Научная статья на тему 'Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России'

Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / АМОРТИЗАЦИЯ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюпакова Нина Николаевна

В статье рассматриваются налоговые льготы для организаций, стимулирующие увеличение собственных источников финансирования капитальных вложений (амортизацию, чистую прибыль, остающуюся в их распоряжении). Контроль за целевым использованием ускоренной амортизации, налоговых льгот и преференций будет гарантией дополнительных финансовых ресурсов на модернизацию российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России»

УДК 336.228 Тюпакова Нина Николаевна

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры налогов и налогообложения Кубанского государственного аграрного университета tupakova_n@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Tyupakova Nina Nikolaevna

PhD in Economics, associate professor, professor of the chair of taxes and taxation, Kuban State Agricultural University tupakova_n@mail.ru

PROBLEMS OF TAX REGULATION OF INVESTMENT PROCESS IN RUSSIAN ECONOMY

Аннотация:

В статье рассматриваются налоговые льготы для организаций, стимулирующие увеличение собственных источников финансирования капитальных вложений (амортизацию, чистую прибыль, остающуюся в их распоряжении). Контроль за целевым использованием ускоренной амортизации, налоговых льгот и преференций будет гарантией дополнительных финансовых ресурсов на модернизацию российской экономики.

Ключевые слова:

инвестиции, налоговые льготы, амортизация, налог на прибыль, инвестиционный налоговый кредит, модернизация.

Abstract:

This article deals with tax deductions for organizations stimulating own financial sources increase of capital investments (depreciation, net profit, remaining in their order). The control over intended use of accelerated amortization, tax deductions and preferences will be grantee of additional financial resources on Russian economy modernization.

Keywords:

investments, tax deductions, depreciation, profit tax, investment tax credit, modernization.

В бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике на 2011-2013 гг. определено, что проводимая государством налоговая политика должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики. В связи с этим на современном этапе налоговой реформы необходимо сформировать экономические стимулы и механизмы для перехода российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития.

Инструменты налогового механизма должны не только создавать экономические условия и возможности для осуществления налогоплательщиками инновационной и инвестиционной деятельности, но и целенаправленно принуждая их проводить модернизацию и обновление основных фондов. Созданная в ходе многолетних эволюционных преобразований российская налоговая система в нынешнем виде решить эти задачи не в состоянии. Требуется изменить методы налогового регулирования и стимулирования инновационной деятельности. Необходимо предусмотреть не только государственную поддержку российских товаропроизводителей, но и систему гарантий использования полученных ими дополнительных финансовых ресурсов на модернизацию российской экономики.

Низкий уровень технического вооружения труда, изношенность оборудования (моральная и физическая) являются одной из основных проблем современной российской экономики. В этой связи перед государством неизбежно возникает проблема поиска и выбора форм и методов воздействия на развитие инвестиционной активности и формирование инвестиционных ресурсов предприятий. Решение данной проблемы не возможно без использования налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности. Одним из таких стимулов является также предоставление налоговых льгот.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с остальными налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Совокупность налоговых льгот - это часть механизма налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать увеличению (при прочих равных условиях) прибыльности хозяйствующих субъектов, росту объема их собственных финансовых ресурсов.

Прямые налоги, а среди них налог на прибыль организаций, содержат наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направле-

ния инвестиционной деятельности. В сочетании с амортизационной политикой налог на прибыль организаций определяет размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего роста, в конечном счете, формирует существенную часть инвестиционного потенциала, необходимого для развития экономики.

С 01.01.2002 в связи с введением в действие гл. 25 НК РФ в механизме исчисления и уплаты налога на прибыль организаций произошли кардинальные изменения. Ставка налога снижена с 35 % до 24 % с одновременной отменой различных льгот, изменился и порядок расчета налоговой базы.

Одновременно со снижением ставки налога на прибыль организаций с 2004 г. была снижена ставка НДС с 20 до 18 %, отмен налог с продаж, в 2005 г. была снижена, и весьма существенно, ставка единого социального налога. Эти налоговые послабления дополнительно увеличили средства хозяйствующих субъектов и вовлекли в хозяйственный оборот налогоплательщиков дополнительные финансовые ресурсы.

Но реализация мер по снижению налоговой нагрузки на экономику не способствовала соответствующему росту вложений собственных средств предприятий в инвестиции в основной капитал.

До 01.01.2002 действовал порядок, в соответствии с которым при осуществлении капитальных вложений организация имела возможность пользоваться инвестиционной льготой по налогу на прибыль предприятий и организаций, позволявшей до 50 % налогооблагаемой прибыли направлять на финансирование капитальных вложений.

С 01.01.2002 инвестиционная льгота по налогу на прибыль предприятий и организаций отменена снижением ставки налога на прибыль организаций и введением новой амортизационной политики.

Действующий в настоящее время механизм начисления и использования амортизационных отчислений все еще слабо используется в налоговом регулировании российской экономики, носит ярко выраженный пассивный характер. Если в промышленно развитых странах доля амортизации в источниках финансирования инвестиций в основной капитал составляет в среднем около 65 %, то в нашей стране она не превышает 18-19 %. В использовании основного предназначения амортизационных отчислений - повышения инвестиционной активности и обновления основных фондов - мы отстали не только от ведущих, но и от ряда развивающихся стран [1, с. 202].

Для стимулирования процессов модернизации российской экономики необходимо более активно использовать механизм амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления, как и другие издержки производства, уменьшают размер прибыли налогоплательщика и, соответственно, сумму уплачиваемого им налога на прибыль организаций. Но в отличие от других издержек производства и обращения амортизация становится источником дополнительных финансовых ресурсов налогоплательщика. При этом указанные средства имеют целевое предназначение - обновление основных фондов.

Снижая доходы бюджетной системы по налогу на прибыль организаций, государство должно иметь гарантию того, что дополнительно полученные налогоплательщиками финансовые ресурсы будут использованы на цели экономического роста путем усиления инвестиционной деятельности.

Сам факт внедрения в практику метода ускоренной амортизации не является абсолютной гарантией успешного развития экономики.

В настоящее время в существующей системе предоставления налоговых льгот по ускоренной амортизации (гл. 25 НК РФ) отсутствует прямая зависимость размера начисленной амортизации, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и фактического использования амортизационных отчислений на инвестиции [2].

При резком сокращении сроков полезного использования основных средств неизбежно возрастут суммы убытка, а многие малорентабельные предприятия могут перейти в разряд убыточных. Часть таких предприятий должна будет в этом случае в течение оговоренного в законе срока получать в той или иной форме дополнительную финансовую помощь от государства. Так для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих отраслей экономики, можно предусмотреть не обязанность, а право использовать ускоренную амортизацию. Убыточные предприятия других отраслей, не получивших помощь от государства, должны будут самостоятельно решать проблему выхода из убыточного состояния. Иного в условиях рыночной экономики быть не должно. Государство же со своей стороны уже оказывает таким предприятиям государственную поддержку, разрешив относить в течение 10 лет суммы полу-

ченного убытка на уменьшение налогооблагаемой прибыли в последующие годы, и соответственно, уменьшать платежи налога на прибыль в бюджет.

Внедряя ускоренную амортизацию, государство должно не только поощрять инвестиционную активность, но и установить жесточайший контроль за целевым использованием амортизационных отчислений. Подобный порядок действует во всех экономически развитых странах, и это ни у кого не вызывает удивления. Для обеспечения действенного контроля за их целевым использованием следовало бы восстановить существовавший в централизованной экономике фонд амортизационных отчислений. При этом следует предусмотреть, что средства амортизационного фонда могут быть вложены исключительно в основной капитал, запретив их вложение в ценные бумаги и другие финансовые активы. Одновременно с этим должны быть предусмотрены финансовые санкции за нецелевое использование начисленных сумм амортизационных отчислений.

Негативное влияние отсутствия целевого характера использования амортизационных отчислений прослеживается при приобретении объектов основных фондов за рубежом. Государство при этом создает условия для вывоза за рубеж более ликвидного капитала - денежных средств.

В затраты предприятий при исчислении и уплате налога на прибыль организаций следует включать суммы не начисленной амортизации, а фактически направленной на финансирование инвестиций. Особое внимание следовало обратить на основные фонды, имеющие предельно высокую степень износа. При достижении уровня износа более 70 % по таким основным фондам должна быть применена норма амортизации в размере 100 % к их остаточной стоимости. Указанные средства должны использоваться не только на прямые инвестиции в основной капитал, но и на создание новых и более производительных основных средств, то есть на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы. В условиях жесткого контроля государства за целевым использованием амортизации достаточно быстро завершится процесс замены устаревших основных фондов на новое и современное оборудование. В результате в распоряжении налогоплательщиков появятся финансовые ресурсы для финансирования научнотехнических и опытно-конструкторских разработок.

Таким образом, первоочередной задачей в настоящее время является превращение амортизационных отчислений из источника возмещения основного капитала в источник инвестиций в расширенное воспроизводство. Неизбежность этого вытекает из того, что сегодня лимитирующим фактором модернизации производства становится не физический, а моральный износ основных средств, требующий их быстрейшего обновления.

Гарантию того, что предоставленные налогоплательщикам дополнительные финансовые средства в форме налоговых льгот будут направлены на цели развития и модернизации производства, обновления технологии и производимой продукции, может обеспечить, на наш взгляд, исключительно предоставление целевых налоговых льгот и преференций.

Для стимулирования модернизации российской экономики необходимо, на наш взгляд, в проводимой налоговой политике кроме амортизации и целевых налоговых льгот более активно использовать такой важнейший механизм, как инвестиционный налоговый кредит. Он должен стать мощным налоговым рычагом инновационного развития российской экономики. Инвестиционный налоговый кредит, как видно даже из его названия, имеет важнейшее предназначение - помочь организации-налогоплательщику в осуществлении инвестиционной, а в конечном итоге - и инновационной деятельности.

Между тем данный важнейший инструмент развития российской экономики в настоящее время не работает, инвестиционный налоговый кредит налогоплательщикам практически не предоставляется.

И это, по нашему мнению, связано с рядом причин.

Во-первых, определение инновационной и внедренческой деятельности не закреплено на уровне федерального законодательства.

Во-вторых, излишне сложная административная процедура применения инвестиционного налогового кредита. При производстве затрат капитального характера инвестиционный налоговый кредит предоставляется исключительно на техническое перевооружение производства. Инвестор при этом должен доказать, что он проводит именно техническое перевооружение. Ведь под данное определение зачастую не попадают затраты на приобретение оборудования, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию основных средств.

В-третьих, неподходящие для заемщика сроки и условия предоставления кредита, а также предел уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. В соответствии с действующим налоговым законодательством предельный срок, на который может быть предостав-

лен кредит, не должен превышать 5 лет. При проведении технического перевооружения собственного производства срок в пределах до 5 лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться.

В-четвертых, ограниченное число видов налогов, по которым предоставляется кредит. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Такой ограниченный перечень налогов говорит о том, что государство очень избирательно подходит к предоставлению инвестиционного налогового кредита. По нашему мнению, здесь необходим комплексный подход по предоставлению данного кредита по ряду налогов одновременно, поступающих в разные уровни бюджетов, что позволит бюджетам всех уровней согласованно оказать помощь, связанную с предоставление инвестиционного налогового кредита.

Между тем, только одно это изменение, на наш взгляд, не будет иметь существенного значения для развития этого важнейшего источника финансирования модернизации российской экономики. Необходимо осуществить комплекс мер, которые побуждали бы потенциальных инвесторов обращаться к данной финансовой форме государственной поддержки. В этих целях предлагается пересмотреть как цели подобного кредита, так и условия его предоставления.

Ссылки:

1. Реформирование налоговых систем. Теория, методология и практика: монография / под ред. И.А. Май-бурова, Ю.Б. Иванова, А.И. Крисоватого. К., 2011.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. Официальный текст. М., 2010.

References (transliterated):

1. Reformirovanie nalogovyh sistem. Teoriya, metodolo-giya i praktika: monografiya I ed. by I. A. Mayburov, Y. B. Ivanov, A. I. Krisovatiy. K., 2011.

2. Nalogoviy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Chasti per-vaya i vtoraya. Ofitsial'niy tekst. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.