151-160.

12. Минакир П.А., Демьяненко А.Н., Горюнов А.П., Украинский В.Н. Стратегия развития Еврейской автономной области: концептуальные положения // Регионалистика 2015. № 4. C. 6-20.

13. На строительство второй очереди Восточного выделят 238 млрд рублей. URL: http://tass.ru/ekonomika/3728393 (дата обращения: 27.11.2016).

14. Строительство моста Хэйхэ-Благовещенск начнётся в июле 2016 года. URL: http://vheihe.ru/stroitelstvo-mosta-hejhe-blagoveshensk.html (дата обращения: 12.05.2016).

15. ТОР «Белогорск» получит одобренные Правительственной Подкомиссией инвестиции. URL: http://www.eastrussia.ru/news/tor-belogorsk-poluchit-odobrennye-pravitelstvennoy-podkomissiey-inves titsii-po-litsii-fonda-razvitiya/ (дата обращения: 12.10.2016).

16. Усачёва Ю. Триллион на регион. URL: http://www.eastrussia.ru/material/trillion-na-region (дата обращения: 15.12.2016).

17. Фокеева В. Мост через Амур сократит логистические расходы на экспорт в Китай. URL: http://expert.ru/2016/04/4/most/ (дата обращения: 05.05.2016).

18. Jacobs J. The Economy of Cities. New York: Randon House, 1970. 288 p.

AV

References

1. Amur Gas Chemical Complex of SIBUR Will Be Able to Supply Its Products to China and Asia-Pacific Countries. Available at: http://neftegaz.ru/news/view/141595-Amurskiy-gazohimicheskiy-kompleks-SIBURa-smozhet-postavlyat-svoyu-produktsiyu-v-Kitay-i-strany-ATR (accessed 25 September 2016). (In Russian)

2. Baranskiy N.N. Economical Geography. Economic Cartography. Moscow, 1956. 366 p. (In Russian)

3. The Construction of the Bridge across the Amur River to Chinese Heihe Has Begun in Blagoveshchensk. Available at: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/585e3f4a9a7947f09acd1e5d (accessed 27 December 2016). (In Russian)

4. The Head of Roskosmos: The Second Stage of «Vostochny» Will Surpass Everything That Has Already Been Built. Available at: http://www.interfax.ru/interview/518037 (accessed 12 November 2016). (In Russian)

5. Demyanenko A.N., Dyatlova L.A., Ukrainskiy V.N. Khabarovsk Territory: General Concept of Spatial Development. In: Regional Strategic Planning: The Experience of Khabarovsk Krai. Khabarovsk, 2016.

irUDHanUCTUKa DOI: 10.14530/reg.2017.1

Pp. 51-57. (In Russian)

6. Dets I.A. Development of Eastern Russia: Experience of Research, and Current Tendencies. Geografiya iprirodnye resursy [Geography and Natural Resources]. 2015. No. 1. Pp. 17-21. (In Russian)

7. By 2020, the Sown Areas in Amur Region Will Grow to 1,5 Million Hectares. Available at: http://www.furazh.ru/n7E2D7 (accessed 12 February 2017). (In Russian)

8. Lappo G.M. Geography of Cities. Moscow, 1997. 480 p. (In Russian)

9. Leizerovich E.E. Typology of Localities in Russia (Economic Micro-Regions of Russia: Grid and Typology). Sotsial'naya real'nost' [Social Reality]. 2007. No. 7. Pp. 84-125. (In Russian)

10. Maergoyz I.M. Territorial Structure of the Economy. Novosibirsk, 1986. 304 p. (In Russian)

11. Minakir P.A. Conceptual Development Provisions of the Khabarovsk Krai. In: Regional Strategic Planning: The Experience of Khabarovsk Krai. Khabarovsk, 2016. Pp. 151-160. (In Russian)

12. Minakir P.A., Demyanenko A.N., Goryunov A.P., Ukrainsky V.N. Development Strategy of the Jewish Autonomous Region: Conceptual Positions. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 4. Pp. 6-20. (In Russian)

13. The Construction of the Second Phase of Vostochny Will Allocate 238 Billion Rubles. Available at: http://tass.ru/ekonomika/3728393 (accessed 27 November 2016). (In Russian)

14. The Construction of the Heihe-Blagoveshchensk Bridge Will Begin in July 2016. Available at: http://vheihe.ru/stroitelstvo-mosta-hejhe-blagoveshensk.html (accessed 12 May 2016). (In Russian)

15. TAD «Belogorsk» Will Receive Investments Approved by the Governmental Sub-Commission. Available at: http://www.eastrussia.ru/news/tor-belogorsk-poluchit-odobrennye-pravitelstvennoy-podkomissiey-investitsii-po-litsii-fonda-razvitiya/ (accessed 12 October 2016). (In Russian)

16. Usacheva Yu. Trillion on the Region. Available at: http://www.eastrussia.ru/material/trillion-na-region (accessed 15 December 2016). (In Russian)

17. Fokeeva V. The Bridge across the Amur River Will Reduce Logistics Costs for Exports to China. Available at: http://expert.ru/2016/04/4/most/ (accessed 5 May 2016). (In Russian)

18. Jacobs J. The Economy of Cities. New York: Randon House, 1970. 288 p.

Для цитирования:

Юсупов В.Р. Новый этап эволюции пространственной организации экономики Амурской области // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 1. С. 27-37. For citing:

Yusupov V.R. New Stage in the Evolution of Spatial Organization of the Amur Region's Economy. Regionalistica [Regionalistics]. 2017. Vol. 4. No. 1. Pp. 27-37. (In Russian)

Ii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.