Научная статья на тему 'Проблемы налогового консультирования: экономический и правовой аспекты'

Проблемы налогового консультирования: экономический и правовой аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ / НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чувашова Екатерина Андреевна

В статье анализируются ключевые проблемы деятельности налогового консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогового консультирования: экономический и правовой аспекты»

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Чувашова Е.А.

Чувашова Екатерина Андреевна - студент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируются ключевые проблемы деятельности налогового консультирования.

Ключевые слова: налоговый консультант, налоговое консультирование.

В течение последних лет оказание консультационных услуг превратилось в организованный и технологический бизнес, без которой фактически немыслимо нормальное функционирование рынка различных видов предпринимательской деятельности.

Налоговое законодательство в нашей стране является динамичной развивающейся отраслью права. Постоянные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты, регулирующие налогообложение юридических и физических лиц, вовлекают все большее число граждан в налоговые правоотношения. Огромное количество нормативных документов сложно для восприятия неподготовленного человека, не специализирующегося в вопросах налогообложения. Не обладая всей полнотой знаний в сфере налогового права, граждане могут совершать действия, которые квалифицируются как налоговое правонарушение.

Информация, полученная из разных источников, зачастую бывает не только сложна для восприятия, но и противоречива. Возникает необходимость «адаптированного чтения», которую и может обеспечить квалифицированный налоговый консультант.

В условиях нестабильной мировой экономической ситуации, в стремлении максимизировать прибыль любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Управляя доходами и расходами, хозяйствующий субъект решает вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства.

Налоговый консультант призван предлагать законные налоговые схемы, анализировать их эффективность, оценивать возможные риски в целях оптимизации налогообложения и развития хозяйствующих субъектов. Для качественного выполнения данных функций необходимо наличие профессиональной компетентности и квалификационной подготовки.

Налоговые консультанты, осуществляя свою деятельность, базируются на различных нормативных актах, главным среди которых является

Конституция РФ. Решение проблемы клиента требует от консультанта знаний гражданского, налогового, административного, трудового и уголовного законодательства, особенно в части оптимизации налоговой нагрузки своего клиента.

Однако, сам институт налогового консультирования в нашей стране не имеет специального законодательного регулирования.

Вся нормативно-правовая база, существующая на данный момент, имеет общий характер и представлена следующими документами:

1. Конституция РФ. Пункт 4 статьи 29 предусматривает право граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 4 августа 2000 г. № 57 «О внесении дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» вводит квалификацию «консультанта по

налогам и сборам», принципы работы налогового консультанта, а также дает характеристику статусу налогового консультанта.

3. Налоговый кодекс РФ. В статьях 26, 27, 29 устанавливается институт представительства налогоплательщика в органах государственной власти, судах и т. д.

На сегодняшний день на российском рынке налогового консультирования остро ощущается недостаток регулирующих механизмов.

В связи с этим изучение опыта развитых стран в этом направлении очень важно с точки зрения возможности использования апробированного на практике механизма организации налогового консультирования в стране.

Основываясь на анализе института налогового консультирования, его законодательной базы, подготовки налоговых консультантов, а также рынка данного вида услуг, можно выделить следующие проблемы развития налогового консультирования в России.

1. Отсутствие специального закона, регулирующего деятельность налоговых консультантов в РФ.

Отсутствие данного закона является мощнейшим тормозом в развитии налогового консультирования. Так как без него не определены статус, тарифы, ответственность и страхование ответственности налоговых консультантов, также налоговым консультантам необязательно являться членами саморегулируемых организаций.

2. Нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров.

В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток.

Потребность в налоговых консультантах весьма ощутима в России. В западных странах на десять работников налоговой службы приходится одиннадцать налоговых консультантов (США, Франция, Англия, Германия, Австралия). В России в налоговой службе сегодня работает примерно 140 тыс. человек. Если применить указанное соотношение, в России должно быть примерно 150 тыс. налоговых консультантов.

3. Недостаток конкуренции на рынке налогового консультирования РФ.

Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях

высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от предприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях производства в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке.

4. Недостаток управленческой культуры.

Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они пока не понимают, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. К тому же, являясь собственниками организаций, они психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта.

5. Недостатки профессиональной подготовки налоговых консультантов.

Необходимо повысить эффективность подготовки специалистов в области

налогообложения не только в процессе обучения и сдачи на аттестат в Палате налоговых консультантов, но прежде всего в высших учебных заведениях.

Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, также нет достаточного количества учебно-методической литературы. Налоговое консультирование в России находится на той стадии развития, когда отсутствие обобщения опыта этой сферы деятельности в книгах, учебниках и пособиях становится тормозом для развития профессии в целом.

Также данную статью мы решили дополнить возможностью получения аттестата для лиц, являющихся авторитетными и признанными специалистами в области налогообложения, что подтверждается публикациями в СМИ, сети Интернет, изданными книгами, учебными пособиями и брошюрами и т. д. Такие лица имеют право на получение аттестата без квалификационных экзаменов по решению комиссии.

В законопроекте, представленном Палатой налоговых консультантов, отсутствует пункт об ответственности налогового консультанта, поэтому необходимо внести следующие дополнения:

1. Налоговые консультанты, субъекты налогового консультирования несут ответственность за ненадлежащее налоговое консультирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый консультант несет ответственность в соответствии с налоговым, административным и уголовным законодательством, а также в соответствии с договором между ним и консультируемым лицом.

2. В законопроект было бы уместным добавить статью о страховании риска ответственности налогового консультанта (организации, оказывающей консультационные услуги).

Это позволит избежать больших убытков при ненадлежащем исполнении услуг по налоговому консультированию и условий договора. Сумма страхования определяется условиями договора.

3. В проекте закона, предлагаемого Палатой налоговых консультантов, в соответствии со статьей 5 п. 3: налоговый консультант вправе иметь помощников, которые не могут самостоятельно заниматься налоговым консультированием.

В проекте планируемого закона были добавлены требования, предъявляемые к помощнику и стажеру: высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое или экономическое образование; помощник и стажер не вправе самостоятельно заниматься налоговым консультированием; помощник и стажер обязан хранить тайну налогового консультирования; помощник и стажер налогового консультанта осуществляет свою деятельность под руководством налогового консультанта, выполняя его поручения.

Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

2. Лебедева Е.И. Налоговый консультант призван обеспечить баланс частных и публичных интересов / Е.И. Лебедева // Налоги и налогообложение, 2008. № 7. С. 17-23.

3. Проект Федерального закона о налоговом консультировании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.palata- nk.ru/php/content.php?id=30/ (дата обращения: 12.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.