В практику педиатра
https://doi.org/10.15690/pf.v19i1.2374
О.Г. Парфёнов1, А.В. Копцева1, Л.С. Намазова-Баранова2, 3' 4
И) Check for updates
1 Международный детский центр «Артек», Ялта, Республика Крым, Российская Федерация
2 НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, Москва, Российская Федерация
3 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
4 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Российская Федерация
Проблемы нормативного правового обеспечения медицинской деятельности по отдыху и оздоровлению детей
Автор, ответственный за переписку:
Копцева Анна Валерьевна, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель главного врача по педиатрии и детству медико-санитарной части
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек»
Адрес: 298645, Республика Крым, Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ленинградская, д. 41, тел.: +7 (910) 841-14-44, е-таМ: [email protected]
В статье описаны проблемы нормативного правового обеспечения медицинской деятельности в образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного общего образования. Сфера отдыха и оздоровления детей в части обеспечения медицинской деятельности испытывает нормативный дефицит и требует пристального внимания со стороны государственной системы регулирования. Проведен анализ утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 июня 2018 г. № 327н Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха с точки зрения деятельности детских центров международного и всероссийского уровней. Описаны особенности работы организаций отдыха и оздоровления детей в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции. Дана оценка ранее действовавшего и актуального на данный момент санитарного законодательства для нетиповых образовательных учреждений. Предложены пути совершенствования нормативного регулирования медицинской деятельности в сфере отдыха и оздоровления для полноценной реализации права детей на отдых, оздоровление, получение основного и дополнительного образования.
Ключевые слова: дети, здравоохранение, охрана здоровья детей, обзор, медицинская деятельность
Для цитирования: Парфёнов О.Г., Копцева А.В., Намазова-Баранова Л.С. Проблемы нормативного правового обеспечения медицинской деятельности по отдыху и оздоровлению детей. Педиатрическая фармакология. 2022;19(1):56-60. с1ои https://doi.org/10.15690/pf.v19i1.2374
Oleg G. Parfenov1, Anna V. Koptseva1, Leyla S. Namazova-Baranova23 4
1 International Child Centre "Artek", Yalta, Republic of Crimea, Russian Federation
2 Research Institute of Pediatrics and Children's Health in "Central Clinical Hospital of the Russian Academy of Sciences", Moscow, Russian Federation
3 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation
4 Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation
Issues of Legislative Environment for Medical Activities on Children Recovery and Rehabilitation
The article describes issues of legislative environment for medical activities in educational institutions implementing supplementary general education programs. The area of children recovery and rehabilitation (in terms of ensuring medical activities) is in regulatory deficit and requires special attention from the state system. The analysis of the procedure for providing medical care to minor children during the recovery period and organized leisure in terms of any activities in children's centers at international and all-Russian levels (approved by the order of the Ministry of Health of Russian Federation dated June 13, 2018, № 327н) was carried out. Features of work in organizations of recreation and rehabilitation of children under conditions of new coronavirus infection are described. The assessment of previously existing and modern health legislation for atypical educational institutions is presented. Several ways on improvement of legislative environment for medical activities on recovery and rehabilitation for the full implementation of children rights on recovery, rehabilitation and supplementary education have been proposed. Keywords: children, health care, children's health, review, medical activities
For citation: Parfenov Oleg G., Koptseva Anna V., Namazova-Baranova Leyla S. Issues of Legislative Environment for Medical Activities on Children Recovery and Rehabilitation. Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2022;19(1):56-60. (In Russ). doi: https://doi.org/10.15690/pf.v19i1.2374
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
И СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
Организация работы по охране здоровья детей, в том числе по их отдыху и оздоровлению, традиционно является приоритетным направлением деятельности российского государства. Российская Федерация — одно из немногих государств, которое исторически ведет большую работу в этом направлении, и наряду с загородными и палаточными сезонными лагерями в стране организована деятельность четырех крупных стационарных учреждений, таких как Международных детский центр (МДЦ) «Артек» и всероссийские детские центры (ВДЦ) «Орленок», «Океан» и «Смена» (далее — Центры).
Особенность функционирования Центров продиктована особыми целями и миссией, которые возложены Правительством РФ. Центры созданы для осуществления образовательных и социокультурных функций, выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также добившихся успехов в учебной, научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности. Во исполнение поставленных задач Центрам дано право самостоятельно формировать свою структуру в соответствии с федеральными законами.
Исследования в области здравоохранения и образования подчеркивают важность направления работы по отдыху и оздоровлению детей для государства и здоровья нации [1, 2]. Реализацию этого важного направления работы гарантирует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 01.01.2022) [3]. Статья 12 этого закона посвящена основным вопросам обеспечения прав детей на отдых и оздоровление. В соответствии с п. 1 указанной статьи в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют меры по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждений отдыха детей и их оздоровления.
Актуальность проблем нормативного правого обеспечения отмечена в распоряжении Правительства РФ от 22 мая 2017 г. № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» (далее — Распоряжение № 978-р). Распоряжением № 978-р обозначены и негативные факторы, повышающие риски учреждений отдыха и оздоровления детей, к которым отнесена в том числе необходимость совершенствования нормативной правовой базы [4]. Указанным нормативным актом закреплены цели, задачи, основные принципы государственного регулирования и контроля, которые предписывают федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в пределах своих полномочий принять нормативные правовые акты, регулирующие деятельность учреждений отдыха и оздоровления детей.
Для обеспечения медицинской деятельности в учреждениях отдыха детей и их оздоровления Министерством здравоохранения РФ (далее — Минздрав России) разработан Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Минздрава России от 13 июня 2018 г. № 327н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха» (далее — Приказ № 327н) [5]. Приказ № 327н как осно-
ва организации всей системы обеспечения медицинской деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей делает акцент прежде всего на привычные разделы деятельности медицинского персонала в детском лагере. В действующей редакции от 23 сентября 2019 г. в учреждения оздоровления и отдыха направляются несовершеннолетние, не имеющие установленных Приказом № 327н медицинских противопоказаний для пребывания.
Прием детей осуществляется при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка (учетная форм № 079/у), отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (далее — медицинская справка № 079/у), и справки о санитарно-эпидемиологическом окружении [6].
Во время оздоровления и отдыха гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
В учреждении отдыха и оздоровления создается медицинский пункт как структурное подразделение, который включает кабинет врача, пост медицинской сестры, процедурный кабинет, изолятор, помещения санитарно-гигиенического назначения. Приказом № 327н определены функции медицинского пункта, рекомендованы штатные нормативы, установлены стандарт оснащения и перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, необходимых для оказания медицинской помощи.
Учреждение отдыха детей и их оздоровления обязано выполнять требования санитарного законодательства, и в настоящее время органы санитарного и эпидемиологического контроля и надзора проводят огромную работу в этом направлении.
До появления новой коронавирусной инфекции учреждения оздоровления и отдыха в своей деятельности руководствовались санитарными правилами и нормами (далее — СП), такими как СП 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» и СП 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части соблюдения требований к медицинской деятельности [7, 8]. С учетом возросшего риска распространения COVID-19 в настоящее время усилены меры эпидемиологической безопасности во всех сферах жизни, в том числе ужесточились требования органов санитарно-эпидемиологического контроля к деятельности, направленной на отдых и оздоровление детей.
Действующими на данный момент являются следующие СП:
• 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
• 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
о
тН
о ^
(5
О _|
О
и <
5
а. <
х а.
О
ос
5
о ш а.
о и
о
о §
<
5
а.
<
в
к <
2£ и
ш т
5
а.
ч
ш
57
ш
о 1-
О <
а а.
О о:
I-
о
ш а. о. О
< а.
Ч ш
> ас
ас <
а.
• 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [9-11]. Кроме того, разработаны и утверждены методические рекомендации МР 3.1/2.4.0239-21 «Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году» [12].
В 2020-2021 гг. вновь введенные санитарные нормы и правила существенно повлияли на работу учреждений отдыха и оздоровления детей, в особенности СП 3.1/2.4.3598-20 в период проведения летней оздоровительной кампании 2020 г. Прежде всего СП установлено, что отдых и оздоровление детей организуются в регионах, где они фактически проживают, за исключением детей, проживающих в Арктической зоне и городах федерального значения, — они могут отдохнуть в граничащих с городами регионах. СП также закреплены положения, касающиеся проживания всех сотрудников на территории лагеря на период проведения смены, ПЦР-тестирования работников перед началом каждой смены, проведения заключительной дезинфекции в промежутке между сменами и т.д. Количество детей в группах или отрядах не должно превышать 50% проектной вместимости. СП запрещали организацию детского отдыха в детских лагерях палаточного типа.
В результате летняя оздоровительная кампания 2020 г. проведена только в 59 субъектах РФ [13, 14]. По данным Министерства просвещения РФ, в 2020 г. было задействовано лишь 9137 учреждений, тогда как в 2019 г. оздоровление и отдых детей обеспечивали более 44,5 тыс. лагерей разных типов, как следствие, в 2020 г. отдохнула примерно 891 тыс. детей — в 6 раз меньше, чем летом 2019-го.
Действующие СП 3.1/2.4.3598-20 с изменениями и дополнениями несколько смягчили установленные требования в сравнении с первоначальной редакцией указанных правил. Так, Роспотребнадзор разрешил ВДЦ «Орленок», «Смена», «Океан» и МДЦ «Артек» принимать в 2021 г. детей из различных регионов РФ и заполнять 75% проектной мощности. Отменен запрет на работу палаточных детских лагерей, где дети большую часть времени могут находиться на свежем воздухе.
К безусловным достижениям реформы санитарного законодательства следует отнести «ушедшее в историю» требование по оценке эффективности оздоровления, ранее изложенное в МР 2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей», которая представлялась крайне громоздкой с клинической точки зрения и трудновыполнимой в учреждениях с большим количеством детей [15]. В настоящее время оценка эффективности оздоровления не регламентирована санитарными нормами и не является обязанностью учреждения.
Помимо указанной нормативной базы федерального уровня, в целях обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия учреждения оздоровления и отдыха подчиняются указам, постановлениям, приказам глав субъектов РФ и главных санитарных врачей регионов, а также постановлениям, предписаниям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
ОБСУЖДЕНИЕ
В РФ в целом сложилась и действует система организации отдыха и оздоровления детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Значимое
и очень ответственное место в выстроенной системе занимают детские Центры всероссийского и международного уровней. Особо выстроенная система в работе Центров имеет глубокие исторические корни и сложившиеся традиции в системе общей организации основного вида деятельности.
Для реализации права несовершеннолетних не только на отдых и оздоровление, но и получение образования, а также с учетом накопленного опыта работы по охране здоровья и оказанию медицинской помощи в образовательном учреждении необходимо обсудить некоторые проблемные вопросы нормативного регулирования.
До пандемии COVID-19 совокупно в федеральных Центрах ежегодно получали образование до 100 тыс. детей. МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орленок», «Смена» и «Океан» являются образовательными учреждениями с круглогодичным пребыванием детей из всех регионов РФ, а также ближнего и дальнего зарубежья. Основной вид деятельности указанных учреждений — реализация дополнительной и основной общеобразовательной программ, что требует соблюдения режима физических нагрузок, проведения спортивно-массовых мероприятий, апробации инновационных образовательных технологий с целью формирования новой модели детского отдыха.
В настоящее время в Центрах уже созданы условия для пребывания детей с различным уровнем здоровья, в том числе и детей с инвалидностью.
Центры «Артек» и «Орленок», равно как и ВДЦ «Смена» и «Океан», являются образовательными учреждениями с круглогодичным и круглосуточным пребыванием детей, что требует разработки соответствующих механизмов межведомственного взаимодействия, прежде всего медицинского обеспечения. Тогда как в п. 1 Приказа № 327н в «период оздоровления и организованного отдыха» и в «организациях отдыха детей и их оздоровления» не учитывается образовательный компонент, что в данной редакции для Центров не имеет однозначного толкования и значительно затрудняет реализацию программ дополнительного образования.
В п. 4 Приказа № 327н, как и в приказе Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», не оговорены сроки действия медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в учреждение отдыха, что затрудняет объективную оценку состояния здоровья ребенка на момент заезда в Центры и требует дополнительного выяснения анамнеза. Кроме того, отсутствует перечень медицинской документации (учетных и отчетных форм) для оказания первичной медико-санитарной помощи детям в амбулаторных условиях с учетом их пребывания вдали от дома, а именно от территориальной детской поликлиники.
В положениях Приказа № 327н и СП не предусмотрены требования к перечню (набору) помещений медицинского назначения с учетом одномоментного пребывания большого количества детей (около 4 тыс.). Вместе с тем в летние смены Центры принимают 3500-4000 детей, а за год — более 40 тыс. несовершеннолетних, и главной «структурной» единицей Центра предполагается медицинский пункт, стандарт оснащения и перечень лекарственных средств которого требуют доработки в соответствии с перечнем медицинских показаний к пребыванию.
Так, отсутствуют приемные корпуса по типу санпропускника: душевые, санитарные комнаты, камеры хранения, склады для чистых и грязных детской формы,
58
белья и т.д. Строительство указанных объектов требует значительных финансовых, территориальных затрат и обоснования необходимости их наличия в дополнение к нормативным требованиям.
Целесообразно пересмотреть перечень подсобных и вспомогательных помещений для медицинского подразделения образовательного учреждения, которые необходимы для организации работы детских Центров с одномоментным пребыванием большого количества детей, таких как комнаты для хранения лекарственных средств, стерилизационные отделения, пункты неотложной помощи и т.д.
В то же время СП и Приказом № 327н установлено избыточное требование о необходимости иметь как отдельное помещение буфетную с двумя моечными раковинами для мойки посуды и не учтен вариант использования одноразовой посуды.
Перечень медицинских противопоказаний (п. 2 Приказа № 327н), а также ограничений (п. 3 Приказа № 327н) содержит значительное число заболеваний и состояний. Однако при условии внедрения современных инклюзивных технологий возможно обеспечить пребывание в образовательных учреждениях даже детей с нарушениями здоровья, обозначенными в Приказе № 327н. Так, в настоящее время МДЦ «Артек» обладает значительными возможностями для предоставления своевременной медицинской помощи по большинству нозологий. Уже созданы условия для пребывания детей с такими заболеваниями из перечня медицинских противопоказаний к пребыванию несовершеннолетних в организациях отдыха, как злокачественные заболевания крови, состояния после трансплантации органов, неврозоподобные расстройства, в том числе ночной и дневной энурез, детский церебральный паралич, пороки развития и нарушения ритма сердца, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, иммунокомплексные заболевания в стадии ремиссии и пр.
Вместе с тем существуют следующие вопросы, требующие безотлагательного решения:
• обеспечение лечебным индивидуальным питанием, в частности, пациентов с ферментопатиями;
• повышение компетенций персонала в области сопровождения детей с нарушениями здоровья, в том числе ментального;
• имплементация мультидисциплинарного подхода и межведомственного взаимодействия в условиях образовательного учреждения.
Действующие СП и Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период отдыха детей и их оздоровления не отражают требования Центра к приему детей иностранных государств, к привлечению иностранных волонтеров в летний сезон и не делегируют полномочия по принятию подобных решений образовательному учреждению, которое впоследствии несет серьезные репутационные риски.
Таким образом, проведенный анализ нормативно-правой базы, регламентирующей медицинскую деятельность в образовательных Центрах, показал, что имеющиеся нормативные акты не в полной мере обеспечивают образовательные нужды Центров для организации полноценного современного отдыха и оздоровления детей.
Разработка и внедрение новых технологий в современных условиях нормативного регулирования со стороны органов контроля и надзора крайне затруднительны, а отдельные положения избыточны и вводят необоснованные ограничения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом изложенного считаем, что большей части замечаний и дополнений, касающихся учреждений отдыха и оздоровления значительного количества детей, можно избежать, если изложить требования к медицинской деятельности образовательных центров международного и всероссийского уровней в виде отдельного раздела Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха или установить возможность принятия решения на усмотрение образовательной организации (Центров) по согласованию с учредителем (Министерством просвещения РФ).
ВКЛАД АВТОРОВ
О.Г. Парфёнов — провел поисково-аналитическую работу по теме статьи и участвовал в написании отдельных разделов статьи, прочел и одобрил направление рукописи на публикацию.
А.В. Копцева — участвовала в проведении аналитической работы и написании статьи, прочла и одобрила направление рукописи на публикацию.
Л.С. Намазова-Баранова — участвовала в проведении аналитической работы, написании статьи, прочла и одобрила направление рукописи на публикацию.
AUTHORS' CONTRIBUTION
Oleg G. Parfenov — conducted search and analysis on the topic and participated in the writing of the several parts of the manuscript, read and approved the manuscript for publication.
Anna V. Koptseva — participated in the analysis and writing of the article, read and approved the manuscript for publication.
Leyla S. Namazova Baranova — participated in the analysis, writing, read and approved the manuscript for publication.
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Не указан.
FINANCING SOURCE
Not specified.
РАСКРЫТИЕ ИНТЕРЕСОВ
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
DISCLOSURE OF INTERESTS
Not declared.
ORCID
О.Г. Парфёнов
https://orcid.org/0000-0002-4938-109X
А.В. Копцева
https://orcid.org/0000-0002-4198-921X
Л.С. Намазова-Баранова
http://orcid.org/0000-0002-2209-7531
о
vH
<N CN О
CN ^
(5
О _|
О
и <
s
а <
х
Q.
О
о:
о ш Q.
01 И
CN CN О CN
О §
< s
Q.
<
в
К <
2£ и
ш т
S Q.
S
Ч ш
59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
1. Дулина Г.С., Захарова А.Н. Проектирование инноваций в образовании // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы 3-й
Международной научно-практической конференции. — Саратов, 2014. — С. 58-60. [Dulina GS, Zaharova AN. Proektirovanie innovacij v obrazovanii. Krizis ekonomicheskoj sistemy kak
ш О 1-
о <
о:
Q.
<
О ос
I-<
о
ш Q. О. О
< Q.
Ч ш
> ас
ас <
Q.
faktor nestabil'nosti sovremennogo obshchestva: materialy 3-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov; 2014. S. 58-60. (In Russ.)]
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. — 2018. — Т. 99. — № 4. — С. 698-705. [Baranov AA, Al'bickij VYu. Sostoyanie zdorov'ya detej Rossii, prior-itety ego sohraneniya i ukrepleniya. Kazanskij medicinskij zhurnal. 2018;4(99);698-705. (In Russ.)]
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Federal Law of Russian Federation of July 24 1998 No. 124-FZ "Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii". (In Russ.)] Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12706 (accessed: 01.12.2021).
4. Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2017 г. № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» [Order of the Government of the Russian Federation of May 22, 2017 No. 978-r "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennogo regulirovaniya i gosudarstvennogo kontrolya organizacii otdyha i ozdorovleniya detej". (In Russ.)] Available from: http://government. ru/docs/27873/ (accessed: 01.12.2021).
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 июня 2018 г. № 327н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 13, 2018 No. 327n "Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya medicinskoj pomoshchi nesovershennoletnim v period ozdorovleniya i organizovannogo otdyha". (In Russ.)] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71925778/ (accessed: 01.12.2021).
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 15, 2014 No. 834n "Ob utverzhdenii unificirovannyh form medicinskoj dokumentacii, ispol'zuemyh v medicinskih organizaciyah, okazyvayushchih medicinskuyu pomoshch' v ambulatornyh usloviyah, i poryadkov po ih zapolneniyu". (In Russ.)] Available from: https://base.garant.ru/70877304/ (accessed: 01.12.2021).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 73 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» [Sanitary and Epidemiological Rules SP 2.4.4.3155-13 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ustrojstvu, soderzhaniyu i organizacii raboty stacionarnyh organizacij otdyha i ozdorovleniya detej". (In Russ.)] Available from: http://10.rospotrebnadzor.ru/ upload/medialibrary/34e/sanpin-2.4.4.3155_13.pdf (accessed: 01.02.2022).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [Sanitary and Epidemiological Rules SP 2.1.3.2630-10 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k organizaciyam, osushchestvlyayushchim medicinskuyu deyatel'nost'" (In Russ.)]
Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/12077989/ (accessed: 01.02.2022).
9. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.359820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVID-19)». [Sanitary and Epidemiological Rules SP 3.1/2.4.3598-20 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ustrojstvu, soderzhaniyu i organizacii raboty obrazovatel'nyh organizacij i drugih ob"ektov social'noj infrastruktury dlya detej i molodezhi v usloviyah rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)". (In Russ).] Available from: http://03.rospotrebnadzor. ru/content/378/12134/ (accessed: 01.12.2021).
10. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». [Sanitary and Epidemiological Rules SP 2.1.3678-20 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ekspluatacii pomeshchenij, zdanij, sooruzhenij, oborudovaniya i transporta, a takzhe usloviyam deyatel'nosti hozyajstvuyushchih sub"ektov, osushchestvlyayushchih prodazhu tovarov, vypolnenie rabot ili okazanie uslug". (In Russ).] Available from: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/ SP2.1.3678-20_uslugi_preza.pdf (accessed: 01.12.2021).
11. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». [Sanitary and Epidemiological Rules SP 2.4.364820 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k organizaciyam vospitaniya i obucheniya, otdyha i ozdorovleniya detej i molodezhi". (In Russ.)] Available from: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/ news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (accessed: 01.12.2021).
12. Методические рекомендации МР 3.1/2.4.0239-21 «Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году». [Methodical recommendations МР 3.1/2.4.0239-21 "Rekomendacii po organizacii raboty organizacij otdyha detej i ih ozdorovleniya v usloviyah sohraneniya riskov rasprostraneniya COVID-19 v 2021 godu". (In Russ.)] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_380840/ (accessed: 01.12.2021).
13. edu.gov.ru // Министерство просвещения РФ (официальный сайт). Available from: https://edu.gov.ru/press/3123/v-minprosvescheniya-rossii-podveli-itogi-letney-ozdorovitelnoy-kampanii-2020-goda (accessed: 01.12.2021).
14. rospotrebnadzor.ru // Роспотребнадзор (официальный сайт). Available from: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/ news_details.php?ELEMENT_ID=12696&sphrase_id=3848165 (accessed: 01.12.2021).
15. Методические рекомендации Роспотребнадзора МР 2.4.4.0011-10 «2.4.4. Гигиена детей и подростков. Летние оздоровительные учреждения. Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей». [Methodical recommendations МР 2.4.4.0011-10 "2.4.4. Gigiena detej i podrostkov. Letnie ozdorovitePny~e uchrezhdeniya. Metodika ocenki e~ffektivnosti ozdorovleniya v zagorodny~x stacionarny~x uchrezhdeniyax otdy~xa i ozdorovleniya detej". (In Russ.)] Available from: http://10. rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/17e/mr-2.4.4.0011_10. pdf (accessed: 02.02.2022).
Статья поступила: 24.12.2021, принята к печати: 03.02.2022 The article was submitted 24.12.2021, accepted for publication 03.02.2022
60
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Копцева Анна Валерьевна, к.м.н., доцент [Anna V. Koptseva, MD, PhD]; адрес: Российская Федерация, Республика Крым, Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ленинградская, д. 41 [address: 41 Leningradskaya Str., 298645, village Gurzuf, Yalta, Republic of Crimea, Russian Federation]; e-mail: [email protected]; eLibrary SPIN: 695405
Парфёнов Олег Георгиевич, к.м.н. [O/eg G. Parfenov, MD]; e-mail: [email protected]; eLibrary SPIN: 404779
Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна, д.м.н., профессор, академик РАН [Ley/a S. Namazova-Baranova, MD, PhD, Professor, Academician of the RAS]; e-mail: [email protected]; eLibrary SPIN: 1312-2147