Научная статья на тему 'Становление и развитие системы открытого образования в России'

Становление и развитие системы открытого образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2420
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / открытое образование / инновационные технологии в образовании

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанов Владимир Николаевич

В статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий в системе открытого образования. Значительное внимание уделяется анализу образовательно-информационных технологий, их месту и роли в модернизации российского образования на современном этапе, а также освещаются проблемы качества образования применительно к системе открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation technologies applied to the system of open education are regarded. A special attention is paid to the analysis of educational and informational technologies, their place and role in the modernization of Russian education. The issues of quality of open education are also considered.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы открытого образования в России»

В. Н. Лупанов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий в системе открытого образования. Значительное внимание уделяется анализу образовательно-информационных технологий, их месту и роли в модернизации российского образования на современном этапе, а также освещаются проблемы качества образования применительно к системе открытого образования.

V. Lupanov

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF OPEN EDUCATION IN RUSSIA

Innovation technologies applied to the system of open education are regarded. A special attention is paid to the analysis of educational and informational technologies, their place and role in the modernization of Russian education. The issues of quality of open education are also considered.

В XXI веке, веке социальных и информационных технологий, перед человечеством открываются новые горизонты и перспективы в развитии системы открытого образования как важнейшего социального института общества. Актуальность исследования вопросов, связанных с этой проблемой, обусловливается следующими факторами.

Во-первых, с одной стороны, в условиях модернизации и информатизации российской системы образования происходит трансформация системы традиционного образования, которая в силу формализованного подхода не может полностью удовлетворять возросшие потребности населения в получении качественного образования, поэтому, с другой сто-

роны, — развиваются нетрадиционные формы образовательной деятельности в условиях становления гражданского общества.

Во-вторых, становление и развитие нетрадиционной системы образования в России основывается на новых принципах и технологиях обучения, что вызывает различные точки зрения на его развитие в условиях российского общества. Большинство педагогов видят в развитии нетрадиционных и дистанционных форм обучения лишь более развитую форму заочного обучения, основанную на внедрении современных информационных технологий. Другие считают, что нетрадиционное образование — это форма обучения, дополняющая систему государственного образования, но по своим целям, задачам и функциям не способная конкурировать с государственной системой образования. Поэтому развитие этой дополнительной формы ограничено определенными рамками и связано с целью оказания платных образовательных услуг лишь для определенной части населения.

Наконец, существуют сами нетрадиционно мыслящие преподаватели, которые пытаются доказать, что в открытом обществе должно существовать и открытое образование. По их мнению, в условиях развития гражданского общества, наряду с традиционной системой образования должны развиваться и негосударственные формы образования. По этой причине развитие системы открытого образования в российском обществе соответствует времени, месту и условиям современного общественного развития. Кроме того, система открытого образования имеет многие преимущества перед традиционным образованием, поэтому она будет развиваться и дальше, вбирая в себя все лучшее, что было накоплено в различных формах традиционного образования.

В-третьих, анализ основных подходов к развитию системы открытого образования в российском обществе показывает, что в настоящее время:

1) не разработаны теоретические основы открытого образования как социального института, в результате чего:

• система открытого образования рассматривается только как альтернативная традиционной системе образования, а не с точки зрения единства традиционного и нетрадиционного образования;

• отсутствует научное понимание единой информационной образовательной среды системы открытого образования как механизма функционирования образовательных учреждений открытого типа;

2) не изучены социально-технологические основы системы открытого образования, позволяющие моделировать и конструировать образовательную среду в соответствии с различными потребностями населения.

В-четвертых, развитие системы российского образования необходимо исследовать на основе институционального подхода, связанного с поиском эволюционного механизма наследственности, смены и развития образования как социального института, в котором осуществляется трансформация одних систем образования и развитие других, отвечающих современным требованиям социального прогресса.

В-пятых, развитие глобальной сети — Интернета — и единого информационнообразовательного пространства способствовали формированию мирового рынка образовательных услуг на основе использования глобальных и локальных сетевых технологий. В связи с этим актуальность исследования обусловлена интеграцией национальных образовательных систем в единое информационное образовательное пространство.

В-шестых, актуальность внедрения современных технологий обучения связана с развитием качества образования. Главная задача российской образовательной политики — это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Институциональные основы развития системы открытого образования связаны с исследованиями зарубежных и отечественных авторов по различным аспектам формирования и развития социальных институтов в обществе. Значительное влияние на теорию развития институтов оказали следующие направления и представители различных социологических школ:

• структурный функционализм и системный подход (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Флигстин, П. Бурдье, Э. Гидденс и Ю. Хабермас и др.);

• институционализм и новая институциональная эволюционно-экономическая теория (Т. Веблен, Д. Коммонс и У. Митчелл, Р. Коуз, Д. Нортон, О. Уильямсон, Г. Саймон и др.);

• сетевой подход в анализе институтов (Х. Уайт, М. Грановеттер, У. Пауэлл, Д. Старк и др.);

• социологический институционализм в современной России, представленный (В. В. Радаевым, учеными Новосибирской социологической школы — Т. И. Заславской, С. Г. Кирдиной и др.);

• социокультурная парадигма в

развитии российского общества (труды А. С. Ахиезера, Н. И. Лапина и многих других).

По существу, институциональная теория представляет собой попытку ответить на три взаимосвязанных вопроса: 1) о закономерностях развития, отбора и смены различных социальных институ-

тов; 2) о выборе тех или иных организационных форм в зависимости от характера существующей институциональной среды; 3) об особенностях поведения людей (форм сотрудничества) в рамках существующих учреждений.

Дуглас Нортон писал: «Институты — это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми»1. Различия между институтами и организациями Д. Норт ставит во главу угла своей концепции институциональных изменений2.

Следовательно, формирование институциональных основ системы открытого образования связано с развитием как формальных, так и неформальных институтов в российском обществе, со становлением прав собственности и с развитием рынка образовательных услуг, связанных с удовлетворением человеческих потребностей.

Под институционализацией системы открытого образования понимается законодательная база государства, создаваемые на ее основе те или иные институциональные структуры (организации, ассоциации), а также определяемые последними социальные механизмы. Значительная роль здесь отводится нормативно-правовой базе, тем законам и постановлениям, которые способствовали ее развитию.

Развитие системы открытого образования Российской Федерации началось в 2001 году. Министерство образования РФ в конце 2000 года утвердило научнотехническую программу (НТП) «Создание системы открытого образования». В настоящее время создан и функционирует российский портал открытого образования (http://www.openet.ru), который охватывает свыше 38 регионов и объединяет усилия более 80 университетов, расположенных практически во всех субъек-

тах Российской Федерации3. Объединяющей и консолидирующей основой этого портала выступают Российский государственный институт открытого образования совместно с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»). Именно они в настоящее время ведут работу с различными виртуальными университетами на базе ведущих вузов страны.

Становление системы открытого образования в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров открытого образования на территории РФ уже составило более 150. Большой вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования и Рос-НИИ информационных систем.

Социально-технологические основы

развития системы открытого образования связаны с созданием структуры и механизма функционирования единой образовательной информационной среды на федеральном, региональном и местном уровнях.

Социальная технология включает в себя совокупность действий, определенных фаз и процедур, относящихся к проектированию образовательного процесса в системе открытого образования. Исходя из этого, под социальной технологией будем понимать как механизм воздействия на современную систему образования, так и процесс, рационально расчлененный на отдельные процедуры и операции с целью проектирования образовательной системы и её преобразования в соответствии с заданными параметрами. В этом смысле социальная технология включает в себя не только научно разработанные цели, но и технологию практи-

ческой деятельности, способ решения поставленной задачи.

Технологическую основу системы открытого образования составляют образовательные технологии. Сам термин «образовательные технологии» появился в конце XX века и стал определяющим в характеристике открытых образовательных систем. Образовательная технология — это целевое применение системы средств и методов в образовании, направленное и однозначно определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т. д.).

Таким образом, основная цель образовательной технологии — это прогнозировать и проектировать эффективность деятельности образовательной системы открытого типа.

Социальные технологии включают в себя и информационные технологии. Под информационными технологиями в образовании следует понимать совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, что расширяет знания людей и развивает их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Информационные технологии тесно связаны с системой коммуникации в образовательных системах. Это позволяет говорить об информационных и коммуникационных технологиях в образовательной среде. Проникновение их в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Под средствами информационных и коммуникационных технологий понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудиовидео-

техники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче информации. По своим дидактическим свойствам информационные и коммуникационные технологии активно воздействуют на все компоненты системы открытого обучения — на цели, содержание, методы и организационные формы обучения.

В целом единую образовательную информационную среду (ЕОИС) системы открытого образования можно определить как создаваемую самими людьми управляемую социально-технологиче-

скую систему, основанную на современных информационно-образовательных

технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса для всех желающих независимо от расстояния, места, времени и уровня образования.

Социально-технологическую основу функционирования единой информационно-образовательной среды составляют:

а) институциональные отношения субъектов образовательной деятельности;

б) социальные и образовательные технологии; в) современные коммуникации, основанные на применении глобальной сети — Интернета.

Таким образом, открытое образование — это система организационных, педагогических и социальных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности, что достигается при создании открытых систем. На практике система открытого образования реализуется через систему информационнообразовательных порталов, имеющих организационную структуру и выполняющих определенные функции.

Образовательный портал — это учебно-методический и программно-техниче-

ский комплекс, обеспечивающий процесс обучения или содержащий распределительные сведения о научно-методических информационных ресурсах, государственных образовательных стандартах и любую другую информацию, основанную на современных технологиях обучения. Целью создания образовательных порталов является обеспечение возможности доступа пользователю к информационно-образовательным ресурсам через единую образовательную среду.

Педагогические и методологические основы развития системы открытого образования связаны с созданием самой педагогической системы, основанной на современных технологиях обучения.

Систему открытого образования (СОО) можно определить как совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов в образовании, обеспечивающих процесс обучения на основе компьютерно-опосредованной коммуникации (обмена информацией) с целью предоставления образовательных услуг в различной форме.

Цель системы открытого образования — создание оптимальных условий для непрерывного обучения и повышения профессионального роста всех желающих в условиях информационного общества.

К основным принципам открытого образования относятся:

• бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;

• свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;

• свобода выбора времени и темпа обучения;

• отсутствие фиксированных сроков обучения;

• свобода в выборе места обучения;

• переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»;

• переход к новой технологии обучения, когда знания доставляются человеку;

• свободное развитие индивидуальности как основополагающий фактор открытого образования.

Процесс и технология обучения в системе открытого образования имеют свою специфику развития по сравнению с традиционной образовательной системой. Важной особенностью функционирования системы открытого образования является то, что она, с одной стороны, включает в себя все элементы структуры существовавшей традиционной системы образования, а с другой стороны, — дополняется новыми элементами и подсистемами, которые образуют качественно новую технологию обучения в системе открытого образования. Речь идет о таких подсистемах в педагогической системе открытого образования, как:

• административная подсистема — создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;

• подсистема учета (электронный отдел кадров) — создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;

• библиотечная подсистема (электронная библиотека) — накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;

• подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) — формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т. д.;

• подсистема контроля знаний (тестовая подсистема);

• подсистема статистики — сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе виртуальных представительств, протоколирование работы;

• подсистема документирования — выпуск на бумажном носителе различных документов.

Проблема качества образования является одной из актуальных проблем в системе российского образования. Как известно, в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, в соответствии с которой система российского образования должна развиваться на основе принятых соглашений о создании единых принципов и подходов к системе образования.

Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов («бакалавр—магистр»);

введение кредитной системы; контроль качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников; признание дипломов выпускников национальных образовательных учреждений; интернационализация научных исследований в области образования; сохранение и развитие национальных интересов, традиций и особенностей образования.

Все это потребовало не только развития новых форм сотрудничества в образовательной деятельности между общеевропейскими странами, но и обобщения опыта в проектировании и организации открытых форм образования на основе системы качества в обучении.

Сегодня существуют различные подходы к пониманию качества системы образования. Так, например, как пишет Э. М. Коротков, международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности»4.

Таким образом, основным подходом к формированию качества образования ста-

новится поиск различных критериев, оценивающих сам процесс образования. В этих условиях научное управление системой образования требует создавать единую систему управления качеством образования при рассмотрении всех сторон образовательной системы на всех уровнях (федеральном, региональном, школьном, а также на уровне отдельного ученика) и управлении качеством отдельных элементов системы.

Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий повышения качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.

Управление качеством открытого образования тесно связано с эффективным использованием социальных (информационных, образовательных, коммуникационных и т. д.) технологий в управлении всей системой открытого образования, которые, в первую очередь, должны соответствовать международным стандартам. Стандартизация и сертификация в образовательной деятельности должны быть важнейшим направлением утверждения политики управления качеством на уровне государства, общества и образовательного учреждения.

Важнейшим направлением в совершенствовании управления качеством системы открытого образования является разработка различных средств и методов тестирования. В Федеральном центре тестирования отлажена автоматизированная технология обработки результатов тестирования в образовательных учреждениях, разработана методика оцени-

вания результатов, базирующаяся на современных математических методах.

Внедрение и использование системы открытого образования в Санкт-Петербургском государственном инженерноэкономическом университете

Санкт-Петербургский государствен-

ный инженерно-экономический университет5 является крупнейшим в России в области инженерно-экономического образования. В состав университета входят 10 факультетов, 37 кафедр. Работают 15 филиалов ИНЖЭКОНа в России — в таких городах, как Апатиты, Анадырь, Альметьевск, Выборг, Кизляр, Мурманск, Певек, Псков, Тверь, Тихвин, Чебоксары, Череповец.

Ежегодно в университете проходят профессиональную подготовку по 32 специальностям более 25 000 студентов из России, а также из стран ближнего зарубежья, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

Лучшие студенты получают возможность пройти включенное обучение в университетах Германии, США, Финляндии, Франции, Швеции. Университет установил партнерские отношения более чем с 30 университетами, образовательными организациями и учреждениями из 14 зарубежных стран.

В университете создан Институт открытого и дистанционного образования, который с 2004 года проводит работу по организации использования дистанционных технологий в образовании и развитию системы E-Learning.

Сегодня открытое образование в ИНЖЭКОНе включает в себя две подсистемы: систему дистанционного обучения; E-Learning.

Материально-технологическую основу системы открытого образования университета составляют современные компью-

теры и средства связи. В настоящее время в университете более 1,5 тыс. портов (компьютеров) и 26 серверов, которые обеспечивают систему открытого образования университета.

В 2006 году реализовано подключение к федеральной опорной сети образовательных учреждений RunNet и сняты ограничения на доступ к Интернету со всех портов университета.

В рамках открытого образования полностью реализована программа технических средств поддержки. Для системы E-Learning все корпуса университета соединены оптоволоконным каналом связи и оснащены современными интернет-классами, оборудованием, видеопроекторами, мультимедийными средствами и т. д.

В Институте открытого образования для расширения возможностей применения дистанционных технологий в обучении был разработан проект использования оборудования видеоконференции. В каждом корпусе университета находится зал видеоконференций с оборудованием, дающим возможность работы в шеститочечном режиме подключения с мультимедийными проекторами и большими экранами. Это позволяет читать лекции в любом из этих залов для всех учебных корпусов университета и одновременно для двух его удаленных филиалов в режиме реального времени с обратной связью.

С целью обеспечения интерактивных лекций, а также проверки знаний студентов или слушателей в 2006 году в Институте открытого образования была создана специальная студия, оборудованная системой видеоконференций. Режим видеоконференций многократно использовался и используется в учебном процессе университета и его филиалов, а также в научных и учебных связях университета с зарубежными странами, для проведения телемостов, встреч ректора университета со студентами в «прямом эфире».

Развивается и учебно-методическая база открытого образования университета. К 2006 году были разработаны электронные учебники для первых двух курсов по всем специальностям университета, тесты для проверки промежуточной и текущей успеваемости. Эти учебники включены в электронную библиотеку, где они автоматически связаны с учебными планами и программами. Разработана программная оболочка (электронный деканат), реализующая возможности контроля зачисления абитуриентов, контроля их успеваемости и хранения другой информации. Для тестов и хранения учебников использовалась электронная оболочка Ьеатт§-8ргасе.

Обучение в системе открытого образования невозможно без оснащения всех подразделений современными техническими средствами и оборудованием. Интенсивный процесс оснащения кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и аудиторий самой разнообразной техникой осуществлялся постоянно. Сегодня в университете имеются новейшие лабораторные установки. По учебному курсу технологии машиностроения, например, лабораторные работы «Методы и средства технических измерений» проводятся с использованием технического телевидения, позволяющего осуществлять измерения на расстоянии. По курсу «Концепции современного естествознания» лабораторные работы «Управление технологическими процессами» проводятся с помощью компьютера. Вся обработка результатов лабораторных работ проводится с использованием средств современной вычислительной техники.

В 2004 году был разработан и реализован проект самого современного оборудования для организации компьютеризированных лингафонных кабинетов.

В университете имеется телевизионная студия, оборудованная телевизионной системой студиотехники, телекино-

проектором, теледиапроектором, видеопросмотровыми устройствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При кафедре связей с общественностью, истории и политологии в апреле 2006 года открылась лаборатория журналистики, рекламы и связей с общественностью в здании общежития на Лесном пр., 65.

Информационно-библиотечные ресурсы. Одним из важнейших направлений в совершенствовании библиотечных ресурсов университета являлось расширение помещений библиотеки университета и оснащение ее современными техническими средствами, существенное увеличение книжного фонда.

К концу 90-х годов XX века информационные базы данных библиотеки включали:

• собственный электронный каталог, который содержал 55 тыс. единиц хранения (книги, журнальные статьи, диссертационный фонд, методические указания);

• информационно-правовую систему «Консультант-Плюс» — сетевую версию статей иностранных журналов в электронном виде на БУБ (фирма «ЭБСКО»), приобретенную в рамках мегапроекта при поддержке института «Открытое общество».

В 1999 году библиотека уже имела выход в Интернет, с помощью которого постоянно отслеживалась информация о новой литературе. В связи с этим был создан отдел информации и компьютеризации библиотечных процессов, который занимается обработкой новой литературы, вводом ретроспективной части фонда, активно используемой в учебном и научном процессах. Электронный каталог библиотеки составлял свыше 35 000 ед. хранения. В отделе имеется полнотекстовая информационно-правовая система «Консультант-Плюс», которая обновляется ежемесячно. Все это позволяет оперативно и качественно осуществлять ин-

формационно-библиографическое обеспечение.

К началу 2000 года цикл гуманитарных дисциплин был укомплектован такой литературой на 87%, цикл специальных дисциплин — на 81%; цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин — на 90%; общепрофессиональных дисциплин — на 96%. 41% наименований учебной литературы от всего библиотечного фонда имели гриф Министерства образования России или учебнометодических объединений вузов.

Сегодня университет обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам в соответствии с профилем подготовки кадров, оперативного получения информации и обмена ею с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

* * *

Становление и развитие системы открытого образования в России позволяет сделать следующие выводы.

Развитие системы открытого образования осуществляется на основе механизма связей и взаимодействий между традиционной и нетрадиционной системой образования, свойственных открытым системам. В основе этого механизма — формирование мирового информационно-образовательного пространства, основанного на развитии глобальной сетевой технологии — Интернета. Глобальные и локальные сетевые технологии способствуют развитию рынка образовательных услуг, а также конкуренции, ведущей к поиску эффективного механизма отбора между всеми образовательными учреждениями.

Открытая модель образования — это современная модель образования, развитие которой, с одной стороны, является результатом исторического пути развития образовательных систем в различных странах, а с другой, — представляет собой

становление качественно новой модели образования в российском обществе.

Система открытого образования в России основывается на информационных и коммуникационных технологиях, представляющих собой сложную компьютерно-опосредованную коммуникацию взаимодействующих социальных и техноло-

гических сетей, обеспечивающих потребности обучаемых в образовательных услугах.

Система открытого образования функционирует во многих университетах и вузах России и позволяет на качественно новом уровне удовлетворять потребности населения в образовательных услугах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 17.

2 Там же. С. 23.

3 Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В. И. Солдатов. М., 2002. С. 181.

4 Коротков Э. М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.,

2006. С5. 77.

5 Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет: Исторический очерк / Ред. колл.: А. И. Михайлушкин и др. СПб., 2006. С. 261-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.