Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МОЛОДЕЖЬЮ СПОРТОМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МОЛОДЕЖЬЮ СПОРТОМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТ / МОЛОДЕЖНЫЙ СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОСУГ / РЕКРЕАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье анализируются проблемы и перспективы реализации государственной политики, направленной на создание условий для занятий современной российской молодежью спортом. Авторы отмечают, что, несмотря на выделенные в многочисленных государственных программах развития физической культуры и спорта базовые целевые показатели, предусматривающие вовлечение абсолютного большинства молодых людей в нашей стране к систематической деятельности физкультурно-спортивного характера, данная деятельность в настоящее время не выступает в качестве основного вида досуговых предпочтений значительной части российской молодежи. Подчеркивается, что в настоящее время существует необходимость в переориентации государства на поддержку массового спорта, что может быть достигнуто наряду со строительством новых спортивных объектов и сооружений также и посредством удешевления предоставляемых различным категориям населения физкультурно-спортивных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONDITIONS FOR YOUTH SPORTS AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE STATE YOUTH POLICY

The article analyzes the problems and prospects of the implementation of state policy aimed at creating conditions for modern Russian youth to engage in sports. The authors note that despite the basic targets identified in numerous state programs for the development of physical culture and sports, which provide for the involvement of the absolute majority of young people in our country in systematic physical culture and sports activities, this activity currently does not act as the main type of leisure preferences of a significant part of Russian youth. It is emphasized that at present there is a need to reorient the state to support mass sports, which can be achieved along with the construction of new sports facilities and facilities also by reducing the cost of physical culture and sports services provided to various categories of the population.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МОЛОДЕЖЬЮ СПОРТОМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 316.35

DOI 10.23672/f0244-0969-0365-j

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России факультета истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Самыгин Петр Сергеевич

доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет samygin78@yandex.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры финансового и HR-менеджмента, Ростовский государственный экономический университет serq1952@mail.ru

Valery V. Kasyanov

Doctor of Sociological Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Dean of the Faculty of Journalism,

Head of the Department of Russian History

Faculty of History, Sociology

and International Relations,

Kuban State University

culture@kubsu.ru

Petr S. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Theory and the History of the State and Law, Rostov State University of Economics samygin78@yandex.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of Financial

and HR Management,

Rostov State University of Economics

serq1952@mail.ru

Формирование условий для

занятий молодежью спортом как неотъемлемый компонент государственной молодежной политики

Formation of conditions

for youth sports as an integral component of the state youth policy

Аннотация. В статье анализируются проблемы и перспективы реализации государственной политики, направленной на создание условий для занятий современной российской молодежью спортом. Авторы отмечают, что, несмотря на выделенные в многочисленных государственных программах развития физической культуры и спорта базовые целевые показатели, предусматривающие вовлечение абсолютного большинства молодых людей в нашей стране к систематической деятельности физкуль-турно-спортивного характера, данная деятельность в настоящее время не выступает в качестве основного вида досуговых предпочтений значительной части российской молодежи. Подчеркивается, что в настоящее время существует необходимость в переориентации государства на поддержку массового спорта, что может быть достигнуто наряду со строительством новых спортивных объектов и сооружений также и посредством удешевления предоставляемых различным категориям населения физкуль-турно-спортивных услуг.

Annotation. The article analyzes the problems and prospects of the implementation of state policy aimed at creating conditions for modern Russian youth to engage in sports. The authors note that despite the basic targets identified in numerous state programs for the development of physical culture and sports, which provide for the involvement of the absolute majority of young people in our country in systematic physical culture and sports activities, this activity currently does not act as the main type of leisure preferences of a significant part of Russian youth. It is emphasized that at present there is a need to reorient the state to support mass sports, which can be achieved along with the construction of new sports facilities and facilities also by reducing the cost of physical culture and sports services provided to various categories of the population.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, спорт, молодежный спорт, массовый спорт, физическая культура, социализация, досуг, рекреация, здоровье, здоровый образ жизни.

Keywords: youth, state youth policy, sports, youth sports, mass sports, physical culture, socialization, leisure, recreation, health, healthy lifestyle.

В качестве одного из значимых направлений деятельности молодежи выступает спорт, который традиционно рассматривается в качестве важного параметра здорового образа жизни, оказывая непосредственное воздействие на состояние здоровья представителей молодого поколения, влияя также и на показатели его работоспособности, возможности успешно адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. Данное обстоятельство обуславливает интерес авторов к анализу факторов, которые влияют на формирование потребности молодых людей в реализации той или иной активности спортивного характера, определяя место спорта в структуре свободного времени российской молодежи. Необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» формирование условий для занятий молодежью спортом относится к числу основных направлений реализации молодежной политики российского государства [1]. Основная проблема здесь заключается в том, что, несмотря на выделенные в многочисленных государственных программах развития физической культуры и спорта федерального и регионального уровней базовые целевые показатели, предусматривающие вовлечение абсолютного большинства молодых людей в нашей стране к систематической деятельности физкультурно-спортивного характера, данная деятельность в настоящее время не выступает в качестве основного вида досуговых предпочтений значительной части российской молодежи.

Речь здесь идет, в первую очередь, о массовом спорте, занятия которым могут осуществляться молодыми людьми в свободное от основного вида деятельности (работы или учебы) время. Массовая спортивная деятельность предусматривает осуществление регулярной спортивной деятельности на самостоятельной или на организованной основе в комплексе с участием в соответствующих спортивных мероприятиях (соревнованиях, фестивалях и т.д.).

Значимость массового спорта определяется реализуемыми им функциями, к числу которых принято относить функцию оздоровления организма, связанную с сохранением и укреплением здоровья спортсменов, функцию рекреацию, связанную с организацией досуговой деятельности на основе регулярных и систематических физкуль-турно-спортивных занятий. В специальных исследованиях, посвященных массовому спорту и его роли в социализации молодежи, подчеркивается направленность последнего на решение актуальных для общества целей и задач социально-экономического характера, связанных с отвлечением молодых людей от различных видов девиантного поведения, отказом от вредных привычек, включающих курение и злоупотребление алкоголем,

профилактикой различных хронических заболеваний, улучшением ряда показателей качества жизни и т.д. [2, а 43].

Среди факторов, влияющих на уровень вовлеченности молодежи в занятия спортом, принято выделять факторы внутреннего и внешнего характера: если первые связаны с соответствующими ценностными установками и ориентациями молодых людей, направленными на спорт, мотивациями к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности, то вторые не зависят от субъективных предпочтений молодежи и связаны, в первую очередь, с созданными государством и органами местного самоуправления условиями для занятий спортом, характером и содержанием молодежной политики в рассматриваемой сфере. Речь здесь идет о развитии соответствующей спортивной инфраструктуры, создании условий для функционирования спортивных объектов и сооружений, о степени доступности последних для представителей различных групп молодежи в комплексе со спортивными кружками, секциями, соревнованиями и другими мероприятиями спортивного характера. Необходимо отметить, что в области спортивной инфраструктуры в нашей стране имеются определенные достижения, включающие увеличение в течение последних лет количества спортивных объектов: так, в период с 2015 по 2019 гг. число данных объектов выросло на 10 тыс. единиц. Согласно данным официальной статистики, обеспеченность населения инфраструктурой спортивного характера оценивается в 56 % (в то же время, в статистических материалах отсутствует оценка фактического спроса представителей различных групп населения на объекты спортивного профиля) [3].

Материалы всероссийских социологических исследований свидетельствуют о том, что значительная часть современной российской молодежи имеет возможность посещать различные спортивные объекты и сооружения: так, недалеко от мест проживания молодых людей находятся такие объекты, как стадионы (на это указали 40 % опрошенных молодых людей), спортивные площадки (35,1 %), залы (32,4 %), спортивные комплексы (24,9 %), бассейны (22,1 %) [4, а 273]. При этом необходимо отметить, что рассматриваемые спортивные сооружения распределены достаточно неравномерно по территории страны или отдельных федеральных округов и субъектов федерации. Так, в Южном Федеральном округе значительная часть спортивных объектов и сооружений сконцентрирована в Ростовской области и Краснодарском крае, а в Астраханской области, к примеру, уровень финансирования спортивной сферы является более низким по сравнению с двумя выделенными регионами (в Республике Крым деятельность, направленная на модернизацию физической культуры и спорта,

вообще, находится на начальной стадии, что обуславливает низкий уровень развития спорта в рамках данного региона) [5]. Наряду с материалами официальной статистики, следует учитывать и уровень удовлетворенности самих представителей молодежи качеством предоставляемых физкультурно-спортивных услуг. Здесь необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что значительная часть молодежи не удовлетворена созданными государством и муниципалитетами условиями для занятий спортом: причины данной неудовлетворенности обусловлены, в первую очередь, высокой стоимостью услуг в области спорта, а также - отсутствием реального выбора в этой сфере.

Как показывают материалы Счетной палаты РФ, включенные в Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг», для значительной части россиян рассматриваемые услуги остаются по-прежнему недоступными. Все дело в том, что данные услуги предоставляются, преимущественно, на коммерческой (платной) основе, а стоимость занятий определяется организациями, предоставляющими физкультурно-спортивные услуги. Для значительной части представителей малообеспеченных слоев населения эти услуги не доступны по причине низкого уровня доходов данных категорий населения. Отметим, что значительная часть молодежи относится к низкодоходным группам населения, поэтому, применительно к представителям рассматриваемой социально-демографической группы, выводы аналитиков Счетной палаты выглядят особенно актуальными. В тексте указанного Отчета также отмечается, что расходы абсолютной части населения современной России (до 70 % россиян) на оплату услуг физкультурно-оздоровительного и спортивного характера были меньше, чем необходимо для оплаты этих занятий на регулярной и систематической основе. В то же время, именно регулярность в занятиях спортом является приоритетной, поскольку в том случае, если спортсмен занимается не систематически, это не оказывает позитивного воздействия на показатели его здоровья и является, по сути, бессмысленным. В соответствии с итоговыми выводами, сделанными экспертами Счетной палаты, в российском обществе, несмотря на усилия государства, вплоть до настоящего времени не устранены причины, ограничивающие массовую вовлеченность различных групп населения в занятия физической культурой и спортом (интересно, что экспертами также были обнаружены существенные расхождения в материалах статистики, представленных Минспортом РФ: так, в соответствии с данными указанного министерства, количество россиян в возрасте от 15 до 18 лет, занимающихся спортом, на 7 % превышает общую численность населения России в этой возрастной категории) [6].

В специальных исследованиях отмечается, что уровень материального благосостояния молодежи в настоящее время является значимым препятствием на пути вовлечения в массовый спорт значительной части молодежи [7, с. 137].

Выше мы уже писали о том, что молодежь представляет собой достаточно уязвимую группу с точки зрения ее материального благосостояния, что отражается на ее финансовых возможностях, в том числе, в плане доступа к услугам физкуль-турно-спортивного характера. Последние десятилетия развития спортивного движения в нашей стране отмечены широкой коммерциализацией массового спорта, предусматривающей трансформацию последнего в отдельный вид деятельности предпринимательского характера: данные тенденции имеют следствием снижение возможностей занятий спортом для той части молодежи, которая относится к низкодоходным группам российского общества. Сам массовый спорт в России, зачастую, финансируется по остаточному принципу: здесь приоритет отдается профессиональному спорту, что проявляется в развитии соответствующих спортивных объектов и сооружений. На данное обстоятельство обращают внимание эксперты, подчеркивающие неудовлетворительное состояние инфраструктуры для массового спорта и отмечающие относительно небольшое число россиян, по сравнению с жителями западноевропейских стран, вовлеченных в регулярные и систематические физкультурно-спортив-ные занятия [8]. Результаты массовых социологических опросов также, в целом, соответствуют позициям экспертов: так, эмпирические данные, в частности, свидетельствуют о том, что детские и молодежные спортивные клубы, в отличие от крупных спортивных сооружений, не соответствуют современным требованиям, не обладают достаточной и необходимо материальной базой. Как было отмечено респондентами, значительная финансовых ресурсов уходит на поддержку и популяризацию профессиональных, «элитных» видов спорта, в то время, как малая часть этих средств направляется на поддержку массовых видов спорта [9, с. 203-204].

Многие эксперты также отмечают формализм, который имеет место при проведении спортивных мероприятий массового характера. Несмотря на многочисленные целевые программы развития спорта, строительство большого количества объектов и сооружений спортивной направленности, роль государства в развитии спорта, в целом, и молодежного спорта, в частности, представляется значительной частью экспертов недостаточной, что находит отражение в декларативности соответствующих программ, в недостаточном финансировании сферы массового спорта. Так, немалая часть, введенных в течение последних лет в эксплуатацию спортивных сооружений, ориентирована для использования, в первую очередь, профессиональными спортсменами и клубами. Что же касается молодежи, то доступ ее представителей ко многим спортивным объектам ограничен, что предусматривает необходимость увеличения финансирования области физической культуры и спорта с учетом приоритетного внимания именно к массовому спорту, развития его материальной базы и инфраструктуры.

Неотъемлемым компонентом спортивной деятельности, в том числе, и массового спорта выступают состязания: организацию соревнований также необходимо рассматривать как важный

компонент государственной политики, направленной на формирование условий для занятий молодежью спортом. Для спортсменов любого уровня участие в спортивных состязаниях является важным стимулом для тренировок в соответствующем виде спорта, регулярным и систематическим спортивным занятиям. По этой причине организация и проведение спортивных состязаний по различным видам спорта должна находиться в центре внимания государственных органов власти, ответственных за спортивную сферу в различных регионах страны.

В тексте государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта», которая вступила в силу с 01 января 2022 г., в числе основных проблем выделяется недостаточно высокий уровень вовлеченности ряда категорий населения в систематические занятия физической культурой и спортом, низкий уровень здоровья молодежи, недостаточность спортивной инфраструктуры. К числу ключевых вызовов для физической культуры и массового спорта разработчиками рассматриваемой Программы были отнесены:

- «увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта, в том числе, вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (СОУЮ-19);

- возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;

- наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;

- недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;

- сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом» [10].

С учетом данных обстоятельств, программа «Развитие физической культуры и спорта»

Литература:

1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL : www. zakonrf.info>doc-36549009 (дата обращения 25.06.2022).

2. Самыгин С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5.

3. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081 -р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в

предусматривает создание для всех категорий и групп населения и, в том числе, детей и молодежи условий для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе, повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта. К задачам государственного управления в рассматриваемой области отнесены, соответственно:

- создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- создание эффективной системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

- повышение доступности спортивной инфраструктуры для всех категорий и групп населения [10].

В настоящее время существует необходимость в переориентации государства на поддержку массового спорта, что может быть достигнуто наряду со строительством новых спортивных объектов и сооружений также и посредством удешевления предоставляемых различным категориям населения физкультурно-спортивных услуг. Очевидно, что наиболее уязвимые группы населения, к числу которых относится молодежь, должны иметь равные возможности для занятий физической культурой и спортом с целью укрепления собственного здоровья и повышения работоспособности. В то же время, только одних спортивных сооружений недостаточно для обеспечения высокого уровня вовлеченности молодежи в регулярные и систематические занятия физической культурой и спортом, поскольку многое зависит и от устойчивых ориентаций на спортивно-оздоровительную деятельность. Отсюда проистекает необходимость в формировании у молодых людей интереса, желания и потребностей в регулярных спортивных занятиях, навыков здорового образа жизни. Здесь важную роль должны играть современные средства массовой информации, призванные оказывать воздействие на сознание молодежи, способствуя укоренению представлений о спорте как важном институте оздоровления, неотъемлемом компоненте досуговой активности представителей рассматриваемой социально-демографической группы.

Literature:

1. Federal Law № 489-FZ of 30.12.2020 «On Youth Policy in the Russian Federation». URL : www. za-konrf.info.doc-36549009 (date of the application 25.06.2022).

2. Samygin S.I. Mass sport and its role in the socialization of youth in modern Russia I S.I. Samygin, P.S. Samygin II Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. № 5.

3. The Order of the Government of the Russian Federation dated 24.11.2020 № 3081-r «On approval of the Strategy for the development of physical culture

Российской Федерации на период до 2030 г.». URL : www.consultant.ru (дата обращения 25.06.2022).

4. Горшков М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований : монография / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ФНИСЦРАН, 2020.

5. Ширков Ю.А. Об уровне развития спортивной инфраструктуры в Южном федеральном округе / Ю.А. Ширков // Инновации: электронный научный журнал, 2018. № 5(38). URL : www.innov.ru (дата обращения 25.06.2022).

6. Отчет о результатах экспертно-аналитиче-ского мероприятия «Оценка доступности в 2018— 2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг». URL www.ach.gov.ru (дата обращения 25.06.2022).

7. Болозин А.А. Доступность массового спорта для современной российской молодежи / А.А. Болозин // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 11.

8. Клюев А.П. Тенденции и барьеры управления массовым спортом в современной России (на материалах экспертного опроса) / А.П. Клюев, П.К. Кузнецов // Управленческое консультирование. 2013. № 2.

9. Конеева Е.В. Популяризация физической культуры и спорта среди молодежи / Е.В. Конеева // Человеческий капитал. 2020. № 8(140).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL : www.publication.pravo.gov.ru (дата обращения 25.06.2022).

and sports in the Russian Federation for the period up to 2030». URL : www.consultant.ru (accessed 25.06.2022).

4. Gorshkov M.K. The youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of many years of research : monograph / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : FNIS-CRAN, 2020.

5. Shirkov Yu.A. On the level of development of sports infrastructure in the Southern Federal District / Yu.A. Shirkov // Innovations: electronic scientific journal, 2018. № 5(38). URL : www.innov.ru (date of the application 25.06.2022).

6. Report on the results of the expert-analytical event «Assessment of accessibility in 2018-2019 and the expired period of 2020 of physical fitness and sports services». URL : www.ach.gov.ru (date of the application 25.06.2022).

7. Bolozin A.A. Accessibility of mass sports for modern Russian youth / A.A. Bolozin // Social and humanitarian knowledge. 2018. № 11.

8. Klyuev A.P. Trends and barriers of mass sports management in modern Russia (based on the materials of an expert survey) / A.P. Klyuev, P.K. Kuz-netsov // Management consulting. 2013. № 2.

9. Koneeva E.V. Popularization of physical culture and sports among young people / E.V. Koneeva // Human capital. 2020. № 8(140).

10. Decree of the Government of the Russian Federation № 1661 dated 30.09.2021 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Development of Physical Culture and Sports» and on Invalidation of Certain Acts and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation». URL : www.publication.pravo.gov.ru (date of the application 06.25.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.