му образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умением работать с другими и над собой, причем работать не по шаблону, а с учетом меняющихся условий деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Марцчнковскчй И. Б. Высшее образование на современном этапе: тенденции и проблемы /
И. Б. Марцинковский // Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991. С. 97.
; См.: Бойд Д. П. От традиционного обучения менеджменту к образованию, ориентированному на практику/ Д. II. Бойд,, Дж. А. Хелфонд // Человек и труд. 1999. № 11. С. 82.
3 См.: Соколов Я. В. Коммерческое образование в дореволюционной России / Я. В. Соколов. В. В. Ковалев // Бух. учет. 1993. № 10. С. 49—52.
4 Бойд Д. П. Указ. соч. С. 86.
5 Бобриков В. Н. О социальной роли непрерывного образования / В. Н. Бобриков // Образование и наука в третьем тысячелетии. Барнаул, 2003. Вып. 4. С, 22.
6 Там же. С. 27.
Поступила 22.11.05.
ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
А. Ф. Поляков, зав. кафедрой валютно-кредитных и финансовых отношений Саранского кооперативного института РУК, профессор,
Н. А. Садовникова, преподаватель кафедры валютно-кредитных и финансовых отношений Саранского кооперативного института РУК
В статье обосновывается необходимость включения в учебные программы подготовки экономистов курса «Основы организации и финансирования медицинского страхования». Приводится проблематика дисциплины, анализируются основные факторы, влияющие на развитие региональной системы обязательного медицинского страхования.
Развитие российского общества на современном этапе характеризуется серьезными экономическими, организационными и функциональными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе в здравоохранении. Развитие этой специфической отрасли, формирование цивилизованного рынка медицинских услуг, рациональное использование его ресурсов не только затрагивают интересы каждого человека, но и предопределяют в известной мере показатели здоровья нации, качества и уровня жизни населения. Здоровье как экономическая категория представляет собой движущую силу общественного прогресса. Между тем в здравоохранении наблюдается значительный регресс, немаловажной составляющей которого является совершенно недостаточное финансирование этой отрасли. Да и сам механизм
финансирования нуждается в серьезной доработке. Россия по показателям охраны здоровья и продолжительности жизни скатилась на уровень малоразвитых стран. Ухудшение положения дел в здравоохранении произошло в подавляющем числе регионов Российской Федерации.
Основными задачами в области финансового обеспечения регионального здравоохранения в настоящее время являются организация действенной финансовой поддержки структурных изменений в здравоохранении; более полное обеспечение материальными и финансовыми ресурсами амбулаторно-поликлиниче-ской, стационарной и стационарозамещающей помощи; согласование объема и структуры финансирования медицинских учреждений с реальными потребностями населения; построение системы рационального и целесообразного исполь-
© А. Ф. Поляков, Н. А. Садовникова, 2006
зования ресурсосберегающих технологий и финансовых ресурсов в кадровом, материально-техническом, лекарственном обеспечении; увязка деятельности организации медицинского страхования с результирующими показателями деятельности медицинских учреждений по оздоровлению населения. Значимость вышеназванных проблем предопределяет актуальность дальнейшей разработки системы управления финансовым обеспечением отрасли здравоохранения, необходимость совершенствования механизма медицинского страхования и применения новых рычагов его регулирования. При этом весьма важной становится организация изучения проблем медицинского страхования в вузах и на курсах повышения квалификации.
Проблемы развития медицинского страхования, и в первую очередь обязательного^ представляют недостаточно изученную сферу отечественной финансовой науки. Как следствие, развитие обязательного медицинского страхования (ОМС) в нашей стране сопряжено со многими трудностями, в том числе с дефицитом денежных ресурсов, направляемых на здравоохранение. Требуют своего решения вопросы качества оказания медицинской помощи и рационального использования финансовых ресурсов системы обязательного медицинского страхования. Негативное воздействие на функционирование системы ОМС оказывает плохая информированность населения о своих правах в сфере медицинского страхования, к тому же органы управления не всегда успевают сориентироваться в постоянно изменяющихся законодательных актах и нормативных документах. По нашему мнению, изучение данных проблем необходимо начинать еще в вузе. В рамках курсов «Финансы», «Страхование» и некоторых других на знакомство с теоретическими аспектами, а тем более проблемам медицинского страхования в лучшем случае отводится одно занятие. Недостаточно внимания уделяется этим проблемам при курсовом, дипломном проектировании.
Чтобы улучшить ситуацию, считаем целесообразным введение в учебные программы экономического вуза специального предмета — «Основы организации и финансирования медицинского страхования», — который наряду с другими общеэкономическими и специальными дисциплинами («Финансы», «Страхование», «Финансы организаций (предприятий)», «Налоги и налогообложение» и др.) поможет студентам овладеть знаниями, необходимыми для дальнейшей исследовательской и практической деятельности.
Множественность прямых и обратных связей медицинского страхования с другими элементами финансовой системы позволяет характеризовать его прежде всего как полноценный компонент данной системы. В этом заключается органическая связь предлагаемого курса с дисциплиной «Финансы».
Предприятия как субъекты рыночного хозяйства осуществляют свою деятельность и несут обязательства перед государством. Часть полученных доходов в виде налогов они отчисляют в различные внебюджетные фонды, в том числе в фонд обязательного медицинского страхования, что дает им право на получение дополнительных финансовых ресурсов. В этом прослеживается взаимосвязь курса с дисциплинами «Финансы организаций (предприятий)», «Налоги и налогообложение».
Теоретические вопросы и проблемы развития медицинского страхования можно рассматривать не только в финансовом аспекте, но и в социальном, политическом, правовом и т. д. Таким образом, курс «Основы организации и финансирования медицинского страхования» тесно связан с другими основополагающими дисциплинами. При его изучении студенты не только получат узкоспециализированные знания и представление о финансовых отношениях с точки зрения формирования и расходования средств субъектов медицинского страхования — у них будет сформирован системный экономический образ мышления. Целью курса является знакомство студентов с
сущностью медицинского страхования, порядком формирования и расходования денежных средств субъектами данной системы, механизмом функционирования, проблемами развития медицинского страхования.
Рассмотрим примерную проблематику курса.
Система обязательного медицинского страхования в России введена для обеспечения гарантий прав граждан на охрану своего здоровья и получения бесплатной качественной медицинской помощи. Развитие и функционирование системы ОМС привели к следующим результатам:
— реализован принцип всеобщности обязательного медицинского страхования для значительной части населения страны;
— создана некоммерческая государственная структура (фонд обязательного медицинского страхования), которая до 2001 г. выполняла функции финансо-во-кредитного учреждения в системе ОМС, в настоящее время эти функции переданы федеральным налоговым службам;
— сформирован дополнительный значительный, непрерывно увеличивающийся по своим объемам, стабильный, сопоставимый с бюджетным источник финансирования медицинской отрасли;
— проводится работа по обеспечению социального характера оказания медицинской помощи населению России, т. е. поиск путей к достижению равной доступности стандартного набора медицинской помощи для всех жителей страны, независимо от социально-экономических и территориальных признаков;
— начато структурное реформирование системы здравоохранения: внедряются низкозатратные технологии медицинского обслуживания (стационарозамещающие формы медицинского обслуживания); формируется этапность обслуживания пациента с его переводом из затратоемких подразделений в низкозатратные;
— обеспечена свобода выбора: для страхователей — страховой медицинской организации, для страховщиков — медицинского учреждения, для застрахованного — врача и медицинского учреждения, т. е. осуществляются создание и развитие рынка медицинских услуг;
— в лице страховых медицинских организаций создана система защиты прав застрахованных на получение качественной медицинской помощи необходимого вида и объема в соответствии с действующей программой обязательного медицинского страхования населения;
— достигнута относительная стабилизация отдельных показателей индивидуального и общественного здоровья населения страны.
Несмотря на очевидные преимущества введения системы ОМС, в отрасли накопились и существенные проблемы, требующие скорейшего решения. В частности, на государственном уровне сохраняется остаточный принцип финансирования здравоохранения за счет бюджетов всех уровней. Происходит рост объема платных услуг, что обусловлено низким качеством оказания медицинской помощи на всех уровнях в рамках Программы обязательного медицинского страхования. Не реализован для страхователя принцип солидарности в оплате страховых взносов за все застрахованное население независимо от состояния здоровья и объема потребления медицинских услуг, т. е. частоты страховых случаев и размера наносимого ущерба, так как страховые взносы за неработающее население осуществляются в символическом объеме и никак не отвечают потребности в страховом обеспечении при страховых случаях данной группы населения. Сформировалась разобщенность единой системы общественного государственного здравоохранения за счет ее разделения по принципу основных источников финансирования — через систему обязательного медицинского страхования и через бюджеты всех уровней.
К числу проблем в области ОМС относится то, что у структур обязательного медицинского страхования, органов управления здравоохранением, муниципальных органов исполнительной власти отсутствует единство в решении вопросов охраны здоровья населения территории, слабо выражена координация финансовой политики. Не наблюдается серьезных попыток совместить планы оказания медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений с реальными планами и объемами финансирования отрасли и потребностью населения в данной медицинской помощи.
Кроме того, целый ряд проблем связан с тем, что утрачена возможность прямого административного контроля над учреждениями здравоохранения, которая не восполняется методами экономического управления. В учреждениях полностью не разработана система оценки и обеспечения эффективности использования финансовых ресурсов, т. е. предоставления населению максимального объема качественной медицинской помощи на единицу затраченных ресурсов. Осуществляется неадекватное стратегическое и текущее планирование развития системы здравоохранения.
На процесс развития медицинского страхования в регионе оказывают существенное влияние социально-экономическое развитие этого региона, экологическая обстановка, демографическая ситуация, географическое положение.
Все факторы, воздействующие на развитие региональной системы обязательного медицинского страхования, можно разделить на 3 группы:
1) федеральные факторы. Их действие определяется существующим социально-экономическим положением в стране, уровнем развития системы социального страхования и сферы здравоохранения, а также проводимой государством политикой по их стабилизации. Этими факторами регион не может управлять. К ним относятся:
— доля расходов в бюджете на здравоохранение;
— состояние налоговой системы, обеспечивающей стабильность поступлений финансовых ресурсов в сферу здравоохранения*
— неустойчивость государственных денежных знаков;
— зависимость здравоохранения от темпов инфляции;
— объем государственных обязательств в области предоставления бесплатной медицинской помощи;
— увеличение расходов на здравоохранение в связи с появлением новых дорогостоящих видов медицинской помощи и лекарственных средств;
— доступность и качество медицинской помощи, а также направления улучшения данных показателей;
— основные тенденции развития законодательства в области медицинского страхования;
— распространение схемы оплаты труда, уводящей часть заработной платы из-под налогообложения;
— рост заболеваемости и смертности населения и, как следствие, увеличение объемов потребления медицинской помощи;
— участие государственной власти в управлении здравоохранением;
2) региональные факторы. Их влияние определяется спецификой условий развития регионов, особенностями социально-экономической, политической, научно-технической, медико-демографи-ческой базы развития территорий. На эти факторы регион может оказывать влияние.
В их число входят;
— сложившаяся половозрастная структура населения (уровень рождаемости, смертности);
— климатические особенности и уровень загрязненности окружающей среды территории;
— оснащенность материально-технической базы медицинских учреждений региона;
— несоответствие региональной нор-мативно-правовой базы федеральному законодательству;
— отсутствие финансового контроля за процессами формирования и эффективного использования финансовых ресурсов системы ОМС;
— применяемый способ оплаты медицинской помощи и система тарифов на медицинские услуги;
— отсутствие возможности контроля со стороны работодателя за использованием средств ОМС;
— недостаточная конкуренция или отсутствие конкуренции между страховыми медицинскими организациями;
— применение практики начисления заработной платы, не подпадающей под налогообложение;
— доля взаимозачетов в структуре доходов системы ОМС;
— региональная модель организации системы ОМС, регулирующая поступление и расходование денежных средств;
— демографическая ситуация, влияющая на характер потребления медицинских услуг;
— соотношение работающего и неработающего населения в регионе, от которого зависит объем поступлений в систему ОМС;
— наличие или отсутствие стабильной нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования в регионе;
— материальная оснащенность и обеспеченность квалифицированными кадрами медицинских учреждений, оказывающих влияние на структуру расходов системы обязательного медицинского страхования в сфере оплаты медицинской помощи;
3) отраслевые факторы. За время своего существования система обязательного медицинского страхования выработала собственные ограничения, которые определяются несовершенством организационной структуры и финансового механизма системы, а также «недоработкой» законодательной базы ОМС. К ним относятся:
— зависимость системы обязательного медицинского страхования от бюджетов субъектов РФ, участвующих в финансировании данной системы;
— неурегулированность законодательства, проявляющаяся в отсутствии установленных нормативов платежей из бюджетов субъектов РФ за неработающее население и отсутствии норм ответственности органов исполнительной власти за невыполнение возложенных на них обязательств;
— исчисление стоимости территориальных программ обязательного медицинского страхования исходя из суммы собранных страховых средств;
— недостаточный контроль со стороны государства за использованием финансовых ресурсов;
— формальное отношение к профилактическим работам в сфере охраны здоровья населения и т. д.
Необходимо изучить влияние вышеперечисленных факторов на региональную систему обязательного медицинского страхования.
Исследование проблем формирования и использования ресурсов здравоохранения в условиях ОМС на региональном уровне позволяет заключить, что приоритетной задачей региональной социально-экономической политики в сфере охраны здоровья населения должны быть научно обоснованные формирование и использование ресурсов здравоохранения.
Изучение дисциплины «Основы организации и финансирования медицинского страхования» позволит студентам и слушателям курсов ФПК ознакомиться с организацией и функционированием медицинского страхования, проблемами, существующими в данной отрасли, научиться определять влияние факторов и на этой основе выявлять резервы повышения эффективности развития и функционирования данной системы.
Поступила 06.05.06,