Sciences of Europe # 27, (2018)
11
ПРОБЛЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ
Есалиев А.А.
Тотикова Г.А.
Медетбекова Н.Н.
Турсынбаева А.З.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова
Шымкент
PROBLEMS OF CRITERIA-BASED ASSESSMENT FORM SPATIAL REPRESENTATIONS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS
IN TEACHING MATHEMATICS
Yessaliyev A.A.
Totikova G.A.
Medetbekova N.N.
Tursynbaeva A.Z.
М.Auezov South Kazakhstan state university
Shymkent
АННОТАЦИЯ
Процесс оценивания, учебных достижений учащимися овладения пространственными представлениями и наличие пространственного воображения, являющихся одним из основных критериев образованности учащегося в области математики. Критериальное оценивание достигается четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся начальной школы. Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, обсуждением и сравнением оценок. Данная система оценивания позволяет ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения.
ABSTRACT
The process of assessment, educational achievements of students mastering spatial representations and the presence of spatial imagination are one of the main criteria for the student's knowledge in the field of mathematics. Criteria-based assessment is achieved by clearly defined, collectively worked out criteria, known in advance to all participants of the educational process, corresponding to the formation of the educational-cognitive competence of primary school students. The objectivity of the marks at criteria-based assessment is confirmed with descriptors, in the creation of which students participate, discuss and compare marks. This assessment system allows the student to become active not only in the learning process, but also in assessing the results of his learning.
Ключевые слова: Критериальное оценивание, пространственное представление, математика, начальные классы
Keywords: Criteria-based assessment, spatial representation, mathematics, primary classes
Глобальная реформа в сфере образования проводимая в Республике Казахстан ориентирована на интенсификацию процесса обучения, увеличением информационной нагрузки на учащихся. Модернизация образовательных технологий требует новых авторских вложений, педагогических инноваций. Появляются новые формы психолого-педагогических, технологических подходов применяемые в педагогическом процессе [1, с. 98]. В процессе прогрессивного подхода к развитию педагогического образования в Республике вносится качественное изменение в системе оценивания знаний. Критериальное оценивание опирающийся на концепцию компетентностного подхода является личностно-ориентированным.
Изучив научную литературу отечественных и зарубежных исследователей по проблеме критериального оценивания формирования пространственных представлений у учащихся начальных классов при обучении математике, ознакомившись с отечественным и зарубежным опытом, наблюдая за учебным процессом в средних общеобразовательных учебных заведениях города Шымкент № 65 и СШ № 105 с. Коныртобе Сарыагашского района столкнулись с рядом проблем:
• потребностью учащегося в объективной системе оценивания учебных достижений - критериальной системой оценивания, в логике компе-тентностного подхода;
• отсутствием технологии критериального
22_
оценивания формирования пространственных представлений у учащихся, способствующей формированию учебно-познавательной компетентности;
• отсутствием научно-обоснованной модели технологии критериального оценивания учебных достижений;
• Отсутствием инструктивно-методической
базы
На наш взгляд несомненная актуальность данной проблемы её недостаточное научное обоснование, теоретическая и практическая разработанность.
От введения качественно новых образовательных технологий зависит достижение поставленных целей и задач, разностороннее развитие личности, умение ориентироваться в окружающей среде. Приоритетной задачей педагогики является развитие логической составляющей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, поэтому акцентировать развитие образного мышления, в частности пространственного мышления и пространственного представления необходимо в этом возрасте.
Развитие пространственного представления в раннем школьном возрасте является основой развития конструктивно-технических способностей и ориентации в пространстве [2, 8, с.183]. Формирование представлений об окружающем мире ребенка, накопления опыта общения с окружающими, приобретение практических навыков и умений достигаются вследствие развивающего обучения через учебных дисциплин начальной школы, где пространственные представления необходимы для развития различных видов деятельности. Так И. С. Якиманская связывает развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрии, черчении, физики, химии, Н. И. Запорожец, И. Я. Лернер истории, Менчинская при обучению чтении и письму, Е. И. Игнатьев и В. С. Кузин связывают с рисованием [3, с.163].
Развитие пространственных представлений необходимых для жизнедеятельности человека изучены множественными учеными. Ю.Г.Божко, А.А.Михайлов исследовали необходимость пространственного представления на формирование творчества, целостной картины мира. Б.Г.Ананньев, А.Д.Ботвинников, Г.Д.Глейзер, Е.Н.Кабанова-Мел-лер на влияние к практической и интеллектуальной деятельности обучающихся. В работах ученых представлены вопросы влияния обучения на развитие познавательных процессов учащихся [4, 5, с.159] .
Познание и накопление информации об окружающем мире в процессе эмпирического опыта, использование информации в жизни представляет собой сложный физиологический и психологический процесс называемыми усвоением. Приобретение опыта представляется как процесс овладения различными дея-тельностями с механизмами переработки и структурирования информации в процессе ассоциативно-рефлекторного подхода и формирует определенный уровень развития познавательной сферы человека.
_# 27, (2018) | Sciences of Europe
По мнению Н.Д. Левитова в основе усвоения лежит множество компонентов, ступеней или фаз, является неоднородным процессом. Процесс усвоения состоит из приема, переработки, сохранения полученной информации и применения их решении новых задач.
Первый компонент, по его мнению, положительное отношение к учению, где внимание и интерес, по отношению к видам учебной работы и к учебному материалу, должны быть мотивированы;
Второй компонент состоит из наблюдательности учащихся, наглядность является лучшим средством усвоения. Предметная, изобразительная и другие виды наглядности влияют на процессы непосредственного познания действительности: ощущения и восприятие; (Левитов Н.Д., 1964, с. 178).
Самым главным психологическим компонент усвоения является третий компонент - это понимание, осмысливание, анализ, синтез, как процесс активной переработки материала, а также процесс запоминания и сохранения информации, использование мнемических а процессе деятельности. Причем запоминание материала должно предшествовать осмысливанию, то есть пониманию.
При решении учебных задач с помощью учителя у детей формируется познавательная деятельность. Процесс усвоения строится по внешним образцам, через словесные описания и представленном наглядно на дидактическом материале. Работа ученика основана на анализе и синтезе расчлененного материала на компоненты и в последующем их объединении. В создании связей с признаками других объектов, сравнение (абстрагирование и обобщение). Предметная и мысленная работа с дидактическим материалом, запоминание его содержания и последующее применение знаний на практике. Следовательно, основными звеньями усвоения учебного материала являются анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и формировании способов применения в практических ситуациях (Зинченко В.П., 2004).
Вдаваясь в историю развития самой системы оценивания видим, что она перетерпела значительные изменения. В разное время в зависимости от условий развития образования в различных странах складывались различные представления об оценке учебных достижений, формировались, свойственные тому времени, системы контроля и способы выставления оценок. Данное явление способствовало формированию общепедагогической концепции компетентностного подхода. Такой подход позволяет развитию личностно-ориентированного обучения учащихся, повышать научно-познавательную активность, интегрирует прогрессивные педагогические идеи, обучаться свободно без принуждения, возможности самостоятельной оценки своих достижений на основе установленных критериев.
Изучение зарубежными и отечественными исследователями систем оценивания знаний складывавшиеся многими веками позволило составить определенное представление. Каждая система формировалась в зависимости от потребности обще-
Sciences of Europe # 27, (2018)_
ства и времени и менялись при этом их формы, содержания, методы контроля. Так при оценке знаний и умений учащихся в древней античной цивилизации при всем объемном и разностороннем комплексном обучении и применении разнообразных методов обучения и воспитания оценка знаний проводилось стандартно тому времени в виде устного поощрения и телесного наказания [6, с. 25].
Современная система рейтингового контроля знаний берет свое начало из древневосточной системы образования. Образовательная система того времени складывалась из сложившейся социальной модели, места педагога и ученика, а текущий контроль и оценка знаний выполнялись среди учеников с целью выявления лучшего в виде состязаний.
Оценка знаний в средневековой Европе строилась в форме вопросов-ответов, так как являлась преемницей античной школы. В системе применялись традиционные формы и методы контроля знаний строящейся на умении защищать свою точку зрения [6, с. 26].
Форма оценки знаний Советского периода берет свои истоки от европейской педагогики XVI по XIX веков. В основе концепции образования советского периода лежат идеи и учения ученых того времени Д. Дидро, Я.А. Коменского, М. Монтень и др. Важнейшей частью образовательного учебного процесса стал текущий и итоговый контроли в виде экзаменов или «публичных актов», а стимулированием служила поощрения за успехи и общественное порицание [7, с. 12].
Регулярность контроля знаний и оценка учебных достижений на основе самоконтроля, ведения активных форм учений, гибкая рейтинговая система оценки лежат в основе многих образовательных систем мира. Основа такого подхода были заложены еще в XVIII веке в германской и английской образовательных моделях. В данной системе была трехбалльная система оценок, которая отмечалась в некоторой ограниченности полноценной оценки знаний. В предложенной И.Б. Базедовым во второй половине XVIII века, двенадцатибалльной шкале отметок также отмечались определенные недостатки, такие как отношения ученик-учитель вне сотрудничества, торг вокруг отметки, возможность ошибки в оценивании успехов учеников [10, с. 263].
Во второй четверти XIX на территории бывшего Казахского ханства во время правления султана Букея начинается широкое распространение школьного образования. В образовательной политике организации начальных школ при мечетях -мектебов огромный вклад внес Джангир хан. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию духовно-культурной жизни народа. Разрабатывается педагогическое положение и принципы организации школ для тюркоязычных народов.
Система народного образования дореволюционного Казахстана оставалась в структуре образовательной системы России. Система контроля и оценки знаний учащихся была германской моделью сформированной во времена Петровской реформы,
_13_
где основой был регулярный контроль и формализованная система оценки знаний [6, с. 18].
Педагогическая оценка знаний учащихся менялась от четырех до пятибалльной системе оценок, в последующем использованием критериальных оценок по настоящее время. Оценка знаний, в этот исторический период, чаще всего применялась исключительно в контексте принуждения к обучению, с целью воспитательного воздействия, подытоживания определенного этапа обучения. Проблему демократического значения контроля оценки знаний в системе образования в своих трудах отражали современные ученые [7, 9, 11, 12], которые рассматривали значение тестового контроля знаний, в том числе рейтингового контроля.
В зарубежных странах используются разные системы оценивания. В Голландии применяется десятибалльная система, во Франции и в Италии в начальной школе на экзаменах используется одиннадцатибалльная система. В школах Китая, Польши, Чехии и во многих школах США применяется пятибальная система [12, с. 15].
При всем широкомасштабном совершенствовании методов преподавания и формирования пространственного представления у учащихся актуальным остается вопрос поиска путей эффективной оценки уровня усвоенного материала, определения факторов, влияющих на интеллектуальное развитие познавательной сферы учащихся, развитие и объективизация учебных достижений. Это привело к необходимости использования технологии критериального оценивания с начальных классов.
Литература
1. Селевко Г.К Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств//-М.:НИИ школьных технологий, 2005.-208с.
2. Якиманская, И.С. Личностно-ориентиро-ванное образование: история и практика// Лич-ностно-ориентированное обучение: хрестоматия.
— М.: Совр. гум. ун-т , 2005. - С. 182-204.
3. Викулина, М.А. Личностно-ориентирован-ный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации // учеб. пособие - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. - 296 с.
4. -Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии // СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
5. Смирнова, Л.Е. Оценивание как механизм развития;
познавательной активности школьников в процессе обучения:
автореф. дис канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006.
- 26 с.
6. Голышев; И.Г. От розги к пятерке: Очерк истории, контроля и оценки знании, Чуваш, ун-т — Чебоксары, 2001 - 30 с.
7. Коменский, Я А. Великая дидактика // Лич-ностно-ориентированное обучение: хрестоматия. -М.: Совр. гум. ун-т, 2005.-С 11-15.
8. Якиманская И.С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных пред-
14
# 27, (2018) | Sciences of Europe
ставлений у школьников. //Повышение эффективности и качества преподавания черчения. Под редакцией А.Д.Ботвинникова. -М.: Просвещение, 1981. - С. 44 - 56.
9. Мадияров Н.К., Есалиев А.А., Тотикова Г.А. Психолого-физиологические основы формирования пространственных представлений у младших школьников при обучении математике. "Математика. Образование. Культура" к 240 летию со дня рождения Карла Фридриха Гаусса: материалы VIII Международной науч. конф. - Тольятти: Издательство ТГУ 2017, -С257-262.
10. Мадияров Н.К., Торебек Е.Ж., Тотикова Г.А. Развитие пространственных представлений
учащихся 5-6 классов при изучении начал геометрии. "Математика. Образование. Культура" к 240 летию со дня рождения Карла Фридриха Гаусса: материалы VIII Международной науч. конф. - Тольятти: Издательство ТГУ, 2017, -С262-267
11. Жетшсбаева С.О., Тотикова Г.А. Значение контроля знаний обучения математики в начальной школе. «VII Сатбаевские чтения»: междунар. науч. конф. молодых ученых., Повлодар, 2008, Т.16, -С 331-333.
12. Дроздикова-Зарипова А. Р. Педагогические условия и критерии содержательной оценки учебной деятельности учащихся средней школы: авто-реф. канд. пед. наук. Казань, 2002, 24 с.
ТЕОРЕТИЧНЕ ОБГРУНТУВАННЯ МОДЕЛЮВАННЯ В ПРОЦЕС1 ФОРМУВАННЯ ПРАВОВО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 МАЙБУТНЬОГО
1НЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА
Лазарчук Г.В.
Укра'тська ¡нженерно-педагоггчна академ1я (м. Харюв), аспгрант
THEORETICAL GROUNDS FOR MODELING IN THE PROCESS OF FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE ENGINEER-TEACHER
Lazarchuk H. V.
Ukrainian Engineering and Pedagogical Academy (Kharkiv), postgraduate student
АНОТАЦ1Я
Статтю присвячено теоретичному обгрунтуванню дощльносп i актуальносп використання методу моделювання педагопчних процеав у свил побудови моделi науково-методичного забезпечення форму-вання правово! компетентносп майбутнього iнженера-педагога.
ABSTRACT
The article is devoted to the theoretical substantiation of expediency and relevance of the method of modeling of pedagogical processes in the light of the construction of a model of scientific and methodological support for the formation of the legal competence of the future engineer-teacher.
Ключовi слова: моделювання, компоненти модели формування компетентносп, шженер -педагог, на-уково-методичне забезпечення.
Keywords: modeling, model components, competence formation, engineer-teacher, scientific and methodical support.
Постановка проблеми. Призначенням фахiвець певно! галузi е виконання покладених на нього професшних функцш, що визначаються як необхщш ввдповщно до вимог сустльства в цшому i конкретно! професшно! галузi зокрема. 1нженер-педагог економiчного профiлю - це фах!вець, який, маючи комплексу економiчну i педагогiчну освггу, здатний виконувати професiйнi функцii в економiчнiй галузi (забезпечення економiчних вщносин, явищ i процесiв), а також здiйснювати професiйну пiдготовку фахiвцiв економiчноi галузi.
Аналiз останнiх досл1джень i публiкацiй. Вiдповiдно до посади фахiвця iнженерно-педа-гопчно! галузi (адмiнiстративнi; техшчш; еко-номiчнi; педагогiчнi) значення здобувають рiзнi складники професiйноi компетентностi, що е до-слiдженими сучасними украшськими науковцями (Н. Брюханово!, Р. Горбатюком, О. Коваленко, М. Лазаревны, В. Хоменком та шшими). Науковцями
розкриваються рiзнi аспекти професiйноi тдго-товки майбутнього фахiвця, що забезпечуе го-товнiсть до професiйноi' дiяльностi. Актуальнють представляе сформованiсть правово! компетентности пошук пiдвищення ефективностi формування ще! професiйно важливо! характеристики майбутнього фах!вця.
Видiлення мевир1шемоТ рашше частини за-гальноТ проблеми. Процес професшно! пiдготовки майбутнiх фахiвцiв вимагае модершзацп в напрямi пошуку шляхiв забезпечення оновленого ввдповщно до сучасних вимог змюту, запро-вадження iнновацiйних технологш формування окреслених нормативними документами про-фесiйно значущих компетентностей. Таке осу-часнення науковцi пов'язують з використанням методу моделювання процеав, систем, явищ, що забезпечуе дослвдження певних об'ектiв шляхом ввдтворення iхнiх характеристик на iншому об'екп