Научная статья на тему 'О возможностях использования в России международного опыта государственного регулирования налогового консультирования'

О возможностях использования в России международного опыта государственного регулирования налогового консультирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1070
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНСАЛТИНГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КОНСАЛТИНГА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСАЛТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирина Людмила Сергеевна

В статье рассмотрен международный опыт налогового консультирования с точки зрения построения правовых отношений между государственными органами и консалтинговыми компаниями. Сформулированы предложения о целесообразности применения зарубежного опыта становления и развития налогового консалтинга в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About possibilities of the use in Russia of international experience of government control of the tax advising

In the article international experience of the tax advising is considered from point of construction of legal relations between public organs and consulting companies. Formulated suggestion about expedience of application of foreign experience of becoming and development of the tax consulting in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования в России международного опыта государственного регулирования налогового консультирования»

Бизнес в законе

1 ’2014

16. ФИНАНСЫ; ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ; УЧЕТ

16.1. О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Кирина Людмила Сергеевна, д.э.н., профессор, профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Место работы: Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: В статье рассмотрен международный опыт налогового консультирования с точки зрения построения правовых отношений между государственными органами и консалтинговыми компаниями. Сформулированы предложения о целесообразности применения зарубежного опыта становления и развития налогового консалтинга в Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговый консалтинг,

законодательное регулирование, модели построения взаимоотношений консалтинга и государственных органов, направления развития налогового консалтинга.

ABOUT POSSIBILITIES OF THE USE IN RUSSIA OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF GOVERNMENT CONTROL OF THE TAX ADVISING

Kirina L. S., d.e.n., professor, professor of department the «Tax advising» of the Financial university at Government of Russian Federation

Work place: Financial university at Government of Russian Federation

[email protected]

Annotation: In the article international experience of the tax advising is considered from point of construction of legal relations between public organs and consulting companies. Formulated suggestion about expedience of application of foreign experience of becoming and development of the tax consulting in Russian Federation.

Keywords: tax consulting, legislative adjusting, models of construction of mutual relations of consulting and public organs, directions of development of the tax consulting.

Современное состояние российского бизнеса характеризуется появлением целого ряда специфических видов деятельности, обусловленных кардинальным изменением экономической парадигмы развития нашего общества. В связи с этим актуальными становятся те проблемы, решение которых напрямую или косвенно влияет на эффективность бизнеса в нашей стране. К таким видам новой предпринимательской деятельности относится сфера консалтинговых услуг, получающая всё большее распространение, как в экономически

развитых странах, так и в странах с развивающимися рыночными отношениями, включая Россию.

Налоговое консультирование (налоговый консалтинг) для России является совершенно новым видом консультационных услуг, появление которого было вызвано становлением рыночных отношений в нашей стране и, соответственно, созданием и функционированием достаточно сложной российской налоговой системы. Этот факт является главной причиной возникновения многочисленных проблем у налогоплательщиков, не имеющих специальной подготовки в области правильного применения действующего налогового законодательства, что предопределило появление потребности в налоговых консультантах и, соответственно, возникновение этого нового вида услуг в налоговой сфере. В настоящее время по данным агентства Эксперт - РА объем консалтинговых услуг в области налогообложения превышает 12,5 млрд. руб. и имеет устойчивую тенденцию к росту. Однако становление и развитие института налогового консультирования в России не имеет определенной стратегии со стороны государственных органов и в большей степени зависит от сугубо рыночных факторов, а именно: спроса и предложения на консалтинговые услуги в налоговой сфере, что, на наш взгляд, не вполне правомерно, так как от правильного применения налогоплательщиками норм действующего налогового законодательства в существенной мере зависит формирование доходной части консолидированного бюджета, а в итоге -выполнение государством возложенных на него функций. Изучение сложившегося фактического состояния со становлением, формированием основных направлений деятельности и возможных перспектив развития налогового консультирования как самостоятельного вида консалтинговых услуг в области экономики и управления позволяет сделать вывод о том, что главной причиной, сдерживающей его дальнейшее развитие, является то, что налоговое консультирование, как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, в настоящее время в нашей стране не имеет законодательного регулирования. В связи с этим услуги в данной сфере деятельности может оказывать практически любое физическое или юридическое лицо, не имея на то специального разрешения или лицензии. Единственным документом, имеющим отношение к налоговому консультированию в нашей стране, является Постановление Минтруда РФ от 4 августа 2000 г. № 57 «О внесении дополнения в

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», в котором официально была признана профессия «Консультант по налогам и сборам» и установлен перечень требований и обязанностей для лиц, занимающихся этим видом деятельности.

В связи с этим деятельность налоговых консультантов в большей мере носит саморегулируемый характер, что негативно сказывается на качестве оказываемых услуг и уровне ответственности консультантов за возможные упущения с их стороны при разработке советов, рекомендаций клиентам по вопросам правильного

206

Кирина Л. С.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

применения норм действующего законодательства по налогам и сборам в Российской Федерации.

Часть этих проблем можно избежать, если изучить международный опыт налогового консультирования, так как данный институт благополучно функционирует во многих экономически развитых государствах на протяжении десятилетий, и, безусловно, в этих странах накоплен огромный отрицательный и положительный опыт деятельности в сфере налогового консультирования.

Тем не менее, как показывает практика, не всегда опыт одних государств можно перенести в условия другого государства. Это связано с многочисленными особенностями стран, начиная от их культурного, исторического, политического и экономического развития и заканчивая уровнем образованности населения.

Прежде всего, следует отметить, что в экономически развитых странах профессия налогового консультанта имеет давние традиции в построении взаимоотношений консультантов с государственными органами, ответственными за соблюдение соответствующих требований, предъявляемых к этим лицам.

Интересы налогоплательщиков и налоговых органов за рубежом требуют, чтобы лица, предоставляющие налоговые консультации на платной основе, обладали:

- надлежащей профессиональной квалификацией,

- несли персональную ответственность за все свои действия,

- соблюдали конфиденциальность в отношении дел их клиентов и действовали в интересах таких клиентов.

Так, в каждой из стран Восточной Европы нормативным положением для деятельности налоговых консультантов является специальный закон о налоговом консультировании. Например, в Германии налоговое консультирование регулируется профильным законом «О налоговом консультировании». К концу 2013 года в этой стране насчитывалось более 90 тыс. физических лиц, аккредитованных налоговыми консультантами, и почти 10 тыс. зарегистрированных юридических лиц, объектом деятельности которых является налоговое консультирование. В Германии каждый налогоплательщик может обращаться за помощью к налоговым консультантам, а коммерческие организации обязаны иметь в штате налогового консультанта или налоговый отдел. Официальное оказание помощи по налоговому консультированию разрешено только специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после сдачи квалификационных экзаменов.

В германском законодательстве предусматриваются основные обязанности налогового консультанта, а именно:

- осуществлять деятельность независимо;

- профессионально повышать свою квалификацию, постоянно учиться;

- сохранять тайну налогоплательщика;

- выбирать наиболее верные с точки зрения закона решения;

- соблюдать этику по отношению к другим налоговым консультантам;

- не нарушать законодательство.

Необходимым условием, подтверждающим приобретенный статус, и право быть членом Палаты налоговых консультантов, является выдача свидетельства (аттестата) установленного образца.

Обязательным является страхование

ответственности налогового консультанта: разработан механизм страхования и установлены соответствующие тарифы.

Кроме того, установлены конкретные виды персональной ответственности налогового

консультанта за ненадлежащее исполнение своих обязательств перед клиентом:

- предупреждение;

- выговор;

- штраф до 50 тыс. €;

- лишение лицензии налогового консультанта;

- уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы;

- имущественная ответственность.

В некоторых странах (Великобритания) налоговые консультанты образуют саморегулируемые профессиональные сообщества. Такие организации регулируют деятельность своих участников, в частности, разрабатывают стандарты и кодексы поведения и этики. Налоговые консультации в Великобритании могут быть оказаны юристами, бухгалтерами и налоговыми консультантами.

Сравнивая системы правового регулирования и организации налогового консультирования в разных странах, можно выделить два основных критерия для сопоставления национальных структур.

Первый критерий заключается в порядке допуска желающих на рынок налогового консультирования. Сюда относятся в качестве регламентирующих признаков требования к личным качествам и уровню квалификации претендента.

Второй критерий охватывает правила поведения субъектов налогового консультирования на рынке. Такими правилами являются права и обязанности и профессиональная этика налоговых консультантов, положения о страховании профессиональной ответственности и повышении квалификации.

Рассматривая на этой основе нормативную базу для налогового консультирования в отдельных европейских странах, можно выделить две существенно отличающиеся друг от друга системы регулирования правовых отношений на рынке налогового консультирования.

Это, во-первых, система «государственного регулирования», когда нормативная база для налогового консультирования в основном кодифицирована законом,

во-вторых, система «саморегулирования», когда нормативная база для налогового консультирования исключительно установлена самими действующими лицами.

Система «государственного регулирования» означает, что в данной стране имеется специальный закон о налоговом консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение. Странами-представителями этой системы в Европе выступают, например: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Словакия, Франция, Хорватия и Чешская Республика.

207

Бизнес в законе

1 ’2014

В странах с выраженной системой «саморегулирования» обычно нет специального закона, регулирующего налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом (а в отдельных странах их может быть более одного) как правило, создано на частноправовой базе. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов. С членством связано право нести профессиональный титул, указывающий

потенциальному клиенту на ожидаемый квалификационный уровень лица, предлагающего услуги в области налогового консультирования. К странам, имеющим систему «саморегулирования» относятся, например: Бельгия, Великобритания,

Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария.

Правовое регулирование и организация налогового консультирования, а также работа профессиональных объединений в рассматриваемых странах в общем плане совпадают и отличия имеются только в нюансах.

Основным нормативным положением для деятельности налоговых консультантов в каждой из этих стран является специальный закон о налоговом консультировании. Эти законы регламентируют условия и порядок допуска к профессии налогового консультанта, их права и обязанности по отношению к клиенту и государству, а также предписывают условия создания, задачи и принципы действия профессиональных объединений налоговых консультантов.

В Чешской и Словацкой Республиках соответственный закон имеется уже с 1992-ого года, а в Польше он действует с 1997-ого года.

Субъектами налогового консультирования в качестве физических лиц по пониманию чешского и словацкого закона являются исключительно налоговые консультанты. В Польше дополнительно применяется закон в таком случае, когда адвокаты и аудиторы занимаются консультированием по налоговым делам своих клиентов. Польша отличается ещё тем, что лицами, занимающимися налоговым

консультированием, могут быть юридические лица в виде Общества с ограниченной ответственностью и Акционерного общества с условием, что больше половины их членов представлено налоговыми консультантами. В законе Чешской Республики право юридических лиц на налоговое консультирование отсутствует. Это, однако, не означает, что они для совместного осуществления деятельности не объединяются. Однако надо учесть, что носителями прав и обязанностей по налоговому консультированию при этом является не сама компания, а её члены.

Суть налогового консультирования во всех вышеназванных странах определяется одинаковым образом. Она заключается в оказании клиентам услуг по их налоговым делам в виде соответствующих консультаций, куда при желании может быть включено дополнительно выполнение всех способствующих этому работ, например, ведение бухучёта и налоговой документации, составление необходимых деклараций.

Для работы в зарубежных фирмах и приобретения статуса налогового консультанта претенденту необходимо обладать определённым уровнем квалификации и личными качествами, а также пройти специальное испытание в виде экзамена.

Требования к уровню квалификации кандидата в налоговые консультанты в рассматриваемых странах предъявляются следующим образом:

В Польше требуется высшее образование по любой специальности и 2-летний стаж работы у налогового консультанта либо в налоговой службе.

В Чешской Республике претендент должен иметь высшее образование по любой специальности минимум на уровне бакалавра. Стаж работы иметь не всегда обязательно, но на практике для успешного прохождения испытания, где придётся решать определенное количество практических задач, практический стаж желателен.

По словацкому закону тоже требуется высшее образование по любой специальности и 5-летний стаж работы в области экономики.

В Германии и Австрии существуют более жёсткие требования. Желающие стать налоговыми консультантами, например, в Германии должны иметь высшее образование в области экономики или права и пройти 2-3х-летний стаж работы у налогового консультанта или в налоговой службе.

Желающие стать налоговыми консультантами в Польше, Чешской Республике и Словакии должны отличатся, прежде всего, такими свойственными качествами, как полная дееспособность и полная правоспособность. Они должны иметь безупречный характер и образцовое поведение. В последних двух странах претендент формально ещё должен обладать способностью к самостоятельной деятельности и не состоять в личной зависимости от налоговых органов или их представителей.

Если, в любой из этих стран, претендент по уровню квалификации и личным качествам отвечает названным требованиям, то он, чтобы приобрести статус налогового консультанта, обязан пройти испытательный экзамен. В состав экзаменационной комиссии везде входят представители финансовоналоговых органов и профессионального объединения. В Польше включаются ещё представители Верховного административного суда и науки. Решающим голосом в комиссии всегда обладает сторона исполнительной власти.

Учредительный акт становления налогового консультанта в каждой стране осуществляется занесением его в Реестр налоговых консультантов, который ведётся при профессиональном объединении.

В этих странах этот акт связан с «Профессиональной присягой налогового консультанта» со стороны новобранца. Присягой он, в сущности, обязуется соблюдать интересы клиента при честном и добросовестном исполнении своей деятельности на основе закона и профессиональной этики и при сохранении профессиональной тайны.

Следует отметить, что права и обязанности налогового консультанта в каждой из рассматриваемых стран вытекают, с одной стороны, прямо из закона, а с другой стороны - из «Положения о профессиональной этике», установленного профессиональным объединением.

На основе законов о налоговом консультировании в рассматриваемых странах созданы

профессиональные объединения, которые

объединяют всех налоговых консультантов в обязательном порядке.

208

Кирина Л. С.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Рассматривая возможности использования международного опыта налогового консультирования в Российской Федерации, следует отметить, что на сегодняшний день в нашей стране нарабатывается собственный опыт налогового консультирования и можно сказать, что институт налогового консультирования, несмотря на отсутствие специального закона, развивается в правильном направлении в рамках мировых стандартов, чему способствует деятельность созданной в России Палаты налоговых консультантов, которая и занимается реализацией международного опыта налогового консультирования в нашей стране с учетом особенностей российской налоговой системы. Членство в данной палате является «визитной карточкой» для любой фирмы, занимающейся налоговым консультированием, а также для частнопрактикующих налоговых консультантов. Благодаря действующей в России программе подготовки налоговых консультантов сегодня сформирован определённый слой профессиональных налоговых консультантов. Многие специалисты проходят обучение по программе «Налоговое консультирование», разработанной Палатой налоговых консультантов России, и сдают затем квалификационный экзамен. В настоящее время за период 2000-2013 г.г. квалификационный аттестат Палаты налоговых консультантов России получили более 12 тыс. специалистов в области налогов и налогообложения. Ежегодно более половины из них повышают свою квалификацию по различным программам.

Учитывая опыт зарубежных стран, можно выделить следующие основные направления

совершенствования государственного регулирования развития налогового консультирования в России:

1. Принятие специального закона «О налоговом консультировании в Российской Федерации».

2. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта.

3. Обязательное лицензирование деятельности налогового консультанта.

4. Совместная работа организаций налоговых консультантов с государственными органами.

5. Обеспечение ответственности налоговых консультантов.

6. Расширение деятельности профессиональных объединений налоговых консультантов.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 от 31.07.1998г. (с дополнениями и изменениями).

2. Постановление Минтруда РФ №57 от 4 августа 2000 года «О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-ресурсы:

3. www.expertra.ru

4. www.palata-nk.ru

5. www.consultmarketing.ru

Reference list:

1. Internal revenue code of Russian Federation, ch.1 from 31.07.1998g. (with additions and changes).

2. Decision of Mintruda of Russian Federation №57 from Augusts, 4, 2000 «About bringing of addition in the Qualifying

reference book of positions of leaders, specialists and other office workers». Internet-resources:

3. www.expertra.ru

4. www.palata-nk.ru

5. www.consultmarketing.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью д.э.н., профессора Кириной Л. C.

«О возможностях использования в России международного опыта государственного регулирования налогового консультирования»

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как развитие рыночных отношений в нашей стране обусловило появление новых видов бизнеса, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. К этим новым видам предпринимательской деятельности, требующим пристального внимания со стороны государственных органов, относится и налоговый консалтинг.

На наш взгляд, автору удалось достаточно подробно отразить этапы становления этого нового направления консалтинговых услуг в области экономики и управления в нашей стране и за рубежом, акцентировать внимание на имеющихся проблемах как организационного, так и правового содержания. Безусловно, положительной оценки заслуживает анализ международного опыта государственного регулирования процесса налогового консультирования, подготовки и аттестации налоговых консультантов, построения взаимоотношений с общественными организациями и т.п.

В рецензируемой статье д.э.н., профессора Кириной Л. C. нашли отражение имеющиеся в нашей стране проблемы и предложены пути их решения, свидетельствующие о реальных направлениях развития одного из наиболее сложных и востребованных практикой вида консалтинговых услуг - услуг в области налогообложения, целью которого является содействие правомерному применению налогового законодательства хозяйствующими субъектами в Российской Федерации с учетом имеющегося международного опыта.

Статья содержит научную новизну, имеет практическую ценность и рекомендуется к опубликованию в журнале «Бизнес в законе».

Рецензент

к.э.н., профессор кафедры «Общественные финансы и финансовое право» Московского городского университета управления Правительства Москвы

Мигашкина Е. С.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.