Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЯМИ САМОЗАНЯТНЫХ ГРАЖДАН'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЯМИ САМОЗАНЯТНЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ГРАЖДАНЕ РФ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ПЕНСИЯ / ВЫХОДНОЕ И БОЛЬНИЧНОЕ ПОСОБИЕ / SELF-EMPLOYED CITIZENS / INFORMAL EMPLOYMENT / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOCIAL GUARANTEES / PENSIONS / SEVERANCE PAY AND HOSPITAL ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Наталья Юрьевна, Зиглина Василиса Евгеньевна

Проблема легализации самозанятых граждан достаточно актуальный аспект совершенствования российского законодательства в последние годы. Попытки легализовать самозанятых граждан предпринимались и законодательном уровне и ранее, но последняя попытка имела наибольший успех, что влечет за собой ряд вопросов относительно того, как участникам экономических отношений взаимодействовать с самозанятыми гражданами. В данной статье анализируются способы легализации неформальной занятости в России путем приобщения самозанятых граждан к осуществлению своей деятельности в рамках закона. В ходе анализа действующего законодательства в отношении самозанятых граждан, проблема была недостаточно проработана в части обеспечения социальных гарантий самозанятым гражданам. Проведен сравнительный анализ следующих экономических субъектов: «индивидуальные предприниматели», «самозанятые граждане» и «граждане РФ». В ходе данного сравнительного анализа, был подчеркнут ряд сходств самозанятых граждан как с индивидуальными предпринимателями, так и с гражданами РФ. Рассмотрены способы обеспечения их социальных гарантий. Для более эффективной легализации неформально занятых граждан предложено, при устранении выявленной недоработки в законодательстве, придерживаться уже успешно применяющихся методик в отношении сходных с самозанятыми гражданами экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL GUARANTEES FOR SELF-EMPLOYED CITIZENS

The problem of legalization of self-employed citizens is quite an actual aspect of improving Russian legislation in recent years. Attempts to legalize self-employed citizens were made earlier at the legislative level as well, but the last attempt was the most successful, which entails a number of questions about how participants in economic relations interact with self-employed citizens. This article analyzes ways to legalize informal employment in Russia by involving self-employed citizens in the implementation of their activities within the framework of the law. In the course of the analysis of the current legislation concerning self-employed citizens, the problem has not been sufficiently addressed as regards the provision of social guarantees to self-employed citizens. A comparative analysis of the following economic entities was made: "self-employed entrepreneurs", "self-employed citizens" and "Russian citizens". In this comparative analysis, a number of similarities between self-employed citizens and individual entrepreneurs as well as Russian citizens were highlighted. Ways of ensuring their social guarantees were considered. In order to legalize informally employed citizens more effectively, it was suggested that when eliminating the identified shortcomings in the legislation, the already successfully applied methods with respect to economic entities similar to self-employed citizens should be followed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЯМИ САМОЗАНЯТНЫХ ГРАЖДАН»

экономические науки

Титова Наталья Юрьевна, Зиглина Василиса Евгеньевна ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ...

УДК 331

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0034

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЯМИ САМОЗАНЯТНЫХ ГРАЖДАН

© 2020

SPIN: 9593-1589 AuthorID: 764953 Scopus-ID: 57205540765 ORCID: 0000-0002-0263-8636

Титова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления

SPIN: 7397-5679 AuthorID: 1006221

Зиглина Василиса Евгеньевна, магистрант кафедры экономики и управления

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: Vasilisa.Ziglina94@vvsu.ru) Аннотация. Проблема легализации самозанятых граждан достаточно актуальный аспект совершенствования российского законодательства в последние годы. Попытки легализовать самозанятых граждан предпринимались и законодательном уровне и ранее, но последняя попытка имела наибольший успех, что влечет за собой ряд вопросов относительно того, как участникам экономических отношений взаимодействовать с самозанятыми гражданами. В данной статье анализируются способы легализации неформальной занятости в России путем приобщения самозанятых граждан к осуществлению своей деятельности в рамках закона. В ходе анализа действующего законодательства в отношении самозанятых граждан, проблема была недостаточно проработана в части обеспечения социальных гарантий самозанятым гражданам. Проведен сравнительный анализ следующих экономических субъектов: «индивидуальные предприниматели», «самозанятые граждане» и «граждане РФ». В ходе данного сравнительного анализа, был подчеркнут ряд сходств самозанятых граждан как с индивидуальными предпринимателями, так и с гражданами РФ. Рассмотрены способы обеспечения их социальных гарантий. Для более эффективной легализации неформально занятых граждан предложено, при устранении выявленной недоработки в законодательстве, придерживаться уже успешно применяющихся методик в отношении сходных с самозанятыми гражданами экономических субъектов.

Ключевые слова: самозанятые граждане, неформальная занятость, индивидуальный предприниматель, граждане РФ, социальные гарантии, пенсия, выходное и больничное пособие.

PROBLEMS OF SOCIAL GUARANTEES FOR SELF-EMPLOYED CITIZENS

© 2020

Titova Natalya Yuryevna, PhD in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management Ziglina Vasilisa Evgenievna, undergraduate of the Department of Economics and Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St. 41, e-mail: Vasilisa.Ziglina94@vvsu.ru) Abstract. The problem of legalization of self-employed citizens is quite an actual aspect of improving Russian legislation in recent years. Attempts to legalize self-employed citizens were made earlier at the legislative level as well, but the last attempt was the most successful, which entails a number of questions about how participants in economic relations interact with self-employed citizens. This article analyzes ways to legalize informal employment in Russia by involving self-employed citizens in the implementation of their activities within the framework of the law. In the course of the analysis of the current legislation concerning self-employed citizens, the problem has not been sufficiently addressed as regards the provision of social guarantees to self-employed citizens. A comparative analysis of the following economic entities was made: "self-employed entrepreneurs", "self-employed citizens" and "Russian citizens". In this comparative analysis, a number of similarities between self-employed citizens and individual entrepreneurs as well as Russian citizens were highlighted. Ways of ensuring their social guarantees were considered. In order to legalize informally employed citizens more effectively, it was suggested that when eliminating the identified shortcomings in the legislation, the already successfully applied methods with respect to economic entities similar to self-employed citizens should be followed.

Keywords. Self-employed citizens, informal employment, individual entrepreneur, citizens of the Russian Federation, social guarantees, pensions, severance pay and hospital allowance.

ВВЕДЕНИЕ

В ноябре 2018 года принят закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» № 422-ФЗ [1]. Данный закон носит характер эксперимента и, как следует из названия, изначально действовал на территории только 4 субъектов РФ. Целью данного эксперимента является легализация неформально занятых работников, которые осуществляют свою деятельность нелегально и не платят налогов со своих доходов, в результате чего бюджет страны недополучает существенной доли налоговых поступлений. Однако принятые законодательные меры также несовершенны и не учитывает особенностей осуществления своей экономической деятельности самозанятыми гражданами.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В начале 2020 года территория проведения эксперимента расширилась, и теперь действие закона распространено также и на Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. Сам факт расширения зоны действия эксперимента говорит об успешности принятых мер по легализации неформально занятых граждан (далее НЗГ). В данной статье под НЗГ понимаются граждане, осуществляющие свою деятельность без какой-либо регистрации в государственных органах власти, не под-

Titova Natalya Yuryevna, Ziglina Vasilisa Evgenievna

PROBLEMS OF SOCIAL GUARANTEES FOR SELF-EMPLOYED .

economic sceinces

вергающиеся с их стороны контролю качества такой деятельности и налогообложению [2].

В действующей системе классификации экономических субъектов, с точки зрения налогообложения все экономические субъекты подразделяются на юридических лиц и физических. Последние, в свою очередь, разделяются на граждан РФ и индивидуальных предпринимателей. Сравнительно недавно появилось новая классификация физических лиц - самозанятые граждане (далее - СЗГ). Этой категории присущи черты, как граждан РФ, так и индивидуальных предпринимателей. Приведенные определения основных для целей настоящей статьи терминов помогают понять, что понятия «самозанятый гражданин», «фрилансер» и «удаленный работник» имеют различия. Понятие «фрилансер» является более широким по смыслу. Этот термин характеризует особую форму занятости, при которой работник сам находит себе работу, выполняя заказы для клиентов, и имеет свободу при выполнении этих заказов, которая сопряжена с рисками неполучения оплаты от заказчика или неравномерностью получаемого дохода. Понятие «удаленный работник» гораздо уже понятия «фрилан-сер», так как изначально предполагается, что удаленный работник имеет одного работодателя (и трудовой договор с ним, как правило), но работа осуществляется удаленно без необходимости постоянного присутствия в офисе, что влечет за собой свободу тайм менеджмента. От описанных рисков, присущих работе фрилансера, удаленных работник, как правило, застрахован трудовым договором и в этой части ни чем не отличается от обычного работника организации. Подробнее различия и общие черты, присущие фрилансерам, удаленным работникам и самозанятым гражданам, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Отличительные характеристики фрилан-серов, СЗГ и удаленных работников [3-10]

Фрилансеры | СЗГ Удаленные сотрудники

Самостоятельно ищут (организовывают) себе работу или заказы Как правило выполняют заказы от постоянного работодателя

Имеют полную или частичную свободу в вопросах тайы менеджмента

Как правило, не заключают трудовой договор с работодателем или гад Как правило, заключают трудовой договор с работодателем или ГПД

Имеют возможность самостоятельно определять место работы

Нет запрета на привлечение компаньона или помощника, с которым можно разделить обя- Отсутствуют наемные работники. полученные заказы выполняются собственными силами Предполагается, что если непосредственно работнику никто не подчиняется, !&по меньшей мере результат его деятельности

Как видно из таблицы 1, между фрилансерами и самозанятыми гражданами практически нет различий. Это обусловлено тем, что термин «самозанятый гражданин» был впервые введен недавно в российском обиходе, как следствие этой экономической категории присущи свои отличительные особенности, которые присущи только российским фрилансерам.

Таблица 2 - Сходства и отличия СЗГ от гражданина РФ и ИП [11-17]

Гражданин РФ СЗГ | ИП

Сходства

— Имеют гражданство РФ; — Могут является владельцами недвижимости. — Нуждаютсяв социальной защите, социальных гарантиях (пенсии, больничном и отпуске); — В случаеутратыофициальногоисточникадохо-довмогут получать пособия по безработице (речь идет о неформальных СЗГ) — Могут работать на условиях ГПД; — Могут брать кредит на личные нужды (отдых, потребительский кредит и т. д.); — Могут брать ипотеку и участвовать в автокреди- — Занимаютсяпредпрннимательской деятельностью, производством товаров и оказанием услуг за плату; — Могут использовать для осуществления своей дея-тельностинедвижимость, авто; — Могут нанимать сотрудннковна условиях ГПД; — Обладают свободойв выборе контрагентов; — Могут браты^едот в банке с целью расширения своей коммерческой деятельности;

- Нуждаются в S ольнично» отпуске и пенсионном обеспечении

— Могут быть уча никами РЦБ, инвесторами

Различия

— Не работают по трудовому договору (если речь не идет о частичнойзанятостн); — Имеют больше рисков и неопределенности; — Имеет большую мобильность на рынке труда; — Как правило, работают по сдельной системе оплаты, а не по временной; — горазда чаще имеют гибкий график работы; — СЗГ сам выбирает за какую работу ёраться(из пр едл о женных) " Не имеют наемных работннков(только ГПД); — Существуют ограничения по видам деятельности (таблица 4); — Существует ограничение по доходам(2,4 млн. рублей в год): — на данный момент СЗГ сможет зарегистрироваться только на территории Москвы, Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан; — процесс регистрации у СЗГ существенно упрощен, в то время как ИП придется собирать пакет документов и ждать месяц; — формировать и сдавать отчетность СЗГ не нужно; — для СЗГ предусмотрен НПД; — ИП может делегировать свои обязанности доверенным лицам, в то время как СЗГ вынужден выполнять свою работу самостоятельно; — ИП может привлекать спонсоров и инвесторов, процесс их взаимодействия достаточно отлажен

Иными словами термин «фрилансер» является более устоявшимся и ему присущи особенности характерные для зарубежной действительности, на основании этого можно сделать вывод, что термин «самозанятый гражданин» является более узким понятием, чем фрилансер и только претерпевает процесс становления. Одной из особенностей, присущей российским фрилансерам (самозанятым гражданам) является неформальность осуществляемой деятельности, основанная на устной договоренности со своими заказчиками. Все выявленные в ходе анализа трудов ведущих отечественных и зарубежных авторов по теме исследования сходства и различия между тремя видами физических лиц представлены в таблице 2.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи, постановка задания. Целью написания данной статьи является предложение возможных способов обеспечения самозанятых граждан социальными гарантиями, что в дальнейшем должно поспособствовать совершенствованию законодательства в этой области. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать особенности деятельности и жизненного цикла СЗГ;

- проанализировать действующее законодательство, призванное регулировать деятельность СЗГ;

- провести сравнительный анализ особенностей регулирования деятельности СЗГ со схожими экономическими категориями, выявленными в ходе исследования (граждане РФ и ИП);

- предложить способы совершенствования действующего законодательства в сфере регулирования деятельности самозанятых граждан.

Объектом исследования выступают СЗГ, при этом имеются ввиду как легализованная часть СЗГ, так и неформальные работники.

В ходе исследования применены методы научного исследования, такие как: анализ, сравнение, синтез, индукция, дедукция и обобщение. Информация для данной работы была взята из научных статей, размещенных в свободном доступе в научной электронной библиотеке elibrary.ru, и законодательных и нормативных актов, размещенных в свободном доступе в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

На рисунке 1 проиллюстрирован долгосрочный экономический процесс, который актуален для российской действительности. Экономя на оплате труда в краткосрочной перспективе, предприниматели тем самым провоцируют дальнейшее увеличение налогового бремени на свой бизнес и социальный и экономический кризис в стране. Так как из-за недополучения в государственный бюджет суммы налога, которая должна была бы быть удержана с тех 21,3 % населения, которые по версии министерства труда осуществляют свою деятельность на территории РФ, Правительство будет вынуждено сократить финансирование тех или иных сфер жизни населения страны. И хотя, на первый взгляд, кажется, что для предпринимателей привлечь неформально занятого работника гораздо выгоднее, чем работника с официальным трудоустройством, так как происходит существенная экономия на налогах и страховых взносах, которую можно направить на привлечение специалистов более высокого класса, либо на другие нужды бизнеса. На самом деле выгода имеется только в краткосрочной перспективе. Поддерживая неформальную занятость, которая на данный момент получила широкое распространение в России (по оценкам Росстата 21,3 % или каждый пятый СЗГ осуществляют свою деятельность, которая налогом не облагается) запускается механизм, представленный на рисунке. Данный механизм в долгосрочной перспективе принесет предпринимателям существенные Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Титова Наталья Юрьевна, Зиглина Василиса Евгеньевна ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ...

расходы.

Неформальная занятость

Недополучение налогов в бюджет страны Получение работ и услуг на более выгодных условиях

* i

Государство Пр едЕриним атель

Увеличение налогового бремени

Рисунок 1 - Влияние неформальной занятости на российское предпринимательство [18-19]

В свою очередь, удаленные работники, как правило, являются полноценными сотрудниками организации, их взаимоотношения с работодателем закреплены трудовым договором. Отсутствие такового у самозанятых граждан ведет их рискам отсутствия или невозможности получить работу в определенные периоды времени, что в свою очередь ведет к неравномерному помесячному распределению дохода. Поэтому разделение фрилансе-ров на самозанятых граждан и удаленных работников обусловлено также степенью законности осуществления ими деятельности. Помимо этого, наличие трудового договора со своим работодателем у удаленных работников, может свидетельствовать о том, что данная категория сотрудников склонна к более длительному сотрудничеству, что делает ее менее мобильной и, предположительно, улучшает качество работы.

Следует также отметить, что, несмотря на сравнительно недавний интерес законодательной ветви власти к вопросам СЗГ, рабочая среда с присущими ей правилами, рисками и тенденциями уже сформировалась. Одной из таких тенденций на этапе становления был риск для СЗГ работать с недобросовестным заказчиком, который примет работу и не оплатит её, а для заказчика - оставить предоплату СЗГ за работу (или полностью ее оплатить) и не получить свой заказ. На сегодняшний день сама платформа решает эту проблему при помощи инструмента «защищенная сделка». Однако такая услуга не бесплатна и получается, что теперь СЗГ будет платить налоги государству и по-прежнему оплачивать свою безопасность в сети интернет, где и проходит деловая активность у многих СЗГ [20-26].

Главное условие выведения СЗГ из тени - это предоставить им условия лучшие, чем те, которые были у теневого работника. По ходу статьи были выявлены основные направления совершенствования рассматриваемого закона: предоставление социальных гарантий плательщикам налога на профессиональный доход и обеспечение более выгодных конкурентных преимуществ для самозанятых граждан, решивших легализоваться. Способы совершенствования закона представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Комплекс мер, направленный на легализацию СЗГ [28-31]

Один из вариантов обеспечения СЗГ социальными гарантиями из предложенных на рисунке 2 это использование системы социальных взносов, применяемую к ИП. Это позволит обеспечить социальную защищен-

ность СЗГ. В данный момент ИП перечисляют на обязательное медицинское страхование фиксированную сумму в размере 8 426 рублей. В случае, если доход ИП не превышает 300 тысяч рублей, то на обязательное пенсионное страхование будет необходимо перечислить фиксированную сумму 32 448 рублей. В случае превышения указанной суммы дохода, необходимо перечислить сумму фиксированного взноса (32 448 рублей) и 1% от величины, на которую сумма дохода превышает установленный лимит. Сумма перечислений не должна превышать восьмикратного размера фиксированной суммы, то есть 259 584 рублей [27].

Еще одним вариантом обеспечения социальных гарантий СЗГ могут стать кассы взаимопомощи. Суть данного механизма заключается в том, что СЗГ будут отчислять небольшой процент от своего дохода в кассу взаимопомощи, а в случае болезни получать оттуда денежную компенсацию. Пенсионное обеспечение СЗГ предполагается также выплачивать из кассы взаимопомощи пропорционально внесенным суммам. Контролировать эту процедуру предлагается с помощью государственного вмешательства. Как и любой другой фонд, касса взаимопомощи будет поддерживать свое существование путем вложения средств в малорискованные и малодоходные вложения в акции, облигации и иные финансовые инструменты.

Для обеспечения СЗГ конкурентными преимуществами предлагается создать государственную биржу труда, которая будет гарантировать защищенность деловых взаимоотношений между СЗГ и заказчиком, вполне возможно при помощи «защищенной сделки» за которую СЗГ не будет необходимости доплачивать отдельно (это будет включено в сумму налога). При государственной бирже создать кибер-полицию, которая будет привлекать к административной и уголовной (по статье № 159 мошенничество УК РФ) ответственности недобросовестных заказчиков или исполнителей. Сомнительно мнение, что создание такого инструмента регулирования рынка СЗГ увеличит уголовное делопроизводство, так как, скорее всего, изначально недобросовестные заказчики и работники не станут связываться с государственной структурой.

ВЫВОДЫ. На данный момент действующее законодательство, направленное на легализацию неформально занятых работников в лице самозанятых граждан малоэффективно и является достаточно непродуманным: отсутствие какого-либо социального и пенсионного обеспечения для этой категории работников, отсутствие каких-либо методических рекомендаций по работе с СЗГ для организаций и ИП, неоднородность юридического пространства и многое другое. Помимо этого, существует вероятность перевода работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем по обоюдному согласию на НПД, что в конечном счете, приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет страны. Учитывая, тот факт, что недавно территория действия денного закона (№ 422) была расширена, можно сделать вывод, что, несмотря на внушительный ряд недостатков, Правительство удовлетворено своей работой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налог на профессиональный доход. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 20.02.2020)

2. Самозанятым теперь можно стать еще в 19 регионах // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/55771.html/ (дата обращения: 20.02.2020).

3. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой Всероссийской переписи фри-лансеров): Препринт WP4/2009/02. — М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009 — 76 с.

4. Малышев А.А., Апенько С.Н. Сравнительный анализ характеристик удаленной работы и фриланса // А.А. Малышев, С.Н. Апенько / Инновационная экономика и общество. 2017. № 4 (18). С. 58-63.

5. Дистанционные работники. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: htt p://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/adca37e8038a44ab5499c589bf6205dce6af12d6/(дата

Titova Natalya Yuryevna, Ziglina Vasilisa Evgenievna

PROBLEMS OF SOCIAL GUARANTEES FOR SELF-EMPLOYED .

economic sceinces

обращения: 19.03.2020).

6. Удаленная работа — мечта или наказание? Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/58090888/

7. Малышев А.А. Эволюция практики удаленной работы в России и за рубежом /Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018 № 3, 8 стр. электронный журнал

8. Что такое удаленная работа? // Биржа труда URL: https:// www.kadrof.ru/udalennaya-rabota.shtml (дата обращения 20.02.2020)

9. Самозанятых подвели под статью. // Официальный сайт Министерства Юстиций P0.URL: minjust.ru>ru/smi-o-nas/ samozanyatyh-podveli-pod

10. ФНС России «О постановке на учет самозанятых граждан» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216495/

11. Самозанятые граждане // Справочно-поисковая система «Библиотека.Ассесор». URL: https://www.assessor.ru/notebook

12. Цуканова Е.Ю., Придатко Е.А. К вопросу правового статуса самозанятых граждан // Вопросы российского и международного права. 2016 № 9 С. 196-203.

13. Николаева В.И. Организационно-правовые аспекты регулирования занятости населения Российской Федерации Человек и современный мир. 2017. № 7 (8). С. 74-89.

14. Налоговый кодекс РФ, часть 2 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=342361&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.7823189103378496#01540282286481392

15. Руденко Е.О., Красова Е.В. Молодежь на рынке труда как особый сегмент трудовых ресурсов общества / Е.О. Руденко, Е.В. Красова // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 81-82.

16. Грабова О.Н., Суглобов А. Е. Статья «Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления» // Научный журнал «Экономика. Налоги. право» №6/2017 с. 109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemyvyhodaiztenisamozanyatyhlitsvr ossiiriskiiputiihpreodoleniya (дата обращения: 21.02.2020)

17. Признаки самозанятых граждан. Официальный сайт министерства юстиций. URL: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/minyust-opublikoval-priznaki-samozanyatyh-grazhdan (дата обращения: 21.02.2020)

18. Ситник А.А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений / А.А. Ситник // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3. С. 31-34.

19. Бабайцева Е.А. Гражданско-правовая природа самозанятости граждан / Е.А. Бабайцева // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 206-209.

20. Салин В.Н., Нарбут В. В. Неформальная занятость населения России: оценка масштаба и влияния на государственные финансы страны / В.Н. Салин, В. В. Нарбут // Финансы: теория и практика 2017 № 6 С. 60-69.

21. Власова О.В. Тенденции развития самозанятости граждан в регионах ЦФО // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 69-71.

22. Воробьёва О.А., Шарафутдинов И.Р. Надомные и дистанционные работники: сравнительно - правовой аспект // Гуманитарные балканские исследования. 2017. № 1. С. 44-46.

23. Яковлева Е.Л., Селиверстова Н.С., Григорьева О.В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 4. С. 226-241.

24. Шиняева О.В., Полетаева О.В. Свободно занятые работники в социально-профессиональном пространстве: методология и методика исследования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 148-152.

25. Воробьёва О.А., Лазарева И.В. Особенности правового регулирования труда дистанционных работников //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 379-380.

26. Кубишин Е.С. Неформальная занятость в России: причины, последствия, возможности легализации / Е.С. Кубишин // В сборнике: Гуманитарные, экономические и правовые проблемы современного общества Сборник научных трудов сотрудников. Москва, 2015. С. 136-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Статья 430 Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c03008a92c cba28226abe4034e9aa43e3a2ffeb4/ (дата обращения: 20.02.2020)

28. Strebkov D. V., Shevchuk A. V. Self-employment in the remote work market: Diffusion of innovative labor practice / D. V. Strebkov, A. V. Shevchuk //Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016 № 6 P. 89—106.

29. Мешков В.Р. Неустойчивая занятость в контексте социальной ответственности государства и бизнеса / В. Р. Мешков // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1 (86). С. 1197-1202.

30. Амедиева Э.А. Теневая экономика в бизнесе / Э.А. Амедиева // В сборнике: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. 2017. С. 86-87.

Статья поступила в редакцию 17.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

162

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.