Научная статья на тему 'Государственное регулирование формирования и развития научно-производственных кластеров: опыт и перспективы'

Государственное регулирование формирования и развития научно-производственных кластеров: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
986
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CLUSTER / RESEARCH-AND-PRODUCTION CLUSTER / STATE REGULATION OF CLUSTERS / MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF A CLUSTERING / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахенбах Ю. А.

Формирование и развитие научно-производственных кластеров представляет собой объективный процесс, происходящий в соответствии с эволюцией форм экономического взаимодействия субъектов региональной экономики. Однако стихийность формирования кластеров является лишь кажущейся. Эффективность и результативность данного процесса, приводящая к росту экономики региона, зависит от комплексности реализуемых органами государственной власти мер, направленных на стимулирование возникновения кластерных инициатив, и системности мероприятий, проводимых федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках регулирования кластеризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF RESEARCH-AND-PRODUCTION CLUSTERS: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Formation and development of research-and-production clusters represents the objective process occurring according to evolution of forms of economic interaction of subjects of regional economy However spontaneity of formation of clusters is only seeming. Efficiency and the productivity of this process leading to growth of economy of the region, depends on integrated approach of the measures realized by public authorities directed on stimulation of emergence of clusters initiatives, and a integrity of the actions which are carried out by federal and regional executive authorities within regulation of a clustering.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование формирования и развития научно-производственных кластеров: опыт и перспективы»

uploaded/files /pdf_ipw8te.pdf. - Дата обращения: 1.07.2012 г.

3. Закон Воронежской области «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» от 23.06.2010 г.

4. Сироткина Н.В. Формирование и развитие научно-производственных кластеров: опыт российских регионов / Н.В. Сироткина, Е.Л. Смольянова, Ю.А. Ахенбах. - Воронеж: Воронеж.гос.-технол.акад., 2012. - 244 с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ахенбах Ю.А., к.э.н., доцент

Формирование и развитие научно-производственных кластеров представляет собой объективный процесс, происходящий в соответствии с эволюцией форм экономического взаимодействия субъектов региональной экономики. Однако стихийность формирования кластеров является лишь кажущейся. Эффективность и результативность данного процесса, приводящая к росту экономики региона, зависит от комплексности реализуемых органами государственной власти мер, направленных на стимулирование возникновения кластерных инициатив, и системности мероприятий, проводимых федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках регулирования кластеризации.

Ключевые слова: кластер, научно-производственный кластер, государственное регулирование кластеров, меры государственной поддержки кластеризации, региональное развитие

STATE REGULATION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF RESEARCH-AND-PRODUCTION CLUSTERS: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Achenbach Y., Ph.D.

Formation and development of research-and-production dusters represents the objective process occurring according to evolution of ^forms of economic interaction of subjects of regional economy. However spontaneity offormation of clusters is only seeming. Efficiency and the productivity of this process leading to growth of economy of the region, depends on integrated approach of the measures realized by public authorities directed on stimulation of emergence of clusters initiatives, and a integrity of the actions which are carried out by federal and regional executive authorities within regulation of a clustering.

Keywords: cluster, research-and-production cluster, state regulation of clusters, measures of the state support of a clustering, regional development

Формирование научно-производственных кластеров представляют собой новый инструмент промышленной политики России, способный повысить конкурентоспособность отдельных предприятий, отраслей, региона и страны в целом и направленный на достижение следующих целей:

- снижение чрезмерного разрыва в уровнях социально-экономического развития территорий внутри региона, создание относительно равных условий жизни и труда на всей территории региона;

- усиление динамики экономического и социального развития регио-на путём эффективного использования природно-ресурсного, человеческого, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ территорий;

- обеспечение устойчивого роста экономики региона, повышения реальных доходов и улучшения условий жизни населения на ос-нове расширения и углубления межрегиональной кооперации, а также разви-тия эффективного сотрудничества с другими государствами.

Основными этапами формирования и развития научно-производственных кластеров является следующее. Во-первых, для начала процесса кластеризации необходимо возникновение кластерной инициативы. В соответствии с характерной для большинства российских регионов административной моделью формирование научно-производственных кластеров происходит по инициативе региональных властей и приводит к созданию центра координации, планирования и лоббирования интересов участников кластера [1].

Кластер предполагает взаимодействие различных структур и организаций, поэтому членами координационного совета являются все заинтересованные в его создании и развитии резиденты региональной экономики: представители местных органов власти, различных объединений и союзов предпринимателей, крупных промышленных компаний, малых инновационных предприятий и образовательных учреждений региона.

Для достижения заметной внутренней динамики кластер нуждается в привлечении множества участников и некой критической массе. Ее наличие позволяет сформировать и надолго сохранить постоянно обновляющиеся связи между гибкими фирмами малого размера и крупными поставщиками ресурсов. По мнению Т.В. Ус-ковой, «критическая масса может служить буфером и придавать кластеру устойчивость к внешним воздействиям или давлениям другого рода, включая потерю компаний (даже когда эти компании

могут быть отнесены к ключевым), пока не превышен критический порог количества оставшихся участников. Отсутствие критической массы может, наоборот, сделать кластер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков. Введение упрощенного налогообложения, увеличение льготного периода налогообложения, исключение из налогооблагаемых сумм затрат на НИОКР и списание инвестиций на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ на этапе формирования кластерных структур позволит быстрее начать бизнес-процесс, чтобы в дальнейшем иметь для последующей стабильной работы и регулярных налоговых отчислений» [2].

На завершающем этапе формирования научно-производственных кластеров происходит оценка функционирования кластеров на основе показателей, характеризующих экономическое развитие. По результатам оценки программа развития кластеров может корректироваться, проводятся необходимые изменения в их деятельности [1].

Эффективность процессов кластеризации региональной экономики зависит от наличия соответствующей региональной стратегии, учитывающей ключевые точки роста региона в целом. Кластеры, в региональном аспекте, соединяя в себе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства создают условия для перевооружения промышленности, определяют приоритетные направления инвестиционных вложений и формируют комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластеры обеспечивает мультипликативный эффект развития экономики региона. Кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде.

Значимость кластера для регионального развития является основанием для осуществления государственного регулирования процессов, связанных с их формированием и развитием. При этом государственное регулирование кластеризации ни в коем случае не должно носить директивный характер, так как по своей природе кластеры являются не формальными добровольными объединениями географически сконцентрированных, не зависящих друг от друга субъектов хозяйствования, в том числе образовательных и научно-исследовательских учреждений и органов государственной

власти, созданных без образования отдельного юридического лица для функционирования в сфере предпринимательства с целью более эффективного использования ресурсов, стимулирования инновационной активности, а также получения синергетического эффекта [3].

Наиболее адекватной для целей государственного регулирования формирования и развития научно-производственных кластеров является концепция индикативного планирования, имеющего следующие принципиальные черты. Во-первых, индикативное планирование включает в себя деятельность по синтезированию разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, индикативное планирование охватывает проблемы выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами их достижения.

Объектом индикативного планирования в промышленном секторе региональной экономики является вся совокупность отраслей, участвующих в цепочке создания ценности. Целью индикативного планирования выступает обеспечение эффективного и пропорционального развития резидентов региональной экономики, исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов.

Формирование научно-производственных кластеров в соответствии с идеологией индикативного планирования призвано решить следующие задачи:

- осуществить нормативно-правовые преобразования инновационной среды региональной экономики;

- создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат путем проведения институциональных преобразований;

- сформировать в регионе инвестопроводящую систему;

- создать благоприятные условия для генерации новых знаний, диффузии и коммерциализации инноваций;

- модернизировать экономику доминирующих отраслей и производств;

- обеспечить развитие приоритетных отраслей региональной экономики;

- сформировать систему эффективных бизнес коммуникаций и деловой инфраструктуры;

- совершенствовать инфраструктуру связи и доступа к современным информационным технологиям [4].

Указанные задачи входят в круг вопросов, относящихся к государственной промышленной политике и подлежащих решению органами государственной власти, что и стало основанием для разработки рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования формирования и развития научно-производственных кластеров.

Анализ существующей практики государственного регулирования формирования и развития научно-производственных кластеров позволил сделать вывод о том, что государственное регулирование осуществляется бессистемно и сводится лишь к финансовому участию в формировании научно-производственных кластеров, причем процессе финансирования возникающих у участников региональной экономики кластерных инициатив имеет целый ряд недостатков. В ходе исследования нам удалось выявить правовое несовершенство ведомственных программ финансовой поддержки кластерных инициатив и отсутствие эффективного механизма распределения субсидий между участниками объединений кластерного типа. Из-за недостаточной разработанности законодательной базы, регламентирующей распределение субсидий, финансовые потоки направляются лишь на инвестиции в создание инфраструктуры кластера, финансовая поддержка приоритетных инновационных проектов, реализуемых посредством кластерного образования, при этом не осуществляется.

Несовершенство оказываемой органами государственной власти поддержки формирования и развития научно-производствен-

Таблица 1. Функциональное содержание государственного регулирования формирования и развития научно-производственных кластеров

Функции Мероприятия

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

- аналитическая; - инициирующая; - консалтинговая; - поддерживающая; - координирующая; - посредническая; - функция мониторинга и развития - финансирование комплексных кластерных программ - софинансирование региональных программ развития; - содействие повышению конкурентоспособности; - создание новых технологий; - установление стандартов технического регулирования; - продвижение идеи кластеров; - продвижение и развитие хозяйственных агломераций путем реализации инфраструктурных проектов, включение механизмов государственно-частного партнерства; - обеспечение информационной, образовательной и методической поддержки развития кластеров, мониторинг эффективности их деятельности; - поддержка межрегионального развития кластеров.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

- стимулирующая; - регулирующая; - аналитическая; - инициирующая; - консалтинговая; - поддерживающая; - координирующая; - посредническая; - функция мониторинга и развития - создание и обеспечение деятельности Центров кластерного развития (ЦКР); - совместная разработка единых стандартов в отношении продукции, поставщиков; - организация коллективных маркетинговых проектов, проектов совместного выхода на новые рынки; - организация совместных проектов в области сокращения издержек, повышения качества, логистики, информационнокоммуникационных технологий и т.д.; - проведение бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия предприятий кластера требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта; - анализ направлений научно-технического прогресса; - распространение технологий в кластере; - улучшение производственного процесса; - непосредственное участие в развитии конкретных кластеров на территории региона; - выявление и анализ потенциала формирования кластеров; - содействие разработке общей стратегии кластеров; - участие в кластерных проектах; - оценка эффективности участия региональных властей в кластерных проектах

ных кластеров, в первую очередь, связано с неразвитостью институциональных структур, регулирующих процессы кластеризации на мезо- и макроэкономическом уровнях. На федеральном уровне отсутствуют структуры, способные проводить работу по индикативному планированию, позволяющему определить целесообразные параметры регионального развития. На региональном уровне такие структуры созданы лишь в некоторых субъектах Федерации. В Воронежской области к региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование формирования и развития научно-производственных кластеров, относятся Департамент промышленности, транспорта и связи Правительства Воронежской области, БУ «Центр кластерного развития Воронежской области, ОГУ «Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области.

Высокая результативность и динамичность формирования научно-производственных кластеров подчеркивает необходимость организационного и функционального совершенствования субъектов государственного регулирования процессов кластеризации (табл. 1).

Выявление и структурирование субъектов государственного регулирования формирования и развития научно-производственных кластеров позволяет разработать адресные рекомендации органам федеральной (региональной) исполнительной власти, формализованные в виде методического подхода к организации эффективного государственного регулирования создания и функционирования научно-производственных кластеров, включающего в себя следующие этапы:

1. Конкурсный отбор предприятий, отличающихся высокой конкурентоспособностью.

Учитывая тот факт, что основным критерием конкурентоспособности работ и услуг служит степень удовлетворения ими реальных потребнос-тей, для оценки конкурентоспособности было предложено использовать две группы показателей: потребительские и экономические. Определив набор показателей, методом экспертного оценивания представляется возможным провести их оценку и выявить статистически значимые показатели конкурентоспособности, а затем рассчитать групповые индексы по экономическим и потребительским параметрам и получить интегральную оценку конкурентоспособности исследуемых предприятий.

Результаты подобных расчетов являются основанием для формирования научно-производственного кластера из числа предприятий, получивших наиболее высокую рейтинговую оценку. Предприятия, не достигшие среднеотраслевого уровня конкурентоспособности продукции, вовлекать в научно-производственный кластер является не целесообразным.

2. Диагностика эффективности функционирования потенциальных участников научно-производственного кластера.

3. Формирование портфеля приоритетных инновационных проектов.

Проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы и расчета количественных показателей, характеризующих различные аспекты эффективности:

1) бюджетную эффективность - размер ежегодных налоговых выплат в федеральный, республиканский и местный бюджеты после выхода предприятия, реализующего проект, на проектную мощность;

2) социальную эффективность - ежегодные поступления в социальные фонды и экономия средств на социальные выпла-ты, которые выплачивались бы гражданам региона, если не были бы сохранены старые рабочие места на предприятии, реализую-щем проект, и не были бы созданы новые;

3) коммерческую эффективность - величину, обратную периоду окупаемости (в месяцах) инновационного проекта.

4. Формирование конкурсных заявок на получение финансирования из бюджетных источников.

Проблема данного этапа заключается в том, что даже формализованный в виде некоммерческого партнерства кластер не может выступать получателем государственных субсидий. В отечественной практике происходит премирование регионов, резиденты которых проявляют кластерные инициативы. Из-за отсутствия мотивации со стороны агентов-инноваторов и агентов-провокаторов, способных самостоятельно разрабатывать конкурсные заявки, подготовкой конкурсной документации, как правило, занимаются консалтинговые фирмы («Деловая Россия», «Резон») или структур-

ные подразделения региональных органов власти, что обуславливает низкий методологический уровень составленных ими документов, представляющих собой компиляцию стратегий, разработанных ранее и для других регионов. При разработке соответствующих мотивационных механизмов, формированием конкурсных заявок в научно-производственных кластерах должны заниматься предприятия-инноваторы, владеющие необходимой информацией о состоянии и перспективах развития инновационной среды и способные обеспечить методическое сопровождение этого процесса.

5. Проведение тендеров, конкурсов, грантов.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики выполняемых работ;

- сроки выполнения работ;

- сроки и объемы предоставления гарантии качества выполненных работ;

- цена контракта;

- уровень конкурентоспособности предприятия-участника конкурса;

- другие критерии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

6. Продвижение кластера на национальном и международном рынках.

7. Контроль, анализ и аудит.

Последовательная реализация указанных выше этапов позволит органам государственной (федеральной, региональной) исполнительной власти в полном объеме выполнять функции государственного регулирования формирования и развития научно-производственных кластеров в соответствии со следующими требованиями:

- своевременность реакции на нужды кластера, учитывая предпринимательский, географический и исторический контекст;

- усиление роли основных факторных условий;

- сосредоточение государственных усилий и средств на приоритетных направлениях кластерного развития;

- сосредоточение усилий на поддержке различных стадий жизненного цикла кластера;

- поддержка фирмы-лидера, ядра кластера.

Таким образом, не директивное (индикативное) государственное регулирование формирования и развития научно-производственных кластеров в условиях не достаточно высокой инновационной активности субъектов региональной экономики является необходимым инструментом, способствующим побуждению конкурентоспособных предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности к сетизации, создающей условия для проявления предпринимательской инициативы и достижения кумулятивного эффекта.

Литература:

1. Ахенбах Ю. А. Стратегические аспекты проблемы формирования экономических кластеров / Ю. А. Ахенбах // Регион: системы, экономика, управление. - 2012. - № 1 (16). - С. 8-13

2. Ускова Т.В. Развитие региональных кластерных систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз [Интернет ресурс]: режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru/module =Articles&action=view&aid=107

3. Ахенбах Ю.А. Концептуальные положения формирования и развития научно-производственных кластеров / Ю. А. Ахенбах, Е. Л. Смольянова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2012. - № 3. - С. 192-198.

4. Ахенбах Ю.А. Система управления научно-производственным кластером / Ю. А. Ахенбах // Регион: системы, экономика, управление. - 2012. - № 3 (18). - С. 122-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.