Научная статья на тему 'Проблемы модернизации экономики образования России'

Проблемы модернизации экономики образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / КЛАСТЕР / CLUSTER / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савзиханова Сабина Эминовна

В статье раскрываются актуальные проблемы, связанные с модернизацией экономики образования России. Определена необходимость формирования и развития единой информационно-сетевой среды управления, взаимодействия и интеграции, что позволит решить многие задачи, исходящие из необходимости модернизации сферы высшего образования, позволив создать систему реализации принципов открытости, прозрачности и публичности деятельности учреждений образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савзиханова Сабина Эминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Russian education economy modernization

The article discloses the relevant problems related to modernization of the Russian education economy. The need for formation and development of a unified information and network management, interaction and integration environment is determined. This will allow solving many problems associated with the need for modernization of the higher education sphere and create the system of realization of principles of openness, transparency and publicity of educational institutions activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации экономики образования России»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Савзиханова С.Э.1

1 Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала

Проблемы модернизации экономики образования России

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрываются актуальные проблемы, связанные с модернизацией экономики образования России. Определена необходимость формирования и развития единой информационно-сетевой среды управления, взаимодействия и интеграции, что позволит решить многие задачи, исходящие из необходимости модернизации сферы высшего образования, позволив создать систему реализации принципов открытости, прозрачности и публичности деятельности учреждений образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модернизация, инновации, образование, проблемы, кластер, сетевое взаимодействие

JEL: 23, 28, 030

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Савзиханова, С.Э. (2015). Проблемы модернизации экономики образования России. Креативная экономика, 9(9), 1165-1172. doi: 10.18334/се.9.9.1929

Савзиханова Сабина Эминовна, канд. экон. наук, ст. научный сотрудник Дагестанского государственного института народного хозяйства, г. Махачкала (ssavzikhanova@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 23.07.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2015

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.9.1929

(с) Савзиханова С.Э. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

По общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно. Проблема административных барьеров непосредственно связана с еще более серьезной «болезнью» российской власти — коррупцией. По данным международного движения по противодействию коррупции Transparency International, по Индексу восприятия коррупции в 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК) (Ленчук, Власкин, 2010). Для того, чтобы существенно продвинуться в этой важнейшей проблеме, необходима модернизация нормативно-правовой базы в направлении установления персональной ответственности государственных служащих за нарушения, допущенные в ходе контрольных и надзорных мероприятий; добиться реализации принципа «одного окна» при любом обращении предприятия или гражданина в государственный орган; создать единое информационно-коммуникативное пространство сферы высшего образования, которое позволит обеспечить демократические принципы открытости, публичности и гласности деятельности вузов, возможность участия общества в формировании образовательной среды, в управлении, в осуществлении общественного контроля и др.

Для борьбы с коррупцией в образовании необходима открытость российского образования для общественных институтов и соответствие эталонам прозрачности. В развитых западных странах уже давно успешно функционируют разные этические кодексы, регулирующие образовательную сферу, однако в российских реалиях копирование подобных документов не представляется возможным, так как они совершенно не соотносятся с российским законодательством. При разработке документов, устанавливающих прозрачность и открытость университета на высоком уровне, важно, чтобы это был операционный инструментальный документ, а не «бумажка с декларируемыми, но не соблюдаемыми ценностями».

Существует прямая зависимость между прозрачностью процедур, а также открытостью информации вуза и качеством покидающих его стены специалистов. Современная модель образования воспроизводит

кризис доверия и культивирует коррупционное поведение у получающих высшее образование студентов, поскольку формирует у них неправильное представление об этических нормах. Поэтому нашей стране так необходима прозрачность ВУЗов - чтобы на выходе не получать человеческий капитал худшего качества, чем на входе.

Следовательно, закрытость вуза в любом из видов его деятельности влечет за собой ухудшение человеческого капитала и возможностей для получения полноценного образования. Таким образом, если Россия хочет стать высокоразвитой страной с конкурентоспособным человеческим капиталом — необходимы прозрачные и подотчетные обществу ВУЗы.

Таким образом, в российских университетах необходимо то, что на Западе называется integrity, отсутствие коррупции при эффективном управлении образовательной, научной и административной деятельностью университета.

Во-первых, необходимо выявить и систематизировать коррупционные риски деятельности вузов, во-вторых, построить модель «идеального» вуза с тем набором параметров, на который в качестве эталонных может равняться тот или иной университет, и, в-третьих., провести мониторинг отечественных и зарубежных университетов на предмет соответствия в той или иной степени этим эталонным качествам открытости и прозрачности. Кроме оценки прозрачности процедур и процессов в вузах также необходимо оценить их качество.

Для этого при участии автора создана информационно-коммуникационная система в рамках проекта формирования ИОК. При этом обеспечивается защита интересов студентов, преподавателей и др. на основе обеспечения гласности, открытости и прозрачности. Кроме того, эта система позволяет создать условия для осуществления общественного контроля, сформировав для этого необходимую инфраструктуру.

Одной из важнейших проблем модернизации сферы образовательных услуг является организация сетевого взаимодействия между всеми участниками рынка образовательных услуг в целях успешной реализации образовательных программ. Разработанная при активном участии автора комплексная информационная система позволяет создать инфраструктуру межвузовского сетевого взаимодействия и реализации совместных проектов на основе сетевой интеграции ресурсов вузов.

Информационной системой предусмотрена возможность проведения различных мероприятий в электронном виде, однозначно идентифицируя всех участников по ключу электронной цифровой подписи, осуществления внутреннего и внешнего документооборота в электронном виде, благодаря чему стираются временные и географические границы. Организации и компании перенимают друг у друга положительный опыт работы, стремясь к усовершенствованию собственной деятельности. Таким образом, комплексная информационная система предусматривает возможность создания более совершенной системы управления сферой образовательных услуг, осуществляя сетевое взаимодействие субъектов управления.

Для того чтобы существенно снизить уровень коррупции в системе образовательных услуг, необходимо создать единое информационно-коммуникационное пространство сферы высшего образования. Создание соответствующей комплексной

информационно-коммуникационной системы позволит обеспечить:

— открытость и прозрачность деятельности вузов;

— возможность участия общества в формировании образовательной среды, в управлении, в осуществлении общественного контроля и др.;

— виртуальную мобильность для студентов и преподавателей;

— условия для защиты интересов студенчества и много другое.

Таким образом, создание такой информационной системы станет платформой для внедрения различных эффективных механизмов противодействия в сфере высшего образования.

В системе высшего образования необходимо создать независимую апелляционную инстанцию. Одной из самых эффективных антикоррупционных мер является обеспечение демократических принципов открытости, публичности и гласности. Для этого также подходит созданная при участии автора информационно-коммуникационная система, о которой было упомянуто выше.

Проблему горизонтальной интеграции чаще всего связывают с физическим объединением вузов. Такое укрупнение само по себе синергетического эффекта не дает и может нанести огромный вред для развития отечественной сферы образовательных услуг. Опыт зарубежных стран показал, что создание эффективной системы управления связано с сетевой формой интеграции. Она может стать альтернативой созданию сверхкрупных вузов, неспособных быстро реагировать на быстро меняющиеся условия внешней среды. В современных условиях наиболее актуальной и важной является

интеграция вузов в форме ассоциаций на основе сетевого взаимодействия. Разработанная при участии автора информационно-коммуникативная система позволит сформировать региональную и межрегиональную среду образовательных услуг на основе реализации инновационных форм горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне и сетевого взаимодействия. Таким образом, решение проблемы обеспечения качества в сфере образовательных услуг видится на более высоком техническом и технологическом уровне - горизонтальная интеграция вузов на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия.

Существующая сфера образовательных услуг характеризуется: громоздкостью, многозвенностью, бюрократизацией, нарушением норм управляемости, консерватизмом, недостаточной

ресурсообеспеченностью, невысоким качеством общего и профессионального образования, социальной напряженностью в обществе и т.п. Реформирование сферы образовательных услуг должна затрагивать ее сущностные стороны, а не скользить по ее институциональной поверхности. Поэтому автор считает, что для эффективной модернизации образования в целях обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке весьма актуальными становятся решение следующих задач: глубинное и содержательное реформирование сферы образовательных услуг; использование системного метода образования; применение как узкой специализации, так и элитного образования; изменение отношения к студенту — сделав его равноправным партнером; горизонтальная интеграция вузов; использование современные коммуникации управления и т.д.

Задача интеграции науки и высшего профессионального образования является приоритетными для процесса инновационного развития России. В свою очередь, модернизация системы высшего профессионального образования ориентирована на то, чтобы наука стала одной из основных составляющих деятельности вуза. Меняются и требования к научному продукту, который должен не только отвечать запросам современного рынка, но и быть способным занять свое место в инновационном процессе (Кулешов, Зыков, Волкова, 2014).

Решение вышеизложенных задач в современных условиях видится в формировании образовательного кластера на основе сетевой организационной структуры управления, что позволит достичь мультипликационного эффекта воздействия на экономику, который обеспечит качественный скачок в инновационном развитии страны.

Заклю чение

Для того чтобы существенно повысить эффективность отечественной сферы образовательных услуг, необходимо в короткие сроки создать в стране единую информационно-сетевую среду управления, взаимодействия и интеграции. Именно это позволит решить многие задачи, исходящие из необходимости модернизации сферы высшего образования, позволив создать систему реализации принципов открытости, прозрачности и публичности деятельности учреждений образования.

Решение этих проблем как раз является одной из основных задач инновационно-образовательного кластера, позволяет создать не только единое информационное пространство сферы высшего образования, обеспечивая возможность получения необходимой информации в режиме «одного окна», но и единое коммуникативное пространство, позволяющее использовать единую коммуникативную среду и обеспечивать непрерывное и опережающее обучение на основе горизонтальной интеграции равноудаленных субъектов образования на ресурсном уровне.

Таким образом, образовательный кластер позволяет каждому вузу перейти на инновационный путь развития и сразу начинать использовать современные информационные технологии. Взаимодействие в таком формате уже доказало свою эффективность, позволяя интегрировать науку, образование и бизнес для реализации смежных проектов и достижения общих целей.

ИСТОЧНИКИ:

Абдрахманова, Г.И., Ковалева, Г.Г. (2010). Использование информационных и

коммуникационных технологий в образовании. статистический обзор. Вопросы образования, 3, 152-195.

Красикова, Т.Ю. (2011). Формирование и развитие образовательного кластера как часть

механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. В книге Экономика, управление, финансы: материалы международной научной конференции (г. Пермь, июнь 2011 г.) (С. 61-64). Пермь: Меркурий.

Кулешов, В.Е., Зыков, В.А., Волкова, О.А. (2014). «Планета университет»: инновационная доминанта университетской науки. Высшее образование в России, 10, 63-68.

Ленчук, Е.Б., Власкин, Г.А. (2010). Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. Проблемы прогнозирования, 5, 38-51.

Хаджалова, Х.М. (2014). Человеческий капитал современной семьи. Креативная экономика, 11, 62-72.

Ярковой, В.А. (2010). Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования. Экономическое возрождение России, 4, 103-106.

Гасликова, И.Р., Ковалева, Г.Г. (2004). Использование информационных технологий в образовании. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», 5.

Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия»

Sabina E. Savzikhanova, Candidate of Science, Economics; Senior Research Associate, Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala

Problems of Russian education economy modernization

ABSTRACT:

The article discloses the relevant problems related to modernization of the Russian education economy. The need for formation and development of a unified information and network management, interaction and integration environment is determined. This will allow solving many problems associated with the need for modernization of the higher education sphere and create the system of realization of principles of openness, transparency and publicity of educational institutions activities.

KEYWORDS: modernization, innovations, education, problems, cluster, network interaction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.