DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_1_22 УДК 35
ПРОБЛЕМЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И СУБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Джамалудинова Мадина Юнускадиевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы межрегионального взаимодействия в России. Актуальность исследования обусловлена местом и ролью федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации социально-экономических преобразований в Республике Дагестан как одном из субъектов Российской Федерации. Теоретические разработки проблем, связанных с организацией системы взаимодействия органов исполнительной власти, представляют значительный научный и практический интерес. Отмечается, что вопросы построения эффективной системы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Федерации, их взаимодействие друг с другом в целях решения задач и реализации функций федеративного государства представляются достаточно актуальными, имеющими многоплановый характер и требующими глубокого теоретического осмысления и комплексного анализа нормативного материала.
Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество; кластеризация; инвестиционные процессы; инновации; исполнительная власть.
UDC 35
PROBLEMS OF INTERREGIONAL INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND SUBJECTS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC
OF DAGESTAN
Jamaludinova Madina Yunuskadievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the problems of interregional interaction in Russia. The relevance of the study is due to the place and role of federal and regional executive authorities in the implementation of socio-economic transformations in the Republic of Dagestan as one of the subjects of the Russian Federation. Theoretical elaboration of the problems associated with the organization of the system of interaction between executive authorities are of considerable scientific and practical interest. It is noted that the issues of building an effective system of interaction between the executive authorities of the constituent entities of the Federation, their interaction with each other in order to solve problems and implement the functions of a federal state seem to be quite relevant, having a multifaceted nature and requiring deep theoretical understanding and comprehensive analysis of regulatory material.
Keywords: interregional cooperation; clustering; investment processes; innovation; executive branch.
Кластерные образования функционируют, налаживая отношения и взаимодействия друг с другом, которые складываются из общих или взаимодополняющих производ-
ственных процессов, продукции, основных используемых технологий, потребностей для обеспечения ресурсами естественного характера, требований к умениям и ноу-хау,
каналов распространения товаров, работ и услуг.
Современные кластеры строят взаимоотношения друг с другом по горизонтали и вертикали. Горизонтальные взаимоотношения происходят за счет комплементарности производимой продукции и применения схожих, специфических технологий, институциональных подходов и т. д. Привлекательность кластерных образований приобретает более очевидный уровень при условии того, что у них сформировались крепкие связи с кластерными образованиями других регионов и других стран, что является все более значительным фактором в ситуации усиления глобализации и инноватизации экономических процессов [5].
Межрегиональная кластеризация представляет собой процесс формирования стабильных связей между кластерными образованиями, который осуществляется на основе комплементарности в межрегиональном и мировом масштабе и приводит к возникновению новых рынков, повышению межрегиональной, международной инновационной, инвестиционной активности в межрегиональном и глобальном масштабе, увеличению уровня конкурентоспособности кластерного образования, организаций-участников кластера и в целом территории, где расположено кластерное образование, в результате увеличения научных, деловых, технологических и культурных взаимодействий.
Межрегиональная кластеризация приводит к постепенному внедрению в хозяйственную практику менеджмента территорий межрегиональных, трансграничных, транснациональных кластерных инициатив, предполагающих развитие взаимоотношений между регионами и государствами. Этот процесс закономерен и связан с необходимостью удовлетворять растущие потребности потребителей, поиска новых вариантов для экономии и взаимодополнения конкурентными преимуществами партнеров в межрегиональном и международном масштабе.
Активизация подобных механизмов возникает исходя из того, что формирование кластеров такого формата способствует обеспечению положительной динамики развития и недопущению эффекта изолированности, который, как правило, является причиной некачественного развития кластерных образований.
Межрегиональная кластеризация предоставляет большое количество преимуществ [1]:
- увеличение экспортно-ориентированных механизмов, открывающих удобный и простой доступ на национальные и мировые рынки;
- интеграция кластера в национальное и мировое пространство и преодоление эффекта изолированности;
- передача прав по использованию объектами интеллектуальной собственности партнерам из других регионов и иностранным партнерам на собственные технологии или продукцию и извлечение прибыли от платежей за пользование лицензией;
- уменьшение цепочки производства вертикального характера в связи с увеличением импорта некоторой продукции;
- межрегиональное и международное партнерство по НИОКР;
- локализация производственных мощностей в других регионах и иностранных государствах для успешной адаптации производимой продукции к мировым стандартам [4].
Связи внешнего характера необходимы для того, чтобы преодолеть ловушки самозамкнутости. Для выхода кластера на рынки других регионов и мировой рынок необходимы инвестиции. Также выход на рынки других регионов и мировой рынок увеличивает неопределенность. Эффективное сотрудничество в инновационно-инвестиционном процессе находится в зависимости от уровня доверия, который существует между партнерами, общих взглядов и понятий. Чем больше фирмы - участники кластерного образования устанавливают и поддерживают внешние связи и партнерские отношения, тем больше новых технологий и разработок поступает в кластер.
Основные факторы, которые препятствуют межрегиональной кластеризации:
- недостаточное количество финансовых средств;
- сложности в получении кредита для улучшения деятельности в других регионах и международном направлении;
- недостаток информации о рынках других регионов и мировых рынках;
- недостаточное количество высококвалифицированных работников;
- недостаток доверия к потенциальным инвесторам;
- различия в нормативно-правовой базе;
- большое расстояние в географическом плане.
Межрегиональное сотрудничество, обладая мощнейшим потенциалом, составляет основу организационной структуры государственного управления. Такое направление деятельности, как административная реформа, ставило своей целью разделение функций государственного управления между различными типами региональных органов исполнительной власти, которое позволило бы четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти в межрегиональном сотрудничестве, оптимизировать их состав и механизмы функционирования и исключить коллизии между функциями выработки политики, реализации политики и контролем политики в государстве [6].
В рамках этой реформы осуществляется модернизация системы федеральных органов исполнительной власти. Что касается органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то в их видах и структуре нет единого подхода, что приводит к несогласованности их статуса со статусом федеральных органов исполнительной власти. Данное обстоятельство негативно сказывается при взаимодействии этих двух разновидностей органов в рамках единой системы исполнительной власти страны.
Исполнительная власть субъекта Российской Федерации как совокупность органов государственной власти, образуемых субъектом России и осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством, ближе всего к простому населению. Органы региональной исполнительной власти контактируют с населением гораздо чаще, чем федеральные органы исполнительной власти. Поэтому важно задачей всего государства должно стать создание такой системы региональной исполнительной власти, при которой наиболее полно реализовывались бы интересы граждан России.
Нормативно-правовые акты, устанавливающие статус органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, требу-
ют своевременной корректировки, так как не всегда данные правовые акты удается четко структурировать, обеспечить адекватность изменениям в концепции развития отраслей, сфер управления и связанных с этим дополнительно возложенных на органы управления тех или иных функций.
Проведенное исследование показывает, что сегодня, несмотря на неустойчивое, переходное состояние государственности, система исполнительной власти Российской Федерации является мощным и разветвленным механизмом. Исполнительная власть призвана проводить единую, целостную государственную политику, без которой государство утрачивает свои общественные функции, и поэтому ей приходится проявлять порой жесткую последовательность. От прочности и системности исполнительной власти зависит экономика, культурное развитие, общественное спокойствие и т. д. Обществу сейчас нужна сильная исполнительная вертикаль, способная обеспечить преобразование и будущее развитие России в рамках государственно-правовых и иных институтов, которые создаются в интересах общества для обеспечения его жизнедеятельности [3].
При построении системы органов исполнительной власти субъекты Российской Федерации обязаны исходить из конституционных требований к природе и форме российского государства. Законодатель должен помнить, что чем более организация исполнительной власти соответствует системе конституционных принципов, тем социально эффективнее будут результаты государственного управления [2].
Реформирование системы регионального управления невозможно без выяснения правового статуса органов исполнительной власти. При характеристике правового статуса любого органа государственной власти необходимо рассматривать не только его функциональное назначение и присущий объем полномочии, но также место этого органа в системе государственного управления. Без анализа системных связей исполнительной власти субъекта с другими ветвями государственной власти невозможно полностью отразить сущность данного института, выявить недостатки, что в свою очередь затрудняет его совершенствование, которое и являет-
ся конечной целью проводимого на региональном уровне процесса реформирования государственной власти [3].
В заключение следует отметить, что разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную означает выделение из совокупности единых государственных полномочий составляющих ее частей. Все органы государства в своей совокупности образуют единую государственную власть. Отсюда вытекает необхо-
димость оптимизировать взаимодействие исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственного управления, уделить наибольшее внимание совместному разрешению существующих разногласий, так как это в свою очередь будет способствовать улучшению рациональной организации управления делами как субъекта Федерации, так и всего государства.
Список литературы-
1. Джамалудинова, М. Ю. Исходные основы и механизмы межрегионального сотрудничества в Российской Федерации / М. Ю. Джамалудинова // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2013. - № 2. -С. 133-136.
2. Иванов, О. Б. Стратегическое территориальное планирование в регионах России / О. Б. Иванов, Е. М. Бух-вальд // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 3. - С. 7-21.
3. Лебединская, Г А. О месте стратегии пространственного развития в системе территориального планирования Российской Федерации / Г А. Лебединская // Academia. Архитектура и строительство. - 2018. - № 1. -С. 59-66.
4. Нурмухаметов, Р. Р. Кластеризация как форма инноватизации межрегионального взаимодействия / Р. Р. Нурмухаметов // Вестник экономики, права и социологии. - 2019. - № 4. - Т. 2. - С. 108-115.
5. Поздняков, К. К. Межрегиональное инвестиционное сотрудничество как фактор регионального развития / К. К. Поздняков, Г А. Решина // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 308-312.
6. Fromhold-Eisebith, M. Bringing scales in innovation policies: how to link regional, national and international innovation systems / M. Fromhold-Eisebith // European Planning Studies. - 2007. - № 15 (2). - S. 217-233.
References_
1. Dzhamaludinova M.Yu. Initial foundations and mechanisms of interregional cooperation in the Russian Federation, RISK: Resources, Information, Procurement, Competition, 2013, no. 2, pp. 133-136.
2. Ivanov O.B., Bukhvald E.M. Strategic territorial planning in the regions of Russia, ETAP: economic theory, analysis, practice, 2018, no. (3), pp. 7-21.
3. Lebedinskaya G.A. On the place of the spatial development strategy in the territorial planning system of the Russian Federation, Academia. Architecture and construction, 2018, no. (1), pp. 59-66.
4. Nurmukhametov R.R. Clustering as a form of innovatization of interregional interaction, Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2019, no. 4, vol. 2, pp. 108-115.
5. Pozdnyakov K.K., Reshina G.A. Interregional investment cooperation as a factor of regional development, Azimuth of scientific research: economics and management, 2019, vol. 8, no. 4 (29), pp. 308-312.
6. Fromhold-Eisebith M. Bringing scales in innovation policies: how to link regional, national and international innovation systems, European Planning Studies, 2007, no. 15 (2), pp. 217-233.