3. Yemelyanov B.V. Excursion. Ros. Mezhdu-nar. Akad. Turizma. M.: Sovetsky sport, 2009. P. 2016. [in Russian].
4. Potayeva G.R. Innovations in the tour (cognitive) tourism. Sb. metod. Rekomendatsiy. M-vo sporta i turizma Resp. Belarus, Nats. agentstvo po turizmu. Minsk: Belorusskij gos. un-t, 2007. P. 265-307. [in Russian].
5. Slastenin V. A., Isayev I.F., Shiyanov Ye.N. Pedagogy. Ed. V. A. Slastenin. M.: Akademiya, 2002. P. 576. [in Russian].
Сведения об авторах: Рыжикова Юлия Александровна,
аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Ryzhikova Yulia Alexandrovna,
Post graduate student, Department of General Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-TOai7:[email protected]
УДК 8(07 ББК 74.268.3
Т.А. Сироткина
проблемы литературного краеведения
В КОНТЕКСТЕ школьного ЛИТЕРАТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В статье на материале учебного пособия по литературному краеведению для общеобразовательных школ ХМАО-Югры рассматривается роль данного курса в решении учебных и воспитательных задач, определяется его место в системе школьного литературного образования.
Ключевые слова: литературное краеведение, ХМАО-Югра, школьное образование, региональная личность.
T^. Sirotkina
PROBLEMS OF LITERARY REGIONAL STUDIES IN THE CONTExT OF SCHOOL LITERARY EDUCATION
The article examines the role of the course in solving the educational and educational problems, is determined by its place in the system of school Literature education on the material of a textbook on literary regional studies for general-education schools of KhantyUgra.
Key words: literary regional studies, Khanty-Mansiysk District-Yugra, school education, regional identity.
Современная регионалистика - одно из важных в культуроведческом и воспитательном плане направлений современной науки. Только на конкретном * материале, связанном с малой родиной, £ школьники могут приобщиться к бо-о гатству культуры региона, его истории, традициям и ценностям. Поэтому акту-
альным представляется и разработка филологической составляющей региона-листики, особенно в плане школьной и вузовской методики.
Во многих регионах России преподаватели высшей школы, занимающиеся лингвистическим и литературным краеведением, решают вопросы школьной
методики данных разделов филологии. Еще в конце ХХ века были созданы программы литературного краеведения для средней школы [4]. В начале XXI века появились целые учебно-методические комплексы, состоящие из учебника, рабочей тетради для школьников и методических рекомендаций для учителя. Хороший тому пример - учебно-методический комплекс «Русская речь Прикамья», изданный для школьников Пермского края [5]. Студентам вузов также читаются подобные курсы, издаются учебные пособия [2]. Современные исследователи считают литературное краеведение актуальной культурологической проблемой [1].
Необходима филологическая регио-новедческая составляющая и школьникам общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Именно по этой причине два года назад было издано пособие для общеобразовательных школ ХМАО-Югры по лингвистическому краеведению [6]. По этой же причине сегодня хочется обратиться к литературному краеведению, показав возможности его преподавания в школе на примере нового учебного пособия [7].
Литературное краеведение не является обязательной частью курса литературы в школе. Однако данный раздел литературоведческой науки имеет огромное значение как в воспитательном, так и в образовательном плане. Читая произведения, написанные в том культурном контексте, в котором они живут, школьники учатся любить свою малую родину, с уважением относиться к тем, кто творил и творит ее историю, постигают основы регионалистики в том ее виде, который наиболее способствует развитию ощущения причастности к культурно-историческим ценностям региона. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Рассматриваемое учебное пособие возникло именно по той простой причине, что курс по выбору «Литературное краеведение» представляется авторам очень важным, однако методически не разработанным для условий современной югорской школы. Ведущие литературоведы (Н.В. Ганущак и др.) создают основательные пособия для высшей школы, методисты (А.Н. Семенов и др.) представляют на суд читателя хрестоматии югорской поэзии и прозы. Однако учитель, планируя провести данный курс, должен иметь под рукой хотя бы примерные разработки уроков, которые помогут ему выстроить оптимальную образовательную траекторию.
В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно литературное краеведение, занимающееся установлением биографических и творческих связей писателей с тем или иным краем, выяснением литературных мест (такое краеведение важно на начальном этапе занятия им, оно может стать основой для разработки регионального компонента литературного образования любого края, области), и литературоведческое краеведение, помогающее выяснить вопросы, связанные с мироощущением писателя как уроженца определённого региона, с его творческой лабораторией, природой его художественных образов и т.п. Эта разновидность краеведения особенно важна при изучении историко-литературного курса и входит в основной компонент литературного образования.
При планировании учебных занятий авторы использовали идеи А.Г. Прокофьевой [3], предложившей новый - пространственный - подход к литературному образованию школьников, в которое необходимо включить следующие краеведческие блоки:
1. Культурное пространство России и его проблемы.
2. Русская природа и национальные образы России.
3. Географическое пространство России в литературе.
4. Художественное пространство в литературных произведениях и его ло-
X
ф
ч ф ш Ф ГО
2 1
^го Ь О. Ю
ГО,
Ф ° t О
р
го
X
н о
О
кусы (дом, дорога, город, усадьба, лес, степь и т.д.).
5. Биографическое пространство автора художественного произведения (проблема «писатель и его край»).
Все вышеперечисленные блоки в той или иной степени представлены в пособии.
Целью элективного курса «Литературное краеведение» является формирование у учащихся представления о месте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в истории отечественной культуры и литературы.
Цель реализуется через следующие задачи:
• Формировать представление о литературе как об одном из важнейших компонентов культуры региона; об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций.
• Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
• Совершенствовать навыки литературоведческого анализа текста.
• Совершенствовать речевую деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.
В результате школьники должны
знать:
литературно-краеведческий материал по основным разделам учебной программы курса;
уметь:
• читать и понимать литературные произведения и материал о творчестве автора;
• анализировать текст сообразно родо-видовой специфике произведения;
• вводить элементы оценки литературного героя;
• пользоваться литературоведческой терминологией о жанровых особенностях произведения, выразительных художественных средствах, элементах композиции и стиля;
• составлять характеристику литературного героя, анализировать образ литературного героя;
• отбирать необходимый материал для устного и письменного высказывания;
• составлять устную речетворческую схему;
• осознавать мотив и ставить цель в процессе речи и письма в связи с конкретным произведением;
иметь опыт:
• выполнения творческих видов работ по литературе;
• постановки собственных вопросов к прочитанному тексту;
• сопоставления прочитанного произведения со смежными видами искусства (живопись, музыка);
• подготовки и презентации устного сообщения на заданную тему.
Курс ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных (ключевых) компетенций, определенных ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика, и направлен на достижение следующих учебных результатов, обозначенных в ФГОС основного общего образования:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досу-говое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Методический замысел пособия определяется теми же подходами, принципами и методами, которые учитель традиционно реализует на уроках литературы. Это литературоведческий подход к изучению материала, монографический принцип структурирования уроков, методы творческого исследования текста, аналитической беседы.
Авторы пособия понимают, что для развития интереса детей к книге и чтению, к краеведению одних уроков недостаточно. Как дополнение к ним будут уместны литературно-краеведческие диалоги и круглые столы, интеллектуальные конкурсы и викторины, краеведческие марафоны и информационно-просветительские программы, а также сотрудничество с библиотеками и привлечение их ресурсов.
В пособии содержатся конспекты занятий по всем темам курса. Некоторая избыточность вопросов и заданий позволяет учителю выбирать из них те, которые соответствуют уровню подготовки учащихся и позволяют эффективно формировать необходимые компетенции.
Основная часть данного пособия -это конспекты занятий по литературному краеведению для учащихся 9-х классов. Каждый конспект начинается с описания целей, задач, планируемых результатов, далее предлагаются основные учебные ситуации, дается методический комментарий, а также приводится основная литература для учителя и учащихся.
В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 34 часа.
Структура курса обусловлена, с одной стороны, хронологией историко-литературного процесса, с другой - спецификой заселения и освоения ХМАО-Югры. Так, после первого, вводного занятия, следуют темы «Фольклор народов ХМАО-Югры», «Миф и литература», призванные определить истоки регионального художественного творчества. Далее учитель должен показать специфику югорской литературы, ее место в российском культурном пространстве -этому посвящены занятия «Родной край в художественном слове», «В чем своеобразие югорской поэзии?». Следующий блок занятий начинается с урока о Ермаке - историческом персонаже, сыгравшем особую роль в освоении Сибири, продолжается военно-исторической темой в литературе Югры, далее следуют уроки, посвященные национальным югорским литературам - хантыйской, мансийской, ненецкой. Занятие по творчеству Е.Д. Айпина открывает цикл «авторских» уроков - они посвящены творчеству таких художников слова, как Ю. Шесталов, П.С. Бахлыков, Ю.К. Вэл-ла. Наконец, третий блок занятий - это обсуждение проблем современного нефтегазового региона и человека, проживающего в этом регионе.
Как известно, в соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики России провозглашается «защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций». Представляется, что реализация данного принципа напрямую зависит от наших усилий, направленных не только на создание благоприятной среды для развития регионалистики, но и конкретной методической базы для осуществления различных проектов. Часть этих проектов, как следует из всего вышесказанного, должна быть связана с литературным краеведением, которое является важной ступенью развития региональной личности.
Таким образом, литературное краеведение является необходимой региональ-
X
ф
ч ф ш Ф ГО
2 1
^го Ь О. Ю
ГО,
Ф ° t О
р
ной составляющей школьного образования. Данное направление литературного развития школьников полностью отвеча-
ет тенденциям культурной политики России и требует включения в программы общеобразовательной школы.
Библиографический список
1. Дрондина, Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема [Текст]: дис. ... канд. культурологии / Н.Г. Дрондина. - Саранск, 2010. - 165 с.
2. Полякова, Е.Н. Научное направление «региональная лексикология, лексикография, ономастика» в Пермском университете [Текст] / Е.Н. Полякова, И.И. Русинова, М.В. Боброва // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2016. - № 1 (33). - С. 137-152.
3. Прокофьева, А.Г. Краеведение в школьном литературном образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Прокофьева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 5(13). - Режим доступа: http://nmsovet.ru/wp-content/uploads/2015/07/ Prokofieva-Kraevedenie.pdf
4. Радищев, А.П. Литературное краеведение: программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение [Текст] / А.П. Радищев. - М.: Просвещение, 1982. - 16 с.
5. Русская речь Прикамья: лингвистическое краеведение [Текст]: учебное пособие для школьников / под ред. В.И. Шенкман. - Пермь: Книжный мир, 2004. - 190 с.
6. Сироткина, Т.А. Лингвистическое краеведение [Текст]: элективный курс для учителей общеобразовательных школ / Т.А. Сироткина, С.В. Галян. - Сургут: РИО СурГПУ, 2015. - 149 с.
7. Сироткина, Т.А. Литературное краеведение [Текст]: элективный курс для учителей общеобразовательных школ / Т.А. Сироткина, С.В. Галян. - Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 246 с.
Referencеs
1. Drondina N.G. Literaturnoe kraevedenie kak kulturologicheskaia problema: Dis. ... cand. of sciences (Culturology). Saransk, 2010. P. 165. [in Russian].
2. Poliakova E.N., Rusinova I.I., Bobrova M.V. Nauchnoe napravlenie «regionalnaia leksikologiia, leksikografiia, onomastika» v Permskom universitete. Vestnik Permskogo universiteta. RRossiiskaia i zarubezhnaia filologiia, 2016. № 1 (33). P. 137-152. [in Russian].
3. Prokofieva A.G. Kraevedenie v shkolnom literaturnom obrazovanii. So-vremennye issledovaniia sotsialnyhproblem (elektronnyinauchnyizhurnal), 2012. №5(13). Available at: http://nmsovet.ru/wp-content/ uploads/2015/07/Prokofieva-Kraevedenie.pdf [in Russian].
4. Radishchev A.P. Literaturnoe kraevedenie: Programma dlia vneshkolnyh uchrezhdenii i obrazovatelnyh shkol. Turizm ikraevedenie. M.: Prosveshchenie, 1982. P. 16. [in Russian].
5. Russkaia rech Prik.amia: lingvisticheskoekraevedenie: uchebnoeposobie dlia Shkolnikov. Pod red. V.I. Shenkman. Perm: Knizhnyi mir, 2004. P. 190. [in Russian].
6. Sirotkina T.A., Galian S.V. Lingvisticheskoe kraevedenie: elektivnyi kurs dlia uchitelei obshhebrazovatelnyh shkol. Surgut: RIO SurGPU, 2015. P. 149. [in Russian].
7. Sirotkina T.A., Galjan S.V. Literaturnoe kraevedenie: elektivnyi kurs dlia uchitelei obshheobrazovatelnykh shkol. Surgut: RIO SurGPU, 2016. P. 246. [in Russian].
Сведения об авторе:
Сироткина Татьяна Александровна,
доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет,
г. Сургут, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Sirotkina Tatiana Alexandrovna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,
Department of Philology and Journalism Education,
Surgut State Pedagogical University,
Surgut, Russia.
E-mail: [email protected]