ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ НА ФОНЕ ИЗБРАННЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
Е. Куля
Непрерывное обучение в течение всей жизни способствует созданию основ развития общества, базирующегося на знаниях. Это отвечает политике Евросоюза, направленной на активное участие в обществе граждан, на адаптацию к постоянным изменениям и возможность найти работу [1]. Условием реализации идеи создания общества, базирующегося на знаниях, является придание в Польше соответствующего ранга повсеместно рекомендуемой в последние годы концепции учебы на протяжении всей жизни. Разработанная Министерством народного образования и спорта «Стратегия развития непрерывного образования до 2010 года» детально определяет цели, задачи и способы реализации идеи непрерывного образования в Польше.
Непрерывное обучение является основным фактором, обусловливающим социально-экономическое развитие, особенно в реалиях глобальной экономики. Технологический прогресс требует умения быстрого приспосабливания к изменениям, поэтому непрерывное обучение стало необходимым средством актуализации овладения специальностью (квалификацией). Нехватка и несоответствие специалистов определённой квалификации в структуре спроса на труд эксперты называют одной из самых сложных ситуаций на рынке труда. В 2003 г. процент безработицы среди лиц с начальным профессионально-техническим образованием составлял 24,0%, со средним профессиональным образованием — 17,4%, средним общим образованием — 22,6%, в то время как среди лиц с высшим образованием — только 7,6%. В качестве подтверждения этого явления можно назвать время, когда человек остается без работы, в зависимости от образования (см. таб. 1.).
108
Таблица 1.
Среднее время без работы (в месяцах) в зависимости от уровня образования поляков (данные за I квартал 2005 г.)
Все- го Выс- шее После- лицейс- кое Среднее профессио- нальное Среднее общеобра- зователь- ное Профессио- нально- техническое Гимназическое и ниже
17,2 13,0 17,3 15,4 15,6 18,0 20,0
Реализация упомянутой «Стратегии...» должна дать возможность развития каждому гражданину путем расширения доступа к непрерывному обучению и повышения его качества, а также содействовать активному подходу, дающего ему больше шансов на рынке труда. В тоже время «Стратегия...» ставит задачи перед правительственной администрации и органам самоуправления, научным и просветительским учреждениям, а также общественным партнерам, т. е. организациям работодателей, хозяйственным органам самоуправления, профессиональным органам самоуправления, профсоюзам, фондам, ассоциациям и другим неправительственным организациям. Выполнение этих задач позволит воплотить в жизнь в польских реалиях европейский масштаб учебы на протяжении всей жизни. Названная стратегия перечисляет и приоритетные действия, которые должны быть предприняты Польшей с целью реализации идеи создания общества, базирующегося на знаниях, а именно: (1) расширение доступа к непрерывному обучению, (2) повышение качества непрерывного обучения, (3) взаимодействие и партнерское участие, (4) рост инвестиций в человеческие ресурсы, (5) создание информационных запасов в области непрерывного обучения и развитие консультационных услуг,
(6) разъяснение роли и значения непрерывного обучения [2].
В приказе Министерства народного образования и спорта, под названием «Модернизация непрерывного обучения и обучения взрослых в Польше, как интегральных частей учебы в
109
течение всей жизни», непрерывное обучение (учеба взрослых) определено как «комплекс просветительских процессов (формальных, неформальных и побочных), которые независимо от содержания, уровня и методов дают возможность дополнительного образования в школьных и внешкольных формах, благодаря чему взрослые люди развивают свои способности, обогащают знания, совершенствуют свою профессиональную квалификацию или получают новую профессию» [3].
В свою очередь, из приказа Министерства экономики и труда, разработанного в 2003 г., следует, что, несмотря на значительное улучшение уровня образования польского общества, которое имело место в последней декаде, все еще имеются значительные различия между странами Евросоюза и Польшей. Результаты исследования экономической активности населения (Labour Force Survey) за 2001 г. показывают, что в среднем в странах Евросоюза 21,6% человек в возрасте 25-64 лет имело законченное высшее образование, в то время как этот показатель в стра-нах-кандидатах составлял 13,9%, а в Польше только 11,7%. [4]. Исследования, проведенные в 2002 г. OECD, выявили, что малообразованные люди реже участвуют в дополнительном обучении, чем более образованные. В среднем только 1,6% малообразованных взрослых, живущих в 13 странах Евросоюза, участвует в повышении квалификации [5]. Скандинавские страны в этом отношении выгодно отличаются от остальных, тогда как в странах Восточной и Южной Европы люди с низкими квалификациями и низким уровнем образования не получают после повышения квалификации существенной помощи, как финансовой, так и мотивирующей, и почти совсем не участвуют в непрерывном образовании.
Нам кажется, что невысокий уровень участия поляков в непрерывном обучении вызван в основном несколькими причинами: отсутствием понимания необходимости повышения сво-
ей квалификации; отсутствием финансовых средств; нехваткой времени; слабой подготовкой учеников, которым не привили в школе те умения и навыки, которые необходимы для полноценной жизни в динамично развивающемся мире. В качестве
110
одного из барьеров на пути развития непрерывного образования, возможно, является относительно низкий уровень информатизации страны, включая ограниченный доступ к Интернету, а также отсутствие повсеместной информации о возможности дополнительного обучения. Образовательную активность взрослых в Польше, в зависимости от уровня образования, иллюстрирует приведенный ниже рисунок.
Процент учащихся среди профессионально активных в возрасте от 25-64 лет согласно полу и образованию в 2003 г,
!яШ) S КШ»<>
мужчины
женщины
•»-----------1-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
О if> Iff ?Я it: <(! № "Si «, % HX:
Уровень ISCED б означает высшее образование с научной степенью как минимум кандидата наук, уровень ISCED 5 означает высшее образование (бакалавр, инженер, магистр), уровень ISCED 4 означает послелицейское образование, уровень ISCED 3 включает среднее общее образование, а также профессионально-техническое и среднее профессиональное, уровень ISCED 1 включает основное образование, a ISCED 0 означает неполное основное образование. Отсутствие на рисунке уровня ISCED 2 означает отсутствие лиц в возрасте 25-64, которые имеют этот образовательный уровень (гимназический уровень), из-за структуры польской системы образования до реформы 1999 г.
Исследования, о которых говорилось выше, показали, что Польша на фоне остальных стран имеет один из самых низких
111
показателей участия взрослых людей в непрерывном обучении (ниже 2%), тогда как средний результат, в обследуемых странах, составлял 3,4%. Швейцария имела самые высокие показатели участия (почти 13%), в то время как в Великобритании и в странах Северной Европы показатели участия в непрерывном образовании колебались между 6% и 10%. Результаты исследований, учитывающих частотность и продолжительность подготовительных курсов, показывают, что некоторые страны инвестируют, прежде всего в интенсивную, продолжительную подготовку относительно небольшой группы лиц, тогда как другие — в относительно менее продолжительную подготовку большего количества лиц. Польша относится к странам первого типа. Это значит, что неравенство в доступе к подготовке в Польше значительное. Общая сумма различных финансовых затрат на непрерывное обучение расходуется на относительно небольшую группу лиц.
По мнению экспертов OECD, Польша, для улучшения показателей в области непрерывного обучения, должна предпринять следующие действия: (1) увеличить участие в непрерывном обучении взрослых людей, (2) увеличить возвраты (можно объяснить, что понимается под «возвратами») от инвестиций в непрерывное обучение, (3) придать большее значение обучению взрослых в образовательной политике и политике занятости, (4) сделать больший упор на оценку апробированных решений по сравнению с разработкой новых стратегических документов, (5) ввести инновационные элементы в политику в области образования взрослых, (6) усилить координацию между разными деловыми группами, (7) гарантировать стабильность применению моделей непрерывного обучения.
Адаптация польской системы образования к требованиям современного рынка труда, нуждам общества, базирующегося на знаниях, а также принятие европейских масштабов (может быть вместо слова «масштаб» поставить «стандарт») требует постоянного совершенствования инструментов достижения поставленных целей, а также соответствующих инвестиций. Поэтому необходимость развития непрерывного
112
обучения отражена в Народном плане развития на 2007-2013 годы и в оперативной программе, названной «Образование и компетенции». Цели этой программы отвечают предпосылкам Народной стратегии регионального развития на 2007-2015 годы.
Литература
1. В Декларации Европейских министров по части профессионального образования и подготовки, а также Европейской комиссии, согласованной в Копенгагене 29-30 ноября 2002 г. по расширенному евопейскому сотрудничеству в области профессионального образования и подготовки было отмечено нижеследующее: «Стратегии непрерывного обучения и мобильности имеют основное значение для поддержки роста занятости, активного гражданства, борьбы с маргинализацией общества, а также личного развития. Главной задачей для европейских систем профессионального обучения и подготовки, а также для всех заинтересованных сторон является создание Европы, базирующейся на знаниях и обеспечение всеобщего доступа к рынку труда. Задачей является также необходимость постоянной адаптации упомянутых систем к прогрессу и изменяющимся потребностям общества. Особенно важным является то, чтобы страны, вступающие в Евросоюз, с самого начала рассматривались как партнеры в будущем сотрудничестве в области образования и подготовки на европейском уровне». http://www.mein.gov.pl/ksztzaw/strategia/strat_ust.php.
2. Strategia rozwoju ksztalcenia ustawicznego do roku 2010. Dokument przyjety przez Rade Ministrow 8 lipca 2003 r. http://www.menis.gov.pl
3. Рапорт Модернизация непрерывного обучения и обучения взрослых в Польше как интегральных частей учебы в течение всей жизни, Министерство Народного Обра-зования и Спорта, Варшава 2003, с.1.
4. Uczenie sie Doroslych - Przeglad tematyczny. Raport zrodlowy, (ang. «Thematic Review on Adult Learning- Poland Background Report»), MGiP, Варшава, 2005, с. 16.
5. Исследования проводились в следующих странах: Швейцарии, Великобритании, Германии, Голландии, Австрии, Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Испании, Португалии, Венгрии, Польше.
ИЗ