Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / массовый спорт / спорт для всех / молодежь / спортивно-массовые мероприятия / physical culture / mass sports / sports for all / youth / mass sports events

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреев Вячеслав Сергеевич

Развитие физической культуры и массового спорта является стратегически важным направлением госу-дарственной политики Российской Федерации. В настоящее время уделяется большое внимание развитию массового спорта среди молодежи как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вовлечение молоде-жи в занятия физической культурой и спортом, воспитание стремления к ведению здорового образа жизни являются приоритетными направлениями работы органов государственной власти всех уровней. Молодежь является важной социальной группой современного общества и оказывает существенное влияние на его формирование и развитие. Становление и развитие молодежи происходит в рамках базовых социальных ин-ститутов. Особое место принадлежит институту физической культуры и спорта. В настоящей статье прове-ден статистический анализ развития массового спорта в Тюменской области. Рассмотрены достигнутые и планируемые количественные показатели вовлеченности населения региона в систематические занятия спор-том. Проанализированы меры повышения уровня развития массового молодежного спорта в Тюменской об-ласти. Выявлены основные причины, препятствующие развитию доступности массового спорта для молоде-жи, и предложены возможные пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреев Вячеслав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE ACCESSIBILITY OF MASS YOUTH SPORTS IN THE TYUMEN REGION

The development of physical culture and mass sports is a strategically important direction of state policy in the Russian Federation. Currently, much attention is paid to the development of mass sports among young people, both at the federal and regional levels of government. Involving young people in physical culture and sports, as well as instilling in them the desire to lead a healthy lifestyle, are priority areas for the work of state authorities at all levels. Youth is an important social group of modern society and has a significant impact on its formation and development in the future. The formation and development of youth takes place within the frame-work of basic social institutions. A special place belongs to the Institute of Physical Culture and Sports, whose activities are aimed at promoting the values of abandoning bad habits and maintaining a healthy lifestyle in socie-ty. The author of the article carried out a statistical analysis of the development of mass sports in the Tyumen region. The achieved and planned quantitative indicators of the involvement of the population of the region in systematic sports are considered. The research work analyzes the measures taken to increase the level of devel-opment of mass youth sports in the Tyumen region. The main reasons hindering the development of the accessi-bility of mass sports for young people are identified and possible solutions to these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2023_3_148

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО МОЛОДЕЖНОГО СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2023 г. В.С. Андреев

Андреев Вячеслав Сергеевич, преподаватель кафедры физической подготовки

сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России Veheslav0809@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.01.2023 Статья принята к публикации 31.07.2023

Развитие физической культуры и массового спорта является стратегически важным направлением государственной политики Российской Федерации. В настоящее время уделяется большое внимание развитию массового спорта среди молодежи как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вовлечение молодежи в занятия физической культурой и спортом, воспитание стремления к ведению здорового образа жизни являются приоритетными направлениями работы органов государственной власти всех уровней. Молодежь является важной социальной группой современного общества и оказывает существенное влияние на его формирование и развитие. Становление и развитие молодежи происходит в рамках базовых социальных институтов. Особое место принадлежит институту физической культуры и спорта. В настоящей статье проведен статистический анализ развития массового спорта в Тюменской области. Рассмотрены достигнутые и планируемые количественные показатели вовлеченности населения региона в систематические занятия спортом. Проанализированы меры повышения уровня развития массового молодежного спорта в Тюменской области. Выявлены основные причины, препятствующие развитию доступности массового спорта для молодежи, и предложены возможные пути решения данных проблем.

Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, спорт для всех, молодежь, спортивно-массовые мероприятия.

Введение

Политика нашего государства все больше нацелена на оздоровление нации и развитие физической культуры и спорта, на формирование духовного и физического здоровья населения. Среди молодежи все больше начинает формироваться культ здорового образа жизни, что является важнейшей социальной ценностью.

Известно, что занятия спортом, наряду с рациональным питанием, соблюдением правил личной гигиены, закаливанием организма, оптимальной организацией труда и отдыха, а также отсутствие влияния неблагоприятных факторов окружающей среды благотворно влияют на здоровье человека и нации в целом.

Молодежь представляет собой будущее нации, от нее зависит развитие нашего государства. Исходя из этого, на государственном уровне большое внимание уделяется поддержанию и развитию здоровья и работоспособности именно молодежи. Прекрасные возможности открывает массовый спорт, который способен не только поддерживать физическое здоровье, но и укреплять дух, содействовать социализации молодых людей. Массовый спорт представляет собой наиболее обширную общественную форму деятельности в сфере физической культуры и спорта, ориентированной прежде всего на развитие и физических, социальных качеств [1, с. 150].

В сфере физической культуры и спорта следует выделить два самостоятельных основных направления:

- спорт высших достижений (большой, профессиональный спорт), направленный на достижение высоких результатов (рекордов) на международном уровне, а также на крупных всероссийских спортивных соревнованиях;

- массовый спорт - направлен на вовлечение в занятия спортом различных социальных групп с целью совершенствования их физических способностей, укрепления здоровья и поддержания профессионального долголетия.

В массовом спорте, в свою очередь, можно выделить следующие разновидности физкуль-турно-спортивной деятельности: школьная и студенческая, профессионально-прикладная физическая культура и спорт, оздоровительная (рекреативная) физическая культура, физкультурно-кондиционный (профилактический) спорт.

Анализ исследований и публикаций, выявление возникших противоречий, формирование цели и постановка задач исследования

Принятая государственная стратегия развития физической культуры и спорта в России до 2030 г. закрепляет приоритет формирования у

населения стремления к ведению здорового образа жизни как основы гармоничного развития общества и повышения качества жизни.

Цель стратегии состоит в увеличении общей численности населения, систематически занимающегося спортом. Так, до 2025 г. доля систематически занимающихся физкультурой и спортом должна составлять 55%, а к 2030 г. уже 70% [2].

Установленные стратегией показатели невозможно достичь без активного вовлечения в занятия физической культурой и спортом молодежи, представляющей наиболее многочисленную социальную группу общества. Вопрос этот является очень острым, поскольку необходимо правильно определить наиболее эффективные формы и методы вовлечения. В настоящее время вовлечением молодежи в массовый спорт в нашей стране занимаются ряд государственных и общественных организаций.

По словам замглавы Министерства спорта РФ А.Р. Кадырова, уровень обеспеченности населения страны спортивными сооружениями в среднем составляет чуть более 55%, при этом данный показатель в ряде субъектов сильно разнится. Есть субъекты с высокоразвитой спортивной инфраструктурой, а есть такие субъекты, в которых спортивная инфраструктура и вовсе отсутствует. В связи с реализацией таких проектов, как «Спорт - норма жизни», «Демография», к 2024 году данный показатель должен быть увеличен до 60% [3].

Экономическая ситуация в России на сегодняшний день такова, что пока государство не способно обеспечить всем желающим общедоступность объектов спортивной инфраструктуры за счет только бюджетных средств. Изменить данную ситуацию можно лишь путем активного участия и взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, главной задачей которых стало бы обеспечение повышения доступности массового спорта [4, с. 17].

По мнению Е.Е. Матушанской, финансирование физической культуры и спорта имеет крайне низкую долю расходов в бюджетной системе Российской Федерации [5, с. 91].

Исходя из возникших противоречий между потребностью государства и общества в духовно и физически здоровых и работоспособных молодых гражданах и недостаточным обеспечение доступности массового спорта для молодежи, нами была выявлена проблема исследования, заключающаяся в недостаточной разработанности оптимальных и эффективных методов, способов и технологий повышения доступности массового спорта в молодежной среде на территории Тюменской области.

Исследованием проблем привлечения населения в занятия физической культурой и спор-

том и по сей день занимаются многие ученые и теоретики в сфере физической культуры и спорта. Так, Н.А. Восколович и Р.И. Юнусов в ходе своего научного исследования провели анализ комплексного наблюдения и выявили невысокий уровень желания населения заниматься спортом. В связи с этим ими был предложен ряд дополнительных мер вовлечения населения в массовый спорт [6, с. 38].

Исследователь В.Д. Миронов теоретически обосновывает, что создание региональных общественных советов, состоящих из представителей различных сфер (здравоохранения, образования, спорта, органов исполнительной власти, общественных организаций), выполняющих функции вовлечения молодежи в занятия спортом, способствовало бы развитию массового спорта [7, с. 263]. Е.А. Горшкова, С.В. Михайлова и А.А. Чернецов в своем исследовании указывают на необходимость совершенствования муниципальной политики в сфере массового спорта среди молодежи и на примере г. Арзамаса предлагают ряд дополнительных мер улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в занятия ФКиС [8, с. 79].

Рассматривая зарубежный опыт развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, Е.В. Гусинец в своем исследовании рассматривает значимые экономические показатели, влияющие на развитие физической культуры и спорта: количество физкультурно-спортивных сооружений, численность лиц, занимающихся физической культурой и спортом, количество специализированных учебно-спортивных учреждений и средних школ-училищ олимпийского резерва и т. д. В исследовании автор приходит к выводу, что увеличение количества физкультурно-спортивных объектов, специализированных учебно-спортивных учреждений, а также числа занимающихся в них спортсменов создает позитивные предпосылки для развития всей отрасли «Физическая культура и спорт» в целом: растет реальное предложение физкуль-турно-спортивных услуг для населения, предлагая широкий выбор и достойное качество; увеличивается количество рабочих мест; рост числа спортивных объектов в стране стимулирует развитие строительной сферы [9, с. 73].

Однако, несмотря на большой исследовательский интерес к вопросам вовлечения молодого поколения в занятия физической культурой и спортом, не в полной мере рассмотрены способы и средства вовлечения молодежи в занятия спортом.

Цель исследования - выявить проблемы обеспечения доступности массового спорта в

Тюменской области и определить возможные практические меры, направленные на повышение доступности массового спорта в Тюменской области.

Задачи исследования:

- анализ учебной и методической литературы по вопросам вовлечения населения в массовый спорт;

- анализ системы управления физической культурой и спортом в Тюменской области;

- анализ состояния массового молодежного спорта в Тюменской области;

- анализ системы мероприятий, направленных на развитие массового молодежного спорта в Тюменской области;

- разработка мер повышения доступности массового спорта в Тюменской области.

Методы исследования: контент-анализ литературных источников, анализ статистических данных, изучение нормативных документов и научных трудов по проблеме исследования.

Мероприятия по развитию доступности массового спорта на территории Тюменской области

Как известно, уровень развития массового спорта в регионе характеризуется количеством вовлеченного в систематические занятия физической культурой и спортом населения. В последние годы Тюменская область опережает общероссийскую статистику по количеству вовлеченных в занятия спортом. По данным на 2020 г., в регионе систематически занимались спортом 51.5% тюменцев, в 2021 г. цифра увеличилась до 53%. Планируется, что к 2024 г. данный показатель достигнет отметки 59% [10].

Ежегодно в Тюменской области проводится около 400 массовых соревнований по различным видам спорта. Одними из самых популярных спортивных мероприятий в регионе стали «Лыжня России», «День здоровья», «Кросс нации», «Стальной характер», «За бег», соревнования по комплексу «ГТО», фестиваль хоккея «Ночная хоккейная лига», «Кожаный мяч», «Российский азимут».

Отдельное внимание необходимо уделить реализации Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Тюменской области, являющегося одним из эффективнейших мероприятий в развитии массового спорта. Жители Тюменской области принимают активное участие в выполнении нормативов комплекса «ГТО».

Следует отметить, что удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, является критерием

оценки деятельности органов государственной власти, осуществляющих физкультурно-массовую работу с населением по месту жительства [11, с. 33]. Наибольшую динамику роста вовлеченности населения в занятия массовым спортом в Тюменской области обеспечивает молодежь, доля которой в массовом спорте составляет более 80%. В перспективе развития массового спорта Тюменской области до 2024 года данный показатель планируется увеличить до 91% [12].

Немаловажным фактором роста численности занимающихся физической культурой и спортом в Тюменской области является развитие и совершенствование спортивной инфраструктуры, повышение эффективности ее использования и обеспечение доступности. На территории Тюменской области действует 3493 спортивных сооружения, из них 18 спортивных стадионов, 1797 плоскостных спортивных сооружений, 1076 спортивных залов, 9 крытых ледовых арен, 4 манежа, в том числе 1 легкоатлетический, 65 плавательных бассейнов. Для лыж и биатлона имеется 74 лыжные базы и 3 биатлонных комплекса. Для реализации комплекса ВФСК «ГТО» в области созданы и функционируют 460 площадок для сдачи норм «ГТО», на которых ежегодно выполняют нормативы около 64 тыс. человек в различных возрастных группах [13].

В целях увеличения численности спортивных объектов и сооружений в Тюменской области в 2022 г. выделено 20 млн рублей на создание модульных спортивных залов и «умных» спортивных площадок, в 2023 г. запланировано еще 60 млн рублей. Модульные спортивные залы и «умные» спортивные площадки представляют собой современные оборудованные места для занятий спортом с возможностью выхода в Интернет, где каждый занимающийся может выстроить индивидуальный тренировочный маршрут, а также следить за правильностью техники выполнения упражнений. Данная инфраструктура поспособствует привлечению молодежи к физическим тренировкам и нацелит на здоровый образ жизни [14].

В целях активного вовлечения детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, повышения уровня физической подготовленности обучающихся, укрепления здоровья молодого поколения Тюменской области на территории региона реализуется Межотраслевая программа развития школьного спорта до 2024 года.

Программа нацелена на создание условий, обеспечивающих обучающимся возможность систематически заниматься физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях.

Кроме того, принята Программа развития детско-юношеского спорта в Тюменской области до 2030 года, цель которой - создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом детей до 18 лет. Программой установлена необходимость использования современных организационных форм при проведении спортивно-массовых мероприятий, расширение информационного пространства за счет развития информационно-коммуникационных и интернет-технологий, интерактивных коммуникаций.

Еще одной масштабной программой является «Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования в Тюменской области», цель которой - создание условий, способствующих систематическим занятиям спортом жителями региона путем развития спортивной инфраструктуры. Срок реализации данной программы рассчитан на период с 2019 г. по 2025 г.

При реализации данной программы предполагается к 2025 г. увеличить долю населения Тюменской области, систематически занимающегося спортом, до 59%, долю детей и молодежи в возрасте от 3 до 29 лет - 91.5%.

В Тюменской области в целях повышения доступности массового спорта для малообеспеченного населения активно привлекаются фит-нес-клубы, на базе которых организуются бесплатные занятия спортом. Данная деятельность реализуется в рамках проекта «Спорт доступен каждому».

Стоит отметить, что опыт Тюменской области в развитии детско-юношеского спорта был учтен Правительством Российской Федерации при разработке соответствующих государственных программ.

Проблемы развития доступности массового молодежного спорта в Тюменской области и пути их решения

Несмотря на большое количество принимаемых органами власти Тюменской области мер по вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом, по повышению доступно -сти массового спорта для населения, в данном направлении решены далеко не все проблемы.

Одной из проблем развития массового спорта в регионе является неэффективная спортивно-массовая и оздоровительная работа с населением по месту жительства, а порой и вовсе отсутствие такой работы, особенно это касается сельской местности. Даже при условии наличия спортивной базы зачастую на селе отсутствуют специалисты, способные организовать физкультурно-массовую работу с населением. Безусловно, та-

кое состояние физической культуры по месту жительства - бесперспективно [15, с. 240].

На наш взгляд, решить данную проблему возможно за счет создания в муниципальных городских округах и в районах сельской местности дополнительных физкультурных комитетов, осуществляющих спортивно-массовую работу с населением, направленную на вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом, на организацию спортивно-массовых мероприятий и соревнований. Контроль за деятельностью таких физкультурных комитетов должен осуществлять полномочный орган власти в сфере физической культуры и спорта в регионе. Такая форма работы с населением позволит более эффективно решать проблемы обеспечения доступности физической культуры и спорта для населения того или иного района [16, с. 97].

Как известно, одним из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта являлась реализация мероприятий по развитию комплекса «ГТО». Сегодня с учетом прироста населения Тюменской области, как естественного, так и искусственного (за счет приезжих из соседних регионов), наблюдается чрезмерная загруженность мест тестирования.

Для обеспечения доступности молодежи к выполнению нормативов комплекса «ГТО» следует предоставить возможность реализации тестирования на базе фитнес-клубов с частной формой собственности. На наш взгляд, это обеспечит дополнительное вовлечение молодежи в массовый спорт, позволит оптимизировать затраты на дополнительное создание мест тестирования, поскольку фитнес-клубы уже имеют необходимое оборудование [17, с. 11].

Еще одним существенным препятствием на пути развития массового спорта для молодежи в Тюменской области является недостаточное финансирование. Так, в 2022 г. на развитие физической культуры и спорта из бюджета области было выделено 2.4 млрд рублей, из них на массовый спорт запланировано потратить около 1. 1 млрд рублей, этого явно недостаточно с учетом роста численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом [18].

Одним из способов решения данной проблемы может стать перераспределение финансирования. Учитывая сложившуюся ситуацию в большом спорте, связанную с отстранением наших сборных от участия в международных соревнованиях, часть средств, направленных на финансирование спорта высших достижений, следует перенаправить на развитие массового спорта в регионе [19, с. 265].

Решению проблемы финансирования массового спорта будет способствовать развитие механизма государственно-частного партнерства в сфере массового спорта, с помощью которого можно привлечь дополнительные средства финансирования для развития массового спорта. Однако из-за отсутствия детально проработанной и закрепленной схемы государственно-частного партнерства существуют риски как для бизнеса (отсутствует проработанный механизм возврата инвестиций), так и для государства (недобросовестное выполнение обязательств) [20, с. 137].

Одной из проблем в регионе стала коммерциализация спорта. Большинство спортивных организаций с частной формой собственности осуществляют физкультурно-спортивные услуги на платной (коммерческой) основе, что приводит к недоступности данных услуг для широких слоев населения. Для решения этого вопроса необходимо разработать дополнительные меры по осуществлению регулирования сферы платных физкультурно-спортивных услуг в Тюменской области, которые предусматривали бы дисконт на посещение для лиц, имеющих затруднительное финансовое положение.

Насущной является проблема кадрового голода в сфере физической культуры и массового спорта. Для решения кадрового вопроса первоочередной задачей местных властей является увеличение заработной платы работников данной сферы. Так, в Тюменской области средняя заработная плата учителя физической культуры в 2022 г. составляла немногим больше прожиточного минимума (19000-24000 рублей). Прожить на такую зарплату молодому специалисту довольно сложно, поэтому большинство людей, имеющих образование в сфере ФКиС, работают не по специальности, отсюда нехватка работников в данной сфере [21].

На наш взгляд, одним из способов развития массового спорта среди молодежи является поддержание и развитие органами власти Тюменской области новых молодежных спортивных течений (уличные виды спорта), как правило, носящих экстремальный характер (трейн-серфинг, паркур). Необходимо осуществлять постоянный мониторинг за популярными среди молодежи спортивными дисциплинами и совершенствовать методики работы на местах дислокации данных течений, обеспечить подготовку квалифицированных инструкторов по данным направлениям.

Резюмируя вышеизложенное, для повышения доступности массового спорта в Тюменской области необходимо принять следующие меры:

- на уровне районных администраций необходимо учредить орган управления, полномоч-

ный в сфере физической культуры и массового спорта;

- продолжить активную работу по реализации комплекса «ГТО», связанную с заключением соглашений с различными частными организациями (клубами) с целью увеличения мест тестирования населения;

- организовать работу по дополнительному привлечению инвестиций физической культуры и спорта за счет развития механизма государственно-частного партнерства;

- заключить соглашения о возможности льготного посещения физкультурно-спортивных объектов с различной формой собственности гражданами, находящимися в трудном материальном положении;

- обеспечить достойную заработную плату сотрудникам и работникам сферы физической культуры и спорта.

Заключение

Развитие физической культуры и массового спорта является стратегически важным направлением государственной политики в Российской Федерации. В настоящее время уделяется большое внимание развитию массового спорта молодежи как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вовлечение молодежи в занятия физической культурой и спортом, воспитание стремления к ведению здорового образа жизни являются приоритетными направлениями работы органов государственной власти всех уровней [16].

Проведенный в рамках исследования анализ статистических данных развития физической культуры и массового спорта в Тюменской области показал положительную динамику по ряду направлений. Однако проблемы обеспечения доступности массового спорта среди молодежи в регионе до конца еще не решены.

На наш взгляд, мероприятия, направленные на развитие доступности массового спорта среди молодежи Тюменской области, необходимо применять комплексно с учетом складывающей социально-экономической обстановки в регионе, при этом необходим постоянный мониторинг за изменением ситуации в массовом спорте для своевременной корректировки принимаемых мер.

Список литературы

1. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодежи в контексте современных инноваций в российском обществе // Инновационная наука и современное общество: Сб. статей Междунар. научно-практ. конф. Уфа, 2015. С. 149-153.

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июл. 2020 г. № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo. gov.ru, https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/nacional nye-proekty/9572117 (дата обращения: 02.02.2023).

3. Официальный сайт ТАСС. URL: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/nacionalnye-proekty/9572117 (дата обращения: 02.02.2023).

4. Стратович А. С. Спорт - основа психического и физического здоровья человека в информационном обществе // Актуальные исследования. 2019. № 3. С. 16-23.

5. Матушанская Е.Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. 2018. № 12 (30). С. 91-96.

6. Восколович Н.А., Юнусов Р.И. Проблемы вовлечения российского населения в занятия спортом // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 3. С. 31-41.

7. Миронов В. Д. Способы оптимизации привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Ученые записки Университета Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 259-264.

8. Горшкова Е.А., Михайлова С.В., Чернецов А.А. Муниципальная политика по вовлечению молодёжи в физическую культуру и спорт // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. № 2. С. 74-80.

9. Гусинец Е.В. Особенности развития отрасли «Физическая культура и спорт» в Республике Беларусь // Экономика и банки. 2019. № 1. С. 67-76.

10. Официальный сайт «Единая Россия». Тюменская область. URL: https://tyumen.er.ru/activity/news/ tyumenskaya-oblast-operezhaet-obsherossijskie-pokazate li-po-kolichestvu-sistematicheski-zanimayushihsya-spor tom (дата обращения: 03.02.2023).

11. Олонец С.Б., Кадыров А.М., Олонец Л.К. Физ-культурно-спортивная деятельность в среде студенческой молодежи как главный фактор повышения потенциала здоровья // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. С. 31-34.

12. Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования»: постановление Правительства Тюменской области от 3 дек. 2018 № 454-п (с изменениями от 14.12.2020 г.) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.02.2023).

13. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyu men.ru/ (дата обращения: 03.02.2023).

14. Официальный сайт «Тюменская область сегодня». URL: https://tumentoday.ru/2022/02/01/tyumensk aya-oblast-na-federalnye-dengi-postroit-umnye-sportplos hadki/ (дата обращения: 03.02.2023).

15. Ганин П.А. Проблемы развития массового спорта в России // Омский научный вестник. 2015. № 4. С. 239-240.

16. Аллянов Ю.Н., Белогорцева Ю.А., Киртбая И.В. Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 96-99.

17. Воронина В.Т. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) как фактор развития массового спорта // Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 9-11.

18. Официальный сайт 72RU. URL: https://72.ru/ text/economics/2021/11/04/70233155/ (дата обращения: 02.02.2023).

19. Перькова Е.Ю. О финансировании массового спорта в федеральных округах России // АНИ: экономика и управление. 2020. № 4 (33). С. 264-266.

20. Болозин А.А. Доступность массового спорта для современной российской молодёжи // Социально-гуманитарные знания. 2018. №11. С. 135 - 142.

21. Официальный сайт 72RU. URL: https://72.ru/text /job/2022/03/20/70519676/ (дата обращения: 03.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Бауэр В.Г. Социальная значимость физкультуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 50-56.

PROBLEMS OF ENSURING THE ACCESSIBILITY OF MASS YOUTH SPORTS

IN THE TYUMEN REGION

V.S. Andreyev

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The development of physical culture and mass sports is a strategically important direction of state policy in the Russian Federation. Currently, much attention is paid to the development of mass sports among young people, both at the federal and regional levels of government. Involving young people in physical culture and sports, as well as instilling in them the desire to lead a healthy lifestyle, are priority areas for the work of state authorities at all levels. Youth is an important social group of modern society and has a significant impact on its formation and development in the future. The formation and development of youth takes place within the framework of basic social institutions. A special place belongs to the Institute of Physical Culture and Sports, whose activities are aimed at promoting the values of abandoning bad habits and maintaining a healthy lifestyle in society. The author of the article carried out a statistical analysis of the development of mass sports in the Tyumen region. The achieved and planned quantitative indicators of the involvement of the population of the region in systematic sports are considered. The research work analyzes the measures taken to increase the level of development of mass youth sports in the Tyumen region. The main reasons hindering the development of the accessibility of mass sports for young people are identified and possible solutions to these problems are proposed.

Keywords: physical culture, mass sports, sports for all, youth, mass sports events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.