Проблемы обеспечения миграционной безопасности в России Problems of ensuring migration security in Russia
Ишбаева Камила Раймановна,
студент
ФГБОУВО «Уфимскийуниверситет науки и технологий»
Россия, г. Уфа email:[email protected]
Ishbaeva Kamilla Raimanovna
Student of the
Ufa University of Science and Technology
Ufa, Russia email: [email protected]
Гильмутдинова Римма Аслимовна,
кандидат технических наук, доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»
Россия, г. Уфа
Gilmutdinova Rimma Alimovna,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department
of Economic and Legal Security Ufa University of Science and Technology
Ufa, Russia
Аннотация.
В статье рассмотрены проблемы миграции и влияние ее на экономическую безопасность страны. Раскрыты виды миграции и представлена их характеристика, определены угрозы миграционных процессов и меры по обеспечению миграционной безопасности.
Annotation. The article discusses the problems of migration and its impact on the economic security of the country. The types and characteristics of migration are disclosed, the threats of migration processes and measures to ensure migration security are identified.
Ключевые слова: экономическая безопасность, миграция, мигрант, миграционная политика, международная миграция, рабочая сила.
Key words: economic security, migration, migrant, migration policy, international migration, labor force.
Миграция - это территориальное перемещение населения из одного региона в другой с целью смены постоянного места жительства.
Соответственно, мигрант - это человек, который перемещается или переместился через границу страны или территории, на которой он проживал вне зависимости от его юридического статуса, причин, продолжительности пребывания.
Установлено множество причин и видов миграции. Целью миграционных перемещений является стремление лица к улучшению условий и качества своей жизни. Ахмедов И.У. [4] определил следующие виды международной миграции:
1. С точки зрения окончательности (безвозвратная, возвратная и другие виды);
2. По времени пребывания (сезонная - туристическая, маятниковая - трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
3. По направлению (в страну - иммиграция, из страны - эмиграция);
4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).
В последнее время проблема миграции становится наиболее актуальной в связи с нестабильной политической и социально-экономической обстановкой в мире. Россия - одна из самых притягательных стран по числу приезжающих мигрантов, притягивающих граждан других государств на постоянное место жительство.
Главные причины существования миграции:
- неравенство экономического развития государств. Мигрантов из менее развитых государств привлекает более высокий уровень оплаты труда в странах с высоким уровнем жизни населения. В надежде на получение достойного вознаграждения мигранты согласны работать без оформления трудового договора и социальных гарантий;
- нестабильная общественно-политическая обстановка в своей стране [7].
Для лучшего понимания проблемы, обратимся к статистическим данным по международной миграции, приведенных ниже.
Динамика международной миграции в Российской Федерации представлена в таблице 1.
По статистическим данным [5] в 2022 г. число прибывших международных мигрантов достигло отметки в 730347 чел. - это на 9,3% больше по сравнению с 2021 г. При этом в 2022 г. 54,7% от общего числа прибывших составляют мужчины (57,5% в 2021 г.), 45,3% - женщины (42,5% в 2021 г.), около 12,2% - дети (9,7% в 2021 г.), соответственно 79,6% и 75,56% - лица в трудоспособном возрасте в 2021 и 2022 гг.
Таблица 1. Динамика международной миграции в Российской Федерации в 2021-2022 гг., чел. [5]
Показатели Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост, %
2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г.
Всего 667922 100,0 730347 100,0 238020 100,0 668430 100,0 280,6 109,3
в т.ч. мужчин 384159 57,5 399253 54,7 134629 56,6 399060 59,7 285,3 100,0
женщин 283763 42,5 331094 45,3 103391 43,4 269370 40,3 274,5 122,9
детей 64489 9,7 88970 12,2 20008 8,4 44274 6,6 322,3 201,0
трудоспособных лиц 531517 79,6 551437 75,5 189015 79,4 553970 82,9 281,2 99,5
нетрудоспособных 71916 10,8 89940 12,3 28997 12,2 70186 10,5 248,0 128,1
граждан
Число выбывших в 2022 г. больше в 2,8 раз по сравнению с 2021 г. Основная масса покинувших территорию РФ - это мужчины, их удельный вес составляет 56,6% в 2021 г. и 59,7% в 2022 г., сократилась доля лиц в нетрудоспособном возрасте - с 12,2% до 10,5% при росте удельного веса трудовых ресурсов - с 79,4% до 82,9%. Отсюда можно сделать вывод о том, что основная причина миграции - это поиск работы. Миграционный прирост (превышение числа прибывших над числом выбывших) положительный и составляет 280,6% и 109,3% в 2021-2022 гг.
Миграционные потоки в Российской Федерации характеризуются и нелегальной миграцией. Согласно официальным данным ГИАЦ МВД России количество преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, зарегистрированных в Российской Федерации в 2021 - 926 преступлений, за январь - март 2022 г. зарегистрировано 279 преступлений. Преступления, связанные с иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2022 г. составила 10,3 %. [6]
Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев обращает внимание на тревожные процессы в сфере миграции и называет шокирующие цифры по вовлеченности мигрантов в незаконный оборот наркотиков. Он подчеркивает: "Работы нам предстоит ещё много. Хотя бы взять вопрос об увеличении преступности среди иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию. Отмечаем рост с
их стороны криминальных проявлений. 80% среди всех уголовно наказуемых деяний — это незаконный оборот наркотиков.» (Заседание Государственного антинаркотического комитета, 2021).
Нерегулируемые потоки миграции могут вызвать избыточную концентрацию нелегальных мигрантов в некоторых регионах страны, что приводит к формированию неконтролируемых рынков, теневой занятости, сокрытию доходов и криминализаций экономики. В свою очередь, это представляет собой значительную угрозу для безопасности и нормального функционирования экономики страны. Миграция, таким образом, может стать предпосылкой для нанесения серьезного ущерба отечественному рынку труда, экономическому и трудовому потенциалу страны, усугубления спада производства, спровоцировать национальные конфликты и др. [1].
Российская Федерация в результате нелегальной миграции несет значительные финансовые и валютные потери, такие как потери от неуплаты работодателями госпошлины за привлечение иностранных рабочих и уклонения ими от уплаты налогов а также денежные переводы мигрантов на родину, минуя национальную банковскую систему.
Можно сказать, что миграция и особенно нелегальная миграция оказывает значительное влияние на социальную, политическую и экономическую ситуации в государстве, в том числе и на экономическую безопасность страны в целом.
Таким образом, основными угрозами экономической безопасности России, которые вызваны миграцией, можно считать:
- увеличение потока нелегальных мигрантов в Российскую Федерацию;
- обострение социально-политической обстановки из-за незаконной деятельности, усиления социальных, этнических и других конфликтов;
- усиление влияния этнических группировок на правоохранительные органы и органы власти;
- обострение криминогенной обстановки в приграничных регионах и государстве в целом;
- создание реальной угрозы для здоровья принимающего населения, поскольку многие мигранты приезжают из стран с плохой санитарно-эпидермической обстановкой, являются переносчиками серьезных и опасных инфекций;
- негативные демографические изменения в некоторых регионах РФ, которые выражаются в сокращении численности коренного населения.
С другой стороны, можно отметить положительные стороны - миграция позволяет отчасти решить демографические проблемы и компенсировать естественную убыль населения, ускоряет процесс перераспределения населения и трудовых ресурсов и смягчить таким образом, структурные, отраслевые и территориальные диспропорции.
Таким образом, нерегулируемая миграция - достаточно серьезная проблема, требующая принятия своевременных мер для ее решения.
В связи с этим можно выделить следующие сложности обеспечения миграционной безопасности:
- приток населения с относительно низким уровнем образования при оттоке высокообразованных граждан;
- приток граждан в густонаселенные территории при оттоке из малонаселенных;
- недостаточность жилья и низкий уровень жизни мигрантов;
- ухудшение социальной, политической, криминогенной обстановки в обществе и др.
Решение данной проблемы должно стать основой миграционной политики государства, которая своими положениям должна пресекать неконтролируемую миграцию с целью обеспечения экономической и национальной безопасности страны.
Правительством РФ принимаются определенные меры в данном направлении. Так, одним из наиболее серьезных шагов в совершенствовании и развитии миграционной политики является принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой изложены идеи и предложения об усовершенствовании эффективности регулирования миграции, а также минимизации различного рода рисков, таких как социальные, правовые, культурные, экономические, политические, которые связаны с миграцией [2].
Оценка влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность России, изучение экономических механизмов и инструментов ее ограничения является актуальным направлением, что подтверждается следующими положениями:
- принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции на международном уровне и Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы, нацеленных минимизировать риски от незаконной миграции путем перехода к активному международному сотрудничеству в сфере миграции;
- принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая незаконную миграцию рассматривает как угрозу государственной, общественной и экономической безопасности;
- результаты государственного контроля в сфере миграции показали, что в 2020 г. выявлено более 1,5 млн. нарушений миграционного законодательства (увеличение на40%);
- официальные и экспертные оценки, свидетельствующие о наличии от 1 млн. до 30 млн. незаконных мигрантов на территории России [3].
Для обеспечения миграционной безопасности необходимо:
- ужесточить правовую ответственность работодателей в отношении найма мигрантов;
- разрешить въезд мигрантов только в те регионы, где имеется недостаточность трудовых ресурсов;
- усилить контроль за целью прибытия мигрантов;
- стимулировать приток высококвалифицированных специалистов;
- акцентировать внимание на вопросах депортации граждан, которые нарушают законодательство
страны;
- квотировать или ограничивать въезд иностранных граждан на территорию страны с учетом национальных интересов;
- совершенствовать социально-экономическую и миграционную политику, поскольку от нее в немалой степени зависит уровень заработной платы по отраслям, количество рабочих мест, качество жизни граждан;
- создавать комфортную среду для той категории мигрантов, которая может принести пользу не как дешевая рабочая сила, а интеллектуальный ресурс и потенциал для развития принимающей страны [7].
Таким образом, обеспечение миграционной безопасности предполагает преодоление проблем, связанных с миграционными процессами, которые негативно влияют на национальную безопасность государства.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 9.11.2020 №365-ФЗ) «О безопасности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Режим доступа :иЯЬ: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.07.2023).
2. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. №622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 45. - Ст. 6917.
3. Акьюлов Р.И. Влияние нелегальной миграции на демографическую и экономическую безопасность России // Дискуссия. - 2022. - №2. - Режим доступа : file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/vИyame-nelegalnoy-migratsii-na-demograficheskuyu-i-ekonomicheskuyu-bezopasnost-rossii.pdf (дата обращения: 20.07.2023).
4. Ахмедов И.У. Основные направления совершенствования государственной миграционной политики // Молодой ученый. - 2022. - №52. - С. 229-231. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/447/98399/ ((дата обращения: 20.07.2023).
5. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа:
https ://docviewer.yandex. ru/?url=ya-browser%3 A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlU FoewruPlLw GsXA8WbCmEV8wCM Km3-vnmQt35Kk_W3rQSndRfIW-3WzKjQQRRePKvOrRST3OLGZgyKDzGqa-68S0zciTuaf86rlgciftgAKf0ZbePxu TuY1XvsUgas4qwdHrnaRQ%3D%3D%3Fsign%3D9_QRWOUbjNqQsw9lQM0g UdP_0P2qqL1_BqETiAP1sY%3D&name=BulMigr-2021.xlsx (дата обращения: 20.07.2023).
6. ФКУ «ГИАЦ МВД России». Состояние преступности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // - Режим доступа : https://media.mvd.ru/files/application/4683439 (дата обращения: 20.07.2023).
7. Ханова И.М., Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В. Демографическая ситуация в Республике Башкортостан: вызовы и угрозы / И. М. Ханова, // Экономика и управление: научно-практический журнал. -2021. - № 1(157). - С. 144-147. - Режим доступа : elibrary_44707348_70210244.pdf (дата обращения: 20.07.2023).
8. Шемякина Л.Н. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - №51. - С. 316-318. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/341/76704/ (дата обращения: 20.07.2023).