Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения Интернет-трейдинга'

Проблемы налогообложения Интернет-трейдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолов Д. С.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с неоднозначностью системы налогообложения Интернет-трейдинга в России, и определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE TAXATION THE INTERNET-TRADING

In clause are considered the problems connected with ambiguity of system of the taxation the Internet-trading in Russia, and ways of their decision are certain.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения Интернет-трейдинга»

рованию дохода, остающегося в распоряжении домохо-зяйств, которые они направляют на личное потребление и сбережения. Давление прямых индивидуальных налогов на личный доход в России в 2,5 раза ниже, чем в США. Такое положение типично для многих рыночно развитых стран, где подоходные и другие личные налоги занимают первое место в общей массе налоговых поступлений в их бюджеты. Политика перераспределения личных доходов через систему прогрессивного на-

логообложения позволила создать средний класс с достаточно высокими индивидуальными доходами, составляющий социальную основу общества.

1 См.: Барулин C.B. Теория и история налогообложения. М., 2006.

2 Экономические науки. 1990. №1. С. 111.

3 Цит. по: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 91.

УДК 336.221

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГА

Д.С. Богомолов,

аспирант кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Во всем мире Интернет-трейдинг ценными бумагами является одним из активно развивающихся направлений развития финансового рынка. Основными достоинствами Интернет-торгов считаются возможность привлечения большего числа инвесторов, больший объем сделок, а также доступность операций с ценными бумагами для широкого круга физических лиц. В настоящее время безусловным лидером по объемам электронных сделок на финансовых рынках выступают США: по разным оценкам, до 70% сделок индивидуальных инвесторов совершаются там с помощью глобальной компьютерной сети.

Если проследить тенденцию развития фондового рынка в нашей стране, то можно однозначно проводить параллели с американским рынком. Основной оборот по сделкам с ценными бумагами постепенно смещается в сторону сделок физических лиц, отчасти тесня корпоративных клиентов. Многие компании и банки осуществляют услуги по брокерскому обслуживанию через Интернет, обеспечивая клиентам фактически интерактивное участие в торгах и за счет этого оптимизацию выставляемых позиций.

К сожалению, ныне существующие компьютерные протоколы не обеспечивают полной защиты передаваемой информации. Уже известны случаи, когда злоумышленники, пользуясь кодами клиентов, совершали сделки по чужим ценным бумагам. Поэтому необходимо остановиться на существующей законодательной базе Интернет-трейдинга.

Необходимо отметить, у Интернет-трейдинга неоднозначная система налогообложения. В настоящее время для целей налогообложения рассматриваются сделки с ценными бумагами, заключенные в установленном законодательством порядке. К сожалению, прямого законодательства по Интернет-трейдингу нет. И хотя то, что не запрещено - то разрешено, налоговые органы будут требовать документального подтверждения самой сделки для определения цены реализации. Отсутствие такого подтверждения приводит к одному из двух вариантов развития событий: налоговые органы либо сами рассчитают цену сделки, основываясь на существовавших в тот день котировках, либо признают сделку недействительной и в судебном порядке дополнительно к налогам взыщут штраф в размере до 100% суммы сделки.

Заметим также, что у налоговых органов могут возникнуть вопросы в сфере контроля за расходами налогоплательщиков. Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает обязанность на лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, направлять в налоговый орган информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг физическими лицами. По идее, регистраторы сделок с ценными бумагами должны представлять всю информацию о сделках в налоговые органы. Однако в случае с электронной торговлей организатор торгов не всегда имеет соответствующую лицензию. Поскольку сделки в России проводятся с достаточно узким кругом финансовых инструментов, то нет никаких гаран-

тий, что электронная «площадка» не сведет к концу операционного дня все трансакции клиента в одну сделку. При этом могут появиться проблемы с исчислением налога на доходы физических лиц.

Существует специфика определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами для отдельных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Особенности определения доходов и расходов, формирования резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг регламентируются ст. 298, 299, 300 Налогового кодекса.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 есть семь видов профессиональной деятельности на фондовом рынке и соответственно семь видов профессиональных участников этого рынка. Три из них - это организации, которые непосредственно заключают сделки на рынке: брокеры, дилеры и доверительные управляющие. Остальные четыре вида организаций относятся к инфраструктуре рынка. Это организаторы торговли (биржи), регистраторы и депозитарии (ведут учет прав собственности) и клиринговые организации (организуют взаиморасчеты).

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Лицо, занимающееся брокерской деятельностью, называется брокером.

Дилерами являются организации, осуществляющие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.

Под деятельностью по управлению ценными бумагами понимается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц.

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - это предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых

сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Согласно п. 11 ст.280 НК РФ организации, осуществляющие дилерскую деятельность, не ведут отдельный учет налоговой базы по налогу на прибыль по категориям ценных бумаг Все прибыли и убытки от этих операций дилеры включают в «общий котел». «Осуществление дилерской деятельности» с точки зрения ст.4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» - это заключение сделок с ценными бумагами на основе публичного объявления цен и других условий сделок.

На практике, как правило, сделки по публично объявленным твердым ценам заключаются на биржах. Доказать факт осуществления дилерской деятельности на внебиржевом рынке теоретически можно, но это очень сложно.

Как сказано в ст.300 НК РФ, организация считается осуществляющей дилерскую деятельность, если она просто имеет соответствующую лицензию, выданную ФКЦБ России.

Все остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны вести раздельный учет операций с ценными бумагами по двум категориям. При этом, согласно абзацу 3 п.8 ст.280 НК РФ, в учетной политике они должны выбрать категорию ценных бумаг, «по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные виды доходов и расходов, определенные настоящей главой».

Эта норма означает, что при расчете налоговой базы по категории ценных бумаг обычные организации (не профессиональные участники фондового рынка) из доходов от соответствующих операций вычитают прямые расходы, связанные с ними. Доходы и расходы по другим видам деятельности при расчете налоговой базы по ценным бумагам не участвуют.

Профессиональные участники фондового рынка, не являющиеся дилерами, вправе по одной из категорий ценных бумаг включить в расчет налоговой базы не только доходы и расходы по соответствующим операциям с ценными бумагами, но и доходы и расходы по другим своим видам деятельности, не связанным с ценными бумагами.

Правильный выбор в учетной политике категории ценных бумаг, в базу по которой профессиональный участник будет включать свои прочие доходы и расходы (в том числе от оказания услуг), является вопросом налогового планирования.

Помимо особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют особенности и по составу затрат. Согласно ст.299 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право уменьшать налоговую базу на целый ряд специфических затрат, связанных с их деятельностью.

К ним относятся, в частности, расходы на содержание торговых мест на биржах, на раскрытие информации о своей деятельности, взносы организаторам торговли и иным организациям (в том числе некоммерческим), «имеющим соответствующую лицензию».

Последняя норма часто вызывает споры, поскольку допускает расширительное толкование, вступающее в

противоречие с другими статьями гл.25 НК РФ. Например, руководствуясь пунктом 1 ст.299 НК РФ, налогоплательщик может отнести на затраты не только членские взносы бирж, но также взносы в саморегулируемые организации участников фондового рынка, поскольку они тоже имеют «соответствующие лицензии».

Между тем п.40 ст.270 НК РФ запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на взносы в некоммерческие организации, если только уплата этих взносов не является условием ведения деятельности налогоплательщика (п. 29 ст.264 НК РФ).

В числе особенностей состава затрат у профучастников необходимо отметить и право дилеров списывать на затраты суммы резервов под обесценение вложения в ценные бумаги (ст.300 НК РФ).

Такой резерв дилер имеет право создавать каждый квартал под вложения в эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на организованных рынках. Резерв создается, если рыночные цены на такие ценные бумаги на отчетную дату оказались ниже стоимости их приобретения с учетом накладных расходов. Резерв создается под каждый выпуск эмиссионных ценных бумаг, цены на которые упали. При дальнейшем росте цен резерв корректируется в сторону уменьшения с отнесением этих сумм на доходы.

Следует иметь в виду, что право относить на затраты резерв под обесценение ценных бумаг имеют только дилеры. Для других профессиональных участников рынка ценных бумаг эти суммы не уменьшают налоговую базу.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, являющиеся дилерами, при осуществлении операций по реализации или иному выбытию ценных бумаг листы 05, 06 и 07 декларации по налогу на прибыль не заполняют.

Доходы и расходы по операциям, связанным с реализацией и иным выбытием (в том числе погашением) ценных бумаг, вынесены в отдельные листы 05 и 06, так как согласно п.8 ст.280 НК РФ налоговая база по таким операциям определяется отдельно. Это требование объясняется тем, что доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на этом рынке. И наоборот, доходы от операций с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на этом рынке. Кроме того, убытки от операций с ценными бумагами не могут уменьшать налоговую базу от других операций. Однако на дилеров эти правила не распространяются. Дилеры на основании п. 10 ст.280 НК РФ могут уменьшать налоговую базу по другим доходам и расходам на расходы по операциям с ценными бумагами. По той же причине они не заполняют лист 07.

Особенности заполнения листов 05, 06 и 07 есть и у других профессиональных участников ОРЦБ. Они мо-

гут не заполнять либо лист 05, либо лист 06. Ведь профессиональные участники ОРЦБ (за исключением дилеров) самостоятельно выбирают и утверждают в учетной политике для целей налогообложения прибыли категории ценных бумаг (обращающихся или не обращающихся на ОРЦБ), доходы и расходы по операциям с которыми учитываются вкупе с остальными доходами и расходами при формировании налоговой базы. То есть профессиональные участники ОРТЦ должны определиться, по какой категории ценных бумаг они будут погашать в будущем убытки за счет прибыли по данной категории ценных бумаг. Такая возможность предоставлена им п.8 ст.280 НК РФ.

Согласно п.1 ст.283 НК РФ налогоплательщики, которые понесли убыток, полученный в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на его часть. Под убытком понимается отрицательная разница между доходами и расходами, определяемыми в соответствии с гл.25 НК РФ. Об этом сказано в п.8 ст.274 Налогового кодекса. Следует иметь в виду, что п.2 ст.283 кодекса ограничивает права налогоплательщика в части уменьшения доходов текущего отчетного периода на убытки прошлых лет. В этом пункте сказано, что совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы. Расчет суммы убытков прошлых лет, уменьшающих налоговую базу отчетного периода, по основным видам деятельности производится в Приложении 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, а по ценным бумагам - в листах декларации, соответствующих конкретным операциям.

Для разрешения проблем специалистами разработано несколько законопроектов. В частности, в проекте Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» содержится ряд положений, приравнивающих электронную подпись к физической.

Проект Федерального закона «Об общих принципах электронного документооборота в Российской Федерации и его регулирования» содержит ряд норм, которые фактически приравнивают сделки в электронном виде к сделкам, совершенным в документарной форме. Основные положения проекта предусматривают контроль за осуществлением оборота электронных документов за счет создания специальных администраций. Указанные администрации, видимо, будут строиться по принципу саморегулируемых организаций. Последовательное соблюдение этого принципа, на наш взгляд, позволит обеспечить относительную свободу электронных рынков.

Таким образом, нам представляется, что перспективы развития российского Интернет-трейдинга напрямую зависят от принятия законов «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронном документообороте». Скорейшее их принятие позволит придать российскому фондовому рынку более современные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.