УДК 338.26
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Е. Б. РАЗУВАЕВА, старший преподаватель кафедры экономики и управления E-mail: [email protected] Башкирский государственный университет, стерлитамакский филиал
В статье подчеркивается, что формирование промышленной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей задачей современного этапа развития, связанного с модернизацией экономики России. Коренным вопросом промышленной политики является выбор критериев государственной поддержки, а стратегической целью на долгосрочную перспективу - создание конкурентоспособного промышленного комплекса.
Ключевые слова: модернизация экономики, промышленная политика, индустриальное развитие, технологическая база, конкурентоспособный промышленный комплекс.
Формирование промышленной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей составляющей современного этапа реформирования России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности. В связи с этим остро встает вопрос выработки промышленной политики в период модернизации экономики.
Необходимость модернизации очевидна и диктуется, прежде всего, задачами удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) страны, исправления структурных перекосов, сокращения технологического отставания, преодоления социальной поляризации населения по доходам, снижения уровня инфляции, сглаживания межрегиональных контрастов.
Главной целью модернизации экономики должно стать достижение высокой конкурентоспо-
собности национальной экономики, что поставит нашу страну по уровню благосостояния населения в один ряд с наиболее развитыми экономиками мира, обеспечит ей достойные позиции в мировом сообществе.
Модернизация — это структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности.
Модернизация экономики — не одномоментный шаг, а комплексная задача. Она требует осуществления скоординированных действий по широкому кругу вопросов.
Модернизация экономики страны невозможна без построения индустриального государства. В целом концепция индустриального развития должна состоять из 3-х взаимодействующих и взаимозависимых элементов.
Во-первых, это конкурентная среда с соответствующей институциональной инфраструктурой. Во-вторых, это предприятия, преобразованные в рамках процесса реструктуризации и адаптированные к условиям конкурентной среды. В-третьих, это политика, представляющая собой инструмент государственного регулирования. В рамках последней устанавливаются приоритеты развития, определяются механизмы и размеры поддержки соответствующих отраслей и предприятий.
Промышленная политика — это комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания
конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности, от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.
Коренным вопросом промышленной политики является выбор критериев государственной поддержки. На современном этапе ими являются в первую очередь приоритетные цели социально-экономического развития. Среди них можно выделить:
— ресурсосбережение;
— развитие новых производств;
— повышение конкурентоспособности страны в области наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
— защита окружающей среды и др.
Стратегической целью промышленной политики на долгосрочную перспективу является создание конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечивающего усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территорий.
К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Промышленная политика, как правило, направлена на решение вполне конкретных задач национального развития. Среди них, в первую очередь, можно выделить:
— преодоление экономической зависимости за счет улучшения платежного баланса по текущим операциям (в различных вариантах импортозамещающей или экспортоориентированной стратегии);
— снятие барьеров в виде ресурсных ограничений в связи, например, с резким удорожанием энергоресурсов;
— повышение устойчивости частного национального бизнеса в условиях усиления открытости национальной экономики.
Поскольку конкретные ситуации в многогранной современной мировой экономике порой прогнозировать довольно сложно, то одним из основных принципов промышленной политики является принцип «изучать — действуя» (learning by doing).
Промышленная политика не является только государственной, это политика национальная. В ее формировании и осуществлении на равных принимают участие как частные национальные компании, так и государство. Государство оценивает основные системные угрозы для экономики, формирует рекомендации по наиболее желательным направлениям инвестиционной активности частных компаний, использует для их реализации косвенные методы воздействия на бизнес-среду. Частные компании, действующие «на своем поле» и руководствующиеся основным принципом принятия решений — «доходы на вложенные инвестиции», но в рамках вполне определенной стратегической ниши, позволяют получить желаемые результаты наиболее эффективным образом. Чем гармоничнее отношения между государством и бизнесом, тем устойчивее будет национальная экономика [5].
В России должно происходить формирование промышленной политики первоначально на уровне регионов, что позволило бы определить перспективные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых и, главное, интеллектуальных ресурсов и только на этой основе было бы возможно формирование общенациональной промышленной политики, основным содержанием которой стала бы координация межрегиональных промышленных стратегий.
Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного аналога, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики. Сущность, этапы и цели региональной промышленной политики условно представлены на рисунке.
В современных условиях промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанную на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организация-
Региональная промышленная политика
Содержание
Система отношений между правительственными органами субъекта Российской Федерации и субъектами хозяйствования по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятия региона и формирования конкурентоспособности промышленного
комплекса
Сущность
Обоснованный выбор приоритетных отраслей промышленности и оказание им эффективной государственной поддержки
ми по поводу формирования конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, а также обеспечению его эффективного функционирования.
Принципами промышленной политики являются: —поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам);
— предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен;
— создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в том числе в области контроля качества товаров и услуг, а также использования торговых марок (брендов);
— предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий);
— стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.
Достижение целей промышленной политики осуществляется путем решения следующих задач:
— развития финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах;
— совершенствования системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии;
— диверсифицированного подхода к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающего льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.
Региональные аспекты промышленной политики имеют свои направления. Среди них можно выделить:
— принятие мер в сфере компетенции региональных органов власти;
— идентификация направлений совершенствования промышленной политики на национальном уровне.
Прямым результатом региональной промышленной политики должно стать повышение конкурентоспособности региональных производителей, а косвенным результатом — рост благосостояния жителей региона и налоговой базы региональных бюджетов.
Региональные аспекты промышленной политики должны эффективно влиять на промышленную политику страны, способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Курс на модернизацию экономики, провозглашенный Президентом Российской Федерации, выявил ряд проблем, связанных с отставанием нашей страны от развитых экономик мира как в технологическом, так и в индустриальном секторах.
В технологической сфере отставание от стран Запада не сокращается. Производственные фонды стареют, инфраструктура деградирует, наши заводы все более уступают западным по оснащенности новейшим высокотехнологичным оборудованием. Изношенное и морально устаревшее оборудование не только не может обеспечить выпуск конкурентоспособного продукта, но и приводит к снижению производительности труда.
Особенно беспокоит устарелость материально-технической базы индустрии и АПК. Так, ресурс технологической базы народного хозяйства (машины и оборудование) выработан более чем на 45 % и достиг критического уровня. Удельный вес полностью изношенных основных фондов в секторе добычи полезных ископаемых составляет 21,9 %, в обрабатывающей промышленности — 17,0 %. Средний возраст оборудования достигает 30 лет [6].
Для замены устаревшего и изношенного оборудования необходимо возродить промышленность России и начать импортировать промышленную продукцию.
Известно, что структура промышленного производства в 1990—2009 гг. изменялась в сторону повышения доли энергосырьевых секторов при сокращении удельного веса перерабатывающих отраслей, в частности, машиностроения и металлообработки — в 2 раза, а легкой промышленности — более чем в 12 раз.
Для успешного проведения модернизации экономики необходимо, чтобы экспорт превышал импорт. В России наблюдается противоположная тенденция, структура экспорта остается однообразной.
Динамика товарной структуры экспорта России за пореформенный период приводится в таблице [3]. За 18 лет сырьевой экспорт почти удвоился, а экспорт машин и оборудования снизился более чем в 3 раза. Сложилась так называемая «сырьевая» структура экономики, вследствие чего преобладающий вклад в производство валового продукта дают предприятия сырьевого комплекса
Товарная структура экспорта и импорта в Российской Федерации в 1990—2009 гг., %
Наименование Экспорт Импорт
1990 1995 2000 2005 2009 1990 1995 2000 2005 2009
Машины, оборудование и транспортные средства 18,3 10,2 8,8 5,6 4,9 44,8 33,6 31,4 44,0 52,7
Минеральные продукты 40,5 42,5 53,8 64,8 69,6 2,6 6,4 6,3 3,1 3,1
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 11,3 26,7 21,7 16,8 13,3 5,1 8,5 8,3 7,7 7,3
страны — до 65 %. При этом эффективность добычи сырья не является высокой, ее капиталоемкость снижается.
Следует отметить, что структура экспорта в России состоит в основном из сырьевых товаров без добавленной стоимости, в то время как импорт включает множество товаров с добавленной стоимостью других стран. Из этого вытекает неблагоприятный вывод: наша страна оплачивает прибыль западных компаний, продающих ей товары с добавленной стоимостью. Отсюда вытекает следующий вывод: Россия не станет великой державой без динамичного развития обрабатывающей промышленности и машиностроения, которые являются основой экономического потенциала [2].
Поэтому необходимо, прежде всего, развитие производств, создающих продукты с высокой добавленной стоимостью на базе современных технологий. При таком подходе решение задачи модернизации потребует не столько отдельных инноваций, сколько воссоздания передовых видов производств и секторов экономики, новой материально-технической базы всего народного хозяйства страны.
В вопросе модернизации экономики оптимальный вариант заключается в том, чтобы сделать упор на развитии обрабатывающих производств путем организации их расширенного воспроизводства. Это такой вариант стратегии развития, при котором экономическая система направляется на восстановление машиностроения, обрабатывающих производств и инноваций. Эффект от данного варианта усиливается отвлечением ресурсов от сырьевых секторов и перенаправлением их на выполнение задач развертывания инновационных промышленных производств [3].
К сожалению, в 2009 г. промышленность стала центром экономического кризиса. За год производство упало на 9,3 %, а в обрабатывающих секторах из-за снижения инвестиционного и потребительского спроса — до 84,8 % (по отношению к 2008 г.). При этом в отдельных секторах экономики (машиностроительный комплекс, производство строительных материалов, деревообрабатываю-
щая промышленность) снижение было еще более глубоким. Так, машиностроительный комплекс, к которому относится производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, испытал кризисное снижение производства на 34,2 %, производство машин и оборудования упало на 31,5 % вследствие действия негативных общесистемных факторов [1].
Для того чтобы вернуть России статус индустриальной державы, необходимо восстановить обрабатывающую промышленность и, в частности, машиностроение, которое является сердцевиной индустриальной мощи экономики любой страны.
В целях инициирования спроса на машиностроительную продукцию необходимо реализовать следующие меры:
— ввести инжиниринговое сопровождение производства «под ключ» (монтаж, отладка, сервисное обслуживание продаваемого оборудования);
— расширить лизинг;
— совершенствовать систему управления (повышение эффективности системы сбыта, улучшение информационного обеспечения, переход на тендерную систему закупок сырья, материалов, комплектующих изделий);
— развивать системы организации (потенциальный ремонт, модернизация) продаваемого оборудования.
При разработке промышленной политики важно обращать внимание на создание условий для формирования механизмов экономического саморазвития, повышение значимости управления знаниями (knowledge management) и концепций инновационной деятельности. Такой подход позволяет использовать накопленный потенциал знаний для формирования интеллектуального ядра и структуры промышленности, которые будут адекватны технологической, отраслевой и институциональной структурам развитых стран — важного условия конкурентоспособности продукции на отечественном и мировом рынках [4].
Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике в качестве одной
из первоочередных задач должна обеспечить создание благоприятных условий для всех реально работающих в России предприятий. Однако это является лишь необходимым, но не достаточным обстоятельством для проведения конкурентной промышленной политики. В условиях отечественной экономики, где не решены проблемы положительных структурных сдвигов в промышленности, сохраняется значительное число устаревших производств и существует острая потребность в поддержке инновационного развития экономики, нельзя отказываться от промышленной политики как самостоятельной категории макроэкономического регулирования, как политики, обеспечивающей государственную поддержку стратегически важным высокотехнологичным производствам [6].
Национальная промышленная политика, переходящая в конкурентную политику, политику структурного перепроектирования промышленности с целью ее экономической реструктуризации, формирования интеллектуального ядра и повышения конкурентоспособности, во многом приобретает черты, характерные для «industrial competitiveness policy» зарубежных стран. Общим здесь является не только конкурентная основа промышленной политики, но и ее основная цель, связанная с адекватно изменившимися условиями внешней среды, а именно: экономическая реструктуризация и дальнейший переход от ситуационного регулирования к самоорганизации.
Россия, вступая в этап модернизации экономики, значение которой исключительно велико, должна взять курс на повышение производительности труда в первую очередь в отраслях промышленности. Это повлечет за собой технологическое перевооружение индустрии, переоснащение рабочих мест новыми современными орудиями труда, новой техникой. Этот путь, выбранный страной, не может быть осуществлен без продуманной и поддержанной государством промышленной политики.
Список литературы
1. Прогноз на 2011 —2013 годы: развитие отраслей промышленности // Экономист. 2010. № 11.
2. Семенова А., Логинов А. Развитие машиностроения — основа структурной модернизации // Экономист. 2008. № 7.
3. Сухарев О. О приоритетах политики модернизации // Экономист. 2010. № 3.
4. Фридман Ю. А. Региональная промышленная политика и экономические интересы субъектов // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. Кировский международный центр научно-исследовательских проектов. 2008. № 2.
5. Фролов К, Махутов Н., Москвитин Г. Приоритеты машиностроения // Экономист. 2005. № 5.
6. Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации // Экономист. 2010. № 11.