Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения конкурентоспособности реального сектора экономики России'

Проблемы обеспечения конкурентоспособности реального сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1058
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / REAL ECONOMY SECTOR / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоскутова М. В.

В статье анализируются проблемы обеспечения конкурентоспособности реального сектора экономики России на основе модернизации промышленной политики в условиях глобализирующегося мира. Определяется содержание и критерии отбора приоритетов проведения государственной промышленной политики на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF REAL ECONOMY SECTOR OF RUSSIA

In this article, the problems of ensuring the competitiveness of real economy sector of Russia on the basis of modernization of industrial policy in conditions of globalizing world are analyzed. The content and selection criterions of priorities of realization the state industrial policy to the future are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения конкурентоспособности реального сектора экономики России»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ1

М. В. ЛОСКУТОВА

В статье анализируются проблемы обеспечения конкурентоспособности реального сектора экономики России на основе модернизации промышленной политики в условиях глобализирующегося мира. Определяется содержание и критерии отбора приоритетов проведения государственной промышленной политики на перспективу.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, реальный сектор экономики, промышленная политика.

Глобализация всех сфер жизнедеятельности мирового сообщества, а особенно экономической, в современных условиях характеризуется развивающимися процессами сотрудничества, укрупненными масштабами интеграции и кооперации, а также обострением конкуренции между государствами, культурами, экономиками. Для обеспечения жизнеспособности и эффективного развития как национального хозяйства в целом, так и отдельных предприятий и компаний является достижение конкурентного преимущества. Современная глобализация активизирует жесткую конкурентную среду, которая в свою очередь не может не влиять на реализацию национальных интересов страны.

Конкурентоспособность составляет основу динамичного развития постиндустриального общества. Несомненно, что высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения способствует в развитых рыночных странах созданию более качественных условий для межстра-новой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве.

При установлении уровня конкурентоспособности страны фундаментальное значение имеет стадия ее развития. Это в особенности применимо к России, которая плохо вписывается в рамки любой заранее определенной классификации. В некоторых секторах российская экономика конкурирует с наиболее развитыми странами, а в других даже близко не может конкурировать на международном уровне. Иногда даже различают меж-

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Наименование проблемы исследований: «Трансформация современной российской экономики в контексте активизации глобализационных процессов»).

ду «внутренней» и «внешней» конкурентоспособностью России. В основе этого лежит идея, что многочисленные несовершенства рыночной среды привели к ситуации, когда местные производители могут быть конкурентоспособными на местном рынке, но не могут конкурировать на международном. Еще одно разделение существует на уровне экономических агентов. Российская экономика в целом плохо поддается оценке, поскольку в ней существуют гигантские различия между секторами, между отраслями в рамках секторов и даже между фирмами внутри отдельных отраслей. Структура производства, будь то в секторе промышленности, сельского хозяйства или услуг, все еще переживает процесс реструктуризации.

Национальная конкурентоспособность, с точки зрения М. Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция -это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывает-

ся, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором фак-торов, зависящих от конкретных, локальных условий [9].

Национальная конкурентоспособность России была и остается главной стратегической целью экономического развития. В сегодняшних сложных условиях, вызванных мировым финансовым кризисом, обеспечение национальной конкурентоспособности является первостепенной задачей, которая призвана служить дальнейшему развитию российской экономики.

Россия, являясь участником глобализационных процессов, находится в непростом положении, так как утеряла за прошедшие два десятилетия ряд конкурентных преимуществ и занимает довольно низкое место в глобальном индексе конкурентоспособности государств, которое не отвечает ее геополитическому статусу и роли в мировой политике. Страна пока не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в деятельности политического руководства и до конца не осознаны российским обществом, о чем свидетельствуют «утечка умов», «утечка капитала», снижение инновационного потенциала, старение человеческого потенциала и основных фондов. Между тем российское государство наряду с существенными конкурентными недостатками обладает значительными ресурсами для повышения конкурентоспособности и пока не использованными серьезными конкурентными преимуществами [7].

Конкурентная среда становится более жесткой не только в экономике, но и в других сферах жизнедеятельности, что ставит вопрос о расширении рамок конкурентоспособности государства, чаще всего охватывающих лишь аспекты экономической конкурентоспособности. В условиях глобализирующегося мира целесообразно вести речь о политико-экономической, стратегической, национальной конкурентоспособности.

В 2009 г. Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 47 на 49 место. Она опережает Италию - 50 место, Колумбию -51,

Грецию - 52, Хорватию - 53, Румынию - 54, Аргентину - 55, Украину - 56 и Венесуэлу, которая находится на 57 месте и замыкает список конкурентоспособности ведущих экономик мира [14].

В настоящее время в экономике России назрела острая необходимость решения важнейших проблем, от которых зависит путь, по которому пойдет наша страна в этом столетии. Важнейшими задачами экономического развития являются преодоление сырьевой направленности экономики, переход к инновационному этапу развития, модернизация и замена на современной технологической основе стареющих производственных фондов.

Экономический кризис 2008-2010 гг., показал, что без всесторонней модернизации экономики невозможно обеспечить ту роль ведущей мировой державы, на которую претендует Россия. Отсутствие комплексной и сбалансированной системы формирования и реализации промышленной политики негативно сказывается на эффективности антикризисных мер в целом. Сохранение же такого положения чревато еще большими проблемами в посткризисный период именно с точки зрения оптимальной динамики развития.

Правительство РФ, осознавая необходимость решения этих задач, еще в 2008 г. фактически взяло курс на инновационное развитие экономики. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» и других документах, принятых Правительством РФ в 2008 г., была поставлена задача перехода к новому этапу развития в течение ближайших трех лет.

Для решения важнейших задач экономического развития требуется проведение масштабных согласованных преобразований во многих отраслях экономики. Однако в РФ отчетливо ощущается недостаток рычагов государственного регулирования при решении важнейших задач экономического развития.

Развитие российской экономики в последние годы наглядно показывает, что решение таких задач, как модернизация экономики и преодоление ее сырьевой направленности требует разработки новых подходов и использования новых инструментов государственного регулирования. Применение традиционных методов регулирования, основанных на использовании различных финансовых инструментов (налогов, пошлин, кредитного процента, валютного курса и т. д.) оказывается недостаточным. Для решения указанных задач государство должно активно проводить структурную политику, определять направления инвестиционного процесса. Поэтому актуальным является вопрос разработки новой концепции и методов

государственного регулирования национальной экономики для решения важнейших задач современного этапа экономического развития.

Доля промышленности в ВВП России за 2009 г. составила 37 %, доля занятого населения в промышленности - 31,9 % (2008 г.). Доля обрабатывающих производств в российском промышленном производстве в 2007 г. составляла 66 %. Объем валовой добавленной стоимости в обрабатывающих производствах - 5,1 трлн руб. (2009 г.). Объем продукции в обрабатывающих производствах - 13,6 трлн руб. (2009 г.). Инвестиции в основной капитал в обрабатывающих производствах - 1,37 трлн рублей (2008 г.).

Средняя начисленная заработная плата в обрабатывающих производствах - 18297 руб./мес (март 2010). В 2008 г. среднегодовая численность занятых в обрабатывающих производствах России составляла 11,2 млн чел. По итогам первого квартала 2010 г., по темпам роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмерки», уступив только Японии [12].

Между тем Россия располагает гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, солидным промышленным потенциалом, крупными достижениями в области науки, техники, образования, искусства, яркой историей армии и флота, сдерживающим ядерным потенциалом. Россия обладает заслуженным авторитетом Державы, игравшей значительную, а в некоторые периоды и определяющую роль в событиях исторического масштаба. В статье «Россия, вперед!», Президентом РФ определена стратегия экономической модернизации страны [8].

Развитие промышленного производства и обрабатывающих производств в России можно проследить на рисунках 1 и 2 [13]. Необходимо отметить некоторое снижение темпов роста промышленных производств на период с 2008 г., что, безусловно, должно стать отправным пунктом разработки новой промышленной политики, учитывающей внедрение инновационных проектов правительства России.

В чем же должна заключатся сущность промышленной политики на современном этапе развития экономики России?

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в области регулирования экономики поставлена задача формирования конкурентных преимуществ, разработка методов косвенного регулирования экономики и сосредоточения усилий государства в развитии промышленной политики.

105

45 I I I I I I I I I I I I I I I I I I

гНГ'4ГПчЗ-1ЛИ)Г'%00а'>Ог-»<МГЛ«3-1Л10Г'ч000'|

0><Л<71(7)С7><ЛС71СХ»С7>0000000000

а^а^о^с^о^а^спа^а^оооооооооо

ННг(ННННг1НГ\Г'1ГМГ'1Г^Г\Г'1Г\Г'1Г\

Рис. 1. Динамика индекса промышленного производства в России в 1991-2009 гг., в процентах от уровня 1991 г.

40 п I I I I I I I I I | I I I I I I I

тнг^т^1люг^ООспо^нг^т^т1Лшг^СОсг1

СГ1СТ1СТ1СГ1СГ1СТ1СГ1СТ1СТ10000000000

слсл(па»ст1сл<пст1сл0000000000

г-)<Ч<Н<-1т-)<ЧгН<-1т-1ГЧ™ГМГ'ЧГЧГЧГЧ™ГЧГ''4

Рис. 2. Динамика индекса обрабатывающих производств в России в 1991-2009 гг., в процентах от уровня 1991 г.

Необходимо отметить, что промышленная политика не должна быть направлена на мифическую защиту отечественного производителя от конкуренции, что неизбежно приведет к консервации неэффективных производств. В противоположность этому приоритетной целью промышленной политики должно стать повышение конкурентоспособности отечественной промышленности в мировой экономике. В современных условиях это означает, прежде всего, создание в стране конкурентоспособной на мировом рынке обрабатывающей промышленности. Благодаря этому будет обозначен переход от экспортносырьевой модели развития экономики к более сбалансированной экономической парадигме, не подверженной внешнеэкономической ценовой конъюнктуре и позволяющей говорить о техникотехнологической независимости государства, то есть в конечном итоге к такой экономической системе, которая в состоянии обеспечить национальную экономическую безопасность страны [1].

Впервые упоминания о таком инструменте государственного управления экономикой, как промышленная политика, относятся к началу 90-х гг. ХХ в. В это время понятие промышленной политики использовалось Министерством промышленности для внутриполитической и межведомственной борьбы с целью обеспечения максимально

возможной защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции посредством мер таможенного регулирования, а также для получения для различных отраслей промышленности значительных по объему финансовых ресурсов из государственного бюджета. В результате термин «промышленная политика» стал синонимом словосочетания «государственная поддержка промышленности» [11].

Прежде всего, необходимо отметить, что при определении сущности промышленной политики происходит столкновение двух диаметрально противоположных подходов.

Согласно одному из них, который с определенной долей условности может быть обозначен как либеральный, промышленная политика является вредной для экономики.

Соответственно, ее необходимо исключить из экономической жизни государства и общества, а все проблемы национальной промышленности могут быть решены в рамках механизма саморегулирования рынка.

В противоположность такому подходу, сторонники огосударствления экономической жизни выступают за как можно более широкое присутствие государства в экономике.

Применительно к промышленности это означает усиление роли государства посредством как увеличения доли государственной собственности в предприятиях ключевых отраслей промышленности, так и реализации механизмов государственного регулирования рынка путем проведения протекционистской таможенной политики, налогового и бюджетного стимулирования [10].

Г осударственная промышленная политика предполагает выбор направления ее проведения. Это может быть: социально ориентированная промышленная политика (предусматривающая максимальную занятость трудового населения, определенный уровень заработной платы и набор элементов социальной защиты, исходя из экономического состояния и возможностей государства); рыночная (монетарная) ориентация, опирающаяся на финансовые рыночные инструменты и интересы собственников (работодателей), работников предприятий и потребителей продукции; ориентация на сильное государственное регулирование (прямое и косвенное), обеспечивающее выполнение стратегических и тактических целей экономического роста и развития страны.

Промышленная политика должна включать как перспективу развития страны, так и решение вопросов, связанных с текущими событиями, т. е. направленность. С точки зрения тактики, это

может быть создание государством условий для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности субъектов промышленного комплекса. С позиции стратегического развития промышленная политика может быть направлена на системно-инновационный путь экономического развития, обеспечивающий конкурентоспособность страны на мировом рынке.

Промышленная политика обладает следующим набором признаков:

- предполагает наличие четких государственных приоритетов развития и активных действий по их реализации;

- разрабатывается и осуществляется с целью изменить текущее положение дел, которое кажется государству и обществу неприемлемым;

- означает улучшение положения одних секторов экономики и промышленности за счет относительного ухудшения условий функционирования для других секторов (при этом промышленная политика может быть охарактеризована как эффективная в том случае, если долгосрочный выигрыш для страны от развития приоритетных секторов превосходит возможный ущерб от замедления других) [3].

При этом в состав промышленной политики входят несколько групп мер, принимаемых на государственном уровне:

- меры общеэкономического характера, способствующие развитию промышленности в целом;

- узконаправленные меры по развитию определенных видов деятельности в промышленности и смежных секторах экономики;

- набор конкретных проектов в сфере промышленности и инфраструктуры, отобранных государством на основании четких критериев и реализуемых в рамках частно-государственного партнерства [5].

Принятая промышленная политика страны оказывает влияние на развитие всех структур, составляющих промышленный комплекс, а именно на создателей и производителей продукции, техники, на снабженческо-сбытовые структуры, на инфраструктуру (энергетика, транспорт, топливо, водные ресурсы), на маркетинговые структуры, инновационные и инвестиционные структуры. Таким образом, промышленная политика приводит в активное движение все составляющие промышленного комплекса с акцентом на ту или иную стратегическую цель.

Система государственного управления промышленным комплексом как экономической системой включает в себя основные направления, средства, методы и принципы государственного регулирования (рис. 3).

Рис. 3. Система государственного регулирования промышленного комплекса субъекта РФ

Предложенная модель реализации промышленной политики строится на выделении основных направлений воздействия, в соответствии

с которыми разрабатываются определенные инструменты и методы государственного регулирования (рис. 4) [6].

Цели промышленной политики

Направления промышленной политики

£.

Функционирование и преобразование промышленного комплекса

Т

Формирование

инвестиционного

потенциала

Т

Внедрение инновационных технологий

£

Создание преимуществ в повышении конкурентоспособности промышленного комплекса

Формирование конкурентной среды

г тр нс 8 д то ме и енты ме у л о п й о шле омы & ы итики м

Рис. 4. Модель формирования механизма реализации промышленной политики

В настоящее время основой государственной комплекса в частности является Концепция дол-

политики в области экономических преобразова- госрочного социально-экономического развития

ний в целом и реформирования промышленного Российской Федерации. В ней продекларированы

следующие основные принципы экономической политики:

- создание равных условий конкуренции для всех предприятий, минимизация вмешательства государства, открытый характер экономики и т. п.;

- необходимость прогрессивных структурных сдвигов (т. е., обеспечение диверсификации) и повышение конкурентоспособности страны;

- необходимость реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала;

- необходимость развития инновационной сферы;

- устранение ограничений инфраструктурного и технологического характера при активном участии бизнеса;

- включение ряда мер, связанных с прямым государственным регулированием: регулирование естественных монополий, создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Промышленная политика должна способствовать развитию следующих отраслей [4].

Во-первых, это отрасли с высокой добавленной стоимостью в расчете на одного работающего. Добавленная стоимость во всех отраслях составляет национальный доход страны. Размеры добавленной в разных отраслях стоимости в расчете на одного работающего человека различны. Поэтому можно считать, что увеличить национальный доход возможно, изменив отраслевой профиль экономики в сторону отраслей с высокой добавленной стоимостью в расчете на одного работающего. На практике высокая добавленная стоимость предполагает большой объем ресурсов, используемых на одного работающего. Отрасли с высокой добавленной стоимостью обычно либо обладают большой капиталоемкостью, где высокая добавленная стоимость на одного работающего компенсируется исключительно высокими капитальными затратами, либо благодаря человеческому капиталу, где важная роль принадлежит уровню подготовки и квалификации кадров.

Во-вторых, поддержка отраслей «связующего звена». Данная политика направлена на оказание специальной поддержки отраслям, обеспечивающим материально-техническое снабжение экономики в целом. Согласно этой точке зрения развитие промышленности, производящей промежуточную продукцию, создает эффект мультипликатора, стимулируя рост отраслей, использующих эту продукцию. Популярность аргумента «связующего звена» объясняется расхожим мнением о том, что производство промежуточной продукции, которая может быть использована в ряде отраслей, является более фундаментальным видом

экономической деятельности, чем просто производство потребительских товаров, удовлетворяющих нужды домашних хозяйств.

В-третьих, поддержка отраслей, обладающих потенциалом в будущем. Промышленная политика должна направлять ресурсы в отрасли, обладающие большим потенциалом в будущем. Безусловно, научно-технический прогресс, изменяя потребительские запросы и сравнительные преимущества, приводит к разнице между темпами роста в отдельных отраслях, хотя не всегда можно предсказать, какие отрасли будут расти быстрее. Фирмы, проводя инвестиционную политику, и рабочие, выбирая профессию, самостоятельно стараются определить перспективные отрасли. Когда правительство сможет проводить отбор кадров лучше, чем участники рынка, только тогда его вмешательство будет оправданно. Мнение, что правительство должно всегда поддерживать растущие отрасли, равнозначно утверждению, что рынок постоянно оценивает их потенциал роста.

В-четвертых, необходимо обращать внимание на проведение промышленной политики в других странах. Если страна добивается высокой эффективности в производстве какого-нибудь товара, то в результате цены на этот товар на мировых рынках упадут. В связи с тем, что происходит изменение в сравнительном преимуществе, стране необходимо переместить ресурсы в другие отрасли. Более того, падение цен представляет собой определенный стимул для рынка, стремящегося в этом случае произвести структурный сдвиг автоматически.

Таким образом, необходим поиск реальных управленческих технологий, направленных на эффективное решение конкретных проблем экономики. Говоря о промышленной политике на конкретно-оперативном уровне, необходимо определиться не только с ее содержанием, но и с критериями отбора приоритетов.

Во-первых, совершенного, не зависящего от субъективных устремлений механизма определения приоритетов структурной перестройки экономики не существует. Как нет «совершенного» рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики. Однако чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов.

Во-вторых, в приоритеты структурной и промышленной политики следует закладывать те направления развития, применительно к которым со-

храняются конкурентные преимущества России -реальные или теперь уже в большей мере потенциальные. Этот вопрос подлежит тщательному системному изучению. Соответствующая «инвентаризация» должна быть осуществлена с участием научных коллективов, включающих представителей экономических и естественнонаучных дисциплин.

В-третьих, некоторые приоритеты современной промышленной политики должны носить не отраслевой, а межотраслевой характер. Такие проекты обычно характеризуются значительными затратами, высокими инвестиционными рисками и, разумеется, длительным производственным циклом. Иначе говоря, слабость рыночных стимулов обуславливает необходимость систематической государственной поддержки. Однако только способность производить подобные системы позволяет относить ту или иную страну к числу ведущих мировых индустриальных держав [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идея о необходимости усиления роли государства в проведении антикризисных мер и регулировании экономики вообще получила одобрение Президента РФ. Представляется, что эта идея и обозначенные Д. Медведевым направления вывода страны из кризисного состояния носят не только тактический, но и стратегический характер. По сути дела, меняется вектор развития экономики и социальной сферы, в котором важным организационным звеном признается государство. Как показывает практика, отечественный бизнес не заинтересован в развитии капиталоемких производств, например таких, как нанотехнология, наука, культура, социальная сфера, охрана окружающей среды. Именно поэтому выход на державный характер российской экономической политики, конечно же, должен опираться на возрастание роли государства как одного из ведущих субъектов экономики в его партнерских отношениях с частным бизнесом.

Таким образом, для современной России нет альтернативы эффективной структурной промышленной политике. Только с ее помощью в стране может быть сформирована конкурентная экономика инновационного типа.

Литература

1. Голков А. С. Промышленная политика как средство повышения конкурентоспособности отечественной экономики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 58-61.

2. Гринберг Р. С., Сорокин Д. Е. О промышленном развитии России // Экономика и управление: Российский научный журнал. 2008. № 5. С. 2-7.

3. Карпунина Е. К. Ключевые вопросы современной экономической политики России // Социальноэкономические явления и процессы. 2010. № 2 (018). С. 34-38.

4. Княгинин В. Г. Промышленная политика. М.: 2004.

5. Кондратьев В. А. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты // ЭКО. 2008. № 3. С. 122-131.

6. Лоскутова М. В. Современное состояние и направления развития промышленности в российской экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3 (019). С. 128-134.

7. Лоскутова М. В. Формирование конкурентных преимуществ экономики России на основе модернизации промышленной политики в условиях глобализации // Новые тенденции социально-экономического развития России на современном этапе: мат-лы III Ежегод. науч.-практ. конф. 25 ноября 2010 г. Тамбов, 2010.

8. Медведев Д. А. Россия, вперед! 2009. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413.

9. Нестеренко Е. С. Анализ способов повышения конкурентоспособности товаров инновационного предприятия // Ползуновский альманах. 2009. № 3. Т. 2. С. 256-257.

10. О задаче разработки промышленной политики в России: доклад. М., 2002.

11. Политика повышения конкурентоспособности экономики России: национальный доклад / под ред. В. П. Евтушенкова. М., 2004.

12. URL: http://ru.wikipedia.org

13. URL: http://upload.wikimedia.org

14. URL: http://www.imd.org/research/publications

* * *

PROBLEMS OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF REAL ECONOMY SECTOR OF RUSSIA

M. V. Loskutova

In this article, the problems of ensuring the competitiveness of real economy sector of Russia on the basis of modernization of industrial policy in conditions of globalizing world are analyzed. The content and selection criterions of priorities of realization the state industrial policy to the future are defined.

Key words: competitiveness, competitive advantages, real economy sector, industrial policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.