Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / законодательство / налоговая система / малый бизнес / проблемы налогообложения / taxes / legislation / tax system / small business / tax issues

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Храмченко, Н.М. Асланов, Н.С. Федориненко

В данной статье рассматриваются основные актуальные проблемы систем налогообложения малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики. Рассматриваются проблемы и характеристики основных видов правонарушений в этой области, а также налоговой системы в целом. Предлагаются меры и меры, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и налоговой системы. В рыночной экономике налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. Эффективное функционирование экономики страны в целом зависит от того, насколько хорошо построена система налогообложения для малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION PROBLEMS IN SMALL BUSINESSES AND WAYS OF THEIR SOLUTION

This article discusses the main current problems of taxation systems for small businesses, which, in turn, affect the development of the economy. The problems and characteristics of the main types of offenses in this area, as well as the consideration of the tax system as a whole, are examined. Measures and measures related to further improvement of the tax policy and tax system are proposed. In a market economy, the tax system is one of the most important economic regulators, the basis of the financial and credit mechanism for regulating the economy. The efficient functioning of the country's economy as a whole depends on how well the taxation system for small businesses is built.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10559

А.А. Храмченко - доцент кафедры финансы, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, an.hramchenko@yandex.ru,

A.A. Khramchenko associate professor of finance, Kuban State Agrarian University named after I.T.Trubilina;

Н.М. Асланов - студент экономического факультета,Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,aslanov.nikos@yandex.ru,

N.M. Aslanov - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina;

Н.С. Федориненко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, nikon_f_99@mail.ru,

N.S. Fedorinenko - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ TAXATION PROBLEMS IN SMALL BUSINESSES AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные актуальные проблемы систем налогообложения малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики. Рассматриваются проблемы и характеристики основных видов правонарушений в этой области, а также налоговой системы в целом. Предлагаются меры и меры, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и налоговой системы. В рыночной экономике налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. Эффективное функционирование экономики страны в целом зависит от того, насколько хорошо построена система налогообложения для малого бизнеса.

Abstract. This article discusses the main current problems of taxation systems for small businesses, which, in turn, affect the development of the economy. The problems and characteristics of the main types of offenses in this area, as well as the consideration of the tax system as a whole, are examined. Measures and measures related to further improvement of the tax policy and tax system are proposed. In a market economy, the tax system is one of the most important economic regulators, the basis of the financial and credit mechanism for regulating the economy. The efficient functioning of the country's economy as a whole depends on how well the taxation system for small businesses is built.

Ключевые слова: налоги, законодательство, налоговая система, малый бизнес, проблемы налогообложения.

Keywords: taxes, legislation, tax system, small business,tax issues.

Налогообложение малого бизнеса вызывает много проблем в большинстве стран, включая Россию. В ситуациях сложных условий, типичных для отечественной экономики в настоящее время, малые предприятия не всегда могут точно прогнозировать свои доходы, возможные результаты той или иной негативной ситуации. Величина потерь, незначительная для крупного предприятия, может быть чрезвычайно сложной для мелкого производителя.

Большинство развитых стран поощряют и поддерживают малый бизнес разными способами. В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства в России в 2007 году был принят Федеральный закон N° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В настоящее время это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия малых и средних предприятий, их поддерживающую инфраструктуру, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с настоящим Федеральным законом к малым предприятиям относятся юридические лица с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн до 400 млн рублей. [1]

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малый бизнес как сектор рыночной экономики находится на стадии формирования, его потенциал используется не полностью. Малый бизнес вносит значительный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и имея возможность модифицировать конечный продукт, следуя спросу

Как известно, малое предпринимательство занимает особое место в экономике, так как оно: решает проблему занятости населения; позволяет быстро перестраивать производство и тем самым быстро реагировать на потребности рынка; способствует конкуренции; Малые инновационные предприятия создают уникальные высокотехнологичные продукты. [2]

Тем не менее, роль малого бизнеса в российской экономике остается очень незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость людей на таких предприятиях крайне мала по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

На За паде ситуа ция сове рше нно иная: ма лый бизне с являе тся прямым источником экономиче ского роста в стра не . В экономиче ски ра звитых стра на х на блюда е тся опре де ле нный культ ма лого бизне са . Име нно поэтому значите льная часть аме риканского и е вропе йского бизне са относится к кате гории «малый» и «сре дний». Одной из основных причин успе шного ра звития ма лого бизне са на За па де являе тся эффе ктивность на логовой систе мы, це лостного на логового за конода те льства и на логовых льгот со стороны госуда рства . Та ка я практика не може т не вызывать огромный инте ре с к зарубе жному опыту построе ния систе мы на логообложе ния в сфе ре ма лого бизне са .

В большинстве развитых стран малый бизне с юридиче ски опре де ляе тся как особый субъе кт государстве нного ре гулирования. Спе цифика малого бизне са , а име нно е го социально-экономиче ская значимость, опре де лила спе цифику е го налогообложе ния, которое орие нтировано на долгосрочные це ли экономиче ского ра звития и связа но с ре а льными экономиче скими пропорциями в этом се кторе . [3]

В России суще ствуе т два типа на логовых ре жимов для ра ссматрива е мых субъе ктов: общий или DOS (уплата фе де ральных, ре гиональных и ме стных налогов) и спе циальный (пре дполагае т уплату одного конкре тного на лога , ра зме р которого уста на влива е тся в упроще нном порядке . вме сто не скольких основных на логов).

В ра мках обще й систе мы на логообложе ния уплачиваются сле дующие виды на логов: подоходный на лог с пре дприятий (20%), подоходный на лог с физиче ских лиц (уплачива е тся пре дпринимате лями вме сто подоходного налога с пре дприятий - 13%), НДС (18%) и налог на имуще ство организаций (1). -1,5%) и не за висимо от на логовой систе мы пре дпринимате ль долже н уплачивать взносы в Пе нсионный фонд, Фонд социа льного страхова ния и Фонд обязате льного ме дицинского стра хова ния. Пре дприятия ма лого бизне са пра ктиче ски не используют УКГ. Вме сто этого, в за висимости от ра зличных пока зате ле й, выбира е тся один из 4 или не скольких спе циа льных на логовых ре жимов:

1. Е диный налог на вме не нный доход (Е НВД);

2. Упроще нная на логовая систе ма (УНС);

3. Систе ма на логообложе ния для се льхозпроизводите ле й (Е СХН);

4. Пате нтная систе ма на логообложе ния (ПСН).

В основном, ма лые пре дприятия используют два типа спе циа льных на логовых ре жимов: Е НВД и УСН.

Приме не ние ЕНВД являе тся обязате льным, е сли оно вве де но на те рритории субъе кта и использова ние других на логовых ре жимов не возможно. Сумма на лога в этом ре жиме за висит от физиче ских пока за те ле й, на приме р, от количе ства ра ботников и т. Д. Пре имуще ство этого на лога за ключа е тся в сниже нии се бе стоимости продукции, поскольку не т затрат на оплату, на приме р, НДС.

Большинство пре дприятий пре дпочитают использовать упроще нную систе му налогообложе ния. Упроще нная систе ма на логообложе ния описа на в гла ве 26.2 На логового коде кса . В соотве тствии с этой систе мой малые пре дприятия могут облагаться налогом в 6% и 15% в зависимости от объе кта на логообложе ния. Пе ре ход к этой систе ме являе тся добровольным, и пре дпринимате ль ре ша е т, буде т ли это выгодно для не го. [6]

Практика показывае т, что Прогре ссивная шкала налогообложе ния, принятая во многих странах, бла гоприятно влияе т на ра звитие ма лого бизне са , поскольку позволяе т та ким пре дприятиям платить на логи по минима льным ста вка м на эта пе формирова ния.

В Российской Фе де ра ции принято множе ство за конов, ука зов, ука зов и других нормативных а ктов, направле нных на подде ржку малого пре дпринимате льства . Это суще стве нно не улучшило положе ние пре дста вите ле й ма лого бизне са в России. И гла вная причина этого - чре зме рные на логи.

Основными не достатками суще ствующе й налоговой систе мы налогообложе ния малого бизне са являются сле дующие :

1. На логовая систе ма сложна и за пута на . Фа ктиче ски норма п. 6 ст. 3 На логового коде кса Российской Фе де ра ции, которая пре дусма трива е т ра зра ботку а ктов за конода те льства о на лога х и сбора х та ким обра зом, чтобы «каждый точно знал, что та кое на логи и сборы и в ка ком порядке он долже н за платить». Се годня для уплаты на логов пре дпринимате ль долже н име ть профе ссиона льные зна ния в обла сти бухга лте рского уче та и налогообложе ния или нанимать высокооплачивае мых спе циалистов в области бухгалте рского уче та и на логообложе ния.

В России налоговая систе ма име е т оче нь сложную структуру. Он соде ржит различные налоги, отчисле ния, а кцизы и сборы, которые , по сути, пра ктиче ски не отлича ются друг от друга . Одна ко та ка я ма сса плате же й приводит к тому, что уче т пре дприятий оче нь ча сто ошиба е тся при выче те на логов, в ре зультате че го компа нияупла чива е т штра ф за не свое вре ме нную упла ту на лога.

2. Чре зме рно высокая на логовая на грузка . Приорите т фиска льных инте ре сов государства над все ми оста льными оче виде н. Се годня на логовые ста вки в стра не уста на вливаются бе з достаточного экономиче ского а нализа их влияния на производство, стимулирова ние инве стиций и т. Д. Ме жду те м, при уста новле нии на логовых ста вок не обходимо учитыва ть их влияние не только на это, но и на устра не ние условий, способствующих полностью за конному уходу на логоплате льщика от уплаты на логов. А ксиома за ключа е тся в том, что после дствия уклоне ния от упла ты на логов ме ньше , е слира зличные виды доходов обла га ются на логом по одина ковым ста вка м. В противном случа е суще ствуе т те нде нция пе ре ра спре де ле ния доходов в пользу те х, которые обла га ются на логом по са мой низкой ста вке .

Налоговая система в стране с плохо разработанными теоретически и экономически налоговыми ставками вынуждает вводить новые (а иногда и вовсе не рыночные) виды льгот, которые, по мнению властей, могут сгладить негативные последствия, связанные с произволом налоговых ставок на доходы физических лиц. Поэтому теперь, из-за более низкой ставки, направлять средства на оплату труда выгоднее, чем платить подоходный налог.

3. Нестабильность закона. Отсутствие ясности и ясности нормативных документов и слишком частые изменения в налоговом законодательстве усложняют работу самих налоговых служб, делая налогоплательщика бессильным. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты о налогах. [4]

Еще одна проблема - налоговая отчетность предпринимателей. Это становится все более сложным и запутанным. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса предприниматель сталкивается с проблемами бухгалтерского и налогового учета. Недостаток знаний, а также сложность законодательства по этим вопросам создают реальные проблемы для начинающего предпринимателя, что может привести к крупным штрафам. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на бухгалтерскую и налоговую отчетность, поскольку стоимость таких услуг растет.

Основная проблема, сдерживающая развитие малого бизнеса сегодня, согласно многочисленным исследованиям и опросам предпринимателей, заключается в несовершенстве законодательства, налоговых и финансово-кредитных механизмов. Кроме того, малый бизнес ориентирован в первую очередь на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны с низким платежеспособным спросом населения.

Также важно отметить, что развитие малого бизнеса сдерживается многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании деятельности, распределении производственных и торговых площадей, выполнении функций контроля и аудита организациями и многочисленных проверках.

Чтобы преодолеть трудности развития малого бизнеса, необходимо знать меры для их решения. Важнейшей задачей является улучшение отношений между государством и малым бизнесом. В этом отношении одной из задач является вовлечение законодательных и исполнительных органов власти, высокопоставленных должностных лиц органов местного самоуправления и деловых кругов в обсуждение актуальных проблем развития малого бизнеса, процесса разработки предложений для органов государственной власти на местах. на всех уровнях и создание соответствующей правовой базы, способствующей развитию малого бизнеса. Среди этих проблем - не только эффективное взаимодействие между государством и малым бизнесом, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования населения. Все предприятия, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и работников.

В отношениях между государством и малым бизнесом прежде всего необходимы ясность и прозрачность. И это возможно, если отношения строятся на основе четко определенных правил. Вот почему наиболее важной областью взаимодействия государства и предпринимательства является вовлечение бизнес-ассоциаций в процесс нормотворчества, в подготовку поправок в нормативно-правовую базу малого бизнеса и в рассмотрение законопроектов. К сожалению, на муниципальном уровне предприниматели по-прежнему раздроблены и не могут должным образом защищать свои интересы. Помощь предпринимателям в объединении - задача, которую должны решать крупные бизнес-ассоциации.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого бизнеса. [5]

Все вышеперечисленные проблемы можно решить путем проведения грамотной реформы существующей системы налогообложения малого бизнеса. Для этого вы можете использовать успешный опыт других стран. Также важно повысить уровень знаний самих предпринимателей в области налогообложения. Только в таких условиях российский малый бизнес может развиваться и быть конкурентоспособным.

Совершенствование налогообложения малого бизнеса должно основываться на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активному стимулированию. Эти условия будут способствовать развитию малого бизнеса, повышению его социальной значимости и стимулированию инвестиционной активности.

В целях предотвращения удушения мелких компаний, чтобы их число росло, и они стремятся вести свой бизнес на законных основаниях, а не в секторе теневой экономики, уникальность, стабильность налоговой системы и справедливый уровень изъятия части доход нужен. Следует также принять меры для борьбы с предоставлением незаконных льгот и ведения предпринимательской деятельности, которые не отражаются в бухгалтерском учете, путем ужесточения контроля за движением денежных средств в юридическом секторе и блокирования каналов в «теневом» секторе, в иностранных юридических и иностранные банковские счета физических лиц (в том числе для оффшорных счетов), а также для компаний, оказывающих услуги по созданию

оффшорных компаний и открытию счетов в иностранных банках, за практику осуществления платежей за продукты, продаваемые через счета специально созданных структурных подразделений.

Источники:

1. Авагян Г.Л. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.Л. Авагян, Т.М. Ханина, ТОМУ ПОДОБНОЕ. Носова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. С.56.

2. Балашев Н.Б., Ахмедова Е.И. Развитие электронных платежных технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №5-4. - С. 91-94.

3. Болотнова Е.А . Экономический анализ финансовой устойчивости организации как фактор повышения эффективности принятия управленческих решений/ Болотнова Е.А., Храмченко А.А.// Естественно--гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 29-33.

4. Коврякова Е.А .О ситуации в рисоводстве и перспективах устойчивого развития отрасли/ Коврякова //Е.А.Научное обозрение. 2014. № 8-2. С. 681-683.

5. Липчиу Н.В. Обеспечение устойчивого развития организаций аграрного сектора /Липчиу Н.В. Юрченко А.А.// Коллективная монография / Под редакцией Н.В. Липчиу. Краснодар, 2014.

References:

1. Avagyan G. L. Money, credit, banks: Textbook / G. L. Avagyan, T. M. Khanina, ETC. Nosova. - M.: Master, SIC INFRA-M, 2019. P. 56.

2. Balashov N. B., Akhmedova E. I. Development of electronic payment technologies / / international journal of Humanities and natural Sciences, 2019, no. 5-4, Pp. 91-94.

3. Bolotnova E.A. Economic analysis of the financial stability of the organization as a factor in increasing the effectiveness of managerial decision-making / Bolotnova EA, Hramchenko A.A. // Humanitarian research. 2019.No 25 (3). S. 29-33.

4. Kovryakova EA. About the situation in rice farming and the prospects for sustainable development of the industry / Kovrya-kova // E. A. Scientific review. 2014. No. 8-2. S. 681-683.

5. Lipchiu N.V. Ensuring the sustainable development of organizations of the agricultural sector / N. Lipchiu Yurchenko A.A.// Collective Monograph / Edited by N.V. Lippiu. Krasnodar, 2014.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10560

А.А. Храмченко - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, an.hramchenko@yandex.ru,

A.A. Khramchenko - Associate Professor, Department of Finance, Ph.D., Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;

С.Э. Маджуга - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, smadzhuga13@gmail.com,

C.E. Majuga - student of economic faculty, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin; ДЛ. Белоус - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный

университет имени И.Т. Трубилина, verdmi830@gmail.com,

D.A. Belous - student of economic faculty, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ PROSPECTS FOR IMPROVING THE RUSSIAN BANKING SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

OF THE ECONOMY

Аннотация. Целью данной статьи является исследование перспектив становления и развития цифровой банковской системы в Российской Федерации. В ходе проведения анализа установлено, что на сегодняшний день в стране функционирует семь полностью дистанционных банков, остальные лишь предоставляют возможность осуществления определенных операций удаленным образом. В рамках исследования объекта изучены преимущества развития российской банковской системы в сторону ее цифровизации, а также определены недостатки, которые главным образом связаны с необходимостью обеспечения высокой степени защиты банковских операций. Результаты проведенного исследования показали, что современное состояние банковского сектора в России указывает на наличие перспектив его дальнейшего развития в сторону цифровизации, однако на пути совершенствования банковской системы России существует ряд препятствий.

Abstract. The purpose of this article is to study the prospects for the formation and development of the digital banking system in the Russian Federation. The analysis found that currently there are seven fully remote banks in the country, while the rest only allow certain operations to be performed remotely. Within the framework of the research object, the advantages of the development of the Russian banking system in the direction of its digitalization are studied, as well as the disadvantages that are mainly associated with the need to ensure a high degree of protection of banking operations are identified. The results of the study showed that the current state of the banking sector in Russia indicates that there are prospects for its further development towards digitalization, but there are a number of obstacles to improving the Russian banking system.

Ключевые слова: цифровизация экономики, банковская система России, необанки, дистанционное банковское обслуживание, Internet-банкинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.