Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА)'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ / INACCURATE INFORMATION / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / OBJECTIVE SIDE / ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ / THE DESCRIPTION OF GOODS / КОД ТН ВЭД / CODE OF THE COMMODITY NOMENCLATURE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ДОКАЗЫВАНИЕ / PROOF / ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ / SUBJECT OF PROOF / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Севостьянова Екатерина Владимировна

Статья посвящена отдельным аспектам установления в процессе доказывания объективной стороны административного правонарушения по недостоверному декларированию товаров (сведения об описании товаров и классификационном коде единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД)). Приведены аргументы, доказывающие необходимость введения понятия «описание товаров в таможенных целях» и закрепления термина, его номинируещего, в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза, а также законодательного установления взаимосвязи описания товаров и кода ТН ВЭД как единого объекта регулирования по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Севостьянова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALIFICATION ISSUES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES UNDER ARTICLE 16.2, PARAGRAPH 2 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION (OBJECTIVE SIDE)

The article deals with the certain aspects of determining the administrative offence of inaccurate declaration of goods in the proof process of the objective side (the inaccurate information about goods description and the classification code of the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union). The article proves the necessity to introduce the concept “goods description for customs purposes” and securing of the concept in the Customs Code of the Customs Union. The author explains the need to codify the interlinkage between the goods description and the code of the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity as a unified object of regulation under article 16.2, paragraph 2 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА)»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

Е. В. Севостьянова

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА)

Статья посвящена отдельным аспектам установления в процессе доказывания объективной стороны административного правонарушения по недостоверному декларированию товаров (сведения об описании товаров и классификационном коде единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД)). Приведены аргументы, доказывающие необходимость введения понятия «описание товаров в таможенных целях» и закрепления термина, его номини-руещего, в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза, а также законодательного установления взаимосвязи описания товаров и кода ТН ВЭД как единого объекта регулирования по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение; недостоверные сведения; объективная сторона; описание товаров; код ТН ВЭД; доказывание; предмет доказывания; административная ответственность.

Таможенная деятельность многогранна и затрагивает различные правоотношения, которые связаны с гражданским, административным и другими отраслями права [1]. В данной статье будет затронут административный аспект таможенной деятельности, а именно проблемные вопросы квалификации административных правонарушений за недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии со ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Среди нарушений таможенных правил, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, указанное правонарушение является одним из самых распространенных [2].

Необходимость установления признаков состава правонарушения прямо предусмотрена законодателем в ст. 24.5 КоАП РФ, где данные сведения могут рассматриваться как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в случае их отсутствия. При этом с учетом правоприменительной деятельности таможенных органов объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является наиболее оспоримым из элементов состава правонарушения как в досудебном, так и в судебном порядке. Одна из главных причин возникновения таких споров -неверная либо неточная квалификация рассматриваемого правонарушения по

объективной стороне. В связи с этим можно выделить проблемные аспекты, влияющие на правильность квалификации административных правонарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

1. Сведения об описании товара, которые заявляются декларантом либо таможенным представителем в графе 31 декларации на товары (ДТ), являются достаточным основанием как для идентификации и классификации товара для таможенных целей, так и для установления правильности выбранной ставки таможенных пошлин и налогов. При этом именно отсутствие понятия «описание товаров в таможенных целях» в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) влечет возникновение существенных разногласий между декларантом либо таможенным представителем, с одной стороны, и таможенными органами - с другой, по вопросу достаточности и полноты сведений, указанных в ДТ.

2. Неточность юридической интерпретации объекта правового регулирования по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ неизбежно приводит к увеличению количества судебных разбирательств по вопросу оспаривания постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности за внесение в ДТ недостоверных сведений о классификационном коде товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). Такие споры, в первую очередь, возникают в случаях несовпадения решения таможенных органов о классификации товара и предоставленных сведений об описании товара. Однако необходимо учитывать, что правоприменителем описание товара и его классификационный код рассматриваются как первичная и производная информация о декларируемом товаре. Это свидетельствует об объективной необходимости закрепления взаимосвязи описания товаров и кода ТН ВЭД как единого объекта регулирования по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Сведения об описании товаров в соответствии с п. 2 ст. 181 ТК ТС [3] являются неотъемлемой частью ДТ. Полнота и достоверность сведений, которые указываются в графе 31 ДТ, имеет исключительное значение для эффективного проведения таможенного контроля, а в случае выявления административного правонарушения - для правильного установления предмета доказывания по рассматриваемому составу.

Подробное содержание сведений, которые необходимо указать в данной графе, уточняется в п. 29 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 257 [4]. К таким сведениям относятся:

- наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;

- сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров.

Также данная инструкция включает приложение о перечнях сведений, указываемых в отношении отдельных категорий декларируемых товаров для упрощения их идентификации и классификации таможенными органами. Например, при декларировании радионавигационной аппаратуры дополнительно указывается

Е. В. Севостьянова

идентификационный номер (серийный заводской номер) либо информация об отсутствии такого номера.

Дополнительно иные требования к описанию отдельных категорий товаров могут устанавливаться решением Евразийской экономической комиссии и (или) законодательством государства - члена Союза. В случае если указываемый товар не внесен ни в один из списков контролируемых товаров, то на него распространяется требование об указании в обязательном порядке сведений о его характеристиках и (или) области применения. Это подтверждается позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2014 № Ф03-4295/2014 по делу № А51-383/2014.

Более того, информацию о необходимых сведениях можно уточнить в документах, утвержденных Решением КТС от 20.09.2010 № 378 [5] в п. 5 приложения № 8 «Классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании», на основании которых будет заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД. К таким документам относятся: предварительное решение таможенного органа о классификации товара, решение о классификации товара в несобранном или разобранном виде и иные документы.

Важно отметить, что сведения, указанные в графе 31 ДТ, используются таможенными органами как для идентификации товара в целях отличия его от конкурирующих товарных позиций и установления его принадлежности к определенной однородной группировке в ТН ВЭД [6], так и для дальнейшей классификации товара по ТН ВЭД, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам с использованием Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).

При этом необходимо учитывать, что таможенные органы классифицируют конкретный товар, исходя из структуры ТН ВЭД и тех идентификационных признаков, на основе которых декларируемые товары систематизируются в отдельные группы. К таким признакам относятся:

- материально-вещественные свойства товара (материал изготовления, природа происхождения, глубина переработки, химический состав и др.);

- потребительские свойства товара (назначение, безопасность, эргономич-ность, эстетичность и др.), обусловливающие его полезность и способность удовлетворять какую-либо конкретную потребность.

Совокупность этих свойств позволяет присвоить декларируемому товару полный десятизначный код в соответствии с ТН ВЭД для последующего применения мер государственного регулирования.

На данный момент ввиду наличия большого количества нормативных правовых актов, определяющих перечень сведений, которые должны быть внесены в графу 31 ДТ, и сложившейся правоприменительной практики считается необходимым дополнить ст. 4 ТК ТС термином «описание товаров в таможенных целях» со следующей дефиницией:

«Описание товаров в таможенных целях - это заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товара достоверных сведений об идентификационных признаках товара, позволяющих идентифицировать и классифицировать товар в таможенных целях».

Так, декларант или таможенный представитель при заявлении сведений о декларируемом товаре в графе 31 ДТ должен учитывать не только положения

нормативных правовых актов о порядке декларирования товара и заявляемых сведениях, но и структуру ТН ВЭД (идентификационные признаки товарных групп). При этом достоверность и полнота таких сведений в большей степени зависят от профессионализма и опыта указанных субъектов. Зачастую возникают ситуации, когда по мнению декларанта либо таможенного представителя ими указываются полные и достоверные сведения, а при классификации товаров таможенными органами выясняется, что данных сведений недостаточно.

В качестве примера можно рассмотреть постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 № 15АП-3583/2016. Декларантом при описании товара в графе 31 спорной ДТ не было указано, что ввозимые прокладки женские гигиенические впитывающие супертонкие «BELLA» на целлюлозно-бумажной основе состоят в том числе из абсорбирующего слоя, компоненты которого являются главным критерием в отнесении товара к определенной субпозиции. Следовательно, приведенное декларантом в графе 31 ДТ описание товара нельзя признать полным, что в совокупности с недостоверным заявлением кода ТН ВЭД влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Однако в практике арбитражных судов прослеживаются также иные позиции. Суд остается на стороне декларанта либо таможенного представителя, когда с учетом всестороннего исследования доказательств приходит к выводу, что описание, заявленное в графе 31, является полным и несогласие таможенного органа с выбранным кодом ТН ВЭД связано лишь с неправильным применением ОПИ ТН ВЭД.

Так, например, обратимся к постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.03.2016 № Ф03-6196/2015. Общество применило правило 3б интерпретации, учитывая материал абсорбирующего слоя подгузника, а таможня исходила из того, что абсорбирующий слой подгузников изготовлен из различных материалов, и применила правило 3в. В связи с этим изменилась ставка НДС с 10 до 18%. Суд установил, что таможня не предоставила данных, свидетельствующих о недостоверном описании обществом ввезенных товаров, поскольку сведения, заявленные в графе 31 ДТ, были указаны им в соответствии с товаросопроводительными документами и фактическими характеристиками товара.

Такая практика соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ), изложенной в п. 9 постановления от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» [7]: указание декларантом или его представителем в ДТ неверного кода по ТН ВЭД, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Одной из причин установления такой императивной нормы является наличие у таможенных органов предусмотренной ст. 52 ТК ТС обязанности самостоятельного осуществления классификации товаров в случае выявления неверного классификационного кода.

В соответствии с решением о классификации товара таможенными органами устанавливается новый код ТН ВЭД, который либо снижает выбранную ставку таможенных пошлин и налогов, либо, наоборот, повышает ее. При этом необходимо учитывать, как изменяется описание товара и насколько оно соотносится с указанным в графе 31 ДТ:

Е. В. севостьянова

- если описание товара, заявленное в графе 31 ДТ и в решении о классификации, соответствует, а подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги по вновь выбранному коду выше указанных в ДТ, то таможенными органами будут предприняты меры по получению доначисленной суммы без образования состава правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ;

- если описание товара, заявленное в графе 31 ДТ и в решении о классификации, не соответствует, а подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги по вновь выбранному коду выше указанных в ДТ, то это свидетельствует о том, что данные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты пошлин, налогов или для занижения их размера, что в совокупности с заявлением недостоверных сведений о коде ТН ВЭД является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2016 по делу № А56-47672/2015).

Таким образом, заявление недостоверных сведений о коде товара по ТН ВЭД, если остальные характеристики товара, в частности описание в соответствии с графой 31 ДТ, в той или иной степени соответствуют действительности, не рассматривается в качестве квалифицирующего признака объективной стороны правонарушения, что свидетельствует о том, что мотив указания такого кода также не учитывается при определении субъективной стороны данного состава [8].

Следовательно, недостоверные сведения о классификационном коде товара по ТН ВЭД не могут рассматриваться как отдельный объект правового регулирования ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Их следует рассматривать только в совокупности с заявлением недостоверных сведений об описании товара, что подтверждается как обширной судебной практикой, так и правовыми позициями Пленума ВАС РФ.

В связи с этим в целях правильной квалификации административных правонарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ необходимо изложить данный пункт в следующей редакции:

«Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании в совокупности с классификационным кодом по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза...».

Тем самым законодательное закрепление взаимосвязи описания товара и кода ТН ВЭД, как первичное и вторичное, позволит, на наш взгляд, четко разграничить объекты правового регулирования и исключить возможность неправильного толкования фабулы данной статьи участниками ВЭД.

Подводя итог проведенного исследования, можно отметить, что деяния, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, достаточно много-плановы в силу специфики объекта регулирования таможенных правоотношений. В связи с этим выявление и своевременное решение рассмотренных выше проблемных вопросов, связанных с отдельными элементами объективной стороны данного правонарушения, на наш взгляд, позволят повысить эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов как в борьбе с нарушениями таможенных правил, так и при административном расследовании недостоверного декларирования товаров.

Использованные источники

1. Кожуханов Н. М. Теоретические основы административно-правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности: монография / Российский новый ун-т, Воскресенский филиал. Воскресенск: Воскресенский филиал РосНОУ, 2014. 176 с.

2. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2013-2015 годы).

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Андреева Е. И. Методологические основы идентификации и классификации товаров в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 32-37.

7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2014. № 1.

8. Сидоров Е. И. Квалификация административных правонарушений, связанных с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 1. С. 1-14.

А. С. Абрамов

МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, связанные с наличием промежуточных операций, проводимых в отношении товаров до их помещения под заявленную декларантом таможенную процедуру. Построение данных операций основано на принципе модульности, что приводит к необходимости дублирования ряда действий, оказывающих негативное влияние на скорость совершения таможенных операций. Предложены механизмы снижения временных издержек.

Ключевые слова: сообщение о прибытии товаров; таможенная процедура; таможенная процедура таможенного транзита; «дорожная карта»; программный продукт.

Скорость совершения таможенных операций является одним из основных показателей эффективности деятельности таможенных органов. Быстрые и «прозрачные» таможенные процедуры способствуют снижению издержек участников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.