Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020
ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
PROBLEMS OF SENTENCING IN THE FORM OF DETENTION IN A DISCIPLINARY MILITARY UNIT
УДК 343.241.2
Чиркова Анастасия Дмитриевна, магистрант 2 курса, юридический факультет, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», г. Чита
Chirkova A.D. [email protected]
Аннотация
Статья посвящена правовым и материально-техническим трудностям назначения и применения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, обусловленная повсеместным закрытием пенитенциарных учреждений для военнослужащих, трудностями транспортировки осужденных к отдаленным местам отбывания наказания, а также специфическим» режимом пребывания в дисциплинарных батальонах и ротах. Более того, институт наказания военнослужащих в настоящее время чрезвычайно гуманизирован, что создает почву для рецидива военных правонарушений и преступлений.
Annotation
The article is devoted to the legal and logistical difficulties of the appointment and application of punishment in the form of confinement in a disciplinary military unit, due to the widespread closure of penitentiary institutions for military personnel,
difficulties in transporting convicts to remote places of punishment, as well as the specific "regime of stay in disciplinary battalions and companies. Moreover, the institution of punishing military personnel is currently extremely humanized, which creates the basis for the recurrence of military offenses and crimes.
Ключевые слова: наказание военнослужащих, дисциплинарная часть, дисбат.
Keywords: punishment of servicemen, disciplinary unit, disciplinary battalion.
Закрепленный в ст. 55 Уголовного кодекса РФ вид наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части заключается в принудительном направлении осужденного в дисциплинарную воинскую часть (роту, батальон) сроком от трех месяцев до двух лет [8]. В данных учреждениях установлены строгие требования воинской дисциплины, привлечения к труду, а правоограничения, связанные с назначением данного вида наказания, сходны с правоограничениями осужденных к лишению свободы.
Данный вид наказания назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту (на должностях рядового и сержантского состава). Необходимо отметить, что к данной категории граждан приравниваются и курсанты военных учебных заведений, и военные строители.
Дисциплинарные воинские части создаются и ликвидируются Министерством оборон РФ, а их функционирование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» [6].
Время пребывания военнослужащего в дисциплинарном батальоне (роте) не засчитывается в общий срок военной службы, однако, для осужденных, безупречно несущих службу и овладевших военной специальностью, может быть сделано исключение.
История дисциплинарных частей (батальонов, рот) начинает свой отсчет с 6 июля 1940 года введением указа Президиума Верховного Совета СССР о дисциплинарных частях. С момента подписания указа дисциплинарные батальоны на территории СССР имелись в каждом военном округе, а в самом тексте документа говорилось, что даже «самоволка» солдата или краснофлотца продолжительностью свыше двух часов влечет за собой военный трибунал с направлением в дисциплинарную часть на срок от шести месяцев до двух лет. Условия в батальонах были созданы максимально жесткие, поэтому военнослужащие боялись попадать в дисбаты и нередко предпочитали альтернативу обычной колонии, при наличии такой возможности. После развала СССР авторитет дисциплинарных частей резко упал, как и дисциплина внутри этих пенитенциарных учреждениях.
На сегодняшний день, несмотря на формальное закрепление вышеуказанного вида наказания в Уголовном кодексе РФ (ст. 44, 55), а также в главе 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ его фактическое применение гарнизонными судами максимально сводится к нулю [9].
В первую очередь, это связано с начавшимся еще в 2009 году повальным расформированием дисциплинарных воинских частей. Так, 1 июня 2009 года была ликвидирована воинская часть Сибирского военного округа (г. Новосибирск), а через полгода сокращены дисциплинарные части СевероКавказского и Дальневосточного (указом Президента РФ №2 1144 от 20.09.2010 г. преобразован в «Восточный» [3]) военных округов. В результате подобной реформы по состоянию на 2020 год осталось функционировать лишь 2 дисциплинарных воинских части, одна из которых дислоцируется в поселке Мулино Нижегородской области Западного военного округа (воинская часть № 12801, 28-й отдельный дисциплинарный батальон (одисб)), вторая в поселке Каштак Забайкальского края Восточного округа (воинская часть № 44311, 36-й отдельный дисциплинарный батальон (одисб)). Данный факт обуславливает ряд проблем, связанных с назначением наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Так, военные гарнизонные суды, географически отдаленные от дислокации дисциплинарных воинских частей, стали меньше назначать данный вид наказаний в силу трудностей транспортировки осужденного, а также фактическим отсутствием мест для пребывания. Об этой тенденции свидетельствует статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ о назначении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. В 2019 году судебных решений с назначением вышеуказанного наказания было 108, в 2018 году-102, в 2017 - 100, в 2016 -121, в 2015 -191, в 2014 - 180, в 2013- 275, в 2012-323, в 2011-517, в 2010-496, а в 2009 году-789 [5]. При таких статистических показателях институт дисциплинарных частей становится все менее и менее востребован, а ряд специалистов и вовсе придерживаются точки зрения об исключении данного вида наказания из перечня, предусмотренного УК РФ, с последующим исключением дисциплинарных воинских частей из списка учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Также необходимо отметить, что у гарнизонных судов возникает ряд трудностей при назначении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части в случае замены лишения свободы при осуждении военнослужащего по статье, санкция которой имеет нижний предел строже двух лет лишения свободы. В подобных случаях назначение более мягкого наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части на основании положений статьи 64 УК РФ не является допустимым.
Однако, гарнизонные суды по делам ряда статей в отношении должностных лиц военнослужащих нередко усматривают в рассматриваемых материалах основания для применения положений ст. 64 УК РФ при отправлении правосудия и лишь после назначения наказания в виде лишения свободы сроком менее двух лет, ссылаются на положения ст. 55 УК РФ, тем самым вполне приемлемо и максимально соответствуя законодательным требованиям, заменяют лишение свободы на содержание в дисциплинарной воинской части [2, 863].
Помимо этого, на практиках возникают трудности при назначении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части в силу положений статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», содержащие в себе основания для досрочного увольнения с военной службы [4]. Учитывая специфику назначения выказанного наказания лишь ограниченному кругу лиц, находящимся на службе, то лицо, досрочно уволенное из рядов Вооружённых сил не может быть привлечено к указанному виду ответственности.
Более того, в современных геополитических и экономических условиях роль и престиж вооруженных сил заметно возрастает, что обуславливает большую латентность преступности среди военнослужащих. Огромное количество преступлений скрываются командирами воинских частей, а также вместо уголовной ответственности все чаще применяют дисциплинарную с применением мер материального характера, несмотря на то, что уровень преступности в армии стабильно высок. Однако, подобный факт имеет и обратную сторону морально-этического характера. Военнослужащие, попавшие в дисциплинарные батальоны, автоматически лишаются званий и становятся рядовыми и матросами. Несмотря на то, что сами части живут строго по Уставу, нередки проявления фактов неуставных отношений, а также случаев массового неповиновения - это обуславливается подмешиванием в отношения военнослужащих «зэковских» порядков и устоев, идущих из тюремных изоляторов и тюрем. Весь контингент в дисциплинарных частях также градируется на категории «блатных», «приблатненных», «чертей» и т.д.
После отбывания наказания военнослужащие отправляются дослуживать в свою часть без соответствующей отметки о судимости в паспорте, поскольку эти данные остаются лишь в военных документах. При условии ведения законопослушного образа жизни, бывший военнослужащий может работать даже в силовых структурах [1, 52].
По мнению, специалистов данный институт чрезвычайно гуманизирован и индивидуализирован, является слишком мягкой реальной
альтернативой лишению свободы, имеющий целый ряд преимуществ. Судам необходимо назначать военнослужащим штраф, либо реальное или условное лишение свободы, разумеется, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния, обстоятельств совершения преступления и личности самого виновного [7,186].
На основании вышеизложенного следует, что современная тенденция уголовного и уголовно-исполнительного права преимущественно направлена на устранение уголовных наказаний вместо выявления и изучения причин неприменения его отдельных видов. Подобная политика способствует более экономному распределению бюджетных средств, исключению проникновения в государственные структуры бывших осужденных военнослужащих, а также постепенному омолаживанию пенитенциарной системы РФ, однако, ущемляет провозглашенное многообразие мер уголовно-правового воздействия и не позволяет в полной мере учитывать специфику статуса военнослужащих.
Литература
1. Закомолдин Р.В. Проблемы законодательной регламентации и практики применения специальных воинских уголовных наказаний // Юридический вестник Самарского университета. 2019. №12. С. 50-56.
2. Михеев А.А. Практика применения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части // Молодой ученый. 2015. № 9 (89).С. 862-864.
3. О военно-административном делении Российской Федерации: указ Президента РФ [от 20 сентября 2010 г. № 1144 (с посл. изм. и доп.)] // Сборник законодательства Российской Федерации. 2010. №39. С. 4929.
4. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон [от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. №13. С.1475.
5. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России [Электронный ресурс]: URL: http://www.cdep.ru (дата обращения 19.07.2020).
6. Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части: пост. Правительства РФ [от 04 июня 1997 г. № 669 (с посл. изм. и доп.)] // Сборник законодательства Российской Федерации. 1997. №23. С. 2697.
7. Сивов В. В. Проблемы назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 184-187.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с посл. изм. и доп.)] // Сборник законодательства Российской Федерации. 1996. №25. С. 2954.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Сборник законодательства Российской Федерации. 1997. №2. С. 198.
Literature
1. Zakomoldin R. V. Problems of legislative regulation and practice of applying special military criminal punishments // Legal Bulletin of the Samara University. 2019. № 12. P. 50-56;
2. Mikheev A. A. Practice of applying criminal punishment in the form of detention in a disciplinary military unit // Young scientist. 2015. №. 9 (89). P. 862-864;
3. On the military-administrative division of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation [from September 20, 2010, no. 1144 (from the post. ed. and DOP.)] // Collection of legislation Russian Federation. 2010. № 39. P. 4929;
4. About military duty and military service: Feder. law [of March 28, 1998, no. 53-FZ (with post. ed. and DOP.)] // Collection of legislation Russian Federation. 1998. № 13. Р. 1475;
5. Summary statistical data on the state of criminal record in Russia [Electronic resource]: URL: http://www.cdep.ru (accessed 19.07.2020).
6. On approval of the Regulations on the disciplinary military unit: post. Government of the Russian Federation [from June 04, 1997 no. 669 (with the
post. and DOP.)] // Collection of legislation Russian Federation. 1997. № 23. P. 2697.
7. Sivov V. V. Problems of sentencing in the form of detention in a disciplinary military unit // Bulletin of Omsk University. 2011. № 2. P. 184-187.
8. The criminal code of the Russian Federation: Feder. law [of June 13, 1996 no. 63-FZ (with post. ed. and DOP.)] // Collection of legislation Russian Federation 1996.№ 25. P. 2954.
9. Criminal and Executive code of the Russian Federation: Feder. law [of January 08, 1997 no. 1-FZ (from the post. and DOP.)] // Collection of legislation Russian Federation. 1997. № 2. P. 198.