Научная статья на тему 'Налоговое консультирование: развитие и проблемы'

Налоговое консультирование: развитие и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

2391
400
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ / АУДИТОРСКАЯ ФИРМА / НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УСЛУГИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / АНКЕТИРОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Урман Наталья Альбертовна

В соответствии со сложившейся методологией, основанной прежде всего на зарубежном и российском опыте оказания консультационных услуг в сфере налогообложения, процесс налогового консультирования предполагает, как правило, совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения задач и осуществления желаемых изменений в бизнесе. От того, насколько рационально будет построен этот процесс, зависят качество происходящих изменений, степень достижения необходимых организации результатов, эффективность использования задействованных ресурсов и в конечном итоге успешность сотрудничества сторон. Этот процесс имеет начало и конец.

Tax consultation: development and problems

According to the developed methodology based, first of all on foreign and Russian experience of rendering consulting services in the taxation sphere, process of a tax konksultirovaniye assumes, as a rule, joint activity of the consultant and the client for the purpose of the solution of tasks and implementation of desirable changes in business. From that, it will be how rational по-строен this process, quality of occurring izmenekniya, extent of achievement necessary for the organization результа-тов, efficiency of use of the involved resources and finally success of cooperation of the parties depend. This process has the beginning and the end.

Текст научной работы на тему «Налоговое консультирование: развитие и проблемы»

УДК 338.46: 351.71

Н.А. Урман

НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ

В соответствии со сложившейся методологией, основанной прежде всего на зарубежном и российском опыте оказания консультационных услуг в сфере налогообложения, процесс налогового консультирования предполагает, как правило, совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения задач и осуществления желаемых изменений в бизнесе. От того, насколько рационально будет построен этот процесс, зависят качество происходящих изменений, степень достижения необходимых организации результатов, эффективность использования задействованных ресурсов и в конечном итоге успешность сотрудничества сторон. Этот процесс имеет начало и конец.

Ключевые слова: налоговый консультант, аудиторская фирма, налоговая экспертиза, услуги, налогоплательщик, анкетирование, уровень подготовки, профессионализм.

Институт налогового консультирования для России является совершенно новым. Этот факт служит главной причиной возникновения многочисленных проблем на пути его развития в нашей стране.

Потребность в деловом консультировании растет очень быстрыми темпами, налоговое консультирование становится все более востребованной услугой у налогоплательщиков, так как консультирование со специалистом в сфере налогообложения позволяет уменьшить, не нарушая законодательства, совокупность налоговых платежей, снизить риски неправильного и несвоевременного исчисления и уплаты налогов, защитить себя от ущерба, связанного с налоговыми санкциями, улучшить конечные результаты деятельности.

Несовершенство налогового консалтинга в наши дни обсуждается очень активно, идут споры относительно различных его сторон (например, стоит ли выделять налоговое консультирование как самостоятельный вид деятельности или же достаточно существующей базы, регулирующей, например, аудиторскую деятельность) [1].

20 апреля 2005 г. Министерством юстиции РФ зарегистрирована межрегиональная общественная организация «Палата налоговых консультантов». Обучение специалистов осуществляется в 83 аккредитованных Палатой учебно-методологических центрах, расположенных от Калининграда до Владивостока [6]. В настоящее время по программам Палаты аттестованы свыше 63 000 налоговых консультантов. Палата налоговых консультантов является держателем единых реестров аттестованных налоговых консультантов и аккредитованных образовательных организаций. Палата сегодня имеет статус Наблюдателя в Европейской конференции налоговых консультантов.

Деятельность Палаты налоговых консультантов направлена на решение следующих задач:

• развитие профессионального налогового консультирования в России;

• защиту интересов и информационную поддержку налоговых консультантов, а следовательно, и налогоплательщиков;

• подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов;

• объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся налоговым консультированием.

Организационная структура Палаты налоговых консультантов представлена на рис. 1.

Президентский совет

Д

Научно-экспертный совет

Д '

Учебно-методический совет

д '

Дирекция

Рис. 1. Организационная структура Палаты налоговых консультантов

Президентский совет - постоянно действующий коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью Палаты. Избирается Общим собранием сроком на три года с правом последующего переизбрания. Члены Президентского совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Численный состав Президентского совета определяется Общим собранием, но не может быть менее 12 человек. В настоящее время он состоит из 22 человек.

Президентом совета Палаты налоговых консультантов является Д.Г. Чер-ник - действительный член Российской академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы I ранга [3].

Научно-экспертный совет Палаты налоговых консультантов является профессиональной площадкой для системного обслуживания ключевых проблем, обмена опытом и выработки согласованной позиции по дискуссионным вопросам налогового законодательства.

Учебно-методический совет Палаты налоговых консультантов разрабатывает образовательные программы подготовки консультантов по налогам и сборам и других специалистов в области налогообложения, контролирует и совершенствует образовательный процесс, решает вопросы методического обеспечения.

Дирекция Палаты налоговых консультантов является исполнительным органом, обеспечивает ее текущую деятельность [4].

В России налогоплательщики чаще всего обращаются к частным лицам и

фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию. Круг таких «консультантов» весьма обширен и разнообразен.

В г. Абакане существует около 26 организаций, оказывающих консультационные услуги в сфере налогообложения, из них самыми крупными и профессионально ориентированными являются:

• «Налоги. Бизнес. Право»;

• «Ваш бухгалтер»;

• «Хакаудит»;

• «Сибаудит».

Аудиторская деятельность в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать такие связанные с аудиторской деятельностью услуги, как:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочная деятельность;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Важной составляющей вышерассмотренного перечня является налоговое

консультирование, к нему относится рассмотрение следующих вопросов:

• разработка учетной политики для целей налогообложения;

• подготовка налоговых расчетов и деклараций;

• налоговая экспертиза договоров или других правовых документов;

• помощь в проведении сверки расчетов с налоговым органом;

• составление возражений на акт налоговой проверки и участие при рассмотрении его в качестве представителя организации в налоговом органе.

Большинство услуг налогового консультирования оказывают аудиторские фирмы. Для анализа консультационной деятельности в г. Абакане была составлена табл. 1, в которой приведены статистические данные, взятые в аудиторских фирмах. Было рассмотрено, какую степень развития занимает налоговое консультирование и нуждается ли оно в выделении как отдельный вид деятельности.

Таблица 1

Соотношение услуг, предоставляемых аудиторскими фирмами, %

Аудиторская фирма № 1 Аудиторская фирма № 2 Аудиторская фирма № 3

Год Основная Налоговое Основная Налоговое Основная Налоговое

деятельность консульти- деятель- консульти- деятель- консульти-

рование ность рование ность рование

2010 96 4 94 6 87 13

2011 92 8 93 7 74 26

2012 85 15 79 21 66 34

При рассмотрении данных трех аудиторских фирм в период с 2010 по 2012 г. была выявлена динамика спада доли основной деятельности аудиторов и роста доли сопутствующей услуги - налогового консультирования, которая представлена на рис. 2.

%

■основная деятельность

налоговое

консультирование

Рис. 2. Динамика спада доли основной деятельности аудиторов и роста доли налогового

консультирования

Темп прироста доли услуг налогового консультирования составляет:

• в 2011 г. - 78,23%;

• в 2012 г. - 70,67%.

Проанализировав данные аудиторских фирм, которые оказывают сопутствующую услугу - налоговое консультирование, с 2010 по 2012 г., устано-

вили, что темп прироста доли услуг по налоговому консультированию составил 204,17%.

На основе анализа можно сделать следующие выводы:

1. Причинами спада доли основной деятельности в доходах аудиторских фирм стали существенные изменения, внесенные в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», - отмена инициативного аудита, а также рост доли налогового консультирования.

2. Рост доли налогового консультирования, в свою очередь, связан с возрастающим спросом налогоплательщиков на данный вид услуг, так как консультирование охватывает все аспекты налогового законодательства - от поставки на учет до судебных разбирательств.

Таким образом, налоговое консультирование предполагает совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения поставленных задач. Для решения задач используются различные методы, модели. Существует мнение, что предоставляемые услуги налогового консультанта входят в обязанности аудитора. Однако налоговый консультант принципиально отличается от аудитора, который выполняет особую публичную функцию, подчиняясь строгим стандартам и правилам аудиторской деятельности. Аудитор констатирует только причины болезни и ее последствия и, в отличие от налогового консультанта, не решает налоговых головоломок, так как это запрещают стандарты аудита, нарушение которых строго карается. Для регулирования консалтинговой деятельности существует Палата налоговых консультантов.

Налоговое консультирование с каждым днем приобретает все большую популярность и становится все более востребованным в различных отраслях экономики. Однако для дальнейшего успешного и эффективного функционирования этого нового для нашей страны вида услуг необходимо присутствие самостоятельного законодательного регулирования рынка услуг налогового консультирования, так как недопустимо смешивать и совмещать различные виды деятельности и налоговые консультации, как было отмечено выше, это приводит к снижению спроса на основную деятельность фирм [2] .

Для выявления проблем взаимодействия налогоплательщиков с налоговым консалтингом было проведено анкетирование в г. Абакане, в котором участвовало 100 налогоплательщиков разных категорий (физические лица, индивидуальные предприниматели, организации).

Опрос проводился по следующей анкете

(форма анкеты «Налогоплательщик в рамках налогового консультирования»):

1. К какой категории налогоплательщиков Вы относитесь?

A) физическое лицо;

Б) индивидуальный предприниматель;

B) организация

2. Знаете ли Вы о существование такого вида услуг, как налоговое консультирование?

А) да;

Б) нет

3. Как часто Вы прибегаете к налоговому консультированию?

A) несколько раз в год;

Б) один раз в год;

B) раз в несколько лет

4. Знаете ли Вы куда можно обратиться за помощью налогового консультирования?

А) да;

б) нет

5. Каким источником налогового консультирования Вы пользуетесь?

A) налоговый орган;

Б) аудиторские фирмы;

B) специальные фирмы по налоговому консультированию;

Г) другой источник (друзья, соседи, Интернет)

6. Когда Вы обращаетесь за услугами налогового консультирования, какую сумму Вы платите?

7. Какая сумма была бы приемлема для Вас за услуги налогового консультанта?

Физ. лица ИП Организации:

А) не нуждаюсь в консультациях А) 500 рублей А) 500-5000 рублей

Б) 100 рублей Б) 500-1000 рублей Б) 5000-10000 рублей

В) 200-300 рублей В) 1000-1500 рублей В) свыше 10000 рублей

Г) 500-1000 рублей Г) 1500-3000 рублей

8. Как Вы оцениваете компетентность налогового консультанта?

Оцените в баллах (от 1 до 10)

9. Оцените общее эмоциональное впечатление от визита к налоговому консультанту.

Оцените в баллах (от 1 до 10)

10. Как Вы в целом оцениваете уровень работы налоговых консультантов?

A) высокий;

Б) средний;

B) низкий

11. Насколько развито Налоговое консультирование в г. Абакане?

Оцените в баллах (от 1 до 10)

12. Нуждается ли, по Вашему мнению, налоговое консультирование в дальнейшем развитии?

А) да;

Б) нет

С помощью анкетирования были выведены следующие обобщенные данные:

1. Процентное соотношение категорий налогоплательщиков, участвующих в опросе:

• 50% - физические лица;

• 35% - индивидуальные предприниматели;

• 15% - организации.

Из них о существовании такого вида услуг, как налоговое консультирование, знают 89 налогоплательщиков, остальные 11 (4 индивидуальных предпринимателя и 7 физических лиц) не знают о налоговом консалтинге.

2. По частоте обращений налогоплательщиков, прибегающих к помощи налоговых консультантов, можно разделить на три группы:

• 52% - более одного раза в год;

• 18% - один раз в год;

• 30% - раз в несколько лет.

Большинство опрошенных пользуется услугами консультирующих в сфере налогообложения фирм один или несколько раз в год. Это позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщики нуждаются в помощи налоговых

консультантов, так как они не в состоянии самостоятельно успевать отслеживать необходимые для них изменения в налоговом законодательстве, а также рационально, результативно оптимизировать свои налоги.

3. Как и куда обратиться за помощью налогового консультанта?

Из 89 налогоплательщиков, знающих о налоговом консультировании, только 82% опрошенных (73 респондента) знают, где можно получить консультацию по вопросам, касающимся налогообложения. В качестве источников налогового консультирования такие налогоплательщики указали:

• налоговые органы - 36%;

• аудиторские фирмы - 15%;

• специальные фирмы по налоговому консультированию - 11%;

• другие источники (интернет, соседи, друзья) - 38%.

Многие налогоплательщики нуждаются в налоговом консультировании, но недостаточно рационально используют его источники, так как налоговые органы и интернет-сайты только информируют о налогах и сборах и изменениях в налоговом законодательстве. В настоящее время специальные фирмы по налоговому консультированию в основном предоставляют консультации по общим вопросам, таким как заполнение налоговых деклараций, сроки возникновения и порядок уплаты налогов и сборов, наличие права у налогоплательщика на применение налоговых вычетов, порядок его реализации и т.д. Соседи, друзья и ресурсы сети Интернет могут давать ложную информацию, тем самым путая информируемого, что может привести к негативным последствиям.

4. Плата за услуги налогового консультирования.

В Абакане за услуги консалтинга по налогообложению установлена плата, которую можно увидеть в табл. 2, однако налогоплательщики, в большинстве случаев, не готовы оплачивать услуги налоговых консультантов в подобных размерах. Диапазон цен за услуги по налоговому консультированию, предпочитаемый налогоплательщиками, также указан в табл. 2.

Таблица2

Ценовая политика в области налогового консультирования, руб.

Категории налогоплательщиков Существующая цена Желаемая цена

Физические лица 300-1500 100-300

Индивидуальные предпринима- 600-5000 500-1500

тели

Организации 2500-120000 5000-10000

В ходе проведенного анализа выясняется, что существует огромная разница между установленной налоговыми консультантами и приемлемой для налогоплательщиков ценами, особенно ярко это наблюдается у такой категории налогоплательщиков, как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Это объясняется отсутствием конкуренции между налоговыми консультантами, консалтинговыми фирмами. Данный бизнес находится на стадии формирования, поэтому на рынке налогового консультирования нет жесткой конкуренции между фирмами, что, в свою очередь, является причиной высоких цен на данный вид услуг. У консультанта нет необходимости бороться за клиента, а значит, и нет необходимости снижать свои расценки или делать скидки.

5. Оценка качества предоставляемых услуг по налоговому консультированию (73 опрошенных):

• В среднем компетентность налогового консультанта опрашиваемые оценили в 5 баллов из предлагаемых десяти, что объясняется нехваткой квалифицированных кадров в сфере налогового консультирования. Это является одной из проблем в исследуемой области.

• Эмоциональное впечатление от визита в среднем оценили в 4 балла.

Налоговые консультанты не проявляют должной степени внимания к

своим клиентам, и как люди более образованные, общаются с налогоплательщиками «свысока». Отсутствие рыночной конкуренции и установленных правил этики усугубляет ситуацию, поэтому налогоплательщики чувствуют себя некомфортно.

6. Уровень работы налоговых консультантов.

73 опрошенных, которые обращались за услугами налогового консультирования, отметили:

• 8% - высокий уровень налогового консультирования;

• 58% - средний;

• 34% - низкий.

По данным опроса видно, что большая часть налогоплательщиков ставят работе налоговых консультантов оценку «хорошо», на это влияет следующая совокупность показателей:

• профессиональная подготовка;

• нежелание клиента полностью сотрудничать с консультантом, что связанно с недоверием клиента к данному виду услуг;

• отсутствие в Абакане специализированных фирм по налоговому консультированию.

7. Развитость налогового консультирования в Абакане.

Налогоплательщики, которые участвовали в анкетировании, оценили налоговое консультирование в Абакане в среднем на 3 балла из предлагаемых десяти. Это объясняется следующими факторами:

• спрос на налоговое консультирование стал расти только в последние три года;

• уровень компетентности налоговых консультантов не повышается, а спрос на их услуги стремительно растет;

• Абакан отдален от центральной части России, где налоговое консультирование получило соответствующее развитие;

• нет достойной пропаганды данного вида услуг.

8. Нуждается ли налоговое консультирование в дальнейшем развитии?

На этот вопрос 100% опрошенных дали положительный ответ, по общему

мнению, налоговое консультирование нуждаются в дальнейшем развитии. Большинство налогоплательщиков не ориентируются в сфере налогообложения, многим из них просто некогда отслеживать изменения в налоговом законодательстве, поэтому при большей степени развития консультирования они рассчитывают в будущем на помощь налоговых консультантов.

Проанализировав все данные, полученные посредством анкетирования налогоплательщиков в вопросах, связанных с налоговым консультированием, можно сделать следующие выводы:

1. О налоговом консультировании информирован практически каждый налогоплательщик, но куда обратиться по интересующим его вопросам, чтобы получить грамотную квалифицированную помощь, знают только 19% опрошенных налогоплательщиков. Это говорит о том, что налоговое консультирование осуществляется на инициативной основе и не имеет должной пропаганды, кроме того, налоговое консультирование не имеет самостоятельного законодательного регулирования.

2. Следствием отсутствия прямой конкуренции среди налоговых консультантов является высокая стоимость данных услуг. В настоящее время уровень благосостояния населения Российской Федерации пока не позволяет приобретать подобные услуги по действующим ценам.

3. При наличии спроса на консультационные услуги отсутствуют специалисты с должным уровнем подготовки и знаний в сфере налогообложения.

Таким образом, при наличии спроса и предложения покупатели и продавцы такой услуги, как налоговое консультирование, несмотря на уровень развитости СМИ и телекоммуникационных каналов связи, не могут прийти к консенсусу, а иногда и просто найти друг друга. Большинство фирм страдает от недостатка клиентуры, а их потенциальные клиенты, в свою очередь, пытаются получить услуги по налоговому консультированию там, где предоставляется только информирование, - в налоговых органах. Значительную роль в сложившейся ситуации играет низкий уровень налоговой, а также правовой культуры в целом.

В силу того что налоговое консультирование, как уже отмечалось ранее, является относительно новым веянием, данный вид консалтинга имеет свои трудности и проблемы, которые в принципе закономерны, но их можно решить. Этот вид услуг начинает становиться более востребованным в России.

Следует обратить внимание на правовое регулирование налогового консалтинга в России. Одна из основных проблем - это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования [4].

Сегодня не существует определенного специализированного закона, который бы регулировал и контролировал деятельность налоговых консультантов. Появление новой профессии вызывает необходимость в выработке профессиональных стандартов. Основы такого консалтинга регламентируются законодательством РФ о налогах и сборах, законами о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности. С точки зрения этических норм ссылка происходит на законы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Еще одной проблемой развития налогового консультирования является нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров. В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается более быстрыми темпами, чем Сибирь и Дальний Восток. Поэтому консалтинг в области налогообложения здесь менее востребован, а из этого следует, что работы в мегаполисах больше, она

интереснее и за нее выше платят. По этим причинам происходит отток профессиональных кадров, например, из азиатской части страны в европейскую [5].

Есть проблемы образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, также нет достаточного количества учебно-методической литературы. Это тоже может являться причиной, порождающей нехватку кадров. Следует к тому же отметить, что сегодня не требуется специального образования, лицензии на право ведения консалтинговой деятельности. Не во всех отраслях достаточное влияние имеют профессиональные объединения консультантов, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и профессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компании. Как следствие, приход в консалтинг людей малопрофессиональных, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах потенциальных клиентов.

Существует также проблема осуществления контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам, которая заключается в том, что квалификационная характеристика специалиста утверждена Министерством труда и социального развития России, а контроль за ее соблюдением, правила и стандарты налогового консультирования до сих пор не установлены.

Изучение фактического состояния российского консультационного рынка в области налогообложения позволило выявить и классифицировать основные причины его недостаточной развитости:

1. Недостаток конкуренции на российском рынке консалтинга является причиной большинства недостатков в данной области.

Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от предприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях производства в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки и при этом сохранять свои позиции на рынке.

2. Недостатки управленческой культуры.

Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой концепции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с учетом внешнего консультанта. Кроме того, изменение стиля управления обычно подразумевает перемену в проведении, взглядах и методах работы лично руководителя. Это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно при живучести традиций авторитарности. В-третьих, на консалтинг как сферу, связанную со знанием и интеллектом, в России традиционно смотрят как на

область предоставления бесплатных услуг, которая, как культура или образование, должна финансироваться по остаточному принципу.

3. Следующий недостаток - высокая стоимость услуг.

Сегодня в России услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес, а также граждане просто не имеют свободных денежных средств для оплаты их советов. Налоговые консультанты - это дорогостоящая услуга. А крупные предприятия часто имеют возможность содержать в своем штате специалиста в налоговой сфере, в силу чего не нуждаются в услугах консультационных служб.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо осуществить ряд мероприятий по решению проблем в области налогового консультирования. Попробуем определить направления совершенствования и найти решение конкретных проблем налогового консультирования.

Становится очевидным, что подготовка и деятельность по налоговому консультированию затрагивают интересы многочисленных и различных групп населения, организаций, а также государства. Поэтому она должна регулироваться как на правительственном и ведомственном уровне, так и в законодательном порядке [7].

Основываясь на изученном материале, можно предложить следующие пути решения проблем развития рынка налогового консалтинга, которые, в свою очередь, определяют направления совершенствования и перспективы развития консультирования в России.

Прежде всего необходимо законодательно закрепить этот вид консалтинга. Проблема отсутствия законодательного регулирования налогового консультирования решается принятием федерального закона «О налоговом консультировании», а также разработкой и созданием нормативной базы о стандартах и порядке осуществления налогового консультирования. Стандарты налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации. Это поможет повысить престиж налогового консалтинга, избежать непрофессионального консультирования, а также защитить интересы клиентов и самих налоговых консультантов. Такой закон должен помочь консультантам более эффективно взаимодействовать с клиентами «на равных», а также урегулировать отношения внутри консалтинговой фирмы между сотрудниками.

Также это поможет разрешить проблемы прихода в данный вид деятельности дилетантов, не имеющих специальных знаний и свидетельства, подтверждающего право заниматься налоговым консультированием.

При разработке проекта федерального закона «О налоговом консультировании» следует принимать во внимание законодательство и опыт других стран (Германия, страны Восточной Европы, Австрия и др.), где существуют аналогичные специалисты по налоговому консультированию.

В Германии очень развито законодательство в сфере налогообложения. Соответствующие законы всегда предусматривают виды, основания и механизм ответственности консультантов за рекомендации, которые они дали своим клиентам [7].

В каждой из стран Восточной Европы нормативным положением для деятельности налоговых консультантов является специальный закон о налого-

вом консультировании. Сегодня в данных странах имеется опыт применения соответствующих законов, регулирующих налоговое консультирование, протяженностью в 15-20 лет и такой же опыт работы профессиональных объединений.

Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования в Австрии осуществляется на основании австрийского федерального закона «О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением», который определяет правовые основы деятельности по налоговому консультированию.

Проблема подготовки консультантов по налогам и сборам может быть решена на основе профессиональной подготовки и переподготовки с выдачей соответствующего государственного диплома [7].

В особенности важной здесь представляется дополнительная образовательная программа «Подготовка консультанта по налогам и сборам». Главное, чтобы подготовка налоговых консультантов не свелась к выдаче какого-либо аттестата, свидетельства или удостоверения, а тем более «диплома» негосударственного учебного заведения, выдаваемых за краткий срок обучения (несколько дней или недель, месяцев), в течение которого может быть лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями. Краткосрочное обучение не эффективно для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Обучение должно быть качественным, отвечать определенным стандартам, желательно с хорошей стажировкой (можно и за рубежом, например в Германии, Израиле, США и т.п.) [7].

Важно, чтобы четко функционировал механизм государственной аттестации указанных специалистов.

В рамках решения проблем образовательного плана и подготовки преподавателей для обучения консультантов по налогам и сборам необходимо решение следующих задач:

• разработка методик обучения и организация подготовки преподавате-лей-консультантов;

• консультирование и сопровождение процесса подготовки преподава-телей-консультантов организациями и учреждениями, имеющими опыт работы в этой сфере консультирования (методологический, методический и инструментальный аспекты);

• участие в подготовке преподавателей-консультантов Учебно-методологического центра при ФНС РФ, некоммерческого партнерства «Палата налоговых консультантов» и др.;

• разработка отечественных методологических средств и методического инструментария для подготовки преподавателей.

Для решения нехватки квалифицированных кадров в налоговом консалтинге квалифицированную подготовку кадров, включая повышение квалификации консультантов по налогам и сборам, необходимо проводить не только в Москве и в близлежащих городах, но и в других субъектах РФ, федеральных округах. Таким образом, у людей, желающих получить профессию налогового консультанта или просто повысить свой профессиональный уровень,

будет больше возможностей для реализации поставленной задачи без отрыва от работы или значительной траты наличных денежных средств [8] .

Дороговизна консалтинговых услуг и нехватка высококвалифицированных кадров в этой сфере зависят скорее не от государства или российского законодательства, а обусловлена отсутствием конкуренции между консультантами, консалтинговыми фирмами. На наш взгляд, это и является причиной высоких цен на подобные услуги. У консультанта нет необходимости бороться за клиента, а значит, и нет необходимости снижать свои расценки или делать скидки. Эту проблему можно будет решить, только развивая и пропагандируя данный вид услуг.

Проблема отсутствия контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам должна быть решена путем наделения Палаты налоговых консультантов обязанностью осуществлять контрольные функции в отношении соблюдения правил и стандартов налогового консультирования по примеру саморегулируемых организаций в аудиторской деятельности.

На основании вышеизложенного в интересах общества и государства, в том числе налоговых органов России, с которых будет снята нагрузка в части налогового информирования, в целях упорядочения подготовки и государственной аттестации консультантов по налогам и сборам, а также для защиты законных прав и интересов налогоплательщиков предлагается осуществить ряд мероприятий, в частности:

1. Разработать положение о консультантах по налогам и сборам и утвердить его в государственном органе по примеру федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

2. Ввести систему подготовки, переподготовки, обучения налоговых консультантов в средних специальных и высших учебных заведениях.

3. Разработать порядок проведения государственной аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам.

4. Разработать порядок сертификации профессионалов в области налогового консультирования.

5. Создать единый реестр налоговых консультантов.

Все вышеперечисленные пути решения проблем российского налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.

На первом плане должна быть информационная, просветительная работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и дисциплины. Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем в таких странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием.

Роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать

налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его.

При этом должны иметь место взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов: ФНС России, Минфина России, Минюста России, Генеральной прокуратуры РФ, органов судебной системы, других органов.

По нашему мнению, надо приступить к созданию стабильной налоговой системы, в которой налогоплательщики и налоговые органы уважают друг друга, а принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение.

Во-первых, следует квалифицированно совершенствовать налоговое законодательство, проводить назревшую налоговую реформу в области налогового консультирования, так как эта область сферы услуг динамично развивается и требует нормативно-правовой регламентации.

Во-вторых, следует создавать территориальную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и равномерное размещение специалистов - консультантов по налогам и сборам - по всей территории Российской Федерации.

Необходимо также рассмотреть проблемы психологического характера. Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Физические лица также относятся к этому виду деятельности с недоверием, а порой даже не знают о его существовании.

Часто к консалтингу налогоплательщики обращаются как к последней инстанции, когда они уже вошли в конфликт с налоговыми органами. С психологической точки зрения обращение к консультанту - это «крик о помощи», который может существенно подорвать репутацию фирмы-налогоплательщика.

Консультирование в сфере налогообложения требует большой степени доверия между консультантом и клиентом. Но в современных условиях - в условиях жесткой конкуренции - фирмы боятся разглашать необходимую консультанту информацию, составляющую коммерческую тайну. Это также сказывается на развитии консультирования в сфере налогообложения на российском рынке услуг. Эта проблема может быть решена повышением правовой культуры граждан, а именно проведением различного рода семинаров, курсов повышения грамотности налогоплательщиков и пропагандой таких мероприятий. Хотя лучше всего начать прививать гражданам высокую степень налоговой культуры с детства.

Если обратиться к опыту зарубежных стран, то можно выделить следующие направления совершенствования налогового консультирования в России:

1. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта.

В России не распространено страхование ответственности, тогда как в Великобритании, Германии, странах Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего статус налого-

вого консультанта, а также для включения в члены профессиональных организаций и палаты налоговых консультантов.

2. Совместная работа организаций налоговых консультантов с государственными органами.

В данном направлении необходимо руководствоваться положительным опытом Голландии. Отличительная особенность голландских организаций, объединяющих налоговых консультантов, заключается в их участии совместно с государственными органами в обсуждении актуальных вопросов налогообложения - от нового законодательства до вопросов взаимоотношений с налогоплательщиками. Такой опыт особенно интересен, поскольку подтверждает, что наличие сильной независимой организации, объединяющей профессионалов в какой-либо области, позволяет осуществлять эффективное регулирование их деятельности и оказывать существенное влияние на формирование государственной политики в данной области.

3. Ответственность налоговых консультантов.

В России имеет место гражданско-правовая (имущественная) ответственность налогового консультанта перед клиентом, которая возникает в силу договора об оказании консультационных услуг.

Если обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами и самое главное - на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант в соответствии с законодательством несет ответственность, начиная от предупреждения и вплоть до уголовной ответственности. В Польше, Чешской Республике и Словакии - это штраф, а также запрет на выполнение профессии и вычеркивание из реестра налоговых консультантов.

Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них. При этом консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик [4].

По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении или в рамках дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом).

Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке в соответствии со ст. 171 УК РФ).

4. Деятельность профессиональных объединений налоговых консультантов.

В России, как и во многих странах мира, существуют и успешно осуществляют деятельность общественные организации и общества по организации дея-

тельности консультантов по налогам и сборам. Но при этом субъектами налогового консультирования являются также и юристы, специализирующиеся в налоговом праве, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры и иные лица, которые порой ведут консультационную деятельность без сертификатов, дипломов, дающих право заниматься этим лицам налоговым консультированием.

Для того чтобы предотвратить незаконную деятельность по налоговому консультированию и обезопасить налогоплательщиков от некачественного предоставления услуг, можно обратиться к зарубежному опыту. Так, в странах Восточной Европы на основе законов о налоговом консультировании все налоговые консультанты в обязательном порядке объединены в профессиональные объединения - палаты налоговых консультантов.

Налоговое консультирование в России - это достаточно новая и молодая область консультирования. Именно поэтому необходимо обратить внимание на опыт зарубежных стран в области налогового консультирования и использовать практику Великобритании, стран Восточной Европы, Германии, которая может помочь российским налоговым специалистам в их деятельности, не забывая при этом учитывать особенности российского менталитета.

Профессиональным объединениям консультантов необходимо также обратить внимание на мероприятия по пропаганде налогового консультирования. Такие мероприятия должны быть сосредоточены не только в европейской части страны, но и по всей территории России, например, при помощи открытия филиалов профессиональных объединений в различных регионах страны.

Литература

1. Башкирова Н.Н., Сугробова Е.Б. Основы налогового консультирования: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: Магистр, 2010. 175 с.

2. КиринаЛ.С. Формирование и развитие рынка услуг налогового консультирования в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: ЗАО «Изд-во “Экономика”», 2006.

3. Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В. Налоговое консультирование: учеб. пособие / науч. ред. Д.Г. Черник. М.: «ЗАО Издательство “Экономика”», 2009. 439 с.

4. Демишева Т.А. Место налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками // Налоги и налогообложение. 2008, № 7. С. 10-16.

5. Кривошапко Ю. Консультант в стране советов // Российская газета. 2012. 3 февр. № 5696.

С. 4.

6. История создания Палаты налоговых консультантов [Электронный ресурс]. иЯЬ: www.palata-nk.ru (дата обращения: 10.06.2013).

7. Демишева Т.А. Роль налоговых консультантов во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками [Электронный ресурс]. ИКЬ: www.palata-nk.ru (дата обращения: 12.05.2013).

8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. ИЯЬ: // www.nalog.ru (дата обращения: 23.05.2013).