Научная статья на тему 'Проблемы квалификации административного правонарушения в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров'

Проблемы квалификации административного правонарушения в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
недекларирование и недостоверное декларирование / административное правонарушение / квалификация состава правонарушения / таможенное регулирование / failure to declare and false declaration / administrative offense / qualification of components of offence / customs regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ладохин Егор Игоревич

В работе определены проблемы правового разграничения составов административных правонарушений в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров в сфере таможенного регулирования. Предложены рекомендации по разрешению правовых коллизий при квалификации обозначенных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Qualification of Administrative Offense in Regard to Failure to Declare and False Declaration of Goods

This article identifies the problems of legal differentiation of the composition of administrative offenses in regard to failure to declare and false declaration of goods in the field of customs regulation, and also offers recommendations for resolving legal conflicts when qualifying the indicated offenses.

Текст научной работы на тему «Проблемы квалификации административного правонарушения в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров»

УДК 342.9

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-123-128

Е. И. ЛАДОХИН

Проблемы квалификации административного правонарушения в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров

В работе определены проблемы правового разграничения составов административных правонарушений в части недекларирования и недостоверного декларирования товаров в сфере таможенного регулирования. Предложены рекомендации по разрешению правовых коллизий при квалификации обозначенных правонарушений. Ключевые слова: недекларирование и недостоверное декларирование, административное правонарушение, квалификация состава правонарушения, таможенное регулирование.

E. I. LADOKHIN

Problems of Qualification of Administrative Offense in Regard to Failure to Declare and False Declaration of Goods

This article identifies the problems of legal differentiation of the composition of administrative offenses in regard to failure to declare and false declaration of goods in the field of customs regulation, and also offers recommendations for resolving legal conflicts when qualifying the indicated offenses.

Keywords: failure to declare and false declaration, administrative offense, qualification of components of offence, customs regulation.

Актуальность исследования связана с проблемами разграничения составов административных правонарушений по частям 1 и 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Часто это различие не может быть проведено ни таможенным органом, ни судом, о чем свидетельствует неоднозначная судебная практика.

Часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за недекларирование товаров в установленной форме (статьи 84, 104, п/п 1 п. 2 ст. 255, ст. 256, п. 4 ст. 258, ст. 260, п. 4 ст. 272, ст. 278, п. 2 ст. 81 Таможенного кодекса ЕАЭС) - наложение административного штрафа с конфискацией товаров или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при декларировании товаров

ЛАДОХИН Егор Игоревич, старший инспектор отдела специальных таможенных процедур Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни, магистрант юридического факультета Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск). Научный руководитель - Барей Наталья Сергеевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск).

недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационного кода по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского союза (ТН ВЭД ЕАЭС), страны происхождения, об их таможенной стоимости или иной информации, если такая информация послужила основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или за занижение их размера (статьи 38, 61, 105, п.п. 4 п. 1 ст. 106, п. 1 ст. 54, ст. 56, п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС) [2].

При применении данной нормы судам необходимо учитывать, что случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, явились следствием неполного указания декларантом сведений о товарах в таможенной декларации, также подпадают под ее действие.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, товарным кодом в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС является информация о товаре, полученная из основных сведений о нем. Если декларант в таможенной декларации заявляет полные, достоверные сведения о товарах, но не соответствующих коду ТН ВЭД ЕАЭС, то в соответствии с п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, либо в соответствии с п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС отказывает в выпуске товаров, либо в соответствии со ст. 268 ТК ЕАЭС принимает меры по довзыска-нию таможенных пошлин, налогов со стороны декларанта (т. е. данное событие не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ) [5].

Есть несколько критериев, по которым можно отличить недекларирование от недостоверного декларирования. Так, в ходе проведения таможенного контроля проверяются характер заявляемых в таможенной декларации сведений о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу (в рамках таможенного досмотра / осмотра товаров) для установления факта недекларирования сведений о товаре, представленного таможенному органу.

Решением Пленума Верховного суда Российской Федерации правонарушение квалифицируется в качестве недекларирования, если в таможенный орган не заявляется:

- весь товар;

- часть однородного товара: например, при декларировании в таможенной декларации заявлялось 20 мониторов определенного размера, при таможенном досмотре обнаружено 40 мониторов, т. е. 20 мониторов не задекларировано;

- при декларировании партии товаров, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации содержится информация только об одном товаре, а информация о другом не декларируется (когда декларируются мониторы для компьютеров, но помимо них при досмотре обнаруживаются системные блоки -недекларирование системных блоков).

На практике возможны комбинации этих вариантов, которые требуют полной юридической оценки в отношении каждого конкретного товара, поскольку при определенных условиях указанные выше случаи могут подпадать под действие ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, что касается рассматриваемого проблемного вопроса.

Также Пленум Верховного суда РФ к недекларированию относит ситуацию, «когда к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. Если товар полностью задекларирован в части количественных характеристик, но заявлены ложные

сведения о качественных характеристиках, не соответствующие действительности, то ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ» [4].

Из приведенных выше разъяснений Верховного суда не совсем ясны критерии классификации товара как отличного от заявленного при заявлении в таможенной декларации полных количественных характеристик. Также не совсем понятно определение качественных характеристик товара для квалификации административного правонарушения в качестве недостоверного декларирования. В связи с этим существует неоднозначная судебная практика.

В декларации на товары должны быть указаны следующие сведения: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС; код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и иные сведения [10]. Полнота и достоверность сведений, указанных в графе 31 ДТ, имеет исключительное значение для эффективного проведения таможенного контроля, а в случае административного правонарушения - для правильного установления предмета доказывания в соответствии с рассматриваемым составом [6].

Заявленные сведения о товаре используются таможенными органами для идентификации товара с целью отличить его от конкурирующих товарных позиций и классификации товаров по ТН ВЭД, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам с использованием Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД). При этом следует учитывать, что таможенные органы классифицируют конкретный товар исходя из структуры ТН ВЭД и тех идентификационных признаков, на основе которых декларируемые товары систематизируются в отдельные группы. К данным характеристикам относятся: материал изготовления (тип сырья), химический состав, структура, назначение, применение, конструкция, технология изготовления, вид отделки, степень обработки и т. д.

При идентификации и классификации товаров необходимо помнить, что в большинстве случаев толкование слов, определений, терминов, имеющихся в ТН ВЭД ЕАЭС, не всегда и не обязательно соответствуют их общепризнанным понятиям и значениям, существующим в технических регламентах, ГОСТах, соответственно, не всегда применимы в номенклатуре [1].

Таможенный орган, руководствуясь положением о возможности классификации товара на уровне четырех знаков кода товарной позиции ТН ВЭД, зачастую классифицирует товары из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки (п. 3 ст. 20 ТК ЕАЭС) [10].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что критериями разграничения фактически представленного таможенному органу товара от заявленного является наименование товаров, рассматриваемое в единстве с идентифицирующими признаками для отнесения товара к товарной позиции (уровень первых четырех знаков кода) в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по ОПИ ТН ВЭД. Необходимо учитывать, что данный вывод не является правилом.

В то же время к качественным характеристикам товаров также относят первичные или природные свойства товаров, общественные свойства (стоимость, происхождение и др.), что в отдельных случаях при заявлении недостоверных сведений,

влияющих на таможенную стоимость и уплату таможенных платежей, позволяет квалифицировать административное правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

С одной стороны, недостоверные сведения о наименовании товара рассматриваются как другой товар, что свидетельствует о наличии события по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, с другой стороны, это товар, о котором заявлены недостоверные сведения о качественных характеристиках - ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В каждом случае суды ссылаются на обоснованные позиции относительно квалификации деяния в качестве декларирования другого товара:

- если обществом задекларирован товар с указанием сведений о его наименовании и количестве в соответствии с условиями внешнеторгового контракта и товаросопроводительными документами, деяние лица не может быть квалифицировано как декларирование иного товара (недекларирование) [7];

- квалификация административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ при заявлении недостоверных сведений лишь о качественных характеристиках товара при правильном заявлении его количественных характеристик возможно в том случае, «если товар изначально задекларирован применительно к порядку, предусмотренному таможенным законодательством, а не указанием в таможенной декларации лишь его количества при заявлении сведений о другом товаре» [8].

Трудности квалификации правонарушения возникают и в случаях, когда количество по общему наименованию задекларированного товара является одинаковым, а при проведении таможенного контроля установлена пересортица (расхождение в количестве товара / грузовых мест, весе, маркировке / отсутствие маркировки).

В связи с вышеизложенным, предлагается в качестве решения проблемы разграничения составов административных правонарушений по частям 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ внести изменения в формулировку п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18, в части, когда «к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но заявлены не соответствующие действительности недостоверные сведения о качественных характеристиках, то тогда для квалификации правонарушения применяется ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера».

Такая формулировка создает неоднозначное понимание применения правовой нормы при квалификации состава административного правонарушения, что, в свою очередь, приводит к прекращению производства по делу об АП и освобождению от ответственности субъекта административного правонарушения. Также неправильная квалификация состава административного правонарушения таможенным органом приводит к нарушению прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, выражаемому в размере иных штрафов и санкций, а также к увеличению дополнительных расходов (нарушение сроков поставок, судебные издержки и т. д.).

Стоит отметить, что в научном сообществе предлагались и другие решения этой проблемы. Было предложено: объединить части 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ; внести изменения в ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, а от применения части 1 полностью отказаться. Эти подходы не получили поддержки законодателя. В качестве другого

решения предлагается либерализация ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ путем внесения изменений в статью в соответствии с проектом КоАП РФ.

Недекларирование товаров законодатель рассматривает в качестве правонарушения, имеющего существенно большую общественную опасность для сферы таможенного регулирования. Такой подход выражается в размере санкций, установленных настоящими кодексом. В этом случае состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, носит формальный характер, при этом ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ возникает только при условии, что недостоверное декларирование товаров привело к неблагоприятным последствиям -неуплате таможенных платежей.

30 января 2020 г. Минюст России опубликовал на своем сайте для публичного обсуждения проекты КоАП РФ и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3]. С учетом замечаний, полученных в ходе публичного обсуждения, Минюст России разработал другие варианты данных кодексов, которые также были опубликованы на официальном сайте ведомства (таблица). Эти законопроекты в Государственную думу РФ на рассмотрение не вносились.

Сравнение проекта КоАП РФ и действующего КоАП РФ [11]

Действующая редакция КоАП РФ Проект КоАП РФ

ч. 1 ст. 16.2 Недекларирование товаров влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до двухкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб. ч. 1 ст. 32.2 Недекларирование влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.; на ИП и юр. лиц - от 20 до 50 тыс. руб.

ч. 2 ст. 32.2 Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, если такое недекларирование послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов - влечет наложение штрафа на ИП и юридических лиц в размере от 1/5 до 1/2 размера стоимости товара, но не менее 1 тыс. руб., с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.

Как представлено в таблице, в проекте КоАП РФ, в отличие от действующей редакции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривает различную ответственность за недекларирование товаров в случае, если это не послужило (не могло послужить) основанием для неуплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 1 ст. 32.2 проекта КоАП РФ), а также в случае наступления таких негативных последствий (ч. 2 ст. 32.2 проекта КоАП РФ).

Таким образом, было определено, что критерием отличия фактически представленных в таможенный орган товара от заявленного является наименование товара, рассматриваемое в единстве с идентифицирующими признаками для отнесения товара к товарной позиции (уровень первых четырех знаков кода) в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по ОПИ ТН ВЭД. Однако для определения факта недекларирования сведений о товаре необходима полная правовая оценка ситуаций

применительно к каждому товару, так как при определенных условиях состав может быть квалифицирован как по ч. 1, так и по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Для исключения правовых коллизий касаемо разграничения составов административных нарушений по ч.1 и ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ рекомендуется внести изменения в формулировку п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18.

Также в качестве рекомендаций по совершенствованию и либерализации административного законодательства предлагается: внести изменения в КоАП РФ в части разграничения состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ на формальный и материальный в зависимости от наступления негативных последствий в случае недекларирования товаров, а также применения санкций, соразмерных правонарушению.

Список литературы

1. Классификация товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/departament/KlassPoTNVED_TS/ Pages/default.aspx (дата обращения: 01.05.2021).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 №-195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Недекларирование или недостоверное декларирование: разграничение составов административных правонарушений по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Мнение эксперта. // Сайт «Альта-софт». URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/67651/ (дата обращения: 18.04.2021).

4. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 25.06.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

5. О некоторых вопросах применения таможенного законодательства: постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 (ред. от 12.05.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

6. О форме декларации на товары и порядке ее заполнения (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары»): решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 17.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2017 № 307-АД17-8737 по делу № А56-23725/2014. URL: http://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).

8. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу № А66-8247/2011. URL: http://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).

9. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 29.05.2014 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Проект Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059 (дата обращения: 29.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.