Научная статья на тему 'Проблемы менструального здоровья и гигиены в подростковом возрасте и пути их решения (собственное исследование)'

Проблемы менструального здоровья и гигиены в подростковом возрасте и пути их решения (собственное исследование) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менструация / менструальное здоровье / менструальная гигиена / средства менструальной гигиены / девочки-подростки / menstrual period / menstrual health and hygiene / menstrual hygiene products

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиева Кяниз Ханкишиевна, Кохреидзе Надежда Анатольевна

Нормальная менструальная функция – это важный критерий менструального здоровья, под которым понимается полное физическое, психическое и социальное благополучие по отношению к менструальному циклу, а не просто отсутствие болезней или недугов. В нашем исследовании, проведенном на базе ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России (Cанкт-Петербург, Российская Федерация), с целью оценки менструального здоровья и выявления причин его неблагополучия были анкетированы 224 девочки подросткового возраста. Установлено, что к формированию позитивного отношения к менструациям и менструальной гигиене предрасполагают такие факторы, как более поздний старт менструации (p=0,023), своевременное получение информации о менструальном цикле, прежде всего от матери (p=0,021), необильный характер менструации (p=0,006), а также отсутствие объективных проблем реализации менструальной гигиены (p=0,001). Таким образом, на основании сравнительного анализа групп девочек с позитивным и негативным отношением к факту менструации нами получено научное обоснование актуальных направлений полового воспитания, показана важность участия матерей в формировании здорового отношения девочек к менструальному здоровью и менструальной гигиене, что следует учитывать при совершенствовании методов санитарно-просветительной работы педиатрической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алиева Кяниз Ханкишиевна, Кохреидзе Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main aspects of menstrual health and hygiene during adolescence (original article)

Healthy period cycle is the crucial aspect of menstrual health (MH). MH is a state of complete physical, mental, and social well-being and not merely the absence of disease or infirmity, in relation to the menstrual cycle. Our research done on the base of Almazov National Medical Research Centre, Ministry of Health of the Russian Federation (St. Petersburg, Russian Federation) showed that such factors as later onset of menstrual period (p=0.023), on-time MH education (primarily initiated by mother) (p=0.021), non-excessive menstrual blood loss (p=0.006), as well as difficulties in menstrual hygiene assist to form positive attitude towards MH and hygiene in adolescents (p=0.001). Thus, according to our comparative analysis of female adolescent groups with positive and negative attitude towards menstrual period we obtained evidence-based areas of sex education and showed significant role of mother in formation of healthy lifestyle towards MH and hygiene. It should be considered in enhancement of health education by pediatric services

Текст научной работы на тему «Проблемы менструального здоровья и гигиены в подростковом возрасте и пути их решения (собственное исследование)»

Репродуктивное здоровье девочки

Алиева К.Х., Кохреидзе Н.А.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 197341, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Для корреспонденции

Алиева Кяниз Ханкишиевна-

врач - акушер-гинеколог

консультативно-диагностического

отделения для детей

ДЛРК ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова»

Минздрава России

Адрес: 197341, г. Санкт-Петербург,

Коломяжский пр., д. 21, корп. 2

Телефон: (812) 660-37-06

E-mail: Alieva_KKh@almazovcentre.ru

https://orcid.org/0000-0003-0083-3689

Проблемы менструального здоровья и гигиены в подростковом возрасте и пути их решения (собственное исследование)

Резюме

Нормальная менструальная функция - это важный критерий менструального здоровья, под которым понимается полное физическое, психическое и социальное благополучие по отношению к менструальному циклу, а не просто отсутствие болезней или недугов. В нашем исследовании, проведенном на базе ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России (Санкт-Петербург, Российская Федерация), с целью оценки менструального здоровья и выявления причин его неблагополучия были анкетированы 224 девочки подросткового возраста. Установлено, что к формированию позитивного отношения к менструациям и менструальной гигиене предрасполагают такие факторы, как более поздний старт менструации (p=0,023), своевременное получение информации о менструальном цикле, прежде всего от матери (p=0,021), необильный характер менструации (p=0,006), а также отсутствие объективных проблем реализации менструальной гигиены (p=0,001). Таким образом, на основании сравнительного анализа групп девочек с позитивным и негативным отношением к факту менструации нами получено научное обоснование актуальных направлений полового воспитания, показана важность участия матерей в формировании здорового отношения девочек к менструальному здоровью и менструальной гигиене, что следует учитывать при совершенствовании методов сани-тарно-просветительной работы педиатрической службы.

Ключевые слова: менструация; менструальное здоровье; менструальная гигиена; средства менструальной гигиены; девочки-подростки

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Организация исследования - Кохреидзе Н.А.; проведение исследования - Алиева К.Х., Кохреидзе Н.А.; дизайн статьи - Кохреидзе Н.А., Алиева К.Х.; написание текста статьи - Алиева К.Х., Кохреидзе Н.А.; статистическая обработка данных - Алиева К.Х.; редактирование текста статьи - Кохреидзе Н.А.

Для цитирования: Алиева К.Х., Кохреидзе Н.А. Проблемы менструального здоровья и гигиены в подростковом возрасте и пути их решения (собственное исследование) // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2024. Т. 20, № 1. С. 19-28. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2024-20-1-19-28 Статья получена 14.12.2023. Принята в печать 06.03.2024.

Аlieva K.Kh., Kokhreidze N.А.

Almazov National Medical Research Centre, Ministry of Health of the Russian Federation, 197341, St. Petersburg, Moscow, Russian Federation

Main aspects of menstrual health and hygiene during adolescence (original article)

Abstract

Healthy period cycle is the crucial aspect of menstrual health (MH). MH is a state of complete physical, mental, and social well-being and not merely the absence of disease or infirmity, in relation to the menstrual cycle. Our research done on the base of Almazov National Medical Research Centre, Ministry of Health of the Russian Federation (St. Petersburg, Russian Federation) showed that such factors as later onset of menstrual period (p=0.023), on-time MH education (primarily initiated by mother) (p=0.021), non-excessive menstrual blood loss (p=0.006), as well as difficulties in menstrual hygiene assist to form positive attitude towards MH and hygiene in adolescents (p=0.001). Thus, according to our comparative analysis of female adolescent groups with positive and negative attitude towards menstrual period we obtained evidence-based areas of sex education and showed significant role of mother in formation of healthy lifestyle towards MH and hygiene. It should be considered in enhancement of health education by pediatric services

Keywords: menstrual period; menstrual health and hygiene; menstrual hygiene products

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Authors' contribution. Organization of research - Kokhreidze N.A.; conducting research - Alieva K.Kh., Kokhreidze N.A.; article design - Kokhreidze N.A., Alieva K.Kh.; writing the text of the article - Alieva K.Kh., Kokhreidze N.A.; statistical data processing - Alieva K.Kh.; editing of the text of the article - Kokhreidze N.A.

For citation: Alieva K.Kh., Kokhreidze N.A. Main aspects of menstrual health and hygiene during adolescence (original article). Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2024; 20 (1): 19-28. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2024-20-1-19-28 (in Russian) Received 14.12.2023. Accepted 06.03.2024.

Нормальная менструальная функция - это важный критерий здоровья женского организма. В 2019 г. объединение специалистов The Global Menstrual Collective впервые сформулировало термины «менструальное здоровье» и «менструальная гигиена» [1, 2]. Понятие «менструальное здоровье» (МЗ) характеризуется полным физическим, психическим и социальным благополучием по отношению к менструальному циклу, а не просто отсутствием болезней или недугов [1].

Менструальный цикл - это период времени от первого дня предыдущей до первого дня следующей менструации и включает в себя ежемесячную циклическую последовательность изменений в органах репродуктивной системы женщины, потенциально направленных на подготовку к возможной беременности [1-4]. В табл. 1 приведены нормы основных параметров менструального цикла у подростков и молодых женщин [2, 3].

Согласно положениям The Global Menstrual Collective, реализация МЗ девочками

и женщинами, у которых есть менструальный цикл, осуществляется благодаря следующим аспектам менструальной гигиены (МГ) [4]:

1) использование пациентками в период менструации чистых средств менструальной гигиены (СМГ) для абсорбции или сбора менструальной крови;

2) смена СМГ согласно индивидуальным потребностям с использованием воды и мыла для подмывания при необходимости;

3) наличие доступа к туалетной комнате, где можно выбросить использованные СМГ;

4) понимание пациенткой основных физиологических аспектов, связанных с менструальным циклом, и умение переживать данный процесс с достоинством, без дискомфорта и страха.

Мировые тенденции, а также приоритетные задачи РФ в вопросах поддержки детства и материнства посредством сохранения репродуктивного здоровья населения [5] диктуют необходимость совершенствования современных методов полового

Таблица 1. Характеристики нормального менструального цикла у девочек-подростков и молодых женщин репродуктивного возраста [2, 3]

Table 1. Definitions of normal menstrual period among adolescent girls and young female of reproductive age

Показатель Значение

Периодичность менструального цикла До 1 года от менархе - «нерегулярные» = норма (если колебания <90 дней)

1-3 года от менархе - >21 и <45 дней

От 3 лет от менархе и до менопаузы >21 и <35 дней (FIGO, 2018) против >24 и <38 дней (ESHRE, 2023)

Регулярный менструальный цикл Разница между длиной циклов <9 дней

Нормальная продолжительность менструации <8 дней

Умеренная обильность менструации 3-6 прокладок/тампонов за день или 5-80 мл за менструацию

Межменструальные кровотечения Отсутствуют

Боль во время менструации Нет

воспитания девочек-подростков. Следует различать понятия «половое воспитание» и «половое просвещение».

Половое воспитание - это система мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к своему организму в зависимости от пола. Задача полового воспитания состоит в обеспечении гармоничного психофизиологического полового развития ребенка на основе своевременного ознакомления детей с анатомо-физиологическими особенностями их организма и роли гигиены в поддержании здоровья, особенностями пола и другими сведениями по соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействии укреплению брака и семьи.

Половое просвещение заключается в информировании подростков по вопросам межполовых отношений, гигиены, а также в формировании нравственных ценностей [6]. Половое воспитание фактически начинается с раннего детства, в то время как половое просвещение - только с этапа психологической и физиологической готовности ребенка. Самыми важными участниками полового воспитания традиционно являются родители. По этой

причине своевременность, объем и гармоничность прививаемых навыков и сообщаемых сведений имеют огромное значение в формировании репродуктивного здоровья ребенка, в том числе позитивного отношения к изменениям организма на разных этапах полового развития. При современном уровне развития информационных технологий можно было бы ожидать более раннее и быстрое распространение знаний о гигиене пола. Однако специалистами, работающими в области охраны репродуктивного здоровья детей, признается сохранение проблемы низкого качества полового воспитания, а также сложность объективной оценки качества проводимой работы [7-11].

Цель исследования - оценить значение отдельных факторов полового воспитания и качественных характеристик менструальной функции в формировании позитивного отношения к менструациям у девочек.

Материал и методы

Исследование проводили на базе детского лечебно-реабилитационного комплекса ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазо-ва» Минздрава России (Санкт-Петербург, Российская Федерация) с мая по декабрь

2022 г. Проведено анонимное анкетирование 224 пациенток подросткового возраста, пришедших по разным причинам на специализированный прием врача-гинеколога. Опрос девочек 15 лет и старше проводился после получения информированного согласия на участие от пациентки. Девочек младше 15 лет опрашивали только с письменного разрешения законного представителя.

Предложенная анкета содержала 24 вопроса, условно разделенных на 3 блока: общие сведения; оценка параметров менструального цикла; особенности МГ.

1-й блок вопросов касался базовых сведений о пациентке: возраст, национальность. Вопрос о национальности был включен в анкету с учетом важности этнического фактора по отношению к МЗ. Цель

2-го блока вопросов - оценить понимание респондентками критериев «нормальности» менструального цикла, отношение к факту кровотечений и их собственная характеристика менструальных симптомов, а также вопрос о позитивном отношении к факту менструации. Вопросы

3-го блока касались возможностей соблюдения необходимой МГ и затруднений в их практическом применении.

В зависимости от своего отношения к факту менструации участницы анкетирования были разделены на 2 группы: с позитивным (группа 1) и негативным (группа 2) отношением к менструации. Проведено сравнительное исследование, касающееся оценки таких факторов, как: возраст и этническая принадлежность; возраст менархе; возраст и источник информирования о менструальной функции [мама и иные источники, под которыми подразумевались другие члены семьи (бабушка, сестра), школа, подруга, лагерь, книга, мультфильм]; наличие возможных факторов, определяющих негативное отношение девочки к менструациям: нерегулярность и «непредсказуемость», обильность, болезненность менструации; а также особенности организации и реализации

этапов МГ дома и в учебном заведении. Под этапами МГ подразумевали последовательность и способы утилизации СМГ (заворачивание прокладок в пакетик, утилизация в мусорное ведро).

Статистический анализ полученных данных проводили с использованием программного обеспечения Jamovi (версия 2.3) (Сидней, Австралия. https://www.jamovi.org). При статистическом анализе учитывался тот факт, что не все пациентки ответили на предложенные вопросы. Для количественных признаков с распределением, отличающимся от нормального, использовали традиционные показатели описательной статистики: медиана, нижний (minimum) и верхний (maximum) квартили. Количественные данные проверяли на принадлежность к нормальному распределению с помощью критерия Шапиро-Уилка (Shapiro-Wilk test). Значимость различий двух групп оценивали с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test) и f-критерия Стью-дента (Student's f-test). Статистическую обработку качественных данных проводили с применением критерия х-квадрат (х2) с поправкой Йейтса и двустороннего точного критерия Фишера (F-exact test, ф). Во всех тестах в качестве порогового уровня значимости принимали p=0,05, при р<0,05 различия считались статистически значимыми.

Результаты

В исследовании приняли участие 224 пациентки. Средний возраст опрошенных составил 15,0±1,7 года (min - 11 лет/max -17 лет). Этническая принадлежность участниц: 194 (86,6%) - русские; 22 (9,8%): 4 - татарки (1,8%), по 1 (0,4%) -армянка, еврейка, крымская татарка, молдаванка, украинка, чукча, азербайджанка; 11 (4,9%) - метисы: по 2 (0,9%) - русско-ненецкие и русско-татарские корни, по 1 (0,4%) - русско-армянские, русско-финские, русско-узбекские, русско-белорусские, русско-грузинские, русско-укра-

Таблица 2. Клиническая характеристика групп девочек с позитивным (группа 1) и негативным (группа 2) отношением к менструациям

Table 2. Clinical characteristics of adolescent female groups with positive (group 1) and negative (group 2) attitudes towards menstruation

Признак Группа 1 (п=173) Группа 2(п=51) Р

Число ответов на вопрос в группе (п) M±SD, лет Количество в группе, % Число ответов на вопрос в группе (п) M±SD, лет Количество в группе, %

Возраст 173 15,1 ±1,6 100 51 14,8±1,8 100 0,307

Возраст менархе 168 12,3±1,3 91,7 50 11,8±1,1 98 0,023

Возраст информирования 164 10,1 ±1,8 94,8 46 10,1±1,6 90,2 0,076

инские и русско-немецко-польско-казахские корни. 8 (3,6%) пациенток не смогли ответить на вопрос по поводу этнической принадлежности. К моменту включения в исследование 220 (98,2%) девочек уже имели менструации. У 4 (1,8%) пациенток на момент анкетирования менархе еще не было. Средний возраст менархе опрошенных составил 12,2±1,4 года (min - 9 лет/ max - 17 лет).

Из 224 опрошенных девочек позитивно относились к факту менструаций 173 (77,2%) пациентки (группа 1). Негативное отношение выразили 51 (22,8%) пациент (группа 2). Средний возраст пациенток составил: группа 1 - 15,1 ±1,6 года, группа 2 - 14,8±1,8 года (p=0,307). Средний возраст менархе в группе 1 был выше, чем в группе 2: 12,3±1,3 и 11,8±1,1 года соответственно (p=0,023). Тем не менее возраст получения первичной информации о менструации не различался: группа 1 - 10,1 ±1,8 года, группа 2 - 10,1 ± 1,6 года (p=0,076) (табл. 2).

При анализе различий между группами было выявлено, что в группе 1 достоверно чаще источником первичной информации о менструации была мама (83,2 против 68,6% соответственно), в то время как в группе 2 другие источники чаще были первичным информационным ресурсом (27,5 против 13,9% соответственно) (х2=5,36, р=0,021) (табл. 3). Доля пациенток с трудностями в заполнении анкет составила: группа 1 - 31 (17,9%), группа 2 -4 (7,8%) ^=0,082).

Важно отметить, что девочки группы 2 вдвое чаще вообще не вели менструальный календарь (МК): 18 из 51 девочек (35,3%) против 29 из 173 опрошенных (16,8%) в группы 1 ^=0,004) (табл. 4). Матери вели и контролировали МК со сравнимой частотой в обеих группах: группа 1 - 31 (17,9%), группа 2-12 (23,5%) ^=0,366). В соответствии с самооценкой менструального цикла нерегулярными свои менструации считала почти половина девочек в каждой группе: группа 1 - 81 (46,8%), группа 2 -

Таблица 3. Роль матери как первичного источника информации у девочек с позитивным (группа 1) и негативным (группа 2) отношением к менструации

Table 3. Role of mother as the primary source of information among adolescent female groups with positive (group 1) and negative (group 2) attitudes towards menstruation

Признак Группа 1 (п=173) Группа 2(п=51)

число ответов на вопрос в группе (п) % число ответов на вопрос в группе(п) %

Мама - источник информации 144 83,2 35 68,6 Х2=5,36 р=0,021

Другие источники информации 24 13,9 14 27,5

Таблица 4. Характеристики менструации и менструального цикла на основе самооценки (данные анкетирования) у девочек с позитивным (группа 1) и негативным (группа 2) отношением к менструациям

Table 4. Self-rated definitions (questionnaire) of periods and menstrual cycle among adolescent female groups with positive (group 1) and negative (group 2) attitudes towards menstruation

Признак Группа 1 (п=173) Группа 2(п=51) Р

число ответов на вопрос в группе(п) количество в группе, % число ответов на вопрос в группе(ri) количество в группе, %

Не ведет МК 29 16,8 18 35,3 0,004

Мама ведет МК 31 17,9 12 23,5 0,366

Нерегулярные менструации 81 46,8 27 52,9 0,417

Не имеют представления о «регулярности» менструации 155 89,6 47 92,2 0,875

Обильные менструации 67 38,7 31 60,8 0,006

Боль в животе 101 58,4 34 66,7 0,239

Плохое настроение 68 39,3 21 41,2 0,766

Повышенный аппетит 34 19,7 13 25,5 0,347

МК - менструальный календарь.

27 (52,9%) (р=0,417). Однако большая часть опрошенных затруднялись определить, какой же цикл можно считать регулярным: в группе 1 - 155 (89,6%), в группе 2 -47 (92,2%) (р=0,875) (см. табл. 4).

Еще одним важным отличием девочек из группы 2 было то, что они почти вдвое чаще свои менструальные кровотечения оценили как обильные: группа 1 - 67 (38,7 %), группа 2 - 31 (60,8%) (р=0,006). По другим параметрам менструации и менструального цикла значимых различий между группами не выявлено. Так, менструальную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

боль отмечали: в группе 1 - 101 (58,4 %), в группе 2 - 34 (66,7 %) (р=0,239); плохое настроение: 68 (39,3%) и 21 (41,2%) соответственно (р=0,766). Повышенный аппетит во время менструации отмечала каждая 4-5-я девочка в равной степени в обеих группах: группа 1 - 68 (19,7%), группа 2 - 13 (25,5%) (р=0,347) (см. табл. 4).

При опросе с равной частотой девочки жаловались на невозможность соблюдения всех этапов МГ: группа 1 - 60 (37,4%), группа 2 - 19 (37,3%) (р=0,604) (табл. 5). Однако девочки группы 2 почти в 4 раза

Таблица 5. Возможности реализации менструальной гигиены у девочек с позитивным (группа 1) и негативным (группа 2) отношением к менструациям

Table 5. Implementation opportunitites of MH among adolescent female groups with positive (group 1) and negative (group 2) attitudes towards menstruation

Признак Группа 1 < п=173) Группа 2 п=51) Р

число ответов на вопрос в группе(ri) количество в группе, % число ответов на вопрос в группе (п) количество в группе, %

Нарушение этапов МГ 60 37,4 19 37,3 0,604

Затруднения с МГ в школе 9 5,2 12 23,5 0,001

Нет условий в школе для реализации МГ 5 2,9 7 13,7 0,002

Наличие гигиенического душа в доме 56 32,4 10 19,6 0,076

МГ - менструальная гигиена.

чаще имели затруднения реализации МГ в учебном заведении: группа 1 - 9 (5,2%), группа 2 - 12 (23,5%) ^=0,001), и в 6 раз чаще отмечали отсутствие каких-либо условий для реализации МГ: группа 1 -5 (2,9%), группа 2-7 (13,7%) ^=0,002). На вопрос о наличии гигиенического душа дома утвердительно ответили: группа 1 -56 (32,4%), группа 2 (19,6%) ^=0,076) (см. табл. 5).

Обсуждение

Анализируя проблему негативного отношения ряда девочек-подростков к факту менструации, мы предположили, что, вероятно, существуют предпосылки к формированию подобной реакции у пациенток. Проведя сравнительный анализ ответов детей с позитивным (группа 1) и негативным (группа 2) отношением к менструациям, мы выявили, что на момент анкетирования группы не различались по возрасту ^=0,307) и с равной частотой имели затруднения в заполнении анкеты ^=0,082). Полученные результаты могут косвенно свидетельствовать о схожем интеллектуальном уровне групп опрошенных, что важно при проведении подобного рода исследований. При этом установлено, что у пациенток группы 2 возраст менархе был значимо ниже ^=0,023), в то время как возраст получения первичной информации между группами не различался ^=0,076). Исходя из этого можно сделать вывод, что девочки группы 2 не имели достаточного времени психологически подготовиться к менархе. Более того, в исследовании показано, что пациентки с негативным отношением были хуже информированы по вопросам МЗ по существующим стандартам, в соответствии с которыми знания о нормальных изменениях в организме предоставляются ребенку в 8-9 лет и о менструациях -в 10-12 лет. Возраст первичного информирования о менструальном цикле по результатам нашего опроса оказался именно таким. Семья, а именно мама,

является самым главным наблюдателем за индивидуальными особенностями полового развития ребенка. Оказалось, что именно этот важнейший фактор полового воспитания у детей с негативным отношением к менструации (группа 2) был ослаблен. Этот вывод следует из того, что первичную информацию о менструации от матери получили 83,2% (144 из 173 опрошенных) в группе 1, а в группе 2 - 68,6% (35 из 51) девочек ^=0,021). По всей видимости, постепенное и своевременное донесение информации об этом этапе полового развития важно для профилактики психоэмоционального стресса пациентки при переходе в пубертатный период. В своем исследовании А. Вог^деп и соавт. очень большое внимание уделили психологическим аспектам МЗ и МГ [12]. Авторы сделали вывод, что цель полового воспитания лежит, в том числе, в профилактике психоэмоциональных стрессов в детском возрасте [12]. Образовательная программа обеспечивает психологическое сопровождение ребенка с целью «сглаживания» его переживаний в связи с предстоящим переходом в репродуктивный возраст со всеми сопутствующими трансформациями тела [12].

Результат опроса показал, что в группе 2 почти вдвое чаще наблюдалась ситуация отказа от ведения МК у девочек: группа 1 - 35,3% (18 из 35 пациенток), группа 2 - 16,8% (29 из 173 девушек) ^=0,004). Можно предположить, что отсутствие этого инструмента самоконтроля подростками с ранним менархе обусловлено, в том числе, недостаточным вниманием матерей к этому важнейшему физиологическому событию у дочерей. В своем исследовании К.А. Раздрогина и соавт. показали, что пациенты на территории Европейского Севера РФ (Мурманская и Архангельская области) плохо ориентированы в понимании «норм» своего менструального цикла [8], что подтверждается и результатами нашего исследования даже у девочек с позитивным отношением

к факту менструации. Более того, специалисты сделали важный вывод, что используемые пациентами МК более информативны на приеме для врачей (педиатров, гинекологов), нежели сбор анамнестических данных со слов пациенток [8].

Помимо этого, в группе 2 было существенно больше девочек, оценивающих свои менструации как обильные: 60,8 (31 из 51-й) против 38,7% (67 из 173 пациенток) в группе 1 (р=0,006). По остальным параметрам самооценка менструаций девочками группы исследования не различалась. Это касалось таких проблем, как боль (р=0,239), повышенный аппетит (р=0,766) и плохое настроение (р=0,347) во время менструации.

В исследовании V. СИапСга-МоиП и соавт. доказано, что недостаточные знания в области МЗ и МГ не только препятствуют качественному образованию, но также служат препятствием для развития уверенной и разносторонне развитой личности [7]. Мы также отметили, что, вероятно, из-за недостаточной информированности у пациенток в равной степени в обеих группах наблюдается отсутствие четкой «культуры» МГ при наличии всех условий для ее реализации (наличие доступа к воде, мусорным бакам и т.д.) (р=0,604). Отдельно рассматривался вопрос домашней гигиены с уточнением наличия таких инструментов, как гигиенический душ (биде). По результатам было отмечено, что в семьях не являются укоренившейся традицией наличие и использование гигиенического душа (биде), облегчающих реализацию интимной гигиены. Так, лишь 1/3 опрошенных в обеих группах (группа 1 - 32,4%, группа 2 - 19,6% детей) имели это техническое устройство дома (р=0,076). Еще большие затруднения дети испытывали в уходе за собой в учебных заведениях. Отмечено, что девочки в группе 2 значительно чаще, чем в группе 1 - 2,9 (5 из 173 опрошенных) против 13,7% (7 из 51 пациентов) соответственно (р=0,002), сталкивались с невозмож-

ностью ухода за собой в школе в период менструации из-за бытовых условий: разбитые кабинки, нет туалетной бумаги, отсутствие возможности уединения. Наиболее ярко аспект значимости гигиенических условий в поддержании МЗ продемонстрирован V. СИапСга-МоиП и соавт., объектом исследования которых были социальные группы, проживающие в условиях отсутствия постоянной системы водоснабжения, туалетных комнат [7]. Сложности реализации МГ ухудшают психоэмоциональное состояние пациенток в период менструации, создавая дополнительные трудности, которых при прочих условиях можно бы было избежать.

В результате нашей работы мы можем описать научно обоснованный «портрет» девочки с негативным отношением к факту менструаций. Это девочка, психологически не подготовленная к раннему менархе, с обильными менструациями. Мать девочки, возможно, не сознавая важности своей роли, своевременно не подготовила ребенка информационно и не считает нужным контролировать ход становления менструаций у дочери. Ко всему этому можно добавить сложности соблюдения МГ дома и в школе.

Выводы

Таким образом, по результатам нашего анализа формированию позитивного отношения к менструации у девочек препятствуют следующие факторы:

• ранний возраст менархе (р=0,023);

• неучастие матери и запоздалое первичное информировании ребенка о менструации (р=0,021);

• отсутствие в семье культуры вести МК (р=0,004);

• обильный характер менструации (р=

0,006);

• невозможность осуществления гигиенических мероприятий во время менструации в школе (р=0,002);

• ограниченные возможности утилизации СМГ в общественных местах (р=0,001).

Заключение

Результаты данного исследования показывают, что достижение позитивного отношения к вопросам репродуктивного здоровья у девочек-подростков возможно посредством улучшения образовательных программ с целью достаточного, постепенного и своевременного информирования пациенток об основных вопросах МЗ и МГ до периода старта пубертата. Одно из важных направлений сани-тарно-просветительной работы детского и подросткового гинеколога - работа с мамой, являющейся в преобладаю-

щем большинстве случаев источником первичной информации о пубертатных изменениях дочери. Второй важнейший аспект поддержания МЗ - устранение препятствий в реализации МГ в общественных местах, особенно в учебных учреждениях.

Таким образом, на основании сравнительного анализа групп девочек с позитивным и негативным отношением к факту менструации нами получено обоснование направлений полового воспитания, включающее необходимость работы с матерями девочек-подростков.

Сведения об авторах

Алиева Кяниз Ханкишиевна (Kianiz Kh. Alieva) - врач - акушер-гинеколог, консультативно-диагностическое отделение для детей ДЛРК ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России (Санкт-Петербург, Российская Федерация) E-mail: Alieva_KKh@almazovcentre.ru https://orcid.org/0000-0003-0083-3689

Кохреидзе Надежда Анатольевна (Nadezhda A. Kokhreidze) - доктор медицинских наук, доцент, заведующий отделением гинекологии детей и подростков ДЛРК ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России (Санкт-Петербург, Российская Федерация) E-mail: Kokhreidze_NA@almazovcentre.ru https://orcid.org/0000-0002-0265-9728

Литература

1.. Global Menstrual Health and Hygiene Collective. The Global Menstrual Health and Hygiene Collective statement on the occasion of the 64th session of Commission on the Status of Women. Global Menstrual Health and Hygiene Collective, 2020. URL: https:// washmatters.wateraid.org/publications/global-menstrual-health-and-hygiene-collectives-statement

2. Munro M.G., Critchley H.O.D., Fraser I.S., FIGO Menstrual Disorders Committee. The two FIGO systems for normal and abnormal uterine bleeding symptoms and classification of causes of abnormal uterine bleeding in the reproductive years: 2018 revisions // Int. J. Gynaecol. Obstet. 2018. Vol. 143, N 3. P. 393-408. DOI: https:// doi.org/10.1002/ijgo.12666. PMID: 30198563.

3. Teede H.J., Tay C.T., Laven J.J.E., Dokras A., Moran L.J., Pilto-nen T.T., Costello M.F., Boivin J., Redman L.M., Boyle J.A., Norman R.J,. Mousa A., Joham A.E. Recommendations From the 2023 International Evidence-based Guideline for the Assessment and Management of Polycystic Ovary Syndrome // J. Clin. Endocrinol. Metab. 2023. Vol. 108, N 10. P. 2447-2469. DOI: https://doi.org/10.1210/ clinem/dgad463. PMID: 37580314; PMCID: PMC10505534.

4. Hennegan J., WinklerI.T., Bobel C., Keiser D., Hampton J., Larsson G., Chandra-Mouli V., Plesons M., Mahon T. Menstrual health: a definition for policy, practice, and research // Sex Reprod Health Matters. 2021. Vol. 29, N 1. P. 1911618. DOI: https://doi.org/10.1080/ 26410397.2021.1911618. PMID: 33910492; PMCID: PMC8098749.

5. Уварова Е.В., Коломейцев М.Г., Радченко М.В. Правовые аспекты охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних по профилю «акушерство и гинекология» в Российской Федерации // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2022. Т. 18, № 1. С. 16-33. DOI: https://doi.org/10.33029/1816-2134-2022-18-1-16-33

6. Рыбальченко Н.В., Котельникова И.В. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков (курс лекций для родителей). Старый Оскол. 2018 год. URL: https://oskoliro.ru/ wp-content/uploads/2019/08/9_Polovoe-vospitanie-detei-i-podro-stkov.pdf

7. Chandra-Mouli V., Patel S.V. Mapping the knowledge and understanding of menarche, menstrual hygiene and menstrual health among adolescent girls in low- and middle-income countries // Reprod. Health. 2017. Vol. 14, N 1. P. 30. DOI: https://doi.org/10.1186/s12978-

017-0293-6. PMID: 28249610; PMCID: PMC5333382.

8. Раздрогина К.А., Баранов А.Н., Нестеренко О.С., Бурен-ков Г.М. Оценка контроля менструального цикла среди девочек-подростков Европейского Севера России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2022. Т. 18, № 2. С. 5-9. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2022-

18-2-5-9

9. Soeiro R.E., Rocha L., Surita F.G., Bahamondes L., Costa M.L. Period poverty: menstrual health hygiene issues among adolescent and young Venezuelan migrant women at the northwestern border of Brazil // Reprod. Health. 2021. Vol. 18, N 1. P. 238. DOI: https:// doi.org/10.1186/s12978-021-01285-7. PMID: 34838038; PMCID: PMC8626730.

10. Sonowal P., Talukdar K., Saikia H. Sociodemographic factors and their association with menstrual hygiene practices among adolescent girls in Urban slums of Dibrugarh town, Assam // J. Family Med. Prim. Care. 2021. Vol. 10, N 12. P. 4446-4451. DOI: https:// doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_703_21. Epub 2021 Dec 27. PMID: 35280634; PMCID: PMC8884318.

11. Deriba B.S., Garedew G., Gemeda D., Geleta T.A., Jemal K., Bala E.T., Mekuria M., Nigussie T., Dirirsa D.E., Legesse E. Safe

menstrual hygiene management practice and associated factors among female adolescent students at high schools in central Ethiopia: A mixed-method study // Front Public Health. 2022. Vol. 10. P. 913262. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.913262. PMID: 35958860; PMCID: PMC9360541.

References

1. Global Menstrual Health and Hygiene Collective. The Global Menstrual Health and Hygiene Collective statement on the occasion of the 64th session of Commission on the Status of Women. Global Menstrual Health and Hygiene Collective, 2020. URL: https:// washmatters.wateraid.org/publications/global-menstrual-health-and-hygiene-collectives-statement

2. Munro M.G., Critchley H.O.D., Fraser I.S., FIGO Menstrual Disorders Committee. The two FIGO systems for normal and abnormal uterine bleeding symptoms and classification of causes of abnormal uterine bleeding in the reproductive years: 2018 revisions. Int J Gynaecol Obstet. 2018; 143 (3): 393-408. DOI: https://doi.org/10.1002/ ijgo. 12666. PMID: 30198563.

3. Teede H.J., Tay C.T., Laven J.J.E., Dokras A., Moran L.J., Pilto-nen T.T., Costello M.F., Boivin J., Redman L.M., Boyle J.A., Norman R.J., Mousa A., Joham A.E. Recommendations From the 2023 International Evidence-based Guideline for the Assessment and Management of Polycystic Ovary Syndrome. J Clin Endocrinol Metab. 2023; 108 (10): 2447-69. DOI: https://doi.org/10.1210/ clinem/dgad463. PMID: 37580314; PMCID: PMC10505534.

4. Hennegan J., Winkler I.T., Bobel C., KeiserD., Hampton J., Larsson G., Chandra-Mouli V., Plesons M., Mahon T. Menstrual health: a definition for policy, practice, and research. Sex Reprod Health Matters. 2021; 29 (1): 1911618. DOI: https://doi.org/10.1080/26410397.202U 911618. PMID: 33910492; PMCID: PMC8098749.

5. Uvarova E.V., Kolomeitsev M.G., Radchenko M.V. Legal aspects of the protection of the reproductive health of minors in the profile «obstetrics and gynecology» in the Russian Federation. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2022; 18 (1): 16-33. DOI: https://www. doi.org/10.33029/1816-2134-2022-18-1-16-33 (in Russian)

6. Rybalchenko N.V., Kotelnikova I.V. Sex education and sex education for children and adolescents (course of lectures for parents). Stary Oskol. 2018. URL: https://oskoliro.ru/wp-content/ uploads/2019/08/9_Polovoe-vospitanie-detei-i-podrostkov.pdf

12. Borjigen A., Huang C., Liu M., Lu J., Peng H., Sapkota C., Sheng J. Status and Factors of Menstrual Knowledge, Attitudes, Behaviors and Their Correlation with Psychological Stress in Adolescent Girls // J. Pe-diatr. Adolesc. Gynecol. 2019. Vol. 32, N 6, P. 584-589. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.jpag.2019.08.007. Epub 2019 Aug 21. PMID: 31445139.

7. Chandra-Mouli V., Patel S.V. Mapping the knowledge and understanding of menarche, menstrual hygiene and menstrual health among adolescent girls in low- and middle-income countries. Reprod Health. 2017; 14 (1): 30. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12978-017-0293-6. PMID: 28249610; PMCID: PMC5333382.

8. Razdrogina K.A., Baranov A.N., Nesterenko O.S., Burenckow G.M. Evaluation of menstrual cycle control among adolescent girls of the European North of Russia. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2022; 18 (2): 5-9. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2022-18-2-5-9 (in Russian)

9. Soeiro R.E., Rocha L., Surita F.G., Bahamondes L., Costa M.L. Period poverty: menstrual health hygiene issues among adolescent and young Venezuelan migrant women at the northwestern border of Brazil. Reprod Health. 2021; 18 (1): 238. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12978-021-01285-7. PMID: 34838038; PMCID: PMC8626730.

10. Sonowal P., Talukdar K., Saikia H. Sociodemographic factors and their association with menstrual hygiene practices among adolescent girls in Urban slums of Dibrugarh town, Assam. J Family Med Prim Care. 2021; 10 (12): 4446-51. DOI: https://doi.org/10.4103/jfmpc. jfmpc_703_21. Epub 2021 Dec 27. PMID: 35280634; PMCID: PMC8884318.

11. Deriba B.S., Garedew G., Gemeda D., Geleta T.A., Jemal K., Bala E.T., Mekuria M., Nigussie T., Dirirsa D.E., Legesse E. Safe menstrual hygiene management practice and associated factors among female adolescent students at high schools in central Ethiopia: A mixed-method study. Front Public Health. 2022; 10: 913262. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.913262. PMID: 35958860; PMCID: PMC9360541.

12. Borjigen A., Huang C., Liu M., Lu J., Peng H., Sapkota C., Sheng J. Status and Factors of Menstrual Knowledge, Attitudes, Behaviors and Their Correlation with Psychological Stress in Adolescent Girls. J Pediatr Adolesc Gynecol. 2019; 32 (6): 584-9. DOI: https://doi. org/10.1016/j.jpag.2019.08.007. Epub 2019 Aug 21. PMID: 31445139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.