Научная статья на тему 'Проблемы криминологической оценки воздействия экономических факторов преступности на интенсивность экстремистских проявлений в современной России'

Проблемы криминологической оценки воздействия экономических факторов преступности на интенсивность экстремистских проявлений в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА / EXTREMIST CRIMES / FACTORS OF CRIME / ECONOMIC DETERMINANTS OF CRIME OF EXTREMIST ORIENTATION / ECONOMIC TOOLS FOR THE PREVENTION OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Улезько Сергей Иванович

В статье выделены основные экономические элементы причинного комплекса преступности экстремистской направленности и проведен анализ степени их воздействия на криминогенную ситуацию в рассматриваемой сфере общественных отношений, связанных с предупредительной деятельностью общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of criminological impact assessment economic factors of crime on the intensity of the manifestations of extremism in modern Russia

The article highlights main economic elements of the causal complex crime extremist and analyzes their impact on the crime situation in this sphere of social relations associated with the preventive activities of the society and the state.

Текст научной работы на тему «Проблемы криминологической оценки воздействия экономических факторов преступности на интенсивность экстремистских проявлений в современной России»

Улезько Сергей Иванович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612585106)

Проблемы криминологической оценки воздействия экономических факторов преступности на интенсивность экстремистских проявлений в современной России

В статье выделены основные экономические элементы причинного комплекса преступности экстремистской направленности и проведен анализ степени их воздействия на криминогенную ситуацию в рассматриваемой сфере общественных отношений, связанных с предупредительной деятельностью общества и государства.

Ключевые слова: экстремистские преступления, факторы преступности, экономические детерминанты преступности экстремистской направленности, экономические инструменты профилактики экстремизма.

S.I. Ulezko, Doctor of Law, Professor, Professor of a Chair of Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612585106.

Problems of criminological impact assessment economic factors of crime on the intensity of the manifestations of extremism in modern Russia

The article highlights main economic elements of the causal complex crime extremist and analyzes their impact on the crime situation in this sphere of social relations associated with the preventive activities of the society and the state.

Key words: extremist crimes, factors of crime, economic determinants of crime of extremist orientation, economic tools for the prevention of extremism.

Преступления экстремистской направленности в современной России рассматриваются как один из наиболее опасных видов криминальной деятельности, влекущих за собой значительные и далеко идущие последствия, отличающиеся исключительной сложностью и системными угрозами национальной безопасности нашего государства. Неслучайно указанной проблеме уделено особое внимание в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, где прямо указано, что в ближайшем будущем страну ждет эскалация националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.

Экстремистская деятельность признана одной из основных угроз национальной без-

опасности наряду с такими явлениями, как терроризм, организованная преступность, наркотизация населения, незаконный оборот оружия, коррупция. В связи с этим отмечается необходимость постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, радикализма и экстремизма [1]. Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что экстремистские проявления давно уже приобрели транснациональный характер, обусловленный ростом числа международных террористических и экстремистских организаций, зачастую являющихся инструментами противостояния различных государств и военно-политических блоков, использующих это зло для разрушения конкурирующих идеологических и общественно- политических сообществ. Катастрофические результаты этой деятельности мы

159

наблюдаем на большинстве континентов нашей планеты.

Рассмотрение причинного комплекса преступности в целом и отдельных ее видов в криминологической науке традиционно начинается с оценки экономического состояния общества. Противоречивость и кризисные процессы в экономических отношениях порождают в большинстве случаев преступность как логический результат отсутствия социально-экономической стабильности. Не является исключением и экстремизм. Несмотря на бросающиеся в глаза политические, этнические, религиозные, идеологические корни экстремистской деятельности, тщательное рассмотрение комплекса детерминант исследуемого вида преступности неизбежно приводит к выводу о главенстве экономического фактора формирования мотивации преступного поведения экстремистов, вне зависимости от пропагандируемых целей их действий, будь то борьба за торжество национальной идеи или защита чистоты религиозных устоев.

Учитывая изложенное выше, хотелось бы кратко охарактеризовать взаимосвязь экономических факторов с состоянием криминогенной ситуации в сфере развития экстремистских проявлений в современном российском обществе. Анализ динамики абсолютных показателей преступности за последние 7 лет, начиная с пикового значения 2006 г., позволяет выявить достаточно устойчивую тенденцию снижения уровня преступности в Российской Федерации в целом и по наиболее значимым ее составляющим. Однако структурное соотношение посягательств на наиболее важные для стабильного развития государства общественные отношения не оставляет места для оптимистических прогнозов развития ситуации. Удельный вес корыстной и насильственной преступности остается стабильно высоким, причем последний характеризуется незначительным, но постоянным ростом. Аналогичная ситуация складывается в динамике преступлений экстремистской направленности. Абсолютный ее показатель в 2010 г. почти в три раза превысил значение 2006 г., после чего наблюдается некоторое снижение, но за последние три года ощутимых изменений не регистрировалось [2]. Данное обстоятельство требует тщательного изучения с целью выявления взаимосвязей и зависимостей развития экстремизма с другими явлениями и процессами, сопровождающими и характеризующими жизнь современного общества, в первую очередь с социально-экономическими отношениями. В итоге именно их оптимизация является наиболее эффективным инструментом

устранения и нейтрализации определяющих факторов преступности. С этой целью в нормативных источниках, отражающих долгосрочную стратегию развития нашего государства, формулируются приоритетные направления деятельности государственных и общественных институтов, позволяющие создать необходимую обстановку для их поступательного движения.

Одним из основных документов системы стратегического планирования в Российской Федерации является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 г. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера [3]. В частности, в нем указывается, что период развития России 2001-2008 гг. характеризуется подъемом экономики после завершения трансформационного кризиса и восстановления после валютного и бюджетного кризиса 1998 г. Среднегодовой темп роста ВВП к 2006 г. по размеру экономики достиг уровня 1991 г., а к концу периода на 18% превысил его. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила достичь значительного положительного сальдо платежного баланса, накопить валютные резервы. Система государственных финансов в кратчайшие сроки перешла от дефицита, неплатежеспособности, зависимости от зарубежных кредитов и огромного государственного долга к профициту, значительным объемам резервных фондов, одному из самых низких в мире уровню государственного долга. Экономический рост был поддержан ростом цен на нефть, газ и другие сырьевые товары, а также активным проведением структурных реформ и стабилизацией финансовых и экономических институтов [3]. Указанные обстоятельства определенным образом влияли на состояние и уровень преступности в Российской Федерации, были преодолены инерционные процессы, наметилась тенденция улучшения криминогенной ситуации. Вместе с тем, в настоящее время появился ряд новых и обострились уже имеющиеся кризисные явления, в первую очередь связанные с межгосударственными отношениями, где политические решения коррелируют с условиями социально-экономической жизни и влекут за собой долгосрочные изменения практически во всех сферах функционирования общества. Наиболее значимые из них отражены в прогнозной части

160

упоминавшейся уже Стратегии национальной безопасности РФ.

Каковы же характерные черты развития национальной экономики к настоящему моменту? Прежде всего, следует отметить сохранение относительно высокого уровня инфляции на потребительском рынке, который на протяжении большей части рассматриваемого нами периода составлял двухзначные значения. Кроме того, в условиях прогрессировавшего мирового финансового кризиса практически прекратился доступ к финансовым ресурсам на внешних рынках. Более того, инвесторы массированно изымали средства с развивающихся рынков. С августа 2008 по март 2009 г. чистый отток капитала из России превысил 200 млрд долларов США. Существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций, строительства, а также розничного товарооборота, что привело к замедлению общеэкономической динамики. Новым фактором в 2012 г. выступили резкое замедление темпов роста импорта и значительная ориентация внутреннего спроса на отечественную продукцию, что привело к пересмотру ценовой политики в отдельных отраслях отечественного производства. В целом именно 2012 г. охарактеризовался переходом к новой, более низкой траектории экономического роста при сохранении высоких экспортных доходов и стимулирующей бюджетной политике - факторов, которые могут быть исчерпаны в ближайшем будущем [3].

В подобной ситуации политика различного рода санкций, в первую очередь экономического характера, осуществляемая в отношении Российской Федерации рядом государств, как попытка повлиять на внешнеполитические решения, принимаемые в целях защиты национальных интересов, может рассматриваться как фактор, усиливающий отрицательное влияние указанных выше явлений и процессов на благосостояние населения. Учитывая, что экономическая ситуация - инфляция, рост цен, низкая оплата труда, уровень безработицы в государстве - неизбежно оказывает влияние на мотивы поведения людей, сказывается на принятии ими решений, в том числе и преступного характера, мы можем с уверенностью говорить о развитии факторов экстремистских проявлений в России, воспроизводящих данный вид преступности [4].

Анализируя статистические данные динамики уровня безработицы в нашем государстве и сопоставляя их со значениями, характеризующими развитие экстремистских проявлений, в ряде случаев мы наблюдаем их совпадение. Например, в 2008 г. уровень роста безработицы

составил 34%, регистрируемость преступлений экстремистской направленности выросла на 29%. В 2011 г. произошел спад безработицы на 35% по сравнению с 2008 г., в то же время произошел спад зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, и за довольно долгий период динамика стала отрицательной и составила -5,2%. К сожалению, это изменение не получило продолжения в позитивном направлении. Не стоит также забывать, что значительную часть безработных (порядка 40%) составляет молодежь в возрасте от 18 до 26 лет. Именно эта возрастная категория является наиболее подверженной влиянию экстремистских идеологий. Неслучайно для преступности экстремистской направленности наиболее активен возраст 25-30 лет.

Несмотря на комплекс социально-экономических мер, принимаемых государством в области формирования благоприятной демографической ситуации, страна переживает период ухудшения возрастного состава населения вследствие вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных контингентов, родившихся в экономически сложные 1990-е гг. Снижается численность населения трудоспособного возраста, к 2030 г. она прогнозируется на уровне 77,4 млн человек по сравнению с 87,5 млн человек в 2011 г. При этом численность населения старше трудоспособного возраста вырастет с 32,1 млн человек до 40,7 млн человек к 2030 г. В результате вырастет демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если в 2011 г. на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 г. будет приходиться 831 нетрудоспособный [3].

В этих условиях возрастает роль миграции населения в формировании трудового потенциала и его размещении по территории страны. На регулирование миграционных процессов направлена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Президентом РФ 8 июня 2012 г. № Пр-1490, в которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Одна из основных задач указанной концепции -совершенствование миграционного законодательства в части модернизации механизма определения потребности российской экономики в иностранных работниках, упрощения порядка въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов, развития образовательной и академической миграции, совершенствования

161

механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у российских физических лиц, содействия территориальной мобильности российских граждан.

К сожалению, современные реалии рыночных отношений в России свидетельствуют о неэффективном регулировании рассматриваемых процессов и негативном их влиянии на преступность. Низкая результативность контрольных функций государства приводит к росту числа неквалифицированных иностранных рабочих, наводнивших рынок труда, недобросовестные работодатели в целях экономии денежных средств нарушают не только миграционное, но и трудовое законодательство, игнорируя законные интересы работников, формируя значительный контингент безработных «гастарбайтеров», лишенных средств к существованию и пополняющих отечественную уголовную статистику корыстными и корыстно-насильственными преступлениями. Данное обстоятельство усиливает напряженность в обществе, питаемую этническими, конфессиональными и культурологическими конфликтами. На этом фоне растет число преступлений, совершаемых на почве национальной, религиозной, идеологической вражды и ненависти. Увеличивается уровень конфликтности в обществе, нетерпимости во взаимоотношениях между его членами.

Пытаясь переломить ситуацию, государство реформирует уголовное законодательство, ужесточая ответственность за известные преступления и криминализируя другие виды общественно опасного поведения. Так, Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» ужесточены санкции целого ряда статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. Существенной коррекции подверглись размеры такого весьма эффективного, по мнению большинства ученых, вида наказания, как штраф: установлен минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности в

сумме 100 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) виновного за период от 1 года; со 100 тыс. до 300 тыс. руб. поднят минимальный штраф за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой; за создание экстремистского сообщества предусмотрен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (прежде закреплялся только верхний предел - 200 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет (ранее - до 18 мес.); за участие в таком сообществе - штраф до 100 тыс. руб. (до этого - до 40 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период до 1 года (а не до 3 мес). Социально-демографические исследования личности преступника-экстремиста показывают, что указанные выше размеры штрафных санкций весьма высоки для подавляющего большинства участников противоправных действий экстремистского характера, поэтому возможность достижения целей наказания в данном случае представляется нам сомнительной.

Еще один пример законодательных новелл - Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнивший особенную часть УК РФ статьей, предусматривающей ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (ст. 2823 «Финансирование экстремистской деятельности»). В данном случае пособничество совершению преступления или приготовление к его совершению стало самостоятельным оконченным преступлением. Общая идея законодателя понятна - ужесточение уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 //Рос. газ. 2009. 19 мая.

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/

1. On the National security strategy of the Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 № 537 //Rus. newsp. 2009. May 19.

2. Official website of the Ministry of the Interior of

Russia. URL: www.mvd.ru/presscenter/statistics/ reports/

162

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Министерством экономического развития РФ. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 03.04.2013).

4. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

3. The forecast long-term social economic development of the Russian Federation for the period up to 2030: developed by the Ministry of economic development of the Russian Federation. URL: www.consultant.ru (date of access: 03.04.2013).

4. Criminology: textbook / ed. by V.N. Kud-ryavtsev and V.E. Eminov. 4th ed., rev. and add. Moscow, 2010.

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.