УДК 351/354 ББК 67.404.1
Ким Вадим Олегович Kym Vadim Olegovich
старший преподаватель кафедры физической подготовки Ростовского юридического института МВД России.
Senior Lecturer, Department of Physical Training, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Тел.: 8 (918) 596-26-60.
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Problems of national security at the present stage of development of society
В настоящей статье описываются основные угрозы национальной безопасности, возникающие перед всем мировым сообществом, а также факторы, влияющие на состояние национальной безопасности России.
Ключевые слова: национальная безопасность, проблемы национальной безопасности в России, ОВД в обеспечении национальной безопасности.
В процессе развития цивилизации перед человечеством встают сложные, подчас неразрешимые проблемы мирового масштаба, которые в полной мере проявились во второй половине прошлого века, но особенно остро они актуализировались именно в наши дни. В данной статье рассмотрим лишь на некоторых из них.
Итак, рассмотрим проблему экономических отношений «Север - Юг» [6, с. 11-19]. Ее основной посыл, на наш взгляд, заключается в том, что для преодоления пропасти между уровнями экономики и социального развития данных государств развивающиеся требуют от развитых стран различных уступок, в том числе доступе товаров, производимых в развивающихся государствах на рынки развитых стран, инвестиции в их производства, а также списание долгов и предоставление льготных кредитов.
Актуальна сегодня и проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать необходимые для комфортного проживания людей условия. Гигантские масштабы бедности, особенно в слаборазвитых странах, угрожают не только национальному, но и мировому стабильному существованию.
Продовольственная проблема связана с неспособностью некоторых стран в полной
This article describes the main threats to national security that arise before the entire world community, as well as factors affecting the state of Russia's national security.
Keywords: national security, problems of national security in Russia, internal affairs in ensuring national security.
мере обеспечить себя жизненно необходимыми продуктами питания. Ни для кого не секрет, что ее решение зависит не только от научно-технического прогресса, но и рационального использования полезных ископаемых и поддержки со стороны государства. В последнее время актуальна так называемая энергетическая проблема, основной причиной которой можно считать ускоренные темпы потребления топлива.
Можно отметить, что Российскую Федерацию эта проблема коснулась в меньшей степени, нежели остальные страны мира. Причиной является то, что россияне научились рационально использовать энергию. Так, по данным International EnergyAgency. IEA Statistics (Международное энергетическое агентство), Россия находится на 28 месте по потреблению электроэнергии на душу населения с показателем 6430.623 Квт/ч. Первое место занимает Исландия. Ее показатель составил 51439.909 Квт/ч. Данный факт может свидетельствовать о том, что сознание наших соотечественников существенно возросло. На фоне появления новых угроз национальной безопасности были существенно пересмотрены и скорректированы способы противодействия им [1, с. 82].
Не только Россия, но и все мировое сообщество обеспокоенно появлением новых уг-
роз, таких как создание «Исламского государства»* и проникновение его группировок, как раковых метастаз, во все страны; объединение террористических группировок на базе ИГИЛ и активизация их действий в Сирии, а также миграционные процессы на территории европейских государств, включая Германию, Францию, Австрию и другие, грозящих перерасти в массовые беспорядки. Российская Федерация - неотъемлемая часть мирового сообщества. Она испытывает воздействие со стороны других стран, но и оказывает свое влияние на них. Внешнее воздействие сопровождается как положительными, так и отрицательными результатами.
Нельзя не отметить еще одну важнейшую проблему мирового сообщества - возрастающую миграцию населения. Мигранты из Африки стремятся в Европу в надежде спастись от голода, нищеты, бесправия, засилья террористических структур. Миграция - это сложное многоаспектное явление, оказывающее радикальное давление на жизнь мирового сообщества. При этом, как показывает мировая история, миграция населения способна стереть с лица Земли целые народы и государства, обратить регионы в зону варварства и вандализма.
Для России проблема борьбы с «Исламским государством» имеет особое значение. Не секрет, что среди боевиков встречаются выходцы из нашей страны. В сентябре 2014 года террористы ИГИЛ в социальных сетях на русском языке угрожали дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе.
Основными этапами конфронтации на территории России в современных условиях могут быть: стимулирование сепаратистских вооруженных действий с доведением их до тотального хаоса и распада страны; раскол элиты и общества, ценностной системы или системы смыслов как финальная стадия направленного кризиса; одновременная активизация различных форм и моделей информационной войны, массовых панических настроений, полная деморализация ключевых институтов государственности [7].
Какова же роль и место органов внутренних дел Российской Федерации и Национальной гвардии в обеспечении обществен-
ной безопасности в создавшейся ситуации? Полагаем, что каждый из видов названных угроз требует от указанных органов правопорядка эффективного, дифференцированного и специального реагирования, что вызывает необходимость глубокого анализа и оценки их действий в указанных условиях. Следует также обратить внимание на готовность сил и средств к действиям в условиях резко меняющейся обстановки. Появление новых задач и функций, безусловно, потребует изменения и уточнения правового регулирования действий органов внутренних дел и войск Национальной гвардии Российской Федерации [10, с. 37-39].
Существенное значение также будет иметь и обеспечение тесного взаимодействия органов местного самоуправления и полиции.
Решение возникших проблем национальной безопасности, несомненно, невозможно без применения специализированных мер, которые призваны обеспечить устранение угроз. В качестве основной меры предлагаем использование комплексного, системного подхода. Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных для достижения поставленной цели структурных и функциональных компонентов. В основу этого положено соотношение целого и части, причем в качестве целого выступает сама система национальной безопасности, а к частным элементам следует отнести национальные интересы, угрозы национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. В. Л. Райгородский справедливо подчеркивает, что эти элементы представляют собой относительно независимые, саморазвивающиеся системы, образующие «ось» всей системы национальной безопасности.
Соответственно, системный подход к проблемам национальной безопасности предполагает исследование ее составных элементов, объединенных в единый, целостный механизм. В своих работах, посвященных системе национальной безопасности, И. Б. Кардашова определяет механизм ее обеспечения как систему, позволяющую преобразовать принятую государством стратегию в области обеспечения национальной безопасности в скоординированную деятельность органов государственной
* Террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.
власти, общественных объединений и граждан на основе законодательства.
Система национальной безопасности базируется на Конституции РФ, федеральных законах, правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, определяющих основу, приоритеты, механизм реализации национальной безопасности, а также векторы ее обеспечения и развития.
Система национальной безопасности государства является статичной институциональной, существует в идеальном состоянии, а система обеспечения национальной безопасности - это динамичная функциональная система, которая постоянно работает в режиме реального времени по отражению внешних и внутренних угроз, минимизируя ущерб от них и обеспечивая государству успешную реализацию его интересов и целей.
Национальные интересы характеризуются как объективно значимые потребности личности, общества, государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Содержание национальных интересов формируется на базе национальных ценностей, имеющих более стабильный характер под влиянием долгосрочных тенденций общественного развития. Выработанная система ценностей в обществе имеет вид совокупности определенных правовых норм, с помощью которых регулируются общественные отношения, обеспечивается национальная безопасность.
Наряду с национальными интересами, важнейшим системообразующим фактором формирования и функционирования системы обеспечения национальной безопасности являются угрозы национальной безопасности, представляющие собой совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Они многоплано-вы по своему содержанию, по относимости к различным областям общественной жизни, по характеру наносимого ущерба объектам безопасности России, имеют различные источники, механизм воздействия на эти объекты, что предполагает необходимость формирования различных по характеру задач и направлений обеспечения национальной безопасности, а также соответствующих подсистем в системе обеспечения безопасности [5, с. 77-80].
В Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности» система обеспечения национальной безопасности определяется как «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов».
Функционирование системы национальной безопасности зависит от правильного определения ее субъекта и объекта. Несомненно, субъективная составляющая системы обеспечения национальной безопасности должна быть четко установлена, поскольку только точная и слаженная работа всех органов позволит достичь основополагающей цели - обеспечения национальной безопасности Российского государства. Указанная стратегия называет в качестве основных субъектов обеспечения федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и институты гражданского общества. Объектом же выступает личность, общество и государство, находящиеся в тесном взаимодействии. Для каждого из них можно выделить конкретный предмет, удовлетворенность в использовании которого будет выступать показателем уровня национальной безопасности.
Субъект обеспечения национальной безопасности и объект взаимно предполагают друг друга, а различие между ними создается в процессе возникающих между ними правоотношений. При этом субъекты воздействуют на объекты в целях формирования у них определенных качеств и свойств.
Методы обеспечения национальной безопасности, используемые субъектами, позволяют реализовать главную цель обеспечения национальной безопасности - создание и поддержание необходимого уровня защищенности национальных интересов и стратегических приоритетов и, кроме того, обладают чертами государственного управления:
- осуществляют управляющее воздействие субъектов обеспечения национальной безопасности на объекты;
- организуют происходящие в системе обеспечения национальной безопасности процессы и способствуют достижению общих целей совместной деятельности субъектов;
- являются наиболее подвижным элементом в системе обеспечения национальной безопасности и носят альтернативный характер;
- являются инструментами государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Для максимально подробного изучения системы обеспечения национальной безопасности личности нужно привлекать все известные методы, хорошо зарекомендовавшие себя при изучении социальных систем. Но при этом следует учесть, что безопасность личности и составляющие ее элементы относятся к классу сложных систем. Именно поэтому изучение системы обеспечения безопасности личности, ее структурных и функциональных компонентов - подсистем всегда должно охватывать значительное число разнообразных методов получения, обработки, анализа и обобщения эмпирических данных [11, с. 112-116].
История свидетельствует, что всегда главный акцент национальной безопасности делается на военной составляющей. Однако в конце XX - начале XXI века спектр угроз и опасностей существенно расширился. Многие из них по своим разрушительным последствиям стали сравнимы, а некоторые даже превосходят военные угрозы и опасности. Безусловно, наличие ядерного и других видов оружия массового поражения, достаточно высокая мощность и точность поражения обычных вооружений, помноженные па стремление различных социальных сил добиваться целей не без помощи оружия, обусловливают сохранение в ряду существенных военные угрозы и опасности. Однако речь идет не о возможности возникновения мировой войны, а о военных конфликтах регионального и местного уровней.
Отсюда смещение акцентов военной безопасности с глобального уровня отношений к региональному и местному. Причем наряду с существующей системой международной и региональной безопасности встает задача формирования такой системы безопасности, которая обеспечивала бы равную безопасность для всех государств, народов, сообществ.
Современный мир постепенно становится многослойным; вертикально проведенные границы, отделяющие одно государство от другого, теряют свое традиционное значение. И, напротив, приобретает особую значимость принадлежность человека к одному из гори-
зонтальных слоев, образуемых в экономике -транснациональными корпорациями, а в политико-правовой сфере - партиями, едиными стандартами прав человека, трансграничными элитами в самом широком смысле.
Транснациональные корпорации становятся одной из распространенных областей жизни людей, принадлежащих к различным этническим группам и обладающим различной политической ментальностью [9]. Например, компания «Сименс» фактически уже не является немецкой с предприятиями и рынками сбыта за рубежом, а выступает своего рода экономической империей с собственными интересами, необязательно совпадающими с целями Германии, и с делопроизводством не на немецком, а на английском языке - это черта современной эпохи. Понятие «корпоративная культура» - это уже не просто красивый оборот, применяемый отделами по работе с общественным мнением, а термин, обозначающий явление, сравнимое с культурой нацио-
__т» " _
нальной. В этой связи символично создание в крупных компаниях собственных образовательных организаций, в том числе так называемых корпоративных университетов. В европейско-американской культуре именно университеты являлись одним из основных носителей традиций [4, с. 21-25].
Вместе с тем каждое государство, этническая группа, нация имеют свои особые, неповторимые потребности и интересы, реализация которых может вступать в противоречие с интересами других социальных и институциональных образований.
Это значит, что наряду с важностью международной и региональной безопасности, как никогда ранее, усиливается значение национальной безопасности. Именно обеспечение национальной безопасности сохраняет индивидуальность (социальной, этнической группы, государства, нации) в единообразном мире. Поэтому важнейшим аспектом безопасности выступает обеспечение, прежде всего, национальной безопасности.
Важно подчеркнуть тот факт, что наряду с институционализированным миром государства, их коалиции, надгосударственные институты власти (ЕС, ООН и т. п.) формируют другой мир, который получил название «сетевой».
Если в первом мире принципиальную роль играет иерархия власти, где высшая власть
принадлежит ООН, а ее рычаги позволяют справляться с угрозами и опасностями, исходящими от государств, наций, то во втором мире - «сетевом» ситуация совершенно иная. Отсутствует единый центр власти, она рассредоточена, то есть существует многообразие власти, ее независимость от подобной другой, а каждый участник сетевого мира -это самостоятельный центр силы. И если в первом мире сохраняются единые нормы поведения (юридические, социокультурные и т. п.), то во втором они отсутствуют. Функционирование этого мира несет с собой огромные опасности и угрозы, справиться с которыми практически невозможно в условиях однополярного мира. Поэтому важнейшим современным акцентом безопасности является поиск возможностей и моделей эффективного противодействия опасностям и угрозам, исходящим от второго мира.
На современном этапе развития актуальной является проблема противодействия терроризму. Под терроризмом в политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве. Он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену государственной власти в стране, осуществление иных политических, религиозных или этнических требований.
Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера.
Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги и взрывы жилых домов, магазинов, вокзалов, мест общественного пользования, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.
Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на общество или на власть. Одновременно террористы
быстро осознают ряд особенностей нашего времени: власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения; есть мощные СМИ, падкие на «террористические сенсации» и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение; люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его. Поэтому общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы или до своего конца [12, с. 260-264].
В современное время наиболее эффективным методом террора является насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к «адресату» террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ. И, наконец, предъявление через СМИ обществу и лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Главное условие такого террора -бурная реакция средств массовой информации.
Для борьбы с терроризмом используются оборонительная и наступательная стратегии, государства действуют индивидуально и коллективно. Коренной проблемой борьбы с терроризмом является то, что в данном случае речь идет не об известном на протяжении столетий противостоянии государств, а о борьбе государств с негосударственными организациями, интернациональными по составу, глобальными по географии базирования, охвату проводимых ими операций, действующими подпольно и использующими средства борьбы, запрещенные большинством государств мира.
У террористической угрозы нет обратного географического адреса. Поэтому в борьбе с терроризмом оказывается неэффективной действовавшая веками стратегия сдерживания. Терроризм нельзя побороть лишь угрозой нанесения ответного удара по конкретной территории. Террористов трудно обнаружить и
разгромить с помощью классических методов ведения вооруженной борьбы, поскольку они прячутся за спинами гражданского населения. Именно по этой причине небольшой по составу, относительно слабо вооруженный фронт транснационального терроризма на протяжении ряда лет успешно противостоит могуществу самых современных государств.
Одна из первоочередных задач антитеррористической борьбы - это обеспечение внутренней безопасности, то есть охрана гражданского населения, инфраструктуры, объектов, принятие законов, правил, осуществление профилактических мер и процедур, призванных выявить террористов и их намерения, предотвратить совершение террористических актов. В этом задействованы все структуры государственной власти, прежде всего силовые ведомства, а также гражданское общество. В то же время обеспечение внутренней безопасности не должно коренным образом менять основные принципы функционирования гражданского общества и государства, поскольку подобные изменения, наряду с прочим, означали бы частичное поражение перед лицом терроризма. Как правило, террористам труднее всего действовать в тоталитарных или автократических странах. Но скатывание к тоталитаризму и авторитаризму является непропорционально высокой ценой в борьбе с терроризмом, которая неприемлема для большинства стран мира. Нахождение правильного баланса между ограничительными мерами безопасности и сохранением завоеваний в области прав человека является трудной, но необходимой задачей [13].
В последние годы большинство стран существенно ужесточило контроль на границах, в аэропортах, поездах, в местах скопления большого числа людей. Особое внимание уделяется разведывательным и контрразведывательным операциям по выявлению террористов и их пособников. Существенно повышено финансирование силовых ведомств, на которые возложены эти задачи. Принято много законодательных актов, призванных усовершенствовать правовое поле борьбы с терроризмом. Идет процесс мобилизации гражданского общества на поддержку этой борьбы.
Указанные меры можно проиллюстрировать на примере мероприятий по обеспечению
внутренней безопасности в Соединенных Штатах после терактов 11 сентября 2001 года. Первой реакцией было массовое проявление патриотизма, объединение общества вокруг политического руководства страны и демонстрация готовности поддержать борьбу с терроризмом. Развернувшееся публичное обсуждение среди специалистов и экспертов позволило сформировать достаточно широкий консенсус относительно уроков этого события, нового качества как возникшей угрозы, так и мер, призванных ей противостоять. Многие сравнивали атаку на Международный торговый центр в Нью-Йорке по глубине воздействия на общество и государство с нападением на Перл-Харбор в 1941 году [3].
Учитывая, что терроризм приобрел транснациональный характер, неизбежно встала задача создания широкой международной антитеррористической коалиции. Кроме того, проведенные различными государствами оборонительные по своему характеру мероприятия, направленные на укрепление внутренней безопасности, требовалось дополнить наступательной стратегией на искоренение террористической инфраструктуры и организацию независимо от того, где они находились.
Повышенное внимание стало уделяться задаче предотвращения возможностей попадания в руки террористов оружия массового уничтожения и средств его доставки. В апреле 2004 года принята и активно реализуется резолюция Совета Безопасности ООН 1540, предусматривающая действия на национальной и международной основе по пресечению распространения ОМУ, средств его доставки и связанных с ними материалов во имя главной цели - недопущения их попадания в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. 14 сентября 2005 года была открыта к подписанию Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Она обязывает участников одобрить законы, предусматривающие уголовное преследование и наказание виновных в совершении таких актов. Взаимодействие осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Помимо разработки нормативной основы и согласования направлений стратегии антитеррора в рамках ООН, примером эффективного многостороннего сотрудничества в этой
сфере служит операция по ликвидации основной базы «Аль-Каиды»* в Афганистане в 2001 году. Важными инструментами многостороннего сотрудничества регионального масштаба являются такие структуры, как созданный в 2000 году Антитеррористический центр СНГ, системы антитеррористического взаимодействия Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.
Надо заметить, что наряду с расширением и углублением сотрудничества в указанных направлений между членами международной антитеррористической коалиции возникают расхождения и противоречия. В некоторых странах, формально присоединившихся к этой коалиции, как отмечалось, сохраняются настроения, согласно которым террористы в определенных ситуациях все еще рассматриваются как борцы за свободу. Некоторые государства не располагают достаточными средствами для ведения антитеррористической борьбы на своей территории. Другие пытаются добиться негласного взаимопонимания с террористами с тем, чтобы они не осуществляли теракты на их территории, объективно «канализируя» таким образом активность террористов на другие страны.
Не менее серьезным расхождением в рядах антитеррористической коалиции является различное видение путей и методов конкретной борьбы с терроризмом. Как известно, российское руководство неоднократно обвиняло
некоторые западные страны в «двойных стандартах», в частности, при подходе к антитеррористической операции, которую РФ ведет в Чечне и других республиках Северного Кавказа. Прежде всего, это касается предоставления рядом западных стран террористам, их пособникам и спонсорам убежища на своих территориях.
При всех трудностях консолидации антитеррористической коалиции, расхождениях и открытых разногласиях между ее участниками необходимость укрепления единства перед лицом общей угрозы все же остается преобладающей императивой. Учитывая новое качество и глобальные масштабы современного терроризма, можно предположить, что это долгосрочная угроза. Она оказывает и будет оказывать самое серьезное влияние на различные аспекты формирования новой системы международной безопасности. В то же время необходимо соразмерно определять место и удельный вес угрозы международного терроризма в комплексе других угроз международной безопасности. Несомненным успехом в борьбе с терроризмом является формирование широкой антитеррористической коалиции. Она в значительной степени сглаживает противоречия между государствами по ряду других конфликтных проблем международной безопасности. При этом, однако, такие противоречия нередко ослабляют единство антитеррористического блока [2].
Литература
1. Головко В. А., Лавриченко Р. К. Современные проблемы национальной безопасности // Философия права. 2016. № 4.
2. Зеркин Д. П., Игнатов В. Г., Понедел-ков А. В. Управленческие и кадровые условия обеспечения национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2000.
3. Капинус О. С. Прокуратура в системе национальной безопасности России: учебное пособие / О. С. Капинус, И. Б. Кардашова, В. П. Рябцев. М., 2012.
4. Кардашова И. Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности Рос-
Bibliography
1. Lavrichenko R. K., Golovko V. A. Modern problems of national security // Philosophy of law. 2016. № 4.
2. Zerkin D. P., Ignatov V. G., Ponedelkov A. V. Administrative and personnel conditions of ensuring national and regional security in the North. Rostov-on-Don, 2000.
3. Kapinus O. S., Kardashova I. B., Ryabt-sev V. P. Prosecutor's office in the system of national security of Russia: manual. Moscow, 2012.
4. Kardashova I. B. Public system of ensuring national security of the Russian Federation // Administrative law and process. 2016. № 11.
5. Kochesokov Z. H. A problem of radical re-
* Террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.
сийской Федерации // Административное право и процесс. 2016. № 11.
5. Кочесоков З. Х. Проблема радикального религиозного фундаментализма в контексте национальной безопасности современной России // Научный портал МВД России. 2015. № 2 (30).
6. Лубский А. В., Лубский Р. А. Адаптация народов Юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56).
7. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).
8. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.
9. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.
10. Пилюгина Т. В. Национальная безопасность на уровне региона как фактор снижения напряженности в обществе и формирования толерантности // Российский следователь. 2012. № 21.
11. Палухина Е. С. Миграция и ее влияние на национальную безопасность России // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. Ростов н/Д, 2015. Ч. 2.
1 2. Майоров Р. Г. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные вопросы науки и практики: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов: в 3 т. Краснодар, 2016. Т. 2.
13. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / под ред. проф. А. В. Опалева. М., 2004.
ligious fundamentalism in the context of national security of modern Russia // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015. № 2 (30).
6. Lubsky A. V., Lubsky R. A. Adaptation of the people of the South of Russia to social transformations: research methodology problems// Scientific thought of the Caucasus. 2008. № 4 (56).
7. Lubsky R. A. Statehood in Russia: studying problems in the context of methodology of a system research// Philosophy of law. 2011. № 4(47).
8. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of studying and Russian realities: abstract of dis. ... PhD in philosophy. Rostov-on-Don, 1999.
9. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of studying and Russian realities: dis. . PhD in philosophy. Rostov-on-Don, 1999.
10. Pilyugina T. V. National security at the level of the region as a factor of decrease in tension in society and formations of tolerance // Russian investigator. 2012. № 21.
11. Palukhina E. S. Migration and its influence on national security of Russia // Prospects of state and legal development of Russia in the 21st century: materials of the All-Russian scientific-theoretical conference of cadets and students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, students of liberal arts colleges, graduateds in a military academy, graduate students and applicants. Rostov-on-Don, 2015.
12. Mayorov R. G. Extremism as threat of national security of the Russian Federation // Topical issues of science and practice: materials IV of the All-Russian scientific and practical conference of cadets, listeners and students: in 3 vols. Krasnodar, 2016. Vol. 2.
13. Legal basis of ensuring national security of the Russian Federation: the monograph / under the editorship of the prof. A. V. Opalev. Moscow, 2004.