Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения добавленной стоимости'

Проблемы налогообложения добавленной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ / МЕХАНИЗМ ВОЗМЕЩЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / СЧЕТ-ФАКТУРА / VAT / VALUE ADDED TAX / TAX REGIMES / RATE INCREASE / COMPENSATION MECHANISM / TAX SERVICE / INVOICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова А.А., Баталова А.В., Воронина Л.П.

Данная статья посвящена проблемам налогообложения добавленной стоимости. Авторами представлена актуальность статьи, нормативные основы НДС и степень разработанности темы. Однако, несмотря на ее обширность, удалось выделить некоторые проблемы. Среди них выявлена бюрократическая сложность исчисления налога, следствием которой является снижение предпринимательских инициатив и новых проектов. Также проблемой является возникающая обязанность по уплате налога. Зачастую она не совпадает с жизненными обстоятельствами, то есть с задержками поставки, отгрузки и т.д. Вследствие чего возникает обязанность по уплате штрафа и пени. Особой проблемой является функционирование налогоплательщиков в разных экономических режимах, что приводит к передаче обязанности уплачивать налог. Также в статье рассмотрено повышение ставки налога. По некоторым поднятым в статье вопросам авторами предложены решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of value added tax

This article is devoted to the problems of taxation of value added. The authors presented the relevance of the article, the regulatory framework for VAT and the degree of development of the topic. However, despite its vastness, it was possible to identify some problems. Among them, the bureaucratic complexity of calculating the tax is revealed, the consequence of which is the reduction of entrepreneurial initiatives and new projects. The problem is also the arising obligation to pay tax. Often it does not coincide with life circumstances that are delays in delivery, shipment, etc. As a result, there is a duty to pay a fine and a penalty. A special problem is the functioning of taxpayers in different economic regimes, which leads to the transfer of the duty to pay tax. Also, the article considers an increase in the tax rate. On some issues raised in the article, the authors proposed solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения добавленной стоимости»

Проблемы налогообложения добавленной стоимости Problems of value added tax

Архипова А.А.

Студентка 3 курса Уральский институт управления - филиал РАНХиГС,

Arkhipova A.A.

3-year student

Ural Institute of Russian Presidential Academy Of National Economy And Russian Administration

Баталова А.В.

Студентка 3 курса

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Batalova A. V.

3-year student

«Ural Federal University named after the first President ofRussia B.N. Yeltsin»

Научный руководитель Воронина Л.П.

к.э.н., доцент Россия, г. Екатеринбург e-mail: arkvein@mail. ru

Scientific adviser Voronina L.P.

Russia, Yekaterinburg e-mail: arkvein@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена проблемам налогообложения добавленной стоимости. Авторами представлена актуальность статьи, нормативные основы НДС и степень разработанности темы. Однако, несмотря на ее обширность, удалось выделить некоторые проблемы. Среди них выявлена бюрократическая сложность исчисления налога, следствием которой является снижение предпринимательских инициатив и новых проектов. Также проблемой является возникающая обязанность по уплате налога. Зачастую она не совпадает с жизненными обстоятельствами, то есть с задержками поставки, отгрузки и т.д. Вследствие чего возникает обязанность по уплате штрафа и пени. Особой проблемой является функционирование налогоплательщиков в разных экономических режимах, что приводит к передаче обязанности уплачивать налог. Также в статье рассмотрено повышение ставки налога. По некоторым поднятым в статье вопросам авторами предложены решения.

Annotation.

This article is devoted to the problems of taxation of value added. The authors presented the relevance of the article, the regulatory framework for VAT and the degree of development of the topic. However, despite its vastness, it was possible to identify some problems. Among them, the bureaucratic complexity of calculating the tax is revealed, the consequence of which is the reduction of entrepreneurial initiatives and new projects. The problem is also the arising obligation to pay tax. Often it does not coincide with life circumstances that are

delays in delivery, shipment, etc. As a result, there is a duty to pay a fine and a penalty. A special problem is the functioning of taxpayers in different economic regimes, which leads to the transfer of the duty to pay tax. Also, the article considers an increase in the tax rate. On some issues raised in the article, the authors proposed solutions.

Ключевые слова: НДС, налог на добавленную стоимость, налоговые режимы, повышение ставки, механизм возмещения, налоговая служба, счет-фактура.

Key words: VAT, value added tax, tax regimes, rate increase, compensation mechanism, tax service,

invoice.

Успешное функционирование налоговой системы зависит не только от потребностей государства, но и от интересов населения, живущего в нем. По этой причине нельзя найти ее идеальное воплощение, как в мировой, так и в российской практике.

Налоговое законодательство, являющееся основой функционирования налоговой системы, подвергается частому реформированию на протяжении всего времени своего существования.

В частности, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) введен в России в 1992 году, при вступлении в действие Закона от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».[2] Все это время среди специалистов и населения не прекращаются споры о необходимости его существования и порядке взимания.

Стоит отметить, что на данный момент именно НДС приносит больше всего денежных средств в федеральный бюджет Российской Федерации. Так каждый год доля НДС в налоговых доходах государственного бюджета в среднем равняется 35%. Поэтому эффективность и рациональность взимания данного налога, несомненно, важна для функционирования налоговой системы и экономики РФ. В таблице 1 показана динамика изменения доли доходов от НДС в структуре государственного бюджета РФ за 2012-2016 годы:

Таблица 1. Доходы федерального бюджета от Налога на добавленную стоимость на товары

(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 2012-2016 гг., млрд. руб.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Налог на добавленную стоимость 1 556, 9 1 868, 2 2 181, 4 2 448, 3 2 649, 9

Всего доходов 12 855, 5 13 019, 9 14 496, 8 13 659 13 459,5

С каждым годом сумма средств, поступающих в федеральный бюджет РФ от налога на добавленную стоимость, возрастает. В 2012 году доля НДС в общих доходах составила 12%, а уже в 2016 году 19,6%. Следовательно, данный налог является бюджетообразующим налогом госудасртвенного бюджета РФ.

С 2000 года НДС стал регулироваться главой 21 Налогового Кодекса РФ, где были решены некоторые сложности его взимания, хотя поправки в закон вносятся до сих пор.

Изучением НДС занимались многие отечественные ученые экономисты в разное время: Е.М. Ашмарина, А.В. Брызгалин, И.В. Белова, А.Ю. Ильина, О.В. Князева, Е.С. Казакова, Л.Ф. Катаева, О.Г. Лапина, С.Г. Пепеляев, В.М. Пушкарева, И.В. Соколов, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина, А. А. Ялбулганова и др.

Несмотря на большое количество трудов, посвященных НДС, суть налога остается одной и той же - это взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. [7] При этом основным плательщиком НДС остается конечный потребитель, которому не видно распределение налога в производственном процессе.

Возникает первая и самая явная проблема уплаты НДС: бюрократическая сложность, которая выражается в сложности бухгалтерской работы. При наличии бухгалтерских ошибок у плательщика НДС ему грозят значительные штрафы и неустойки. Так, неправильное исчисление налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. При этом данное нарушение может быть как совершенно случайным, так и умышленным, что влечет за собой штраф в большем размере - 40 процентов от неуплаченной суммы.[1, ст. 122] В связи с этим налогоплательщик попадает в ситуацию необходимости заполнения достаточно большого объема документации, в том числе налоговых деклараций, ведения налоговых регистров, проверку поставщиков и т.д.

Последствием этой проблемы является снижение доли предпринимательских инициатив и проектов.

Второй основной проблемой является возникновение обязательства по уплате НДС. Согласно статье 167 НК РФ, сумма налога должна быть перечислена в бюджет с момента оплаты товаров в счет предстоящих поставок или с выставленной организации счете-фактуры. Зачастую же время отгрузки товара и получения оплаты за него происходит с задержками, которые превышают установленные сроки уплаты налога. Тем самым, предприятия попросту не имеют денежных средств для уплаты НДС, что влечет за собой штрафы за его просрочку. В условиях экономического кризиса в нашей стране процент такой неуплаты с каждым годом все возрастает. Решением этой проблемы может быть смена возникновения обязательства на фактическую оплату товара. Такой метод во многом упростит работу субъектов бизнеса и положительно скажется на их деятельности.

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, является экономическая эффективность, связанная с применением различных налоговых режимов. Если организация применяет специальный налоговый режим (упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход, далее - УСН), то она освобождается от уплаты НДС. При этом стоимость произведенной ей продукции определенно ниже, чем у организаций-плательщиков НДС, так как налог в нее не закладывается. Однако эта разница не является такой уж и большой. Тем самым, покупая продукцию, работы или услуги у предприятия на УСН, организация, применяющая общую систему налогообложения, не может уменьшить свою налоговую базу по НДС, принимая счета-фактур к вычету. Следовательно, конечная сумма налога будет значительно больше. Так и с другой стороны, организации на УСН, приобретая товары у фирм -плательщиков НДС, оплачивают налог, заложенный в стоимость. Однако не могут принять его к вычету,

что ведет к увеличению себестоимости их продукции. Поэтому данная особенность расчетов между организациями с разными налоговыми режимами негативно сказывается на осуществлении предпринимательской деятельности.

С самого момента принятия в законодательстве налога на добавленную стоимость возникает множество споров о проблеме двойного налогообложения. Объектами налогообложения НДС выступают товары, услуги, экспорт и импорт. [1, ст. 146] При этом во вновь созданную добавленную стоимость включаются: затраты без учета НДС, земельный налог, налоги на прибыль и имущество организации. Так как организация при планировании отпускной стоимости продукции заведомо включает в нее суммы будущих налоговых платежей. Фактически возникает ситуация двойного налогообложения, поскольку НДС начисляется на стоимость, которая уже содержит в себе платежи во внебюджетные фонды и другие налоги. Поэтому у плательщиков НДС появляется негативное отношение к данному налогу и его несправедливости.

Несовершенен также механизм возмещения НДС. По существующему законодательству налогообложение НДС делится на две части: начисление и вычеты. К последним относятся суммы налога, которые поставщики предъявляют на товары (услуги) и работы. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. [1, ст. 176] Такой механизм одновременно накладывает бремя в виде дополнительных издержек на честных налогоплательщиков и позволяет недобросовестным плательщикам налога получать незаконное возмещение из бюджета.

Федеральная налоговая служба активно борется с такими организациями. Так в действие вступила новая система проверки деятельности субъектов экономической системы. Она позволяет бороться с умышленным занижением налоговой базы, которое осуществлялось с помощью выставления поддельных счетов-фактур в налоговых декларациях. Теперь при сдаче декларации в налоговую, система проверяет счета-фактур, предъявленные к вычету, и счета-фактур организаций, которые непосредственно сотрудничали с проверяемой фирмой. При обнаружении несоответствия налоговая инспекция может начать проверку деятельности такой организации. Теперь недобросовестные налогоплательщики не имеют возможности для необоснованного занижения налоговой базы. Стоит отметить, что федеральный бюджет недосчитывался огромных сумм средств из-за преступных действий таких организаций.

В последнее время ведутся разговоры о повышении ставки налога. В марте 2017 Министром финансов Российской Федерации Антоном Силуановым было высказано предложение повысить ставку налога на добавленную стоимость с 18% до 22%.[6]

Очевидно, что это увеличит нагрузку на все социальные фонды, а также стимулирует рост цен на товары и услуги. Такое решение можно в полной степени считать опасным в условиях кризиса и падения реальных доходов населения, поскольку последствиями может стать возникновение инфляции и рост социальной напряженности.

С Министром финансов не согласились лидеры трех парламентских партий - КПРФ, ЛДПР и Справедливой России апеллируя к тому, что НДС является косвенным налогом, который уплачивает конечный потребитель, и ставка в 18% является вполне приемлемой.

Необходимо учитывать, что повышение налога, в конечном счете, приведет к повышению налоговой нагрузки на население, следствием которой будет являться преступное уклонение от налогов. Репрессивные меры в этом случае не будут эффективны для борьбы с причиной проблемы, хотя позволят временно сдержать ее рост.

Список используемой литературы:

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340;

2. Закон Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) «О налоге на добавленную стоимость» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 26 декабря 1991 г., N 52, ст. 1871;

3. КПРФ выступает против повышения НДС до 20%: Парламентская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/state-duma/2016/10/22/kprf-vystupaet-protiv-povysheniya-nds-do-20.html (Дата обращения 19.04.2017);

4. Мищенко Владимир Владимирович, Мищенко Людмила Анатольевна Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения // Вестник КузГТУ. 2014. №4 (104) С.154-157;

5. Финансы: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/# (Дата обращения 17.04.2017);

6. Силуанов: рубль укрепился слишком сильно: Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1928013 (Дата обращения 10.04.2017);

7. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004;

8. Энциклопедия решений. Налог на добавленную стоимость: ГАРАНТ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/58076329/ (Дата обращения 10.04.2017).

9. Документ Министерства финансов РФ \\ Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.) от 28.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.