Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
981
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ЭТНОГЕНЕЗ / ГОМЕОСТАЗ / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ / ЭТНОС / ПРОБЛЕМЫ / РАСИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / ПРАВА МАЛЫХ НАРОДОВ / КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ / СОЦОПРОС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронина Мария Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы исчезновения культурной коннотации малых народов, проживающих на севере России. В условиях глобализации и давления со стороны газодобывающих компаний практически не остается возможности для сохранения привычного, ландшафтно-адаптивного образа жизни, а вместе с этим и основ достижений национальной культуры, созданной ими на протяжении всего периода их существования. Акцентируется внимание на отсутствие информированности молодого поколения о существовании подобной группы населения России. В данной работе перечислены основные малые этносы России, описан их быт, выявлены фундаментальные проблемы, ставящие под угрозу все их дальнейшее существование. Рассмотрен опыт решения аналогичных проблем в других государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SMALL PEOPLES IN NORTH OF RUSSIA

The article deals with the problems of the disappearance of the cultural connotation of small peoples living in the north of Russia. In the context of globalization and pressure from gas companies, there is practically no opportunity to preserve the usual, landscape-adaptive way of life, and at the same time, the foundations of the achievements of the national culture created by them throughout the entire period of their existence. Attention is focused on the lack of awareness of the younger generation about the existence of such a group of the Russian population. This paper lists the main small ethnic groups of Russia, describes their way of life, and identifies fundamental problems that threaten their entire future existence. The experience of solving similar problems in other states is considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ»

УДК: 394; 397

М. С. Воронина ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ

ВОРОНИНА Мария Сергеевна - студентка Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29. E-mail: Voroninams99@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы исчезновения культурной коннотации малых народов, проживающих на севере России. В условиях глобализации и давления со стороны газодобывающих компаний практически не остается возможности для сохранения привычного, ландшафтно-адаптивного образа жизни, а вместе с этим и основ достижений национальной культуры, созданной ими на протяжении всего периода их существования. Акцентируется внимание на отсутствие информированности молодого поколения о существовании подобной группы населения России. В данной работе перечислены основные малые этносы России, описан их быт, выявлены фундаментальные проблемы, ставящие под угрозу все их дальнейшее существование. Рассмотрен опыт решения аналогичных проблем в других государствах.

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ; ЭТНОГЕНЕЗ; ГОМЕОСТАЗ;

НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ; ЭТНОС; ПРОБЛЕМЫ; РАСИЗМ; РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ; ПРАВА МАЛЫХ НАРОДОВ; КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ; СОЦОПРОС

Введение

Коренные народы - народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ [1], исконное население, отличное от других граждан. Согласно статистике, обладая общей численностью в 370 миллионов человек, коренные народы составляют всего пять процентов от мирового населения. Тем не менее, мировую общественность с каждым годом лишь больше волнует ситуация, связанная с этими общностями, и их будущее. Как пример, в 2007 году Организация Объединенных Наций провозгласила второе десятилетие десятилетием коренных народов мира. Была принята Декларация о правах коренных народов Генеральной Ассамблеей. Второе десятилетие подошло к концу, и ЮНЕСКО объявляет, что предстоящее Десятилетие языков

коренных народов 2022-2032 гг. будет сосредоточено на правах носителей языков коренных народов. Таким образом можно наблюдать, что мировое сообщество посредством важнейших правительственных и неправительственных организаций обращает внимание на значимость, актуальность и наличия целого комплекса проблем, который нуждается в неотложном практическом решении. Фундаментальность проблемной ситуации состоит в том, что бездействие отягощает ситуацию, и развитие глобализации и распространение городских агломераций на исконных территориях, внедрение в их жизненный уклад почти не оставляют возможности сохранения привычного, ландшафтно-адаптивного образа жизни, а вместе с этим и основ тех достижений национальной культуры, которые они создали [2]. Это глобальная проблема, которая является очень актуальной и для России. Объектом исследования в данной работе стали коренные народы севера, в то время, как предметом исследования послужили проблемы малочисленных народов севера России. Целями данной работы было осветить и проанализировать сложившуюся ситуацию с малыми народами на территории России, обозначить и сформулировать основные проблемы этих народов, отрицательно сказывающихся на их традиционном укладе, выявить малые народы среди стран с географическим положением аналогичным России, провести сравнение политики государств по отношению к коренным народам, и обозначить возможные пути решения и перспективы дальнейшего развития. В работе использовались как теоретические, так и практические методы исследования. В качестве теоретических методов использовался анализ, были рассмотрены литературные источники, данные, нормативные документы, и др.; синтез, а также классификация, аналогия, прогнозирование и сравнение.

Население России составляет 144 миллиона человек в то время, как население коренных народов Севера всего 500 тысяч. Они составляют всего 0,3% населения страны, а в будущем могут и вовсе прекратить свое существование. В единый перечень коренных малочисленных народов Российской федерации было включено 45 народов, численность 40 из них - 244 тысячи человек. Традиционно к ним относятся алеуты, долганы, коряки, манси, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, и другие [3]. Так же следует выделить коренные немалочисленные народности - коми и якуты, численность которых около миллиона.

Рис.1 - Расселение КНС на территории России

Коренные народы Крайнего Севера

Современная численность коренных народов, ведущих традиционный образ жизни в тундре и лесотундре

Рис.2 - Современная численность КНС

Анализируя традиционный уклад малых народов, и их интересную и самобытную культуру, хочется разделить мнение Льва Гумилева о том, что эта культура, с точки зрения этногенеза, относится к реликтовым.

Гумилев так же обращает внимание на то, что эти народы не являются «отсталыми» и «примитивными», как периодически некоторые считают и распространяют шовинистические предубеждения. Ученый акцентирует на том, что данные этносы просто пережили свой расцвет и

находятся в конечной стадии этногенеза, а не то, что они стоят на начальной стадии и им лишь предстоит учиться прогрессу и развитию. Согласно теории этногенеза, жизнь этноса в среднем длится 1200 лет, и включает три фазы - акматическую, когда этнос активен, пассионарен и перерабатывает ландшафт, культурогенную, когда идет накопление культурных, социальных и технических достижений, обскуративную, когда культура переформляется в традицию. Следующая стадия зовется гомеостазом и заключается в гармонирующем взаимодействии этноса с ландшафтом, или то самое единение с природой [4], которые так любят отмечать у этих народов городские жители и пытаются научиться.

Эндоландшафтное равновесие - важный и закономерный переход, конечная стадия этногенеза, и неотъемлемая часть малых народностей. И то, что еще существуют малые народы, которые являются носителями редчайшей редкой культуры и образа жизни - большая ценность, которую нужно сохранить.

Основными занятиями малых народов севера являются охота, рыболовство, пушной промысел, оленеводство, кожеделие, изготовление традиционных предметов культуры, одежды, обряды и традиционные праздники. Их культура действительно уникальна. На данный момент сохранилось около двух сотен различных диалектов и языков, изготовление одежды происходит из необычных материалов, с особыми кроем и орнаментами, которые сильно отличаются среди народов. Даже средства передвижения, такие как лодки, сани, нарты, лыжи имеют разнообразные формы и назначения вплоть до обрядовых. То же самое можно сказать и про жилища и пищу, которые являются уникальными и нигде больше не встречаются на территории России. Так же важным элементом их культуры является их мировоззрение, широкие религиозные верования, среди которых встречались и политеисты, и анимисты, и шаманисты.

Однако в жизни эта культура исчезает. В данной работе представлены диаграммы, составленные по результатам опроса в ходе исследования Современного состояния Ямало-Ненецкого Автономного округа.

На диаграммах представлен ответ лидеров на вопрос: «Как Вы считаете, насколько на сегодняшний день коренные малочисленные народы Севера, проживающие на территории автономного округа, сумели сохранить традиции и уклад жизни своих предков?» % [5].

Ненцы

■ Не сумели сохранить традиции и уклад жизни своих предков

I Сумели сохра н ить лишь малую часть

■ В основном сохранили

Сумели сохранить в полном объеме

При этом уровень поддержки молодым поколением традиций и устоев жизни малочисленных народов, согласно опросу, составляет не более 45%, и неуклонно снижается. Это означает, что при бездействии, в грядущих поколениях этноса малых народов севера может не стать.

Проблемы народов севера в России

В целом положение малых народов России можно оценить как критическое, и выявить многие проблемы, с которыми они имеют дело. В основном эти проблемы касаются двух глобальных аспектров - и один из них заключается в том, народы не получают достаточной поддержки от государства, к ним нет четко закрепленного отношения, традиционные промыслы попадают под запреты законодательства, безработица, недостаток финансирования не оставляет возможности чтоб поддерживать национальные особенности своей культуры, в силу этого, молодежь все чаще отказывается перенимать традиции своих предков, или у нее не всегда хватает возможностей для этого.

Согласно опросам, по мнению коренного населения, проживающего в поселках, наиболее острыми проблемами в своем населенном пункте являются:

• невысокий уровень доходов (81%);

• пьянство, алкоголизм (79%);

• трудности с жильем (71%);

• трудно найти подходящую работу (63%);

• экология, ухудшение пастбищ (41%);

• слабая сплоченность людей (37%);

• нежелание людей трудиться (28%);

• плохое медицинское обслуживание (21%);

• плохая забота властей о благоустройстве (20%);

• преступность (20%);

• наркомания (6%);

• напряженность межнациональных отношений (3%). [6]

Исходя из последних новостей, коренным народам приходится все чаще сталкиваться с проблемами законодательства и экономическими интересами нефтегазовых предприятий. Например, в 2022 году на Ямале планируют провести газопровод от Новопортовского и прочих месторождений, который серьезно затронет ландшафт, и нанесет вред флоре и фауне. Как говорит экоактивист и коренной житель Ейко Сэротэтто, согласно оценке ученых этого проекта, если не будет найдет альтернативный путь проведения трубы, то рыбный промысел в этом регионе пропадет, так как при строительстве уничтожатся микроорганизмы, которым питается муксун, и при углублении дна уровень соли повысится. Помимо этого, участились случаи произвола со стороны правоохранительных органов и контролирующих охрану биоресурсов. Местные жители рассказывают, что рыбу, которые они ловят для семьи и продажи, отбирают полицейские и сотрудники по охране ресурсов. На священных для коренных жителей местах силовики устраивают стоянки и мусорят, при этом не забывая обыскивать коренных жителей. Часто могут запросить и права на снегоходы, зная, что в тундре такого нет. У некоторых забирают и ружья. Так же часто аборигенам запрещают вести и хоть какую-либо рыболовческую деятельность, доказывать свои права приходится через суд, тогда как это не является выходом для кочевых племен охотников и оленеводов.

Как мы видим, права малочисленных народов не являются определенными и регулированными, особенно на региональных уровнях.

Исходя из кризиса культур, который на данный момент происходит в России, интересным опытом было бы рассмотреть и проанализировать отношения, выстроившиеся между коренными народами севера и государствами в других странах, которые соответствуют климатической широте России. Возможно, положительный соседский опыт мог бы стать хорошим примером.

В качестве первой страны, обладающей схожей ситуацией с КН, было решено взять Канаду. В этой стране, чтобы сохранить их культуру и

самобытность, было решено создать Национальные парки, резервации и другие охраняемые территории. Так же коренные народы в Канаде обладают определенными привилегиями, закрепленными на законодательном уровне. Например, только коренные жители имеют право на рыболовство и охоту, что помогает сохранять им их привычный уклад. Так же коренное население принимает непосредственное участие в управлении своими территориями, получает определенные субсудии, имеют возможность поддерживать и возрождать свою традиционную культуру, что до создания этих парков было практически невозможно [7]. С поддержкой от государства многие начали понимать и признавать ценности местной культуры, и бережного отношения как к природе, так и к священным местам и объектам культурного наследия. Для поддержания благоприятных отношений канадцев и аборигенов, в некоторых парках проходят экскурсионные программы, где можно узнать о жизни и быте народов, ознакомиться с их традиционными навыками, научиться гармоничному отношению с природой, и даже ментально исцелиться и отдохнуть от стресса. Таким образом, важность, осознанность и диалог между народами заключается на двусторонней основе, они вовлечены в жизнь. Очень важно, что между коренными народами и канадцами царят хорошие отношения дружбы и взаимоуважения, ведь без этого диалог не был бы возможен.

Так же интересный опыт показан и в Гренландии. Еще с 1970-ых годах там появилось движение, направленное на введение самоуправления в свою страну. Датское правительство решило пойти навстречу и позволить народам развиваться с учетом культурных и исторических особенностей своего региона. Таким образом, в Гренландии сейчас довольно большой процент самоуправления, и коренные народы могут влиять на свой быт и развитие. Например, везде работают начальные школы, обязательное среднее образование составляет 9 классов. В школах и университетах обязательно будут преподавать гренландскую культуру и языки. Дети учат как гренландский, так и датский. Часто гренландцы, отучившись в Дании, приезжают на родину, неся с собой знания и прогресс. Среди некоторых датчан все еще жива идея превосходства, но в основном между обоими народами есть сильные связи солидарности, добрых отношений и осознания единой истории, которые преодолевают конфликты [8].

Разумеется, у каждой страны свои развитие, история, политическое положение, экономические запросы и требования. И вариант самоуправления, возможный в Гренландии навряд ли будет осуществим в России, особенно в ближайшее время. При этом во всех случаях есть важные коррелирующие моменты, необходимые на всех стадиях решения проблем. Речь идет именно о построении взаимопонимания между жителями крупных городов и коренными народами, ведь это фундамент для решения всех проблем. Страны, уже сумевшие помочь своим народам, советуют с самого начала строить свои отношения, исходя из взаимного признания и уважения. По их опыту и мнению, это начальная стадия решения проблемы. И это неслучайно. Автором был проведен опрос среди студентов своего образовательного учреждения, в котором приняло участие 40 человек.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли вы о народах севера России?

(ответ: А) Да; Б) Нет, плохо их знаю)

2. Какое из перечисленных отношений вы наиболее разделяете?

(ответ: А) Я отношусь к ним положительно, знаю и уважаю их

культуру; Б) Мое отношение к ним индифферентное; В) Я считаю, что их проблемы гиперболизированы, и они просто хотят получать больше субсидий).

3. Как вы считаете, должна ли Россия помогать народам? (сейчас они находятся на грани исчезновения).

(Ответ: А) ДА, мы должны стараться сохранить их реликтовые традиции и культуру Б) Мы должны помочь им лишь с внедрением технологического прогресса В) Нет, это дело самих народов и лишь они сами решают сохранять им свой этнос или нет).

Результаты были следующими:

30 % ответили, что знают их, остальные 70%, что не знают или знакомы очень плохо;

30% уважает их самих и их традиции, культуру;

51% ответили, что им все равно на народы севера;

18% высказались против серьезности их проблем.

Наконец, на вопрос, стоит ли помогать России народам, зная их бедственное положение:

41% ответили, что да, мы должны помочь им сохранить культуру и быт;

25% ответили, что нам стоит помочь им лишь в техническом развитии;

33% считают, что мы не должны заботиться малыми народами и вмешиваться в их жизнь.

Выводы

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что на данный момент проблема малых народов севера недостаточно хорошо освещена и изучена. Подавляющее число жителей городов имеет отдаленное представление о народах, их быте, образе жизни, и проблеме, с которыми они имеют дело. И, вполне возможно, это тот случай, когда именно общественные осведомленность, мнение и давление, вовлеченность, может побудить региональных властей к решению данных проблем и предприятию некоторых действий.

Нужно ли охранять реликтовые культуры и как это сделать? Как отвечал на этот вопрос Лев Гумилев: «Скажу так по-моему, нужно охранять не культуру, а сами этносы и их ареалы, которые, как мы понимаем, часть их этнической истории. Тогда сохранится и культура»[9]. У России есть примеры отличных взаимодействий с народами в Канаде, Гренландии, Новой Зеландии и других странах. И понятно, что необходимо привлекать и самих представителей самих коренных народов. Однако, если в том же министерстве по делам индейцев и развитию Севера в Канаде работают около 3,5 тысяч человек, и около 1,5 тысячи из них - представители коренных народов, то в Государственной думе, в Совете Федерации, в

министерствах и даже департаменте, где решаются эти вопросы, нет ни одного представителя коренных малочисленных народов [10].

Для того чтобы устранить проблемы коренных народов, приблизить их культуру к осознанию простым человеком, надо передать решение этой проблемы в руки представителям этих народов, всячески помогая в приведении теорий в действие, а пока что издаются законы касательно Севера России, из гос. бюджета отправляются деньги на нужды. Однако положение народов остается критическим, как и сто лет назад. Самоуправление кажется еще невозможным, поскольку на месте проживания народов находятся нефтяные ресурсы. И все-таки, я считаю, что дальнейшая политика должна вестись вместе с самими народами, проживающими на исконно своих землях. Только так помощь и решения будут действенными и эффективными. В то же время способствовать этому должны хорошие отношения. Но представители народов часто сталкиваются с враждебностью от тех людей, кто зачастую даже не знаком с их этносом. Это сильно мешает дальнейшему взаимопониманию и дружбе между ними и государством. Это одна из важных проблем, которую мы можем помочь искоренить или хотя бы уменьшить. Избавиться от расизма со стороны Западных русских, в том числе Северной Столицы России поможет знание о малых народах. Верным решением будет проводить классные часы рассказывающих о малых народах севера. Узнав их быт лучше, у многих людей изменится мнение об их жизни, как о примитивной и недалекой, люди будут стремиться сделать так, чтобы их культура и традиции остались не только в Этнографическом музее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Кряжков. В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М. : Норма, 2010. 560 с.

2. Логинов В.Г. Коренные малочисленные народы Севера: динамика и особенности воспроизводства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 1. С. 136-149.

3. Котляков В.М., Агранат Г.А. Российский Север - край больших возможностей // Вестник Российской академии наук. 1999. № 1.

4. Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли / Под ред. канд. геогр. наук К. П. Иванова. М.-Л., 1987. Депонировано ВИНИТИ N 7905 В87. Вып. 4. Тысячелетие вокруг Каспия. Ч. 2. 189. с.м.п.

5. Попков Ю.В, Тюгашев Е.А. Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный аспект). — Новосибирск - Салехард: Банк культурной информации, 2007 - 184 с.

6. Богоявленский Д., Мурашко О. Коренные народы Севера: итоги переписи 2002 г. и политическая ситуация. Интерпретация итогов переписи 2002 г. // Мир коренных народов. Живая Арктика. Альманах Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 2004. № 15. С. 16-21.

7. Barsh R.L. 2008. Canada's aboriginal peoples: social integration or disintegration? Canadian Journal of Native Studies. Brandon, vol. 14. 1: 1-46.

8. Griffits F. 1983. Arctic Third World: Indigenous People and Resource Development. Cold Regions Science and Technology. 7: 349-355.

9. Л.Н. Гумилев, А. П. Окладников Феномен культуры малых народов Севера // Декоративное искусство. 1982. N 8. С. 23-28.

10. Брод А.С. Заявление Московского бюро по правам человека в связи с положением коренных малочисленных народов в России // Международное движение по защите прав народов. URL: http://www.peoples-rights.gumilev-center.ru/ (дата обращения: 28.03.2021).

VORONINA Mariya S. - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 29, Polytechnitcheskaya street, Saint-Petersburg, Russia, 195251. E-mail: Voroninams99@gmail.com

PROBLEMS OF SMALL PEOPLES IN NORTH OF RUSSIA

The article deals with the problems of the disappearance of the cultural connotation of small peoples living in the north of Russia. In the context of globalization and pressure from gas companies, there is practically no opportunity to preserve the usual, landscape-adaptive way of life, and at the same time, the foundations of the achievements of the national culture created by them throughout the entire period of their existence. Attention is focused on the lack of awareness of the younger generation about the existence of such a group of the Russian population. This paper lists the main small ethnic groups of Russia, describes their way of life, and identifies fundamental problems that threaten their entire future existence. The experience of solving similar problems in other states is considered.

INDIGENOUS PEOPLES; ETHNOGENESIS; HOMEOSTASIS; OIL AND GAS COMPANIES; ETHNOS; PROBLEMS; RACISM; RECREATIONAL ZONES; RIGHTS OF SMALL PEOPLES; NOMADIC PEOPLES; SOCIAL SURVEY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.