ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.С. Шапиро, студент
Орловский государственный университет экономики и торговли (Россия, г. Орел)
Аннотация. В статье дано уточнение системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, показаны взаимосвязь, взаимозависимость и иерархия нормативно-правовых актов в системе нормативно-правового регулирования. Отмечено, что последовательное совершенствование аудиторской деятельности непосредственно связано с обеспечением качества аудиторских услуг. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности является уровневой и состоит групп. Однако, необходимо говорить о дальнейшем совершенствовании законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование аудита, аудит, аудиторская деятельность.
Аудит является одним из самых важных составляющих рыночной экономики, который способствует развитию предпринимательской деятельности в целом. На сегодняшний день аудиторская деятельность развивается очень стремительно, так как за последние годы был сделан существенный шаг на пути правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации: произошло расширение организационной структуры управления аудиторской деятельностью, увеличение роста доли сопутствующих аудиту услуг и повышение уровня качества; сделаны шаги к развитию системы контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений. Несмотря на это, большой комплекс проблем, который связан с правовым регулированием аудиторской деятельности, до настоящего момента еще не получил однозначного решения. К ним относятся недостаточное исследование теоретических основ аудита и определение правовой природы аудиторской деятельности, к тому же, требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере аудита.
С переходом Российской Федерации на рыночные условия хозяйствования было определено возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. В связи с этим был разработан новый, адекватный финансово-
экономическим потребностям общества, механизм правового регулирования аудиторской деятельности. Главную роль в развитии правового института аудита сыграл Федеральный закон №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Но, структурные реформы, которые происходили в стране, настояли на модернизации законодательства в этой сфере общественных отношений. Сменой вышеупомянутого Федерального закона становится Федеральный закон №307 от 30 декабря 2008 года.
В Федеральном законе №307 «Об аудиторской деятельности» сказано, что на смену лицензирования приходит обязательное членство аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Следовательно, принятие данного ФЗ «Об аудиторской деятельности» подтвердило бесповоротное формирование аудита Российской Федерации и создало перспективы для дальнейшего изменения нормативно-правового регулирования в сфере аудита. Продвижение механизма саморегулирования в сферу аудита совместно с совершенствованием государственных способов регулирования позволит увеличить качество и эффективность оказываемых аудиторских услуг. На сегодняшний день сложились условия для укрепления роли саморегулируемых аудиторских организаций, однако, большое количество вопросов остаются открытыми, а
также требуют тщательного анализа. Изучая опыт других видов деятельности, необходимо отметить, что для того, чтобы отработать механизм саморегулирования, требуется время, а также серьезная и конструктивная работа представителей профессионального общества и государства.
Последовательное совершенствование аудиторской деятельности непосредственно связано с обеспечением качества аудиторских услуг. Неблагоприятным последствием для мировой экономики является кризис доверия к специальности аудитора, так как хозяйствующие субъекты прекращают рассматривать финансовую отчетность как главный источник верной информации для того, чтобы принять решения об инвестировании средств. Это, несомненно, приводит к уменьшению объема инвестиций и, как итог, к упадку экономики в целом. Изначально акцент в проверке качества аудита переносится на саморегулируемые организации.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2008 года ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Таким образом, были изменены законодательные подходы к основным критериям изучаемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам. Также, были серьезно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок и правовой статус субъектов аудиторской деятельности, был определен абсолютно по-новому. Необходимо подчеркнуть, что новый закон предполагает переход на совсем другую систему регулирования аудита, которая в своей основе содержит саморегулирование.
Кроме того, посредствам Федерального закона «Об аудиторской деятельности» 2008 г. не получилось разрешить все проблемы, которые накопились в изучаемой сфере общественных отношений. Среди прочего, данный Федеральный закон не содержит правила регулирования внутреннего аудита, из-за этого сегодня в Российской Федерации сложилась такая ситуация, при которой очень сложное для биз-
неса явление не имеет адекватного законодательного обеспечения.
Также, актуальность темы обозначена тем, что в соответствии с законодательством для большей части хозяйствующих субъектов необходима обязательная ежегодная проверка. Расширение сферы аудита определяется и возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. В данных аспектах необходима четкость и определенность содержания применяемых законодательных норм.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо заметить, что результаты аудиторских проверок, а также оказания сопутствующих услуг во многих случаях являются одними из веских оснований принятия экономических решений.
В специализированной экономической литературе очень часто изучается вопрос нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, но в то же время не существует его единого толкования. Так, предполагается, что данные знания будут полезны не только специалистам в области юриспруденции, но и специалистам в области экономики, так как знание нормативно-правового регулирования дают возможность четко составить условия договора оказания аудиторских услуг, а также выстроить отношения сторон договора в ходе их осуществления и дать определение специфики заказываемых услуг, определить горизонт информационных потребностей.
Помимо этого, нынешняя правоприменительная судебная практика позволяет делать выводы о том, что часто возникают спорные ситуации и непонимание значения аудита, а также экспертизы договоров в ходе судебного разбирательства и т.д.
В связи с этим, необходимо сказать о том, что функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, а именно Министерство финансов Российской Федерации. Одновременно с этим, нормативно-правовое регулирование не заканчивается на совокупности норма-
тивно-правовых актов, которые принимаются финансовым ведомством исполнительной власти. Аудиторская деятельность осуществляется на основании Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также на основании других нормативно-правовых актов.
Правовые нормы, которые регламентируют аудиторскую деятельность, содержатся в разных нормативно-правовых актах. Некоторая часть из них находится в прямой взаимосвязи с аудиторской деятельностью, в то время как другие являются комплексными и охватывают нормы, которые касаются разнообразных сфер деятельности экономического субъекта, в том числе и аудиторской.
Система нормативно-правовых актов, которая действует на сегодняшний день и регламентирует аудиторскую деятельность, имеет многоуровневый характер. В специализированной литературе данные акты делятся на несколько уровней регулирования: ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные правила аудиторской деятельности, законодательные и подзаконные нормативные акты, внутренние правила саморегулируемых аудиторских организаций, нормативные документы министерств и федеральных служб, внутренние регламенты.
Существует несущая потребность в уточнении системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, а также структурирования нормативно-правовых актов по их юридической силе.
На данный момент не существует официального определения понятия «система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности», поэтому специалист в данной области М.А. Городилов предлагает следующее разъяснение: «Под системой нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации следует понимать комплекс функций, которые осуществляются государственными органами власти, а также негосударственными профессиональными и общественными объедине-
ниями, по принятию в пределах своей компетенции нормативно-правовых и иных актов по вопросам, которые связаны с взаимоотношениями субъектов по поводу оказания аудиторских и сопутствующих услуг аудиту» [4]. Можно заметить, что в данном определении отсутствует правовая составляющая, что, по мнению автора, не дает определения взаимозависимости, взаимосвязи и соподчиненности между нормативно-правовыми актами, которые регулируют аудиторскую деятельность.
Иные специалисты в данной области, изучив ранее приведенную формулировку нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, считают, что система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые принимаются компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и имеющих в своем составе нормы, которые прямо или косвенно устанавливают однообразные требования к деятельности по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, которая осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Таким образом, специалисты полагают, что данная формулировка нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности является более корректной и обоснованной, так как она учитывает широко применяемую в праве дефиницию системы нормативно-правовых актов, а также нормы ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-Ф3.
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности является составной частью системы нормативно-правового регулирования в Российской Федерации, которая рассматривается ниже.
В Конституции Российской Федерации нет прямого указания на то, в чьем конкретно ведении находится аудиторская деятельность. Так, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Феде-
рации, финансовое регулирование касается вопросов ведения Российской Федерации, что означает государственное регулирование в сфере финансов, а также установление независимого финансового контроля достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности у экономических субъектов. Вследствие этого, регулирование аудиторской деятельности относится к ведению Российской Федерации.
Далее, целесообразно рассмотреть нормативно-правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность, расположив их по структурным рядам в зависимости от их юридической силы:
1. П. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому финансовое регулирование относится к вопросам ведения Российской Федерации.
2. Конвенция ООН против коррупции, которая была принята резолюцией 58/4 генеральной Ассамблеей ООН; Конвенция о транснациональных корпорациях.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве РФ»; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об Арбитражных судах РФ»; Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ».
4. Федеральный закон №307-ФЗ; Федеральный закон №315-ФЗ; Федеральный закон № 402-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая часть); Налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая часть); Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.»; Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637 «о мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»; Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511 «О классификаторе правовых актов.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329; часть 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 №185; Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 №785; Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 №77.
7. Нормативно-правовые акты саморегулируемых организаций аудиторов.
8. Нормативно-правовые акты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Результаты проведенного исследования демонстрируют, что в Российской Федерации аудиторская деятельность законодательно регламентируется государством. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности является восьмиуровневой и состоит из трех групп нормативно-правовых актов: законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров, а также среди элементов каждого уровня системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности существует иерархическая связь. Однако, необходимо говорить о дальнейшем совершенствовании
законодательства в данной сфере.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200604#0 (дата обращения: 11.10.2016).
2. Арефкина Е.И., Грачева Э.Ю. Правовые основы бухгалтерского учета: учебник. - М.: Проспект, 2013. - 312 с.
3. Булгакова Л.И. О понятиях аудит и аудиторская деятельность: учебник. М.: Юрайт, 2012. - 188 с.
4. Городилов М.А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=123984 (дата обращения: 10.10.2016).
5. Зиновьева И.С., Целых К.Н. Аудит: учебное пособие. Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012. - 213 с.
6. Конев К.А. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №16. - С. 10-22.
7. Подольский В.И. Аудит: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. - 587 с.
8. Правовое положение аудиторских организаций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.k2x2.info/yurisprudencija/predprinimatelskoe_pravoz/p20.php (дата обращения: 11.10.2016).
9. Правовые основы аудиторской деятельности и методика проведения аудита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://auditfin.eom/fin/2002/1/rkudryashov/rkudryashov.asp (дата обращения: 11.10.2016).
10. Симонова Е.В. Об управлении бизнесом в условиях кардинальных изменений // Экономика предпринимательства: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Орел, 01-30 апреля 2015 г.) - Орел: Научное обозрение, 2015. - С. 60-61.
11. Симонова Е.В. Финансовый контроль за осуществлением государственных закупок / Е.В. Симонова, Д.А. Хамылова // Экономическая среда. - 2014. - №1(7). - С. 123-129.
PROBLEMS REGULATORY LANDSCAPE AUDIT IN THE RUSSIAN FEDERATION O.S. Shapiro, student
Orel state university of economics and trade (Russia, Orel)
Abstract. The article gives a refinement of the system of legal regulation of auditor activity in the Russian Federation, shows the interrelationship, interdependence and hierarchy of normative legal acts in the regulatory system. It is noted that the consistent improvement of audit activity is directly related to ensuring the quality of audit services. The system of legal regulation of auditing activity is tiered and consists of groups. However, it is necessary to talk about the further improvement of legislation in this area.
Keywords: legal regulation of audit, auditing, auditing activity.