Научная статья на тему 'Новые формы и возможности предоставления образовательных услуг в России в условиях формирования системы открытого образования'

Новые формы и возможности предоставления образовательных услуг в России в условиях формирования системы открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OPEN EDUCATION / СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВА / NETWORK SPACES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ИННОВАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE AND INFORMATION TECHNOLOGIES / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / VIRTUAL CENTERS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REMOTE EDUCATION / КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMBINED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савзиханова С.Э.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере образования. Главным вектором модернизации образования является разработка и внедрение эффективного механизма системы открытого образования. Необходимость открытого образования также объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и требованиями современного развития гражданского общества. Однако многие вопросы развития системы открытого образования остаются не до конца разработанными и слабо исследованными. Решение этих вопросов как раз является одной из основных задач данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS AND POSSIBILITIES OF PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF SYSTEM OF OPEN EDUCATION

For the last decades there were essential changes in education. The main vector of modernization of education is development and deployment of the effective mechanism of system of open education. Need of open education also is explained by being accelerated process of obsolescence of knowledge and requirements of modern development of civil society. However many questions of development of system of open education remain not up to the end developed and poorly investigated. The solution of these problems just is one of the main objectives of this research.

Текст научной работы на тему «Новые формы и возможности предоставления образовательных услуг в России в условиях формирования системы открытого образования»

УДК 378 БКК 74.04

Савзиханова С.Э. — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Savzihanova S.E. - candidate of economic science, senior lecturer of chair «Information technology» department of Dagestan state University of a national economy

НОВЫЕ ФОРМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

NEW FORMS AND POSSIBILITIES OF PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF SYSTEM OF OPEN EDUCATION

За последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере образования. Главным вектором модернизации образования является разработка и внедрение эффективного механизма системы открытого образования. Необходимость открытого образования также объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и требованиями современного развития гражданского общества. Однако многие вопросы развития системы открытого образования остаются не до конца разработанными и слабо исследованными. Решение этих вопросов как раз является одной из основных задач данного исследования.

Ключевые слова: модернизация, открытое образование, сетевое пространства, образовательные услуги, открытое образование, инновационные и информационные технологии, виртуальные центры, дистанционное образование, комбинированное обучение.

For the last decades there were essential changes in education. The main vector of modernization of education is development and deployment of the effective mechanism of system of open education. Need of open education also is explained by being accelerated process of obsolescence of knowledge and requirements of modern development of civil society. However many questions of development of system of open education remain not up to the end developed and poorly investigated. The solution of these problems just is one of the main objectives of this research.

Keywords: the modernization, open education, network spaces, the educational services, open education, innovative and information technologies, the virtual centers, the remote education, combined.

Сфера образовательных услуг России развивается в условиях формирования рыночных отношений, информационного общества, инновационно-ориентированной экономики и всеобщей глобализации. Все это послужило мощным стимулом для интеграции сферы образовательных услуг в рыночную среду и развития рыночных экономических отношений в этой сфере.

Современный этап развития экономических отношений в образовании связан с системными изменениями, направленными на создание и

повышение эффективности функционирования рынка образовательных услуг. Рыночные преобразования национальной образовательной системы выразились в предоставлении высшим учебным заведениям хозяйственной автономии, функционировании механизмов внебюджетного финансирования вузов, развитии негосударственного сектора профессионального образования, обеспечении конкурентной среды на рынке образовательных услуг.

Перечисленные выше и другие факты обуславливают необходимость модернизации российской сферы образовательных услуг. При этом необходимо осуществить глубокое и содержательное реформирование сферы образовательных услуг, на основе комплексной информатизации всей этой сферы.

Опыт развития передовых в экономическом отношении государств показывает, что информатизация системы образования и в первую очередь высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры. Квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих, в конечном счете, глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Поэтому информатизация высшей школы является одной из важнейших составляющих информатизации Российской Федерации.

Одной из главных задач модернизации сферы образовательных услуг является создание единого интерактивно-сетевого пространства сферы образовательных услуг. Это может быть реализовано, если будет создана комплексная информационно-коммуникационная система с широкими и отчасти уникальными функциональными возможностями. Новые технологии позволят создать условия, для устойчивого развития рынка образовательных услуг формируя недостающие звенья рыночной инфраструктуры в форме распределенных виртуальных организаций. Информационно-коммуникационная система, созданная на основе использования средств электронной цифровой подписи, криптографии и других современных технологий, позволит участникам рынка образовательных услуг осуществлять основную деятельность в электронном виде, обеспечивая однозначную идентификацию личности и документооборот путем обмена электронными документами, подписанными и имеющими юридическую силу. Все это позволит формировать новую более высокую культуру управления и организации деятельности, а также обеспечит открытость, прозрачность и гласность в сфере образовательных услуг. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий создает невиданные ранее условия для модернизации сферы образовательных услуг.

Вышеизложенное побуждает к поиску эффективных подходов модернизации экономики сферы образовательных услуг с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и предопределяет актуальность данного исследования. Сегодня система образования большинства стран мира переживают особый этап своей истории. Превратившись из классической в новейшую систему открытого образования (СОО), она позволяет высшим учебным заведениям,

реализующим ее, выжить и развиваться в условиях конкуренции, а потребителям - выбирать не только вуз, но и формы, методы, сроки и место обучения.

Использование современных информационных технологий (ИТ) в сфере образовательных услуг позволит решить как глобальную, так и локальные задачи (создания системы открытого образования и повышения качества образования). Эти качества настолько существенны, что их совокупность может рассматриваться как новая образовательная парадигма.

Проблема становления и развития системы открытого образования в России вышла на государственный уровень. Об этом свидетельствует научно-техническая программа «Создание системы открытого образования». Однако важно не только актуализировать проблемы открытого образования, но и скорейшим образом приступить к их решению.

Возможность получения образования в свободном временном режиме является основным преимуществам мировой системы образования. Достоинством открытого образования является также то, что потребитель образовательных услуг может:

- в свободном временном режиме в различных формах обучения изучить любую образовательную программу определенного вуза;

- по различным формам обучения изучить основную или дополнительную программу в нескольких вузах;

- изучить в соответствующем вузе цикл или группу выбранных им дисциплин по различным формам обучения;

- изучить, выбранную им дисциплину, реализуемую конкретным вузом.

В современных условиях открытое дистанционное образование приобретает особую актуальность. Его развитие и внедрение позволяет решать многочисленные задачи - от подготовки большого количества востребованных в экономике специалистов до социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Также дистанционное обучение позволяет сформировать инновационно мыслящего профессионала, что обусловлено широким применением информационных технологий. При этом необходимо помнить, что «развитие общества неразрывно связано с образованием, а существенные инновационные изменения в данной отрасли позволят перейти на новый уровень развития на основе знаний и высокоэффективных образовательных технологий». [12, с. 57]

Анализ процессов и опыта работы, протекающих в сфере образования развитых стран и российских вузов в эпоху информационной экономики позволили отечественным идеологам дистанционного образования (ДО) сделать следующие выводы:

- рассматривать дистанционное образование как естественный эволюционный этап развития всей сферы образовательных услуг (от классического до виртуального учебного заведения, от книжной до электронной библиотеки т.д.);

- многообразие современных образовательных технологий в рациональном их сочетании позволят достичь максимального эффекта, а именно образовательного - для потребителя, экономического - для производителя образовательных услуг.

Отсюда акцент на концепцию комбинированного (смешенного) обучения, где потребитель образовательных услуг сочетает классическое обучение и новые образовательные технологии. В смешанном обучении основной формой обучения является очная, которая дополняется возможностями дистанционного. Кроме того, сегодня классическое обучение должно базироваться на применение современного прикладного программного обеспечения (ППП) в образовательном процессе.

Внедрение смешанного обучения позволит решать следующие задачи, важные для подготовки будущих специалистов. [4, стр.75]

1. Проблема пропусков занятий.

2. Повышение мотивации и интенсификация обучения.

3. Учет разного уровня подготовки учащихся и разной скорости восприятия новой информации.

4. Формирование информационно-коммуникационной компетенции у будущих специалистов.

Для построения модели смешанного обучения необходимо определить, какие виды деятельности будут осуществляться очно, а какие посредством дистанционных технологий. Наиболее оптимальной является следующая модель изучения курса (рис. 1).

К основным технологиям обучения в системе открытого образования относятся: кейс-технология, ТУ-технология, сетевая технология.

Наиболее перспективной является сетевая технология, которая основана на использовании сети Интернет для консультаций обучающих. Модели организации сетевого учебного процесса можно разделить на три группы:[1, с.121] базовая (локальная), брокерская и автономная (самостоятельный виртуальный вуз) модель.

Рисунок 1. Модель смешанного обучения [4, стр.76]

Базовая модель предполагает организацию сетевого учебного процесса в определенном вузе, и степень ее внедрения определяется степенью освоения вузом информационных технологий. Однако, вузам в одиночку подготовить в полном объеме электронный учебно-методический материал для организации сетевого учебного процесса

очень сложно. Эта задача хорошо реализуется в брокерской модели, которая ориентирована на интеграцию с иными учебными заведениями, работающих в рамках единых корпоративных стандартов и поэтому является стержнем формирования информационно-образовательной среды. Автономная модель ориентировано только на сетевую среду. Примерами являются Голландский открытый университет, Канадский открытый университет и др.

Сетевой учебный процесс применяется не только для открытого образования и ДО, но и для очной и очно-заочной формам обучения.

Принципы традиционного обучения можно представить в следующем виде:

- общие принципы (научность, системность, развитие);

- принципы, относящиеся к содержанию обучения (соответствие ГОС);

- дидактические принципы (соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; системность и последовательность в обучении; доступность и др.).

Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что данных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (рис.2).[2, с.2]

Традиционное классическое образование Парадигма открытого образования

подготовка обучающих к жизни и труду

простая система

из прошлого («школа памяти»)

передача обучаемому известных образцов знаний, умений и навыков

объект педагогического воздействия

субъектно-объектные

«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

Открытое образование

Основная цель образования

Человек

Знания

Процесс обучения

Обучаемый

Отношения преподавателя и обучаемого

Деятельность

обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

сложная система

для будущего («школа мышления»)

созидание обучаемыми образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности в обществе

субъект познавательной деятельности

субъектно-субъектные

Активная творческая деятельность обучающегося

Рисунок 2. Парадигма традиционного и открытого образования

Мировой опыт развития СОО позволили сформулировать принципы открытого образования: личностно-ориентированный; практическая направленность; активность и самостоятельность обучающихся; проблемность содержания; рефлексивность; вариативность образовательных программ; принцип поддерживающей

мотивации; модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ.

При максимальном использовании информационных технологий в системе дистанционного образования проявляются дополнительные принципы:

— деятельности - содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды;

— интерактивности;

— индивидуализации;

— идентификации;

— регламентности обучения.

Реализация вышеуказанных принципов приводит к качественной трансформации всех составляющих элементов педагогической системы открытого образования, заключающиеся в следующем.

1. Ключевой составляющей системы образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи.

2. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание - под деятельность». Соответственно меняется характер самого знания.

3. Изменяются требования к методам и формам организации образования.

4. Студент становится полноценным субъектом деятельности при решении как учебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.

Система открытого образования - платформа для модернизации сферы образовательных услуг, механизм повышения качества образовательных услуг. Она формирует справедливую конкурентную среду, обеспечивает снижение рентных административных барьеров и уровня коррупции, создав более высокую организационную культуру, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Затем способствует формированию предложений по повышению потребительской ценности образовательных услуг на основе модернизации системы управления высшим учебным заведением, созданием инфраструктуры горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне создавая отдельные элементы в форме сетевых виртуальных организаций, и, наконец, к разработке механизмов модернизации и формирования инновационно-ориентированной системы образовательных услуг.

Таким образом, открытое образование способно существенно преобразовать всю систему образования, обусловливая развитие и внедрение прогрессивных, инновационных методов, технологий, форм и средств эффективного и качественного обучения. Каждый уровень образования должен быть преобразован так, чтобы обучающий получил, наряду с конкретными знаниями и умения, развитие полезных качеств личности, которые будут инвариантны при изучении любого нового производства. Образование должно закладывать основу для дальнейше-

го саморазвития личности. Одним из реальных механизмов обеспечивающих возможность использования новейших оборудований и технологий в системе открытого образования является создание в стране сети виртуальных центров общественного доступа к современным высокотехнологическим оборудованиям и технологиям. Использование интенсивных технологий и перспективных методов обучения, совершенствование профессиональных навыков и умений, позволяющих активизировать проявления системы открытого образования.

Однако, требования к оказанию образовательных услуг в сфере высшего образования в России и за рубежом сильно отличаются. В развитых странах исходят из того, что раз студент заказывает и оплачивает услугу, значит он заинтересован в получении этой услуги, т.е. имеется достаточная мотивация и осуществлять контроль и регулярно оценку знаний нет необходимости. Поэтому при формировании системы открытого образования и организации дистанционной формы обучения отсутствовала необходимость однозначной идентификации студента во время работы в образовательной информационной системе. Такой подход логически вписывается в методологию оказания услуг, когда человек оплатил и получил необходимую ему услугу без претензии, то не корректным считается заставлять его отчитываться и тем более оценивать уровень получения им этой услуги.

Как известно, в России законодательство при оказании образовательных услуг предусматривает регулярный контроль и оценку уровня знаний получателя этих услуг. Такой подход существенно усложняет методологию формирования системы открытого образования и технологию организации дистанционной формы обучения. При этом появляется необходимость решения задачи однозначной идентификации студента в информационной системе, что является достаточно сложной задачей. Кроме того, необходимо исключить возможность отказа студента от присланного в электронной форме материала, результатов тестирования в удаленном режиме и т.п.

Таким образом, основной причиной отставания в России в формировании системы открытого образования и широкого использования дистанционной формы обучения являлась отсутствие технического решения этих задач в рамках создаваемых информационно-коммуникационных систем.

Таким образом, для обеспечения ускоренного процесса формирования системы открытого образования необходимо или изменить законодательство, или, все-таки, найти техническое решение. Нет уверенности, что в настоящее время есть политическая воля для изменения законодательства и поэтому нужно, как бы тяжело не было, найти техническое решение. Это позволит говорить о начале новой эры развития сферы образовательных услуг в России.

Список литературы:

1. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? / М.Л. Агранович // Вопросы образования. 2008. №1. - с. 120-146.

2. Барыбин А.В. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегос рынка образовательных услуг / А.В. Барыбин, Е.В. Рогинко // Креативная экономика. 2013. №12. — с.89-94.

3. Беляков С. А. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации и управления образованием / С.А. Беляков // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 5. - с. 66-72.

4. Гасанова З.А. Некоторые аспекты использования смешанного обучения в подготовке будущих специалистов Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / 28 сентября 2013 г. ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства». - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2013. - 150 с.

5. Дамянова Л.Т. Опыт европейских стран в создании нового типа университетов / Л.Т. Дамянова // Креативная экономика. 2013.№12. - с.95-101.

6. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М.Б., Агапов С.В. и др. / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петебург, 2010. - 336 с.

7. Ибрагимов, И.М. Критерий «знание под деятельность» и модель открытого образования / И.М. Ибрагимов // Элитариум: Центр дистанционного образования. - 2010. - 14 июля. иКЬ: www.elitarium.ru

8. Орлова М.С. Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию [Электронный ресурс] // Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл-2008») (г.Йошкар-Ола 29-30 мая 2008 г.,). URL: http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/IV/IV-0-5.html (Дата обращения: 22.11.2012).

9. Плаксий С.И. Стратегия успешного вуза. - М.2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сафонов К.Б. Дистанционное образование как эффективная форма подготовки управленцев / Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / 28 сентября 2013 г. ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства». - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2013. - 150 с. - с.89-90

11. Черновалова Г.А. Возможности дистанционных технологий в образовании / Г.А. Черновалова // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 1. - с. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.