ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Чувашова Е.А.
Чувашова Екатерина Андреевна - студент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье анализируются ключевые проблемы деятельности налогового консультирования.
Ключевые слова: налоговый консультант, налоговое консультирование.
В течение последних лет оказание консультационных услуг превратилось в организованный и технологический бизнес, без которой фактически немыслимо нормальное функционирование рынка различных видов предпринимательской деятельности.
Налоговое законодательство в нашей стране является динамичной развивающейся отраслью права. Постоянные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты, регулирующие налогообложение юридических и физических лиц, вовлекают все большее число граждан в налоговые правоотношения. Огромное количество нормативных документов сложно для восприятия неподготовленного человека, не специализирующегося в вопросах налогообложения. Не обладая всей полнотой знаний в сфере налогового права, граждане могут совершать действия, которые квалифицируются как налоговое правонарушение.
Информация, полученная из разных источников, зачастую бывает не только сложна для восприятия, но и противоречива. Возникает необходимость «адаптированного чтения», которую и может обеспечить квалифицированный налоговый консультант.
В условиях нестабильной мировой экономической ситуации, в стремлении максимизировать прибыль любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Управляя доходами и расходами, хозяйствующий субъект решает вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства.
Налоговый консультант призван предлагать законные налоговые схемы, анализировать их эффективность, оценивать возможные риски в целях оптимизации налогообложения и развития хозяйствующих субъектов. Для качественного выполнения данных функций необходимо наличие профессиональной компетентности и квалификационной подготовки.
Налоговые консультанты, осуществляя свою деятельность, базируются на различных нормативных актах, главным среди которых является
Конституция РФ. Решение проблемы клиента требует от консультанта знаний гражданского, налогового, административного, трудового и уголовного законодательства, особенно в части оптимизации налоговой нагрузки своего клиента.
Однако, сам институт налогового консультирования в нашей стране не имеет специального законодательного регулирования.
Вся нормативно-правовая база, существующая на данный момент, имеет общий характер и представлена следующими документами:
1. Конституция РФ. Пункт 4 статьи 29 предусматривает право граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 4 августа 2000 г. № 57 «О внесении дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» вводит квалификацию «консультанта по
налогам и сборам», принципы работы налогового консультанта, а также дает характеристику статусу налогового консультанта.
3. Налоговый кодекс РФ. В статьях 26, 27, 29 устанавливается институт представительства налогоплательщика в органах государственной власти, судах и т. д.
На сегодняшний день на российском рынке налогового консультирования остро ощущается недостаток регулирующих механизмов.
В связи с этим изучение опыта развитых стран в этом направлении очень важно с точки зрения возможности использования апробированного на практике механизма организации налогового консультирования в стране.
Основываясь на анализе института налогового консультирования, его законодательной базы, подготовки налоговых консультантов, а также рынка данного вида услуг, можно выделить следующие проблемы развития налогового консультирования в России.
1. Отсутствие специального закона, регулирующего деятельность налоговых консультантов в РФ.
Отсутствие данного закона является мощнейшим тормозом в развитии налогового консультирования. Так как без него не определены статус, тарифы, ответственность и страхование ответственности налоговых консультантов, также налоговым консультантам необязательно являться членами саморегулируемых организаций.
2. Нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров.
В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток.
Потребность в налоговых консультантах весьма ощутима в России. В западных странах на десять работников налоговой службы приходится одиннадцать налоговых консультантов (США, Франция, Англия, Германия, Австралия). В России в налоговой службе сегодня работает примерно 140 тыс. человек. Если применить указанное соотношение, в России должно быть примерно 150 тыс. налоговых консультантов.
3. Недостаток конкуренции на рынке налогового консультирования РФ.
Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях
высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от предприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях производства в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке.
4. Недостаток управленческой культуры.
Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они пока не понимают, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. К тому же, являясь собственниками организаций, они психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта.
5. Недостатки профессиональной подготовки налоговых консультантов.
Необходимо повысить эффективность подготовки специалистов в области
налогообложения не только в процессе обучения и сдачи на аттестат в Палате налоговых консультантов, но прежде всего в высших учебных заведениях.
Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, также нет достаточного количества учебно-методической литературы. Налоговое консультирование в России находится на той стадии развития, когда отсутствие обобщения опыта этой сферы деятельности в книгах, учебниках и пособиях становится тормозом для развития профессии в целом.
Также данную статью мы решили дополнить возможностью получения аттестата для лиц, являющихся авторитетными и признанными специалистами в области налогообложения, что подтверждается публикациями в СМИ, сети Интернет, изданными книгами, учебными пособиями и брошюрами и т. д. Такие лица имеют право на получение аттестата без квалификационных экзаменов по решению комиссии.
В законопроекте, представленном Палатой налоговых консультантов, отсутствует пункт об ответственности налогового консультанта, поэтому необходимо внести следующие дополнения:
1. Налоговые консультанты, субъекты налогового консультирования несут ответственность за ненадлежащее налоговое консультирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый консультант несет ответственность в соответствии с налоговым, административным и уголовным законодательством, а также в соответствии с договором между ним и консультируемым лицом.
2. В законопроект было бы уместным добавить статью о страховании риска ответственности налогового консультанта (организации, оказывающей консультационные услуги).
Это позволит избежать больших убытков при ненадлежащем исполнении услуг по налоговому консультированию и условий договора. Сумма страхования определяется условиями договора.
3. В проекте закона, предлагаемого Палатой налоговых консультантов, в соответствии со статьей 5 п. 3: налоговый консультант вправе иметь помощников, которые не могут самостоятельно заниматься налоговым консультированием.
В проекте планируемого закона были добавлены требования, предъявляемые к помощнику и стажеру: высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое или экономическое образование; помощник и стажер не вправе самостоятельно заниматься налоговым консультированием; помощник и стажер обязан хранить тайну налогового консультирования; помощник и стажер налогового консультанта осуществляет свою деятельность под руководством налогового консультанта, выполняя его поручения.
Список литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
2. Лебедева Е.И. Налоговый консультант призван обеспечить баланс частных и публичных интересов / Е.И. Лебедева // Налоги и налогообложение, 2008. № 7. С. 17-23.
3. Проект Федерального закона о налоговом консультировании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.palata- nk.ru/php/content.php?id=30/ (дата обращения: 12.12.2018).