Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ МИГРАНТ / ФИКТИВНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамова Василиса Игоревна

Постановка проблемы обусловлена тем, что существуют пробелы в правовом регулировании миграционных процессов, а в условиях современной реальности требуется четкое разграничение понятий. Недостаточность терминов не дает правильного юридического толкования, кроме этого, существует проблема, связанная с защитой правового статуса мигранта. Цель работы заключается в исследовании теоретических и сравнительно-правовых аспектов правового регулирования миграционных процессов. Методологическую основу представленной работы составили современные общенаучные методы и приемы познания. Использованы системный метод, метод анализа, статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы и другие методы. Рассмотрен правовой статус мигранта в Российской Федерации. Проведено разграничение между понятиями «мигрант» и «незаконный мигрант», «незаконная миграция», а также сформулированы их определения. Проведен анализ правового статуса мигранта в Российской Федерации и в других странах, в частности, США. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные процессы в России, в частности, трудовую миграцию. Определены правовые статусы «беженца», «вынужденного переселенца», «иностранного гражданина», «лиц без гражданства». Предложено предоставить определенным мигрантам особый статус, при котором будут положены льготы в различных сферах. Установлено, что в случае устранения выявленных пробелов в правовом регулировании будет положительный эффект от развития законодательства, касающегося обеспечения миграционной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамова Василиса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND COMPARATIVE LEGAL ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF CRIMINAL LAW REGULATION

The formulation of the problem is due to the fact that there are gaps in the legal regulation of migration processes, and in the conditions of modern reality, a clear distinction between concepts is required. The insufficiency of terms does not give a correct legal interpretation, in addition, there is a problem related to the protection of the legal status of a migrant. The purpose of the work is to study the theoretical and comparative legal aspects of the legal regulation of migration processes. The methodological basis of the presented work was made up of modern general scientific methods and techniques of cognition. The system method, the method of analysis, statistical, formal-legal and comparative-legal methods and other methods were used. The legal status of a migrant in the Russian Federation is considered. A distinction is made between the concepts of “migrant” and “illegal migrant”, “illegal migration”, and their definitions are formulated. The analysis of the legal status of a migrant in the Russian Federation and in other countries, in particular, the United States, was carried out. The legal acts regulating migration processes in Russia, in particular, labor migration, are considered. The legal statuses of “refugee”, “forced migrant”, “foreign citizen”, “stateless persons” are defined. It is proposed to grant certain migrants a special status, which will provide benefits in various areas. It has been established that if the identified gaps in legal regulation are eliminated, there will be a positive effect from the development of legislation related to ensuring the migration security of Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2023. Т. 7. № 2 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2023, vol. 7, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

•3

OPEN /V ACCESS

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО SUBSTANTIVE LAW

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 343.3/.7

https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-220-228 Шифр научной специальности 5.1.4

Теоретические и сравнительно-правовые аспекты правового регулирования миграционных процессов в контексте уголовно-правового регулирования

© АБРАМОВА Василиса Игоревна,

преподаватель кафедры уголовного права и процесса Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, https://orcid.org/0000-0002-4482-1498, cilvectr90@mail.ru

Аннотация

Постановка проблемы обусловлена тем, что существуют пробелы в правовом регулировании миграционных процессов, а в условиях современной реальности требуется четкое разграничение понятий. Недостаточность терминов не дает правильного юридического толкования, кроме этого, существует проблема, связанная с защитой правового статуса мигранта. Цель работы заключается в исследовании теоретических и сравнительно-правовых аспектов правового регулирования миграционных процессов. Методологическую основу представленной работы составили современные общенаучные методы и приемы познания. Использованы системный метод, метод анализа, статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы и другие методы. Рассмотрен правовой статус мигранта в Российской Федерации. Проведено разграничение между понятиями «мигрант» и «незаконный мигрант», «незаконная миграция», а также сформулированы их определения. Проведен анализ правового статуса мигранта в Российской Федерации и в других странах, в частности, США. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные процессы в России, в частности, трудовую миграцию. Определены правовые статусы «беженца», «вынужденного переселенца», «иностранного гражданина», «лиц без гражданства». Предложено предоставить определенным мигрантам особый статус, при котором будут положены льготы в различных сферах. Установлено, что в случае устранения выявленных пробелов в правовом регулировании будет положительный эффект от развития законодательства, касающегося обеспечения миграционной безопасности России.

Ключевые слова

миграция, незаконный мигрант, фиктивная регистрация, иностранный гражданин, лицо без гражданства

Для цитирования

Абрамова В.И. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты правового регулирования миграционных процессов в контексте уголовно-правового регулирования // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7. № 2. С. 220-228. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-220-228

ORIGINAL ARTICLE

https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-220-228

Theoretical and comparative legal aspects of the legal regulation of migration processes in the context of criminal law regulation

© Vasilisa I. ABRAMOVA,

Lecturer of Criminal Law and Procedure Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-4482-1498, cilvectr90@mail.ru

Abstract

The formulation of the problem is due to the fact that there are gaps in the legal regulation of migration processes, and in the conditions of modern reality, a clear distinction between concepts is required. The insufficiency of terms does not give a correct legal interpretation, in addition, there is a problem related to the protection of the legal status of a migrant. The purpose of the work is to study the theoretical and comparative legal aspects of the legal regulation of migration processes. The methodological basis of the presented work was made up of modern general scientific methods and techniques of cognition. The system method, the method of analysis, statistical, formal-legal and comparative-legal methods and other methods were used. The legal status of a migrant in the Russian Federation is considered. A distinction is made between the concepts of "migrant" and "illegal migrant", "illegal migration", and their definitions are formulated. The analysis of the legal status of a migrant in the Russian Federation and in other countries, in particular, the United States, was carried out. The legal acts regulating migration processes in Russia, in particular, labor migration, are considered. The legal statuses of "refugee", "forced migrant", "foreign citizen", "stateless persons" are defined. It is proposed to grant certain migrants a special status, which will provide benefits in various areas. It has been established that if the identified gaps in legal regulation are eliminated, there will be a positive effect from the development of legislation related to ensuring the migration security of Russia.

Keywords

migration, illegal migrant, fictitious registration, foreign citizen, stateless person

For citation

Abramova, V.I. (2023). Theoretical and comparative legal aspects of the legal regulation of migration processes in the context of criminal law regulation. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 7, no. 2, pp. 220-228 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-220-228

Введение. Постановка проблемы

В настоящее время миграционные вопросы на международной арене стоят очень остро, в особенности правовое положение мигрантов, а также их уголовная ответственность в случае совершения преступлений. Изучение миграции имеет жизненно важное значение, поскольку рождаемость, смертность и миграция определяют размер населения, темпы его роста и,

следовательно, структуру населения [1, с. 263]. Можем отметить увеличение численности мигрантов за последние несколько лет, а также количества преступлений, совершенных ими.

Согласно статистике, при подсчете числа прибывших и выбывших людей, количество человек составило:

- за 2020 год: +106 474 человек (прибывших: 4 120 743, выбывших: 4 014 269);

- за 2021 год: +429 902 человек (прибывших: 4 277 442, выбывших: 3 847 540)1.

Глава СКР А.И. Бастрыкин заявил, что «в 2021 году правоохранительными органами было расследовано 36,42 тыс. преступлений, совершенных иностранцами, это почти на 6 % больше, чем в 2020 г. В первом полугодии 2022 г. расследовано 21,048 тыс. преступлений, что также свидетельствует о росте на 10 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом 1 тыс. 685 преступлений совершены нелегальными ми-грантами»2.

По данным статистики МВД, уровень преступности по отдельным статьям растет. Так, за девять месяцев 2022 г. число преступлений с использованием оружия в России выросло почти на 30 %. По темпам роста таких преступлений лидируют Курская (+675 %) и Белгородская области (+213,3 %), г. Москва (+203,2 %). На 21,5 % увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений в составе организованных групп или преступных сообществ3.

Данная тенденция обусловливается такими ключевыми факторами, как социальный и экономический характер, что особенно присуще бывшим странам СНГ, в том числе и по причине удобного географического расположения государств, на которые приходится основной процент мигрировавших в Россию. Кроме того, немаловажным является и факт проведения нашей страной специальной военной операции, в связи с чем в Россию продолжают переезжать граждане Украины и других стран, стремясь получить статус беженца, а впоследствии и российское гражданство. Многочисленные социометрические исследования миграци-

1 Численность и миграция населения Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13283 (дата обращения: 10.01.2023).

2 СКР фиксирует рост преступлений, совершенных мигрантами в первом полугодии 2022 года // Информационное агентство «Интерфакс». URL: https://www.interfax-russia.ru/main/skr-fiksiruet-rost-pre-stupleniy-sovershennyh-migrantami-v-pervom-polugodii-2022-goda (дата обращения: 10.12.2022).

3 СКР фиксирует рост числа преступлений, совершенных иностранными гражданами // ИД «Ком-

мерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5732307 (дата обращения: 10.12.2022).

онных процессов показывают, что наибольшее влияние на обстановку в государстве традиционно оказывают такие виды миграции, как трудовая и вынужденная. Естественно, наиболее тяжелые последствия для экономики страны связываются с незаконной миграцией [2, с. 14].

С точки зрения уголовно-правовой политики государства, увеличенный поток миграции оказывает серьезное влияние на общее количество совершаемых преступлений, как напрямую связанных с незаконной миграцией, так и косвенно. Данную проблему в своих работах поднимало немало ученых: С.К. Бреусова, Л.В. Кудрявцева, С.А. Попова, Ю.И. Чернов, А.М. Тесленко, НИ. Орешина и многие другие.

Так, например, Е.В. Киселева выделила классификацию, по которой можно выявить определенные виды и причины миграции: по территориальному пределу, по длительности, по правомерности осуществления, по степени добровольности, по профессиональным качествам, цели и т. д. [3, с. 33]. Такая классификация достаточно интересна с позиции правильного понимания миграционных процессов. Люди приезжают ради заработка, учебы, посещения туристических мест, к родственникам.

Исходя из этого, необходимо понимать значимость научного анализа рассматриваемой нами проблемы, так как она серьезным образом влияет на реализацию уголовно-правовой политики в России с точки зрения качества и эффективности обеспечения задач уголовного права как такового, ведь, как показывает приведенная выше статистика, некоторые приезжают в страну ради совершения преступлений.

Недостаточность и отсутствие в законодательной сфере некоторых миграционных понятий влечет проблемы в осуществлении его контроля и регулировании. Отсутствие определения «мигрант» в нормативно-правовых актах ставит под угрозу юридическое толкование статуса лица, прибывшего в Российскую Федерацию, а следовательно, образует невозможность оказания определенным лицам помощи ввиду несоответствия правового статуса.

Результаты исследования

Для понимания любого научного процесса необходимо тщательное изучение структурного фундамента, которое, как правило, заключается в широком наборе терминов и определений. Зачастую нормативно-правовой документ не дает полноценной трактовки, оставляя раскрытие терминов либо в отсылочной и бланкетной форме, либо не указывают такое вовсе. По этой причине мы подробно рассмотрим базовые определения, характерные для тематики нашей работы. Для начала дадим определения некоторым юридическим статусам, которые уже есть в нормативно-правовых актах нашей страны. Вопросы, связанные с миграционной безопасностью, являются особенно актуальными в наши дни. В условиях напряженной политической обстановки граждане других стран приезжают в Россию по разным причинам. Беженцы, вынужденные переселенцы - всем этим людям нужна поддержка государства, социальное обеспечение, забота и уход. Первым делом стоит выявить разницу между этими двумя понятиями, а также определить, чем и как регулируется деятельность, связанная с миграцией и ее безопасностью.

Беженец - это «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований... находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться... или. не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений»4.

Беженцам предоставляют различные права, которыми обладают граждане своих государств, но важным моментом здесь является то, что беженец - это официальный статус, который выдается органами миграционных служб государств. Граждане других стран проходят достаточно долгую процедуру ради него: получают пропуск, пишут заявление на получение статуса беженца (при этом сроки его рассмотрения могут дойти до трех месяцев), проходят процедуру

4 О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.

сдачи отпечатков пальцев, а в конце - собеседование.

Вынужденный переселенец - «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию. ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка»5.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства6. Представители такого статуса - достаточно частое явление на территории нашей страны. Граждане других стран приезжают в Россию по разным причинам - учеба, работа, туризм. Кроме обозначенных причин миграции мы можем выделить еще и работу в сельскохозяйственной сфере.

Как мы видим, есть четыре базовых юридических статуса, которыми могут обладать лица, приезжающие в Российскую Федерацию либо перемещающиеся по нашей стране. Однако в вопросах социальных выплат и пособий, а также в вопросах уголовной ответственности из СМИ и речи политиков часто можно услышать другое определение - мигрант.

О миграции и мигрантах в научной литературе написано достаточно много. При этом используется различная терминология: «миграция», «мигрант», «международный мигрант», «внутренний мигрант» и т. п. Встречается даже термин «международное миграционное право», хотя говорить о су-

5 О вынужденных переселенцах: Федеральный закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427.

6 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 (ред. от 29.12.2022 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

ществовании такой отрасли в международном праве пока рано. Понятие миграционного правоотношения применяется для обозначения вида правоотношений, возникающих в процессе территориального перемещения субъекта, в ходе которого он реализует права и обязанности, а также приобретает, изменяет или прекращает принадлежащий ему специальный правовой статус мигранта [4, с. 50].

Некоторые ученые рассматривают миграционное право в широком смысле, включая сюда самые разные вопросы миграции: понятие, виды, субъектный состав, правовое регулирование и др. [5, с. 34]. Кроме этого, некоторые юристы рассматривают понятие «мигрант» и «беженец» как единый правовой статус, в случаях, когда нарушаются основные права человека, такие как право на жизнь, свободу выбора, личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и международные принципы [6, с. 149].

Рассматривая суть и содержание термина «миграция», мы сталкиваемся с проблемой, что официального определения для этого понятия не существует. Различные организации дают несколько таких определений, например:

- миграция - это процесс передвижения либо через международную границу, либо внутри страны и охватывает она любой тип перемещения людей, независимо от причин7;

- незаконная миграция - перемещение лиц, происходящее за рамками законов, правил или международных соглашений, регулирующих въезд или выезд из государства происхождения, транзита или назначения8.

Организация Объединенных Наций определяет мигранта как «лицо, проживающее в чужой стране в течение более одного года, независимо от причин миграции (добровольных или недобровольных) и методов миграции (легальных или нелегальных)»9.

7 Migration // Компас: пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи. URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/migration (дата обращения: 11.12.2022).

8 Ключевые условия миграции // Международная организация по миграции. URL: https://www.iom.int/ key-migration-terms (дата обращения: 06.12.2022).

9 Определения // Беженцы и мигранты. URL: https://refugeesmigrants.un.org/ru/definitions (дата обращения: 06.12.2022).

Однако это не является точным и правильным определением, ведь мигрантом можно признать любое лицо, которое въехало или перемещается внутри страны вне зависимости от целей.

Зачем же мы пытаемся найти или сформулировать определения данных понятий? В настоящее время, прежде чем исследовать какую-то поставленную задачу, необходимо провести тщательный теоретический анализ, чтобы правильно интерпретировать проблему с юридической точки зрения, а также найти правильное решение.

Так, некоторые граждане других стран приезжают в Россию, имея цель совершить преступление. Соответственно, необходимо сформулировать еще одно определение - незаконный мигрант. Для этого необходимо проанализировать статью 322 УК РФ.

В данной статье рассматривается уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы. Это характеризуется перемещением без документов и разрешения на данную деятельность, а также запрет касается тех лиц, которым уже был запрещен въезд в Россию. По мнению Н.И. Орешиной, незаконная миграция - это пересечение мигрантами государственных границ независимо от целей и сроков пребывания с нарушением миграционного законодательства [7, с. 43].

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать определение «незаконный мигрант» на основе статьи 322 УК РФ и определения «незаконной миграции». Незаконный мигрант - это лицо, которое пересекло Государственную границу страны без разрешительных документов на право въезда или выезда в эту страну, а также допускает перемещение внутри нее, которое происходит вне рамок законов, правил или международных соглашений.

Разобравшись с определением понятий «мигрант» и «незаконный мигрант», а также «незаконная миграция», необходимо поднять суть вопроса, связанную с правовым статусом мигранта.

Основными нормативными документами, регулирующими миграционную деятельность на национальном уровне, являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральные законы (например, Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

- Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»; Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»);

- Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте»);

- Ведомственные нормативно-правовые акты (например, Приказ МВД России от 13 декабря 2019 г. № 940 «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

- Нормативные правовые акты субъектов РФ, в том числе профильные государственные программы (например, Постановление администрации Тамбовской области от 5 апреля 2013 г. № 332 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 16 августа 2022 г.)).

Данные документы разрешают множество вопросов, связанных с миграцией, регулируют порядок выдачи различных документов. Однако в данных документах все же не хватает конкретики в некоторых понятиях и определениях. Стоит предложить законодателям все же включить в данные нормативные правовые акты соответствующие

юридические трактовки, которые позволят четко регулировать возникающие споры, например, при трудоустройстве или получении образования. При таких обстоятельствах возникает потребность в совершенствовании механизма правового регулирования в сфере трудовой деятельности иностранных граждан [8, с. 66]. Стоит рассмотреть и возможность предоставления дополнительных прав и возможностей в отдельных регионах, где стоит острая нехватка рабочих рук, либо есть отрицательный рост населения.

Разделение мигрантов стоит проводить не только в рамках «законных» и «незаконных», но также и по целям посещения нашей страны. Правильное разграничение упростит процедуру получения разрешительных документов, а также облегчит их проверку при необходимости. Кроме этого, стоит также отделять таких мигрантов, которые имеют два и более гражданства, и применять к ним особый правовой статус.

В других странах есть достаточное количество сформулированных определений, которые позволяют разделить мигрантов на смежные категории. Рассмотрим некоторые из них на примере США:

- законный постоянный житель США (Legal Permanent Resident) - это лицо, не являющееся гражданином США, но обладающее иммиграционной визой или находящееся в процессе изменения статуса и получения гражданства;

- неиммигранты - это граждане других стран, которым разрешен въезд в Соединенные Штаты на ограниченный период времени на основании временной (неиммиграционной) визы. К неиммигрантам относятся студенты, туристы, сезонные рабочие, бизнесмены, руководители высшего звена и дипломаты;

- иммиграция с целью воссоединения семьи. Граждане и постоянные жители США имеют право обратиться в Службу по делам гражданства и иммиграции США с просьбой

о выдаче их родственникам иммиграцион-

10

ных виз .

10 Законные способы иммиграции в США // White & Associates. URL: https://bridgewest.ru/visa_services/ usa-immigration-info/legitimate_ways/ (дата обращения: 11.12.2022).

В США существуют специальные брошюры для беженцев и лиц, получивших убежище. Так, они имеют право проживать и работать в любом штате страны, учиться в школе, получить права на управление транспортным средством, а также получить статус законного постоянного жителя и гражданина США. Кроме прав, у них есть также и обязанности: соблюдать законы страны, платить налоги, встать на учет в службе призыва в армию (в случае, если возраст находится в пределах от восемнадцати до двадцати шести лет), сообщать информацию о любых изменениях в адресе проживания. Несовершеннолетние дети таких мигрантов обязаны ходить в школу11.

Таким образом, в США есть достаточно категорий мигрантов, на которые подразделяются в зависимости от причин нахождения в стране. В Российской Федерации, как мы отметили выше, такого разнообразия нет, однако опыт США можно перенять, выбрав наиболее интересные и важные варианты. Укрупнение нескольких понятий в один тип может облегчить и упростить некоторые бюрократические процедуры, позволит ввести единый бланк-заявку или разрешающий на посещение страны документ.

Как нам кажется, законодательно, в России, помимо основных определений, не хватает такого понятия, как «неиммигранты». Возможно, данный тип стоит назвать несколько по-другому, однако выделение таких категорий, как туристы, студенты (проходящие обучение в нашей стране), трудящиеся (приезжающие на сезонные работы или по бизнес-вопросам), а также других персон, которые не имеют цели постоянно находиться на территории нашей страны, сказалось бы весьма благосклонно на юридическом статусе таких лиц.

Интересным кажется и понятие «постоянный житель», однако его стоит рассматривать с позиции срока проживания на территории субъекта России. К примеру, есть достаточно много людей, не граждан РФ, которые не задерживаются надолго в одном городе или области и часто переезжают с

11 USCIS приветствует беженцев и лиц, получивших убежище // Брошюра M-1186-R (4/20). URL: https://www.uscis.gov/sites/default/files/document/brochu res/M_1186_R.pdf (дата обращения: 15. 12.2022).

места на место в силу разных причин. В законодательстве нашей страны есть такие понятия, как «место жительства» и «место пребывания», но они обозначают только позицию постоянного и временного проживания. Мы же говорим именно о статусе такого лица, но не об отмене регистрационных моментов. Если человек проживает на территории России определенный срок и не собирается уезжать из страны, стоит также и предоставлять ему особый статус - постоянный житель, в рамках которого ему положены определенные льготы. В случае же переезда в другую область - лишать такого статуса, пока он не проживет на ее территории достаточное количество времени. Предлагается популяризовать некоторые регионы, которые нуждаются в качественных специалистах путем предоставления льгот в различных сферах жизни.

Заключение

На основании всего изложенного выше можно сделать некоторые выводы. В настоящее время войны являются главным основанием для бегства иностранных граждан из своих стран. Другие угрозы, такие как убийства родственников или соседей, перемещение, политическое угнетение, постоянная этническая или религиозная дискриминация, также являются частыми причинами получения статуса «беженец». Техногенные и экологические катастрофы, потеря основных жизненных ресурсов (экономических, социальных, медицинских и т. д.), повсеместная коррупция или неустроенные экономические или социальные условия жизни могут также достаточно негативно сказываться на жизни мигрантов [9, с. 55]. Рассмотрев правовой статус мигранта в Российской Федерации на основе нормативно-правовых актов, регулирующих миграционные процессы, мы отметили пробелы в законодательстве, в частности, в теории. Недостаточность терминов только путает и не дает правильного юридического толкования. Не хватает таких понятий, как «мигрант», «незаконный мигрант», а также отдельных категорий, которые будут отражать цели приезда в нашу страну. Предлагается урегулировать правовую базу необходимыми понятиями с помощью предложенных трактовок. Кроме недостатка определений возникает также

проблема, связанная с защитой правового статуса мигранта, так как не известно, кто именно подпадает под категорию международных мигрантов. Полагаем, что правовая регламентация термина международной миграции позволит разрешить данную проблему [10, с. 6]. При проведении сравнительного анализа правового статуса мигранта в США и Российской Федерации был сделан вывод о том, что необходимо заимствовать некоторые термины из зарубежного законодательства для упрощения бюрократических процедур. Важно отметить, что необязательно расширять и вводить трактовку абсолютно всех терминов в основополагающие законы, затрагивающие вопросы уголовного права как такого. Достаточно внести изменения в сопутствующие документы с отсылочным характером, ведь таким образом не будет нарушаться структура и необходимая простота использования основных законов. В силу состояния современного общества, не только российского, но и в целом мирового, обеспечение миграционной безопасности является важной задачей для любого государства мира, в особенности для Российской Фендерации, ввиду ее геополитического расположения на карте мира. Мигранты дают нашей стране достаточно много положительных моментов: Россия получает хорошее развитие экономики в связи с приростом рабочей силы, увеличение демографии.

Практическое значение состоит в грамотном и качественном обеспечения миграционной безопасности в нашей стране, а для

этого законодательство должно обладать рядом особенностей, которые будут учитывать как культурно-социальные ценности того или иного региона нашей державы, так и экономические особенности России. Необходимо понимать, что дальнейшее развитие законодательства по данному вопросу является насущной необходимостью для России. Важно сочетать в этих законодательных изменениях не только правовую четкость и грамотность написания различных норм и правил поведения, но и качественно вписать в эти нормы положения, которые в полной мере смогут отразить всю многополярную составляющую существования нашего государства. Стоит создать не только новые определения правовых статусов мигрантов, но и отразить их права и обязанности в зависимости от целей, сроков нахождения на территории России, конкретного субъекта, а также условия, при которых можно лишиться всех привилегий. При таком благоприятном развитии событий мы будем в полном праве рассчитывать на положительный эффект от развития законодательства, касающегося обеспечения миграционной безопасности России. Мы не только сможем обеспечить национальную безопасность страны в сфере миграционного правового регулирования, но и приобретем важный экономический и социальный материал в виде притока новых рабочих рук и умов в лице мигрантов, которые впоследствии смогут вывести показатели жизни в нашем государстве на принципиально иной уровень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Попова С.А., Чернов Ю.И. Соотношение конституционно-правового и административно-правового регулирования статуса мигрантов // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 2. С. 263-267. https://doi.org/10.33619/2414-2948/51/30, https://elibrary.ru/yzzlxn

2. Лампадова С.С., Воронина О.В., Сахарова Т.А. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2017. 392 с. https://elibrary.ru/tiibwf

3. Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 241 с. https://elibrary.ru/ucbqve

4. Жеребцов А.Н., Малышев Е.А. Миграционное право России. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 505 с.

5. Тесленко А.М. О терминах «мигрант» и «международный мигрант» // Российский юридический журнал. 2019. № 5 (128). С. 34-39. https://elibrary.ru/vimqxx

6. Бреусова С.К., Кудрявцева Л.В. Нарушение правового статуса мигрантов и беженцев // Modern Science. 2021. № 12-3. С. 147-150. https://elibrary.ru/gxiiyx

7. Орешина Н.И. К вопросу об определении понятия миграция // Юридический мир. 2010. № 3. С. 43-46. https://elibrary.ru/llfxsl

8. Дутов П.О. Современное состояние и основные направления совершенствования внешней трудовой миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 65-69. https://doi.org/ 10.24411/2073-0454-2019-10073, https://elibrary.ru/kxeczw

9. Кузьмин Ю.А. Мигранты как потенциальные жертвы преступлений: виктимологический аспект // Oeconomia Et Jus. 2021. № 1. С. 52-59. https://doi.org/10.47026/2499-9636-2021-1-52-59, https://elib-rary.ru/dfvwiz

10. Похлебаева А.В. Понятие миграции и ее классификация // Международное право и международные правоотношения. 2005. № 3. С. 4-10. URL: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2005-3/2005-3-pohlebaeva

References

1. Popova S.A., Chernov Yu.I. (2020). Onstitutional-legal and administrative-legal bases of the status of migrants. Byulleten' nauki i praktiki = Bulletin of Science and Practice, vol. 6, no. 2, pp. 263-267. (In Russ.) https://doi.org/10.33619/2414-2948/51/30, https://elibrary.ru/yzzlxn

2. Lampadova S.S., Voronina O.V., Sakharova T.A. (2017). Gosudarstvenno-pravovye osnovy migratsii i mi-gratsionnykh protsessov [State-Legal Foundations of Migration and Migration Processes]. St. Petersburg, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 392 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/tiibwf

3. Kiseleva E.V. (2022). Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie migratsii [International Legal Regulation of Migration]. Moscow, Urait Publ., 241 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/ucbqve

4. Zherebtsov A.N., Malyshev E.A. (2022). Migratsionnoe pravo Rossii [Migration Law of Russia]. Moscow, Urait Publ., 505 p. (In Russ.)

5. Teslenko A.M. (2019). On the concepts of "migrant" and "international migrant". Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal, no. 5 (128), pp. 34-39. (In Russ.) https://elibrary.ru/vimqxx

6. Breusova S.K., Kudryavtseva L.V. (2021). Narushenie pravovogo statusa migrantov i bezhentsev [Violation of the legal status of migrants and refugees]. Modern Science, no. 12-3, pp. 147-150. (In Russ.) https://elibrary.ru/gxiiyx

7. Oreshina N.I. (2010). K voprosu ob opredelenii ponyatiya migratsiya [On the issue of the definition of the concept of migration]. Yuridicheskii mir [Legal World], no. 3, pp. 43-46. (In Russ.) https://elibrary.ru/llfxsl

8. Dutov P.O. (2019). Current state and main directions for improvement of the external labor migration process. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 2, pp. 65-69. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2073-0454-2019-10073, https://elibrary.ru/kxeczw

9. Kuz'min Yu.A. (2021). Migrants as potential victims of crime: victimological aspect. Oeconomia Et Jus, no. 1, pp. 52-59. (In Russ.) https://doi.org/10.47026/2499-9636-2021-1-52-59, https://elibrary.ru/dfvwiz

10. Pokhlebaeva A.V. (2005). The concept and classification of migration. Mezhdunarodnoe pravo i mezhduna-rodnye pravootnosheniya = Journal of International Law and International Relations, no. 3, pp. 4-10. (In Russ.) Available at: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2005-3/2005-3-pohlebaeva

Поступила в редакцию / Received 22.01.2023 Поступила после рецензирования / Revised 11.04.2023 Принята к публикации / Accepted 14.04.2023

|(с?) ® | Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.