Научная статья на тему 'Применение технологий дистанционного обучения при организации преподавания математических дисциплин'

Применение технологий дистанционного обучения при организации преподавания математических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН / ДИСТАНЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калачев Николай Валентинович, Ланских Анатолий Николаевич

Представлены методы преподавания различных дисциплин (на примере математики) на факультете открытого образования Финансового университета, осуществляемые с применением технологий дистанционного обучения. Приведено описание образовательного портала, обобщен опыт работы со студентами заочного и дистанционного отделений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калачев Николай Валентинович, Ланских Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are described the methods of the teaching of different disciplines (based on the example of mathematics) in the department of the open education of Financial University, achieved with the application of technologies of remote education, the description of educational portal is given, work experience with the students of external and remote departments is generalized.

Текст научной работы на тему «Применение технологий дистанционного обучения при организации преподавания математических дисциплин»

Л.М. Алексеева // Лингвист. и метод. аспекты текста. — Пермь, 1996.

2. Арутюнова, Н.Д. Метафора [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Языкознание: энцикл. словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1998.

3. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е.С. Кубрякова [и др.]. — М., 1996.

4. Мишланова, С.Л. Метафора в медицинском дискурсе [Текст] / С.Л. Мишланова. — Пермь, 2002.

5. Мотько, М.Л. Метафора в метаязыке лингвистики [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук М.Л. Мотько. — Горно-Алтайск, 2007.

6. Никитин, М.В. Основы лингвистической теории значения [Текст] / М.В. Никитин. — М., 1988.

7. Опарина, Е.О. Исследование метафоры в последней трети XX века [Текст] / Е.О. Опарина // Лингвист. исслед. в конце ХХ в.: сб. обзоров. — М., 2000.

8. Berger, A. Deliberate metaphors? An exploration of the choice and functions of metaphors in US-American college lectures [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.metaphorik.de / 20 / beger. pdf.

9. Richards, J.C. Methodology in Language Teaching. An Anthology of Current Practice [Text] / J.C. Richards, W.A. Renandya. — Cambridge University Press, 2008.

УДК 378:50

Н.В. Калачев, А.Н. Ланских

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Знание и образование в современном обществе приобрели несомненную экономическую ценность. По оценкам Всемирного банка, 76 % национального богатства США составляет человеческий капитал, т. е. накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Физический — воспроизводимый — капитал дает 19 % богатства США, на природный фактор приходятся остальные 5 %. В Западной Европе соответственно 74, 23 и 2 %. Благосостояние России держится вполовину (50 %) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40 % обеспечивает природа [1].

В США половина роста ВВП обеспечивается научно-техническими новшествами. Это результат функционирования человеческого капитала, в значительной степени являющегося продуктом сферы образования.

Центром усилий в XXI веке становятся образование, развитие инфраструктуры, занятие конкурентоспособных позиций на мировом рынке информатики, микроэлектроники, биотехнологии, телекоммуникаций, космической техники, компьютеров, т. е. привнесение новаций во все сферы деятельности.

Наиболее коммерчески эффективным бизнесом стало не преобразование данных природой предметов, которым занималось человечество с момента своего появления, а преобразование человеческого сознания. Изменившийся объект, характер труда побуждают к совершенствованию системы подготовки специалистов, в том числе и специалистов с высшим образованием.

К настоящему времени можно сформулировать некоторые направления наиболее значимых, ожидаемых преобразований в образовательном процессе [2, 3]. Это переход к вариативному подходу к формам, методам подго-

товки, изменение отношения к формализации образовательных процедур, переход от линейного к открытому, нелинейному, расширяющемуся представлению содержания учебных дисциплин, изменение порядка и содержания взаимодействия вуза и профессионального сообщества.

Практически во всех вышеприведенных направлениях предполагаемых изменений причиной, инициирующей эти изменения, можно признать новые информационные технологии и последствия, вызванные их внедрением в социальные и производственные процессы.

В образовательном процессе осуществляется переход от эпизодического решения компонентов образовательных задач средствами информационных технологий к системному, функционально-целевому преобразованию самого учебного процесса комплексным внедрением новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одним из наиболее ярких проявлений изменений признается виртуализация образовательного процесса. Все больше и больше задач переносится из среды непосредственного общения, в специально создаваемые программные среды, становящиеся инструментами самой образовательной деятельности.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ), часто называемые технологиями online обучения, можно привести как пример этих изменений. В Финансовом университете при Правительстве РФ вопросы разработки, апробации и внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс делегированы факультету открытого образования [4].

Основные направления виртуализации образовательного процесса

Виртуализация образовательного процесса, на наш взгляд, представляет собой перенос его базовых элементов из традиционной среды общения в специально создаваемую среду в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Создаваемая среда представляет субъектам образовательного процесса инструменты общения, разработки и доступа к информации, определения степени овладения знаниями и управления учебным процессом.

Совокупность инструментов работы в виртуальной среде с предоставлением возможности оперировать учебными и учебно-методическими материалами в текстовой, графической, видео-и аудиоформе, учебные тренажеры принято называть информационно-образовательной средой (ИОС), для реализации которой на факультете открытого образования разработан и внедрен информационно-образовательный портал (www.dofa.ru).

В идеологии портала предусмотрена реализация концепции виртуальной реальности с точки зрения базовых процессов профессиональной деятельности специалиста с компонентом дополненной виртуальной реальности. Виртуальную реальность создают компьютерные модели изучаемых процессов, представленные в среде мультимедиа с текстовой, звуковой, графической информацией, имитирующей свойства реальной работы с аналогами. Создается иллюзия реальной работы специалиста на его «будущем» рабочем месте, обеспечивается прямой контакт человека со средой профессиональной деятельности. Интеграция в ИОС моделей базовых процессов с возможностями систем бизнес-аналитики создает предпосылки для применения креативно ориентированных педагогических технологий. Применение технологии «виртуальная реальность» изменяет механизм восприятия и осмысления информации.

Современные информационно -коммуникационные технологии позволили реализовать технологию дополненной виртуальной информации. Основу этой технологии составляют особым образом структурированные информационные базы, включающие учебные материалы всех учебных дисциплин с соответствующими описаниями (онтология-ми), создаваемые в специально разработанной программной среде «Документарная база». Это информационный массив, предоставляющий пользователю возможности оперировать информацией на различных уровнях от определения категорий, понятий до рассмотрения их эволюции и примеров из практики бизнеса.

Первоначально обучаемому доступен информационный массив, адекватный базовому содержанию учебной дисциплины. Затем, используя интерфейс навигационной системы,

ему обеспечивается возможность перехода к любому разделу смежных учебных дисциплин соответствующего рабочего учебного плана и доступ к материалам хрестоматии, объединяющей базовые положения научных разработок соответствующего профиля, в том числе персоналии и исторический аспект становления основных положений теории. В дополнение он получает возможность перехода к материалам, доступным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Дополненная виртуальная реальность представляется инструментом преодоления межкафедральной, междисциплинарной разобщенности образовательного процесса. Технологии дополненной виртуальной реальности значительно расширяют возможности опосредованного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в частности расширяют потенциал дистанционных образовательных технологий, позволяют реализовать личностно ориентированное обучение.

Организационно-технологическую основу информационно-образовательной среды составляют базы данных, обеспечивающие хранение, обновление и формализацию доступа обучаемых к учебным, информационно-справочным материалам, в том числе к банку видеолекций. Администрирование совместной деятельности участников образовательного процесса осуществляется с помощью АСУ «Электронный деканат». Наряду с представлением учебной информации, возможности тестирования, формирования статистических данных, система дистанционного обучения (ДО) обеспечивает интерактивное общение студента и преподавателя, дизайн образовательной среды на содержательном и процессном уровнях. При этом непосредственное интерактивное взаимодействие обучаемого с преподавателем приобрело статус основного принципа дистанционного обучения.

Более чем десятилетний опыт ведения образовательного процесса с применением ДОТ позволил из общего многообразия образовательных технологий выделить ряд его особых характеристик, таких как:

1. Разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве.

2. Освоение обучаемым образовательных

программ по месту жительства или профессиональной деятельности при доминанте самостоятельной работы, с периодическими встречами группы обучающихся, в том числе в виртуальных средах в режиме online.

3. Управляемая самостоятельная работа обучаемого средствами вуза: посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля.

4. Обязательное применение телекоммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов обучения и решения административных задач.

5. Факультет, осуществляющий обучение с применением ДОТ, используя ИКТ, создает ИОС.

6. ДОТ предполагают применение элементов индустриальных технологий, основанных на разделении труда и соответствующей специализации, напрямую повышающих производительность труда преподавателя и опосредованно — результативность образовательной деятельности обучаемых.

Интеграция образовательной деятельности педагога и обучаемого происходит на портале www. dofa.ru. Информационно-образовательный портал объединяет мини-порталы филиалов и представительств с базовыми элементами технологии дистанционного обучения, позволяющими реализовать функции преподавателя по разработке и доставке контента, виртуальному общению субъектов образовательного процесса, оценку уровня подготовки обучаемого, консультационную работу и самостоятельную работу обучаемого.

Информационно-образовательный портал факультета открытого образования строится как система личных кабинетов, предоставляющая рабочие инструменты для организации и ведения образовательного процесса и регламентирующая права доступа к информационным массивам. В портале созданы кабинеты преподавателя, студента, методиста и декана факультета. Из кабинетов предоставляется доступ к общей информации, инструментам планирования и организации личной работы, к корпоративной электронной почте с системами рассылок сообщений, библиотечным ресурсам университета в электронной форме, в том числе

ресурсам бизнес-аналитики и официальным сайтам госучреждений и бизнес-структур в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В рабочем кабинете методиста доступны конструкторы рабочих учебных планов и расписаний занятий, а также инструменты загрузки в сервер интернет-обучения учебных и учебно-методических материалов и тестовых заданий. Причем при загрузке тестовых заданий, исходя из цели тестирования, определяются режимы работы обучаемого, количество попыток, время тестирования. Если тестирование проводится в режиме самоконтроля, то обучаемому предоставляется не только правильный ответ, но и ссылка на место в учебном материале, поясняющем причину ошибки: если же это расчетная задача, то предоставляется пояснение преподавателя либо дается ссылка на пример решения подобной задачи.

Рабочий кабинет преподавателя предоставляет, в дополнение к общим инструментам, конструктор учебных курсов, конструктор тестов и средства планирования, учета и отчетности по учебной нагрузке преподавателя. Преподавателю доступны отчеты, генерируемые аналитической подсистемой сервера интернет-обучения. Это своеобразная обратная связь, позволяющая своевременно сформировать и реализовать управленческое воздействие, корректирующее содержательную часть учебных материалов или методику работы с конкретным обучаемым или учебной группой.

В рабочем кабинете студента актуализированы инструменты организации и осуществления учебной работы студента. Ему доступны расписание занятий, строка напоминания о задолженностях и невыполненных заданиях, сервер-интернет обучения, база видеолекций (сегодня доступны более 2500 лекций, тьюто-риалов, каждую субботу ведется одновременно до 22 занятий в режиме реального времени), инструменты общения и документы, фиксирующие результаты учебной работы. Кроме того, предоставляется модель работы обучаемого в виртуальной среде с набором интерактивных инструкций по каждому элементу технологии. Значительную помощь студенту оказывают образцы документов, заявлений, титульных страниц курсовых и дипломных работ. Для каждого

направления подготовки бакалавров и каждой специальности доступны темы дипломных работ и фонды оценочных средств для итоговой государственной аттестации.

Сервер интернет-обучения не только обеспечивает интеграцию образовательной деятельности, но и ведет статистический учет времени работы с учебными материалами, фиксирует последовательность обращения к различным разделам, количество попыток при тестировании и время тестирования и формирует отчеты для управления образовательным процессом. Декану факультета предоставлен конструктор форм отчетно-аналитических документов, начиная от составления рейтинга студентов учебной группы, курса и заканчивая таблицами, отражающими частоту обращения к учебным материалам, разработанными соответствующим преподавателем, и показателями успеваемости соответствующей учебной группы.

Общение преподавателя и обучаемого обеспечивается использованием режима видеоконференций, платформы для проведения вебинаров Same Time, программ форум, электронной доски объявлений и электронной почты.

Контроль результатов осуществляется при помощи сервера интернет-обучения (подсистем тестирования) и самотестирования обучаемого с предоставлением результатов преподавателю, при использовании подсистемы контроля электронного учебно-методического комплекса. Консультационная работа преподавателя осуществляется с использованием форума, электронной доски объявлений и электронной почты, как правило, в асинхронном режиме.

Внедрение в образовательный процесс факультета открытого образования технологий виртуализации создает предпосылки для инновационной модернизации всех компонентов учебного процесса, в разы повышают производительность, результативность работы как преподавателей, так и студентов, при этом повышаются усвояемость учебного материала, навыки групповой работы и способности самостоятельно находить и реализовы-вать нестандартные решения, характерные для профессиональной деятельности.

Модель образовательного процесса

Инновационно ориентированная модель учебного процесса предполагает установленный процессуальный алгоритм решения и основана на свободной коммуникационно-импровизационной системе, включающей информацию с элементами неопределенности. Суть модели обучения составляет систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности преподавателя и студента при осуществлении обучения. В основе модели лежит концепция опережающего обучения, построенная на комплексном применении ИКТ.

Реализованная на факультете открыто -го образования модель обучения направлена на достижение вариативности организации и осуществления личностно ориентированного процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, условий учебного процесса и создающей предпосылки для функционирования факультета как обучающейся организации, строящей саму себя в процессе учебной деятельности. Модель обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и приобретение профессиональных компетенций для практической адаптации к условиям меняющейся профессиональной деятельности.

Общий алгоритм работы обучаемого включает отработку тем учебной дисциплины, виртуальную консультацию преподавателя, тестирование в обучающем режиме и после отработки всех тем — выполнение контрольной работы с представлением ее по электронной почте преподавателю. Положительная оценка за выполненную контрольную работу является допуском к сдаче экзамена (зачета). Отработка темы начинается с совместной работы обучаемых с преподавателем в режиме интернет-видеоконференции, затем самостоятельно отрабатываются учебные вопросы в среде сервера интернет-обучения. Учебные и учебно-методические материалы разработаны с применением технологий мультимедиа и обеспечивают интерактивный режим работы.

На факультете открытого образования Финансового университета в процессе преподавания естественно-научных дисциплин (математики) используется система интернет-тестирования, реализующая педагогическую

концепцию оценивания как непрерывный процесс, позволяющий анализировать текущую работу субъектов учебной деятельности и проводить их коррекцию, т. е. получать необходимые данные для принятия управленческих решений. В цели проведения тестирования интегрируется ряд компонентов, таких как диагностический, формирующий (характеризующий деятель-ностный процесс), итоговый (количественная мера учебных достижений), потребности в обучении и удовлетворенности учебным мероприятием. Оценка как результат должна быть надежной (воспроизводимой при повторном измерении), валидной и с интерпретацией полученных баллов по нормирующему подходу. Индивидуальные тестовые задания формируются заданной сложности. Предполагается выбор тестовых заданий случайным образом [5]. Полный протокол результатов тестирования содержит информацию о слушателе, наименование учебной дисциплины (учебной темы), название и номер каждого тестового задания, результаты его выполнения, окончательные характеристики прохождения теста — суммарный балл, процент набранных баллов, фактическое время прохождения теста. Кроме того, преподаватель может получить распечатку каждого тестового задания с указанием эталонного ответа и решения обучаемого.

Наряду с контролем результатов учебной деятельности студента, учебной группы, система имеет возможность описывать ход учебной работы студента путем формирования таблицы сводной активности обучаемого, отражающей данные об обращении слушателя к учебно-методическим материалам, о выполнении тестов, участии в консультациях, посылке сообщений и т. д. Статистическая отчетность актуализируется подсистемой создания и регистрации настраиваемых статистических отчетов. Форма отчетов и их содержание задаются администратором системы.

Студенты, обучающиеся по заочной форме с применением ДОТ, вместо выполнения домашних заданий в бумажном или электронном виде (которые, как показывает опыт, они не все выполняют сами) сначала должны выполнить около 60 тренировочных заданий-тестов по теме занятия. Время для выполнения этих заданий-тестов не ограничено. Затем учащийся, если он считает, что готов выполнить зачетный

тест, делает запрос на сервер факультета о своей готовности. В этом случае ему предоставляется возможность в течение 2 часов провести зачетное тестирование по теме занятия. Система интернет-тестирования осуществляет аналитическую обработку результатов тестирования учебной группы, готовит протоколы случайных и повторяющихся ошибок и их частоты. Преподаватель выбирает инструмент педагогического воздействия в соответствии с представленной частотой ошибки. Так, если 70 % обучаемых допустили одинаковую ошибку, то предстоит внести изменение в содержательную часть учебного материала. Если ошибку допустили от 50 до 69 % обучаемых, предстоит изменить методику отработки данного раздела и разместить дополнительный поясняющий материал, используя электронную доску объявлений. Если ошибку допустили от 30 до 49 % обучаемых, следует пересмотреть методику изложения учебного материала раздела (темы), представить обучаемым алгоритм решения подобного процесса в среде форума и рекомендовать повторно отработать этот элемент. Если ошибка допущена менее чем 30 % обучаемых, преподавателю удобнее провести индивидуальные консультации, общаясь асинхронно средствами электронной почты.

Работа студента ведется в соответствии с расписанием занятий и индивидуальным сетевым графиком. В установленное время он принимает участие в online лекциях, семинарах, практических занятиях, проводимых в режиме интернет-видеоконференции. Затем отрабатывает в установленном преподавателем порядке разделы, темы учебной дисциплины, проходит тестирование. При возникновении трудностей обучаемый обращается к помощи виртуальной учебной аудитории (общение в ней организовано в среде «Форум»).

Сущность оценки знаний состоит в отслеживании хода и результатов работы обучаемого и предполагает текущий, итоговый контроль и контроль по ходу работы, результаты которого позволяют вносить управляющее воздействие,

корректирующее траекторию обучаемого. Особое внимание уделяется разработке и внедрению компьютерной программы «Электронный экзамен (зачет)» и методике приема синхронного устного экзамена в режиме интернет-видеоконференции.

Система интернет-тестирования была опробована при изучении дисциплин «Линейная алгебра и элементы аналитической геометрии», «Основы математического анализа», «Теория вероятностей и математическая статистика» на 1-м и 2-м курсах факультета открытого образования Финансового университета [6, 7].

Сложившаяся система оценки результатов учебной работы студента, ее инструментарий ориентированы в основном на итоговый контроль, но нелинейное, открытое представление учебной информации ставит во главу угла контроль коррекционного типа всех этапов работы обучаемого, результаты которого позволяют вносить изменения как в методику работы преподавателя и обучаемого, так и в содержание учебных материалов. Эти изменения осуществляются в ходе учебного процесса, поэтому, с учетом коррекционного воздействия, мы можем говорить о гарантированном достижении заданного уровня качества обучения.

В настоящее время по технологиям ДО в Финансовом университете обучается более 35 тыс. слушателей и студентов. Разработанный и внедренный в образовательный процесс аппаратно-программный комплекс технологий ДО создает предпосылки для модернизации инновационного типа всех элементов образовательного процесса, характера работы субъектов учебного процесса и содержательного обогащения учебных курсов. Это открытая система, позволяющая адаптироваться к новым технологиям, создающая предпосылки для модернизации образовательного процесса во всех формах обучения, имеющая потенциал инновационного развития, позволяющая перейти от экстенсивных методов развития к интенсивным, снижающая субъективную зависимость результатов образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ланских, А.Н. Методология инструментов Форсайт для стратегического управления системой российского высшего профессионального образо-

вания в условиях модернизации экономики страны [Текст]: монография / А.Н. Ланских. — М.: НАУКОМ, 2010.- 12 с.

2. Каган, М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории [Текст] / М.С. Каган // Синергет. парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс: Традиция,

2007. — С. 232—234.

3. Моисеева, М.В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна [Текст] / М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина.— М.: Камерон, 2004. — С. 114—125.

4. Ланских, А.Н. Технологии дистанционного обучения в модернизации образовательного процесса Финакадемии [Текст] / А.Н. Ланских // Теор. и метод. проблемы инновац. системы образования в Финанс. акад. при Правительстве Российской Федерации»: монография. — М.: Изд-во Финакадемии,

2008. — 60 с.

5. Никитин, Н.В. Телекоммуникации, обучение, профессионализм [Текст] / Н.В. Никитин, А.Ю. Уваров. — М.: Логос, 2008. — С. 193—200.

6. Калачев, Н.В. Особенности преподавания естественно-научных дисциплин в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Матем. образование в школе и вузе в условиях перехода на новые образоват. стандарты: в материалах Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Казань, 15 октября 2010 г.) / отв. ред. Л.Л. Салехова, К.Б. Шаки-рова. — Казань, 2010. — С. 20—22.

7. Он же. Использование ИТ в преподавании естественно-научных дисциплин в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Уч. зап. Петрозаводского гос. ун-та. Т. 1 (114). — 2011, февраль. — С. 35—37.

УДК 372.881.1; 378.147.227

О.Л. Колоницкая, М.Л. Хруненкова

РОЛЬ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Интеграция Российской Федерации в европейскую и мировую экономическую систему сделала ее одним из мировых центров культурного обмена и взаимодействия, тем самым повлияв на осознание россиянами необходимости овладения иностранным языком, а именно английским, как языком международного общения. Согласимся с Н.И. Алмазовой в том, что в XXI веке образовательные ориентиры меняются как в плане методологии на стратегическом уровне, так и на уровне тактических задач [1, с. 8]. Задача современной системы образования — подготовить новое поколение с общими и профессиональными знаниями, желающее и способное участвовать в межкультурной коммуникации.

По мнению М.А. Акоповой, одной из главных целей высшего образования является гуманистическая, которая предполагает «изменение "созерцательной" позиции в обучении на творческую, обеспечивающую развитие личности» [2, с. 8]. Так, действительно центральным звеном системы высшего профессионального

образования становится личность обучаемого, его развитие, внутренний мир, общение внутри образовательной среды, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация.

Поскольку гармонически развитый специалист должен сочетать в себе общепрофессиональные и специальные знания с хорошим знанием гуманитарных дисциплин, большое значение имеет развитие иноязычной письменной речи, так как она способствует личностному развитию студента, повышению его конкурентоспособности.

Несмотря на то что у методистов все чаще возникает «вопрос об отказе от традиционного обучения письму, поскольку компьютер неплохо, на их взгляд, решает эти вопросы» [3, с. 15], мы считаем, что обучение иноязычному письменному общению, а также владению деловой документацией всегда занимало и занимает важное место в образовательном процессе. Так, согласимся с Н.И. Формановской в том, что письменному деловому общению необходимо специально обучаться, поскольку любое дело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.