Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИЛОВОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич

В статье поднимается проблема обеспечения необходимого уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел при одновременной минимизации ущерба их здоровью на учебных занятиях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД и в рамках служебной подготовки в территориальных органах. Исследуется комплекс факторов, детерминирующих получение спортивных травм; предлагаются конкретные практические рекомендации по совершенствованию образовательной среды и созданию педагогических условий, обеспечивающих сохранение здоровья личного состава. Делается вывод, что предотвращение травматизма в процессе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел представляет собой комплексную организационно-методическую проблему. В ее решение должны быть вовлечены, как сами учащиеся, так и лица, проводящие такого рода занятия, а также руководство образовательных организаций системы МВД и территориальных органов, осуществляющих соответствующую подготовку. В целях совершенствования методических компетенций педагогических работников, автором предлагается разработка и утверждение на министерском уровне методических указаний по реализации мер безопасности на занятиях по физической подготовке. Подвергается критике практика снижения уровня физической нагрузки или избегания отработки на практических занятиях технически сложных приемов с целью устранения травматизма. Решая проблему таким образом, органы внутренних дел рискуют получить сотрудников, не готовых в полной мере к выполнению своих обязанностей, связанных с применением физической силы и специальных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING SECURITY MEASURES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES WITH EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article raises the problem of ensuring the necessary level of physical fitness of employees of internal Affairs bodies while minimizing the damage to their health in physical training classes in educational organizations of the Ministry of internal Affairs and in the framework of service training in territorial bodies. The complex of factors that determine sports injuries is investigated; specific practical recommendations are offered for improving the educational environment and creating pedagogical conditions that ensure the preservation of personnel health. It is concluded that the prevention of injuries in the process of physical training of employees of internal Affairs bodies is a complex organizational and methodological problem. It should involve both the students themselves and those who conduct such classes, as well as the management of educational organizations of the Ministry of internal Affairs and territorial bodies that provide appropriate training. In order to improve the methodological competence of teachers, the author proposes to develop and approve at the Ministerial level guidelines for the implementation of security measures in physical training classes. The practice of reducing the level of physical activity or avoiding working out technically complex techniques in practical classes in order to eliminate injuries is criticized. By solving the problem in this way, the internal Affairs bodies risk getting employees who are not fully prepared to perform their duties related to the use of physical force and special means.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

PETROV Konstantin Nikolayevich

PROBLEMS OF ENSURING SECURITY MEASURES .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 14.7-7QÍÍ 81 d I (¡9£Г№2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 J/O.H/./TO.OH |(сс) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0051 lfcSe™»(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ © Автор(ы) 2021 SPIN: 7955-6463 AuthorID: 689770

ПЕТРОВ Константин Николаевич, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал

(690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова д. 21, е-mail: kostik_petrov_68@bk.ru) Аннотация. В статье поднимается проблема обеспечения необходимого уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел при одновременной минимизации ущерба их здоровью на учебных занятиях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД и в рамках служебной подготовки в территориальных органах. Исследуется комплекс факторов, детерминирующих получение спортивных травм; предлагаются конкретные практические рекомендации по совершенствованию образовательной среды и созданию педагогических условий, обеспечивающих сохранение здоровья личного состава. Делается вывод, что предотвращение травматизма в процессе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел представляет собой комплексную организационно-методическую проблему. В ее решение должны быть вовлечены, как сами учащиеся, так и лица, проводящие такого рода занятия, а также руководство образовательных организаций системы МВД и территориальных органов, осуществляющих соответствующую подготовку. В целях совершенствования методических компетенций педагогических работников, автором предлагается разработка и утверждение на министерском уровне методических указаний по реализации мер безопасности на занятиях по физической подготовке. Подвергается критике практика снижения уровня физической нагрузки или избегания отработки на практических занятиях технически сложных приемов с целью устранения травматизма. Решая проблему таким образом, органы внутренних дел рискуют получить сотрудников, не готовых в полной мере к выполнению своих обязанностей, связанных с применением физической силы и специальных средств.

Ключевые слова: спортивный травматизм; боевые приемы борьбы; физическая подготовленность; общефизическая подготовка; сотрудники органов внутренних дел; учебный процесс; силовое задержание; тактико-техническая подготовка.

PROBLEMS OF ENSURING SECURITY MEASURES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES WITH EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

© The Author(s) 2021

PETROV Konstantin Nikolayevich, candidate of technical Sciences, associate Professor, Professor of the "Department of Tactical-special, fire and physical training"

Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vladivostok branch (690087, Russia, Vladivostok, Kotelnikova st., 21, e-mail: kostik_petrov_68@bk.ru) Abstract. The article raises the problem of ensuring the necessary level of physical fitness of employees of internal Affairs bodies while minimizing the damage to their health in physical training classes in educational organizations of the Ministry of internal Affairs and in the framework of service training in territorial bodies. The complex of factors that determine sports injuries is investigated; specific practical recommendations are offered for improving the educational environment and creating pedagogical conditions that ensure the preservation of personnel health. It is concluded that the prevention of injuries in the process of physical training of employees of internal Affairs bodies is a complex organizational and methodological problem. It should involve both the students themselves and those who conduct such classes, as well as the management of educational organizations of the Ministry of internal Affairs and territorial bodies that provide appropriate training. In order to improve the methodological competence of teachers, the author proposes to develop and approve at the Ministerial level guidelines for the implementation of security measures in physical training classes. The practice of reducing the level of physical activity or avoiding working out technically complex techniques in practical classes in order to eliminate injuries is criticized. By solving the problem in this way, the internal Affairs bodies risk getting employees who are not fully prepared to perform their duties related to the use of physical force and special means.

Keywords: sports injuries; fighting techniques of wrestling; physical fitness; general physical training; employees of internal Affairs bodies; educational process; force detention; tactical and technical training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современные условия противодействия преступности закладывают высокую планку требований в отношении физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, что находит свое закрепление и в ведомственных нормативных документах, требующих от личного состава наличия целого комплекса специальных знаний, умений и навыков. Важной составной частью физической подготовки сотрудника полиции является овладение компетенциями силового задержания, что предполагает обучение боевым приемам борьбы и тактике их применения в различных условиях служеб-но-оперативной деятельности, в том числе, в ситуациях, связанных с повышенной психологической и физической нагрузкой.

Проведение такого рода учебных занятий, по сути приближенных к активной спортивной тренировке, связано с риском травмирования обучающихся. При этом кризисная ситуация с кадровым обеспечением в органах

внутренних дел (ОВД) приводит в настоящее время к тому, что основная часть принимаемых на службу граждан, как правило, не имеет опыта занятий экстремальными или бойцовскими видами спорта. Часто это уже не совсем молодые люди, имеющие определенные хронические заболевания и застарелые травмы. В этой связи, отработка на практических занятиях по физической подготовке действий, связанных с резкими передвижениями, силовым воздействием на ассистента, а также требующих сложной координации движений, объективно провоцирует высокое число спортивных травм.

Травматизм приводит к тому, что учащийся выбывает на некоторый (иногда весьма продолжительный) срок из учебного процесса и не осваивает в полной мере весь комплекс боевых приемов борьбы. Наиболее негативным результатом получения травмы может и вовсе стать профессиональная непригодность сотрудника полиции по состоянию здоровья.

Таким образом, актуализируется проблема обеспечения достаточного уровня физической подготовленности

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

ПЕТРОВ Константин Николаевич ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ...

сотрудников ОВД при минимизации ущерба их здоровью (в особенности получения тяжелых травм) на учебных занятиях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.

Различные педагогические аспекты организации занятий по физической подготовке с сотрудниками органов внутренних дел неоднократно становились в последние годы предметом научных исследований [1; 2; 3]. В работах Р.С. Каленик подымается важная проблема формирования здоровьесберегающей среды и внедрения здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных организаций МВД России [4; 5]. С.Н. Баркалов обращается к анализу причинных факторов спортивного травматизма сотрудников ОВД на занятиях по физической подготовке [6]. Отдельные организационно-педагогические аспекты обеспечения мер безопасности на такого рода занятиях также изложены в публикациях Т.А. Дзетль [7], А.М. Канукоева [8], М.Л. Леушиной [9], В.И. Скопинцова [10], Р.А. Хамукова [11] и др.

Вместе с тем, проблема формирования навыков безопасного поведения учащихся на занятиях по физической подготовке и должных компетенций по обеспечению безопасной образовательной среды у педагогов, носит, по нашему мнению, комплексный характер, требующий глубокого научно-теоретического анализа, что и обуславливает актуальный характер данной публикации.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель данного исследования состоит в определении комплекса причин, способствующих травмированию сотрудников органов внутренних дел на занятиях по физической подготовке. Предлагаются конкретные практические рекомендации по совершенствованию образовательной среды и созданию педагогических условий, обеспечивающих сохранение здоровья учащихся.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Причины получения травм на занятиях по физической подготовке могут быть в общем виде разделены на организационные и методические.

К числу первых относятся: недостаточная профессиональная квалификация педагогических работников, ошибки в планировании учебного процесса, отсутствие должного врачебного контроля, неисправность спортивного оборудования, переполненность спортивных залов, качественное несоответствие учебно-материальной базы требованиям безопасной образовательной среды и др.

Лица, проводящие занятия по физической подготовке (преподавательский состав учебных заведений МВД, инструктора по служебно-боевой подготовке и др.) должны иметь хорошие организаторские способности, владеть методиками отработки двигательных навыков, понимать биомеханику изучаемого боевого приема и уметь доходчиво довести эти знания до обучаемых. Немаловажным фактором является и практический опыт преподавания, позволяющий педагогу заранее прогнозировать возможные травмоопасные ситуации в ходе занятия. Категорически недопустимо планировать занятия по физической подготовке непосредственно после приема учащимися пищи, нежелательно проведение тренировок и в вечернее время, когда учащиеся уже утомлены, а их внимание ослаблено. Важно, чтобы количество обучающихся в группе не превышало 15 человек на одного преподавателя. Не следует планировать занятия нескольких учебных групп на одном спортивном объекте. Часто получение травм связано с теснотой в борцовских залах, отсутствием (неправильным использованием) средств защиты, скользким (неровным) покрытием пола, наличием посторонних предметов, нарушением температурного режима на спортивных объектах, их плохой освещенностью и вентиляцией.

Грамотно организованный врачебный контроль должен своевременно препятствовать допуску к занятиям по физической подготовке больных сотрудников либо ограничивать нагрузку для обучающегося, что предполагает наличие в штате образовательных организаций МВД России спортивных медиков.

Среди причин травматизма, относящихся к методике проведения занятий следует отнести, прежде всего, отсутствие (недостаточность) разминки. Данный элемент занятия носит обязательный характер и должен состоять из общеразвивающих, разогревающих упражнений и растяжки (самостоятельной, в парах). Если занятие предполагает отработку боевых приемов борьбы, обязательно включение в разминку страховочных упражнений. Разминка не должна быть излишне интенсивной и/или приводить к преждевременному утомлению обучаемых. Зная биомеханику отрабатываемых приемов, преподаватель должен, проводя разминку, сосредоточить основное внимание на тех группах мышц и связок, которые будут наиболее подвержены травматическому воздействию.

Отработка боевых приемов должна строиться по принципу перехода от простого к сложному. Часто целесообразно отрабатывать сложносоставной боевой прием разделив его на несколько элементов. Задачи отработки новых или наиболее технически сложных действий рекомендуется решать в первой части занятия, когда учащиеся еще не сильно утомлены и достаточно внимательны.

Значительное число травм обусловлено недостаточным учетом со стороны педагога индивидуальных особенностей обучаемого: состояния его здоровья, физической и психологической готовности к отработке технических действий или выполнению физической нагрузки.

Переходя к изложению путей предотвращения спортивного травматизма на занятиях по физической подготовке, отметим ключевую роль грамотного и правильно организованного инструктажа обучаемых. Разъяснение мер безопасности учащимся должно сопровождать каждое практическое занятие в его самом начале, перед проведением разминки. Нелишним будет отдельно повторить некоторые правила непосредственно перед отработкой боевых приемов повышенной технической сложности (например, бросков). Хороший результат дает не простое изложение таковых правил преподавателем, а опрос обучаемых, проверка знания ими мер безопасности с выставлением оценок.

Ряд требований, касающихся предотвращения травматизма изложен в ведомственном Наставлении по организации физической подготовки. Одно из них касается закрепленного за преподавателем права определения вида спортивной одежды. Очевидно, что спортивная одежда и обувь должны соответствовать погодно-кли-матическим условиям и тематике практического занятия. В любом случае, обувь должна обеспечивать прочное сцепление с полом и надежно закрепляться на ноге. Спортивный костюм не должен иметь металлических деталей, быть достаточно прочным и желательно изготовленным из слегка тянущихся, мягких, не скользящих в руке (что важно для страховки падающего ассистента) тканей. Обучаемым следует на время практического занятия снимать с тела все металлические предметы (кольца, серьги, цепочки, заколки для волос и т.д.).

Перед проведением занятия преподавателю следует осмотреть спортивный объект и убедится в его безопасности. В начале каждого практического занятия, его руководитель должен проверить внешний вид учащихся (недопустимо наличие длинных ногтей), потребовать снять металлические предметы и спросить о наличии в группе больных и травмированных.

В ходе занятия педагогу необходимо контролировать соблюдение учащимися безопасной дистанции, выполнение правил страховки и самостраховки, поддерживать общую дисциплину. Тренируемые не должны создавать

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

213

PETROV Konstantin Nikolayevich

PROBLEMS OF ENSURING SECURITY MEASURES .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

лишний шум, препятствующий контролю и управлению занятием. Следует пресекать также действия курсантов и сотрудников, не связанные с отработкой изучаемого материала.

Правильная техника обучения боевым приемам подразумевает последовательность, постепенное усложнение и ускорение отрабатываемых действий. Перед показом нового болевого приема преподавателю следует вначале рассказать о нем, затем объяснить какое воздействие (в том числе травмирующее) он оказывает, подобрать в качестве ассистента наиболее физически подготовленного ученика. Неожиданная и резкая демонстрация нового приема может привести к травмированию преподавателем ассистента.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Подводя итоги исследования, мы можем резюмировать, что предотвращение травматизма на занятиях по физической подготовке представляет собой комплексную организационно-методическую проблему. В ее решение должны быть вовлечены: сами учащиеся; лица, проводящие такого рода занятия; руководство органов МВД, организующих соответствующую подготовку. Минимизация спортивного травматизма невозможна без наличия качественной спортивной базы, квалифицированного медицинского персонала, компетентного профессорско-преподавательского состава, т.е. требует существенного и регулярного финансирования. Важное значение имеет повышение уровня методической грамотности преподавателей физической подготовки и разъяснительная работа среди учащихся. В этой связи, нами предлагается разработка и утверждение на министерском уровне соответствующих методических указаний для преподавателей физподготовки и инструкторов служебно-боевой подготовки.

Порочной, по нашему мнению, является практика снижения уровня физической нагрузки или избегания отработки технически сложных приемов с целью избегания травматизма. Решая проблему таким образом можно породить другую - сотрудников не готовых к выполнению своих профессиональных обязанностей, которые будут получать увечья или гибнуть в реальных ситуациях служебно-оперативной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колесниченко ДА., Гордеев Д.В., Додонкин Б.О. Особенности повышения физической выносливости в системе специальной прикладной физической подготовки сотрудников ОВД//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 68

— 76.

2. Красилов О.В., Мананников С.В., Балакин Ю.П. Физическая подготовка как составляющая комплекса основ профессиональной подготовки сотрудника ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 2 (37). С. 179 — 181.

3. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В., Апальков А.В. Роль и значение учебной дисциплины «Физическая подготовка» в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 31 — 33.

4. Каленик Р.С. Формирование компетенций здоровьесбереже-ния у педагогических работников образовательных организаций МВД России //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 224 — 228.

5. Каленик Р.С. Здоровьесберегающие технологии и здоровьесбе-режение педагогических работников образовательных организаций МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т. 1. № 1. С. 45 — 47.

6. Баркалов С.Н. Причинные факторы спортивного травматизма и пути его предупреждения на занятиях по физической подготовке сотрудников ОВД//Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Сборник мат-лов всеросс. научно-методич. конф. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2017. С. 8 — 13.

7. Дзетль Т.А. Детерминанты травматизма на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России: генезис проблемы, подходы к профилактике //Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 20 (2). С. 62 — 65.

8. Канукоев А.М. Актуальные вопросы предупреждения травматизма на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 160 — 162.

9. Леушина М.Л. Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом в вузах системы МВД // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т. 36. С. 51 — 53.

10. Скопинцов В.И., Толпеев Д.И., Горжий В.А. Спортивный травматизм и его профилактика в процессе занятий физической подготовкой // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 87 - 89.

11. Хамуков Р.А. О предупреждении травматизма в контексте интеграции тактико-специальной и физической подготовки в образовательной среде вуза МВД // Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 20 (2). С. 84 - 88.

Статья поступила в редакцию 25.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.