УДК 34 ББК 67.304
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА НЕЧУХАЕВА,
аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Ершова И.В., доктор юридических наук
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные источники правового регулирования аудиторской деятельности; проводится анализ и выделяются уровни их системы, дается оценка их значимости и роли в регулировании аудиторской деятельности.
Ключевые слова: источник правового регулирования, аудиторская деятельность, аудит, аудитор, аудиторская организация, международный стандарт аудита.
Annotation. This article deals with the main legal regulation sources of audit, analysis of audit legal regulation sources, allocation of their system levels, assessment of their importance and their role in auditor activity regulation.
Key words: source of legal regulation, audit, auditor, auditors organisation, international standard on auditing.
Федеральный Закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены фундаментальные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации1.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — «Закон об аудиторской деятельности») аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — «Закон о СРО»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами2.
Из содержания вышеуказанной статьи вытекает, что в Российской Федерации законодательство в области аудита возглавляет Закон об аудиторской деятельности; следовательно, если применять уровневую систему главенствования нормативных
правовых актов в рассматриваемой области, то данный закон будет в том числе составлять первый уровень.
Принятие Закона об аудиторской деятельности повлекло существенные изменения в правовом регулировании аудита и в правовом статусе субъектов аудиторской деятельности, что, по мнению специалистов, «положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг»3.
Напомним, что Законом об аудиторской деятельности предусмотрено, что аудиторская деятельность осуществляется также в соответствии с Законом о СРО4, который также составляет первый уровень.
Закон о СРО регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров
(работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления5.
К иным нормативным правовым актам, составляющим первый уровень можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» применяются в том числе к аудиторским услугам6), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»7.
Второй уровень нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности составляют подзаконные нормативные правовые акты.
Можно выделить следующие.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации8. Данным Положением в функции Министерства финансов входит внедрение порядков ведения реестров, положений: аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений; государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов; положения о совете по аудиторской деятельности и положения о рабочем органе совета по аудиторской деятельности; порядка назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программы проверки, а также порядка оформления ее результатов; порядка проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора9.
Министерство финансов Российской Федерации в силу возложенных на него полномочий по нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, принимает нормативные правовые акты в сфере аудита.
Так, Положение о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 41н (в ред. от 16 сентября 2010 г.)10.
Приказом Минфина Российской Федерации от 16 августа 2011 г. № 99н утверждены федеральные
стандарты аудиторской деятельности и внесены изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»11.
Некоторые авторы в данный раздел включают Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»12, в соответствии с которым к подобным сведениям отнесена, в частности, информация, связанная с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами13.
Третий, специальный уровень регулирования аудита составляют стандарты аудиторской деятельности.
Выполнение требований, установленных в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, является гарантией качества аудита. Действие аудиторских стандартов необходимо для обеспечения всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения14.
Законодатель определил два вида стандартов аудиторской деятельности: федеральные стандарты; стандарты саморегулируемой организации аудито-ров15.
Федеральные стандарты являются нормативными правовыми актами императивного регулирования, они определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные законом, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников16.
Тридцать четыре федеральных стандарта аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 69617: Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита», Правило (стан-
дарт) № 3 «Планирование аудита» и др. По состоянию на сегодняшний день пять из них утратили силу.
Законом об аудиторской деятельности функция утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности закреплена за уполномоченным федеральным органом, которым является Министерство финансов Российской Федерации18. Так, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» введены федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010), регулирующие аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности, модифицированное мнение в аудиторском заключении, дополнительную информацию в аудиторском заключении19.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с междуна-
20
родными стандартами аудита.
Советом по аудиторской деятельности были приостановлены до 1 января 2014 г. работы по программе разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности на 2012—2014 гг.21(срок был продлен до 2015 г.)22, что обусловлено определением в качестве основного направления совершенствования системы стандартов аудиторской деятельности применение международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров23, и разработкой проекта федерального закона, предусматривающего применение на территории Российской Федерации международных стандартов аудита.
17 июля 2013 г. был зарегистрирован Законопроект № 316841-6 «О внесении изменений в ст. 9 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части введения международных стандартов аудита24.
Законопроект предусматривает переход к осуществлению аудиторской деятельности в Российской Федерации непосредственно в соответствии с международными стандартами аудита и установление порядка признания данных стандартов для применения на территории Российской Федерации —
механизма введения международных стандартов аудита в правовое поле Российской Федерации. Однако, указанным нормативным актом не устанавливается автоматическое принятие международных стандартов аудита: отдельно подчеркивается, что на Правительство Российской Федерации будет возложена обязанность по установлению порядка признания этих стандартов для применения на территории Российской Федерации.
Советом по аудиторской деятельности 17 декабря 2013 г.25 был одобрен проект Положения о признании документов международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации (далее — «Положение»)26.
Положение устанавливает порядок признания для применения на территории Российской Федерации документов международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров — процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов аудита в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий: официальное получение от Международной федерации бухгалтеров документа международных стандартов аудита; экспертиза применимости документа международных стандартов аудита на территории Российской Федерации; принятие решения о введении документа международных стандартов аудита в действие на территории Российской Федерации; опубликование документа международных стандартов аудита. В состав документов международных стандартов аудита, подлежащих признанию, входят принимаемые Международной федерацией бухгалтеров: международные стандарты аудита финансовой информации за прошлые периоды; международные отчеты о практике аудита финансовой информации за прошлые периоды; международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок финансовой информации за прошлые периоды; международные стандарты заданий по подтверждению информации, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации за прошлые периоды; международные стандарты сопутствующих аудиту услуг; международные стандарты контроля качества; изменения, которые вносятся в документы, указанные выше; иные документы, определенные Междуна-
родной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита.
По состоянию на сегодняшний день аудиторские стандарты Комитета по международным стандартам и подтверждения достоверности информации включают в себя тридцать шесть Международных
27
стандартов аудита27.
Тенденция ориентирования на Международные стандарты аудита наблюдается не только в Российской Федерации. Так, при анализе источников, регулирующих аудиторскую деятельность в таких странах, как США и Великобритания, была выявлена общая черта: применение Международных аудиторских стандартов, разработанных Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации28.
Таким образом, внедрение единых источников правового регулирования аудиторской деятельности позволит унифицировать аудиторскую деятельность на национальных уровнях государств, что неизменно приведет к признанию результатов проведенного аудита в отдельно взятой стране на мировом уровне (на территории стран, признающих и использующих данные источники).
К четвертому уровню правового регулирования аудита относят локальные акты — стандарты, принимаемые аудиторскими организациями, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
В качестве примера такого вида источников можно привести разрабатываемые саморегулируемой организацией аудиторов стандарты. Рассмотрение правил и стандартов саморегулируемых организаций как локальных нормативных актов позволяет ученым выделить следующие присущие им черты: регулируют не отдельный случай, а повторяющиеся, типичные ситуации в сфере деятельности членов саморегулируемой организации, и состоят из правил поведения общего характера; обязательность для членов саморегулируемой организации, органов управления саморегулируемой организа-
29
ции и третьих лиц29.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов: определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным феде-
ральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов30.
Также в отношении каждой саморегулируемой организации аудиторов установлено требование принять одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Но в то же время законодательно предусмотрено право саморегулируемой организации аудиторов включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования31.
По состоянию на сегодняшний день действуют Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, принятые Протоколом Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. № 9 и вступившие в силу с 20 сентября 2012 г.32.
Особое место в системе источников правового регулирования аудиторской деятельности занимает Кодекс профессиональной этики аудиторов33, вступивший в силу с 22 марта 2012 г. и представляющий собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторским и организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
По мнению И.В. Ершовой и А.А. Ершова, Кодекс этики аудиторов России от 31 мая 2007 г. является нормативным актом, поскольку содержит нормы права — общие правила поведения, адресованные аудиторам и обязательные для исполнения. Однако, авторы не относят его к числу правовых актов так как приведенная в нем дефиниция Кодекса этики аудиторов России как свода норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством, дает основание классифицировать данный документ в качестве обычая делового оборота в понимании ст. 5 Гражданского кодекса Российской Фе-
дерации (термин приведен по состоянию на 2011 г., с 1 марта 2013 г. используется термин «обычай»34), применяемого в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности — сфере аудита35.
В научной литературе обращается внимание на тот факт, что некоторые писаные локальные обычаи, в частности корпоративные кодексы, близки по своей сути к локальным нормативным актам, однако, в отличие от локальных нормативных актов, которые распространяются на отношения в пределах хозяйствующего субъекта (отсюда они именуются «локальными»), локальные обычаи могут регулировать поведение участников за рамками деятельности конкретного субъекта (в отношениях с третьими лицами)36.
Полагаем, что несмотря на различие дефиниций Кодекса профессиональной этики аудиторов от 22 марта 2012 г. и Кодекса этики аудиторов России от 31 мая 2007 г., содержащихся в самих нормативных актах, Кодекс профессиональной этики аудиторов от 22 марта 2012 г. также может быть отнесен к обычаям, так как обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе37.
Таким образом, правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии источниками, которые условно можно поделить на четыре уровня, а совокупность правовых норм включает в себя нормы не только различных отраслей российского права, но и международные.
Литература
1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307 «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 4 марта 2014 г.) // Российская газета. 2008. № 267.
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076.
3. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011. 280 с.
4. Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности США // ЗАКОН и ПРАВО. 2014. № 9.
5. Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности Великобритании // Образование, наука, научные кадры. 2013. № 8.
6. Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение к журналу. 2014. № 2.
7. Современное предпринимательское право: монография / Ершова И.В., Андреева Л.В., Апресо-ва Н.Г. [и др.]; отв. ред. Ершова И.В. М., 2014. 352 с.
References
1. The federal law of 30.12.2008 No. 307 «About auditor activity» (in an edition of 04.03.2014) // the Russian newspaper. 2008. No. 267.
2. The federal law of 01.12.2007 No. 315-FZ «About the self-regulating organizations» (in an edition of 07.06.2013) // the Russian Federation Code. 2007. No. 49. Art. 6076.
3. Yershov I.V., Yershov A.A. Legal regulation of auditor activity in the Russian Federation. M, 2011. 280 p.
4. Nechukhayeva O.V Sources of legal regulation of auditor activity of the USA//LAW and RIGHT. 2014. No. 9.
5. Nechukhayeva O.V Sources of legal regulation of auditor activity of Great Britain // Education, science, scientific shots. 2013 No. 8.
6. Nechukhayeva O.V. Legal tendencies of rapprochement of national and international standards of auditor activity // Enterprise right. Annex to the magazine. 2014. No. 2.
7. Modern enterprise right: monograph / Yershov I.V., Andreyeva L.V., Apresova N.G. [etc.]; отв. edition of Yershov I.V. M., 2014. 352 p.
1 Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, М., 2011. С. 55.
2 Ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307 «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 4 марта 2014 г.) // Российская газета. 2008. № 267.
3 МассарыгинаВ.Ф. Закон об аудиторской деятельности: новая модель регулирования // Аудиторские ведомости. 2009. № 4.
4 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076.
5 Ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076.
6 Ч. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 22 августа 2014 г.) //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
7 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7344.
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 3 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258.
9 Пп. 5.2.28.8.-5.2.28.12. Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 3 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258.
10 Приказ Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 41н «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 31.08.2009 № 14664) (в ред. от 16 июня 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 38.
11 Приказ Минфина Российской Федерации от 16 августа 2011 г. № 99н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. № 90н» (вместе с «ФСАД 7/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Аудиторские доказательства», «ФСАД 8/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Особенности аудита отдельной части отчетности, составленной по специальным правилам», «ФСАД 9/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Особенности аудита отдельной части отчетности») (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 октября 2011 г. № 21986) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 42.
12 Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23 сентября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 10. Ст. 1127.
13 Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011. С. 59.
14 Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005. С. 256.
15 Ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.
16 П. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.
17 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 39. Ст. 3797.
18 Ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.
19 Приказ Минфина Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная инфор-
мация в аудиторском заключении») (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 7 июля 2010 г. № 17736) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 30.
20 Ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.
21 Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 20 декабря 2012 г. № 7 // http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/ council/protocols/ (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
22 Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 17 декабря 2013 г. № 11 // http://www.minfin.ru/ru/accounting/ audit/council/protocols/2013/index.php?id_4=20663 (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
23 Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 22 марта 2012 г. № 4 // http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/ council/protocols/ (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
24 http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?Ope nAgent&RN=316841-6&02 (дата обращения 30 сентября 2014).
25 Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 17 декабря 2013 г. № 11 // http://www.minfin.ru/ru/accounting/ audit/council/protocols/2013/index.php?id_4=20663 (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
26 Проект Положения о признании документов международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации // http://minfin.ru (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
27 Международные стандарты аудита // http://www.ifac.org/ auditing-assurance/clarity-center/clarified-standards (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
28 Подробнее см.: Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности США // ЗАКОН и ПРАВО. 2014. №9. С. 87—90; Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности Великобритании // Образование, наука, научные кадры. 2013 № 8. С. 47—49; Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение к журналу. 2014. № 2. С. 44—47.
29 ЛесковаЮ.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М., 2013. С. 299.
30 Ч. 2. ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.
31 Ч. 2.1. ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.
32 Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. № 9 // http://www.minfin.ru/common/img/ uploaded/library/2013/07/protokol_9.pdf (дата обращения 30 сентября 2014 г.).
33 Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4, в ред. от 27.06.2013) // http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2013/07/Kodeks_etiki-deystvuet_s_1-01-2014.pdf (дата обращения 1 сентября 2014 г.).
34 Ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в гл. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. от 4 марта 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7627.
35 Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011. С. 86.
36 Современное предпринимательское право: монография / Ершова И.В., Андреева Л.В., Апресова Н.Г. [и др.]; отв. ред. Ершова И.В. М., 2014. С. 185.
37 Ч. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.