Проблемы квалификации убийства в целях использования
органов или тканей потерпевшего
(в сфере трансплантологии) (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК)
Петрук Алёна Александровна,
студент, кафедра уголовного права и криминологии, Института истории и права, Хакасский Государственный Университет имени Н.Ф. Катанова, [email protected] Лебедев Роман Александрович студент, кафедра уголовного права и криминологии, Института истории и права, Хакасский Государственный Университет имени Н.Ф. Катанова,
Статья посвящена проблемным вопросам уголовно-правовой оценки убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего. Существуют сложности применения пункта «м» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, обусловленные несовершенством законодательной конструкции, а также доказательственной базы. Проанализированы характерные особенности данного преступления, а также цели и причины совершения убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего, в частности делается упор на транспланталогию, как цель совершения преступления. Выявлена и обоснована необходимость использования превентивных мер пресечения подобных преступлений, а также конкретизации проблемы уголовно-правовой ответственности за некоторые деяния в данной сфере. На основе проведенного исследования авторами выделяются причины, по которым трансплантология является наиболее распространённым мотивом совершения преступления, формулируются основные характеристики объективной и субъективной сторон. Ключевые слова: убийство, трансплантация тканей и органов человека, цель изъятия тканей и органов человека, преступление, характерные черты, трансплантология
Случаи убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего существовали ещё с древнейших времён, но лишь с развитием уровня медицины, а именно с появлением с трансплантологии, отрасли медицины, изучающей проблемы процесса замены поврежденных или утраченных органов путем пересадки таких же органов, взятых из здоровых организмов того же вида, разрабатывающей методы консервирования органов и тканей, создания и применения искусственных органов, возникла необходимость включения в ч. 2 ст. 105 Уголовного Кодекса Российской Федерации пункта «м», нормы, новеллы российского уголовного права, выделяющей целью убийства использование органов или тканей потерпевшего.
Востребованность данной работы является следствием как недостаточности научных исследований по обозначенной проблеме, так и отсутствия наработанной судебной практики по данным делам. Это связано, в первую очередь, со сложностью расследования подобного рода убийств, установления мотивов их совершения и т. д.
Целью данного исследования выступает изучение теоретических, законодательных и правоприменительных сторон преступления, предусмотренных п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать объективную сторону убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего, проанализировать субъективную сторону убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего, проанализировать цели совершения данной категории преступлений
В ходе проведения данного исследования были использованы диалектический, формальнологический, системно-структурный, сравнительно -правовой, формально - юридический методы, а также приёмы анализа, синтеза, индукции, дедукции.
Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения, касающиеся жизни и здоровья человека. В качестве видового объекта выступают общественные отношения, касающиеся жизни человека. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, связанные с правом конкретного человека на жизнь.
5'
-С
гп
о
а
Н А
У А
Состав является материальным, преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, в данном случае, момента смерти потерпевшего лица.
Предметом преступления являются органы и ткани человека, предусмотренные приказом Министерства Здравоохранения от 04. 06. 2015 г. № 306н/3
Объективная сторона состоит в лишении жизни другого человека определенным, противоправным способом, может быть выражена как в форме действия, совершаемого врачом, во время проведения операции, так и в форме бездействия ( неосуществление действий по оказанию медицинской помощи пациенту, с целью дальнейшего изъятия тканей или органов с целью трансплантации у потерпевшего).
Данное преступление может совершить физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Как правило, совершившее данное преступление лицо, отличается беспощадностью, бесцеремонностью по отношению к жизни, цинизмом. Поскольку в деянии субъекта имеется цель, соответственно, данное преступление исполняются только с прямым умыслом: он осознаёт, что смерть потерпевшего будет неотвратимым итого его деяний, либо одним из возможных последствий. Данная разновидность убийства имеет в своей конструкции довольно редкую комбинацию мотива и цели - получение тканей и органов. В случае исполнения данного преступления из корыстных побуждений с целью дальнейшей продажи органов и тканей, то будет произведена квалификация и по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Так же с данным преступлением часто квалифицируется п. «д» ч.2 ст. 105 УК РФ (особая жестокость).
Акцентируем внимание на том, что последующее применение органов и тканей, изъятых у потерпевшего лица, не всегда будет связано с трансплантологией. Этот состав преступления зачастую совершается лицами, угождающими своим извращённо-фетишистским потребностям, использующими человеческое мясо в пищу, представителями религиозных сект.
Нормативную базу по регулированию вопросов трансплантации органов и (или) тканей в России составляют: Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3; закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. № 4180-1; федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ; приказ Минздрава России «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» от 4 марта 2003 г. № 73; приказ Минздравсоцразвития России от 25 х мая 2007 г. № 357 и РАМН № 40«Об утверждении <2 перечня органов и (или) тканей человека — объек-оп тов трансплантации, перечня учреждений здраво© охранения, осуществляющих трансплантацию ор-^ ганов и (или) тканей человека, и перечня учрежде-2 ний здравоохранения, осуществляющих забор и
заготовку органов и (или) тканей человека»; приказ Минздрава России «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» от 20 декабря 2001 г. № 460; письмо ГТК России «О вывозе из Российской Федерации органов и (или) тканей человека, предназначенных для трансплантации» от 19 августа 1998 г. № 01-15/17536.
На данный момент спрос на органы человека, которые в последствие будут использованы в дальнейшей трансплантации, как никогда высок. Однако, по статистическим данным из всего этого спроса удовлетворяется только 6% случаев. Данное несоответствие является логической причиной удовлетворения данного спроса путём незаконного изъятия органов с последующим убийством или причинением вреда здоровью. Необходимо подчеркнуть. что это преступление может совершать не только насильственным путём, но и путём обмана (проведение хирургической операции). Существенным моментом является то, что список трансплантируемых органов ограничен - их перечень закреплен в Приказе Министерства Здравоохранения от 04.06.2015 г. № 306н/3. По п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируются не только действия врача во время хирургического вмешательства, но и его бездействие в ходе лечения с целью дальнейшей трансплантации органов умершего. Необходимо отметить, что принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации будет квалифицировано по ст. 120 УК РФ - данное преступление не всегда оканчивается убийством. В качестве донора при незаконной трансплантации обычно стремятся подобрать пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, детей, представителей социально незащищённых категорий населения.
Наиболее показательно производство, осуществлявшееся в отношении трансплантологов Московского координационного центра органного донорства. В 20-ую больницу г. Москвы поступил гражданин в критическом состоянии с диагнозом черепно-мозговой травмы. Данный мужчина был направлен в операционную для последующего изъятия у него почек. Однако, на начальном этапе операции она была прервана сотрудниками МВД. Потерпевший после операции скончался. Были установлены факты разметки зеленкой мест, откуда предполагалось изъятие, связывания рук и их заведение в сторону. Судебно-медицинская экспертиза зафиксировала наличие в крови антикоагулянтов (препаратов, понижающих свертываемость крови). Помимо этого, у хирургов были обнаружены заранее готовые акты о констатации смерти пациента и извлечения органов. Судебное разбирательство по данному делу продолжалось несколько лет. Первая инстанция в виде Московского городского суда два раза оправдывала обвиняемых трансплантологов. Главная причина заключалась в невозможности определения точной времени смерти потерпевшего, соответственно, нельзя было определить точную причину смерти, что ставило под существенные сомнения доводы
стороны обвинения. Помимо этого, эксперты. привлеченные стороной защиты, утверждали, что наличие сердцебиения и дыхания не являются обязательными признаками для определения смерти человека, а мышечные сокращения во время уколов наблюдаются и у мертвого человека. Данные приговоры отменялись Верховным Судом, и дело направлялось на новое рассмотрение, но по итогу уступил позиции первой инстанции. В профессиональной литературе указывается, что в данный период наблюдается значительный спад количества трансплантологических операций, что объясняется опасениями специалистов их осуществлять. Сузилось количество учреждений, проводивших операции в данной области. Это привело к повышению смертности реципиентов, не дождавшихся необходимых органов и тканей. Вполне вероятно, что факт боязни профессионального сообщества осуществлять пересадку органов и тканей, который ставит под угрозу жизни нуждающихся пациентов, оказывает влияние на органы правосудия в ходе вынесения решения по таким делам. Необходимо подчеркнуть, что данный случай не является единичным - это происходило в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Новосибирска, Хабаровска и Владивостока. По всем случаям выносились оправдательные приговоры, что только подчеркивает сложность доказывания совершения данного преступления.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: целями использования органов и тканей человека могут быть каннибализм, религиозные практики, ритуалы и многое другое, однако, единственно допустимой целью использования органов человека может быть исключительно трансплантация органов и лишь с разрешения человека-донора; изъятие органов и тканей человека, фрагментов человеческого организма может быть результатом совершения иных видов преступлений, способных выступать средством его достижения, таких как доведение до самоубийства, причинение вреда здоровью любой степени тяжести, похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар, отказ в предоставлении гражданину информации, надругательство над телами умерших. С целью предотвращения описанных выше казусов, мы предлагаем обязать население по достижении совершеннолетнего возраста заявлять о согласии или несогласии использования их тканей и органов после смерти. В случае несовершеннолетних данный вопрос бы решался бы их законными представителями. Это возможно реализовать путём внесения соответствующих поправок в ФЗ « О трансплантации органов и (или) тканей человека», что позволит добиться снижения количества данных преступлений
Литература
1. Большая медицинская энциклопедия. М., 1978. Т. 11. С. 312.
2. Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб., 2003. С. 156.
3. Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. № 4180-1;
4. Коннов А. И. Проявление российской организованной преступности в традиционных для транснациональных преступных организаций сферах // Основы борьбы с организованной преступностью / отв. ред. В. С. Овчинский, В. Е. Эминов, Н. П. Яблоков. М., 1996. С. 203.
5. Маляев К. В. Уголовно-правовая охрана жизни. Н. Новгород, 2005. С. 96.
6. Маляева Е. О. Проблемы квалификации убийства с целью использования органов или тканей потерпевшего // Уголовное право. 2003. № 9. С. 16.
7. Модестов Н. С. Маньяки... Слепая смерть. Хроника серийных убийств. М., 1997. С. 253.
8. Письмо ГТК России «О вывозе из Российской Федерации органов и (или) тканей человека, предназначенных для трансплантации» от 19 августа 1998 г. № 01-15/17536.
9. Попова Т.В., Сергеев А.Б. Преступная деятельность при оказании медицинской помощи по профилю хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека): правовой и виктимологи-ческий аспект // Виктимология. 2018. №1 (15).
10. Постановление Президиума Верховного Суда Рос. Федерации от 11 окт. 2006 г. № 429-П06.
11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 декабря 2014 г. N 908н "О порядке установления диагноза смерти мозга человека"
12. Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 73 "Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий"
13. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Российской академии наук от 4 июня 2015 г. N 306н/3 "Об утверждении перечня объектов трансплантации" (с изменениями и дополнениями)
14.Тихонова С. С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. СПб., 2002. С. 35.
15.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
16.Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;
The problems of qualification of murder for the using of organs or tissues of the victim (in the field of transplantology) (p. "m" part 2 of article 105 of the Criminal Code) Petruk A.A., Lebedev R.A.
Khakas State University named after Nikolay Fedorovich Katanov The article is devoted to the problematic issues of law evaluation of murder in order to use the organs or tissues of the victim. There are difficulties of application of point "m" of part 2 of article 105 of the Criminal code of the Russian Federation which caused by imperfection of the legislative structure and evidentiary base. The characteristic features of this crime, as well as the purpose and causes of the murder for the use of organs or tissues of the victim was analyzed, in particular, the emphasis is placed on transplantology as the purpose of the crime. Identified and justified the need to use preventive measures to prevent such crimes, as well as the specification of the problem of criminal li-
5'
-C
m
о
a
А У
т; А
ability for certain acts in this area. Based on the study, the authors identify the reasons why transplantation is the most common motive for committing a crime, formulate the main characteristics of the objective and subjective sides. Keywords: murder, transplantation of human tissues and organs, the purpose of removal of human tissues and organs, crime, characteristics, transplantation. References
1. Big medical encyclopedia. M., 1978. T. 11. P. 312.
2. Borodin S. V. Crimes against life. SPb., 2003. p. 156.
3. The Law of the Russian Federation "On Transplantation of Hu-
man Organs and (or) Tissues" of December 22, 1992 No. 41801;
4. Konnov, AI, The Manifestation of Russian Organized Crime in the
Spheres Traditional for Transnational Criminal Organizations, Bases of the Fight against Organized Crime / Res. ed. V.S. Ovchinsky, V.E. Eminov, N.P. Yablokov. M., 1996. S. 203.
5. Malyaev KV. Criminal legal protection of life. N. Novgorod, 2005.
p. 96.
6. Malyaeva E. O. Problems of qualification of murder in order to
use the organs or tissues of the victim // Criminal Law. 2003. № 9. S. 16.
7. Modestov N. S. Maniac ... Blind death. Chronicle of serial killings.
M., 1997. p. 253.
8. Letter of the State Customs Committee of Russia "On the export
of human organs and (or) tissues intended for transplantation from the Russian Federation" dated August 19, 1998 No. 01-15 / 17536.
9. Popova T.V., Sergeev A.B. Criminal activity in the provision of
medical care on the profile of surgery (transplantation of organs and (or) human tissues): legal and victimological aspects // Victimology. 2018. №1 (15).
10. Resolution of the Presidium of the Supreme Court of Ros. Federation of October 11. 2006 No. 429-n06.
11. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 25, 2014 N 908n "On the procedure for establishing the diagnosis of death of the human brain"
12. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 4, 2003 N 73 "On approval of the Instruction for determining the criteria and procedure for determining the moment of death of a person, termination of resuscitation measures"
13. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences of June 4, 2015 N 306n / 3 "On approval of the list of objects of transplantation" (with changes and additions)
14. Tikhonov S.S. Lifetime and posthumous donation in the Russian Federation: issues of criminal law regulation. SPb., 2002. p. 35.
15. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 12.11.2018) // Collection of the legislation of the Russian Federation, 17.06.1996, N 25, Art. 2954
16. The Federal Law "On the Principles of the Protection of Citizens' Health in the Russian Federation" of November 21, 2011 No. 323-FZ;
X <j>
0 cs to
01