Теория и практика общественного развития. 2022. № 8. С. 70—77. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 8. P. 70-77.
Научная статья
УДК 34.05-054.7(470+571:517.3) https://doi.org/10.24158/tipor.2022.8.9
Правовые аспекты социальных проблем мигрантов в России и Монголии
Анна Юрьевна Ардальянова1, Санжаа Мунгунчимэг2, Екатерина Витальевна Титенко3
■^Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия 2Монгольский государственный университет, Улан-Батор, Монголия [email protected], http://orcid.org/0000-0002-3019-9626 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-3169-7555 3titenko.ekaterina11 @yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-2793-3885
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние нормативно-правового регулирования социальных проблем мигрантов в России и Монголии. Данная тема является актуальной для двух стран, так как миграционные потоки возрастают и провоцирую рост социальных проблем мигрантов. Авторы анализируют существующую нормативно-правовую базу в сфере миграции населения, а также мнения российских и монгольских исследователей по данному вопросу. В качестве ключевых элементов законодательств о миграции рассматриваются Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации (на период 2019-2025 гг.) и проект Закона Монголии «О трудовой миграции» (О перемещении рабочей силы). Обозначается роль национальных диаспор в решении социальных проблем мигрантов. Авторы делают вывод о необходимости привлечения национальных диаспор к законотворческому процессу и политическому управлению миграцией.
Ключевые слова: миграция в России, миграция в Монголии, мигранты, миграционная политика, трудовая миграция, миграционное законодательство, проблемы мигрантов
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОКНСМ в рамках научного проекта № 20-511-44003 «Российские и монгольские трудовые мигранты в странах АТР».
Для цитирования: Ардальянова А.Ю., Мунгунчимэг С., Титенко Е.В. Правовые аспекты социальных проблем мигрантов в России и Монголии // Теория и практика общественного развития. 2022. № 8. С. 70-77. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.8.9.
Original article
Legal Aspects of Social Problems of Migrants in Russia and Mongolia
Anna Yu. Ardalyanova1, S. Mungunchimeg2, Ekaterina V. Titenko3
13Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia 2National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia [email protected], http://orcid.org/0000-0002-3019-9626 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-3169-7555 3titenko.ekaterina11 @yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-2793-3885
Abstract. The article examines the current state of legal regulation of social problems of migrants in Russia and Mongolia. This problem is relevant for the two countries, as migration flows are increasing and provoking the growth of social problems of migrants. The authors analyze the existing regulatory framework in the field of population migration, as well as the opinions of Russian and Mongolian researchers on this issue. The Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation (for the period 2019-2025) and the draft Law of Mongolia "On Labor Migration" (On the movement of labor) are considered as key elements of migration legislation. The role of national diasporas in solving the social problems of migrants is outlined. The authors conclude that it is necessary to involve national diasporas in the legislative process and political management of migration.
Keywords: migration in Russia, migration in Mongolia, migrants, migration policy, labor migration, migration legislation, migrant problems
Funding: the research was carried out with the financial support of the RFBR and the MOCHSM within the framework of the scientific project No. 20-511-44003 "Russian and Mongolian labor migrants in the Asia-Pacific countries".
For citation: Ardalyanova, A.Yu., Mungunchimeg, S. & Titenko, E.V. (2022) Legal Aspects of Social Problems of Migrants in Russia and Mongolia. Theory and Practice of Social Development. (8), 70-77. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.8.9. (In Russian)
© Ардальянова А.Ю., Мунгунчимэг С., Титенко Е.В., 2022
- 70 -
Характерной особенностью современного мира и общества на сегодняшний день считается степень открытости территориальных и социальных структур. Данное явление влечет за собой ряд последствий, одним из которых выступает масштаб, интенсивность, направление и темп миграционных потоков.
Основными мотивирующими факторами, которые приводят к миграции населения, становятся экономические причины, такие как поиск работы, возможности трудоустройства, улучшение условий труда, ведение бизнеса, но между тем остаются и продолжают играть свою роль и причины внешнего характера - вооруженные конфликты и стихийные бедствия. В наше время миграция - это, с одной стороны, важнейшая черта общественной жизни, с другой - основание для возникновения, существования и обострения многих социальных проблем. Мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы по всему миру испытывают целый спектр схожих трудностей, к которым можно отнести низкий уровень образования, отсутствие знания языка и культуры принимающей стороны, трудности с приобретением жилья, проблемы, связанные с получением медицинских и образовательных услуг, воспитанием детей.
Главная задача настоящей работы - выделить правовые аспекты решения социальных проблем мигрантов посредством анализа российского и монгольского законодательств в сфере миграции, а также научных публикаций исследователей.
В поле внимания попадают Россия и Монголия в силу того, что сегодня в сложившихся условиях российское государство как никогда заинтересовано в сотрудничестве с азиатскими партнерами, к которым относится Монголия. С нормативно-правовой точки зрения, основой для данного сотрудничества является Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией, подписанный в Улан-Баторе 3 сентября 2019 г. Соответствующий Федеральный закон Российской Федерации о ратификации данного договора подписан Президентом России 13 июля 2020 г. В документе отображаются различные направления взаимодействия: в ст. 7 настоящего договора в целях безопасности стороны обязуются сотрудничать в области миграции, в том числе создают необходимые условия для реализации договоренностей в области правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам1.
Рассмотрим основные документы, которыми руководствуются страны при решении социальных проблем мигрантов.
В Российской Федерации в сфере миграционного регулирования сложилась и действует правовая база, которая состоит из международного и государственного законодательств.
Правовой статус мигрантов регулируется прежде всего международными правовыми документами. В документах Организации Объединенных Наций (далее - ООН) разграничиваются понятия «мигрант» и «беженец». В ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. приводятся следующие различия:
а) мигрант (эмигрант) - человек, добровольно покидающий страну в поисках лучшей жизни; беженец (вынужденный переселенец) покидает страну вынужденно, не по экономическим основаниям, а в силу опасности для жизни, преследований по различным мотивам;
б) мигрант пользуется защитой правительства своей страны, а беженец не имеет такой возможности2.
Одним из основных субъектов миграционного регулирования является Международная организация по миграции (далее - МОМ) в составе ООН, которая по праву считается ведущей межправительственной организацией, содействующей гуманной и упорядоченной миграции на благо всех, с присутствием более чем в 100 странах и поддержкой 174 государств-членов в улучшении управления миграцией. В Российской Федерации МОМ тесно сотрудничает с государственными, межправительственными и неправительственными партнерами. Правительственная комиссия по миграционной политике - координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики3.
1 О дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией [Электронный ресурс] : Международный договор. Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов «Кодекс».
2 О статусе беженцев [Электронный ресурс] : Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 15.06.2022).
3 Наша работа [Электронный ресурс] : официальный сайт // Международная организации по миграции. URL: https://russia.iom.int/ru/nasha-rabota (дата обращения: 15.06.2022).
Анализируя проблемы миграционного законодательства в России, исследователи отмечают, что миграционное законодательство страны не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом (Алексеева, Приженникова, 2014: 33). Правовые нарушения чаще всего касаются сферы организации труда, где работодатель должен обращать внимание на специальные положения трудового и налогового законодательства, руководствоваться законами об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании. Принимая на работу нелегальных мигрантов, работодатель автоматически исключает наемного работника из данного правового поля, что провоцирует множество других социальных проблем, связанных со своевременными выплатами заработной платы в полном объеме, предоставлением социальных гарантий, защитой прав.
В связи с этим в настоящее время вопросы миграции остаются одними из значимых среди проблем государственного правового регулирования миграционных процессов, особенно в социальных вопросах.
Правовой основой проведения миграционной политики служит Конституция Российской Федерации, положения которой являются базовыми для федерального законодательства по регулированию миграционных процессов и направлены на обеспечение конституционных прав человека и гражданина в миграционной сфере. Конституцией регулируется право человека и гражданина на свободное передвижение, места пребывания и жительства на территории Российской Федерации, а также каждый гражданин имеет право на свободный выезд из страны и беспрепятственный въезд1.
Особую роль в рассматриваемом нами вопросе следует отнести нормам Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»2, которым предусмотрено регулирование отношений между самими иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, местными органами и должностными лицами - с другой, по вопросам проживания и осуществления той или иной деятельности.
Нормы Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»3 предусматривают право каждого гражданина свободно выезжать за пределы России. Также установлен порядок по оформлению и выдаче документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства.
Миграционный учет урегулирован нормами соответствующего закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»4. Также в решении социальных проблем мигрантов большую роль играют Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации»5, «О беженцах»6, указы Президента России, постановления Правительства и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации.
Таким образом, указанными нормами федерального законодательства реализуются положения Конституции Российской Федерации, международного миграционного права, регулируются определения правового понятия мигрантов, беженцев, порядок въезда и выезда из России, вопросы миграционного учета, реализации миграционной политики. Российские исследователи отмечают, что в государстве создана необходимая правовая база регулирования миграционных отношений, однако цели миграционной политики должны быть более четкими (Озеров, Катаева, 2020: 223).
Данный аспект в своих работах отмечают и монгольские авторы. Так, например, исследователи Монгольского государственного университета Б. Нацаг и Б. Баатар, анализируя проблемы мигрантов, ссылаются на возникающие социальные конфликты, в том числе рост преступности, связанной с миграционными процессами в мире в целом, а также в России и Монголии в частности. Авторы справедливо отмечают, что для Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов Рос-
1 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 15.06.2022).
2 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс] : Федер. закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»..
4 О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 О гражданстве Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О беженцах [Электронный ресурс] : Федер. закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-I. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
сии характерны малые масштабы северокавказской миграции, в значительной степени здесь преобладает среднеазиатская миграция. Приезд гастарбайтеров обычно связан с крупными инфраструктурными и строительными проектами, развернутыми в нескольких регионах, рост социальных проблем и межнациональной напряженности коррелирует с ростом количества новых проектов. В основном напряженность связана с выходцами из Центральной Азии. При этом важно подчеркнуть, что прямой конкуренции за рабочие места с местным населением в настоящее время не наблюдается в связи с занятием разных ниш на рынке труда, но настороженность по отношению к мигрантам растет. Последнее усугубляется ростом преступности и конфликтов между самими трудовыми мигрантами (Нацаг, Баттогтох, 2019: 75). Подобную ситуацию авторы объясняют отсутствием внятной государственной политики по ряду направлений, в частности, по привлечению трудовых мигрантов, неравномерным распределением квот, возникновением спекулятивного капитала у титульного этноса, непродуманной политикой в отношении малочисленных народов.
Именно потому сегодня особую роль в формировании отечественного законодательства, регулирующего правоотношения в сфере миграции, должны играть нормативно-правовые акты и документы, носящие стратегический характер. К ним может быть отнесена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период 2019-2025 гг., обусловленная экономическими и социальными факторами. В концепции указаны положительные стороны внешней миграции для России: «компенсация естественной убыли населения и миграция являются источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики»1.
В настоящее время в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации приводится следующая классификация миграции:
а) академическая мобильность - международные перемещения ученых и преподавателей;
б) временная миграция - международная или внутренняя миграция без перемены постоянного места жительства;
в) долгосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);
г) квотирование привлечения иностранной рабочей силы - регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности;
д) краткосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года);
е) миграция на постоянное место жительства;
ж) незаконная миграция - перемещения в Россию с нарушением законодательства России;
з) образовательная (учебная) миграция - миграция с целью получения или продолжения образования;
и) организованное привлечение иностранной рабочей силы - деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации перемещений иностранных работников;
к) сезонная трудовая миграция - вид трудовой миграции иностранных граждан в течение части года;
л) трудовая миграция - временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).
Следует отметить, что данная концепция является логичным продолжением документа с одноименным названием, но на период 2012-2025 гг. Анализируя нововведения, исследователи отмечают, что новая версия Концепции предполагает максимальное упрощение правил въезда, включая выдачу виз, а также процедуры предоставления российского гражданства, особое внимание уделяется развитию внутренней миграции и адаптации мигрантов в принимающее сообщество (Максименцев, 2020: 84). Учеными также отмечается, что в рамках реализации новой Концепции миграционная политика определяется как вспомогательное средство для решения демографических проблем (Силантьева, 2020: 147). Ключевыми же в этом вопросе становятся реализация Национального проекта «Демография», а также государственные программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, программы «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека», различные программы социально-экономического развития регионов.
При этом пока реализация основных положений Концепции осложняется целым рядом негативных факторов, таких как последствия пандемии ООУЮ-19 и свертывание определенных
1 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 31 окт. 2018 г. № 622. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
направлений услуг, в которых мигранты являлись основным трудовым ресурсом; отсутствие благоприятных условий и стимулов для переселения внутрироссийских и иностранных мигрантов. Стоит согласиться с мнением исследователей о том, что говорить о результатах реализации Концепции 2019-2025 пока рано, ситуация в миграционной политике меняется стремительно, и так будет происходить дальше, но уже сейчас можно обозначить важный компонент, на который следует обратить внимание законодателей, - это разработка мер по привлечению в Российскую Федерацию высококвалифицированных кадров, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также недопущение очередной волны «утечки умов».
Для Монголии, хозяйство которой исторически определялось кочевым образом жизни, постоянные миграции были нормой. Между тем в публикациях монгольских авторов отмечается, что для страны также характерны миграционные проблемы, охватившие сегодня весь мир. Особо остро проблема стояла с мигрантами из КНР. Долгое время численность мигрантов и условия их работы выходили из-под контроля правоохранительных органов, что приводило к коррупции и нарушению трудового законодательства в стране (Хорлоо, 2009: 67).
Как и Российская Федерация, Монголия в вопросах формирования миграционного законодательства руководствуется нормами международного права и является членом МОТ. Описывая миграционное законодательство Монголии, авторы ссылаются на Конституцию Монголии (1992 г.), а также на такие нормативно-правовые акты (Законы Монголии), как «О правовом положении иностранных граждан» (1993 г.), «Об эмиграции и выезде граждан Монголии по личным делам за границу» (1993 г.), «О гражданстве» (1995 г.), «О регистрационном учете граждан» (1999 г), «О предоставлении рабочей силы иностранным государствам, привлечении иностранной рабочей силы и специалистов» (2001 г.) (Хорлоо, 2009).
Таким образом, монгольское законодательство в сфере миграции является комплексным, однако, как и российское законодательство в этой сфере, нуждается в пересмотре с целью ответов на вызовы новой геополитической ситуации.
Уже несколько лет в Монголии обсуждается проект закона «О трудовой миграции» (О перемещении рабочей силы). Последняя редакция закона датирована 2 января 2021 г.1 Законопроект направлен на регулирование, управление и организацию трудовой миграции из Монголии в зарубежные страны и из зарубежных стран в Монголию на основе данных национального рынка труда, а также на защиту прав человека и законных интересов мигрантов. Закон содержит 5 глав: «Общие основания», «О трудоустройстве монгольских граждан за рубежом», «О трудоустройстве иностранных граждан в Монголии», «Об управлении миграцией и учете рабочей силы» и соответствующие дополнения.
Действие данного закона распространяется на отношения, связанные с защитой прав и законных интересов граждан Монголии на работу за границей, на производственную практику, предотвращение нарушений и содействие их возвращению на Родину; отношения, связанные с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства в Монголии, обучением на производстве, защитой их прав и законных интересов, предупреждением правонарушений. Закон не распространяется на внутренние миграционные процессы, однако фактически законодательство стимулирует и внутреннюю миграцию, так как прежде всего направлено на развитие национального человеческого капитала.
Принципиальным положением в данном законопроекте является образование лицензированных субъектов рынка труда, осуществляющих посреднические функции между работодателем и наемным работником (мигрантом). В законе оговаривается преимущество граждан Монголии на трудоустройство при возвращении на родину, фиксируются отдельные положения, связанные с обучением граждан Монголии за границей и определением уровня их квалификации. Особо следует отметить создание единой базы данных мигрантов, формированием и обновлением которой будет заниматься орган государственного управления, отвечающий за вопросы занятости. О создании подобной базы данных неоднократно упоминали и российские законодатели: она не только позволяет совершать учет мигрантов и анализировать потребности в трудовых ресурсах различных отраслей народного хозяйства, но и предоставляет возможность производить обмен информацией с другими государственными базами данных, которые в свою очередь связаны с решением социальных проблем.
Следует обратить внимание на то, что решение социальных проблем мигрантов заключается преимущественно в защите их прав. Российские исследователи акцентируют внимание на актуальности межотраслевой концепции защиты прав и законных интересов граждан Монголии на территории Российской Федерации и граждан России на территории Монголии. Речь идет
1 Ажиллах хYчний шилжилт хеделгеений тухай [Цахим неец] : Монгол улсын хууль 2021 оны 1-р сарын 12 едер Улаанбаатар хот // Lawforum. URL: https://lawforum.parliament.mn/draft/39 (дата обращения: 15.06.2022).
прежде всего о правовом просвещении, издании информационных материалов на различных языках, разъясняющих актуальные и значимые для мигрантов вопросы административного, миграционного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства (Гармаев, 2016: 21).
Со своей стороны, мы бы хотели отметить роль национальных диаспор в решении социальных проблем мигрантов. Диаспоры способствуют адаптации мигрантов в незнакомом социуме, в новой экономической, социальной, правовой среде, сохранению стабильности принимающего сообщества, а мигранты - члены диаспор обладают формальной и неформальной защитой благодаря им (Лубский, Бедрик, Зайцева, 2017: 49).
Во-первых, диаспора принимает активное участие в поддержании, оформлении и укреплении духовного единства и культуры народа. Культивируются национальные традиции и обычаи, поддерживаются национальные, языковые и культурные связи с исторической Родиной. Для некоторых диаспора остается единственным оплотом, благодаря которому мигранты чувствуют свою принадлежность к огромному народу и отдельному государству. Представители диаспор сохраняют этническую культуру и национальную самобытность (Кунилова, Каменева, 2020: 92).
Во-вторых, это праворегулирующая функция. У диаспор часто возникает необходимость не переходить многие границы и не навязывать свои каноны тем, кто относится к совершенно иным духовным и культурным связям, также диаспора сама защищает права представителей своего народа. Нередко мигранты сталкиваются с дискриминацией и отрицанием, но через диаспору могут восстановить свои права.
В-третьих, диаспора может участвовать в регулировании миграционных потоков, занятости, оказывать помощь в профессиональном и жизненном самоопределении мигранта (Кунилова, Каменева, 2020: 92).
Налаживние взаимодействия с национальными диаспорами и общественными организациями, действующими в их интересах, может способствовать созданию эффективного механизма информирования о легальном трудоустройстве, доступном жилье и возможностях получения помощи в решении различных социальных проблем. Также, по нашему мнению, активное трехстороннее сотрудничество диаспор, мигрантов и государства позволит регулировать социальную напряженность на территории пребывания, развитие межстрановых отношений между субъектами России и иностранных стран, культурное развитие, воспитание и расширение знаний у подрастающего поколения, молодежи России, что в целом характеризует развитие социальной помощи и социальной, экономической и политической сторон жизни.
Таким образом, диаспоры необходимо привлекать к политическому управлению миграцией и законотворческому процессу, при этом стремясь аккумулировать позитивный эффект мягкого воздействия диаспор на потенциальных и реальных мигрантов.
Подводя итоги, следует заметить, что в России за последние годы проделана большая трудоемкая работа в области законодательства по вопросам миграции. Упрощено регулирование трудовой деятельности иностранцев, а также квалифицированных работников, предусмотрено правило обязательного тестирования трудовых мигрантов на предмет знания русского языка, закреплены социально-бытовые гарантии со стороны работодателей. Для иностранных учащихся и студентов были введены льготы для осуществления ими трудовой деятельности в России. Между тем наличие большого числа социальных проблем, возникающих как среди мигрантов, так в принимающем сообществе различных регионов нашей страны, указывает на то, что существующее миграционное законодательство не в полном объеме соответствует потребностям как в настоящем, так и в будущем в сфере демографического, социального и экономического развития. Данное законодательство имеет ориентир по привлечению временных иностранных работников и не содержит мер, которые способствовали бы переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Исследователями отмечается, что в настоящее время не существует эффективного миграционного законодательства, не принят специальный нормативный акт, который закреплял бы вопросы миграционной сферы в целом. Результаты же реализации ряда государственных программ и Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации пока проанализировать затруднительно.
Законодательная база Монголии, отвечающая национальным интересам, также находится в стадии формировании. Особое значение приобретает проект закона «О трудовой миграции» в связи с ориентацией Монголии на увеличение качества человеческого ресурса, а именно привлечение высококвалифицированных специалистов за счет внешней миграции, возвращения на родину ранее уехавших граждан и максимально полного использования рабочей силы за счет внутренних миграционных процессов.
Отметим ряд выводов, формулировка которых стала результатом проведенного нами анализа.
Во-первых, существующее законодательство России и Монголии в сфере миграции не обеспечивает осуществление эффективной миграционной политики. Ситуация в миграционной сфере склонна к постоянным переменам и требует внесения изменений в федеральное и региональное законодательства.
Во-вторых, следует согласиться с тем, что на сегодняшний день не сформирована необходимая правовая основа для организации социальной помощи мигрантам и решения их социальных проблем. По нашему мнению, на законодательном уровне необходимо разработать и принять ряд законов о миграции, в том числе о трудовой миграции, в которых следует не только перечислить виды миграции, но и определить субъекты взаимодействия с мигрантами и их полномочия. В качестве мер решения проблем в процессе формирования миграционного законодательства целесообразно и в российской, и в монгольской практике применить кодифицированную форму.
В-третьих, инновации в указанной сфере сохраняют актуальность. Следует больше внимания уделить правоприменительной практике в соответствии с нормами и мерами, которые предусмотрены на законодательном уровне. Значительную помощь в данном вопросе могут оказать научно-аналитическое, экспертное и информационное обеспечение миграционных процессов в России и Монголии. Кроме государственных органов власти проблемами миграции занимаются общественные объединения и организации. Изучая проблемы государственной социальной помощи мигрантам, нельзя не обозначить значимость национальных диаспор в решении задач национальной политики, так как диаспоры косвенно выполняют важнейшие социальные, экономические и политические функции и могут быть привлечены к процессу законотворчества и правоприменения.
Список источников:
Алексеева Г.И., Приженникова А.Н. Проблемы трудовой миграции в России: юридические и бухгалтерские аспекты // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 22 (358). С. 33-42.
Гармаев Ю.П. Защита прав и законных интересов граждан Монголии на территории Российской Федерации и граждан России на территории Монголии: основы концепции // Трансграничная безопасность и государство в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Улан-Удэ, 24-26 июня 2016 г. Улан-Удэ, 2016. С. 20-24.
Кунилова К.Д., Каменева Т.Н. Представление о национальных диаспорах в России и на постсоветском пространстве // Форум молодежной науки. 2020. Т. 1, № 2. С. 89-93. https://doi.org/10.35599/forummn/01.02.13.
Лубский А.В., Бедрик А.В., Зайцева А.А. Диаспора как фактор и субъект интеграции мигрантов в России и Германии: сравнительный анализ научного дискурса // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11.С. 40-50.
Максименцев А.А. Сравнительный анализ концепций государственной миграционной политики РФ на период 20122025 и 2019-2025 годы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 5-2 (63). С. 82-85. https://doi.org/10.24411/2411 -0450-2020-10431
Нацаг Б., Баттогтох Б. Социальные конфликты в среде мигрантов в Российской Федерации и Монголии // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Улан-Удэ, 07 июня 2019 г. Улан-Удэ, 2019. С. 74-78.
Озеров И.Н., Катаева О.В. Нормативная правовая основа миграционного правопорядка в Российской Федерации: направления совершенствования // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2020. № 2 (41). С. 217-223. https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.2/2809
Силантьева В.А. Концепция государственной миграционной политики РФ: содержание и реализация // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 4. С. 146-151.
Хорлоо Г. Современное состояние законодательства Монголии в сфере внешней и внутренней миграции // Закон и право. 2009. № 6. С. 66-67.
References:
Alekseeva, G.I. & Prizhennikova, A.N. (2014) Problemy trudovoi migratsii v Rossii: yuridicheskie i bukhgalterskie aspekty [Problems of labor migration in Russia]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh [Accounting in budget and non-profit organizations]. (22), 33-42. (In Russian)
Garmaev, Yu.P. (2016) Zashchita prav i zakonnykh interesov grazhdan Mongolii na territorii Rossiiskoi Federatsii i grazhdan Rossii na territorii Mongolii: osnovy kontseptsii [Protection of the rights and legitimate interests of Mongolian citizens on the territory of the Russian Federation and Russian citizens on the territory of Mongolia: bases of the concept. In: Transgranichnaya bezopasnost' i gosudarstvo v sovremennom mire : materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Ulan-Ude, 24-26 iyunya 2016 g. [Trans-border security and the state in the modern world: Proceedings of the international scientific and practical conference, Ulan-Ude 24-26 June, 2016.]. Ulan-Ude, Vostochno-Sibirskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i up-ravleniya. p. 20-24. (In Russian)
Khorloo, G. (2009) Sovremennoe sostoyanie zakonodatel'stva Mongolii v sfere vneshnei i vnutrennei migratsii [The current state of the legislation of Mongolia in the field of external and internal migration]. Law and Legislation. (6), 66-67. (In Russian)
Kunilova, K.D. & Kameneva, T.N. (2020) The Concept of National Diasporas in Russia and in the Post-Soviet Space. Youth Science Forum Journal. 1 (2), 89-93. Available from: doi:10.35599/forummn/01.02.13 (In Russian)
Lubsky, A.V., Bedrik, A.V. & Zaytseva, A.A. (2017) Diaspora as a Factor and Subject of Integration of Migrants in Russia and Germany: A Comparative Analysis of Scientific Discourse. Social and Humanitarian Knowledge. (11), 40-50. (In Russian)
Maksimentsev, A.A. (2020) Comparative Analysis of State Migration Policy Concepts of the Russian Federation for the Period 2012-2025 and 2019-2025. Economy and Business: Theory and Practice. (5-2), 82-85. Available from: doi:10.24411/2411-0450-2020-10431 (In Russian)
Natsag, B. & Battogtokh, B. (2019) Sotsial'nye konflikty v srede migrantov v Rossiiskoi Federatsii i Mongolii [Social conflicts among migrants in the Russian Federation and Mongolia]. In: Sotsial'naya bezopasnost' i sotsial'naya zashchita naseleniya v sovremennykh usloviyakh : Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ulan-Ude, 07 iyunya 2019 goda [Social security and social protection of the population in modern conditions : Materials of international scientific and practical conference, Ulan-Ude, 07 June, 2019]. Ulan-Ude, Buryatskii gosudarstvennyi universitet imeni Dorzhi Banzarova. p. 74-78. (In Russian) Ozerov, I.N. & Kataeva, O.V. (2020) Regulatory Framework of the Migration Law and Order in the Russian Federation: Areas for Improvement. Proceedings of Voronezh State University. Series: Pravo. (2), 217-223. Available from: doi:10.17308/vsu.proc.law.2020.2/2809. (In Russian)
Silanteva, V.A. (2020) The Concept of State Migration Policy of the Russian Federation: Content and Implementation. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (4), 146-151. (In Russian)
Информация об авторах А.Ю. Ардальянова - кандидат социологических наук, доцент Департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.
https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=642327.
С. Мунгунчимэг - докторант кафедры социологии и социальной работы Монгольского государственного университета, Улан-Батор, Монголия.
Е.В. Титенко - стажер-исследователь Департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.
Information about the authors A.Yu. Ardalyanova - PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of Social Sciences, School of Humanities and Arts, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=642327.
S. Mungunchimeg - PhD Student of the Department of Sociology and Social Work, National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia.
E.V. Titenko - Researcher Trainee of the Department of Social Sciences, School of Humanities and Arts, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 09.08.2022.