Научная статья на тему 'Налоговое консультирование в РФ: проблемы и перспективы развития'

Налоговое консультирование в РФ: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1799
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / TAXATION / TAX CONSULTING / OPTIMIZATION / BILL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликайдаров Тимур Тыныстанович

В статье рассматривается сущность налогового консультирования, его особенности, проблемы и перспективы развития в России. РазработансобственныйпроектФЗ «Оналоговомконсультировании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONSULTING IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The paper describes the essence of tax consulting, its peculiarities, problems and prospects of development in Russia. A draft of a federal law «On tax consulting» is developed.

Текст научной работы на тему «Налоговое консультирование в РФ: проблемы и перспективы развития»

УДК 336.228.32

НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Т. Т. Маликайдаров

TAX CONSULTING IN THE RUSSIAN FEDERATION:

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

T. T. Malikaydarov

В статье рассматривается сущность налогового консультирования, его особенности, проблемы и перспективы развития в России. РазработансобственныйпроектФЗ «Оналоговомконсультировании».

The paper describes the essence of tax consulting, its peculiarities, problems and prospects of development in Russia. A draft of a federal law «On tax consulting» is developed.

Ключевыеслова: налогообложение, налоговоеконсультирование, оптимизация, законопроект.

Keywords: taxation, tax consulting, optimization, bill.

В течение последних лет оказание консультационных услуг превратилось в организованный и технологический бизнес, без которой фактически немыслимо нормальное функционирование рынка различных видов предпринимательской деятельности.

Налоговое законодательство в нашей стране является динамичной развивающейся отраслью права. Постоянные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты, регулирующие налогообложение юридических и физических лиц, вовлекают все большее число граждан в налоговые правоотношения. Огромное количество нормативных документов сложно для восприятия неподготовленного человека, не специализирующегося в вопросах налогообложения. Не обладая всей полнотой знаний в сфере налогового права, граждане могут совершать действия, которые квалифицируются как налоговое правонарушение.

Информация, полученная из разных источников, зачастую бывает не только сложна для восприятия, но и противоречива. Возникает необходимость «адаптированного чтения», которую и может обеспечить квалифицированный налоговый консультант.

В условиях нестабильной мировой экономической ситуации, в стремлении максимизировать прибыль любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Управляя доходами и расходами, хозяйствующий субъект решает вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства.

Налоговый консультант призван предлагать законные налоговые схемы, анализировать их эффективность, оценивать возможные риски в целях оптимизации налогообложения и развития хозяйствующих субъектов. Для качественного выполнения данных функций необходимо наличие профессиональной компетентности и квалификационной подготовки [2].

Налоговое консультирование - деятельность, осуществляемая лицами, получившими статус налогового консультанта в порядке, установленном законом, по оказанию содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и в обеспечении реализации законных прав и интересов участников отношений,

регулируемых законодательством о налогах и сборах [3].

Налоговые консультанты, осуществляя свою деятельность, базируются на различных нормативных актах, главным среди которых является Конституция РФ. Решение проблемы клиента требует от консультанта знаний гражданского, налогового, административного, трудового и уголовного законодательства, особенно в части оптимизации налоговой нагрузки своего клиента.

Однако, сам институт налогового консультирования в нашей стране не имеет специального законодательного регулирования.

Вся нормативно-правовая база, существующая на данный момент, имеет общий характер и представлена следующими документами:

1. Конституция РФ. Пункт 4 статьи 29 предусматривает право граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1].

2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 4 августа 2000 г. № 57 «О внесении дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» вводит квалификацию «консультанта по налогам и сборам», принципы работы налогового консультанта, а также дает характеристику статусу налогового консультанта.

3. Налоговый Кодекс РФ. В статьях 26, 27, 29 устанавливается институт представительства налогоплательщика в органах государственной власти, судах и т. д.

На сегодняшний день на российском рынке налогового консультирования остро ощущается недостаток регулирующих механизмов.

В связи с этим изучение опыта развитых стран в этом направлении очень важно с точки зрения возможности использования апробированного на практике механизма организации налогового консультирования в стране.

Мы считаем, что наиболее полезным в российских реалиях будет опыт регулирования деятельности налоговых консультантов в Германии.

В Германии на федеральном уровне и на уровне земель существует около 40 законов, касающихся только налогового консультирования

Основной закон, регулирующий деятельность налоговых консультантов в Германии, - Закон Германии «О консалтинговых услугах в области налогообложения» - имеет 4 части и 167 статей.

Закон Германии «О консалтинговых услугах в области налогообложения» определяет статус, права и обязанности субъектов налогового консультирования; устанавливает совместимые и несовместимые виды деятельности; устанавливает требования к претендентам на звание немецкого налогового консультанта; определяет виды профессиональных объединений налоговых консультантов и их организационную структуру; устанавливает цены на услуги по налоговому консультированию и страховые тарифы.

Основываясь на анализе института налогового консультирования, его законодательной базы, подготовки налоговых консультантов, а также рынка данного вида услуг, можно выделить следующие проблемы развития налогового консультирования в России.

1. Отсутствие специального закона, регулирующего деятельность налоговых консультантов в РФ.

Отсутствие данного закона является мощнейшим тормозом в развитии налогового консультирования. Так как без него не определены статус, тарифы, ответственность и страхование ответственности налоговых консультантов, также налоговым консультантам необязательно являться членами саморегулируемых организаций.

2. Нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров.

В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток.

Потребность в налоговых консультантах весьма ощутима в России. В западных странах на десять работников налоговой службы приходится одиннадцать налоговых консультантов (США, Франция, Англия, Германия, Австралия). В России в налоговой службе сегодня работает примерно 140 тыс. человек. Если применить указанное соотношение, в России должно быть примерно 150 тыс. налоговых консультантов.

3. Недостаток конкуренции на рынке налогового консультирования РФ.

Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от предприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях производства в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке.

4. Недостаток управленческой культуры.

Многие отечественные предприниматели до сих

пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они пока не понимают, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. К тому же, являясь собственниками организаций, они психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта.

5. Недостатки профессиональной подготовки налоговых консультантов.

Необходимо повысить эффективность подготовки специалистов в области налогообложения не только в процессе обучения и сдачи на аттестат в Палате налоговых консультантов, но прежде всего в высших учебных заведениях.

Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, также нет достаточного количества учебно-методической литературы. Налоговое консультирование в России находится на той стадии развития, когда отсутствие обобщения опыта этой сферы деятельности в книгах, учебниках и пособиях становится тормозом для развития профессии в целом.

6. Отсутствие культуры консультирования.

В настоящее время большинство направлений российского консалтинга нерегламентируется законодательными актами и для осуществления консультационной деятельности юридическим и физическим лицам не требуется специального образования, лицензий на право заниматься этой деятельностью. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах российских руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Проанализировав проблемы налогового консуль-тирвоания в нашей стране, можно выделить следующие направления развития.

1. Принятие законопроекта ФЗ «О налоговом консультировании».

Принятие данного законопроекта позволило бы урегулировать деятельность по налоговому консультированию в нашей стране (определить статус, принципы, ответственность и страхование ответственности налоговых консультантов, а также обязать налоговых консультантов являться членами саморегулируемых организаций).

2. Развитие системы профессиональной подготовки налоговых консультантов.

Решение данного вопроса позволит готовить налоговых консультантов высокой квалификации, наполнить ими рынок и повысить культуру консультирования.

3. Пропаганда необходимости и значимости налогового консультирования.

Активная пропаганда позволит привлечь людей, желающих заниматься налоговым консультировани-

ем, а также повысить доверие у предпринимателей и обычных людей к налоговому консультированию.

Первая попытка создания законопроекта «О налоговом консультировании» была предпринята еще в конце 90-х годов, но не увенчалась успехом.

В 2012 году МРО Палата налоговых консультантов по запросу руководителя ФНС России М. В. Ми-шустина направила законопроект в Федеральную налоговую службу РФ.

По нашему мнению, данный законопроект требует доработок и исключения некоторых положений. А потому мы предлагаем свой вариант законопроекта с изменениями, которые по нашему мнению, окажутся практически важными и значимыми для развития института налогового консультирования в Российской Федерации.

В авторском законопроекте нами были добавлены в качестве лиц, осуществляющих налоговое консультирование, аудиторы и адвокаты.

Статус определяется в большей степени профессионализмом, компетентностью и установлением таких квалификационных требований к консультанту, которые бы гарантировали высокое качество услуг потребителю и не позволяли консультанту злоупотреблять своим статусом и возможностями.

2. В законопроекте палаты налоговых консультантов выделены 4 принципа налогового консультирования: профессионализм, добросовестность, независимость и конфиденциальность. В нашем законно-проекте были добавлены еще 2 общепризнанных принципы: принцип законности и принцип объективности.

Принцип законности, на наш взгляд, является самым важным принципом из тех, которыми должен руководствоваться налоговый консультант. Уменьшение налоговой нагрузки и ее законная оптимизация, зачастую это совершенно разные вещи. Налоговый консультант должен предлагать законные схемы оптимизации налоговых платежей.

3. Стаж, необходимый для возможности получения аттестата налогового консультанта (статья 11 п. 1), в законопроекте Палаты налоговых консультантов должен быть не менее 5 лет при наличии профильного высшего экономического или юридического образования, законченного по программе специалиста.

По нашему мнению, стаж можно сократить до 3-х лет при наличии профильного высшего экономического или юридического образования по программе специалиста. В «Законе о консалтинговых услугах в области налогообложения» в Германии прописан срок не менее 2-х лет.

Для лиц, отучившихся по программе бакалавриата, необходим стаж работы не менее 4 лет по экономической или юридической специальности.

Также данную статью мы решили дополнить возможностью получения аттестата для лиц, являющихся авторитетными и признанными специалистами в области налогообложения, что подтверждается публикациями в СМИ, сети Интернет, изданными книгами, учебными пособиями и брошюрами и т. д. Такие лица имеют право на получение аттестата без квалификационных экзаменов по решению комиссии.

В законопроекте, представленном Палатой налоговых консультантов, отсутствует пункт об ответственности налогового консультанта.

Мы считаем, что необходимо добавить в законопроект следующие пункты:

1. Налоговые консультанты, субъекты налогового консультирования несут ответственность за ненадлежащее налоговое консультирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый консультант несет ответственность в соответствии с налоговым, административным и уголовным законодательством, а также в соответствии с договором между ним и консультируемым лицом.

2. Мы считаем, что в законопроект было бы уместным добавить статью о страховании риска ответственности налогового консультанта (организации, оказывающей консультационные услуги).

Это позволит избежать больших убытков при ненадлежащем исполнении услуг по налоговому консультированию и условий договора. Сумма страхования определяется условиями договора.

В качестве минимальных страховых сумм выбрано 10 МРОТ (1000 руб.) при оказании услуг физическим лицам и 100 МРОТ (10000 руб.) при оказании услуг юридическим лицам.

3. В проекте закона, предлагаемого Палатой налоговых консультантов, в соответствии со статьей 5 п. 3: налоговый консультант вправе иметь помощников, которые не могут самостоятельно заниматься налоговым консультированием.

В проекте нашего закона мы добавили требования, предъявляемые к помощнику и стажеру: высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое или экономическое образование; помощник и стажер не вправе самостоятельно заниматься налоговым консультированием; помощник и стажер обязан хранить тайну налогового консультирования; помощник и стажер налогового консультанта осуществляет свою деятельность под руководством налогового консультанта, выполняя его поручения.

Литература

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. - № 237. -25.12.1993.

2. Лебедева, Е. И. Налоговый консультант призван обеспечить баланс частных и публичных интересов / Е. И. Лебедева // Налоги и налогообложение. - 2008. - №7. - С. 17 - 23.

3. Проект Федерального закона о налоговом консультировании. - Режим доступа: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3009

Информация об авторе:

Маликайдаров Тимур Тыныстанович - аспирант кафедры общей и региональной экономики КемГУ, 8-950-597-57-07, TimurMa.1ik1990@ma.i1m.

Timur T. Malikaydarov- post-graduate student at the Department of General and Regional Economics, Kemerovo State University.

Научный руководитель:

Косинский Петр Дмитриевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогообложения, предпринимательства и права КемГУ.

Peter D. Kosinskiy - research advisor, Doctor of Economics, Head of the Department of Taxation, Business and Law, Kemerovo State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.