Научная статья на тему 'Проблемы мотимации физкультурной активности обучающихся в вузе'

Проблемы мотимации физкультурной активности обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / HEALTH IMPROVEMENT TECHNIQUES / PHYSICAL CULTURE / DEVIATIONS IN STUDENTS' HEALTH / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Евгения Александровна, Гуняев Евгений Викторович

Жизнедеятельность человека в широком диапазоне физиологического и социального бытия, в конечном счете, определяется уровнем его здоровья. Здоровый организм способен переносить большие физические и психические нагрузки, не выходя за рамки физиологически допустимых отклонений. Хорошая приспособляемость организма к различным внешним воздействиям основной признак здоровья человека. Для сохранения здоровья имеет большое значение выполнение требований оптимальной двигательной активности (физические упражнения, спорт, туризм), распорядка дня, личной гигиены и утренней физической зарядки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина Евгения Александровна, Гуняев Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOTIMATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Human vital activity in a wide range of physiological and social being, ultimately, is determined by the level of his health. A healthy body is able to tolerate large physical and mental stress, without going beyond the physiologically tolerable deviations. Good adaptability of the organism to various external influences is the main sign of human health. To maintain health, it is of great importance to fulfill the requirements of optimal physical activity (exercise, sports, tourism), daily routine, personal hygiene and morning exercise.

Текст научной работы на тему «Проблемы мотимации физкультурной активности обучающихся в вузе»

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ МОТИМАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

PROBLEMS OF MOTIMATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Алдошина Евгения Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина

г. Орел, Россия Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna candidate of pedagogics, associate Professor

physical education chair Orel state agrarian University name N. I. Parakhina

Orel, Russia

Гуняев Евгений Викторович

старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gunyaev Evgeniy Viktorovich Senior L ecturer

Department of fire training and activities of ATS in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Жизнедеятельность человека в широком диапазоне физиологического и социального бытия, в конечном счете, определяется уровнем его здоровья. Здоровый организм способен переносить большие физические и психические нагрузки, не выходя за рамки физиологически допустимых отклонений. Хорошая приспособляемость организма к различным внешним воздействиям — основной признак здоровья человека. Для сохранения здоровья имеет большое значение выполнение требований оптимальной двигательной активности (физические упражнения, спорт, туризм), распорядка дня, личной гигиены и утренней физической зарядки.

Abstract. Human vital activity in a wide range of physiological and social being, ultimately, is determined by the level of his health. A healthy body is able to tolerate large physical and mental stress, without going beyond the physiologically tolerable deviations. Good adaptability of the organism to various external influences is the main sign of human health. To maintain health, it is of great importance to fulfill the requirements of optimal physical activity (exercise, sports, tourism), daily routine, personal hygiene and morning exercise.

Ключевые слова: оздоровляющие методики, физическая культура, отклонения в здоровье обучающихся, специальная медицинская группа.

Keywords: health improvement techniques, physical culture, deviations in students'

health, special medical group.

Согласно данным статистики 55 % детей к семи годам жизни страдает хроническими заболеваниями, а к восемнадцати годам это число уже близиться к 80 %. По этой причине с каждым годом все больше обучающихся направляется врачами для занятий физической культуры в специальные медицинские группы.

В каждом вузе обучающиеся, с отклонениями в здоровье, занимаются физической культурой по согласно установленной программе. Там обязаны решаться проблемы не только учебно-педагогического плана, но и физического оздоровления, т. е. в определенном смысле, эти занятия должны выполнять функцию восстановления организма и служить последующим шагом адаптации к двигательным режимам.

Необходимо выделить, что для обучающихся специальной медицинской группы важно не только создать оптимальный двигательный режим за счет использования разнообразных тренировок и оздоровительных упражнений, но и сформировать у них потребность в самостоятельных занятиях за счет обоснования необходимости поиска и оптимального использования всего запаса средств самооздоровления организма [1].

На наш взгляд, именно на занятиях физической культуры, обучающиеся должны получать полную информацию о способах оздоровления, учиться выбирать, что будет наиболее соответствовать уровню его здоровья, по настоящему оценивать свои силы и возможности организма. Обучающиеся обязаны знать, что нет универсальных тренировок и методик оздоровления, все они нуждаются в определенных изменениях и индивидуальной подгонке под конкретного человека.

Перед кафедрой физвоспитания Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина стоит задача обеспечить обучающихся соответствующей методической литературой, научить обучающихся ориентироваться в информационном потоке и адекватно оценивать состояние своего здоровья. А главная задача - сформировать убеждения в том, что сохранение здоровья это нелегкий труд, а ежедневная победа над самим собой.

У обучающихся вузов нередко работа связана с напряжением внимания, зрения, непрерывной умственной деятельностью и минимальной подвижностью. А те, кто имеет какие-либо ограничения в состоянии здоровья, в большей степени подвержены последствиям интенсификации образовательного процесса [2].

Одна из основных задач процесса физического обучения в вузе — развитие осознанного обращения обучающихся к собственному здоровью, формирование необходимости в регулярных физических упражнениях и уверенности в своих силах преодолевать значительные физические нагрузки.

Низкая мотивация у обучающихся к занятиям физической культурой в вузе, одна из самых частых проблем физического воспитания. Как показали опросы, в основной массе обучающихся благоприятно относятся к этому виду деятельности и никак не опровергают потребности занятий физической культурой, однако в этом фоне скрыта сравнительно небольшая степень мотивации напрямую к занятиям физической культурой в рамках учебного процесса. Обучающимся были выделены те мотивы, цель которых тесно связана с сущностью физической

культуры: укрепление здоровья, коррекция телосложения, снятия нервного напряжения, активный отдых и другое. Никто из опрошенных, понимая благоприятного влияния физической культуры на жизнь человека в целом, не отвергал необходимости таких занятий. Но, тем не менее, 25 % обучающихся приводили те или иные пассивные доводы неучастия, большинство из которых относились к различным ситуациям: не хватает времени, лень, не могу себя заставить, нет условий, далеко живу и другое.

То, что относится к занятиям физической культуры напрямую в вузе, то многие обучающиеся (70 %) посещают занятия, чтобы получить зачет, и стремятся не пропускать их (20 %) только лишь из-за возможности наказаний.

Такой подход, по нашему мнению, формируется во многом из-за недопонимания обучающимися целей и задач физического воспитания в вузе. Учебное занятие - это не секция по спортивным интересам и не альтернатива фитнес-клубу, но в то же время особенности предмета позволяют, в определенной мере, учитывать интересы и склонности занимающихся при планировании учебных занятий, естественно, в соответствии с состоянием материально-спортивной базы учебных заведений.

До сознания обучающегося необходимо довести отчетливо сформулированную мысль о том, что целью практических и практико-методических занятий по физической культуре в вузе считается не только лишь увеличение степени физической подготовленности и физического развития занимающихся, так как очевидно, что за количество часов, отводимых на физическую культуру в рамках учебной программы, трудно достичь значительных перемен в характеристиках. Цель обучения значительно обширнее. Важно предоставить обучающимся предельно целый объем данных о средствах и методах физической культуры, о том, как и для чего они применяются, каких результатов позволяют достичь, как их можно корректировать и создавать алгоритмы для индивидуальных занятий, естественно все это закрепляя практическими умениями. Другими словами, следует удовлетворить потребность юных людей в получении социально значимой информации, научить ею оперировать в соответствии с собственными интересами и предрасположенностями в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, наравне с реализацией единого комплекса задач физического воспитания в вузе, мы обязаны выполнять конкретный упор и на информационной стороне занятий. Такого рода аспект, как демонстрирует практика, с одной стороны, требует значительной квалификационной подготовки преподавателей, с другой дает настоящую вероятность увеличить положение занятий физической культурой в вузе, что, в свою очередь, даст возможность выйти на позитивные изменения мотивации обучающихся к таким занятиям [4].

Исходя из нашего опыта работы на занятиях физической культуры с обучающимися, отнесенные к специальной медицинской группе, мы часто используем упражнения по системе Йозефа Пилатеса, которые состоят из плавных, пластичных и неспешных движений, чем-то навевающих воспоминания танца и направлены на растяжение, укрепление нервно-мышечной системы и достижение согласованной работы всех частей тела. Причем, задействованы не только крупные мускулы, но и мелкие, до которых обычными силовыми упражнениями не добраться. Именно внутренние мышечные слои считаются

опорой для позвоночника и суставов. От их состояния находятся в зависимости гармоничное формирование тела и то, насколько стойким окажется результат. В отличие от иных занятий в Пилатесе подобные характеристики, как количество подходов и повторов, не столь значимы. Совершая любое движение, обучающийся вуза должен понимать, что совершается в данный период в его организме. Данная программа подходит абсолютно любому обучающемуся [3; 5; 6]. ^

Прежде, чем перейти к занятиям, необходимо исследовать ключевые принципы системы Пилатес. Без этого нельзя добиться по-настоящему хороших результатов.

Ключевым фактором в упражнениях согласно по Пилатесу считается дыхание, чем больше кислорода поступает в мышцы, тем лучше они работают. По этой причине обучающемуся необходимо следить за тем, чтобы его дыхание было максимально глубоким и постоянным. Нужно наполнить легкие до предела воздухом и также до конца их освободить. Результаты данных наблюдений свидетельствуют о заметном улучшении состояния дыхательной системы у обучающихся, что в собственную очередность помогает им сосредотачиваться, контролировать свои движения, повышать силу и гибкость на занятиях физической культуры, а также увеличить сопротивляемость организма к влиянию негативных условий внешней среды. Все упражнения разработаны на научной основе и состоят из трех фаз: мышцы растягиваются, укрепляются, снова растягиваются [7].

Также на занятиях со специальной медицинской группой мы включаем элементы китайской гимнастики Цигун - «энергетический поток». Комплекс состоит из пятнадцати упражнений и рассчитан на обучающихся не имеющих

/" и ■ и \ / и и и

большой физической подготовки. Упражнения китайской оздоровительной гимнастики применялись на протяжении целого семестра 4 раза в месяц, на занятиях у обучающихся II курса. В результате было проведено анкетирование, в котором участвовало 48 обучающихся, занимающихся на II курсе (28 девушек и 20 юношей). На вопрос: «Как часто вы хотели-бы заниматься восточной оздоровительной гимнастикой на занятиях?» «Регулярно — ответили 62 % девушек и 38 % юношей. «Изредка» — ответ 21 % девушек и 19 % юношей. Не проявили интереса к упражнениям — 9 % девушек и 23 % юношей. Наиболее удобным временем для занятий физической культурой, по мнению обучающихся, является 3 и 4 пары — 12 и 14 часов дня (55 %)

Среди причин, не позволяющих полностью заниматься физической культурой, были названы: «неудобное расписание» — 47 %, «нехватка времени из-за учебы (работы)» — 23 %, «лень» — 11 % и «сон вместо физкультуры» выбрали 19 % респондентов.

43 % анкетируемых отметили, что занятия элементами цигун — «это необычная форма проведения физической культуры», «могут быть полезны для здоровья» — считают 57 % опрошенных (из них 54 % — девушки). Ни один из обучающихся не выбрал ответ: «Подобные занятия мне не интересны». Таким образом, можно сделать вывод, что иногда включая в обучение малоинтенсивные, эмоциональные упражнения, такие, как «энергетический поток», мы оптимально подготовим обучающихся относящихся к специальной медицинской группе к последующим учебным занятиям. Подобные упражнения

могут помочь в умственной работе.

Мы полагаем, что подобное обучение периодически может применяться как альтернатива традиционным формам физической культуры, как в школах, так и в вузах.

Функциональные нарушения осанки и сколиотическая болезнь достаточно распространены среди обучающихся относящихся к специальной медицинской группе. В данном случае преподаватель и обучающиеся совместно принимают решение как минимум три задачи: мобилизация позвоночника, его коррекция и стабилизация достигнутой коррекции. Упражнения с фитнес мячом позволяют эмоционально и преднамеренно использовать его при формировании осанки и коррекции ее отклонения [8].

Как продемонстрировала практика, физические упражнения на больших мячах заставляют обучающегося регулярно вносить поправки в свое тело для устойчивости в пространстве, совершенствовать чувство координации. Мягкость фитбола исключает и ликвидирует внезапные реакции опоры на позвоночник и его мышечно-связочный аппарат, формируя щадящие режимы его функционирования даже при прыжках на мячах. Занятия фитболом определенно вносят эмоциональную окраску при выполнении физических упражнений. Обучающиеся с большой жаждой увлекаются физическими упражнениями на мячах.

Правильно выбранные упражнения и объяснения преподавателем техники выполнения содействуют формированию гибкости, силы, выносливости, укрепляют весь мышечный корсет как позвоночника, так и опорно-двигательного аппарата.

В итоге, благодаря проведенному исследованию подтверждается важность применения оздоравливающих методик, как средство формирования активного и положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой. А совершенствованию профессионально-педагогической деятельности подлежат профессиональные знания, непрерывность пополнения которых будет способствовать преподавателю создавать и применять в практике работы с обучающимися новые технологии обучения, творчески подходить к собственному опыту, быть на уровне требований к педагогам современной высшей школы.

Литература

1. Безбородов А. А. Особенности занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [Электронный ресурс] // Infourok. URL: https://infourok.ru/osobennosti-zanyatiy-so- studentami-imeyuschimi-otkloneniya-v-sostoyanii- zdorovya-1300362.html

2. Вальчук Н. К., Савенко А. В., Романов Д. А. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности // Учены/е записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 32-35.

3. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие./ Булич Э.Г. 3-е изд., пере раб. М. : Высшая школа, 2003. 325 с.

4. Баркалов С. Н. Основные направления взаимосвязи физкультурной и профессиональной деятельности //Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 5-9.

5. Алдошин А. В. Медицинский самоконтроль в процессе физической подготовки

курсантов образовательных организаций системы МВД России // Наука-2020. 2018. № 7(23). С. 18-22.

6. Осипов Д. В. Лечебная физическая культура реабилитационного периода после получения травмы курсантами образовательных организаций МВД России, занимающимися единоборствами // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 4(73). С. 121-123.

7. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом // Наука-2020. 2018. № 2-1118). С. 50-54.

8. Герасимов И. В. Физическая культура и профессиональная физическая активность // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 70-72.

References

1. Bezborodov A.A. Features of classes with students with deviations in the state of health [Electronic resource] //Infourok. - URL: https://infourok.ru/osobennosti-zanyatiy-so-studentami-imeyuschimi-otkloneniya-v-sostoyanii- zdorovya-1300362.html

2. Valchuk N.K., Savenko A. V., Romanov D.A. Physical culture of a student's personality as a resource of his life activity // Uchenye zapiski un-ta them. PF Lesgaft. 2013. № 10 1104). P. 32-35.

3. "Physical education in special medical groups": studies. allowance. / Bulich EG 3rd ed,, Pererab. - M.: Higher School, 2003. - 325p.

4. Barkalov S.N. The main directions of the relationship of physical education and professional activity //Science-2020. 2018. No. 8 (24). P. 5-9.

5. Aldoshin A. V. Medical self-control in the process of physical training of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Science-2020. 2018. No. 7 (23). P. 18-22.

6. Osipov D.V. Therapeutic physical culture of the rehabilitation period after injury by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia engaged in martial arts // Scientific Journal of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V V Lukyanova. 2017. № 4 (73). P. 121-123.

7. Aldoshin A. V., Aldoshin a E.A. System atization of the mechanisms of physical culture and health-improving technologies in physical education and sports // Science-2020. 2018. No. 2-1 118). P. 50-54.

8. Gerasimov I.V. Physical culture and professional physical activity // Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles. Orel: Oryui M VD of Russia named after V.V. Lukyanova, 2018. P. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.