ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
Е. В. Севостьянова
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА)
Статья посвящена отдельным аспектам установления в процессе доказывания объективной стороны административного правонарушения по недостоверному декларированию товаров (сведения об описании товаров и классификационном коде единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД)). Приведены аргументы, доказывающие необходимость введения понятия «описание товаров в таможенных целях» и закрепления термина, его номини-руещего, в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза, а также законодательного установления взаимосвязи описания товаров и кода ТН ВЭД как единого объекта регулирования по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административное правонарушение; недостоверные сведения; объективная сторона; описание товаров; код ТН ВЭД; доказывание; предмет доказывания; административная ответственность.
Таможенная деятельность многогранна и затрагивает различные правоотношения, которые связаны с гражданским, административным и другими отраслями права [1]. В данной статье будет затронут административный аспект таможенной деятельности, а именно проблемные вопросы квалификации административных правонарушений за недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии со ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Среди нарушений таможенных правил, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, указанное правонарушение является одним из самых распространенных [2].
Необходимость установления признаков состава правонарушения прямо предусмотрена законодателем в ст. 24.5 КоАП РФ, где данные сведения могут рассматриваться как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в случае их отсутствия. При этом с учетом правоприменительной деятельности таможенных органов объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является наиболее оспоримым из элементов состава правонарушения как в досудебном, так и в судебном порядке. Одна из главных причин возникновения таких споров -неверная либо неточная квалификация рассматриваемого правонарушения по
объективной стороне. В связи с этим можно выделить проблемные аспекты, влияющие на правильность квалификации административных правонарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
1. Сведения об описании товара, которые заявляются декларантом либо таможенным представителем в графе 31 декларации на товары (ДТ), являются достаточным основанием как для идентификации и классификации товара для таможенных целей, так и для установления правильности выбранной ставки таможенных пошлин и налогов. При этом именно отсутствие понятия «описание товаров в таможенных целях» в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) влечет возникновение существенных разногласий между декларантом либо таможенным представителем, с одной стороны, и таможенными органами - с другой, по вопросу достаточности и полноты сведений, указанных в ДТ.
2. Неточность юридической интерпретации объекта правового регулирования по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ неизбежно приводит к увеличению количества судебных разбирательств по вопросу оспаривания постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности за внесение в ДТ недостоверных сведений о классификационном коде товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). Такие споры, в первую очередь, возникают в случаях несовпадения решения таможенных органов о классификации товара и предоставленных сведений об описании товара. Однако необходимо учитывать, что правоприменителем описание товара и его классификационный код рассматриваются как первичная и производная информация о декларируемом товаре. Это свидетельствует об объективной необходимости закрепления взаимосвязи описания товаров и кода ТН ВЭД как единого объекта регулирования по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Сведения об описании товаров в соответствии с п. 2 ст. 181 ТК ТС [3] являются неотъемлемой частью ДТ. Полнота и достоверность сведений, которые указываются в графе 31 ДТ, имеет исключительное значение для эффективного проведения таможенного контроля, а в случае выявления административного правонарушения - для правильного установления предмета доказывания по рассматриваемому составу.
Подробное содержание сведений, которые необходимо указать в данной графе, уточняется в п. 29 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 257 [4]. К таким сведениям относятся:
- наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;
- сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров.
Также данная инструкция включает приложение о перечнях сведений, указываемых в отношении отдельных категорий декларируемых товаров для упрощения их идентификации и классификации таможенными органами. Например, при декларировании радионавигационной аппаратуры дополнительно указывается
Е. В. Севостьянова
идентификационный номер (серийный заводской номер) либо информация об отсутствии такого номера.
Дополнительно иные требования к описанию отдельных категорий товаров могут устанавливаться решением Евразийской экономической комиссии и (или) законодательством государства - члена Союза. В случае если указываемый товар не внесен ни в один из списков контролируемых товаров, то на него распространяется требование об указании в обязательном порядке сведений о его характеристиках и (или) области применения. Это подтверждается позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2014 № Ф03-4295/2014 по делу № А51-383/2014.
Более того, информацию о необходимых сведениях можно уточнить в документах, утвержденных Решением КТС от 20.09.2010 № 378 [5] в п. 5 приложения № 8 «Классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании», на основании которых будет заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД. К таким документам относятся: предварительное решение таможенного органа о классификации товара, решение о классификации товара в несобранном или разобранном виде и иные документы.
Важно отметить, что сведения, указанные в графе 31 ДТ, используются таможенными органами как для идентификации товара в целях отличия его от конкурирующих товарных позиций и установления его принадлежности к определенной однородной группировке в ТН ВЭД [6], так и для дальнейшей классификации товара по ТН ВЭД, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам с использованием Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
При этом необходимо учитывать, что таможенные органы классифицируют конкретный товар, исходя из структуры ТН ВЭД и тех идентификационных признаков, на основе которых декларируемые товары систематизируются в отдельные группы. К таким признакам относятся:
- материально-вещественные свойства товара (материал изготовления, природа происхождения, глубина переработки, химический состав и др.);
- потребительские свойства товара (назначение, безопасность, эргономич-ность, эстетичность и др.), обусловливающие его полезность и способность удовлетворять какую-либо конкретную потребность.
Совокупность этих свойств позволяет присвоить декларируемому товару полный десятизначный код в соответствии с ТН ВЭД для последующего применения мер государственного регулирования.
На данный момент ввиду наличия большого количества нормативных правовых актов, определяющих перечень сведений, которые должны быть внесены в графу 31 ДТ, и сложившейся правоприменительной практики считается необходимым дополнить ст. 4 ТК ТС термином «описание товаров в таможенных целях» со следующей дефиницией:
«Описание товаров в таможенных целях - это заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товара достоверных сведений об идентификационных признаках товара, позволяющих идентифицировать и классифицировать товар в таможенных целях».
Так, декларант или таможенный представитель при заявлении сведений о декларируемом товаре в графе 31 ДТ должен учитывать не только положения
нормативных правовых актов о порядке декларирования товара и заявляемых сведениях, но и структуру ТН ВЭД (идентификационные признаки товарных групп). При этом достоверность и полнота таких сведений в большей степени зависят от профессионализма и опыта указанных субъектов. Зачастую возникают ситуации, когда по мнению декларанта либо таможенного представителя ими указываются полные и достоверные сведения, а при классификации товаров таможенными органами выясняется, что данных сведений недостаточно.
В качестве примера можно рассмотреть постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 № 15АП-3583/2016. Декларантом при описании товара в графе 31 спорной ДТ не было указано, что ввозимые прокладки женские гигиенические впитывающие супертонкие «BELLA» на целлюлозно-бумажной основе состоят в том числе из абсорбирующего слоя, компоненты которого являются главным критерием в отнесении товара к определенной субпозиции. Следовательно, приведенное декларантом в графе 31 ДТ описание товара нельзя признать полным, что в совокупности с недостоверным заявлением кода ТН ВЭД влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Однако в практике арбитражных судов прослеживаются также иные позиции. Суд остается на стороне декларанта либо таможенного представителя, когда с учетом всестороннего исследования доказательств приходит к выводу, что описание, заявленное в графе 31, является полным и несогласие таможенного органа с выбранным кодом ТН ВЭД связано лишь с неправильным применением ОПИ ТН ВЭД.
Так, например, обратимся к постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.03.2016 № Ф03-6196/2015. Общество применило правило 3б интерпретации, учитывая материал абсорбирующего слоя подгузника, а таможня исходила из того, что абсорбирующий слой подгузников изготовлен из различных материалов, и применила правило 3в. В связи с этим изменилась ставка НДС с 10 до 18%. Суд установил, что таможня не предоставила данных, свидетельствующих о недостоверном описании обществом ввезенных товаров, поскольку сведения, заявленные в графе 31 ДТ, были указаны им в соответствии с товаросопроводительными документами и фактическими характеристиками товара.
Такая практика соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ), изложенной в п. 9 постановления от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» [7]: указание декларантом или его представителем в ДТ неверного кода по ТН ВЭД, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Одной из причин установления такой императивной нормы является наличие у таможенных органов предусмотренной ст. 52 ТК ТС обязанности самостоятельного осуществления классификации товаров в случае выявления неверного классификационного кода.
В соответствии с решением о классификации товара таможенными органами устанавливается новый код ТН ВЭД, который либо снижает выбранную ставку таможенных пошлин и налогов, либо, наоборот, повышает ее. При этом необходимо учитывать, как изменяется описание товара и насколько оно соотносится с указанным в графе 31 ДТ:
Е. В. севостьянова
- если описание товара, заявленное в графе 31 ДТ и в решении о классификации, соответствует, а подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги по вновь выбранному коду выше указанных в ДТ, то таможенными органами будут предприняты меры по получению доначисленной суммы без образования состава правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ;
- если описание товара, заявленное в графе 31 ДТ и в решении о классификации, не соответствует, а подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги по вновь выбранному коду выше указанных в ДТ, то это свидетельствует о том, что данные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты пошлин, налогов или для занижения их размера, что в совокупности с заявлением недостоверных сведений о коде ТН ВЭД является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2016 по делу № А56-47672/2015).
Таким образом, заявление недостоверных сведений о коде товара по ТН ВЭД, если остальные характеристики товара, в частности описание в соответствии с графой 31 ДТ, в той или иной степени соответствуют действительности, не рассматривается в качестве квалифицирующего признака объективной стороны правонарушения, что свидетельствует о том, что мотив указания такого кода также не учитывается при определении субъективной стороны данного состава [8].
Следовательно, недостоверные сведения о классификационном коде товара по ТН ВЭД не могут рассматриваться как отдельный объект правового регулирования ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Их следует рассматривать только в совокупности с заявлением недостоверных сведений об описании товара, что подтверждается как обширной судебной практикой, так и правовыми позициями Пленума ВАС РФ.
В связи с этим в целях правильной квалификации административных правонарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ необходимо изложить данный пункт в следующей редакции:
«Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании в совокупности с классификационным кодом по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза...».
Тем самым законодательное закрепление взаимосвязи описания товара и кода ТН ВЭД, как первичное и вторичное, позволит, на наш взгляд, четко разграничить объекты правового регулирования и исключить возможность неправильного толкования фабулы данной статьи участниками ВЭД.
Подводя итог проведенного исследования, можно отметить, что деяния, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, достаточно много-плановы в силу специфики объекта регулирования таможенных правоотношений. В связи с этим выявление и своевременное решение рассмотренных выше проблемных вопросов, связанных с отдельными элементами объективной стороны данного правонарушения, на наш взгляд, позволят повысить эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов как в борьбе с нарушениями таможенных правил, так и при административном расследовании недостоверного декларирования товаров.
Использованные источники
1. Кожуханов Н. М. Теоретические основы административно-правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности: монография / Российский новый ун-т, Воскресенский филиал. Воскресенск: Воскресенский филиал РосНОУ, 2014. 176 с.
2. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2013-2015 годы).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Андреева Е. И. Методологические основы идентификации и классификации товаров в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 32-37.
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2014. № 1.
8. Сидоров Е. И. Квалификация административных правонарушений, связанных с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 1. С. 1-14.
А. С. Абрамов
МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, связанные с наличием промежуточных операций, проводимых в отношении товаров до их помещения под заявленную декларантом таможенную процедуру. Построение данных операций основано на принципе модульности, что приводит к необходимости дублирования ряда действий, оказывающих негативное влияние на скорость совершения таможенных операций. Предложены механизмы снижения временных издержек.
Ключевые слова: сообщение о прибытии товаров; таможенная процедура; таможенная процедура таможенного транзита; «дорожная карта»; программный продукт.
Скорость совершения таможенных операций является одним из основных показателей эффективности деятельности таможенных органов. Быстрые и «прозрачные» таможенные процедуры способствуют снижению издержек участников