УДК - 338 АСРИЯНЦ КАРИНЭ ГЕННАДЬЕВ-
НА
к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ДЖАМАЛУДИНОВА МАДИНАТЮНУСКАДИЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-11 -120-125 КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются особенности контроля в системе органов исполнительной власти. Методология проведения работы. Проведен анализ видов государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Результаты работы. В статье дано определение исполнительной власти и ее признаки. Рассмотрены контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Описаны виды государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Область применения результатов — возможность применения разработанной методики в Республике Дагестан и в целом по России. Выводы. Контроль в системе органов исполнительной власти осуществляется с целью обеспечения законности и дисциплины на порученных им участках работ, связанных с руководством хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.
Ключевые слова: контроль, органы исполнительной власти, управление, власть, министерства, ведомства._
ASRIYANTS KARINE GENNADIEVNA
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
DZHAMALUDINOVA MADINATYUNUSKADIEVNA
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
CONTROL IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES
Abstract. The purpose of the work. The article discusses the features of control in the system of executive authorities. Methodology of the work. The analysis of the types of state control over the activities of executive authorities and their officials is carried out. Results of the work. In the article the definition of Executive power and its symptoms. The control powers of the supreme executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation are considered. The types of state control over the activities of executive authorities and their officials are described. The scope of the results is the possibility of applying the developed methodology in the Republic of Dagestan and in Russia as a whole. Conclusions. Control in the system of executive authorities is carried out in order to ensure the legality and discipline in the areas of work assigned to them, related to the management of economic, socio-cultural and administrative-political activities in the system of their subordinate bodies, enterprises, institutions and organizations.
Keywords: control, executive authorities, management, power, ministries, departments.
Введение. Контроль можно охарактеризовать как важную функцию процесса управления народного хозяйства. На любом уровне осуществляется контроль и представляется как система проверки и наблюдений процессов деятельности управляемого объекта [6].
Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в контроле, который может проявляться в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами в разнообразных формах. Следует также сделать акцент на том, что особенности контроля определяются, исходя из характера компетенций того или иного исполнительного органа, а также его масштабности [7].
Рис. 1. Признаки исполнительной власти [2]
Система и структура органов исполнительной власти характеризуется функционированием на ряде принципов [18].
На рис. 2 представлены принципы организации и функционирования органов исполнитель-
Принципы
Основные
Общие
Конституционные
Административные
Организационные
Рис. 2. Принципы организации и функционирования органов исполнительной РФ [4]
Так как именно принципы выполняют самые важные функции, их значение нельзя переоценить. К ним относятся:
- регулятивная;
- прогностическая;
- охранительная;
- воспитательная [17].
Контроль является одной из основных функций системы управления. На основе наблюдения за поведением управляемой системы осуществляется контроль, чтобы обеспечить оптимальное функционирование последней (измеряются достигнутые результаты и соотносятся с ожидаемыми результатами) [15].
Органы государственного контроля (надзора), основываясь на принципах объективности, открытости и гласности, контролируют деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц.
Подразделение контроля в системе органов исполнительной власти бывает:
а) общим;
б) ведомственным;
в) подведомственным [11].
Обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов предполагает общий контроль. Правительство РФ, правительства республик (советы министров, кабинеты министров и др.), администрации субъектов РФ контролируют ряд органов исполнительной власти [10].
Правительство РФ руководит федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти и контролирует их [10]. Также контролю со стороны Правительства РФ подлежит деятельность, подразумевающая согласование решений, связанных с образованием, реорганизацией и ликвидацией территориальных органов исполнительной власти в крае, в т. ч. назначением должностных лиц и др. [3].
Рассмотрим контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ:
- осуществление контроля за тем, какое состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в государственной собственности;
- осуществление контроля за тем, как используются и охраняются земли, воды, леса, недра;
- осуществление контроля за тем, как соблюдаются утвержденные проекты строительства;
- осуществление контроля за тем, какое состояние имеет транспортное обслуживание населения.
Контрольные функции и полномочия Правительства РФ выражают наиболее полно сущность общего контроля [14].
На Правительство РФ возложены функции по осуществлению организации исполнения Конституции, федеральных законов, указов президента. Правительство РФ - это высшее звено системы исполнительной власти в стране. Организовывает исполнение и систематически контролирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Занимается разработкой и принятием мер, связанных с устранением нарушений законодательства [20]. Одним из частных проявлений контрольных полномочий Правительства РФ можно обозначить осуществление государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, международным научно-техническим и культурным сотрудничеством [8].
Федеральными министерствами, которые не имеют подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, осуществляется ведомственный контроль (к примеру, МИД России). Проверяется соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов данными органами, исходя из их компетенции.
Соответствующие министерства, ведомства, управления и другие органы отраслевой компетенции занимаются проведением в субъектах РФ ведомственного контроля [17].
Как правило, подведомственный контроль проводится органами, имеющими межотраслевые компетенции. В отдельных случаях он проводится отраслевыми органами, которые имеют государственно-властные полномочия и полномочия подведомственного характера.
Федеральные министерства наделены правом контролировать подведомственные федеральные службы и федеральные агентства, также они имеют право отменять незаконные решения указанных служб. Некоторыми федеральными службами осуществляется подведомственный контроль, для примера, Федеральная служба государственной статистики. Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ и др. также могут заниматься осуществлением подведомственного контроля [5].
Таким образом, государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц весьма важен в настоящее время (табл.). Ведь основная задача, которую преследует контроль - это предотвращение ошибок [18].
К примеру, в Дагестане был запущен проект «Бережливое правительство» в 2018-м по инициативе корпорации «Росатом». Данный проект находится на постоянном контроле главы региона и его правительства.
За первый год было реализовано 23 проекта, а за 2019-й - уже 97. Сейчас в проект вовлече-
Виды государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц [16]
Виды контроля представлены:
Президентским контролем Контролем органов законодательной власти Контролем органов исполнительной власти Контролем органов судебной власти
Президентом РФ Федеральным Собранием РФ Общей компетенции Конституционными судами РФ и ее субъектами
Администрацией президента РФ Счетной палатой РФ Межотраслевой компетенции Судами общей юрисдикции
Главным управлением президента РФ по региональной политике и местному самоуправлению Законодательными органами субъектов РФ Отраслевой компетенции Арбитражными судами
Другими президентскими структурами (Комиссией при президенте РФ по взаимодействию федеральных органов гос. власти и др.)
Таким образом, государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц весьма важен в настоящее время (табл.). Ведь основная задача, которую преследует контроль - это предотвращение ошибок [18].
К примеру, в Дагестане был запущен проект «Бережливое правительство» в 2018-м по инициативе корпорации «Росатом». Данный проект находится на постоянном контроле главы региона и его правительства.
За первый год было реализовано 23 проекта, а за 2019-й - уже 97. Сейчас в проект вовлечено 20 органов исполнительной власти РД, республиканский МФЦ, 26 государственных и муниципальных учреждений, включая 17 учреждений здравоохранения и 6 учреждений образования.
Этот проект затронул интересы 400 000 человек, то есть столько людей почувствовали улучшения во взаимодействии с властью. В Комитете по госзакупкам уменьшены сроки подачи документов почти в два раза, уменьшились ошибки в закупочной деятельности. В 2020-м в этот проект войдут не только органы исполнительной власти, но и все муниципалитеты республики.
Еще один проект был отмечен на всероссийском уровне - опыт Кировского отделения Пенсионного фонда, который также в 2020-м планируется распространить на все филиалы фонда в Махачкале. Управленцы, сумевшие достигнуть достойных результатов, должны быть поощрены, сказал глава.
В отделении Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в Кировском районе Махачкалы реализация проекта позволила сократить время ожидания в очереди в 2 раза, исключить хождения граждан в другие учреждения за справками, уменьшить время прохождения документов. В результате значительную степень облегчения при получении справок и оформления необходимых документов почувствовали более 650 тысяч человек. РОСАТОМ признал пилотный проект «Бережливого правительства» в Кировском отделении Пенсионного фонда образцовым по России.
В Республиканском МФЦ создан Центр компетенций бережливого производства. Совместные проекты Центра компетенций с органами власти и муниципалитетами позволяют эффективнее добиваться сокращения временных потерь, оптимизации процессов предоставления услуг.
В Дагестанском государственном университете народного хозяйства проведено обучение 127 представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Дагестан инструментам бережливого производства, в т. ч. на организованной «фабрике процессов». За реализацию проектов на своих участках отвечали руководители ведомств, представляя и полученный опыт, и достигнутые результаты.
Огромная работа по всей республике проделана в рамках проекта «Бережливая поликлиника», электронные очереди, оптимизация документооборота в поликлиниках, комфортная среда
для матери и ребенка, реструктуризация работы регистратуры, открытый доступ к консультациям со страховыми фондами - все это стало реальностью для ряда поликлиник, и эта работа будет продолжаться, пока в процесс не будут вовлечены все учреждения первого звена.
Как следствие, хороших показателей проекта удалось добиться, ставя и доводя задачи исполнительным органам и осуществляя постоянный контроль за их результатами [7].
Результаты. Исполнительная власть - это вид самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, которая представляет собой совокупность полномочий, связанных с управлением государственными делами [1].
Литература
1. Азаров, Ю. Ф. Государственное управление : учеб. Пособие : в 2 т. Т 2— М. : РИО РТА, 2018.
2. Жукова, С. М. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации : учеб. пособие / С.М. Жукова. - Оренбург : Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА), 2018.
3. Ларичев, В. Д., Гильмутдинова, Н. С. Государство и право : учеб. пособие. -М. : Экзамен, 2017.
4. Неплюев, А. С. Осуществление контроля в государственных органах власти // Политическое управление : научный информационно-образовательный электронный журнал. 2019. № 2. С. 57-59.
5. Шкляр, М. Ф. Государственное управление : учеб. пособие для бакалавров /М.Ф. Шкляр. - 4-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.
6. Государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]. - URL : https://www.rgvktv.ru/obshchestvo/64205.
7. Республика Дагестан [Электронный ресурс]. - URL : https://www.rgvktv.ru/obshchestvo/64205.
8. Формы контроля за деятельностью органов исполнительной власти РФ [Электронный ресурс]. -URL : https://www.hse.ru/edu/vkr/296295162.
9. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. - URL : https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/business/ perechen-organov-kontrolya2017.php.
10. Органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за соблюдением норм действующего законодательства [Электронный ресурс]. - URL : https://kuban.tns-e.ru/population/bodies-of-executive-power-exercising-control-over-observance-of-legislation-in-force/.
11. Правила взаимодействия органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.gradkostroma.ru/i/u/docs/federal/%D0%9F%D0%9F-1515.htm.
12. Общественный контроль [Электронный ресурс]. - URL : http://www.krskstate.ru/public_council.
13. Контроль и надзор в сфере исполнительной власти [Электронный ресурс]. - URL : https:// rospatent.gov.ru/ru/activities/control-and-supervision.
14. Исполнительная власть [Электронныйресурс]. - URL : https://bigenc.ru/text/5033089.
15. Органы власти в РФ : структура и полномочия [Электронный ресурс]. - URL : http://duma.gov.ru/ news/49137/.
16. Федеральные органы исполнительной власти РФ [Электронный ресурс]. - URL : http://www.gov.ru/ main/ministry/isp-vlast44.html.
17. Исполнительная власть [Электронный ресурс]. - URL : https://rg.ru/2020/02/13/shtaty-sotrudnikov-organov-ispolnitelnoj-vlasti-rf-optimiziruiut.html.
18. Vasilyeva, Е. A. Executive analysis //Federalism. 2016. Vol. 44. No. 1. P. 89-96.
19. Koerselman, K. Executive power and control //Labour Economics. 2018. Vol. 30. No. 21. P. 154-163.
20. Rizzo, M. F. Executive power : Developments, management and strategies. - United States : Nova Science Publishers, 2017.
References:
1. Azarov, YU. F. Gosudarstvennoe upravlenie : ucheb. Posobie : v 2 t. T 2— M. : RIO RTA, 2018.
2. ZHukova, S. M. Sistema i struktura organov ispolnitel'noj vlasti v Rossijskoj Federacii : ucheb. posobie / S.M. ZHukova. - Orenburg : Orenburgskij institut (filial) Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA), 2018.
3. Larichev, V. D., Gil'mutdinova, N. S. Gosudarstvo i pravo : ucheb. posobie. - M. : Ekzamen, 2017.
4. Neplyuev, A. S. Osushchestvlenie kontrolya v gosudarstvennyh organah vlasti // Politicheskoe upravlenie : nauchnyj informacionno-obrazovatel'nyj elektronnyj zhurnal. 2019. № 2. S. 57-59.
5. SHklyar, M. F. Gosudarstvennoe upravlenie : ucheb. posobie dlya bakalavrov /M.F. SHklyar. - 4-e izd. -M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2017.
6. Gosudarstvennyj kontrol' za deyatel'nost'yu organov ispolnitel'noj vlasti subëktov RF [Elektronnyj resurs]. -URL : https://www.rgvktv.ru/obshchestvo/64205.
7. Respublika Dagestan [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.rgvktv.ru/obshchestvo/64205.
8. Formy kontrolya za deyatel'nost'yu organov ispolnitel'noj vlasti RF [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www. hse. ru/edu/vkr/296295162.
9. Perechen' vidov regional'nogo gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i organov ispolnitel'noj vlasti [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/business/perechen-organov-kontrolya2017.php.
10. Organy ispolnitel'noj vlasti, osushchestvlyayushchie kontrol' za soblyudeniem norm dejstvuyushchego za-konodatel'stva [Elektronnyj resurs]. - URL : https://kuban.tns-e.ru/population/bodies-of-executive-power-
exercising-control-over-observance-of-legislation-in-force/.
11. Pravila vzaimodejstviya organov ispolnitel'noj vlasti [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.gradkostroma.rU/i/u/docs/federal/%D0%9F%D0%9F-1515.htm.
12. Obshchestvennyj kontrol' [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.krskstate.ru/public_council.
13. Kontrol' i nadzor v sfere ispolnitel'noj vlasti [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rospatent.gov.ru/ru/ activities/control-and-supervision.
14. Ispolnitel'naya vlast' [Elektronnyj resurs]. - URL : https://bigenc.ru/text/5033089.
15. Organy vlasti v RF : struktura i polnomochiya [Elektronnyj resurs]. - URL : http://duma.gov.ru/ news/49137/.
16. Federal'nye organy ispolnitel'noj vlasti RF [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.gov.ru/main/ministry/ isp-vlast44.html.
17. Ispolnitel'naya vlast' [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rg.ru/2020/02/13/shtaty-sotrudnikov-organov-ispolnitelnoj-vlasti-rf-optimiziruiut.html.
18. Vasilyeva, E. A. Executive analysis //Federalism. 2016. Vol. 44. No. 1. P. 89-96.
19. Koerselman, K. Executive power and control //Labour Economics. 2018. Vol. 30. No. 21. P. 154-163.
20. Rizzo, M. F. Executive power : Developments, management and strategies. - United States : Nova Science Publishers, 2017.