УДК 343.13
DOI: 10.17223/22253513/22/5
В.К. Зникин
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса и реализации прав участников уголовного судопроизводства при осуществлении профессиональной сыскной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Автор предлагает ряд мер по совершенствованию законодательства, направленных на упорядочивание сыскных действий и обеспечение интересов субъектов, в отношении которых они осуществляются.
Ключевые слова: участники уголовного процесса, обеспечение безопасности, меры безопасности, профессиональная сыскная деятельность, оперативно-розыскная деятельность.
Определив в качестве назначения уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ), законодатель предусматривает ряд гарантий для участников уголовного процесса. Между тем данные гарантии должны иметь широкое действие и распространяться не только на случаи осуществления непосредственно уголовно-процессуальной, но и иной деятельности, оказывающей влияние и содействие расследованию и разрешению уголовного дела по существу. К таковой, например, относится профессиональная сыскная (розыскная) деятельность [1. С. 5].
Профессиональная сыскная (розыскная) деятельность есть юридически значимая работа, которая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (использование конфиденциальных возможностей и др.) уполномоченными на то федеральным законом субъектами (представителями государства) и которая заключается в получении (собирании и добывании) полезной информации для достижения определенных законодателем социально значимых целей, не противоречащих Конституции Российской Федерации.
Учитывая особенности этого вида деятельности, необходимо обратить пристальное внимание на реальные проблемы защиты прав и законных интересов и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства не только от преступных посягательств, но и в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Как правильно отмечается в литературе, «целесообразно также нормативно определить формы и специфику принуждения, используемого в ходе осуществления ОРМ, прописав детально в оперативно-розыскном законе его виды, основания, условия, правила применения, права и обязанности сторон, параметры контроля и надзора за законностью его использования органами, осуществляющими ОРД» [2. С. 21].
При этом для решения указанных вопросов необходимо произвести кардинальные изменения структуры российских правоохранительных органов, системы их функционирования, придать им новый облик и содержание.
Власть предпринимает серьезные попытки по совершенствованию игроков на поле противодействия преступности. Многочисленные выступления высших чиновников, содержащие высокие требования к профессионализму профессионалов и негативное отношение к оценке их труда по количественным показателям, тому наглядное подтверждение.
Поддерживая проводимую политику, полагаем целесообразным в начале усовершенствовать не игроков, а правила игры. Федеральное законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность как наиболее острое и эффективное средство противодействия преступным проявлениям и предупреждения их, конечно, устарело. В новых политических и экономических условиях латание данного закона сиюминутными нормами стало тормозом профессиональной сыскной деятельности. Основные недостатки современного оперативно-розыскного закона лежат на поверхности:
1. Это «темный» закон, не имеющий расшифровки даже основных его понятий и определений.
2. Он не имеет запрета на занятие оперативно-розыскной деятельностью без специального профессионального образования.
3. Результаты оперативно-розыскного труда оцениваются по количественным показателям.
4. Отсутствует единый механизм использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовному делу в качестве самостоятельного доказательственного материала [3. С. 16].
5. Провокация как метод стала главной негативно-ценностной ориентацией в деятельности многих оперативных работников [4. С. 109].
Заметим, что, несмотря на наличие указанных пробелов в регулировании оперативно-розыскной деятельности, ее способы и методы широко используются в ходе уголовного процесса, что ставит под угрозу защиту и охрану прав и свобод его участников.
Опасность потенциальных нарушений возрастает и в связи с возможностью обращения к ресурсам частной детективной деятельности при расследовании уголовных дел.
Частная детективная деятельность как самостоятельный социально полезный вид человеческой деятельности появилась в России после принятия 11 марта 1992 г. Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Ее возникновение было обусловлено экономическими и политическими изменениями, которые происходили России в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия, потребностями в обеспечении безопасных условий развития российского бизнеса, защите прав и законных интересов участников гражданского, уголовного, административного и арбитражных производств.
Как показывает анализ практики, к настоящему времени частная сыскная деятельность успешно прошла этап становления и развивается в направлении активного формирования цивилизованного рынка сыскных услуг.
В настоящий период идет поступательный процесс ее превращения в самостоятельную отрасль, претендующую на достойное место в обеспечении безопасности бизнеса и имеющую свои корпоративные интересы.
Конкуренция как движущая сила выдвигает на рынок информационных сыскных услуг новых участников, которые сдерживаются устаревшим законодательством. Проводимая реформа в правоохранительной системе и армии также высвобождает значительное количество офицеров, поставляя их на рынок труда. Чем они должны заниматься в гражданской жизни, если всю сознательную жизнь являлись представителями разведки, контрразведки и уголовного розыска? Ответ до банальности прост. Конечно же, сыском. А здесь барьер!
Почему мы так остерегаемся негосударственного профессионального сыска? Что сдерживает власть от принятия разумных решений в данном направлении? Думается, что боязнь конкуренции, и не только. И это обоснованно, ведь под угрозу ставятся интересы граждан, чьи права не могут быть ограничены безосновательно, в противоречии принципам законности, целесообразности и соразмерности. Однако соответствие данным требованиям невозможно контролировать при проведении сыскной деятельности, которая все чаще проникает в сферу уголовного судопроизводства и создает для участников дополнительные обременения, а не гарантии.
В связи с этим промедление в реформе правоохранительной деятельности гораздо пагубнее, чем в иных сферах. Если мы не сможем заинтересовать профессионалов после ухода со службы играть на стороне человека, общества и государства, то кого мы сможем им противопоставить, если они окажутся в лагере преступности? Новые борцы с преступностью, усвоив печальный опыт своих предшественников, заранее «начнут сами о себе заботиться» и не всегда законным образом. Профессиональный сыск имеет простую и понятную цель - получение упреждающей информации для принятия оптимального управленческого решения. Власть - потребитель этой информации.
Проводя исследование по оперативно-розыскному обеспечению раскрытия и расследования преступлений, мы пришли к выводу, что оперативно-розыскная деятельность является всего лишь небольшой частью профессиональной сыскной деятельности, которая существует вне зависимости от чьего-либо желания или указания, т.е. объективна.
Классифицируя эту деятельность по двум критериям: по целевому признаку и кругу участников, автор открыл элементарную истину. Законная сыскная деятельность по своей сути подразделяется на разведку, контрразведку, уголовный сыск и частную детективную деятельность. Незаконная, но реально существующая в нашей жизни деятельность представлена в классификации в соответствии с целевым признаком как сыск на бытовом, коммерческом уровне, в средствах массовой информации и в криминальных проявлениях с использованием тайных приемов и методов. Участниками этого вида деятельности соответственно могут являться граждане, конкретные службы экономической безопасности фирм, журналисты, члены и участники организованных преступных групп.
При рассмотрении каждого из указанных выше видов деятельности становится ясно, что законная деятельность отличается от незаконной целями и задачами (целевой признак), силами и средствами (по кругу участников).
Но результатом как той, так и другой деятельности будет информация, которая при ее высоком качестве и удовлетворении всем предъявляемым к этой категории требованиям позволит создать для одного из соперников (конкурентов) по единоборству более выгодную и выигрышную ситуацию в каждом конкретном случае. Считаем важным отметить, что незаконная сыскная деятельность, совершаемая не уполномоченными на то законом субъектами, имеет, к сожалению, достаточную открытую учебно-методическую базу.
А теперь главный сущностный постулат. Профессиональная сыскная деятельность не первична по сути и нужна только для чего-то более важного и главенствующего в жизнедеятельности человека, общества и государства. Сыск для сыска - это вред! При этом важно осознать, что совокупность условий существования любого из ранее перечисленных субъектов, которыми они овладели (постигли, усвоили, создали) в процессе их самореализации и которые они, таким образом, в состоянии контролировать, есть безопасность субъекта, безопасность его деятельности.
Отсюда следует важный вывод - безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования этого субъекта, контролируемые им.
Находиться в безопасности - значит находиться в безопасных условиях, т.е. в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации.
Отсюда становится ясно, что профессиональная сыскная деятельность выступает средством обеспечения безопасности субъекта, способным получить (собрать или добыть) упреждающую информацию для принятия оптимального управленческого решения этим субъектом.
Поэтому мы с надеждой рассматриваем сыскологию как науку о профессиональном сыске, науку, способную переработать этот пласт на первый взгляд несовместимых видов поисково-познавательной, консультативно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности. Науку, которая доступно и логически обоснованно наконец-то докажет, что разведка и контрразведка по сути не являются прерогативой государственных образований, а представляют собой сложные классические процессы проникновения в круг интересов партнера по ситуации или защищают свой круг интересов от бесконтрольного проникновения в него кого-либо.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:
1. Сыск должен быть профессиональным, но иметь обоснованные запреты на его занятие.
2. Допускается конкуренция между государственным и негосударственным профессиональным сыском на основе ФЗ «О защите конкуренции».
3. Результат профессиональной сыскной деятельности - информационный продукт.
4. Цели и задачи негосударственной профессиональной сыскной деятельности не противоречат целям и задачам государственной профессиональной сыскной деятельности.
5. Принципы негосударственной профессиональной сыскной деятельности аналогичны принципам государственной профессиональной сыскной деятельности.
6. Перечень сыскных действий для всех субъектов профессионального сыска одинаков, за исключением тех, которые ограничивают конституционные права граждан.
7. Надзор за негосударственной профессиональной сыскной деятельностью должна осуществлять прокуратура в лице уполномоченных лиц.
8. Контроль должен осуществляться разрешительными лицензионными структурами Министерства юстиции.
В связи с этим при создании нового закона о сыскной деятельности необходимо руководствоваться не только публичными, но и личными интересами тех, в отношении которых данная деятельность будет осуществляться. Соблюдение их прав и законных интересов, обеспечение субъектов дополнительными гарантиями послужит средством предупреждения недобросовестного исполнения сыщиком своих обязанностей, а также придаст сыскной деятельности определенную процессуальную форму, которая предопределит дальнейшее использование ее результатов.
Таким образом, учитывая огромное влияние сыскной деятельности на ход уголовного процесса, ее должное правовое регулирование будет способствовать не только эффективной борьбе с преступностью, но и достижению назначения уголовного судопроизводства.
Литература
1. Бажанов С.В. Учение о розыске (уголовно-процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2017. 168 с.
2. Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретические основы формирования отрасли оперативно-розыскного права. М.: Юрлитинформ, 2016. 208 с.
3. Закотнянский А.С. Проблемы использования непроцессуальной информации в доказывании по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2015. 192 с.
4. Трубникова Т.В. Запрет на использование данных, полученных в результате провокации преступления, как один из элементов права на судебную защиту, и гарантии его реализации в уголовном процессе РФ // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2015. № 2 (16). С. 109-127.
Znikin Valery K. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation)
PROBLEMS OF GUARANTEEING SAFETY FOR THE PARTIES TO A CRIMINAL TRIAL
Key words: parties to a criminal trial, safety provisions, safety measures, professional search activity, operational-searching activity.
In order to protect the rights and legal interests of individuals and organizations-injured parties in crimes; to protect a person against illegal and unreasonable charges, conviction, restriction of rights and freedoms, legislators have granted the parties to a criminal trial certain guarantees ensuring the realization of their rights. The article points out that the above guarantees must be maintained in the course of search activity since it is an integral part of criminal procedure.
The author makes a distinction between search activities according to a professional characteristic. Professional search activity implies a legally significant work (labor, business) which is done either openly or in a secretive way on the basis of general principles (using confidential possibilities etc.) by the empowered subjects (state representatives etc.). Its purpose is to obtain (collect, gain) useful information in order to achieve some socially significant goals determined by legislators and not contradicting the Constitution of the Russian Federation. This activity includes, for example, an operational-searching one. The author points out the problems of conducting operational-searching activity and application of its results in criminal court procedure. The above problems are caused by the lack of proper legal regulation.
Private detective activity is considered to be a separate kind of professional search activity and is aimed at corporate search, search in the interests of business and the one facilitating the investigation of criminal cases. Moreover, it is emphasized that this kind of activity does not provide any necessary guarantees of the rights of citizens that exclude the possibility of illegal restriction of rights and legal interests of the subjects involved in criminal procedure. The author points out that this can be explained by the lack of a consistent legal act and the mechanisms of supervision over this activity.
The main purpose of professional search activity can be defined as guaranteeing the safety of parties to a criminal trial and obtaining the feedforward information for optimal decision making.
The article proposes to introduce a number of changes aimed at the developing of modern legislation.
References
1. Bazhanov, S.V. (2017) Uchenie o rozyske (ugolovno-protsessual'nye, kriminalisticheskie i op-erativno-rozysknye aspekty) [Teachings about the search (criminal procedure, forensic and search aspects)]. Moscow: Yurlitinform.
2. Azarov, V.A. & Kuznetsov, E.V. (2016) Teoreticheskie osnovy formirovaniya otrasli opera-tivno-rozysknogo prava [Theoretical bases of formation of operational investigation law]. Moscow: Yurlitinform.
3. Zakotnyanskiy, A.S. (2015) Problemy ispol'zovaniya neprotsessual'noy informatsii v dokazyvanii po ugolovnym delam [Problems of using non-procedural information in proving on criminal cases]. Moscow: Yurlitinform.
4. Trubnikova, T.V. (2015) Prohibition to use the data obtained in consequence of crime provocation as one of the elements of the right to judicial protection and the guarantees for its realization in criminal law of the Russian Federation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo -Tomsk State University Journal of Law. 2(16). pp. 109-127. (In Russian). DOI: 10.17223/22253513/16/13