Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В СТ. 171 УК РФ'

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В СТ. 171 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТА / АККРЕДИТАЦИЯ / ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вострова А.Н.

Статья 171 УК РФ подверглась реформированию в части криминализации деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств. Данные новеллы были направлены на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств и вступили в силу с 27 июля 2020 г. Автором предпринята попытка анализа целесообразности включения в ст. 171 УК РФ новых составообразующих признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF QUALIFICATION OF ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP IN CONNECTION WITH AMENDMENTS TO ARTICLE 171 OF CRIMINAL CODE OF RUSSIA

Article 171 of the Criminal Code of the Russian Federation has undergone reform in terms of criminalization of acts related to the conduct of entrepreneurial activity without accreditation in the national accreditation system or accreditation in the field of technical inspection of vehicles. These novels were aimed at countering the practice of mass registration of diagnostic cards without actually carrying out the procedure of technical inspection of vehicles and entered into force on July 27, 2020. The author attempted to analyze the feasibility of including new constituent features in Article 171 of the Criminal Code of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В СТ. 171 УК РФ»

УДК 343.3/.7

Вострова А.Н.

студент 2-курса магистратуры Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (г. Москва, Россия)

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В СТ. 171 УК РФ

Аннотация: статья 171 УК РФ подверглась реформированию в части криминализации деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств. Данные новеллы были направлены на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств и вступили в силу с 27 июля 2020 г. Автором предпринята попытка анализа целесообразности включения в ст. 171 УК РФ новых составообразующих признаков.

Ключевые слова: незаконное предпринимательство, диагностические карта, аккредитация, осмотр транспортных средств, квалификация, состав преступления.

В связи с недавним дополнением статьи 171 УК РФ, на наш взгляд целесообразно посвятить данное исследование проблеме квалификации, а именно произвести анализ признаков состава преступления.

После реформирования ст. 171 УК РФ теперь обеспечивает не только соблюдения требований о необходимости государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, получения разрешительного документа на виды деятельности, осуществление которых возможно лишь при наличии лицензии, а также «либо без аккредитации в национальной системе

аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензии, аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны»[0]

Отношения, возникающие между лицами в связи с организацией системы аккредитации в соответствующей национальной системе и прохождением данной процедуры заинтересованными лицами (за отдельными исключениями), регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ (далее - ФЗ № 412) [0].

Определенные особенности имеет порядок аккредитации операторов технического осмотра транспортных средств, предусмотренный Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170 (далее - ФЗ № 170)7 и приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2020 г. № 173 (далее - Приказ № 173) [0].

Стоит заметить, что в пояснительной записке к проекту принятого Федерального закона инициаторами указано, что необходимость криминализации деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств, обусловлена «широкой практикой продажи „серых" диагностических карт без проведения осмотра автомобиля» [0].

На наш взгляд, по смыслу истолкования данной трактовки, позволяет нам сделать следующий вывод, что законодатель стремился ограничить оборот определенного вида поддельных документов, а именно диагностических карт. В соответствии с положениями ФЗ № 170, диагностическая карта является официальным документом, ответственность за действия лица, осуществляющего деятельность без аккредитации в сфере технического осмотра транспорта, по его подделке в целях использования или сбыт такого документа в настоящее время предусмотрена ч. 1 ст. 327 УК РФ, а действия лиц, осведомленных о нелигитимности таких карт, должны оцениваться по ч. 3 ст. 327 УК РФ как

приобретение, хранение, перевозка в целях использования либо использование иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанности. Подобная позиция нашла свое отражение и в материалах судебной практики.

Так приговором Пировского районного суда Красноярского края Т. Осужден по ч. 1 ст. 327 УК РФ. Так Т., занимая должность контролера технического состояния автомототранспортных средств ООО «Олигарх», замещая технического эксперта ООО «Олигарх», по специальному полномочию осуществлял организационно-распорядительные функции в ООО «ОЛИГАРХ», поскольку обладал полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия по выдаче диагностических карт транспортных средств, в связи с чем является лицом, временно по специальному полномочию выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. Было установлено, что к Т обратился потребитель «Свидетель №1» с целью узнать, возможно ли пройти технический осмотр транспортного средства без его фактического предоставления в виду отсутствия у него возможности прибыть на указанном автомобиле на пункт технического осмотра. В этот момент временно исполняющий обязанности технического эксперта ПТО филиала ООО «Олигарх» Т., достоверно зная, что проведение технического

осмотра без фактического осмотра автомобиля категорически запрещено, однако, предполагая, что в связи с поступлением от Свидетель №1 предложения о выполнении. Т. изготовил и сбыл потребителю «Свидетель №1» диагностическую карту, содержащую информацию о соответствии автомобиля последнего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, получив за это плату в сумме 1 000 рублей [0].

К тому же при наличии признаков специального субъекта -осуществление управленческих функций в коммерческой или иной организации -у лица, выдавшего поддельную диагностическую карту за денежное или иные

виды вознаграждения, необходимо ставить вопрос о наличии признаков, предусмотренного ст. 204.2 УК РФ.

Другой пример, технический эксперт Макаров А.А. постоянно выполняя организационно-распорядительные функции в «Линия инструментального контроля», то есть управленческие функции в коммерческой организации совершил преступления при следующих обстоятельствах: в пункт технического осмотра к техническому эксперту Макарову А.А. обратилась ФИО2 с просьбой о проведении технического осмотра принадлежащего ей автомобиля марки «ХХХ», государственный регистрационный знак ### и выдаче диагностической карты. При этом автомобиль на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя имел трещину, что является нарушением п. 4.7.2. ГОСТ Р 51709-2001 и п. 40 требований (включая параметры), предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий (приложение № 1 к правилам технического осмотра транспортных средств), утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008, в соответствии с которыми, наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается. Обнаружив нарушение указанного обязательного требования безопасности транспортных средств, препятствующее возможности эксплуатации транспортного средства, у Макарова А.А. из корыстных побуждений возник умысел, направленный на получение незаконного вознаграждения в виде денег за совершение незаконных действий в интересах ФИО2, а именно в выдаче диагностической карты вышеуказанного транспортного средства, которое заведомо для него не могло быть допущено к участию в дорожном движении в связи с нарушением требований безопасности к техническому состоянию данного транспортного средства [0].

В данном случае имеются также наличие признаков специального субъекта осуществление управленческих функций в коммерческой или иной организации - у лица, выдавшего поддельную диагностическую карту за денежное или иные виды вознаграждения.

Исходя из судебной практики, можно сделать выводы о том, что внесение изменений в статью 171 УК РФ являются не совсем обоснованными и рассматриваемые противоправные деяния в большой мере совершаются именно аккредитованными в сфере технического осмотра транспортных средств организаций или индивидуальных предпринимателей.

Также хотелось бы уделить внимание применению нововведения на практике с точки зрения формально-материальной конструкции состава незаконного предпринимательства. Для привлечения к уголовной ответственности лица, не имеющего аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств, выдавшего диагностическую карту, необходимо извлечение виновным дохода в крупном размере.

Учитывая, что средняя стоимость легального прохождения процедуры технического осмотра автомобиля в 2022 г. варьируется (в зависимости от региона и категории транспортного средства) от 700 до 1 700 рублей [0], документирование факта извлечения дохода, превышающего 2 250 000 рублей, от реализации поддельных диагностических карт является достаточно трудоемкой работой, которая в современных условиях представляется маловероятной.

Исходя из вышеизложенного можно прийти к выводу, что внесение изменений в ст. 171 УК РФ в июле 2019 г. не в полной мере соответствует принципам криминализации деяний. Также установление признаков относительно новых форм незаконного предпринимательства приводят к определенной каверзности, а в итоге к тому, что новелла в уголовном законе может приобрести форму «нерабочей»

На наш взгляд, целесообразно внести изменения в ст. 327 УК РФ в части квалифицированных составов по признаку предмета преступления, а именно незаконный оборот документов, выдаваемых аккредитованными участниками рыночных отношений. Иные противоправные действия в данной сфере оцениваются в рамках уголовно-правовых норм (ст. 204, 204.2 и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: пояснительная записка к проекту федерального закона № 684667-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/684667-7 (дата обращения: 27.10.2022). Об аккредитации в национальной системе аккредитации: Федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 412-ФЗ : ред. от 29 июля 2018 г. // Рос. газ. 2013. 31 дек. (№ 296) О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ // Рос. газ. 2011. 4 июля. (№ 142).

Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра, Порядка прохождения операторами технического осмотра процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации в сфере технического осмотра: приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2020 г. № 173. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.10.2022)

Постановление № 1-7/2017 от 29 мая 2017 г. по делу № 1-7/2017) URL: https://sudact.ru/regular/doc (дата обращения: 28.10.2022).

Приговор № 1-48/2016 1-511/2015 от 2 марта 2016 г. по делу № 1-48/2016 URL: https://sudact.ru/regular/doc (дата обращения: 29.10.2022).

См.: Стоимость и частота прохождения техосмотра на 2022 г. URL: http://pravo-auto.com/stoimost-texosmotra (дата обращения: 29.10.2022).

Vostrova A.N.

2nd year Master's student of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafrn (MSLA) (Moscow, Russia)

PROBLEMS OF QUALIFICATION OF ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP IN CONNECTION WITH AMENDMENTS TO ARTICLE 171 OF CRIMINAL CODE OF RUSSIA

Abstract: article 171 of the Criminal Code of the Russian Federation has undergone reform in terms of criminalization of acts related to the conduct of entrepreneurial activity without accreditation in the national accreditation system or accreditation in the field of technical inspection of vehicles. These novels were aimed at countering the practice of mass registration of diagnostic cards without actually carrying out the procedure of technical inspection of vehicles and entered into force on July 27, 2020. The author attempted to analyze the feasibility of including new constituent features in Article 171 of the Criminal Code of Russian Federation.

Keywords: illegal entrepreneurship, diagnostic card, accreditation, vehicle inspection, qualification, corpus delicti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.