Научная статья на тему 'Многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения'

Многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1962
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / СОСТОЯНИЕ СОМАТИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ / LARGE FAMILY / COMPLEX EXAMINATION / THE SOMATIC AND MENTAL HEALTH STATUS OF CHILDREN / SOCIO-MEDICO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FAMILIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазуренко Светлана Борисовна, Мазурова Надежда Владимировна, Намазова-баранова Лейла Сеймуровна

Представлены результаты многопрофильного обследования детей из многодетных семей Москвы и Московской области. Цель данного обследования выявить основные медико-психолого-педагогические проблемы многодетной семьи для определения направлений комплексной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LARGE FAMILY: THE MEDICO-PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF A STUDY

The paper presents the results of a multi-profile examination of children from the large families of Moscow and its region. The purpose of the examination was to reveal the major medico-psychological and pedagogical problems of a large family to define the directions of complex care.

Текст научной работы на тему «Многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения»

растом снижается эмоциональное и школьное благополучие.

3. Оценка КЖ ребенком (подростком) и его родителями имеет различия: родители склонны занижать КЖ своих детей.

4. Противоречия в оценках КЖ детьми и родителями в группе респондентов с нарушениями зрения уменьшаются с возрастом, в то же время в группе здоровых они, напротив, усиливаются. Это свидетельствует о повышенной тревожности родителей в отношении своих детей даже при отсутствии нарушений со стороны здоровья.

5. Достоверные различия в образе жизни между страдающими миопией и здоровыми школьниками были выявлены по следующим критериям: длительное выполнение домашнего задания, длительное нахождение у экрана телевизора, продолжительность ночного сна менее 8 ч и продолжительность прогулок менее 3 ч в неделю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винярская И. В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2008.

2. Гурылева М. Э., Ахунов И. Н. // Научные труды 3-го Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 2007. - С. 18-22.

3. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. - М., 2000.

4. Нефедовская Л. В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. - М., 2008.

5. Нефедовская Л. В., Винярская И. В. // Общественное здоровье и здравоохр. - 2008. - № 1. - С. 32-35.

Поступила 19.10.11

Сведения об авторах:

Гурылева М. Э., д-р мед. наук, проф. каф. биомедицинской этики и мед. права с курсом истории медицины КазГМУ e-mail: meg4478@ mail.ru

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:316.356.2:314.37

1,2

С. Б. Лазуренко1, Н. В. Мазурова1, Л. С. Намазова-Баранова

многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения

'Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62; 2Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, 119435, Москва, ул. Трубецкая, 8

Представлены результаты многопрофильного обследования детей из многодетных семей Москвы и Московской области. Цель данного обследования - выявить основные медико-психолого-педагогические проблемы многодетной семьи для определения направлений комплексной помощи.

Ключевые слова: многодетная семья, комплексное обследование, состояние соматического и психического здоровья детей, медико-психолого-социальная поддержка семей

S. B. Lazurenko', N. V. Mazurova', L. S. Namazova-Baranova1,2

LARGE FAMILY: THE MEDICO-PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF A STUDY

'Children's Health Research Center, Russian Academy of Medical Sciences, 2/62 Lomonosovsky Prosp., Moscow 119991; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8 Trubetskaya St., Moscow 119435

The paper presents the results of a multi-profile examination of children from the large families of Moscow and its region. The purpose of the examination was to reveal the major medico-psychological and pedagogical problems of a large family to define the directions of complex care.

Key words: large family; complex examination; the somatic and mental health status of children; socio-medico-psychological support of families

В

последнее время в средствах массовой информации широко обсуждается тема демографической ситуации в России. На первый план выходит вопрос о количестве детей в современных семьях. Многодетная семья рассматривается как один из наиболее эффективных вариантов решения проблемы демографического спада. рождение в се-

Для корреспонденции: Лазуренко Светлана Борисовна, канд. пед. наук, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения, e-mail: preeducation@gmail.com

мье третьего ребенка необходимо для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Установки части семей на многодетность обеспечивают относительную плавность в графике снижения рождаемости. однако до сих пор не проводилось серьезного научного исследования этого феномена. нет ответа на вопросы о причинах многодетности, о положительных и отрицательных сторонах жизни

семьи, в которой растет большое количество детей. В основном проблемы многодетности рассматриваются с социально-экономической точки зрения [1, 13, 14, 17].

Действительно, общественно-политические и экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В достаточно сложном положении оказались и многодетные семьи. Семьи с тремя детьми и более в настоящее время составляют лишь 5,3% от общего количества семей. Ежемесячный доход около 85% семей с тремя детьми может быть охарактеризован как низкий, а у более 90% семей с пятью детьми и более на каждого члена семьи он не достигает черты прожиточного минимума [17].

В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который нуждается в многоаспектном изучении с целью определения форм и программ содействия со стороны государства для его реализации. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры: указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. был установлен ряд льгот. однако для оказания специализированной, адресной помощи необходимо точно знать основные проблемы, с которыми сталкивается многодетная семья.

Научный центр здоровья детей РАМН совместно с межрегиональной общественной организацией "Большая семья" с января 2009 г. провел многопрофильное обследование детей из многодетных семей Москвы и Московской области. Цель данного обследования - определить основные медико-психолого-педагогические проблемы многодетной семьи.

Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование состояния здоровья и социальных условий воспитания прошел 241 ребенок из 142 семей. Возраст детей от 3 мес до 17,5 года. Почти половина семей (48,3%) имеет троих детей, 23,6% - семьи с четырьмя детьми, 18,2% - с пятью детьми. На долю семей, имеющих шестерых детей и более, приходится около 10%. Возраст детей: 34% - подростки, 36% - младшие школьники, 18% - дошкольники, 12% -дети раннего возраста.

Медицинское обследование включало консультацию педиатра, осмотры ортопеда, офтальмолога, стоматолога, отоларинголога, невропатолога и лабораторно-инструментальные исследования (УЗИ органов брюшной полости, щитовидной железы, ЭКГ). По показаниям некоторые дети были осмотрены гинекологом, эндокринологом и аллергологом. Психолого-педагогическое обследование включало логопедический осмотр, консультации дефектолога и психолога.

При проведении психологического обследования использовались следующие методы и методики: изучение анамнеза, беседа с родителями и ребенком, опросник родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина [3, 4], рисунок семьи [16], "Фильм-тест" (Р. Жиль) [7], тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), методика изучения самооценки (Дэмбо-Рубинштейн), цветовой тест (Люшер), "незаконченные предложения", "тест-сказка" (Дюсс). При

изучении особенностей познавательного развития использовались методика Е. А. Стребелевой [15], тест Д. Векслера. Уровень речевого развития определялся с помощью методик Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Е. Н. Российской [9].

Подробный анализ данных, собранных в ходе медицинского осмотра, позволил получить следующие результаты. Из 241 ребенка только 8 (3%) человек могли быть отнесены к I группе здоровья. В основном это дети дошкольного возраста. Большинство (196 детей

- 81%) вошли во II группу здоровья в связи с наличием у каждого ребенка 2-3 различных заболеваний органов и систем. Часть детей (37 человек - 15,5%) имели III группу здоровья и хронические заболевания разной нозологии. Причем отмечалась достоверная тенденция к нарастанию степени тяжести и количества заболеваний с возрастом - от 7% в 3-4 года до 23% к 14-16 годам. Среди всех обследованных детей у 3,9% была установлена инвалидность. Причем среди семей с большим количеством детей показатель общей заболеваемости был значительно выше, а структура отклонений в здоровье - значительно сложнее, чем в семьях, воспитывающих не более четырех детей.

Анализ результатов комплексного медицинского осмотра позволил распределить заболевания по частоте их встречаемости. У большинства обследованных детей отмечалась ортопедическая (90%) и неврологическая (80%) патология, заболевания лор-органов были выявлены у 72% детей. Реже отмечались желудочно-кишечные и аллергические заболевания (35 и 42% соответственно).

В ходе психолого-педагогического обследования были получены данные о причинах многодетности исследуемых семей. Это, в частности, сознательная многодетность, не связанная с влиянием религии, -22%; многодетность по православным убеждениям

- 45%; многодетность в связи с национальными традициями - 12%; незапланированная многодетность в благополучных семьях - 8% и многодетность в семьях группы социального риска - 13% (рис. 1).

В группе "сознательно многодетных" преобладали семьи, имеющие троих и четверых детей (75%). Как правило, вопрос о рождении третьего или четвертого ребенка решался в этих семьях с учетом экономиче-

%

Рис. 1. Причины многодетности.

ских и бытовых условий. Экономический уровень, организация быта, система взаимоотношений, образ жизни членов семьи в основном не отличаются от таковых в семьях, имеющих двоих детей (группа сравнения - случайная выборка из ранее обследованных семей). при этом наблюдалось значительное количество отличий по целому ряду показателей от остальных групп многодетных семей, особенно от семей, имеющих пятерых детей и более.

В семьях, которые многодетны под влиянием национальных традиций или религиозных взглядов, как правило, менее значимую роль играют материальный фактор и качество жилья. Решение социальных вопросов и образ жизни семьи, стиль воспитания детей напрямую зависят от религиозных традиций. появление каждого ребенка воспринимается как "дар божий". обязанность женщины - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. на вопрос о том, сколько детей будет в этой семье, родители точно ответить не могут, поскольку настроены на рождение каждого возможного ребенка, а вопросы о предохранении не рассматриваются. В этих семьях преобладала "реальная многодетность", т. е. в настоящий момент воспитывались от четырех до шести детей. материальный доход, как правило, был невысоким, условия проживания стесненные. Жизнедеятельность семьи обеспечивают все ее участники, причем значительное число обязанностей возложено на детей вне зависимости от их возраста и состояния здоровья.

Семьи, отнесенные к группе "незапланированной многодетности", имели троих, очень редко - четверых детей. В качестве причин многодетности они указывали повторный брак, большую разницу в возрасте между старшими и младшим ("дети уже подросли, стало скучно") и случайность (сами не понимаем, как так получилось", "привезли из отпуска и решили оставить" и т. д.).

отдельная категория семей - это семьи из группы "социального риска". В частности, сюда мы отнесли случаи, когда один или оба родителя употребляют алкоголь, либо жена находится под жестким давлением мужа, либо родители демонстрируют невысокий интеллектуальный уровень. Беременность в таких семьях не всегда желательна для женщины, что не может не сказываться на отношении к ребенку. В эту же группу в силу напряженности эмоционального фона были включены семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Мы выяснили, что из 142 семей, прошедших комплексное обследование в НЦЗД РАМН, 18 - неполные. В этих семьях, как правило, воспитываются дети-инвалиды. Известно, что семьи с детьми-инвалидами потенциально более неустойчивы, мужчины не выдерживают дополнительных трудностей, связанных с больным ребенком, и уходят из семьи. Многодетная семья не является исключением. С детьми остается мать, которая берет на себя всю ответственность за семью. именно ей близкие родственники и друзья оказывают помощь в обеспечении семьи всем необходимым.

Анализ полученных нами в ходе обследования данных позволил выявить триаду первоочередных объективных трудностей, на которые в разных сочетаниях указывали 90% опрошенных респондентов:

абсолютный и относительный недостаток одежды и обуви; "особое" отношение общества к многодетным семьям; низкий социальный статус. Разберем подробнее каждую из указанных трудностей.

Недостаток одежды и обуви критичен не только в утилитарном плане, но и в психологическом, поскольку эти товары выполняют сигнально-символическую функцию и играют важную роль в самопрезентации индивида. Для детей и подростков несоответствие внешнему стандарту может обернуться душевной травмой, накоплением потенциала конфликтности.

отношение окружающих к многодетным семьям, по мнению большинства опрошенных, далеко не всегда благожелательное. Большое число детей в семье оценивается значительной частью населения как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Практически все респонденты отмечали, что после рождения третьего ребенка общественное мнение по отношению к ним менялось. Преобладающими реакциями были непонимание, пренебрежение или взгляд как на "героев". К сожалению, достаточно часто многодетных родителей воспринимают как потребителей разного рода государственных дотаций. В реальности все эти блага не слишком велики, а психологический дискомфорт в связи с их получением ощущают все члены семьи. Некоторые родители указывали на то, что они не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования. Они ощущали необходимость в создании дополнительных условий со стороны государства для реализации их трудового и личностного потенциала, что позволило бы им повысить доход семьи, уровень образования детей, а значит и социальный статус.

По результатам опросника родительского отношения мы смогли составить представление об основных типах детско-родительского взаимодействия в многодетных семьях. Около 25% родителей демонстрировали высокие показатели по шкалам принятия, кооперации и низкие показатели по шкалам симбиоза и инфантилизации. Они реально оценивали способности и возможности своих детей, уважали их индивидуальность, старались проводить с ними время, помогать, поощрять инициативу и самостоятельность. Родители не выставляли детям сверхжестких требований, обеспечивали физическую и психологическую безопасность. Таким образом, психологическую обстановку в данной группе семей можно считать благоприятной, комфортной.

Подавляющее большинство (75%) родителей показывали неадекватные родительские установки. Например, низкие показатели по шкале принятия. Эти родители плохо знают о проблемах и переживаниях детей, испытывают раздражение по отношению к ним, воспитательные установки не направлены на будущее ребенка. Низкие показатели по шкале кооперации говорят о нежелании родителей приспосабливаться к особенностям ребенка, признавать, что дети могут быть правы в споре с родителями. По шкале симбиоза мы получили достаточно большой разброс результатов, связанный, очевидно, с тем, что многие родители этой группы склонны, скорее, к невнимательному отношению к ребенку, что подразумевает неудовлетворение его потребностей в любви, принятии, понимании. Не-

которые родители абсолютно не тревожатся за судьбу своего ребенка. По шкале авторитаризма в половине случаев мы получили очень высокие результаты. Данное положение свидетельствует о том, что родители предпочитают директивный стиль воспитания, требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. За проявления своеволия ребенка наказывают. Родители этой группы подчеркивали, что детей необходимо держать в жестких рамках, иначе с "этой гвардией" невозможно будет справиться. Остальные родители демонстрировали попустительство в отношении детей. Они спокойно реагировали на их социально недопустимое поведение, не делая никаких замечаний.

Нужно отметить, что эти данные не имеют значимых различий с данными, полученными ранее при обследовании семей, имеющих одного ребенка или двоих детей. Стиль родительского отношения большинства родителей к детям в настоящее время нельзя охарактеризовать как благоприятный. Полученные нами данные опровергают утверждение, что в любой многодетной семье заведомо строятся гармоничные отношения между родителями и детьми, что дети всегда получают необходимое количество внимания, принятия, одобрения со стороны родителей.

По результатам медицинского обследования была выделена группа детей (186 человек), которые нуждались в психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании. Из семей, многодетных по религиозным и национальным убеждениям, прошли обследование почти все дети - 85%, из семей группы социального риска - 100%. Из семей, сознательно многодетных, - 25% детей, из семей с незапланированной многодетностью - 20%.

Первый этап психологического обследования включал изучение эмоциональной сферы детей. Одним из ярких показателей благоприятности эмоционального фона является уровень тревожности. В ходе анализа данных относительно состояния тревожности были выделены 3 группы детей: дети с низким уровнем тревожности, дети со средним уровнем тревожности и дети с высоким уровнем тревожности. В нашей выборке детей с низким уровнем тревожности оказалось только 25%; со средним уровнем - 35%, с высоким уровнем - 40% (рис. 2). Как мы видим, более трети детей из многодетных семей демонстрируют повышенный уровень тревожности. Соотнесение типа семей и проявлений тревожности детей показало, что дети с высоким уровнем тревожности, как правило, были из семей группы социального риска, с незапланированной или сознательной многодетностью. Дети со средним уровнем тревожности - из семей, многодетных по религиозным или национальным убеждениям.

При изучении типов реальных ситуаций, которые в наибольшей степени вызывают тревожность, выяснилось, что это - агрессия со стороны окружающих, изоляция со стороны близких взрослых, наказание со стороны родителей. Характерно, что агрессия в общении рассматривается этими детьми как нечто неизбежное, часто встречающееся, вызывающее массу негативных аффективных переживаний. Лишь несколько детей проговаривали возможность мирного разрешения конфликтных ситуаций.

Анализ данных, полученных по методике "Сказка", позволяет говорить о том, что в среднем количество ситуаций, вызывающих неприятные переживания, у детей из многодетных семей значительно больше, чем в среднем по популяции. Так, например, болезненные переживания у данной категории детей вызывают аспекты ревности к другому ребенку; обделенности вниманием; скрытой агрессии к родителям; стремления к уединению, покою; недостаток ощущения собственности (в отношении вещей, игрушек и т. д.). В ходе беседы многие старшие дети отмечали, что испытывают постоянную загруженность домашними делами. Они понимают необходимость этой работы, но хотели бы, чтобы ее было меньше, поскольку не успевают качественно выполнить школьные задания или просто пообщаться с друзьями. Дети мечтают о своей комнате или квартире, когда вырастут, ощущают острую потребность побыть наедине с собой, просто посидеть в тишине. Особенно остро переживают обделенность вниманием родителей дети из семей, в которых воспитывается ребенок-инвалид. Они показали повышенную уязвимость перед стрессорами, постоянно подавляемую агрессию, тревожность.

Качественный анализ детских рисунков показал, что семейную ситуацию воспринимают как благополучную 55% детей (около половины детей из всех семей, кроме семей группы социального риска). Остальные 45% рисунков отражали неблагоприятную семейную ситуацию (100% детей из семей группы социального риска и менее половины детей из остальных групп семей). Большинство детей из этой группы использовали в основном более холодные цвета, иногда в рисунках преобладал черный цвет. Традиционно выбор таких цветов интерпретируется как признак переживания чувства отверженности, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к нему. В 54% рисунков отсутствовал сам ребенок, что указывает на трудности его самовыражения в семье, плохо сформированный образ "Я", низкую самооценку. На некоторых рисунках члены семьи выделены либо цветом, либо сильной штриховкой, либо с большим заштрихованным ртом, либо большими руками, некоторые фигуры сильно размазаны. Это свидетельствует о негативном отношении ребенка к одному из членов семьи. Детали многих рисунков

%

Низкий Средний Высокий Уровни

Рис. 2. Распределение детей по уровням тревожности.

(резкие, угловатые линии, обводка, нарушение пропорций) свидетельствовали о том, что ребенок находился в эмоциональном напряжении, внутреннем возбуждении, испытывал чувство тревоги.

По данным методики Дэмбо-Рубинштейн можно заключить, что около половины детей из многодетных семей имеют неадекватную самооценку. У большей части детей дошкольного и младшего школьного возраста она ниже реальной. Дети воспринимают себя частью большого коллектива, мало задумываются о ценности своего "Я" У подростков была зафиксирована неоправданно высокая самооценка. Мы воспринимаем этот факт как следствие гиперкомпенсации низкой самооценки в детском возрасте. Подростки начали самоутверждаться, всеми возможными способами доказывая свою уникальность.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Неадекватная самооценка отрицательно влияет на поведение, деятельность и развитие личности, на взаимоотношения с другими людьми.

В ходе педагогического обследования нами были изучены особенности познавательного и речевого развития 59 детей, т. е. 24,4% от общего числа обследованных. Из них 16 малышей раннего возраста, 19 дошкольников и 24 младших школьника. Особенности поведения и неврологическое состояние детей при осмотре вызвало беспокойство врача-невролога, для более подробного изучения познавательных возможностей они были направлены на обследование к дефектологу и логопеду. Анализ результатов педагогического осмотра позволил выделить 2 группы детей: с сохранными познавательными возможностями и с нарушением интеллектуального развития. Психическое развитие 11 детей соответствовало возрастному нормативу. Родители обращались к специалисту с жалобами на поведение, трудности воспитания, испытывали беспокойство в связи с эмоциональным состоянием ребенка. Другие 48 детей имели нарушения развития психики различного характера и структуры. Характеристика нарушений может быть представлена следующим образом: у 14 детей была выявлена задержка психического развития, у 25 - нарушение интеллекта различной степени тяжести, у 9 - сложная структура нарушений. В большинстве случаев задержка психического развития сочеталась с общим недоразвитием речи, значительно реже - с заиканием, стертой дизартрией, дисграфией. Дети с недоразвитием познавательной деятельности имели системное недоразвитие речи, дизартрию, ринолалию, заикание, анартрию. Снижение интеллекта сочеталось с нарушением зрения у 5 детей, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата у 3 детей. В 68% случаев родители впервые на

данном осмотре узнавали о наличии отклонений в развитии у ребенка. Отсутствие информации о данного рода проблемах, непонимание образовательных потребностей такого ребенка препятствовало своевременному оказанию психолого-педагогической помощи, что в свою очередь усугубляло степень выраженности отклонений в развитии. Только у 32% детей образовательный маршрут соответствовал их познавательным возможностям. Причем в 15% случаев это было вызвано близостью расположения учреждения компенсирующего вида к дому или решением медико-психолого-педагогической комиссии о необходимости обучения ребенка по специальной образовательной программе. При выборе образовательного учреждения лишь 17% родителей руководствовались индивидуальными особенностями, интересами и возможностями ребенка. Беседа с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, показала, что некоторые, согласно национальной или религиозной традиции, не желали отдавать ребенка в систему общественного воспитания, а предпочитали обучать детей дома.

Анализ данных психолого-педагогического обследования 186 детей показал, что только у 24 подростков, 18 младших школьников и 10 дошкольников зафиксировано гармоничное формирование психики. У этих детей были качественное восприятие, устойчивое внимание, быстрая переключаемость. Объем образной и вербальной памяти находился в пределах возрастной нормы. Эффекта утомляемости в процессе обследования не наблюдалось. Логические последовательности они решали самостоятельно в быстром темпе. Рассуждения детей логичные, словарь богатый, оформление речевого высказывания правильное.

Социальная ситуация развития этих ребят была близка к нормативной. В их жизни присутствовали эмоционально насыщенные контакты с ровесниками и взрослыми. Самооценка у школьников отличалась адекватностью, социальную ситуацию они воспринимали реалистично. Основной фон настроения детей спокойный, устойчивый. Отношения к ним со стороны родителей адекватные, прогностичные. Подростки строили планы на будущее, исходя из своих интересов и возможностей. Были ориентированы в спектре схожих профессий. Круг интересов включал культурно-познавательные (чтение, посещение театров и музеев, слушание классической музыки), коммуникативные (общение с друзьями и родителями), развлекательные (просмотр телепередач, занятия на компьютере) и спортивные.

У других 134 обследованных детей были выявлены следующие особенности развития. У всех этих детей наблюдались речевые нарушения, в том числе дисла-лия у 32 человек, дизартрия у 47 человек, анартрия у 1 ребенка, алалия у 16 человек, заикание у 8 человек, нарушение чтения и письма у 28 человек.

Задержка темпа интеллектуального развития наблюдалась у 49 человек, из них у 28 дошкольников и 21 младшего школьника. Умственная отсталость различной степени выраженности у 26 человек, из них у 17 дошкольников и 9 младших школьников (рис. 3).

Анализ результатов комплексного медико-психолого-педагогического изучения состояния здоровья детей и микроклимата в многодетных семьях позволяет сделать следующие выводы.

- Многодетные семьи типологически различны. Из общей массы можно условно выделить "здоровое ядро", а также "проблемные" семьи, в которых степень социальных рисков возрастает по разным позициям. К таким семьям относятся в первую очередь те, которые имеют в своем составе детей-инвалидов. Как фактор потенциального социального риска и дезадаптации выделяются также семьи с очень большим числом детей. В семьях с пятью детьми и более больше социально-экономических трудностей, хуже жилищные условия, ниже доход, более скромное образование у родителей, беднее и напряженнее жизнь. Заметно ухудшение здоровья у детей из таких семей, с превышением инвалидности детей из менее многодетных семей почти в 1,5 раза.

- Низкий показатель здоровья детей из многодетных семей является следствием разных причин: снижения репродуктивного здоровья многодетной матери; поздней обращаемости родителей за медицинской помощью в случае болезни ребенка, самолечения; отсутствия возможности осуществлять профилактические оздоровительные мероприятия в домашних условиях; невнимательного, беспечного отношения родителей к состоянию здоровья и развитию своих детей.

- Наше исследование подтвердило указанную в научной литературе закономерность: после рождения 3-4-го ребенка риск появления врожденных пороков развития значительно возрастает. Помимо прочих причин, неблагоприятную роль играют недопустимо малые интергенетические промежутки. Так, в группе исследования некоторые матери к 30 годам уже имели пятерых-шестерых детей.

- Высокий процент неполных многодетных семей в нашем исследовании опровергает общественное мнение о том, что многодетность может уберечь семью от распада. На практике количество детей не может разрешить личностные и социальные проблемы членов семьи, устранить трудности взаимодействия родителей. Более того, в определенных случаях многодетность может послужить дестабилизирующим обстоятельством: по данным литературы, процент неполных семей с шестью детьми двукратно превышает долю таких же полных семей.

- Показатель психического развития детей в многодетных семьях значительно ниже аналогичного в семье с одним ребенком или двумя детьми.

- Количество детей с интеллектуальной недостаточностью достигает 19,4%, что в 5 раз превышает популяционный показатель. Снижение познавательных возможностей чаще всего выявлялось у 3, 4-го и последующих детей и сочеталось с соматическими нарушениями, в силу чего эти дети были отнесены ко II и III группам здоровья.

- Многодетные семьи имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления

развития нарушения отсталость

Рис. 3. Состояние психоречевого развития детей. ЗПР - задержка психического развития

о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на их судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетных братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

- Повышенный уровень тревожности, фрустрация потребности в принятии, внимании со стороны взрослых, неадекватные родительские позиции у большинства испытуемых позволяют отнести их к группе риска социальной дезадаптации. Детям и подросткам с такими психологическими особенностями трудно быть гибкими в социальных контактах, устойчивыми в стрессовой ситуации. По нашему мнению, они нуждаются в пролонгированном психологическом сопровождении.

- Родители нуждаются в социальных видах помощи, дополнительной информации по вопросам воспитания, в психологической помощи, в "часах разгрузки" для матерей, клубах для общения взрослых членов семьи, организации отдыха, санаторного лечения. Государство должно оказывать содействие по устройству детей в образовательные учреждения, организации регулярного диспансерного наблюдения в поликлинике или медицинских центрах по месту жительства, в постоянном наблюдении со стороны социальных работников, которые могли бы помогать в решении материальных, социальных, юридических и других бытовых проблем.

- Часть многодетных семей не просто нуждаются в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендуют на полное или почти полное государственное обеспечение: отягощенность их социальными проблемами столь велика, а трудовой потенциал столь незначителен, что надежда на самостоятельное решение проблем маловероятна как сейчас, так и в перспективе.

Данные результаты еще раз заставляют задуматься о дифференцированном подходе к оказанию государственных видов помощи многодетным семьям, об организации адресной помощи, о целесообразности стимулирования многодетности сверх определенного предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать

профилактическую помощь на этапе, когда здоровая многодетная семья не перешла еще в разряд "проблемных". Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А. А., Столин В. В. // Семья и формирование личности.

- М., 1981. - С. 2-10.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

- М., 1968.

3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1986.

4. Варга А. Я., Столин В. В. // Рабочая книга практического психолога / Под ред. В. Шапарь и др. - М., 2005. - С. 603-606.

5. Вегнер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.

6. Выготский Л. С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М., 2003.

7. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

9. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов

пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М., 1998.

10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

11. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1998.

12. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1989.

13. Социология семьи / Под ред. А. И. Антонова. - 2-е изд. - М., 2005.

14. Спиваковская А. С. // Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 38-44.

15. СтребелеваЕ. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

16. Хоментаускас Г. Т. // Вопр. психол. - 1986. - № 1. - С. 165-170.

17. Шеляг Т. В. // Соц. педагогика. - 2005. - № 1. - С. 28-34.

18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Поступила 15.11.11

Сведения об авторах:

Мазурова Надежда Владимировна, ст. науч. сотр. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения НЦЗД РАМН; e-mail: mazariny-2@yandex.ru; Намазова-Баранова Лейла Сейму-ровна, проф., директор НИИ профилактич. педиатрии и восстановит. лечения НЦЗД РАМН, зав. каф. аллергологии и клинической иммунологии ФППО педиатров I МГМУ им. И. М. Сеченова, зав. каф. педиатрии РГМУ.

© п. в. КОЛОБУХОВ, А. Л. БАЛАШОВ, 2012 УДК 614.2:616-082]:33

П. В. Колобухов, А. Л. Балашов

факторы, влияющие на эффективность функционирования частных учреждений здравоохранения в регионах российской федерации (на примере калининградской области)

ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

В статье приводится сравнительная характеристика факторов, влияющих на эффективность оказания медицинской помощи детям в лечебно-профилактических учреждениях, относящихся к государственной или частной системе здравоохранения. Особое внимание уделено роли опроса пациентов или родителей детей как наиболее доступного информативного метода, позволяющего своевременно реагировать на изменения спроса на медицинскую помощь.

Ключевые слова: медицинские услуги, частные медицинские учреждения, региональное здравоохранение N. V. Kolobukhov, A. L. Balashov

FACTORS THAT INFLUENCE THE EFFICIENCY OF WORK OF PRIVATE HEALTH CARE FACILITIES IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (IN CASE OF THE KALININGRAD REGION)

iThe paper provides the comparative characteristics of the factors that influence the efficiency of medical care to children in governmental and private health care facilities. Particular emphasis is placed on the role of questioning patients or children s parents as the most available and informative method that allows the timely response to the changed demand for medical care.

Существование многообразия форм собственности медицинских учреждений на территории Российской Федерации в настоящее время является объективной реальностью, не считаться с которой нельзя. При существующем принципе деления территории РФ, действующем законодательстве

Для корреспонденции: Балашов Алексей Львович, доцент каф. социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП Санкт-Петербургской ГПМА

и источниках финансирования принято различать 3 основные системы здравоохранения: государственную, муниципальную и частную [3].

Вне зависимости от формы собственности медицинских учреждений основным фактором их деятельности остается качество медицинской помощи, которое оценивается по уровню удовлетворенности потребителями медицинской услуги. В связи с этим существуют различия в механизмах поддержания спроса населения на медицинские услуги в государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.