Научная статья на тему 'Проблемы нравственного воспитания современных сельских школьников'

Проблемы нравственного воспитания современных сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нравственность / нравственное воспитание / нравственное понятие / моральный выбор / нравственное решение / ситуация морального выбора. / Morality / moral education / moral concept / moral choice / moral decision / the situation of moral choice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубинина Евгения Михайловна, О.В. Чукаев

Статья посвящена раскрытию проблемы нравственного воспитаниясовременных сельских школьников. Рассмотрены факторы,препятствующие реализации нравственного воспитания в школе.Предложена одна из возможных технологий формирования нравственныхпонятий. Обозначена взаимосвязь сформированности нравственныхпонятий и умения школьников принимать решения в ситуацияхморального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to disclosure of problems of moral education of modern rural schoolchildren. It is dealt with the factors impeding the realization of moral education in school. The article presents one of the possible technologies of formation of moral concepts. Attention is drawn to interrelation of formation of moral concepts and skills to make decisions in situations of moral choice.

Текст научной работы на тему «Проблемы нравственного воспитания современных сельских школьников»

Время науки

The Times of Science

Дубинина Евгения. Михайловна

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

факультет математики, физики и информатики (магистратура, 2 год обучения)

Научный руководитель: О.В. Чукаев, канд. пед. наук, доцент.

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

Статья посвящена раскрытию проблемы нравственного воспитания современных сельских школьников. Рассмотрены факторы, препятствующие реализации нравственного воспитания в школе. Предложена одна из возможных технологий формирования нравственных понятий. Обозначена взаимосвязь сформированности нравственных понятий и умения школьников принимать решения в ситуациях морального выбора.

Annotation:

This article is devoted to disclosure of problems of moral education of modern rural schoolchildren. It is dealt with the factors impeding the realization of moral education in school. The article presents one of the possible technologies of formation of moral concepts. Attention is drawn to interrelation of formation of moral concepts and skills to make decisions in situations of moral choice.

Ключевые слова:

Нравственность, нравственное воспитание, нравственное понятие, моральный выбор, нравственное решение, ситуация морального выбора.

Keywords:

Morality, moral education, moral concept, moral choice, moral decision, the situation of moral choice.

Пространство сельской малокомплектной школы имеет свои с пецифические особенности, которые немаловажны при реализации нравственного воспитания. В рамках сельской малокомплектной школы преобладают традиционные взгляды на воспитание, что продиктовано сельским укладом жизни. При этом в классах сегодня стала явно проявляться разница в материальном статусе учеников, обусловленная прибавлением неблагополучных семей, чей достаток ниже

2015

43

Dubinina E.M.

Е.М. Дубинина

среднего уровня. Взаимодействие же учителей и учеников достаточно тесное, так как, во-первых, в школе обучается небольшое количество учеников, учитель хорошо знаком с семьей каждого ученика, знает, чем живет ученик за пределами образовательного учреждения. Между учителем и учеником чаще всего присутствуют доверительные отношения, основанные на искреннем стремлении к сотрудничеству.

В коллективе преобладают опытные учителя с внушительным стажем работы, но есть и молодые специалисты. Поэтому в целом в коллективе наблюдаются две сплоченные группы - опытные преподаватели и молодые специалисты. Противоречия у двух этих групп возникают на фоне разных мнений в отношении вопросов обучения и воспитания - это противоречие можно обозначить как борьбу традиционности и новых тенденций в воспитании и обучении. Но весь коллектив осознает важность реализации нравственного воспитания в пределах малокомплектной сельской школы.

При планировании процесса реализации нравственного воспитания нужно учитывать ряд факторов, препятствующих или затрудняющих данный процесс. В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России» заявлено, что нравственное воспитание должно осуществляться семьей и школой при активном их сотрудничестве и взаимодействии [1]. Но зачастую такого взаимодействия не наблюдается. В какой-то мере это связано с инфраструктурой и экономической обстановкой села: родители работают, как правило, в городе, домой приезжают поздно, и у них не хватает времени на общение не только с педагогом, но и с ребенком. Но есть и другая категория родителей, чьё воздействие пагубно влияет на процесс нравственного воспитания ребенка - они ставят в приоритет материальный статус человека. При таком условии учитель становится негативным примером, а значит все те ценности, которые пытается привить этот учитель, - ложные, они не помогут ребенку достичь успеха. Школа старается вырастить гуманного, толерантного, социально активного человека, а дома дети слышат фразы вроде: «Ищи во всем выгоду», «Делай так, чтобы тебе было хорошо» и тд. Итог - противостояние между школьным и семейным воспитанием.

Помимо вопросов, возникающих в реальном пространстве, существует ряд проблем, связанных с виртуальным пространством, где

44

№2

Время науки

The Times of Science

школьники проводят значительное время. Пространство, где ребенок находится в постоянной ситуации успеха, где он свободен в выборе ролей, стремительно затягивает. По данным проведенного нами опроса ученики нашей школы проводят за компьютерными играми от четырёх до восьми часов. Игры же, в которые они предпочитают играть, носят явно агрессивный характер. Сами ученики откровенно ответили, что после того, как они проводят продолжительное время за компьютерными играми, им хочется на кого-то накричать или даже ударить. Погружаясь в мир компьютерных игр, ребенок ограничивает себя в возможности общения с живыми людьми, перестает взаимодействовать с ними, теряет осознание важности совершаемых поступков - попадает в иллюзорный мир. Всё это ведет к тому, что школьники сегодня потеряли понимание многих нравственных понятий и на уровне лексического значения, и на уровне практического использования. Осознать, что такое долг, развить в себе чувство ответственности, можно, только совершая реальные поступки. Виртуальное пространство опасно не только играми, но и безграничностью информации в сети Интернет. И в этом плане на него отрицательно влияет не только конкретная низкокачественная информация, но и бесконтрольность информационных потоков, в которые вливается школьник. Школьник может быть как пассивным участником в этих потоках, так и субъектом, создающим их. Многочисленные форумы и социальные сети, в которых можно сохранить анонимность общения, позволяют школьникам не нести ответственность за каждое сказанное слово, а это влияет на культуру реального общения. Современному школьнику позволительно не слышать собеседника, не развивать диалог, не испытывать эмоций от процесса общения, не признавать ценность общения. Главной задачей общения становится обмен короткими сообщениями, которые иногда даже не несут информационной нагрузки.

Справиться со всеми препятствиями в процессе нравственного воспитания может лишь сплоченный коллектив учителей, каждый член которого осознает важность именно своего влияния на ученика не только в рамках предмета, но и во внеурочной деятельности, да и за пределами школы. Учителя нашей школы видят перспективу реализации нравственного воспитания в изучении предметов гуманитарного цикла, так

2015

45

Dubinina E.M.

Е.М. Дубинина

как считают, что само содержание этих предметов транслирует общечеловеческие ценности. Литература, по их мнению, позволяет анализировать ситуации, с которыми ученики могут столкнуться в реальной жизни. На базе классических произведений можно актуализировать вопросы, связанные с проблемой выбора. В процессе изучения истории, к примеру, можно формировать гражданскую идентичность, что тоже является важным направлением нравственного воспитания. Главной задачей истории, таким образом, становится не только объективное изложение исторических фактов, но и стимулирование личностной позиции учеников по отношению и к исторической действительности, и к конкретным историческим деятелям.

Вместе с тем учителя не видят в содержании других предметов возможностей для реализации нравственного воспитания. Внеурочная же деятельность пока остается полем для раздумий: ученики должны ощущать себя в ней более свободными, должны стремиться реализовывать свой творческий потенциал, но сегодня у них не наблюдается особого интереса к данному виду деятельности, и всё держится больше на принуждении со стороны учителей. Учитель старается подобрать материал,

соответствующий каждому ученику, выбрать злободневные темы для обсуждения, стимулировать эмоциональный отклик учеников, но всё чаще это остаётся неуслышанным. Есть, безусловно, неравнодушные ученики, которые с удовольствием узнают новое, сами принимают активное участие в планировании многих мероприятий, на эмоциональном уровне включены в процесс, но таких учеников немного.

Учителя и родители хотят оградить детей от ошибок, навязывая правильное решение, поэтому ребенок находится в атмосфере, которая лишает его возможности принимать решения и нести за них ответственность. Порицания и нравоучения - это способы воздействия на ребенка, которые несут в себе элемент насилия над личностью, воспринимаются учениками как догмы, но эффективность таких методов воспитания сомнительна, ведь они ограничивают школьника в сознательности действий. В современной быстро меняющейся действительности не существует универсальных правил, применимых в любых ситуациях. Есть общечеловеческие ценности, которые продолжительное время остаются

46

№2

Время науки

The Times of Science

неизменными, но знание этих ценностей не может в полной мере обеспечить успешность нравственного воспитания школьников. Абстрактное знание лишь обозначит в сознании учеников два мира -реальный, в котором каждый день человек сталкивается с проблемой выбора и проблемой принятия нравственного решения, и идеальный, в котором есть ценности, но нет конкретных условий, нет альтернатив. Поэтому в современной школе процесс нравственного воспитания должен способствовать дальнейшей социализации и иметь гуманистическую направленность.

Нравственное воспитание - это сложный многоуровневый процесс. Главной целью нравственного воспитания должно стать взращивание личности, которая способна принимать нравственные решения. Эти решения должны быть, в первую очередь, самостоятельно принятыми и свободными. Ученику для принятия таких решений важно осознавать суть ряда нравственных понятий, таких, как долг, совесть, честь, стыд и др.

Формирование этих нравственных понятий возможно осуществить на нескольких уровнях. Во-первых, ученики должны усвоить когнитивную составляющую нравственных понятий, то есть понять их содержание. В ходе диагностики с использованием методики «Определение нравственных понятий» (Колмогоровой Л.С.), анкеты «Нравственные понятия», в которой ученикам предлагалось объяснить лексическое значение ряда нравственных понятий, было выявлено следующее: многие ученики не знают лексического значения нравственных понятий - не могут, например, объяснить, что такое милосердие. Слово долг у большинства учеников ассоциируется исключительно с материальным долгом и т.д. Задачей учителя становится не просто объяснение значений нравственных категорий, а проблематизация содержания учебного материала и поиск связи его с той или иной нравственной категорией.

Второй этап - выстраивание ценностного ядра нравственных понятий, основанного на отношении ученика к тому или иному нравственному понятию. Это отношение может формироваться за счет стимулирования эмоционального отклика школьников. Диагностика уровня эмпатии, то есть способности к сопереживанию, показала, что современные школьники обладают средним и высоким уровнем эмпатических

2015

47

Dubinina E.M.

Е.М. Дубинина

способностей. Мы использовали методику Елисеева О.П. [2, 222], которая содержала вопросы, предполагающие самооценку учащимися уровня эмпатических способностей. Для того чтобы иметь более объективную картину уровня эмпатии школьников, были проанализированы также их письменные работы творческого характера на такие темы как: «Может ли разбойник быть благородным» (по произведению «Дубровский» А.С. Пушкина), «Что такое человечность?» (по произведению «Человек на часах» Н.С. Лескова) и т.д. При анализе ответов школьников проявилась следующая тенденция: дети больше сопереживают своим близким и родным, чужие люди не вызывают у них жалости и стремления помочь. Также школьники отметили, что часто фильмы у них вызывают сентиментальные чувства, литературные же герои эти чувства у них не провоцируют.

Таким образом, первостепенной задачей учителя становится развитие у детей спектра нравственных переживаний посредством актуализации, включения субъективного опыта учащихся. Ученик иногда с трудом может почувствовать то, что чувствует другой человек, реальный или вымышленный, но свои чувства, которые он испытывал в той или иной ситуации, запоминает надолго. Важным условием является, то, что ученик находится не в позиции стороннего наблюдателя, которому объясняют или заставляют вспомнить, а в позиции субъекта, который анализирует, интерпретирует ситуацию и принимает решение. Это реально в ситуации морального выбора, искусственно созданной педагогом или возникающей стихийно. Такие ситуации позволяют и обратиться к понятийному содержанию нравственных категорий, и спровоцировать эмоции учеников, и задействовать личностный опыт, а самое главное - способствуют рефлексии учеников. В процессе наблюдения выяснилось, что многие ученики не всегда осознают, что находятся в ситуации морального выбора, а если и понимают, то не всегда знают, как им надо действовать в таких ситуациях. Например, младшие подростки не видят альтернатив выбора, старшие подростки сосредоточивают внимание на собственном «я», не обращая внимания на других участников ситуации. Значит, для того, чтобы научить школьников принимать нравственные решения, учитель должен показать некую логику принятия этого решения. Сталкиваясь с ситуациями

48

№2

Время науки

The Times of Science

морального выбора при изучении конкретного предмета, ученик начинает осознавать важность каждого принятого им решения, решения, которое может повлиять и на его будущее, и на будущее другого человека. Каким же должно быть это решение? Это, безусловно, выбор каждого. Но усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы ученик научился соотносить свой личностный опыт (уроки, который ученик уже вынес из подобных ситуаций морального выбора), свои ценности (те нравственные понятия, которые приобрели личностный смысл для ученика) и множественность вариантов будущего (влияние, которое будет оказано и на личное будущее и на жизнь других людей).

Моральный выбор - это итог нравственных исканий личности, это пространство, позволяющее субъекту самоопределиться в мире ценностей и идеалов. Только совершая моральный выбор, ученик может обрести нравственную позицию, учитель же стремится к тому, чтобы эта позиция была гуманной. В процессе разрешения ситуаций морального выбора школьник приобретает моральный опыт, который является основой для развития нравственно устойчивой личности. Главной целью духовнонравственного воспитания в школе, согласно уже упомянутой «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России», является развитие и становление высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Формирование всех этих качеств личности возможно лишь в активной деятельности субъекта.

Таким образом, ситуации морального выбора предоставляют школьникам возможность выстраивать собственную систему ценностей, оценивать окружающий мир с позиции этих ценностей и действовать, соотнося свои представления с теми нормами, которые исторически сложились в обществе.

Литература:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс]: URL:

http://schooi.ru/fgos/koncepciia dukhovno-nravstv-vospitaniia.pdf (дата

обращения 17.08.2015)

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560 с.

2015

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.