Научная статья на тему 'Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера: социально-политический анализ'

Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера: социально-политический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2333
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юдин Валерий Иванович

В статье дается социально-политологический анализ государственной политики России в отношении коренных малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social and political analysis of the Russian state policy in relation to indigenous small-numbered peoples of the North is given in the article.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера: социально-политический анализ»

Валерий ЮДИН

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье дается социально-политический анализ государственной политики России в отношении коренных малочисленных народов Севера.

The social and political analysis of the Russian state policy in relation to indigenous small-numbered peoples of the North is given in the article.

Ключевые слова:

коренные малочисленные народы Севера, государственная политика; indigenous small-numbered peoples of the North,

В Российской Федерации на современном этапе развития общества одним из главных принципов политики в отно -шении народов Севера провозглашен принцип развития партнерских отношений, суть которого заключается в признании правосубъектности коренных малочисленных народов Севера (КМНС), их права на собственный выбор пути развития и на уча -стие в разработке и реализации государственных и других про -грамм по развитию территорий их проживания и традиционного природопользования.

Следует отметить, что эффективность реализации политики в отношении народов Севера оставляет желать лучшего: об этом сви -детельствует тяжелое социально - экономическое положение корен -ных малочисленных народов Севера.

Проанализировав государственную политику в отношении корен -ных народов Севера на различных этапах российской истории — от «имперского периода» до современного состояния, можно сделать вывод о том, что в разные исторические отрезки в государственной политике и системе социальной защиты коренных малочисленных народов Севера применялись различные принципы и технологии.

Следует отметить, что в научной литературе выделяются несколько основных подходов к вопросу о государственном управлении коренных народов. К ним относятся, прежде всего, так называемая радикальная политика и консервативная политика.

«Радикалы» видят основную цель движения на Север в откры -тии новых возможностей освоения его огромных территорий. Проблемам аборигенов при этом отводится роль подчиненных по отношению к возможностям будущего промышленного и другого развития. Данный принцип в большей степени применим к совет -скому этапу политического управления коренными малочислен -ными народами Севера.

«Консерваторы» выступают за очень медленное, постепенное включение аборигенов Севера в социальный, политический и хо зяйственный комплекс государства, за создание «заказных терри торий», соответствующих традиционному быту и занятиям народ ностей, их населяющих,на которых должен действовать запрет на поселение других народов.

Со всеми оговорками данный принцип больше похож на поли -тику, проводимую в имперской России. Столкновение позиций

state policy.

ЮДИН

Валерий

Иванович —

к.полит.н.,

докторант

Академии труда

и социальных

отношений,

г. Москва

vаleriyudin@

yandex.ru

«радикалов» и «консерваторов» привело к выработке концепции сбалансирован ного развития1.

Смешанный путь предусматривает приоритетность традиционных отрас лей как наиболее рациональной формы хозяйствования с точки зрения экологии и сохранения этноса, оптимальное соче тание традиционного уклада и возможно стей использования новых производств, поэтапный переход к рынку в традици онных отраслях с учетом установления партнерских отношений между государ ством, аборигенами и промышленными предприятиями. Данный принцип явля ется целью государственной политики в отношении коренных народов Севера на современном этапе.

Следует оговорить, что современный этап государственной политики в отно шении КМНС можно разделить на два основных подэтапа — постсоветский (с конца 80 -х гг. XX в. по начало XXI в.) и современный этап (с начала XXI в. по настоящее время).

На протяжении этапа постсоветских трансформаций начинают формироваться предпосылки нового понимания статуса коренных народов. Государственная поли -тика в отношении малочисленных наро -дов Севера начинает претерпевать неко торые изменения.

Так, Ч.М. Таксами следующим обра -зом характеризовал данный временной отрезок и его роль для народов Севера: «В одночасье и государство, и многочис -ленные организации, которые занимались народами Севера, отошли от них и оста вили их одних с системой наступающего “дикого капитализма”»2.

Проанализировав в основных чертах политику государства в отношении мало -численных народов Севера в постпере -строечный период, мы пришли к выводу, что в это время происходил постепенный отход от патернализма, когда все вопросы жизнедеятельности малочисленных наро -

1 Современное положение и перспективы раз -вития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Независимый экспертный доклад / под ред. В.А. Тишкова. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004, с. 14-16.

2 Таксами Ч.М. Народы Сибири в XX веке:

социально - экономическое и культурное развитие // Экология этнических культур Сибири накануне XXI века. - СПб., 2006, с. 134.

дов решались государством без учета их собственного мнения.

Итак, данный период мы называем переходом от патернализма к формирова нию партнерских отношений.

На современном этапе продолжается развитие контуров, заданных в перестро ечное и постперестроечное время. Главной целью государственной политики в отно шении КМНС на данном этапе является развитие партнерских отношений.

Проанализировав этапы государст -венной политики и системы социальной защиты коренных малочисленных наро дов Севера в разные исторические отрезки времени, выделим рекомендации, которые необходимо использовать для оптимиза ции государственной политики в отноше нии КМНС на современном этапе:

— активная поддержка со стороны орга нов государственной власти и местного самоуправления общинных и иных форм самоорганизации коренных народов через бюджетную и налоговую политику;

— создание механизмов для участия в соуправлении ресурсами коренных мало численных народов Севера, закрепленных законодательно;

— помощь со стороны государства в изучении и фиксации норм обычного права для локальных групп с перспекти вой использования этих знаний для более полного применения новых федеральных законов, учитывающих обычаи и тради ции коренных народов Севера.

Необходимо отметить, что для государст венной политики учет политической тра -диции этноса имеет исключительное зна чение, поэтому рассмотрим особенности политической психологии народов Севера.

В связи с этим интересным является исследование, проведенное Ю.Д. Пет -ровым в работе «Народы Севера: власть и политика»3. На основании черт полити -ческой психологии аборигенных народов российского Севера выделяются следую щие рекомендации государственной вла -сти в системе социальной защиты корен ных малочисленных народов Севера.

Для политической традиции народов Севера характерна их общая отчужден ность от политики и политический абсен теизм. На протяжении всей своей исто рии они как бы стояли вне политики (она

3 Петров Ю.Д. Народы Севера: власть и политика. — М., 2009, с. 45—47.

ими воспринималась весьма сдержанно). Показатель их участия в массовых и поли тических выступлениях всегда был незна чительным.

Исходя из этого фактора, необходимо активизировать создание различных организаций коренных малочисленных народов Севера, которые могли бы спо собствовать росту их политического само -сознания и политической активности для артикуляции и агрегации их интересов.

Особенностью политической психо-логии КМНС является избирательное и недоверчивое отношение к любым новше ствам (консерватизм). Они имеют сильную установку на отрицательное отношение ко всему чужому и непривычному.

Однако здесь существуют возрастные градации. Так, у пожилых людей сложились свои стереотипы политического поведения, оценки политических явлений и событий.

Совершенно другое отношение у моло дежи: для нее характерно возвеличива ние, возведение в абсолют других ценно стей, особенностей социального порядка. Молодежь под влиянием данного фактора нередко в массовом порядке покидает обжитые места своих предков и самоустра -няется от традиционных видов хозяйства.

Таким образом, необходима политика сохранения и возрождения традиций коренных народов (ни в коем случае не использовать радикальные меры).

Народы Севера обладают высоким уровнем толерантности. Это качество коренных малочисленных народов Севера позволяет терпимо относиться к тради циям и быту доминирующего общества, то же самое должны к ним испытывать и мы, т.е. лояльно и терпимо относиться к их особенностям и не пытаться навязывать свои формы социального, культурного и политического устройства.

У народов Севера высоко развит дух коллективизма, что налагает значитель ный отпечаток на их политическую пси хологию. Именно в этой сфере можно отчетливо проследить доминанту кол лективизма общественного сознания над индивидуализмом. Отсюда вытекает одна весьма интересная вещь — специфическая реакция на политику.

А она такова: как показывает многолет -ний опыт, народы Севера слепо доверя ются существующей политике и считают ее коллективным разумом и воплощением

«всего наилучшего». Это может быть ино гда чревато негативными последствиями, как утверждает исследователь данной про блемы Ю.Д. Петров.

Коренным малочисленным народам Севера свойственна выжидательная и потребительская психология, основанная на том, что органы власти решат за них все существующие проблемы (пассив ность). Именно исходя из этого фактора, необходимо отойти от политики государ ственного патернализма, которая за годы советской власти сформировала данный стереотип КМНС.

Весьма интересно политическая пси хология северян проявляется по отноше нию к феномену политического лидер ства. Народы Севера всегда положительно относились к политическому лидерству и поэтому всегда доверяли лидеру любого уровня. Лидер в их восприятии — это вожак, ведущий.

Данная особенность коренных малочис -ленных народов Севера должна активно использоваться — необходимо выдвигать лидеров из среды коренных малочислен ных народов Севера, которые бы могли максимально полно учитывать их особен ности.

Таким образом, рассмотрев основные черты политической психологии корен ных народов российского Севера, мы пришли к выводу, что менталитет северян имеет свои этнические особенности, что должно учитываться при формировании государственной политики.

Среди факторов, которые могут ока зать значительное влияние на рост поли тической активности коренных народов Севера, выделим следующие:

— политику федеральных властей, направ ленную на интеграцию коренных жите лей страны в доминирующее общество;

— индустриальное освоение Севера и связанное с этим выведение из сферы хозяйственного употребления аборигенов значительной части территорий традици онного природопользования;

— рост этнического самосознания або ригенного населения;

— создание объединений разных уров -ней, организация самоуправления, кото рые необходимы аборигенам для собствен -ного развития, решения вопросов общин -ного значения, развития традиционного хозяйства и культуры, языка, обеспечения социальной защиты своих членов.

При этом использование традиционных механизмов самоорганизации или со здание ее новых эффективных форм даст возможность оптимизации государствен ного управления через установление диа лога коренных народов, организованных в общины, с органами власти и промыш ленными предприятиями.

Главной задачей государственной поли тики и одной из эффективных технологий системы социальной защиты на современ ном этапе является формирование парт нерских отношений между государством и коренными малочисленными народами Севера.

Суть партнерских отношений — при знание за КМНС правосубъектности, их права на собственный выбор пути разви тия и существования, права на участие в разработке и реализации государственных и других программ и проектов по разви тию территорий их проживания и тради ционного природопользования. Второй важной технологией государственной политики в отношении коренных мало численных народов Севера является при знание приоритетности международного права по защите коренных народов Севера (одна из стратегических целей первого Международного десятилетия коренных малочисленных народов мира, провоз -глашенного Организацией Объединенных Наций в 1995—2004 гг.) по отношению к закону Российской Федерации (см. ст. 15, п. 4 Конституции Российской Федерации).

Сейчас малочисленные коренные народы переживают не лучший период своего существования. Современное неблагополучие коренных жителей север ных регионов является наследием про шлого, которое формировалось под воз -действием политики доминирования и ассимиляции, складывающейся из мно жества направлений государственной политики.

Отметим лишь важнейшие изменения, которые произошли на Севере в резуль тате реализации государственной поли тики, прежде всего, в период становления и развития промышленности по добыче минерально сырьевых ресурсов1.

1 Донской Ф.С. Обсуждение федеральной целевой программы «Экономическое и социаль -ное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г.» // Северные народы России на пути в новое тысячелетие. — М., 2000.

Коренные жители разделяются адми -нистративно хозяйственными грани цами, теряют властные полномочия, за ними сохраняются властные функции лишь на уровне локальных муниципали тетов (Советов) с незначительными пра -вами.

Доступность земель и ресурсов для коренных жителей уменьшается. Они теряют ресурсы традиционного природо -пользования и социально - экономические выгоды от их использования в результате передачи прав собственности (владения, распоряжения, использования) государ -ственным учреждениям и переселенцам. Земли изымаются для нужд промышлен -ности, территории загрязняются, потерян контроль над теми отраслями традицион -ного хозяйственного комплекса, с кото рыми связано получение доходов (пере -работка продукции и ее продажа).

Принимаются законы, лишающие коренные народы возможности распоря жаться ресурсами северных территорий, финансовыми потоками, системой вла -дения землей. Коренные жители не при нимают долевого участия в добывающих отраслях промышленности либо зани мают неквалифицированные и мало оплачиваемые рабочие места.

Идеологически транслируется само очевидность превосходства целей и цен ностей государства и переселенцев, что оправдывает политику, которая прямо (через образовательные программы, обя зательное воспитание с отрывом от роди -телей, пропаганду в средствах массовой информации) и косвенно (через личную и коллективную зависимость от институ тов некоренного населения, цели кото рых не отвечают интересам гармоничного социально экономического и культурного развития коренных народов, а способы функционирования — ценностям корен ных жителей) приводит к развитию про цессов ассимиляции коренных малочис ленных народов Севера.

Распространенными становятся расист ские идеи и представления, в соответствии с которыми коренные народы неспособны управлять сами собой, государственные учреждения лучше знают, в чем интересы коренных жителей и как эти интересы защитить. Особые отношения с корен ными народами как нациями, закреплен ные в исторических документах, начи -нают считаться исторической аномалией,

которая не может иметь силу и значение в настоящее время1.

Признание коренных наций не пред ставляет угрозы для политической и территориальной целостности России. Коренные малочисленные народы Севера стремятся к сосуществованию, коопе рации и гармонии в отношениях с дру гими народами, разделяя суверенитет Российской Федерации.

И отечественная история, и современ ный зарубежный опыт показывают, что наилучшей моделью самоуправления является общественное самоуправление на уровне региона — субъекта государства, где коренное население составляет боль шинство.

Современные примеры — Гренландия, Нунавут, а также в определенной мере Северный Склон Аляски — муниципа литет, имеющий обширные властные и фискальные полномочия, делегирован ные федеральным и региональным пра вительствами в соответствии с договорен ностями2.

Еще одна модель самоуправления свя -зана с созданием общинных правительств в городах и поселках, где представители одного или нескольких коренных народов Севера являются меньшинством, но хотят иметь определенную свободу в сфере образования, здравоохранения, экономи ческого развития, защиты культуры.

Правительства коренных наций в долго временной перспективе могут быть само стоятельнее в финансовом отношении, если самоуправление сопровождается справедливым распределением земель и ресурсов. Каналы поступления соб ственных финансовых средств могут быть обычными — это налоги, инвестиции, заимствование, бизнес и рента, таможен ные доходы общественных корпораций и др. Трансфертные выплаты должны быть устроены так, чтобы поддержать собствен

1 Клоков К.Б., Красовская Т.М., Ямсков А.Н. Проблемы перехода к устойчивому развитию районов расселения коренных малочисленных народов Российской Арктики. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — М., 2001, № 141.

2 Владимирова М.А. Иммиграция и многокуль турность Канадского общества // США — Канада: экономика, политика, культура, 2006, № 5, с. 98.

ные возможности коренных наций, как это происходит обычно между федеральным и территориальными правительствами.

Отсутствие государственной политики сбережения природной и социальной среды губительно сказалось на традици -онных отраслях северного хозяйствова ния — оленеводстве, охотничьем и рыб ном промыслах, которые являются осно вой жизнеобеспечения северных народов. В последнее время они пришли в упадок, что привело к острейшим социальноэкономическим проблемам коренных жителей Севера, которые оказались на пороге этнического вырождения3.

Необходимо оздоровление коренных малочисленных народов Севера в широком смысле слова — от высокого качества медицинских услуг до формирования здо -рового образа жизни населения4.

Отношения взаимного уважения и пар тнерства коренных и некоренных народов Севера, коренных малочисленных народов Севера и государства должны быть частью правового регулирования и государст венной политики и быть направлены на поиски соответствующего компромисса, обеспечивающего сохранение самобыт ности этноса, его языка и культуры, тесно связанных с типом хозяйствования, тра -диционным укладом и средой обитания.

Несмотря на объективные трудности, малочисленные народы Севера за по следние годы сумели не только сохранить свои культурные традиции и этническую самобытность, но и создали основы новых собственных экономических, социальных и культурных институтов, добились значительного международного признания, авторитета и прав. Возникла новая рос сийская политическая реальность — соци альное движение малочисленных народов Севера, — имеющее собственные кон цепции развития, опыт взаимодействия с государственными структурами.

3 Логинов В.Г. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А.

Проблемы коренных малочисленных народов Севера: институциональная перспекти-

ва. — Екатеринбург: Институт УРО РАН, 2006, с. 45-46.

4 Абрютина Л.И. Народы Севера России: право на здоровье. — М., 2008, с. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.