Научная статья на тему 'Проблемы нравственного воспитания личности сотрудника органов внутренних дел'

Проблемы нравственного воспитания личности сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы нравственного воспитания личности сотрудника органов внутренних дел»

ладения военнослужащими воинской специальностью и упрочения внутриколлективных связей в подразделениях. Здесь необходима оптимизация воспитательных возможностей воинских коллективов в работе с этой категорией военнослужащих. Практика показывает, что не всегда удается полностью достичь целей и задач воспитания, и причины в этом следующие:

• отсутствие у части офицеров политической и педагогической культуры;

• стойкость психологических предубеждений в отношении к "неформалам";

• негативная оценка большинством офицеров принадлежности солдат или сержантов к неформальным объединениям;

• нежелание отдельных офицеров совершенствовать знания по проблемам неформальных молодежных объединений;

• приверженность некоторых бывших "неформалов" к идеологическим ценностям, пра-вилам и нормам поведения своих объединений.

Таким образом, практика воспитательной работы с бывшими "неформалами" в условиях жизнедеятельности войск не в полной мере обеспечивает целенаправленное педагогическое взаимодействие воспитателей и вос-питуемых в целях выявления и закрепления положительных и устранения отрицательных качеств личности воинов в интересах задач, выполняемых внутренними войсками. Разрешение этих противоречий возможно за счет реализации комплекса дидактических, воспитательных, административных мероприятий командования, офицеров-воспитателей, актива подразделений, согласованных по целям, задачам, содержанию, организации и методике, взаимосвязанным междусобой.

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Канд. ист. наук, доцент Л.В.Ку знецова

Филиал Рязанского института права и экономики

МВД России г. Барнаул

Проблема нравственного становления личности является одной из центральных звень-

ев воспитания любого гражданина. Но есть круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека. Именно к такой категории относится профессия сотрудника органов внутренних дел, для которого нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Нравственное воспитание формирует моральный облик сотрудников, нравственное сознание рассматривается сегодня как важный резерв повышения эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД.

С нашей точки зрения, интерес к данной проблеме вызван прежде всего тем обстоятельством, что нравственное сознание личности сотрудника ОВД связано с вопросами становления российской государственности. Актуальность данной проблемы подчеркивают и основные документы, координирующие нравственное воспитание личного состава: Директива МВД России от 19.06.1996 г. № 1 "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России" и приказ МВД России от 02.08.1996 г. № 3 км/1 "О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России".

Исходя из задач, определенных в нормативных актах МВД, в своем исследовании мы базировались на том, что изучение процесса формирования нравственного воспитания сотрудников ОВД включает следующие направления:

1. Диагностика уровня нравственного сознания и поведения сотрудников.

2. Выработка показателей, критериев эффективности воспитания нравственного сознания личности сотрудника.

3. Координация воспитательного воздействия преподавательского состава, сотрудников, командиров, служебного коллектива, аппарата по работе с личным составом.

4. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника ОВД.

Таким образом, процесс нравственного юс-питания предполагает, с одной стороны, формирование у человека необходимых представлений о морали, с другой — воспитание потребности действовать в соответствии с нормами морали.

Исходным пунктом нравственного воспитания личности мы считаем внесение этических знаний в сознание сотрудника. В данном

случае проблема воспитания лежит в основе обучения, когда формируются представления о нравственном и безнравственном поведении, о понятии "долг", "честь", "совесть", "достоинство" и других категориях этики. Эти понятия используются как для оценки конкретного поступка кого-либо, так и для самооценки. Усвоенные человеком, превращенные в личные убеждения, данные категории обладают действенной силой: побуждают людей следовать той или иной социальной норме (добро, нравственный идеал), избегать отрицательного воздействия (зло), активно бороться со злом (героизм), вырабатывать в себе внутренние стимулы и регуляторы деятельности (совесть).

Следующий шаг нравственного воспитания сотрудников ОВД — формирование на основе определенных принципов, норм и категорий этики прочных моральных убежде-ний, которым личность будет следовать в профессиональной деятельности.

Итак, целью здесь является поэтапное, непрерывное формирование нравственных убеждений, воспринятых в нашем обществе, положительного содержания (высоконравственного). Чтобы поступать правильно, сотрудник должен знать, что есть нравственно, что — безнравственно, что такое "добро" и "зло".

Как показала практическая работа, слушатели 2 курса вуза не в полной мере владеют знаниями и умениями этического восприятия мира. В процессе исследования установлено, что 30% слушателей имеют низкие показатели, 50 — средние, и только 20% — высокие. Перед нами встала задача помочь слушателям, будущим сотрудникам ОВД, овладеть минимальными знаниями и выработать навыки этического поведения. В ходе изучения одного-двух предметов, например, курсов "Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел", "Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутрен-них дел" сформировать требуемое этическое сознание невозможно. Поэтому необходимо координировать педагогическое воздействие на слушателей посредством совместных усилий нескольких субъектов и институтов. Так, прежде всего, субъектами нравственного воспитания слушателей и сотрудников выступают руководители, командиры, служебный коллектив, аппарат по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ветеранов, суды чести).

Цель указанных субъектов состоит в том, чтобы выработать у сотрудников ОВД, слу-58

шателеи вузов умение применять навыки этического поведения, проявляющиеся в поступках, сознательном отношении сотрудников к служебному долгу.

Нравственность выверяет поступок категорией совести, заставляет не только соблюдать закон, но следовать чувству долга, внутреннего убеждения, учет считаться с мнением окружающих.

Закон не в состоянии заставить человека быть всегда предельно честным, порядочным, не нарушать тайну следствия, не применять незаконных приемов следствия и т.д. Многое зависит от личности, моральных качеств и нравственных установок следователя, дознавателя, прокурора и судьи. Поэтому одним из объектов нравственного воспитания является личность сотрудника. Деятельность всех институтов, субъектов, задействованных в воспитании, тогда имеет результат, когда внешнее моральное воздействие дополняется стремлением самой личности овладеть необходимыми нравственными качествами.

Отдавая должное воспитательной работе, следует учесть, что в современных условиях высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое вырабатывается самостоятельно. При изучении аспекта самовоспитания мы исходили из того, что система воспитания слушателей учебных заведений, сотрудников ОВД включает следующие направления: вооружение слушателей, сотрудников теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками и их использование в сфере избранной профессии; реализацию моральных знаний и убеждений в службе (учебе), общественной жизни, быту.

Анализ результатов проведенной работы позволяет сделать вывод о том, что слушатели плохо представляют социальную значимость нравственного самовоспитания, не могут определить, какие моральные выводы следует сделать, а в некоторых случаях приходят к неверным суждениям, отрицательно влияющим на их нравственное самовоспитание. Только 46% опрошенных имели правильное представление о сущности нравственного самовоспитания, 30 — неопределенное, 24% — отрицательное.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы. Нравственное воспитание и нравственное самовоспитание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Исходя из этого, задачи воспита-

ния в учебном заведении МВД следующие: научить слушателей вырабатывать нравственные принципы и привычки; побуждать слушателей к стремлению постоянно совершенствоваться.

Мы не ставили своей целью всесторонне раскрыть проблему нравственного воспитания личности сотрудника ОВД, однако отметим, что для решения поставленных задач необходимо, чтобы работа по нравственному воспитанию будущих сотрудников ОВД не была стихийной, охватывала комплекс мероприятий.

Литература

1. Директива МВД России от 19.06.1996 № 1 "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России."

2. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съеднн Б.Г.

Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. — Киев, 1990.

3. Приказ МВД России от 02.08.1996 г. № 3 км/1 "О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России".

4. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие /Под ред. А.В.Опалева и Г.В.Дубова. — М., 1997.

МЕДИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, ВОЛЬНЫМИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

Г.М.З вонкович

Филиал Рязанского института права и экономики МВД России г. Барнаул

Проблема исполнения уголовного наказания и соответственно воспитательного воздействия на отдельные категории осужденных тесно связана с решением комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Особенно остро она стоит в специализированных колониях на правах лечебных учреждений, которые решают задачи не только исполнения наказаний в отношении правонарушителей, но и их лечения. Борьба с туберкулезом в условиях ИУ является актуальной проблемой, имеющей медико-социальное значение. В обществе чаще поражены инфекцией лица, злоупотребляющие спиртными напитками, подвержен-

ные вредным привычкам, меняющие место работы или не имеющие ее, потребляющие наркотические вещества. Постоянного внимания требуют к себе и лица без определенного места жительства, эмигранты, которых становится все больше и больше. В силу асоциальной направленности образа жизни они мало доступны профилактическим и оздоровительным мероприятиям.

Социальная деградация, утеря жизненно важных планов, отсутствие силы воли, желания что-либо изменить в лучшую сторону порождают у этих категорий крайнюю пассивность, безразличие и неприспособленность к новым условиям жизни, толкают их на совершение преступлений.

В условиях исправительных учреждений, предназначенных для больных туберкулезом, позитивная коррекция направленности поведения этих лиц возможна только путем проведения всего комплекса социально-реабилитационных мер, основанных на глубоком знании особенностей личности. Только хорошо зная личностные особенности, можно правильно оценить действия и поступки, определить степень лечебного, трудового, воспитательного воздействия и организовать процесс социальной и медицинской реабилитации. В условиях изоляции эффективность профилактики и лечения больных туберкулезом крайне сложна и требует решения на правительственном уровне. Особенно много нерешенных вопросов в организации медицинского обеспечения осужденных. За последние два года заболеваемость увеличилась на 28,4%, а в некоторых регионах этот показатель в несколько раз превысил средний по уголовно-исполнитель-ной системе: в МВД Тувы — в 6 раз, Дагестана — в 3,5 раза, в УВД Саратовской области — в 3 раза. Всего в настоящее время в УИН содержатся более 36 тыс. осужденных, больных активным туберкулезом.

Известно, что в условиях изоляции сложно совместить гуманную по своей сути и значимости миссию лечения преступников и исполнение наказания. Администрации исправительных учреждений приходится отступать от карательных форм воздействия, прибегать к компромиссам. В таких условиях увеличивает-ся количество нарушений режима отбывания наказания. На момент нашего обследования одно взыскание имели 20% больных, два — 13, три — 6, четыре — 23%. Как правило, самыми распространенными нарушениями являются употребление спиртных напитков, наркотических веществ, лекарственных препаратов. В связи с этим администрации приходится уси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.