Научная статья на тему 'Проблемы независимости аудита в современной России'

Проблемы независимости аудита в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТОРСКИЕ ПРОВЕРКИ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников В. В., Лутов О. А., Плехов И. Ю.

В статье рассматриваются ключевые вопросы в области независимости аудита в Российской Федерации. Проанализированы проблемные правовые вопросы, влияющие на качество независимого аудита, и определены основные причины этих проблем. В статье также рассматривается процесс конвергенции аудиторской деятельности в России с инновациями международного аудита в силу международного характера аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INDEPENDENCE OF AUDIT IN MODERN RUSSIA

The article examines key issues in the field of audit independence in the Russian Federation. Problematic legal issues affecting the quality of independent audit have been analyzed, and the main causes of these problems have been identified. The article also considers the process of convergence of audit activity in Russia with the innovations of international audit due to the international nature of audit activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы независимости аудита в современной России»

при Президенте Российской Федерации г. Липецк, Россия Лутов О. А. Плехов И. Ю.

студенты 4 курса Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Липецк, Россия

ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые вопросы в области независимости аудита в Российской Федерации. Проанализированы проблемные правовые вопросы, влияющие на качество независимого аудита, и определены основные причины этих проблем. В статье также рассматривается процесс конвергенции аудиторской деятельности в России с инновациями международного аудита в силу международного характера аудиторской деятельности.

Ключевые слова: аудит, финансовый контроль, аудиторские проверки, независимость, конвергенция.

Kolesnikov V. V.

PhD in Economics, Associate Professor Lipetsk branch of the Russian academy national economy and public service under the President of the Russian Federation

Lipetsk, Russia Lutov O. A. Plekhov I. Yu. students 4 courses Lipetsk branch of the Russian academy national economy and public service under the President of the Russian Federation

Lipetsk, Russia

PROBLEMS OF INDEPENDENCE OF AUDIT IN MODERN RUSSIA

Abstract. The article examines key issues in the field of audit independence in the Russian Federation. Problematic legal issues affecting the quality of independent audit have been analyzed, and the main causes of these problems have been identified. The article also considers the process of convergence of audit activity in Russia with the innovations of international audit due to the international nature of audit activity.

Keywords: audit, financial control, audit checks, independence, convergence.

В сложившейся в настоящее время экономической реальности разрабатываются новые стратегии поведения на финансовом рынке, дифференцируются инструменты управления ликвидностью, вырабатывается более гибкая ценовая политика при работе с активами и пассивами, и главное, совершенствуется политика управления рисками. В связи с этим возрастает роль данных независимого аудита, используемых в качестве независимой оценки эффективности работы организаций.

Актуальность независимости аудита в настоящее время продиктована тем, что сложившаяся современная ситуация о независимости аудитора не соответствует сущности заявленного принципа независимости. Современное общество нуждается в независимом институте, проверяющем достоверность полученных сведений, обеспечивающем их надежность и снижающем до максимально низкого значения искажения. С этой целью был создан такой институт как аудит.

Стоит сказать, что в условиях современной экономики России аудит позволяет не только улучшить эффективность использования ресурсов и соответствие закрепленным правилам, но и обеспечить защиту собственников. Так, согласно статье 1 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об аудиторской деятельности» [1] аудит выступает в качестве независимой проверки бухгалтерской отчетности проверяемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Исходя из этого, аудит направлен на получение достоверной информации о финансовом и имущественном положении, что позволяет своевременно выявлять риски и принимать соответствующие меры, направленные на снижение отрицательного воздействия [5, с. 130].

Нужно отметить, что Кодекс профессиональной этики аудиторов закрепляет значимость аудитора для общества. Так, ответственность аудитора не сводится к удовлетворению потребностей потребителя аудиторской услуги, а обязывает действовать в интересах общества. Согласно п. 1.26, п. 1.27, а также п. 2.29 этого документа аудитор не

должен допускать ситуаций, которые могут исказить, повлиять или же скомпрометировать его профессиональные суждения.

Согласно Правилам независимости аудиторов [3] под независимостью аудитора подразумевается независимость его мышления и независимость его поведения. Правила независимости аудиторов закрепляют то, что аудитор должен уметь выявлять угрозы независимости, оценивать их значимость и предпринимать меры для их устранения. Однако представляется невозможным выявить и описать все обстоятельства, отражающие угрозу независимости, как и невозможно прописать всевозможные меры предосторожности.

Весомым моментом является то, что институт аудита позиционируется как независимый, соответственно, у потребителей не должно быть сомнений в достоверности аудиторского заключения, что также влияет и на стабильность финансового рынка в целом. В связи с этим, институт независимого аудита выступает эффективным лишь в том случае, когда осуществляет оказание высокопрофессиональных услуг, которые порождают доверие между сторонами. В настоящее время нет единого мнения о качестве оказываемых услуг аудитором. Действующее законодательство определяет предмет аудиторской деятельности как высказывание представления о степени достоверности данных бухгалтерской отчетности и степени ее соответствия законодательству при ведении бухгалтерского учета. Анализ ситуации позволяет выделить ряд негативных факторов, к числу которых относится недостаточность профессиональная компетентность аудиторов, поскольку в настоящее время аудитория претендентов на получение сертификата аудитора становится значительно моложе своих предшественников, что, несомненно, сказывается на его профессиональной компетенции и сформированном уровне независимости в силу отсутствия профессионального опыта работы в данной сфере. Решение этой проблемы видится в постоянном процессе повышения уровне квалификации и регулярного участия в аудиторской деятельности, которые будут формировать у молодого аудитора независимость его мнения и поведения, а также повышать уровень его компетентности. Таким образом, участие в аудиторских проверках способствует формированию опыта работы молодого аудитора, и, как следствие, формированию его независимости.

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что определение качества проведенной аудитом работы характеризуется, прежде всего, мерой существенной и доказательной степени доверия к взгляду аудитора со стороны потребителей в отношении достоверности

данных бухгалтерской отчетности заказчика. В то же время стоит отметить, что аудитор или аудиторская организация осуществляют свою деятельности в рамках рыночной экономики, следовательно, их главной целью является, прежде всего, извлечение прибыли [6, с. 42]. В свою очередь, заказчик аудиторской услуги, очевидно, окажется довольным в связи с получением желаемого аудиторского заключения. В то же время, не стоит забывать о том, что аудитор может исследовать фальсифицированную бухгалтерскую отчетность, искажения в которой крайне трудно определить, а порой практически невозможно [7, с. 94].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что особенностью деятельности аудитора выступает ее двойственная и противоречивая сущность: получение дохода и соблюдение принципов аудиторской деятельности. Данное обстоятельство отражает то, что аудитору достаточно проблематично оставаться полностью независимым и формировать полностью объективное аудиторское заключение, ведь нельзя забывать о финансовой стороне деятельности аудиторов, и об образовании прочной, неизменной базы заказчиков, которые, в свою очередь, заинтересованы в получении желаемого аудиторского заключения.

Перечисленные в ст. 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности» ограничения являются необходимыми для обеспечения независимости аудиторской деятельности, но выступают недостаточными критериями. Так, в настоящее время необходимо создать государственную систему, контролирующую качество оказываемых услуг, которая будет способна обеспечить высокий уровень независимости аудитора и аудиторских организаций. Усиление государственного регулирования в организации аудиторской деятельности, можно достичь путем расширения полномочий Банка России по осуществлению функций надзора за качеством работы аудиторов и аудиторских организаций, оказывающих услуги аудита бухгалтерской отчетности заказчикам аудиторских услуг, что позволит повысить уровень защиты интересов кредиторов, вкладчиков и иных участников финансового рынка, а также уровень независимости аудита в целом.

Стоит отметить, что сегодня функция надзора за субъектами рынка аудиторских услуг передана Министерству финансов, но фактически реализацию данной функции осуществляет Федеральное казначейство. Для реализации надзорной функции за качеством внешнего аудита Банком России необходимо внести изменения в федеральное законодательство, а также повысить уровень

стандартизации надзорных процессов на финансовом рынке, чего можно достигнуть, например, путем создания регуляторных механизмов внешнего контроля качества аудита. Данные механизмы обеспечат специализацию деятельности аудиторских организаций посредством формирования и ведения Реестра аудиторских организаций и аудиторов, которые могут оказывать услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных категорий заказчиков. Ведение такого Реестра позволит не только предъявить дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, но и позволит проводить мониторинг аудиторских организаций на предмет соответствия их этим требованиям и, соответственно, право исключения из Реестра аудиторов. Расширение надзорных полномочий будет способствовать повышению качества внешнего и внутреннего аудита и ответственности аудиторов за качество предоставляемых услуг, что повысит инвестиционную привлекательность России и укрепит доверие потенциальных инвесторов.

Решение рассматриваемой проблемы также видеться в устранении финансовой цепи от клиента аудита до аудиторской организации посредством посредничества СРО аудиторов, что также поможет повысить доверие пользователей финансовой отчетности. Вначале реализации данного механизма необходимо провести преддоговорную работу, оформленную в письменном виде и содержащую в себе: оценку масштабов проверки, сроки проведения проверки, размер гонорара аудитора.

В рамках предконтрактного соглашения заказчик аудита оплачивает авансом или фактически, частично или полностью, сумму вознаграждения своего аудитора СРО аудиторов, членом которой является аудитор, в свою очередь, СРО аудиторов выплачивает аудитору вознаграждение за результаты аудита, соответственно. Таким образом, отношения между СРО аудиторов и аудиторскими организациями, членами данной СРО, предусмотрены коллективным договором, включая ответственность, условия, санкции, сроки, например перечисление аудиторской организации не позднее следующего дня за днем поступления денежных средств заказчика аудита на расчетный счет СРО аудиторов. Так, если у клиента аудита есть жалоба на работу аудиторов, СРО аудиторов обязательно будет уведомлено об этом немедленно.

В свою очередь, аудиторы и аудиторские организации могут чувствовать себя с формальной точки зрения финансово независимыми от заказчика в силу того, что деньги за проведенную

аудиторскую экспертизу, аудиторы и аудиторские организации получают от СРО, а не от заказчика аудита. Таким образом, СРО аудиторов может иметь дополнительный инструмент контроля качества аудита в форме камеральной проверки, которая повысит уровень независимости аудиторов и аудиторских организаций от заказчика аудиторской услуги.

Конечно, существует риск что СРО аудиторов в силу увеличившегося денежного потока, будут злоупотреблять этим в своей финансово-экономической деятельности: открывать расчетные счета в ненадежных банках или надежных банках, но с учетом личной заинтересованности руководства СРО аудиторов, поддерживаемой банкирами; или отсрочить передачу средств аудиторским организациям; или увеличить членский взнос и (или) предоставить любую комиссию на свой счет и т. д.

Стоит отметить, что аудиторы и аудиторские организации, в свою очередь, будут более серьезно относиться к выбору своего СРО, следить за финансово-экономической ситуацией в СРО, участвовать в обсуждении вопросов, поскольку это будет частью их работы. Существенные вопросы финансово-хозяйственной деятельности СРО аудиторов должны быть подконтрольны, открыты и прозрачны для ее членов. Возможно, тогда роль СРО аудиторов и будет более функциональной, и эффективной.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что внесение предлагаемых изменений в законодательство, а также реализация сформулированных механизмов обеспечат независимость аудиторов от заказчиков аудита финансовой отчетности. Основной задачей дальнейшего развития аудита в России является создание условий, позволяющих на практике реализовать все эти положения, которые должны быть созданы как государством на законодательном уровне, так и профессиональным сообществом, что поможет повысить уровень независимости аудитора.

Список литературы

1. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 31.12.2017): принят Гос. Думой РФ 24 декабря 2008 г.: одобрен Советом Федерации РФ 29 декабря 2008 г. / Российская газета - 2008. - 31 декабря. - Режим доступа: https://www.garant.ru.

2. Кодекс профессиональной этики аудиторов [Электронный ресурс]: одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. протокол № 4 (ред. от 22 декабря 2017) - Режим доступа: https://www.garant.ru.

3. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций [Электронный ресурс]: одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6 (ред. от 30 июня 2017 г. № 35). - Режим доступа: https://www.garant.ru.

4. Береснева А. В. Проблемы независимости современного аудита: философский аспект / А. В. Береснева, Т. Г. Шешукова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 19. - С. 38-41.

5. Андрюхина Д. В. Аудиторская деятельность на современном этапе: проблемы осуществления и пути их решения / И. Ф. Таусова, Д. В. Андрюхина, Е. Р. Бореева // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 5: Экономика. - 2016. - С. 127-133.

6. Рыбакова О. М. Проверка качества аудита / О. М. Рыбакова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2014. - № 2. - С. 38-46.

7. Егорова И. С. Особенности осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в коммерческой и бюджетной сфере / И. С. Егорова // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - № 4. - С. 91-100.

Коровина Л. Н.

к. э. н., доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Институт экономики, управления и сервиса

г. Тамбов, Россия Турбина Н. М. к. э. н., доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Институт экономики, управления и сервиса

г. Тамбов, Россия

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Аннотация. В статье рассматриваются расходы будущих периодов как объект бухгалтерского учета. Особое внимание уделяется обоснованию применения в учетной практике счета 97 «Расходы будущих периодов».

Ключевые слова: активы, расходы будущих периодов, счета бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности.

Korovina L. N.

Ph. D in economy, associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.