3.Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
4.Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М., 2015. - 432 с
5 Мустафаева З.И. Духовно-нравственные основы воспитания детей в крымскотатарской семье средствами этнопедагогики // Scienceand Educationa New Dimensionand Psychology, III (23), Issue: 46, 2015. - (The journal is listed and indexed in: Inno space scientific journal impact factor: 2.642isi (international scientific indexing) impact factor: 0.465directory of research journal indexingulrichs web global serials directoryunion of international associations yearbookscribdacademia.edugoogle scholar). С. 87-91.
6. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб .: Питер, 2001. - с.322. 128В УДК 316.356.2
Назарова Г.И. студент
Башкирский государственный университет
Уфа
ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ Аннотация. В статье приводится анализ проблем многодетных семей. Предполагаются причины, влияющие на проблемы многодетных семей. Сущность проблемы семьи. Приводятся данные за последние годы.
Ключевые слова. Семья, проблемы семьи, дети, отношения, развитие, жилье, медицина, быт.
Nazarova G.I. student
Bashkir State University
Ufa
THE PROBLEMS OF LARGE FAMILIES Summary. In article the analysis ofproblems of large families . Assumed factors influencing the problems of large families. The essence of the problem of the family. Provides data in recent years.
Key words. Family, family issues, children, relationships, development, housing, medicine, life.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что семья как объединение людей, связанных отношениями родства, родительства, супружества, является связующим звеном между личностью и обществом, выполняет функции физического и социокультурного замещения поколений. Несмотря на кризисные черты, которые семья приобрела в начале 21 столетия, она продолжает оставаться важным фактором построения образа современного социального мира. Общество заинтересовано в духовно прочной, поддерживающей высокую интенсивность родственных отношений семье, способной вырастить биологически и социально-психологически здорового человека [3,с.45-46]. Проблемы многодетных семей можно разделить на несколько групп.
Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу [4,с.457].
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает[5].
Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату[5].
Начавшееся в 2014 году снижение реальных располагаемых доходов населения продолжилось и усилилось в 2015 году. По предварительным данным Росстата, сокращение реальных располагаемых доходов в 2015 году составило 4,3 процента.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет в 2015 году составили 20 218 рублей в среднем на одного члена домохозяйства в месяц (2014 г. - 19 845 рублей; 2013 г. - 19 039 рублей) [1].
В общей численности крайне бедных домохозяйств (с располагаемыми ресурсами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума) семьи с детьми в возрасте до 16 лет в 2015 году составили 72,6% (в 2014 г. - 68,7%), в том числе семьи с одним ребенком -26,5% (в 2014 г. - 24,7%), семьи с двумя детьми - 28,9% (в 2014 г. - 26,1%), семьи с тремя и более детьми - 17,2% (в 2014 г. - 17,9%) [1].
Основными факторами бедности, по-прежнему, остаются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры пенсий и ряда социальных пособий и других социальных выплат. Во всех домохозяйствах, независимо от числа детей, основным источником располагаемых ресурсов являются денежные доходы, удельный вескоторых в семьях с одним ребенком составил в 2015 году 89,0% (в 2014 г. - 82,4%; в 2013 г. - 80,6%), а в семьях с тремя и более детьми - 85,5% (в 2014 г. - 83,6%; в 2013 г. - 88,8%). Денежные доходы в домохозяйствах с тремя и более детьми в 1,9 раз ниже, чем в домохозяйствах с одним ребенком (в 2014 г. - в 1,8 раз; в 2013 г. - в 1,5 раз).
Разница в расходах на оплату услуг между семьями с одним ребенком и семьями с тремя и более детей увеличилась и составила в 2015 году 5,5 процентных пункта (в 2014 г. разница расходов между семьями
была незначительной и составила 0,2 процентных пункта и существенной в 2013 г. - 4,3 процентных пункта). Низкий уровень расходов на оплату услуг в многодетных семьях связан, прежде всего, с худшими жилищными условиями и меньшей материальной обеспеченностью[1].
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков) [4,с.501].
Ежегодно в субъектах Российской Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
В целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения женщинам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, органами службы занятости было оказано 18,5 тысяч услуг по профессиональной ориентации (2014 г. - 16,7 тысяч услуг)[1] .
Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно^].
В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 131,2 тысяч граждан, имеющих трех и более детей, состоят на учете в органах местного самоуправления. Органами местного самоуправления 5,5 тысяч семьям, имеющим трех и более детей, предоставлены жилые помещения по договору социального найма.
По состоянию на 1 января 2016 г. при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд «РЖС») находятся в разной стадии реализации 146 проектов создания жилищностроительных кооперативов в 54 субъектах Российской Федерации, из них создан и зарегистрирован 121 кооператив. Общая площадь земельных участков, предназначенных для передачи кооперативам в рамках данных проектов, составляет более 1 110 га. Общее количество граждан, претендующих на вступление в кооперативы по указанным проектам, составляет более 15 тысяч человек.
Попечительским советом Фонда «РЖС» приняты решения о передаче земельных участков общей площадью более 680 га 58 жилищностроительным кооперативам, находящимся в 34 субъектах Российской Федерации, членами которых являются более 6 тысяч семей, имеющих трех и более детей.
С 1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающий бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям в случае и порядке, которые установлены субъектами Российской Федерации.
Постепенно идет увеличение плат за жилищно-коммунальные услуги, которая ставит семью в трудное материальное положение. В будущем, если не будут приниматься меры по решению этой проблемы, то она может стать толчком становления «социальной напряженности» в обществе.
Психолого-педагогические проблемы. Здесь можно рассматривать семью в традиционном облике, то есть в традиционной многодетной семье дети имеют равное отношение и положение: «нет дефицита общения», «старшие заботятся о младших». Можно сказать, что активно формируются «положительные духовно-нравственные качества» членов семьи, такие как «чуткость, добродушие, человечность, отзывчивость, уважение к старшим». Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений [1].
Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, которая считается «хранительнице домашнего очага» и мать выступает в роли «организатора домашних дел». Также, в таких семьях неоднозначную проблему создают: дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей. Нехватка воспитания детей, часто является результатом заниженной самооценки у детей. У них возникает «тревожность», «неуверенность в себе», «неадекватное представление о собственной личности». Эта проблема становится главным в становлении личности ребенка [3, с.187-189].
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.
Отмечается, что в многодетных семьях большое количество детей ведет к снижению социального возраста старших детей. Это сказывается на их поведении. Например, они начинают слишком рано взрослеть и происходит менее тесная связь и общение с родителями.Как правило, в таких семьях нет автономности каждого члена, то есть отсутствует
«уважение к личности каждого ребенка», нет «своего» уголка, невозможно спокойное уединение, «своих» любимых игрушек, и, к сожалению, в большинстве случаев это приводит к «затяжным и длительным конфликтам» между детьми. Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке [2, с. 176-179].
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Зарождается «проблема коммуникации», как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это приводит к торможению процесса социализации и дает «помехи» в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другимидетьми, несовпадение интересов и т.д. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга [2, с. 176-179].
Отмечается сокращение численности отдохнувших детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За 2015 год отдыхом и оздоровлением было охвачено около 2,7 миллионов детей данной категории (в январе-декабре 2015 г. - более 2,9 миллионов детей) [1].
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 1015 %. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие.
Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей.
Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков[5].
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости [1].
Таким образом, многодетные семьи имеют такие проблемы как социальные, жилищные, материальные, что сказывается на уровне жизни их членов, на восприятии обществом статуса многодетности. Для социума понятие многодетная семья ассоциируется с бедностью, болезнями, асоциальным и девиантным поведением как родителей, так и детей. Задача государства поднять уровень престижа таких семей, обеспечив им достойные условия для воспитания детей.
Использованные источники: Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2015 год http://www.rosmintrud.ru/ (дата обращения 28.03.2017
2.Краснослободцева М.И. Многодетная семья как объект социальной защиты // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 11 / 2008, С. 176-179.
З.Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Серия Социальная работа). - ISBN 5-691-01517-6.
4.Антонов А.И. Социология семьи [Текст] / Под ред., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с. - ISBN 5-16-002252-х.
5.Есина К. С., Юнусбаева В. Ф. Меры социальной поддержки многодетных семей в РФ // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Выпуск № 33 / 2013.
УДК 614.253
Назарова Г. И. студент
Башкирский Государственный Университет
Россия, г.Уфа
СОЦИОМЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА Аннотация: Статья посвящена изучению актуальной проблемы клинической медицины и деонтологии. В статье приводится анализ проблемы социомедицинкой деонтологии и этики. Рассматриваются принципы этических начал в медицине и различные аспекты поставленной